Оценочные обязательства обязаны учитывать в бухгалтерском учете (создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков) все компании, за исключением малых (ПБУ 8/2010, приказ Минфина России от 13 декабря 2010 г. № 167н). Для целей налогообложения создание резерва — право организации.
Порядок отражения оценочных обязательств в бухгалтерском учете необходимо отразить в учетной политике. При этом определяется, какие статьи расходов будут включать отчисления в резерв. Они должны совпадать со статьями расходов для начисления зарплаты. Также надо предусмотреть, будет ли резерв рассчитываться по каждому работнику, по подразделениям или по всей организации.
Часть специалистов считают резерв на оплату отпусков оценочным обязательством (по ПБУ 8/2010). Однако, в нем не установлен порядок расчета, лишь определено, что суммы оценочных обязательств учитываются на счете учета резервов предстоящих расходов (специальный субсчет к счету 96). То есть, при начислении резерва и отражении его в составе расходов необходимо:
Все резервы в бухгалтерском и налоговом учете за 20 минут
— дебетовать соответствующий затратный счет: 08, 20, 25, 26, 44 и
— кредитовать счет 96.
Другая часть специалистов склоняется к тому, что этот резерв не является оценочным обязательством и к нему стоит применять МСФО 19 «Вознаграждения работникам». И отчисление в резерв следует производить в соответствии с МСФО 19, то есть, ежемесячно в день начисления зарплаты.
Порядок расчета
1. Расчет резерва по наиболее простой схеме производится в размере 1/12 от суммы ФОТ и страховых взносов.
2. Метод, предусмотренный МСФО: отношение суммы ФОТ и страховых взносов за месяц к количеству дней месяца, умноженное на количество дней отпуска, зарабатываемое сотрудниками за месяц (как правило, 2,33).
Начислен резерв (отражен в составе расходов):
д-т 08, 20, 25, 26, 44 и к-т 96.
Может быть использован порядок из статьи 324.1 НК РФ: составляется смета, в которой отражается расчет ежемесячных отчислений в резерв исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов. Процент определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.
Какое количество дней использовать для расчета
- Нигде четко не определено количество дней, которое разрешено использовать при расчете суммы отпускных, включаемых в предельную величину резерва.
- Непонятно: брать те, что приходятся только на текущий год, или же общее количество неиспользованных дней отпуска, которое накопилось у сотрудника за все время работы.
- В письмах Минфина России от 13 июля 2010 г. № 03-03-06/2/125 и от 24 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/617 говорится, что компания может рассчитывать годовую сумму расходов на оплату отпусков исходя из всего количества неиспользованных дней отпуска, превышающих продолжительность основного ежегодного оплачиваемого отпуска в 28 календарных дней.
- Также при определении предполагаемых расходов на оплату надо учесть, что c 2012 года страховые взносы рассчитываются с учетом регрессивной шкалы ставок. В предполагаемый размер расходов не включаются суммы планируемых выплат сотрудникам по гражданско-правовым договорам.
Еще одно мнение:
В организации «Альфа» задействованы в учете следующие счета:
Резервы по сомнительным долгам. — курс по ПБУ 18/02 — 2020 год
- счет 20 – медицинский персонал (МП),
- счет 25 – обслуживающий персонал (ОП),
- счет 26 – административно-обслуживающий персонал (АУП),
- счет 44 – сотрудники коммерческих отделов (КО).
- дебет 20 МП кредит 96,
- дебет 25 ОП кредит 96,
- дебет 26 АУП кредит 96,
- дебет 44 КО кредит 96.
И так 11 раз в разрезе подразделений. При этом сумма получилась средней по подразделению.
Резерв начислили первый раз по состоянию на шесть месяцев.
Однако советуют начислять резервы на каждую отчетную дату. Но если даже начислять резерв один раз на начало года и инвентаризировать на 31 декабря, грубого нарушения нет. Потом уже, ежемесячно разнося проводки, стали отражать так: дебет 96 кредит 70 (МП, ОП, К, АУП).
