1. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
2. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.
Расходы на УСН | Чем грозит нарушение статьи 346.16 НК
Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
3. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.
Упрощенная система налогообложения УСН. Дата получения дохода. Экспорт. НДС. Куда платить налог
Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
4. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
5. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний, предусмотренных настоящим Кодексом.
Комментарий к статье 346.11
ФНС России в письме от 06.05.2008 N 03-1-03/1925 пришла к выводу, что суммы налога, предъявленные налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, налогоплательщику НДС, вычетам не подлежат, так как лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения, первоначально не признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость. Аналогичная позиция содержится в письмах Минфина России от 01.04.2008 N 03-07-11/126, от 24.10.2007 N 03-07-11/516, УФНС России по г. Москве от 08.07.2005 N 19-11/48885.
Однако в письме Минфина России от 11.07.2005 N 03-04-11/149 изложена противоположная позиция, а именно в случае, если поставщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, выставил покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога на добавленную стоимость, то вычет сумм налога на добавленную стоимость применяется в общеустановленном порядке.
Арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщика (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 11.03.2009 N КА-А40/1255-09).
Минфин России в письме от 23.11.2009 N 03-11-06/3/271 разъяснил, что при совмещении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с упрощенной системой налогообложения доходы по видам предпринимательской деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход, определяются с применением кассового метода.
В связи с тем что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а также по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доходы определяются нарастающим итогом с начала года, доходы по видам предпринимательской деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход в порядке, указанном выше, также необходимо определять нарастающим итогом с начала года.
Следует учитывать, что организация (индивидуальный предприниматель), являющаяся субъектом упрощенной системы налогообложения, не является плательщиком только тех налогов, которые прямо указаны в статье 346.11 НК РФ. Об этом говорит и Минфин России в письме от 02.02.2005 N 03-03-02-05/7.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) установлено, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 4 Закона N 129-ФЗ.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, т.е. в соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, и Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н.
Из пункта 4 статьи 346.11 НК РФ также следует, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
Источник: lawnotes.ru
Статья 346.11 (НК РФ) Налогового кодекса РФ. Общие положения
1. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)
2. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 21.07.2005 N 101-ФЗ, от 17.05.2007 N 85-ФЗ, от 22.07.2008 N 155-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 27.11.2010 N 306-ФЗ, от 02.04.2014 N 52-ФЗ, от 24.11.2014 N 376-ФЗ, от 30.03.2016 N 72-ФЗ, от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 101-ФЗ, от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
3. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 21.07.2005 N 101-ФЗ, от 17.05.2007 N 85-ФЗ, от 22.07.2008 N 155-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 27.11.2010 N 306-ФЗ, от 24.11.2014 N 366-ФЗ, от 29.11.2014 N 382-ФЗ, от 30.03.2016 N 72-ФЗ, от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 101-ФЗ, от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
4. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
5. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний, предусмотренных настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ)
Источник: city-advokat.ru
НДС и УСН
По общему правилу «упрощенцы» не являются плательщиками НДС, следовательно, они не должны исчислять этот налог при совершении операций, которые согласно положениям гл. 21 НК РФ являются объектом обложения НДС, не должны выставлять своим покупателям счета- фактуры, вести книги покупок и книги продаж.
С другой стороны, закон не запрещает «упрощенцам» выставлять счета-фактуры с НДС.
Но в этом случае «упрощенец» не имеет права оставить себе сумму НДС, полученную от покупателя и указанную в счете-фактуре, выставленном на имя покупателя. Поставщик-«упрощенец» обязан перечислить эту сумму НДС в бюджет и подать в налоговые органы налоговую декларацию по НДС за соответствующий налоговый период (квартал) (п. 5 ст. 173, п. 5 ст. 174 НК РФ).
При этом, поскольку формально «упрощенец» все равно не является плательщиком НДС, права на вычет «входного» НДС у него не возникает.
Часто у «упрощенцев», выставляющих своим покупателям счета-фактуры с НДС, возникает соблазн не платить полученный от них НДС в бюджет, ссылаясь на то, что они не являются налогоплательщиками НДС.
Какие санкции может применить налоговый орган, если в результате проверки будет обнаружено, что выделенные в счетах-фактурах суммы НДС в бюджет не уплачены?
Во-первых, налоговый орган взыщет с провинившегося «упрощенца» всю неуплаченную сумму НДС, а также пени за несвоевременную уплату.
