С 2023 года изменены сроки уплаты налога на добычу полезных ископаемых и водного налога, а также сроки представления деклараций по данным налогам. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 14.07.2022 №263-ФЗ во вторую часть Налогового кодекса РФ.
Так, начиная с 01.01.2023, налоги по указанным ресурсным платежам будут уплачиваться после срока представления налоговых деклараций. Представление деклараций должно осуществляться не позднее 25-го числа, а сумма налога уплачиваться не позднее 28-го числа месяца , следующего за истекшим налоговым периодом.
О водном налоге для владельцев водозаборных скважин. Коротко и ясно.
Если у вас есть лицензия на водозаборную скважину, то вы обязаны платить водный налог. Здесь я расскажу о том, как рассчитать водный налог, когда и сколько, а также на основании чего.
1. Когда? Один раз в квартал.
2. На основании чего? Вы должны вести журнал учета объема забора подземных вод по форме 1.1 и 1.2, куда вносите данные счетчика ежедневно (или в конце каждого месяца). По итогу за квартал у вас будет цифра фактически поднятой воды за квартал. Допустим 1500 куб. метров или 1,5 тыс.куб. метров.
Как снизить налоги ИП на УСН: как платить 1% по УСН «доходы»
3. Сколько? Допустим, вы владеете скважиной в Подмосковье. Сумма водного налога тогда будет определяться так:
НК РФ Статья 333.12. Налоговые ставки; → налоговый район «Центральный» → бассейн «Волга» → налоговая ставка в рублях за 1 тыс.куб.метров , забранной из подземных водных объектов — 360 руб., умноженный на коэффициент
Откуда коэффициент? (п.1.1. Налоговые ставки, установленные в пункте 1 настоящей статьи с учетом положений пунктов 2, 4 и 5 настоящей статьи, применяются в 2015 году с коэффициентом 1,15, в 2016 году — с коэффициентом 1,32, в 2017 году — с коэффициентом 1,52, в 2018 году — с коэффициентом 1,75, в 2019 году — с коэффициентом 2,01, в 2020 году — с коэффициентом 2,31, в 2021 году — с коэффициентом 2,66, в 2022 году — с коэффициентом 3,06, в 2023 году — с коэффициентом 3,52, в 2024 году — с коэффициентом 4,05, в 2025 году — с коэффициентом 4,65)
Водный налог для 2023 года:
360 руб.х3,52х1,5 тыс.куб.метров = 1900,8 руб.
Налоговая ставка с учетом указанных коэффициентов округляется до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Вы платите 1901 руб.
Не забудьте сдать декларацию и приложить копию журнала учета водопотребления!
Для декларации:
Код водопользования 12031
Код цели забора 3
КБК 182 107 03000 01 1000 110
Нет времени и желания вести самостоятельно журнал учета и делать расчеты? Доверьте мониторинг нам и мы будем это делать за вас!
4. Нужно ли сдавать декларацию, если скважиной не пользовались? ОТВЕТ: ДА!:
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.8 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 9 Водного кодекса РФ определено, что физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
При этом согласно статьям 10.1, 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» право пользования участком недр в целях добычи подземных вод возникает на основании решения комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Статьей 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Аналогично статьей 80 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 333.15 Налогового кодекса РФ налогоплательщики водного налога в срок, установленный для уплаты налога, представляют налоговую декларацию в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения.
Следовательно, обязанность представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков такого налога.
Таким образом, в случае наличия у организации лицензии на пользование недрами, предусматривающей возможность забора воды из водных объектов, организация является плательщиком водного налога и обязана представлять декларацию по водному налогу, в том числе в случае отсутствия факта забора воды из водных объектов в налоговом периоде.
В случае отсутствия забора подземных вод право пользования недрами может быть досрочно прекращено по инициативе недропользователя в порядке, установленном статьей 21 Закона «О недрах».
Расчет водного налога для СНТ:
Если у вас есть лицензия на водозаборную скважину, то вы обязаны платить водный налог. Здесь я расскажу о том, как рассчитать водный налог, когда и сколько, а также на основании чего.
