Президент РФ подписал Федеральный закон от 21.07.2005 № 101-ФЗ, вносящий существенные изменения в главу 26.2 НК РФ. И.А. Берко, аудитор, методист фирмы «1С» комментирует грядущие изменения, которые касаются многих аспектов применения УСН, в частности, условий перехода на УСН, порядка признания доходов и расходов. Многие изменения призваны решить неоднозначные толкования действующего законодательства. Изменения вступят в силу с 1 января 2006 года.
- Условия перехода на УСН
- Порядок подачи заявления
- Прекращение применения УСН при росте выручки
- Выбор объекта налогообложения
- Признание доходов
- Признание расходов
- Уточнения порядка исчисления и уплаты налога
- Переходные моменты
- Патенты возрождаются
В 2006 году организация получит право перейти на УСН, если ее доходы по итогам 9 месяцев не превысят 15 млн. руб. Сейчас такой предел составляет 11 млн. руб., но в эту сумму входят только доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ. С 2006 года при определении предельного размера доходов будут учитываться не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы, как они определены для целей исчисления налога на прибыль организаций (ст. 250 НК РФ).
Важным нововведением является и учет инфляции без внесения изменений в НК РФ. Теперь величина предельного размера доходов организации, в соответствии с которой организация имеет право перейти на УСН, подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, который устанавливается на каждый следующий календарный год и учитывает изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущий календарный год.
Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ.
Уточнен также еще один общий критерий, необходимый для применения УСН — это остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, которая не должна превышать 100 млн. руб. Теперь для подсчета указанной суммы учитываются только основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ. То есть, мелкие основные средства стоимостью не более 10 000 рублей из подсчета исключаются. Зато, например, учитываются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя.
Также следует отметить, что на УСН будет запрещено переходить бюджетным учреждениям и иностранным организациям, имеющим филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории РФ.
Условия перехода на УСН
В 2006 году организация получит право перейти на УСН, если ее доходы по итогам 9 месяцев не превысят 15 млн. руб. Сейчас такой предел составляет 11 млн. руб., но в эту сумму входят только доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ. С 2006 года при определении предельного размера доходов будут учитываться не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы, как они определены для целей исчисления налога на прибыль организаций (ст. 250 НК РФ).
Изменения по УСН с 2021 года
Важным нововведением является и учет инфляции без внесения изменений в НК РФ. Теперь величина предельного размера доходов организации, в соответствии с которой организация имеет право перейти на УСН, подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, который устанавливается на каждый следующий календарный год и учитывает изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущий календарный год.
Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ.
Уточнен также еще один общий критерий, необходимый для применения УСН — это остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, которая не должна превышать 100 млн. руб. Теперь для подсчета указанной суммы учитываются только основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ. То есть, мелкие основные средства стоимостью не более 10 000 рублей из подсчета исключаются. Зато, например, учитываются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя.
Также следует отметить, что на УСН будет запрещено переходить бюджетным учреждениям и иностранным организациям, имеющим филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории РФ.
Порядок подачи заявления
С 2006 года вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели будут вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет. Сейчас такое заявление нужно подавать одновременно с заявлением о постановке на учет в налоговых органах, хотя норма пункта 2 статьи 346.13 НК РФ предусматривает право, а не обязанность подавать эти заявления одновременно.
Данная норма не раз была оспорена налогоплательщиками в суде (см., например, постановление ФАС Московского округа от 04.10.2004 по делу № КА-А40/8542-04). Кроме того, действующий порядок технически неудобен, так как в заявлении о переходе на УСН необходимо указывать реквизиты, которые присваиваются налоговыми органами в процессе регистрации (ИНН и т.п.).
Также прописан в законе и порядок перехода на УСН тех, кто раньше подпадал под уплату ЕНВД (в случае отмены ЕНВД по определенным видам деятельности): они вправе перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД.
