Упрощённая система налогообложения (УСН) — это специальный налоговый режим в РФ, цель которого — снижение налогового бремени на субъекты малого бизнеса, а также облегчение ведения бухгалтерского учёта.
Роль УСН в развитии современных малых предприятий
Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании перспективных отраслей экономики. Помимо основного режима осуществления этой функции есть и специальные режимы.
Популярность УСН растет из года в год, а количество компаний, которые переходят на нее, неуклонно увеличивается. Аналитические издания рассматривают среди достоинств этой формы уплаты налогов простоту учета и возможность экономии на налогах.
Использование УСН способно снизить объем налоговых выплат, при этом минимизируются платежи в бюджет. По сути малые и средние предприятия сегодня представляют собой основу экономики наиболее развитых государств. Малый бизнес становится важным элементом рыночной экономики. Ни одно государство не может развиваться гармонично без этого.
Как учитывать расходы на УСН?
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
В последние годы законодатель рассматривает вопросы о том, чтобы принять новые законы, постановления, указы. Они будут направлены на дополнительную поддержку малого бизнеса. Для улучшения положения предпринимателей вводятся специальные налоговые режимы (например, налоговые каникулы, упрощение форм сдачи деклараций).
Особенности УСН
С 2016 года предприниматели, которые находятся на УСН, вправе открывать представительства. Изменения выгодны владельцам бизнеса, но представляют и определенную опасность, поскольку филиалы остались под запретом. Это значит, что котроллеры станут проверять открытые представительства на их соответствие положениям закона.
Отдельный вопрос касается увеличения штрафов для предпринимателей, при этом ответственность за соблюдение порядка представления отчетности в Росстат стала строже.
УСН — это идеальная система для представителей малого бизнеса, нововведения 2016 года способствовали улучшению его положения. Но во всем есть подводные камни, поэтому упрощенную систему также необходимо корректировать под реалии современности.
«Упрощенная система налогообложения как инструмент развития малого предпринимательства в России»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Среди требований к предпринимателям, переходящим на УСН можно выделить:
- Максимальный предел дохода – 120 млн. рублей (меньше, учитывая ежегодную индексацию);
- Максимальная выручка юридического лица за 9 месяцев года, в котором осуществлена подача заявления о переходе на упрощенку, – 90 млн. рублей;
- Размер допустимой остаточной стоимости основных средств – максимум 150 млн. рублей.
Использование УСН предприятиями предполагает освобождение от уплаты налога на прибыль (исключая налог, который уплачивается с дохода и при ведении операций по договорам о совместной деятельности), налога на добавленную стоимость (за исключением его уплаты в процессе ввоза продукции на территорию России), налога на имущество предприятия. Последний исчисляется в соответствии с результатами хозяйственной деятельности компании за налоговый период.
Вебинар «Финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства»
Если УСН использует индивидуальный предприниматель, то он должен быть освобожден от уплаты НДФЛ, налога на имущество и НДС.
В случае применения УСН происходит замена перечисленных налогов уплатой единого налога, исчисление которого производится по результатам хозяйственной деятельности за определенный налоговый период. Помимо уменьшения числа налогов, уплачиваемых в бюджет, также происходит снижение и налоговой ставки.
Если в качестве объекта для налогообложения выступает «доход организации», то использоваться будет ставка 6%, а если «доходы, уменьшенные на величину расходов», то происходит применение ставки в размере 15% (статья 346.18 и статья 346.20 Налогового Кодекса). Законы субъектов РФ могут устанавливать так называемые дифференцированные налоговые ставки в пределах 5-15 %.
Исчисление налога происходит как произведение налоговой базы на налоговую ставку, поэтому процесс отличается от начисления непосредственно прямых и косвенных налогов, выполняющих по большей мере фискальную функцию. С помощью УСН пополняется и формируется бюджет государства и субъектов. Она играет регулирующую роль и призвана стимулировать хозяйственную деятельность. Чаще всего систему используют субъекты малого и среднего бизнеса, поскольку только их деятельность попадает под эти условия.
Экономический результат от применения УСН
Налог, который уплачен по УСН в полном объеме, должен быть зачислен в доходы бюджетов субъектов РФ. В случае использования упрощённой системы налогообложения, исполнение фискальной функции будет зависеть от числа налогоплательщиков, которые перешли на УСН.