1. Когда? Один раз в квартал.
2. На основании чего? Вы должны вести журнал учета объема забора подземных вод, куда вносите данные счетчика в конце каждого месяца. По итогу за квартал у вас будет цифра фактически поднятой воды за квартал. Допустим 1500 куб. метров или 1,5 тыс.куб. метров.
3. Сколько? Допустим, вы владеете скважиной в Подмосковье. Сумма водного налога тогда будет определяться так:
НК РФ Статья 333.12. Налоговые ставки; → налоговый район «Центральный» → бассейн «Волга» → налоговая ставка в рублях за 1 тыс.куб.метров , забранной из подземных водных объектов — 360 руб., умноженный на коэффициент
Откуда коэффициент? (п.1.1. Налоговые ставки, установленные в пункте 1 настоящей статьи с учетом положений пунктов 2, 4 и 5 настоящей статьи, применяются в 2015 году с коэффициентом 1,15, в 2016 году — с коэффициентом 1,32, в 2017 году — с коэффициентом 1,52, в 2018 году — с коэффициентом 1,75, в 2019 году — с коэффициентом 2,01, в 2020 году — с коэффициентом 2,31, в 2021 году — с коэффициентом 2,66, в 2022 году — с коэффициентом 3,06, в 2023 году — с коэффициентом 3,52, в 2024 году — с коэффициентом 4,05, в 2025 году — с коэффициентом 4,65)
Водный налог для 2023 года:
360 руб.х3,52х1,5 тыс.куб.метров = 1901 руб.
Налоговая ставка с учетом указанных коэффициентов округляется до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Вы платите 1901 руб.
Не забудьте сдать декларацию и приложить копию журнала учета водопотребления!
Для декларации:
Код водопользования 12031
Код цели забора 3
КБК 182 107 03000 01 1000 110
Нет времени и желания вести самостоятельно журнал учета и делать расчеты? Доверьте мониторинг нам и мы будем это делать за вас!
Источник: geoekoprojekt33.ru
Водный налог и плата за пользование водными объектами 2021
Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).
Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.
Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».
СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».
Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.
Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.
Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.
Регламентирующие законы
В 1992 году в нашей стране был принят Закон №2395-I «О недрах», указывающий перечень водных источников, где распространяется налог на скважины. Помимо этого, существует Постановление ВС РФ N 3314-1 «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» от 1994 года, где обозначен порядок лицензирования при использовании скважин. В этих нормативных документах дано четкое определение категорий скважин, которые подпадают под налогообложение.
При нарушении законодательства, лицо в судебном порядке подвергается штрафным санкциям.
Суммы возможных штрафов выглядят следующим образом:
- Физическое лицо — 3-5 тыс. рублей;
- Юридическое лицо — 88-100 тыс. рублей;
- Руководитель предприятия — 30-50 тыс. рублей.
В любом случае, нарушение Закона является наказуемым. Лучшим вариантом будет оформить свою артезианскую скважину согласно действующего законодательства, и платить умеренный налог. Такое решение является экономически выгодным и убережет вас от лишних судебных разбирательств. Помимо этого, в отношении правонарушителя может быть принято решение, обязывающее его ликвидировать самопроизвольный источник водоснабжения. В таком случае, он может остаться без воды.
Важно! Правительство РФ заинтересовано, чтобы его граждане были законопослушными. Для этого принят закон “Об амнистии”, согласно которого люди освобождаются от уплаты стоимости лицензии при оформлении скважины для хозяйственных и бытовых нужд при обращении до 01.01.2020 года. Это подходящий вариант для владельцев частных загородных домов, дачных кооперативов.
Какие объекты облагаются налогом
В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:
- простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
- поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
- сплав леса на специальных плотах/кошелях;
- ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.
Какие объекты не подлежат налогообложению
П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:
- орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
- борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
- создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
- использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
- другие виды деятельности, связанные с интересами государства.