Прекращение применения УСН при росте выручки
Увеличена с 15 до 20 млн. руб. сумма дохода, превышение которой влечет за собой прекращение права применения УСН. И в этом случае, также как в случае с максимальным размером выручки для перехода на УСН, предусмотрен дальнейший учет инфляции без необходимости изменять НК РФ: величина предельного размера доходов налогоплательщика, в соответствии с которой налогоплательщик вправе применять УСН, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор.
Выбор объекта налогообложения
Законодатели позаботились и о тех, кто при введении в действие главы 26.2 НК РФ выбрал «не тот» объект налогообложения: будет разрешено по истечении трех лет сделать новый выбор (сейчас объект налогообложения не может изменяться налогоплательщиком в течение всего срока применения УСН).
Однако налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, выбора иметь не будут — они будут применять в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Признание доходов
Во-первых, с 2006 года как организации, так и индивидуальные предприниматели будут пользоваться единой классификацией доходов согласно статье 249 и 250 НК РФ (доходы от реализации и внереализационные доходы). Также для всех категорий налогоплательщиков, а не только для организаций, как сейчас, применяется статья 251 НК РФ, в которой указан перечень доходов, не учитываемых для целей налогообложения.
В частности, это позволит налогоплательщикам, применяющим УСН, без лишних вопросов получать займы и давать взаймы. Не будут учитываться в целях налогообложения и доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом.
Во-вторых, конкретизирован порядок признания доходов при использовании векселей. При использовании покупателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги), имущественные права собственного векселя или векселя третьего лица датой получения доходов у налогоплательщика признается дата погашения векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного лица по указанному векселю) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.
Признание расходов
Если говорить в целом, то перечень расходов, учитываемых при расчете единого налога, будет расширен и уточнен.
Во-первых, будут признаваться расходы не только на приобретение основных средств (как сейчас), но и расходы на их сооружение и изготовление.
Это важно для тех, кто занимается строительством основных средств или передает часть собственной готовой продукции для использования в качестве основных средств.
Аналогично будут учитываться и расходы на создание нематериальных активов самим налогоплательщиком.
Во-вторых, уточнено условие принятия в состав расходов сумм НДС по приобретенным ценностям: расходом признаются суммы НДС по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов. Из этого следуют два вывода. Первый — если сама приобретенная ценность не может включаться в состав расходов, то и НДС по ней в расходы также не включается. Второй — для включения НДС в расходы не нужно ждать, пока сама ценность будет использована (например, в производстве) или реализована — достаточно оплатить НДС поставщику и принять ценность к учету.
В-третьих, при реализации приобретенных товаров налогоплательщик сможет принять расходы, непосредственно связанные с такой реализацией, в том числе сумму расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров.
В-четвертых, для целей налогообложения дополнительно (по сравнению с ныне действующим порядком) можно будет принять следующие расходы:
- расходы на бухгалтерские и юридические услуги;
- расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;
- расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;
- расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;
- расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством РФ) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;
- плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;
- расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);
- расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;
- судебные расходы и арбитражные сборы;
- расходы на сертификацию продукции и услуг;
- периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);
- расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 264 НК РФ;
- расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ.
- Материальные расходы, а также расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц. При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство.
- Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются в составе расходов по мере реализации указанных товаров.* Налогоплательщик вправе для целей налогообложения использовать один из следующих методов оценки покупных товаров: по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО); по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО); по средней стоимости; по стоимости единицы товара.
Напомним, что в настоящее время мнения ФНС и Минфина России по этому поводу разные. Подробнее читайте здесь - Расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты.
- Расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность.
- Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, отражаются в последний день отчетного (налогового) периода. При этом указанные расходы учитываются только по оплаченным основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления предпринимательской деятельности.
- При передаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав собственного векселя расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются после погашения указанного векселя. При передаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав векселя третьего лица расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются на дату передачи указанного векселя за приобретенные товары (выполненные работы, оказанные услуги) и (или) имущественные права. Эти расходы учитываются исходя из цены договора, но не более суммы долгового обязательства, указанного в векселе.