Во-вторых, налоговый орган, скорее всего, оштрафует «упрощенца» по ст. 122 НК РФ, которая предусматривает ответственность за неуплату (неполную уплату) налогов в виде штрафа от 20 до 40% неуплаченной суммы налога.
Отметим, что правомерность таких действий налогового органа в последнее время с успехом оспаривается налогоплательщиками в судах. Судьи отказывают налоговым органам во взыскании штрафа за неуплату НДС. Мотивируются такие решения тем, что лица, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС, а штраф по ст.
122 НК РФ взыскивается только с налогоплательщиков (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 N 7623/06).
Лица, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС даже в том случае, если они выставляют своим покупателям счета-фактуры с выделением НДС. На них возлагается обязанность уплатить всю выделенную в счетах-фактурах сумму НДС в бюджет, но эта обязанность не делает их налогоплательщиками НДС (см. Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 08.05.2007 N А11-4838/2006-К2-22/434, Восточно-Сибирского округа от 27.08.2007 N А33- 1023/07-Ф02-5665/07, Дальневосточного округа от 07.03.2007 N Ф03-А73/07-2/188, ЗападноСибирского округа от 25.09.2007 N Ф04-6506/2007(38385-А45-31), Поволжского округа от 06.02.2007
N А65-10356/2006-СА2-11, Северо-Кавказского округа от 24.04.2007 N Ф08-824/2007- 344А, Уральского округа от 16.07.2007 N Ф09-5289/07-С3).
Кстати, аналогичными доводами судьи пользуются, признавая неправомерным взыскание с «упрощенцев» и пеней за несвоевременное перечисление сумм НДС в бюджет (см., например, Постановление Дальневосточного округа от 07.03.2007 N Ф03-А73/07-2/188).
Лишь ФАС Северо-Западного округа в настоящее время высказывает несколько иной подход. В Постановлении от 20.09.2007 N А56-31052/2006 судьи признали правомерным взыскание с «упрощенца» штрафа за неуплату НДС по ст. 122 НК РФ, но при этом все же отказали инспекции во взыскании пени за несвоевременную уплату НДС, мотивируя это тем, что пени могут быть взысканы только с налогоплательщика.
В-третьих, в НК РФ определена ответственность за непредставление в установленный срок налоговой декларации. Она предусмотрена ст. 119 НК РФ. Штраф по этой статье может быть весьма внушительным — он определяется в процентах от суммы налога, подлежащей уплате на основании непредставленной декларации . И налоговый орган практически наверняка будет настаивать на применении этой статьи к «упрощенцу», не представившему в налоговый орган декларацию по НДС.
Непредставление в установленный срок налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления.
Начиная со 181-го дня просрочки сумма штрафа возрастает до 10% за каждый полный или неполный месяц.
Но и в этом вопросе, так же как и со штрафом по ст. 122 НК РФ, судебная практика складывается не в пользу налоговых органов, поскольку ст. 119 НК РФ может быть применима только к налогоплательщикам соответствующего налога (т.е. за непредставление налоговой декларации по НДС по этой статье формально может быть оштрафовано только лицо, являющееся налогоплательщиком НДС) (см. Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 04.09.2007
N А82-16957/2006-20, Восточно-Сибирского округа от 23.08.2007 N А19-25016/06-43- Ф02-5780/07, Дальневосточного округа от 25.07.2007 N Ф03-А16/07-2/2651, Западно-Сибирского округа от 25.09.2007 N Ф04-6506/2007(38385-А45-31), Поволжского округа от 20.03.2007 N А49- 5936/06-269А/19, Уральского округа от 16.07.2007 N Ф09-5289/07-С3).
И еще один спорный вопрос непосредственно связан с ситуацией, когда «упрощенец» выставил покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС.
Вопрос такой: можно ли при исчислении налоговой базы по единому налогу уменьшить выручку от реализации на сумму НДС, полученную от покупателей и уплаченную в бюджет?
Сразу отметим, что в расходы (если применяется объект налогообложения «доходы минус расходы») «упрощенец» вправе включать только тот НДС, который уплатил он сам в составе цены за приобретенные товары, работы или услуги (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Что же касается доходов, то ст. 346.15 НК РФ предусматривает включение в состав доходов выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационных доходов, определяемых в соответствии со ст. 250 НК РФ.
В состав доходов при УСН не включаются: —
доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ; —
дивиденды, налогообложение которых произведено источником выплаты.