Кто освобождается от налога на водяную скважину
В диспозиции статьи 18 закона «О недрах» сказано, что лицензированию не подлежат скважины, которые не используются в предпринимательских целях. Не начисляется налог на скважину в частном доме при соблюдении следующих условий:
- вода используется для ухода за приусадебным участком и домашними животными;
- ее глубина достигает не более 40 метров;
- с ней не пересекается центральное водоснабжение;
- вода не добывается в коммерческих целях для получения прибыли;
- суточное потребление не превышает 100 куб. метров.
Важно знать, что глубина может быть ограничена и 20 метрами, все зависит от особенностей местности.
Такая вода предназначается для хозяйственных нужд, для ее использования в качестве питья понадобится ставить дополнительные очистительные фильтры. Лишь при выполнении вышеуказанных условий скважина на приусадебном участке не подлежит налогообложению.
Во избежание недоразумений с проверяющими органами, на такую скважину необходимо заблаговременно оформить соответствующие документы, где будут указаны ее индивидуальные параметры. После этого для Вас будут нестрашны никакие проверки, либо непредвиденные изменения в законодательстве.
Налоговая база
Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:
- Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
- При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
- Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле: V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).
Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.
Налоговые ставки
На размер ставок водного налога влияют:
- сами объекты налогообложения;
- регионы, где расположены водные ресурсы;
- виды водных объектов.
По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2021 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.
Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.
ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.
С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.
Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.
НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.
Основные моменты ↑
Что означает понятие «Налогоплательщики водного налога», каков порядок его начисления и особенности уплаты в государственный бюджет?
За что именно вносится оплата, какие водоемы и какие виды деятельности населения и организаций облагаются налогом?
Определения
Под водным налогом понимают плату за использование водных ресурсов, что находится на территории государства. Уплата производится в федеральный бюджет.
До появления такого налога все граждане РФ должны были осуществлять перечисление средств, как плату за воду. Нововведения в нормативных актах вступили в силу с 2005 года.
Плательщики водного налога – это лица, которые проживают на территории РФ, и пользуются водными объектами в порядке, что строго регламентирован нормативными актами.
За что платить
Оплата налога за водопользование осуществляется, если предприятие или гражданское лицо, зарегистрированное в качестве ИП, пользуется водоемами в таких целях:
- для питья и бытовых потребностей населения;
- для сельскохозяйственных нужд;
- для использования в производственном процессе, в том числе и выработке электроэнергии;
- для осуществления лесосплава;
- чтобы добывать полезные ископаемые, торф, сапропель с днища;
- для проведения строительных работ (кроме создания защитного сооружения от негативного влияния вод; для того, чтобы улучшить качество воды).
- для иных целей государства и общественности.
Налог стоит рассчитывать в том случае, когда лица пользуются водоемами, применяя сооружения, технические средства, устройства, а также имеют на это разрешающие документы (лицензии), что составлены согласно договорам использования водного объекта.
Налог перечисляют в казну за использование:
- рек;
- моря;
- ручья;
- болота;
- канала;
- подземных источников;
- озера и т. д.
Нормативная база
Регламентирован порядок, сроки уплаты и исчисления сумм налога за водопользование гл. 25.2 НК. В этом законе отменено лицензирование поверхностными объектами.
Права на использование водоемов налогоплательщик получает при составлении договора или решений о возможном использовании ресурсов.
В соответствии со ст. 333.8 НК, плательщиками не считаются лица, что используют водоем согласно условиям, описанным в договоре или решении, что заключалось после того, как введен Водный кодекс.
Уплачивают они сбор неналогового характера за использование водного ресурса. С 1.01.2015 г. в ст. 333.12 внесено правки (закон от 24 ноября 2021 г № 366-ФЗ).
В документе говорится о ежегодной индексации ставок по водному налогу, что были действительны в предыдущем году. Применено повышающий коэффициент 1,15.
В будущем будут действовать следующие коэффициенты:
С 2021 г. | 1,32 |
В 2021 г. | 1,52 |
В 2021 г. | 1,75 |
В 2021 г. | 2,01 |
В 2021 г. | 2,31 |
В 2021 — 2025 гг. | 2,66, 3,06, 3,52, 4,05, 4,65 |
Ставка водного налога в 2021 г. – 81 руб./тыс. м3. Плательщики обязаны отчитываться в орган по месторасположению водного объекта за каждый налоговый период (квартал).