Помимо сокращения количества налогов, упрощенная система предусматривает существенное упрощение в ведении бухгалтерского учёта. В некоторых моментах даже отсутствует обязанность по ведению бухгалтерского учёта (например, для индивидуального предпринимателя). Вместо бухгалтерского учета они ведут налоговый учёт, заполняя на основе него декларацию по УСН. Все эти послабления значительно облегчают деятельность малых и средних предприятий, давая стимул создавать новые хозяйственные единицы.
Роль УСН также заключается в том, что все предприниматели, воспользовавшиеся специальными режимами налогообложения, в условиях экономического кризиса, не стали безработными, а смогли самостоятельно найти свое дело и средства.
Предприниматели, работающие на УСН, создают новые рабочие места, платят зарплату наемным сотрудникам, не получая для данной цели бюджетные средства, а напротив, пополняя доход бюджета через единый налог, специальный патент и фиксированный налог. Это имеет опосредованный экономический результат, так как не происходит опосредованного расходования средств бюджета на заработную плату или соответствующую социальную помощь.
Источник: spravochnick.ru
Даешь упрощенку малому бизнесу!
В самом конце прошлого года Правительство внесло в Государственную Думу проект федерального закона, направленный на расширение возможностей использования упрощенной системы налогообложения.
Предложено разрешить оставаться на этом спецрежиме в случае превышения установленного в настоящее время порога 150 млн руб. выручки в год, но не более чем на 50 млн руб. При этом с квартала, в котором доходы превысили 150 млн руб., необходимо будет платить налог по повышенной ставке – не 6% с валового дохода или 15% с разницы между доходами и расходами, а соответственно 8% или 20% (условно такой режим можно назвать УСН+). Если в следующем году налогоплательщик возвращается к прежним параметрам выручки, то возвращаются и прежние ставки.
На сайте Правительства гордо сообщается, что тем самым создается новый переходный режим для субъектов малого и среднего предпринимательства. На самом деле, малому бизнесу и тем более среднему эти улучшения недоступны.
Дело в том, что УСН фактически предназначена лишь для микробизнеса: согласно утвержденной еще в 2016 г. правительственной классификации организации с годовой выручкой до 120 млн руб. относятся к микропредприятиям, до 800 млн руб. – к малым, до 2 млрд руб. – к средним.
Таким образом, в результате предлагаемых изменений возникнет лишь своеобразный люфт, позволяющий за относительно небольшую плату сохранить комфортный режим налогообложения и учета тем микропредприятиям, у которых выручка лишь случайно в один из периодов немного превысила установленный лимит.
В то же время, необходимость по-настоящему переходного режима от УСН к довольно суровой общей системе налогообложения не только сохраняется, но и усугубляется в связи с предстоящей отменой ЕНВД, ведь компаниям такие спецрежимы как патент и налог на профессиональный доход недоступны.
Спецрежимы для малого бизнеса отменяются…
Федеральным законом о развитии малого и среднего предпринимательства в числе мер государственной политики названы специальные налоговые режимы для малых предприятий. С упразднением ЕНВД налоговых спецрежимов для компаний малого бизнеса не остается, т.е. норма специального закона становится декларативной.
А для крупного – создаются?
На этом фоне нельзя не отметить, что для крупных компаний за последние годы постепенно фактически сформировался… специальный налоговый режим, предусматривающий многочисленные преференции и льготы, недоступные остальным. Судите сами:
— консолидированная группа налогоплательщиков;
— ускоренное возмещение НДС без банковской гарантии;
— предварительные соглашения о ценообразовании, симметричные корректировки и другие гарантии корректного пересмотра цен;
— РИПы, СПИКи, ТОРы и ОЭЗы;
— региональные льготы, предоставляемые в зависимости от размера инвестиций и т.п.
Венчает этот великолепный список нашумевший закон о защите капиталовложений: он предусматривает беспрецедентные меры налоговой поддержки инвесторов, но эти меры остались недоступны малому бизнесу.
Каждая отдельная преференция вроде бы объяснима, но в целом сложилась порочная система налогообложения, дискриминирующая бизнес по размеру, что недопустимо с точки зрения российской Конституции.
Как исправить дисбаланс?
Столь явный перекос в налоговой системе можно исправить путем более широкого использования режима УСН+, ведь «упрощенка» – весьма удачный, удобный и для налогоплательщиков, и для налоговых органов спецрежим по сравнению с общим режимом. Для этого надо разрешить компаниям малого бизнеса пользоваться УСН+, повысив предел по выручке до 850 млн руб. (с небольшим запасом).