Уточнения порядка исчисления и уплаты налога
- Оплата пособий по временной нетрудоспособности будет уменьшать сумму единого налога для налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения «доходы», не более чем на 50 % (в совокупности с отчислениями на обязательное пенсионное страхование). Сейчас выплата «больничных» может привести к ситуации, когда единый налог может не уплачиваться вообще.
- В расчете сумм налога (и авансовых платежей по налогу) будут участвовать ранее начисленные авансовые платежи (а не уплаченные, как сейчас). Это упорядочит заполнение налоговых деклараций и ведение учета по налогу.
Переходные моменты
- признают в составе доходов погашение задолженности (оплату) налогоплательщику за поставленные в период применения упрощенной системы налогообложения товары, выполненные работы, оказанные услуги, переданные имущественные права;
- признают в составе расходов погашение задолженности (оплату) налогоплательщиком за полученные в период применения упрощенной системы налогообложения товары, выполненные работы, оказанные услуги, полученные имущественные права.
Патенты возрождаются
- предприниматель не должен нанимать работников, даже по договорам гражданско-правового характера;
- патенты выдаются только на определенные виды деятельности, список которых закрыт (если кто помнит, раньше в списке были «прочие виды деятельности», то есть применение патентов могло быть неограниченным).
Источник: buh.ru
Изменения в УСН в 2023 году
Новые лимиты выручки, сроки уплаты налогов и сдачи отчетности.
С 2023 года для всех ИП и компаний откроют единый налоговый счет — ЕНС. Теперь не нужно указывать налоговые реквизиты и КБК каждого платежа — все деньги переводят на этот счет, а ФНС распределяет их в приоритетном порядке. Мы расскажем об этом в отдельном тексте.
А здесь напишем только об изменениях, которые касаются предпринимателей на УСН.
Новые лимиты выручки
У бизнеса на УСН есть лимиты по выручке на разных ставках. Если превысить лимит по пониженной ставке, то бизнес остается на УСН, но платит налог по повышенной ставке. Если превысить и этот лимит, бизнес переводят на ОСНО до конца налогового периода — то есть календарного года.
Каждый год суммы индексируются. В 2023 году лимиты для ИП и компаний составляют:
188,5 млн рублей по пониженной ставке;
251,4 млн рублей по повышенной ставке.
141,4 млн рублей за 9 месяцев для организаций, которые только собираются переходить на УСН.
Новые сроки отчетности
В 2023 году компании должны сдать отчетность за 2022 год до 25 марта включительно, ИП — до 25 апреля.
Новый документ в отчетности
Это специальное уведомление для налоговой.
С 2023 года будущие платежи сначала попадают на ЕНС — единый налоговый счет. Если вы зачислили деньги на ЕНС до подачи декларации, нужно направить в ФНС уведомление с пояснением, на какой налог направить эти деньги. Если декларацию уже подали, то уплаченные суммы в уведомление вносить не нужно. Оттуда ФНС распределяет их самостоятельно в принятом порядке.
Уведомление можно подать в бумажном виде с остальными документами или через интернет. В форме нужно заполнить все поля.
Новая форма декларации УСН
Она начнет действовать только для отчетности за 2023 год, то есть в 2024 году.
Сейчас готов только проект документа. Изменения в основном касаются перехода на ЕНП, но текст может измениться в финальной версии декларации. Текст проекта можно посмотреть на сайте Нормативных правовых актов.
Новые сроки уплаты налогов и взносов
Расчет налогов и их периодичность не меняется, но теперь все платежи списываются с ЕНС только 28-го числа. Так, ежеквартальный аванс нужно вносить до 28-го числа каждого квартала включительно, годовой платеж — до 28 марта для компаний и до 28 апреля для ИП.
На патенте сроки уплаты остаются прежними.