Подача декларации и уплата налога осуществляется до 20.01, 20.04, 20.07, 20.10, то есть в том месяце, что следует за отчетным периодом.
Налоговые ставки установлены законодательством по каждому водному объекту в отдельности, с учетом месторасположения, экономического р-на и вида использования вод.
Если превышено норму потребления, сумма налога будет исчислена по ставке, что больше обычной в 5 раз. При отсутствии квартального лимита, уплатить нужно будет ¼ от суммы годовой нормы.
Какой налоговый период по водному налогу смотрите в статье: водный налог. Все о госпошлине при вступлении в наследство в 2021 году, читайте здесь.
Исчисления сумм, что подлежат перечислению в государственную казну, плательщик проводит сам. Размер налога – это произведение налоговой базы, ставки налога. Общая сумма рассчитывается путем сложения показателей.
Льготы не установлены. В соответствии со ст. 27 НК, граждане могут использовать водоемы для собственных потребностей или для ведения бизнеса, зарегистрировавшись как ИП.
Для личного пользования водным объектом предоставляется полная свобода. Не относятся к водным объектам, что облагаются налогом:
- Забор вод из подземного источника, что содержит полезные ископаемые, ресурсы для лечения, а также термальных вод.
- Осуществление забора вод организациями-борцами с пожарами, или компаниями-ликвидаторами стихийного бедствия, аварии.
- Осуществление забора вод для таких видов попуска, как санитарный, экологический и судоходный.
- Забор морских и речных вод судном, чтобы обеспечить работу оборудования.
- Забор вод, использование акваторий водоемов предприятиями, основная деятельность которых – ловля рыбы, или ООО по производству водного биологического ресурса.
- Пользование акваторией водного ресурса для плавания на судне, маломерном средстве.
- Пользование акваторией для стоянок или размещения водного транспортного средства, коммуникации, здания, оборудования, а также для осуществления деятельности на воде и т. д.
- Акватория водоема, что используется с целью проведения мониторингов водного ресурса и другого ресурса, в том числе и для ведения такой деятельности, как поисково-съемочная, гидрографическая, геодезическая.
- Акватория водоема для расположения и проведения строительных работ для воднотранспортной отрасли, водопроводной, канализационной.
- Акватория вод, что используются плательщиками для организации отдыха людей с ограниченными возможностями, а также ветеранов и детей.
- Пользование водоемами при дноуглубительных и остальных видах деятельности, что связана с использованием судоходного водного пути или гидротехнического сооружения.
- Пользование водным ресурсом для потребностей обороны государства и его безопасности.
- Осуществление забора воды для полива сельскохозяйственных угодий, садового, дачного и огороднического участка, для водопоя животных.
- Осуществление забора шахтно-рудничной и коллекторно-дренажной воды из подземного источника.
- Пользование акваторией водоема рыбаками или охотниками.
Если плательщик использует водоемы для добычи недр, то будет применима к таким действиям статья 9 часть 3 (Водный кодекс).
Если организации признаются налогоплательщиками водного налога в качестве крупнейших, они должны подавать отчет по месту регистрации как крупнейшие плательщики (ст. 83).
Налоговый период и сроки уплаты налога
За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.
Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.
Итоги
Плательщиками водного налога являются юрлица, предприниматели и физлица, осуществляющие забор воды на основании лицензии. Ежеквартально они должны подавать декларацию по водному налогу и уплачивать полученную сумму в бюджет по месту нахождения водного объекта не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
- Налоговый кодекс РФ
- Водный кодекс РФ
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Порядок исчисления водного налога
Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.
В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.
Пример расчета налога
Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2021 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.
Как рассчитывается налог?