Кстати, расширение круга пользователей УСН за счет включения в него малых предприятий позволило бы расширить и круг тех, кому другим правительственным законопроектом, также внесенным в Госдуму в конце декабря, предоставляется право переложить исчисление налога при УСН на налоговые органы.
Кроме того, для тех, кто исчисляет налог самостоятельно, следует предусмотреть возможность работать в режиме «УСН с НДС» (как при ЕСХН с 2019 года).
Проблема дробления бизнеса может обостриться
Резкое повышение налогового бремени в связи с отменой ЕНВД неизбежно вынудит налогоплательщиков искать способы выживания, а это вновь обострит проблему искусственного дробления: малые предприятия, чтобы не разориться, особенно в текущих условиях, будут пытаться воспользоваться режимом, предназначенным изначально для микропредприятий.
И простое повышение порогов (Опора предлагает повысить лимит для упрощенки до 300 млн руб.), и введение УСН+ могут привести не только к оправданному выпадению доходов, связанному с государственной поддержкой малого бизнеса, но и к увеличению рисков бюджетных потерь из-за расширения практики искусственного дробления бизнеса.
К дроблению подталкивает и снижение ставки страховых взносов до 15%, антиковидные и другие ожидаемые преференции для МСП.
Поэтому одновременно надо нормативно определить допустимые пределы дробления бизнеса. Еще в Основных направлениях налоговой политики на 2010 – 2012 гг., более 10 лет назад, Правительство признало необходимость включения в налоговое законодательство положений, предотвращающих злоупотребления использованием упрощенной системы налогообложения путем дробления бизнеса и создания компаний-сателлитов. Изменения до сих пор не внесены, вопрос не снят. На мой взгляд, следует закрепить, что если взаимозависимые лица занимаются одинаковыми видами деятельности (например, сетевые магазины, кафе, аптеки) или включены в единый технологический цикл (например, производство, переработка и реализация), то лимит для УСН и УСН+ определяется не по одному лицу, а по консолидированной выручке группы, поскольку экономически это единый бизнес. При этом надо прямо закрепить, что выделение различных видов деятельности на отдельные юрлица, даже если они принадлежат одному лицу, не должно считаться искусственным дроблением.
Программа налоговой реабилитации
В случае введения в налоговое законодательство четких критериев соотношения категорий юридического лица и бизнеса необходимо одновременно провести программу реабилитации «дробленцев». Если амнистия проводится для крупных офшорных капиталов, то почему она не может быть проведена для малых предпринимателей, которые работают в России?
Повсеместно чувствуется мощный прессинг налоговой службы, направленный на истребление дробления как схемы, однако гораздо эффективнее было бы его сочетание с положительными стимулами к добровольному исправлению. Для этого необходимо в официальных разъяснениях разрешить целый ряд методологических вопросов, связанных с налоговой реконструкцией исходя из того, как должно было быть изначально, т.е. на самом деле, а именно:
- Порядок определения лица, на которое должны быть консолидированы доходы.
- Подтверждение того, что НДС должен определяться в пределах сформировавшейся цены.
- Необходимость учитывать во избежание двойного налогообложения добавленной стоимости, что доначисленный упрощенцем НДС покупатели – плательщики НДС – не примут к вычету, если истек трехлетний срок или этих покупателей уже нет (организации ликвидированы, утрачены связи и т.д.).
- Необходимость полного учета всех расходов, а не ограниченного, как при УСН.
- Необходимость полной консолидации/переноса расходов, относимых к полученным и принудительно консолидированным налоговым органом доходам.
- Возможность учета уплаченного единого налога при УСН в счет налога на прибыль или подтверждение возможности его полного возврата/зачета независимо от срока уплаты.
Нерешенность этих вопросов приводит к тому, что борясь с недоплатами, государство берет с излишком, обдирая предпринимателей как липку.
Необходимо также предусмотреть возможность предоставления отсрочек при самостоятельной подаче уточненных деклараций, т.к. налогоплательщики не имеют возможности единовременно уплатить заявленные в декларациях дополнительные суммы, что приводит к блокировке счетов, привлечению приставов и другим принудительным мерам, порой доводящим до банкротства стабильно работавший бизнес, который подавал отчетность, платил посильные налоги и создавал рабочие места.
Нужно исключить и уголовное преследование за одно лишь отсутствие деловой цели хозяйственных операций, т.к. это не является уклонением.
Вот что надо делать, а не понуждать компании, заподозренные в дроблении, к отказу от своего конституционного права на защиту, от прав налогоплательщиков, как это предлагают некоторые должностные лица ФНС в своих интервью.
