УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
С 1 января 2003 г. в действие вступила гл. 26.2 Налогового кодекса РФ «Упрощенная система налогообложения». До этого момента порядок налогообложения малых предприятий регулировался Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
Главным преимуществом упрощенной системы налогообложения по сравнению с ранее действовавшей является возможность планирования налогового бремени самим налогоплательщиком за счет вариативности объекта налогообложения и добровольного характера выбора самой упрощенной системы налогообложения.
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о таком переходе, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 248 Налогового кодекса РФ, не превысил 15 млн руб. (с учетом коэффициента-дефлятора, ежегодно устанавливаемого Правительством РФ).
УСН. Кто относится к малому бизнесу
Не могут перейти на упрощенную систему налогообложения:
- 1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
- 2) банки;
- 3) страховщики;
- 4) негосударственные пенсионные фонды;
- 5) инвестиционные фонды;
- 6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- 7) ломбарды;
- 8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
- 9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
- 10) нотариусы, занимающиеся частной практикой;
- 11) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
- 12) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с гл. 26.1 Налогового кодекса РФ;
- 13) организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%;
- 14) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;
- 15) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб.
Индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента, если они осуществляют виды деятельности, перечисленные в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ:
Критерии отнесения бизнеса к субъектам малого и среднего предпринимательства
- 1) ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;
- 2) ремонт, окраска и пошив обуви;
- 3) изготовление валяной обуви;
- 4) изготовление текстильной галантереи;
- 5) изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц;
- 6) изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд;
- 7) изготовление оград, памятников, венков из металла и др.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает освобождение от уплаты следующих налогов:
- • налога на прибыль организаций;
- • налога на добавленную стоимость (НДС), за исключением НДС,
подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров
на таможенную территорию Российской Федерации;
- • налога на имущество организаций;
- • единого социального налога.
Эти налоги заменяются единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты следующих налогов:
- • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности);
- • НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
- • налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
- • единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Объектом налогообложения признаются:
- • доходы (налоговая ставка устанавливается в размере 6%);
- • доходы, уменьшенные на величину расходов (в этом случае налоговая ставка устанавливается в размере 15%, но может быть снижена законами субъектов Российской Федерации до 5%). Выбор объекта налогообложения осуществляется самой организацией, за исключением участников простого товарищества. Объект налогообложения может меняться ежегодно с начала нового календарного года при условии, что организация сообщит об этом в налоговые органы до 20 декабря текущего года.
Если по итогам налогового (отчетного) периода доход организации превысит 20 млн руб. (с учетом коэффициента-дефлятора, ежегодно устанавливаемого Правительством РФ) или будут нарушены установленные критерии по среднесписочной численности или остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, организация считается перешедшей на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
Среди преимуществ перехода организации на упрощенную систему налогообложения можно назвать снижение объема учетных работ и сокращение документооборота. Это обусловлено существенным упрощением налогового учета, снятием обязанности выписывать счета-фактуры, вести книги продаж и покупок, составлять и сдавать многочисленные формы отчетности по налогам.
Согласно ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.
Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями утверждены приказом Минфина РФ от 31 декабря 2008 г. № 154н (рис. 12.1).
Рис. 12.1. Форма раздела I «Доходы и расходы» Книги учета доходов и расходов
Не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы налоговую декларацию по установленной форме. С 2009 г. организациям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, разрешено не представлять квартальные налоговые декларации. Однако уплачивается единый налог по итогам каждого квартала не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, и не позднее 31 марта по итогам года.
При исчислении единого налога доходы и расходы организации учитываются по правилам гл. 26.2 НК РФ. В этой главе установлен ограниченный перечень расходов, принимаемых к расчету. Поэтому налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, должны быть очень внимательны при расчете налоговой базы.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, могут уменьшить налоговую базу на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога или авансовых платежей по налогу не может быть уменьшена более чем на 50%.