Налогоплательщик рассчитывает сумму налога самостоятельно. Рассчитывается она так:
ВН = Налоговая база х Ставка налога (с учетом коэффициентов)
имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины в бассейне реки Печора. Производство оборудовано средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования — 320 000 м3. За 1-й квартал 2021 года «Водица» использовала 360 000 м3 воды. Как рассчитать ВН за 1-й квартал 2019 года?
Считаем. В течение квартала «Водица» превысила лимит забора воды. Его величина составляет:
360 000 – 320 000 = 40 000 м3
Теперь налог будет складываться из двух составляющих: плата за основной лимит и плата за сверхлимит.
Считаем плату за использованный лимит. Мы знаем его объем. Узнаем ставку для 1000 м3 забранной воды и годовой коэффициент.
320 000 м3 × 300 рублей ÷ 1 000 м3 × 2,01 = 192 960 рублей
Считаем сверхлимит по той же схеме. В конце умножаем сумму на 5.
40 000 м3 × 300 рублей / 1 000 м3 × 2,01 × 5 = 120 600 рублей
Складываем обе суммы и получаем ВН за 1-й квартал 2021 года:
192 960 + 120 600 = 313 560 рублей
Источник: s70perm.ru
Дары природы или собственность государства: в каких случаях нужно платить водный налог? Кто является налогоплательщиками и по какой ставке?
Важным условием своевременного и правильного выполнения обязательств перед бюджетом является осведомленность граждан и предприятий с перечнем тех налогов и сборов, которые они обязаны платить.
Чем большим количеством информации они владеют, тем больше вероятность своевременного и полного внесения денежных средств в бюджет.
Одним из сборов, информации по которому у граждан и предпринимателей мало, является водный налог.
Стоит рассмотреть, что он собой представляет, чем отличается от обычной платы за пользование водой, а также кто является плательщиком данного налога.
Водный налог – это относительно новый сбор, поскольку он был введен в 2005 году вместо существовавшей на тот момент платы за пользование водными объектами.
По своей форме он является прямым федеральным налогом и взимается с субъектов, которые в своей деятельности используют ресурсы из установленного законодательством перечня.
К таким субъектам относятся:
- предприятия;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица.
Кто платит водный налог? Налогоплательщиками водного налога признаются, те субъекты должны использовать водные объекты в законодательно определенном порядке.
Объектами налогообложения по водному налогу признаются следующие ситуации:
- забор воды;
- использование определенных объектов (например, рек или морей) в целях обеспечения функционирования гидроэлектростанции;
- взятие воды из акватории водных объектов;
- использование ее для лесосплава в кошелях и плотах.
При этом могут быть использованы ресурсы морей, рек, озер, каналов, болот, подземных источников и ручьев. Деятельность каждого из указанных субъектов должна осуществляться на основе лицензии или специального договора.
Без этих документов использование водных объектов считается незаконным. Даже после истечения срока действия лицензии или договора обязанность по уплате водного налога не снимается, если субъект продолжает использовать водные ресурсы.
Во всех перечисленных выше случаях должен платиться водный налог – существовавшие до этого льготы отменены и для всех плательщиков действуют единые правила.
Поскольку водный налог является федеральным или региональным, предоставление льгот или изменение размера ставок региональными властями не допускается.
Однако указанный перечень имеет множество исключений. Например:
- забор лечебных и термальных вод, а также воды для ликвидации пожаров, стихийных бедствий, аварий и для обеспечения работы технологического оборудования морских судов;
- использование водной акватории для посадок и взлетов воздушных средств, для плавания на судах, а также с целью охоты или рыболовства;
- размещение на акватории объекта сооружений, установок, коммуникаций и зданий, целью которых является обеспечение защиты природы и охрана окружающей среды от негативного воздействия опасных факторов;
- использование объекта для государственных нужд (например, для обеспечения обороны и безопасности государства);
- организация на водной акватории отдыха для инвалидов, детей и ветеранов;
- набор воды для полива пастбищ, садов, огородов и других земельных участков, которые являются собственностью граждан или сельскохозяйственных объединений.
Все эти ситуации определены в НК РФ как такие, что не подлежат обложению водным налогом – в этих случаях объекты могут эксплуатироваться гражданами и другими субъектами бесплатно.