Источник: zakon.ru
Упрощенная система налогообложения как инструмент развития малого предпринимательства в России — теоретически основы, особенности и результат
Без надежной и четкой налоговой системы малый бизнес не имеет возможности развиваться и просто стабильно функционировать, что замедляет экономический рост нашей страны и усугубляет зависимость от товарных монополий — а это уже можно рассматривать как угрозу национальным интересам, даже если принципы государственной налоговой политики будут и дальше отстаиваться.
Торговля, услуги, строительство — во многих странах доминирование малого бизнеса в этих отраслях распространено. Она также широко распространена в химической и энергетической промышленности, в измерительных приборах и машиностроении, в логистике и авиации, в телекоммуникациях и во многих других высокотехнологичных производственных отраслях.
Международный опыт показывает, что специальные налоговые режимы способствуют расширению налоговой сети и сокращению незарегистрированной экономической деятельности. Они более приемлемы для малого бизнеса, чем общее лечение. Однако упрощение налогообложения и сокращение административных расходов (как для малого бизнеса, так и для налогового администрирования) зачастую не достигается специальным режимом. Основными причинами этого являются отсутствие ясности в определении категорий налогоплательщиков и несоответствие презумпции налогообложения различным параметрам как друг с другом, так и с общим режимом. Недостатки в формировании и функционировании специальных налоговых режимов, общие для многих стран, характерны и для России.
Теоретические основы упрощенной системы налогообложения
В России первые шаги по поддержке малого бизнеса государством были сделаны в середине 1990-х годов прошлого века. В частности, в рамках реализации положений Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в 1995 г. был введен специальный налоговый режим: упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предпринимателей. Так, специальные налоговые режимы (в частности, упрощенная система налогообложения) эффективно применялись еще до принятия Налогового кодекса РФ, поскольку в Законе РФ от 27.12.1991 г. № 21184 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее — Закон РФ от 27.12.1991 г.) никаких положений на этот счет не было. (далее — Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118-I).
В первоначальной редакции статьи 18 НК РФ «Особые налоговые режимы» термин «особый налоговый режим» упоминался как система мер налогового регулирования, применяемая в случаях и порядке, установленных НК РФ, в то время как перечень особых налоговых режимов в НК РФ не устанавливался. Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ установлена новая редакция данной статьи НК РФ, согласно которой специальный налоговый режим признан особым порядком исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период времени, применимым в случаях и порядке, установленных НК РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами. В то же время Налоговый кодекс РФ установил перечень специальных налоговых режимов, в том числе — СНС субъектов малого предпринимательства.
С 1 января 2005 года действует статья 18 «Особые налоговые режимы» Налогового кодекса РФ в новой редакции, согласно которой специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождать от уплаты некоторых налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 «Федеральные налоги и сборы», «Региональные налоги» и «Местные налоги» Налогового кодекса РФ. Статья 18 «Особые налоговые режимы» НК РФ приводит перечень видов особых налоговых режимов в соответствие с частью II НК РФ, которая содержит посвященные им главы, в том числе главу 26.2 «Упрощенная система налогообложения».
Упрощенная налоговая система (УНС) представляет собой особый налоговый режим в Российской Федерации, целью которого является снижение налоговой нагрузки на субъектов малого предпринимательства, а также облегчение ведения бухгалтерского учета.
Роль УСН в развитии современного малого бизнеса
Одной из функций налоговой системы является стимулирование перспективных отраслей экономики. Помимо основного способа реализации этой функции, существуют специальные режимы.
Популярность УСН растет с каждым годом, и число компаний, переходящих на нее, постоянно растет. К преимуществам данной формы налогообложения относятся аналитические публикации, простота учета и возможность экономии налогов.
Использование УСН может уменьшить сумму уплаченного налога при одновременном сведении к минимуму платежей в бюджет. Действительно, малые и средние предприятия в настоящее время являются основой экономики большинства развитых стран. Малый бизнес становится важным элементом рыночной экономики. Ни одно государство не может гармонично развиваться без них.
В последние годы законодатели заняты принятием новых законов, постановлений и декретов. Они направлены на оказание дополнительной поддержки малому бизнесу. Для улучшения положения предпринимателей вводятся специальные налоговые правила (например, налоговые льготы, упрощение форм подачи деклараций).
Экономический результат от применения УСН
Налог, уплаченный в полном объеме при упрощенной системе налогообложения, зачисляется в доходы бюджетов субъектов РФ. При использовании упрощенной системы налогообложения выполнение налоговой функции зависит от количества налогоплательщиков, перешедших на УСН.