- 494 просмотра
Источник: www.ib.ru
Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете
Для того чтобы данные бухгалтерской отчетности были достоверными, активы и обязательства организации подлежат корректировке с учетом оценочных значений. В отношении дебиторской задолженности оценочным значением является резерв по сомнительным долгам, то есть в балансе сумма дебиторской задолженности отражается за вычетом созданного резерва.
Благодаря этому исключается завышение величины активов, а пользователи бухгалтерской отчетности видят реальную величину дебиторской задолженности и, соответственно, могут адекватно оценить финансовое состояние организации. Заметьте, что для целей бухгалтерского учета формирование резерва по сомнительным долгам с 2011 года является не правом, а обязанностью, о чем говорится в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н. По-другому дело обстоит с налоговым учетом, НК РФ предусматривает именно право организаций, применяющих метод начисления, создавать резерв по сомнительным долгам. Однако, учитывая то, что указанный резерв включается в налоговые расходы, многие организации сами изъявляют желание воспользоваться таким правом и сформировать резерв по сомнительным долгам для целей налогового учета. В этой статье предлагаю рассмотреть порядок создания, учета и использования резерва по сомнительным долгам как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете: особенности и отличия
Несмотря на то, что формирование резерва по сомнительным долгам предусмотрено и в бухгалтерском, и в налоговом учете, нужно иметь в виду, что «бухгалтерский» и «налоговый» резерв существенно отличаются друг от друга по многим параметрам: от правил создания и до порядка использования. Более наглядно эти отличия представлены в виде заметок на интерактивной онлайн доске:
Как видите, резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и в налоговом учете создается по разным правилам и регламентируется разными нормативными актами. Поэтому формировать резерв нужно отдельно для бухгалтерских целей и отдельно для налоговых.
Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете
В бухгалтерском учете, в отличие от налогового, порядок расчета резерва по сомнительным долгам организация устанавливает самостоятельно. В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н указано только, что «величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично». Например, организация может применять один из следующих способов расчета резерва по сомнительным долгам:
- Оценка каждого сомнительного долга. То есть по каждому сомнительному долгу организация самостоятельно определяет ту часть задолженности (или всю сумму задолженности), которая не будет погашена, и включает ее в общую сумму резерва.
- Определение величины резерва на основе данных прошлых периодов. При этом способе величина резерва рассчитывается как доля непогашенных долгов в общей сумме дебиторской задолженности (соотношение определяется по данным за предыдущие несколько лет).
- Расчет отчислений в резерв по каждому сомнительному долгу пропорционально периоду просрочки. Такой способ определения величины резерва аналогичен способу, применяемому в налоговом учете, о котором речь пойдет ниже.
Выбранный способ и методику расчета резерва по сомнительным долгам необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Например, если выбран способ экспертной оценки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно прописать конкретные критерии (например, показатели платежеспособности и финансового состояния должника), на которых основывается такая оценка. Если выбран способ расчета резерва в зависимости от периода просрочки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно установить соответствующие процентные значения отчислений в резерв (они могут совпадать с применяемыми в налоговом учете, а могут и не совпадать).
! Обратите внимание: Выбирая конкретный способ определения величины резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете, нужно учитывать особенности Вашей организации, а также цели создания резерва и влияние его величины на показатели отчетности. Чем больше сумма резерва, тем меньше в итоге показатель валюты баланса, и тем меньше показатель чистых активов. Поэтому если Вам нужна «красивая» отчетность (например, для предоставления в банк при обращении за кредитом и т.д.), то целесообразно выбрать такой способ расчета резерва, при котором его величина будет минимальна – так будут исполнены требования законодательства, но при этом не пострадают интересы организации. Главное, что нужно учесть: выбранный способ должен быть отражен в учетной политике, а изменения в нее вносятся до начала отчетного года.
В бухгалтерском учете созданный резерв по сомнительным долгам отражается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам», при этом аналитический учет ведется в разрезе должников. Отчисления в резерв учитываются в составе прочих расходов организации на счете 91-2.