Новые ограничения по видам деятельности
К видам деятельности, по которым запрещено вести бизнес на УСН, добавляются новые категории:
производство ювелирных украшений;
торговля изделиями из драгоценных металлов.
Ограничения не касаются компаний и ИП, которые создают бижутерию и ремонтируют ювелирные украшения.
Определяют деятельность компаний и ИП по ОКВЭД. Предпринимателей, которые производят ювелирную продукцию и работают на УСН, автоматически переводят на общую систему налогообложения (ОСНО) с 1 января 2023. Никакие документы в налоговую подавать не нужно.
Налоговые каникулы для ИП на УСН продлеваются до конца 2024 года
Налоговый кодекс предусматривает налоговые каникулы для некоторых ИП, если они выполняют все три условия:
заняты в научной, социальной или производственной сфере, оказывают бытовые услуги населению или предоставляют места для временного проживания. В каждом регионе коды ОКВЭД для каникул разные — например, в Республике Коми льготу можно получить за производство мебели и ремонт машин;
впервые зарегистрированы или закрыли ИП до введения каникул, а возобновили деятельность уже после;
зарегистрированы в регионе, где разрешены налоговые каникулы. Это можно проверить на сайте ФНС — нужно выбрать номер своего региона на главной странице и перейти в раздел «Выбор подходящего режима налогообложения».
Для ИП на УСН эта льгота действует автоматически и распространяется только на налог на доход — страховые взносы все равно нужно вносить.
ИП на УСН может не платить налоги первые 2 года после регистрации. Для этого нужно подать налоговую декларацию, указать в ней доход за год и ставку 0%. Тем, кто не знал о праве на каникулы, нужно приложить к декларации пояснение в свободной форме, что имели право на нулевую ставку, но вносили платежи, и заявление на возврат или зачет переплаты.
Источник: www.tinkoff.ru
Исторический аспект развития упрощенной системы налогообложения
В настоящее время одной из важнейших задач социально-экономического развития РФ является реализация программ и методик, направленных на развитие малого предпринимательства на территории РФ. Ведь именно малый бизнес играет ключевую роль в экономическом развитии любого государства.
Малые предприятия весьма важны тем, что они создают и предоставляют новые рабочие места для экономически активного населения РФ [5, с. 82]. Ориентир малого бизнеса направлен на удовлетворение постоянно изменяющихся запросов потребителей. Кроме этого, малый бизнес обладает способностью быстрого реагирования на изменение спроса того или иного товара.
Малый бизнес РФ представлен множеством различных предприятий. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) 2015 года, малые предприятия в наибольшей степени занимаются оптовой и розничной торговлей, ремонтом различных автотранспортных средств и предметов личного потребления – их доля составляет 26,6%. Также, существенную долю малых предприятий РФ составляют предприятия, занимающиеся обрабатывающим производством – их доля составляет 24,6% [2, с. 9]. Помимо этого, около 11% малых предприятий РФ осуществляют свою предпринимательскую деятельность в сфере строительства.
На заседании госсовета, посвященному вопросам развития предпринимательской деятельности в России, Президент РФ В.В. Путин заявил, что основной задачей властей на ближайшее время является увеличение доли малого бизнеса в структуре экономики России до показателей развитых стран. По данным 2016 года вклад малого бизнеса в ВВП России не превышает 21% [1]. Для сравнения, вклад малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет более 50%.
В целях поддержания начинающей предпринимательской деятельности и дальнейшего его развития, разработана упрощенная система налогообложения, позволяющая уменьшить налоговое бремя, упростить ведение налогового и бухгалтерского учета. Упрощенная система налогообложения является альтернативой общей системы налогообложения, действующей на территории Российской Федерации.
Историю развития упрощенной системы налогообложения в России можно разделить на два этапа.
Начиная с 1995 года и по 2003 год, когда в России действовал Федеральный закон №222 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» [6, с. 192].