Упрощенная система не только сокращает количество налогов, но и существенно упрощает бухгалтерский учет. В некоторых случаях даже нет обязательства вести счета (например, для индивидуальных трейдеров). Вместо того, чтобы вести бухгалтерский учет, они ведут налоговый учет на основе декларации по УСН. Все эти льготы значительно облегчают работу малых и средних предприятий и создают стимулы для создания новых субъектов хозяйствования.
Роль УСН также заключается в том, что все предприниматели, использовавшие специальные налоговые режимы в условиях экономического кризиса, не стали безработными, а сумели найти свое дело и деньги.
Предприниматели, работающие по упрощенному налоговому режиму, создают новые рабочие места, выплачивают заработную плату наемным работникам, не получая за это бюджетных средств, а наоборот, пополняют доходы бюджета единовременным налогом, специальным патентом и фиксированным налогом. Это имеет косвенный экономический результат, поскольку отсутствуют косвенные расходы бюджетных средств на заработную плату или связанные с ней социальные выплаты.
Особенности УСН
С 2016 года предприниматели, находящиеся в упрощенной системе налогообложения, имеют право открывать представительства. Изменения выгодны для владельцев бизнеса, но в то же время представляют определенную опасность, так как филиалы остаются под запретом. Это означает, что инспекторы будут проверять открытые представительства на соответствие закону.
Другой вопрос — увеличение штрафов для владельцев бизнеса, а также ужесточение ответственности за соблюдение процедур отчетности Росстата.
УСН является идеальной системой для представителей малого бизнеса, и инновации 2016 года помогли улучшить их положение. Но все имеет свои подводные камни, и поэтому даже упрощенная система должна быть адаптирована к сегодняшним реалиям.
Среди требований, предъявляемых к предпринимателям при переходе на упрощенную систему налогообложения, есть и такие:
- Максимальный лимит доходов — 120 млн. рублей (меньше, с учетом годовой индексации);
- Максимальный оборот юридического лица за 9 месяцев года, в который подана заявка на переход на упрощенную систему налогообложения, — 90 млн. рублей;
- Размер допустимой остаточной стоимости основных средств — максимум 150 млн. рублей.
Использование предприятиями упрощенной системы налогообложения предполагает освобождение от налога на прибыль (за исключением налога к уплате на доходы и на деятельность по договорам о совместной деятельности), НДС (за исключением его уплаты при ввозе продукции на территорию РФ), налога на имущество организаций. Последний рассчитывается по результатам хозяйственной деятельности предприятия за налоговый период.
Если упрощенная система налогообложения используется индивидуальным предпринимателем, то он должен быть освобожден от уплаты подоходного налога с физических лиц, налога на имущество и НДС.
В случае применения упрощенной системы налогообложения указанные налоги заменяются единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности за данный налоговый период. Помимо сокращения количества налогов, уплачиваемых в бюджет, снижается и налоговая ставка.
Если объектом налогообложения является «доход организации», то применяется ставка в размере 6 процентов, а если «доход уменьшается на сумму расходов», то применяется ставка в размере 15 процентов (п.18 ст. 346 и п.20 ст. 346 Налогового кодекса). Законодательство субъектов Российской Федерации может устанавливать так называемые дифференцированные налоговые ставки в диапазоне 5-15%.
Налог рассчитывается как произведение налоговой базы и налоговой ставки, поэтому процесс отличается от прямого начисления прямых и косвенных налогов, которые в большей степени имеют налоговую функцию. С помощью УСН пополняется и формируется бюджет государства и субъектов. Она выполняет регуляторную функцию и призвана стимулировать экономическую деятельность. Чаще всего этой системой пользуются малые и средние предприятия, поскольку только их деятельность подпадает под эти условия.
- Экономическая теория
- Экономика
- Изменения уровня жизни, денежных доходов и удовлетворенности населения в субъектах РФ в 1990-2017 гг. — понятие, области анализа и уровень зарплаты
- Демонетизация законного средства платежа — формы денег и концепция
- Потенциал использования экономических ресурсов — концепция, виды, основы и сущность
- Внешнеторговые связи России с ЕС — соглашение, риски и сотрудничество
- Профицит государственного бюджета — суть, функции и излишки
- Налоговая система РФ и пути ее совершенствования — концепция и особенности
- Поздний меркантилизм — особенности, теория, представители и недостатки
- Факторы, влияющие на финансовую политику — концепция, суть и компоненты
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Источник: www.evkova.org