Пример создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете
Организация ООО «Восход» отгрузила покупателю ООО «Икс» товары на сумму 118 000 руб. (в т. ч. НДС 18 000 руб.) 10 августа 2014. Срок оплаты по договору установлен 10 дней с даты отгрузки, однако в течение этого срока покупатель не оплатил товар. Учетной политикой ООО «Восход» для целей бухгалтерского учета предусмотрено ежемесячное формирование резерва по сомнительным долгам исходя из оценки каждого долга. На 31 августа организация сочла просроченную задолженность ООО «Икс» сомнительной с низкой вероятностью погашения и приняла решение включить в резерв полную сумму задолженности. Бухгалтерские проводки по формированию резерва по сомнительным долгам будут следующие:
Корректировка резерва в течение года
1. Допустим, покупатель ООО «Икс» перечислил в погашение задолженности 50 000 руб. 15 октября 2014 года. В этом случае величина созданного резерва подлежит уменьшению:
Таким образом, на конец года величина резерва составит 68 000 руб. На эту сумму будет уменьшен показатель дебиторской задолженности в бухгалтерском балансе за 2014 год.
2. Предположим, что в мае 2015 года ООО «Икс» ликвидировано, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. То есть задолженность по этому должнику является безнадежной и подлежит списанию. Так как ранее задолженность ООО «Икс» участвовала в формировании резерва по сомнительным долгам, то списываться она будет за счет резерва:
Перенос резерва на следующий год
Согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н, если до конца года, следующего за годом создания резерва, его величина не будет израсходована полностью, то остаток резерва подлежит включению в финансовые результаты отчетного года. В рассматриваемом примере это означает, что если задолженность будет оставаться сомнительной на конец 2015 года (то есть не будет погашена полностью и не будет признана безнадежной), то неиспользованный остаток резерва должен быть отнесен на прочие доходы (счет 91-1). Однако, с учетом требований того же Положения № 34н, сумма сомнительной задолженности должна быть снова учтена при формировании резерва по итогам 2015 года (перед составлением годовой отчетности). В связи с такой неоднозначностью требований Положения, многие специалисты предлагают не списывать полностью сумму неиспользованного резерва с последующим восстановлением, а делать только корректировку резерва по итогам года (увеличение или уменьшение суммы резерва). Это позволит избежать дополнительных записей по счету 91 и не завышать обороты по данному счету, отражаемые также в отчетности (отчете о финансовых результатах).
Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете
Для целей налогового учета порядок создания резерва по сомнительным долгам и определения его величины четко установлен законодательством (п. 3 ст. 266 НК РФ). В учетной политике для целей налогообложения необходимо отразить только сам факт создания резерва, поскольку это является правом налогоплательщика, применяющего метод начисления. При этом решение о создании или об отказе от создания резерва по сомнительным долгам должно приниматься до начала года и изменению в течение года оно не подлежит.
! Обратите внимание:
- Отчисления в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов, уменьшая, соответственно, налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (пп. 7 п. 1 ст. 265).
- Создавать резервы по сомнительным долгам и включать их в расходы для целей налогообложения могут только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, то есть при применении УСН такой резерв в налоговом учете не создается (пп. 7 п. 1 ст. 265, ст. 266 НК РФ).
Размер отчислений в резерв определяется по каждому сомнительному долгу в зависимости от периода просрочки:
Срок возникновения сомнительного долга
Процент отчислений в резерв от суммы сомнительного долга
Следует учитывать, что в налоговом учете существует ограничение максимальной суммы резерва – она не должна превышать 10% выручки того периода, за который создается резерв. При этом организация по своему усмотрению может установить меньший предельный размер отчислений в резерв (например, 5% от выручки).
Пример создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете
ООО «Заря» в учетной политике для целей налогообложения на 2014 год установила формирование резерва по сомнительным долгам. Авансовые платежи по налогу на прибыль уплачиваются поквартально, соответственно, резерв создается и корректируется на последнюю дату каждого квартала.
По результатам инвентаризации, проведенной на 31.03.2014 ООО «Заря» выявило четырех должников с сомнительной дебиторской задолженностью. Выручка за первый квартал составила 3 млн. руб. (без НДС). Рассчитаем сумму резерва:
Сумма отчислений в резерв, руб.
Таким образом, ООО «Заря» сформирует резерв и учтет во внереализационных расходах 1 квартала 2014 года 300 000 руб.