Второй этап условно начинается с 2003 года, когда в Налоговый кодекс Российской Федерации была введена новая глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения». Для наилучшего понимания сущности упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима, действующего на территории Российской Федерации, необходимо более детально рассмотреть каждый из этапов отдельно.
Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» был принят 29 декабря 1995 года. Согласно данному закону с 1 января 1996 года в действие был введен специальный налоговый режим для юридических, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Переход на данный режим налогообложения и возврат к общей системе налогообложения, согласно Федеральному закону, являлся добровольным.
Основное преимущество данного налогового режима заключалось в том, что уплата ряда различных налогов заменялась уплатой единого налога, который начисляется исходя из результатов хозяйственной деятельности конкретной организации за отчетный период времени.
При этом, объектом обложения единым налогом являлся совокупный доход организации, полученный за отчетный период, или валовая выручка предприятия, полученная от осуществления предпринимательской деятельности за отчетный период. Необходимо учесть, что полномочия по выбору объекта налогообложения возлагались на орган государственной власти субъекта РФ.
Совокупный доход организации рассчитывался как разница между валовым доходом, полученным предприятием от осуществления предпринимательской деятельности и стоимостью различных товаров, работ, услуг, используемых в процессе производства товара.
Важнейшим элементом данного федерального закона являлась ст. 4, посвященная ставкам единого налога, подлежащим зачислению в различные бюджеты Российской Федерации. Стоит отметить, что для совокупного дохода и валового дохода установлены различные ставки налогообложения.
Так, малые предпринимательства, которые применяли упрощенную систему налогообложения учета и отчетности на совокупный доход, были утверждены следующие ставки:
-в федеральный бюджет размер ставки составлял 10% от совокупного дохода организации;
-в бюджет субъекта РФ и местного бюджета – в суммарном размере не более 20% от совокупного дохода.
Если малые предпринимательства применяли упрощенную систему налогообложения учета и отчетности на валовую выручку, то применялись следующие ставки:
-в федеральный бюджет размер ставки составлял 3,3% от суммы валовой выручки предприятия;
-в бюджет субъекта РФ и местного бюджета – в размере не более 6,67% от суммы валовой выручки предприятия [9].
Однако, далеко не каждая организация могла перейти на упрощенную систему налогообложения. Для этого, организация должна была выполнять два основных требования.
Во-первых, общая численность работников предприятия не должна была превышать 15 человек. При этом, в общую численность работников организации также включались сотрудники, работающие в филиалах компании или иных подразделениях.
Во-вторых, переход на данный налоговый режим был возможен, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором подавалось заявление на применение специального налогового режима, общий размер валовой выручки не превышал суммы стотысячекратного размера минимального размера оплаты труда (МРОТ) [10].
Помимо этого, согласно п.2 ст.2 данного федерального закона, организации, занимающиеся производством подакцизной продукции, различные кредитные организации, предприятия, осуществляющие свою деятельность в сфере игорного и развлекательного бизнеса также не могли перейти к упрощенной системе налогообложения учета и отчетности.
Количество малых предприятии, применяющих данный режим, в период с 1997 по 1999 год постоянно увеличивалось. Однако, в дальнейшем наблюдался существенный спад количества малых предприятия вплоть до 2001 года включительно, что показано на рис. 1 [3].
На рис. 1. представлена диаграмма малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в период действия ФЗ №222 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Наибольшее количество предприятии было зарегистрировано в 1999 г. и их количество составляло 890,6 тыс. Наименьшее количество малых предприятий осуществляло предпринимательскую деятельность в 2001 году и их количество составляло 843 тыс.
Рис. 1. Количество малых предприятий в период с 1997 – 2002 гг.
В таблице 1 даны основные экономические показатели деятельности малых предприятий в период действия ФЗ №222 [3].
Основные экономические показатели деятельности малых предприятий в период с 1997 по 2003 гг.
Объем продукции (работ, услуг), млрд. Руб. (до 1998 г.-трлн. Руб.)
Источник: www.9111.ru