Источник: studref.com
Критерии малого предпринимательства как субъекта налогообложения
Федеральный Закон от 24.07.2007 № 209_ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относит:
* внесенные в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий),
* физических лиц, внесенных в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — индивидуальных предпринимателей,
* крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения. В настоящее время постановлением Правительства от 22.07.2008 № 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
микропредприятия — 60 млн руб.;
малые предприятия — 400 млн руб.;
средние предприятия — 1000 млн руб.
Упрощенная система налогообложения (УСН) организаций
УСН организациями применяется наряду с общей системой налогообложения. Добровольно применяющие ее освобождаются от уплаты налогов на имущество, прибыль, ЕСН, НДС (кроме НДС, уплачиваемого при импорте).
Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам 9 мес. года, в котором она подает заявление о переходе, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превысил 15 млн руб. (без учета НДС).
Указанная величина предельного размера доходов организации, ограничивающая ее право перейти на УСН, подлежит индексации на коэффициент_дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущий, а также на коэффициенты_дефляторы, которые применялись ранее. Коэффициент_дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ. В 2008 г. этот показатель составляет 1,34, а предельный размер дохода — 20 млн 100 тыс. руб. (15 млн руб. Ч 1,34).
Объектом налогообложения признаются:
а) доходы; б) доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляет сам налогоплательщик. Объект налогообложения не может меняться в течение трех лет с начала применения УСН.
Если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6% .
Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка — 15% .
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа (АП) по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно I квартала, полугодия, 9 мес. с учетом ранее уплаченных сумм квартальных АП по налогу.
Сумма налога (квартальных АП по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период в соответствии с законодательством, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50%.
Уплаченные АП по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Уплата налога и квартальных АП по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства ИП).
Налог уплачивается не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом. Квартальные АП уплачиваются не позднее 25_го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Источник: studbooks.net
Налогообложение малого бизнеса. Влияние упрощенной системы налогообложения на финансовое состояние малых предприятий
Сложившаяся в экономике ситуация требует незамедлительного совершенствования налоговой системы. Проблема чрезвычайно многогранна и делится на ряд частных проблем; К ним относятся: введение монополий на ряд товаров, ограничения доходов естественных монополистов, налоговое стимулирование инвестиционного процесса и производителей и много других. Какие-то мероприятия надо проводить немедленно, чтобы получить быстрый эффект, с какими-то можно подождать до определенной перспективы.
Представляется, что рациональное решение налогообложения малого бизнеса, в котором влияние неустойчивого, кризисного состояния финансовой системы на деятельность хозяйствующих субъектов проявляется особенно остро, может дать положительный результат достаточно быстро, поскольку одной из особенностей этого вида бизнеса является не столько его способность быстро разрушаться, сколько способность быстро восстанавливаться.
Нельзя сказать, что в последние годы налогообложению малого бизнеса совсем не уделялось внимания. Скорее наоборот: здесь значительно больше новаций, чем в других секторах экономики. Прежде всего это отражается в выходе в 1995 г. Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» и в 1996 г. Закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В июле 1998 г. вышел Закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».
Я же хочу более подробно рассмотреть влияние упрощенной системы налогообложения на состояние малых предприятий.
Переход на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности осуществляется малыми предприятиями на основании и в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ [1].
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности применяется наряду с общепринятой системой, установленной законодательством Российской Федерации.
Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход на упрощенную систему или возврат к общепринятой системе, предоставляется организациям в добровольном порядке.
Переход на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности осуществляется малыми предприятиями при условии их соответствия следующим критериям:
- 1. Среднесписочная численность работников (до 15 человек), включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, а также работников филиалов и подразделений, не являющихся самостоятельными юридическими лицами
- 2. Совокупный размер валовой выручки в течение года (не выше 100.000-кратного размера МРОТ), предшествующему кварталу, в котором подано заявление на право применения упрощенной системы
Организации, не подлежащие переводу на упрощенную систему
Не подлежат переводу на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства:
- — занятые производством подакцизной продукции;
- — созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий;
- — кредитные организации;
- — страховщики;
- — инвестиционные фонды;
- — профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- — предприятия-игорного и развлекательного бизнеса;
- — другие организации, для которых Минфином
РФ установлен особый порядок ведения учета.