Налогооблагаемая база
Особенностью водного налога является то, что для него не установлено единой ставки и базы. Законодательством определен перечень условий, от которых зависит размер этих показателей.
В водном налоге налоговой базой при этом является:
- Одна единица объема (то есть 1000 куб. м) – установлена для забора воды из объектов. Этот показатель определяется на основании данных измерительных приборов или (при их отсутствии) исходя из установленных норм ресурсопотребления.
- Одна единица произведенной электроэнергии (1000 кВт) – для обеспечения при помощи водных объектов работы гидроэлектростанций.
- Одна единица используемой площади (то есть 1 кв. км) – установлена для взятия воды из акватории водных объектов. Эта площадь определяется по данным договора или лицензии, предоставленной на пользование этими объектами. В данных документах обязательно должна указываться площадь разрешенного использования.
- Одна единица объема леса (1000 куб. м леса за 100 км сплава) – при использовании воды для лесосплава в кошелях и плотах.
В большинстве случаев для плательщиков устанавливаются законодательные лимиты для использования объектов – квартальные или годовые.
Если эти лимиты превышаются, то на их сумму начисляется повышенная налоговая ставка – в 5 раз больше обычной.
Если квартальные лимиты отсутствуют, то они рассчитываются как четверть от установленного лимита на весь год.
Определение налоговой ставки
Перечень применяемых ставок еще более широк, чем при определении базы налогообложения. Выбор ставки зависит от нескольких критериев:
- вид водопользования;
- расположение объекта – наземное или подземное;
- экономический район, в котором ведет деятельность плательщик;
- вид объекта водного налога – река, озеро или море.
Конкретный перечень всех ставок по каждому виду водного объекта содержится в ст.333.12 НК РФ.
Ставка установлена в рублях для каждой единицы налоговой базы – итоговая сумма к уплате определяется путем перемножения этих показателей.
Кроме этого, установлен корректирующий коэффициент для каждой ставки – его размер в 2015 году составляет 1,15.
С каждым годом размер такой индексации будет немного увеличиваться (1,32 в 2016, 1,52 в 2017, 1,75 в 2018, 2,01 в 2019, 2,31 в 2020 и т. д.). К концу 2025 года планируется достичь показателя корректирующего коэффициента в размере 4,65.
Пример расчета
Как рассчитать водный налог? Для того чтобы лучше понять особенности расчета водного налога, стоит рассмотреть это на конкретном примере.
Допустим, компания «Ореол», расположенная в Северном экономическом районе, использует для собственных нужд воду из подземных источников реки Нева.
За первый квартал 2015 года компания использовала следующие объемы:
- в январе – 10 000 куб. м.;
- в феврале – 11 000 куб. м.;
- в марте – 12 000 куб. м.
Данные об этом подтверждаются показаниями измерительных приборов. Общий объем использованной воды за квартал составляет:
ОВ = 10 000 + 11 000 + 12 000 = 33 000 куб. м.
В Налоговом кодексе о водном налоге для данного экономического района и этой реки установлена ставка в размере 348 руб., налоговой базой является 1000 куб. м. Рассчитаем сумму, подлежащую к уплате:
ВН =33 * 348 = 11 484 руб.
Однако это неокончательная сумма, поскольку ее необходимо скорректировать на коэффициент:
ВН = 11 484 * 1,15 = 13 207 руб.
Именно столько заплатит компания «Ореол» в первом квартале 2015 года за использование речных ресурсов.
Однако сумма может быть и выше – в том случае, если имеется лимит водопользования.
Допустим, в данном примере он составляет 30 000 куб. м. за квартал (или 120 000 куб. м. за год). В этом случае налог будет рассчитываться по-другому:
ВН = (30 * 348 + 3 * 348 *5) * 1,15 = 18 009 руб.
Поскольку лимит был превышен на 3000 куб. м., к сумме превышения применялась повышенная ставка – в 5 раз больше обычной. Поэтому итоговая сумма будет выше на 4802 руб.
Читайте другие статьи о налогах:
- На добычу полезных ископаемых.
