Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пособие по временной нетрудоспособности усн». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Заметим, что застрахованному лицу, признанному инвалидом с ограниченными возможностями к трудовой деятельности, пособие выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году. Исключение — туберкулез, когда больничный лист оплачивается, пока не восстановится здоровье или не будет увеличена степень ограничения способности к работе.
В настоящей статье рассматриваются особенности учета пособий по временной нетрудоспособности в организациях, применяющих специальные налоговые режимы (ЕНВД и/или УСН), а также порядок отражения таких операций в конфигурации «Зарплата + Кадры» (ред. 2).
Пример. Организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы минус расходы».
10 .0 6 .09 Налоговый учет пособий по временной нетрудоспособности
Уменьшение налога УСН на страховые взносы при объекте Доходы и Доходы минус Расходы — разное
Возмещение от ФСС — не доход
Предприятие работает на УСН с объектом налогообложения «доходы». До 2010 г. все пособия по декретному отпуску, единовременное пособие по рождению ребенка, пособие по уходу за ребенком до полутора лет возмещались за счет ФСС России и суммы поступивших от ФСС возмещений не включались в налоговую базу для расчета налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.
Письмом Минфина России от 02.03.2010 № 03-11-06 внесены изменения в порядок формирования налоговой базы для данного налога. Именно на это письмо ссылается бухгалтерская программа, включающая суммы возмещений всостав налогооблагаемых доходов. Однако однозначного понимания о включении или невключении в налоговую базу с 2010 г. сумм возмещений от ФСС письмо не дает.
Для объекта налогообложения «доходы минус расходы» в книге доходов и расходов заполняется как графа «Доходы», так и графа «Расходы». Если же в варианте «Доходы» получение возмещения от ФСС подпадает под налог, то тогда мы имеем двойное налогообложение (сумма дохода фирмы, с которой выплачиваются пособия, плюс сумма возмещения, поступающая от ФСС). Так как же будет правильно?
Проанализировав изменения, внесенные с 2010 г. в главу 26.2 НК РФ федеральными законами от 24.07.2009 № 213-ФЗ и от 19.07.2009 № 204-ФЗ, мы не обнаружили таких, которые обязывают при применении УСН с объектом налогообложения «доходы» увеличивать налоговую базу на суммы, полученные от ФСС России в возмещение выплат работникам сумм страхового обеспечения (пособий).
Не обнаружили мы также и упомянутого в вопросе письма Минфина России. В отношении письма сразу отметим, что ни Минфин России, ни другие исполнительные органы власти не имеют права изменять порядок формирования налоговой базы по любому налогу. Такие изменения могут вноситься в Налоговый кодекс РФ исключительно федеральными законами, принимаемыми законодательными органами власти. Минфин России может лишь комментировать и разъяснять нормы налогового законодательства.
Что касается двойного налогообложения, его тоже не может быть в рассматриваемой ситуации, поскольку налогооблагаемый доход фирмы не зависит от выплаты пособий. Ведь такая выплата не уменьшает доход, а лишь временно отвлекает оборотные средства фирмы, что покрывается позднее возмещением из ФСС России.
Правоотношения по выплате работникам пособий регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ). Согласно данному закону страховщиком является ФСС России, страхователями, в частности, работодатели, а застрахованными лицами, в частности, наемные работники.
По общему правилу под страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством понимается свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика осуществлять страховое обеспечение (п. 2 ч. 1 ст. 1.2 Закона № 255-ФЗ). Страховыми случаями согласно ч. 2 ст. 1.3 Закона № 255-ФЗ признаются временная нетрудоспособность застрахованного лица (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), беременность и роды, рождение ребенка, уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет, смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.
Также по общему правилу под обязательным страховым обеспечением понимается исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных Законом № 255-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 1.2). В силу ч. 1 ст. 1.4 Закона № 255-ФЗ это пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное по уходу за ребенком, единовременное женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное при рождении ребенка, на погребение.
Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам по общему правилу осуществляется за счет средств бюджета ФСС России (ч. 1 ст. 3 Закона № 255-ФЗ).
Аналогичные нормы имеются в Федеральном законе от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в редакции от 24.07.2009).
Из общего правила имеется исключение — случаи, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона № 255-ФЗ. Это два первых дня временной нетрудоспособности, за которые пособие работнику работодатель должен выплачивать за счет своих средств, а не за счет средств ФСС. Причем в силу тех же п. 2 и 3 ч. 1 ст. 1.2 Закона № 255-ФЗ обязательство выплаты за эти два дня возникает именно у страхователя-работодателя.
Но во всех остальных случаях выплаты пособий они выплачиваются за счет средств ФСС России. Причем поскольку обязательства перед застрахованными работниками выполняет ФСС России, то, несмотря на то, что первоначально пособия начисляет и выплачивает работодатель, делает он это от имени ФСС России.
Принципы определения доходов установлены ст. 41 НК РФ: в соответствии с НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц» и «Налог на прибыль организаций» НК РФ. При определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому при применении УСН, учитываются доходы, определяемые по правилам главы 25 НК РФ (ст. 346.15 НК РФ). Однако, поскольку в главе 25 НК РФ не определен статус возмещения от ФСС России, придется ограничиваться общими рассуждениями.
При выплате пособий работникам работодатель делает это от имени и за счет страховщика (ФСС России) (за исключением больничных за первые два дня болезни). Выплачивая работникам то, что должен выплачивать ФСС, работодатель получает право требовать от ФСС суммы возмещения. При получении от ФСС России сумм возмещения ранее выплаченных работникам сумм пособий работодатель не получает экономическую выгоду. Он просто возвращает себе обратно свои же деньги.