Корректировка резерва в течение года
По результатам инвентаризации на 30.06.2014 выяснилось, что Должник 3 погасил задолженность, а должник 1 ликвидировался, то есть его задолженность стала безнадежной. Новых сомнительных долгов не выявлено. Выручка за полугодие составила 6 млн. руб. Определим сумму корректировки созданного ранее резерва по сомнительным долгам.
1. Так как организация создает резерв по сомнительным долгам в налоговом учете, убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности списываются за счет созданного ранее резерва, а не относятся в расходы (в сумме, не превышающей сумму резерва). То есть задолженность Должника 1 подлежит списанию за счет резерва в полном объеме. Остаток резерва составит 100 000 руб. (300 000 – 200 000).
! Обратите внимание:
- В налоговом учете за счет созданного резерва по сомнительным долгам списывается любая безнадежная задолженность, даже если ранее она не участвовала в формировании резерва.
- Если сумма безнадежной задолженности превышает сумму созданного резерва, то разница подлежит включению в состав внереализационных расходов (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).
2. Рассчитаем сумму резерва на 30.06.2014:
Сумма отчислений в резерв, руб.
Неиспользованный остаток резерва, созданного в первом квартале, составил 100 000 руб. Соответственно, по итогам второго квартала нужно скорректировать сумму резерва в сторону увеличения на 400 000 руб. (500 000 – 100 000), эта сумма будет учтена в составе внереализационных расходов ООО «Заря» во втором квартале 2014 года.
Перенос резерва на следующий год
! Обратите внимание: В соответствии с п. 5 ст. 266 НК РФ:
- Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена на следующий отчетный (налоговый) период.
- Сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода:
- если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде;
- если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Аналогично происходит корректировка резерва по итогам года. Однако в этом случае важно учитывать: будете Вы создавать резерв в следующем году или нет. Если резерв будет создаваться, то его остаток на 31 декабря можно перенести на следующий год описанным выше способом. Если резерв не будет создаваться, то остаток резерва на 31 декабря включается во внереализационные доходы текущего периода (п. 7 ст. 250 НК РФ)
Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!
Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!
Законодательные и нормативные акты:
1. Налоговый кодекс РФ
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н
3. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н
Источник: buh-aktiv.ru
Эти непростые резервы – формирование резерва по сомнительным долгам в 1С: Бухгалтерии
На практике резервы очень часто вызывают у бухгалтеров сложности. Во-первых, потому что нет закрепленной методики их расчета. А во-вторых, сложности вызывают разные правила формирования резервов в бухгалтерском и налоговом учете, а также алгоритм их начисления в 1С: Бухгалтерии. Поэтому, несмотря на внесенные изменения в нормативные акты по бухгалтерскому учету, обязывающие создавать резервы в бухучете, многие во избежание трудностей их вообще не создают. Чтобы не нарушать закон, давайте разберемся, так ли уж «страшны резервы».
Для начала выясним разницу между резервами в бухгалтерском и налоговом учете.
В бухгалтерском учете резервы служат для достоверной оценки активов и необходимости представления пользователям подлинных данных об обязательствах компании.
В налоговом же учете резервы – это один из способов законной экономии налогов. Разница между ними, прежде всего, в том, что в бухгалтерском учете создание резервов обязательно, а в налоговом – нет, то есть у хозяйствующего субъекта есть право выбора. Несмотря на то, что налоговые резервы приводят к уменьшению налога на прибыль, для бухгалтера это оборачивается усложнением бухгалтерского и налогового учета и ведет к возникновению разниц по ПБУ 18/02. Отсюда и вытекает нелюбовь бухгалтеров к резервам и уход от их создания.
Основные виды резервов приведены в таблице:
Основание
п.70 Положения, у тв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н
Обязателен для всех компаний, кроме тех, кто вправе вести упрощенный бухучет
Обязателен для всех компаний, кроме тех, кто вправе вести упрощенный бухучет
Обязателен для всех компаний, кроме тех, кто вправе вести упрощенный бухучет
Обязателен, если компания узнала о том, что стоимость вложений существенно снижается. Компании, которые вправе вести упрощенный бухучет, вправе не создавать
п. 21, 38 ПБУ 19/02, п. 19 ПБУ 19/02
На практике компании чаще всего формируют лишь два вида резервов – резерв по сомнительным долгам и резерв на отпуска. В этой статье остановимся чуть подробнее на создании резерва по сомнительным долгам.