И все. Никаких исключений в ст. 346.15 НК РФ больше нет. На этом основании налоговые органы настаивают на том, что организация (предприниматель), применяющая УСН, не имеет права уменьшить налоговую базу по единому налогу на сумму НДС, полученную от покупателей и уплаченную в полном объеме в бюджет.
Минфин России привел свои аргументы в пользу этой позиции: п.
1 ст. 346.15 НК РФ установлено, что налогоплательщики, применяющие УСН, определяют доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав в соответствии со ст. 249 НК РФ, в которой не предусмотрено уменьшение доходов от реализации на суммы уплаченных налогов. Следовательно, при исчислении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, доходы от реализации на суммы уплаченного НДС не уменьшаются (см. Письма от 07.09.2007 N 03-04-06-02/188, от 31.01.2006 N 03-11-04/2/21, от 29.10.2004 N 03-03-02-04/1/41).
Что можно противопоставить позиции налоговых органов?
Во-первых, ст. 346.15 НК РФ при определении величины доходов отсылает налогоплательщиков к ст. 249 НК РФ, которая устанавливает правила определения размера выручки для целей исчисления налога на прибыль организаций. Как известно, при расчете налога на прибыль суммы НДС, предъявленные покупателям, в составе доходов не учитываются. Поэтому и при расчете единого налога «упрощенцы» сумму выручки должны брать без НДС.
Налоговые органы указывают на то, что исключение НДС из выручки предусмотрено ст. 248 НК РФ, на которую нет ссылок в ст. 346.15 НК РФ. Но отсутствие прямого указания на ст. 248 НК РФ, на наш взгляд, не означает, что выручка, определяемая в соответствии со ст. 249 НК РФ (на которую есть прямая ссылка в ст.
346.15 НК РФ), в целях исчисления единого налога должна признаваться вместе с НДС.
Во-вторых, можно еще вспомнить ст. 41 НК РФ, которая устанавливает принципы определения доходов для целей налогообложения. Согласно этой статье доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Очевидно, что суммы НДС, полученные «упрощенцем» от покупателей и перечисленные им в соответствии с законом (п. 5 ст. 173 НК РФ) в полном объеме в бюджет, никак не могут являться доходом «упрощенца».
Отрадно, что есть судебные решения, отражающие позицию, сходную с нашей.
Так, например, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 12.10.2005 N А66- 1094/2005 указал на отсутствие правовых оснований для включения в состав дохода, облагаемого единым налогом, уплачиваемым предпринимателем в связи с применением упрощенной системы налогообложения, сумм налога на добавленную стоимость, поступивших на его расчетный счет от покупателей товаров (работ, услуг) и перечисленных им в бюджет.
Аналогичное решение принял ФАС Уральского округа в Постановлении от 16.02.2006 N Ф09- 563/06-С2. *
При совершении «упрощенцем» операций в рамках договора простого товарищества (совместной деятельности) или в рамках договора доверительного управления налоговые органы всегда требовали от «упрощенцев» уплаты НДС, руководствуясь ст.
174.1 НК РФ (см. Письма Минфина России от 22.12.2006 N 03-11-05/282 и от 26.03.2007 N 03-07-11/70).
Данная статья возлагает на участника простого товарищества (договора о совместной деятельности), ведущего общие дела, обязанности плательщика НДС при совершении операций в соответствии с договором простого товарищества. То есть при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав в рамках договора простого товарищества такой участник обязан выставить покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС и в установленном порядке внести ее в бюджет. При этом у него возникает также право на вычет сумм налога (при наличии раздельного учета по операциям простого товарищества и по иной деятельности).
Аналогичные обязанности возникают у доверительного управляющего при совершении им операций в рамках договора доверительного управления имуществом.
Примечание. Налоговики всегда считали, что ст. 174.1 НК РФ распространяется на всех налогоплательщиков, независимо от применяемого ими налогового режима, в том числе и на лиц, применяющих УСН.
До 1 января 2008 г. данная позиция была более чем спорной, ведь ст. 174.1 НК РФ входит в гл. 21 НК РФ, следовательно, ее нормы распространяются только на налогоплательщиков НДС. «Упрощенцы» же по общему правилу гл. 26.2 НК РФ таковыми не являются.
Однако с января 2008 г. для требований налоговых органов, увы, появляются законные основания. В гл. 26.2 НК РФ Законом N 85-ФЗ внесены положения, распространяющие на «упрощенцев» нормы ст. 174.1 НК РФ .
Аналогичные поправки внесены в НК РФ и в отношении ЕСХН.
Источник: lib.sale