При этом не разрешается переход на упрощенную систему налогообложения и в том случае, если вышеуказанные виды деятельности являются лишь одним из направлений деятельности организации и формируют даже небольшую долю доходов в общем объеме ее выручки.
На основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» право перехода на упрощенную систему предоставляется предприятию, если оно по всем предусмотренным названным законом критериям соответствует понятию «субъект малого предпринимательства».
Таким образом, предприятие может выбирать между упрощенной и традиционной системами налогообложения. Выясним, по каким критериям следует делать выбор.
Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятия. Для перешедших на упрощенную систему предприятий сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений во внебюджетные фонды.
В законе предусмотрены два варианта налогообложения по упрощенной системе. Согласно первому — объектом налогообложения является совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал); согласно второму — валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта обложения осуществляется органом государственной власти субъекта РФ.
Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и следующими затратами:
стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, затрат на текущий ремонт, аренду помещений, аренду транспортных средств, расходов по уплате процентов за пользование банковскими кредитами (в пределах действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ плюс 3 %), оказанных услуг, а также суммами НДС, уплаченными поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений во внебюджетные фонды, государственных пошлин и лицензионных сборов.
Таким образом, совокупный доход — это разность между выручкой от реализации товаров (работ, услуг) и затратами предприятия. Однако состав затрат предприятий, перешедших на упрощенную систему, иной, чем предполагает традиционная себестоимость. В него не включаются затраты на оплату труда, амортизационные отчисления, представительские, командировочные и другие расходы.
Максимальная ставка налога на совокупный доход составляет 30 %.
Валовая выручка как объект налогообложения — это сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов. Если объектом налогообложения является валовая выручка, то максимальная ставка налога — 10 %. Конкретные ставки налогов при любом из двух объектов обложения устанавливаются решением органа государственной власти субъекта РФ. В отличие от налога на прибыль, ставки единого налога могут зависеть от вида деятельности предприятия.
Органы государственной власти субъектов РФ могут вместо установленных законом объектов налогообложения и ставок определять для предприятий в зависимости от рода их деятельности расчетный порядок применения единого налога на основе показателей по типичным организациям-представителям. Расчетный порядок имеет существенный ограничитель: при его применении суммы единого налога, подлежащие уплате, не могут быть выше определенных законом.
Исходя из изложенного попробуем определить, выгодно ли предприятию переходить на упрощенную систему налогообложения, и, если выгодно, то какой вариант упрощенной системы для него предпочтительнее. Хотя выбор варианта не является компетенцией предприятия, ему важно понять экономические последствия того или иного решения органов власти.
Критерий выгодности в данном случае один — чистая прибыль (или нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода.
Рассмотрим, насколько целесообразен для предприятия переход от традиционной к упрощенной системе налогообложения с совокупным доходом в качестве объекта обложения.
Совокупный доход меньше балансовой прибыли на сумму НДС по приобретенным материалам, которая включается в себестоимость продукции, так как предприятия, перешедшие на упрощенную систему, не платят НДС в бюджет.
Наконец, совокупный доход может быть больше или меньше балансовой прибыли на величину разницы между операционными доходами (стр. 090 ф. № 2) (за исключением выручки от реализации имущества) и операционными расходами (стр. 100 ф. № 2). При положительном сальдо совокупный доход меньше балансовой прибыли, при отрицательном — больше.
Суммарное воздействие всех перечисленных факторов определяет разницу величин балансовой прибыли и совокупного дохода. Следует учесть, что ставка налога на прибыль и максимальная ставка налога на совокупный доход почти не различаются. Следовательно, вопрос о выгодности перехода на упрощенную систему в данном случае определяется главным образом величиной объекта обложения.
В табл. 1 оценка целесообразности перехода на упрощенную систему показана на примере конкретных данных.
Таблица 1. Сравнительная оценка величин налога на прибыль и налога на совокупный доход, тыс. руб.
Источник: studwood.net