Сегодня многие организации сталкиваются с недобросовестными контрагентами, которые несвоевременно погашают свои долги. Это ведет к росту дебиторской задолженности, которая, как известно, отражается в первом разделе баланса. Но если задолженность контрагента сомнительна и взыскать ее невозможно (например, в случае, когда у контрагента возникли финансовые проблемы), то величина актива баланса будет неоправданно завышена и пользователи не смогут судить по такой отчетности о реальном положении дел компании. Как раз для корректировки балансовой стоимости активов в бухгалтерском учете и создают резерв по сомнительным долгам. Его цель – сделать бухгалтерскую отчетность достоверной, чтобы внешние и внутренние пользователи отчетности могли в полной мере судить по ней о финансовом положении организации.
Рассмотрим порядок создания резервов в программе 1С: Бухгалтерия 3.0. Для этого воспользуемся условным примером. Допустим, между компанией ООО «Пуговица» и контрагентом ООО «Авангард» заключены:
1) договор купли-продажи, по которому 02 февраля 2019 года ООО «Пуговица» (продавец) отгрузила товаров галантереи ООО «Авангард» (покупатель) на сумму 2 803 752 руб. и подписала ТОРГ-12. Срок оплаты за товар по договору составляет 5 дней с момента отгрузки товара покупателю. Но в установленный срок оплата от ООО «Авангард» не поступила.
2) договор оказания услуг, по которому ООО «Авангард» оказало в феврале услуги по уборке производственных помещений ООО «Пуговица» на сумму 138 000 руб.
ООО «Пуговица» формирует резервы по сомнительным долгам и в бухгалтерском, и в налоговом учете.
Прежде всего, для создания резервов в бухгалтерском и налоговом учете необходимо настроить учетную политику.
Для формирования резервов в бухгалтерском учете на панели разделов нужно выбрать «Главное» — «Настройки» — «Учетная политика» и в открывшемся окне установить флажок «Формируются резервы по сомнительным долгам»:
Для настройки формирования резервов в налоговом учете нужно перейти на вкладку «Настройка налогов и отчетов»:
В открывшемся окне перейти в раздел «Налог на прибыль» и установить флажок «Формировать резервы по сомнительным долгам»:
Следующим шагом будет установка сроков расчетов с покупателями, по истечении которых задолженность для расчета резервов будет признаваться сомнительной.
В программе это можно сделать двумя способами:
1) если в договоре с контрагентом установлен конкретный срок оплаты по договору, то этот срок можно сразу отразить в справочнике «Договоры». В нашем случае этот срок известен и составляет 5 дней, поэтому мы установим его в договоре контрагента:
2) если срок оплаты по договору не установлен, то можно для всех договоров с покупателями установить срок в настройках параметров учета.
Настройка через справочник «Договоры» всегда имеет приоритет над настройкой через «Параметры учета». То есть если вы установили один срок в «Параметрах учета», а по конкретному договору указали другое значение в справочнике, то для расчета резервов будет действовать тот срок, который установлен в справочнике «Договоры».
Теперь, когда с установкой начальных параметров, необходимых для расчета резерва, закончили, перейдем непосредственно к расчету резерва. Начисление резерва по сомнительным долгам выполняется при закрытии месяца с помощью одноименной регламентной операции:
Эта регламентная операция начисляет резерв сразу и в бухгалтерском, и в налоговом учете.
Законодательством не закреплен способ расчета резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете. Правила прописаны в Налоговом кодексе и действуют только для налогового учета. Поэтому каждый хозяйствующий субъект должен самостоятельно определить способ и метод расчета резервов и прописать это в своей учетной политике. Программой же предусмотрено, что расчет резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете ведется по правилам налогового учета. Это означает, что резервы рассчитываются в процентах от суммы долга и зависят от длительности просрочки:
— при сомнительной задолженности свыше 90 календарных дней – в резерв включается полная сумма задолженности;
— если срок возникновения долга находится в диапазоне от 45 до 90 календарных дней включительно – в резерв включается 50 процентов от суммы задолженности;
— на задолженность со сроком возникновения до 45 дней резерв не начисляется.