- На игорный бизнес.
- На фонд заработной платы.
- Единый сельскохозяйственный налог.
- Земельный.
- На имущество организаций.
- На малый бизнес.
Расчет и уплата: заполняем декларацию правильно
В соответствии с положениями о водном налоге НК РФ, обязанность по расчету размера налога, который подлежит уплате, возлагается на самого плательщика.
На основании положений законодательства он должен самостоятельно:
- рассчитать налоговую базу;
- определить, какой размер ставки ему необходимо использовать;
- рассчитать сумму, подлежащую к уплате.
Полученные результаты плательщик вносит в декларацию по водному налогу.
Налоговым периодом по водному налогу является, как для ее сдачи, так и срок уплаты водного налога является квартал.
То есть документ необходимо предоставлять в отделение ФНС 4 раза в году и с такой же периодичностью отчислять деньги в бюджет.
Законодательство установило граничный срок сдачи декларации и уплаты налога на 20-е число каждого следующего за окончанием квартала месяца. Налоговым периодом по водному налогу признаются такие месяцы:
Декларация сдается в то отделение ФНС, которое находится по месту нахождения плательщика.
К ее заполнению предъявляются определенные требования:
- Декларация может быть представлена как в письменном, так и в электронном виде (последняя форма обязательна для предприятий с численностью сотрудников более 25 человек).
- Если документ сдается в письменном виде, то он должен быть заполнен шариковой или перьевой ручкой, чернилами черного или синего цветов либо же распечатан на компьютере.
- Отображенная в декларации сумма налога должна указываться в рублях и в виде целого числа.
- В одной ячейке может быть только один знак – цифра, точка, запятая и т. п. В пустых клеточках ставится ноль или прочерк.
- Внесенные исправления должны заверяться подписью лица, который сдает документ, и печатью организации (если она является плательщиком).
- Наличие даты заполнения, подписи физлица, а также печати и подписи руководителя организации – это обязательные реквизиты декларации.
- В верхней части каждой страницы документа должен быть указан ИНН (для физического лица) или ИНН и КПП (для юридического лица).
Сама декларация содержит данные об организации, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, которые являются плательщиками.
Также в ней предоставляется расчет по каждой налоговой базе и итоговая сумма, подлежащая уплате.
Если за отчетный период плательщик не использовал водный объект и базы для начисления нет, от сдачи декларации он все равно не освобождается.
В этом случае он обязан сдать нулевую декларацию. Порядок сдачи этого документа ничем не отличается от других аналогичных: его можно отнести в ФНС лично, через своего законного представителя, отправить по почте или сдать в электронной форме.
О том, как рассчитать и платить водный налог рассказывается в видеоролике.
Ответственность за неуплату налога и непредставление декларации
Отсутствие декларации или невнесение в бюджет суммы налога является нарушением законодательства, за которое предусмотрена определенная ответственность. Наказание за этот вид нарушения определяется в общем порядке, как и для других подобных проступков:
- В случае непредставления декларации плательщик должен будет заплатить штраф – от 1000 руб. до 30% от суммы, подлежащей к уплате в соответствии с этой декларацией (в общих случаях – 5% от этой суммы).
- За предоставление декларации в электронной форме с нарушениями установленного способа такой подачи документа полагается штраф в размере 200 руб.
- За налог, сумма которого была не уплачена частично или полностью, полагается штраф в размере до 20% от этой суммы – если действия были совершены неумышленно, и до 40% от суммы – в случае преднамеренного обмана.
Характеристикой водного налога является одной из разновидностей платы за недра и обязанность по его уплате распространяется на всех субъектов, которые используют водные ресурсы в установленном законодательством порядке.
Регулирование расчета и уплаты этого налога осуществляется при помощи двух основных документов – НК и ВК РФ.
В НК РФ установлен исчерпывающий перечень ситуаций, при которых водный налог должен платиться, а также указан порядок определения базы и ставки для его расчета.
При этом размер ставок может значительно отличаться в зависимости от конкретного водоема.
Источник: 101million.com