Следовательно, полученные от ФСС России суммы возмещения на основании ст. 41 НК РФ не должны признаваться доходом. Аналогичный вывод в письме Минфина России от 04.07.2005 № 03-11-04/2/11 был сделан также на основании ст. 41 НК РФ, в письмах от 01.06.2005 № 03-03-02-02/80 и от 21.06.2005 № 03-11-04/1/2 без ссылки на какие-либо нормы НК РФ.
К сожалению, не существует законодательных норм, в которых бы прямо говорилось о неотнесении сумм возмещений из ФСС России в состав налогооблагаемых доходов. Не удалось нам найти и новейшие разъяснения Минфина России. Нет и арбитражной практики по данной теме. Но мы полагаем, что с 2005 г. не было законодательно обоснованных оснований для смены позиции Минфина России. Скорее всего она и не менялась.
Возможно, вас смущает норма абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ. Согласно последней при применении объекта налогообложения «доходы» сумма налога (авансовых платежей), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиками на сумму обязательных страховых взносов, уплаченных в ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%.
Надо пояснить, что в данной норме речь идет лишь о той части пособия по временной нетрудоспособности, которую работодатель выплачивает за счет собственных средств (первые два дня). Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 16.09.2010 № 03-11-06/2/146.
Также обратите внимание, что налог уменьшает сумма фактически уплаченных взносов. Напомним, что при выплате пособий и уплате взносов в ФСС России в настоящее время пока еще предусмотрен зачетный принцип взаимоотношений с ФСС России (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 4.1 и ч. 1 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ).
Он подразумевает, что работодатель за расчетный период начисляет взносы, но уплачивает не начисленную сумму, а сумму за вычетом выплаченных в данном периоде пособий. Если же сумма пособий превышает сумму начисленных в ФСС взносов, то работодатель как раз получает возмещение от фонда.
Если бы налогоплательщик применял объект налогообложения «доходы минус расходы», то он бы в расходах учитывал сумму уплаченных взносов и сумму больничных за два первых дня нетрудоспособности (подп. 6 и 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Соответственно суммы остальных пособий не учитывались бы в расходах, а суммы возмещений от ФСС — в доходах.
Источник: www.eg-online.ru
Определение размера пособия по временной нетрудоспособности для лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно — субъектов предпринимательской деятельности, избравших упрощенную систему налогообложения
. Определение размера пособия по временной нетрудоспособности для лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно — субъектов предпринимательской деятельности, избравших упрощенную систему налогообложения
Напомним, что для этой категории лиц действует Порядок определения размера пособия в связи с временной нетрудоспособностью, беременностью и родами субъектам предпринимательской деятельности, избравшим упрощенную систему налогообложения (Порядок №698). В уроке 15 «Школы бухгалтера» ( «ДК» №19/2001 г. ) раскрыт механизм расчета размера пособия в соответствии с этим документом, который сохраняет свое действие и в настоящее время.
Величина среднемесячного дохода определяется исходя из данных о среднемесячном размере единого налога, процента суммы установленного единого налога и ставки сбора на обязательное социальное страхование.
Рассмотрим порядок определения пособия такой категории лиц на следующем примере.
Предприниматель, находящийся на общей системе налогообложения, за три квартала получил чистый доход в сумме 5000 грн. С 4-го квартала 2000 г. он перешел на уплату единого налога и продолжает находиться на упрощенной системе налогообложения, ежемесячный размер единого налога — 180 грн. Страховой стаж предпринимателя 9 лет. В соответствии с представленным листком нетрудоспособности он был освобожден от работы с 3 по 12 июля 2001 г.
Размер пособия по временной нетрудоспособности рассчитываем следующим образом:
в расчет принимаются доход, полученный за время уплаты единого налога (9 месяцев, предшествовавших июлю 2001 г.), процент суммы единого налога — 11% 1 , ставка сбора для предпринимателей на общеобязательное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности — 3%;
используется показатель процента оплаты, величина которого напрямую зависит от продолжительности страхового стажа, — 100%, количество рабочих дней временной нетрудоспособности — 8 рабочих дней, средняя продолжительность месяца в календарных днях за фактический период уплаты единого налога — 30 дн.
чистый доход = 180, 00 грн х 11% = 660 грн в месяц.
Среднедневной доход будет равен: 660 грн : 30 дн. = 22 грн в день.
Тем же письмом отмечено, что Минтруда совместно с Пенсионным фондом и ГНАУ готовит проект приказа «О вопросах зачисления стажа работникам, избравшим упрощенную систему налогообложения», в котором будет предусмотрено, какие документы необходимо представлять для учета такого периода работы.
Размер пособия по временной нетрудоспособности предпринимателя, находящегося на упрощенной системе налогообложения будет равен:
22 грн в день х 8 дн. х 100% : 100% = 176 грн.
Возвращаясь к предыдущему примеру, отметим жесткую связь порядка начисления размера пособия для лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно, в зависимости от системы налогообложения, на которой находится такое лицо, и порядка получения дохода. Если предприниматель во время наступления состояния нетрудоспособности являлся плательщиком единого налога, то базой для расчета размера пособия по временной нетрудоспособности является получаемый доход во время деятельности на упрощенной системе налогообложения, а доход, полученный им во время работы на общей системе налогообложения, не принимается в расчет величины пособия по временной нетрудоспособности.
Источник: znanio.ru