Если вы тоже имеете задолженность перед вашим должником (т.е. задолженность носит встречный характер), как в рассматриваемом нами примере, то сомнительной признается только та часть долга, которая превышает обязательство.
При закрытии февраля месяца у ООО «Пуговица» образовалась сомнительная задолженность в отношении ООО «Авангард» в размере 2 665 752 руб. (2 803 752 руб. – 138 000 руб.). Учитывая, что срок возникновения задолженности не превышает 45 календарных дней, регламентная операция за февраль резервы не начисляет:
А вот по состоянию на 31.03.2019 срок возникновения задолженности уже составляет 52 календарных дня, поэтому при выполнении операции «Расчет резервов по сомнительным долгам» за март резерв рассчитается как 50 процентов от суммы задолженности:
2 665 752 руб. * 50% = 1 332 876 руб.
При начислении резерва программа формирует проводки:
Дт 91.02 Кт 63 – на сумму начисленного резерва
В налоговом учете при расчете резервов действует ограничение. Это ограничение определяется в ходе выполнения регламентной операции «Расчет долей списания косвенных расходов».
Согласно действующему законодательству, сумма создаваемого в налоговом учете резерва не может превышать 10% выручки от реализации за предыдущий налоговый период (год) или 10% выручки за текущий отчетный период (например, за первый квартал). Это означает, что по итогам отчетных периодов нужно сравнить две величины и выбрать наибольшую из них.
В нашем примере выручка от реализации за первый квартал составила 4 753 126,67 рублей.
По общему правилу, когда общая сумма резерва, исчисленного исходя из срока возникновения задолженности, превышает 10% выручки за соответствующий период, то сумма резерва нормируется путем умножения на коэффициент. Этот коэффициент рассчитывается как отношение суммы резервов по нормативу к общей сумме резервов, исчисленных исходя из срока возникновения задолженности.
Доля списания косвенных расходов составила 0,35710699:
Сумма ограничения резерва = 4 753 126,67 * 10% = 475 312,67 руб.
Сумма резерва, исчисленного исходя из срока возникновения задолженности в нашем случае превысила сумму этого ограничения (1 332 876 руб. > 475 312,67 руб.), поэтому при выполнении операции «Расчет резервов по сомнительным долгам» за март в сумму резерва в налоговом учете включается 50 процентов от суммы задолженности, умноженных на коэффициент: 2 665 752 руб. * 50% * 0,35710699 = 475 979,34 руб.
Как мы видим, суммы начисленного резерва в бухгалтерском и налоговом учете отличаются. Это приводит к образованию постоянных разниц:
Чтобы проверить, верно ли программа рассчитала резерв, а также для документального подтверждения можно сформировать печатные формы справки-расчета. Эти справки формируются путем нажатия левой кнопки мыши на строке «Расчет резервов по сомнительным долгам». Из выпадающего меню нужно выбрать пункт «Резервы по сомнительным долгам»:
Провалившись в Настройки, можно выбрать вид показателей справки:
Справку можно сформировать отдельно по данным бухгалтерского учета, налогового учета или по показателям бухгалтерского учета с постоянными и временными разницами:
Напоследок отметим, что отказ от создания резервов рассматривается как грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. При проверке контролеры оштрафуют должностное лицо компании (в частности, главного бухгалтера). Штраф по статье 15.11 КоАП составит от 5000 до 10 000 руб. Если нарушение повторится, то штраф будет от 10 000 до 20 000 рублей или должностное лицо дисквалифицируют на срок от одного года до двух лет.
Налоговый кодекс также предусматривает взыскание штрафа за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов. При проведении налоговой проверки компанию оштрафуют по статье 120 НК на сумму от 10 000 руб. до 30 000 руб.
Автор статьи: Анна Куликова
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов
Источник: xn--80abbnbma2d3ahb2c.xn--p1ai