При этом стоит заметить, что большими правами наделены ИФНС, в которых организации стоят на учете по месту регистрации Головного отделения. Они имеют право проверять как саму организацию, так и ее филиалы и представительства. Инспекция, в которой зарегистрированы филиалы либо представительства имеют право на их проверку, но только в отношении налогов, уплачиваемых в бюджет субъектов Р.Ф. Например, земельный, транспортный или имущественный налог. А вот ИФНС, в котором зарегистрировано обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством, проверять вообще ничего не имеют право.
Важно: Если кому-нибудь захочется «схитрить», и узнав о грядущей выездной проверки, сменить адрес нахождения организации, а следовательно, и поменять налоговую инспекцию, то мы настоятельно рекомендуем НЕ ДЕЛАТЬ ЭТОГО.
Во-первых: Если решение о проведении выездной проверки принято,то в регистрации изменений (смене юр.адреса) скорее всего будет отказано.
Во-вторых: Даже если этого не случится, и вам удастся сменить место нахождения организации — это совсем не означает, что проверки не будет. ИФНС, которая назначила проверку, имеет право ее проводить, даже если после принятия решения о проведении проверки вы поменяли юридический адрес.
Все этапы налоговой проверки. Как пройти проверку без последствий?
В-третьих: Если ваша организация включена в план проверок, но решение еще не принято, то поменять налоговую вы, конечно, можете, но из плана проверок вас никто не исключит. А проверять вас уже будет новая инспекция. Причем новая налоговая имеет право проверять и тот период, в котором вы стояли на учете по прежнему месту нахождения.
В-четвертых: Внесение изменений в ЕГРЮЛ (смена юр.адреса, учредителей, директора и т.д.) может свидетельствовать о существовании совершенных налоговых преступлениях, следовательно к налоговой проверке могут быть привлечены сотрудники полиции.
С чего начинается выездная проверка организации или ИП
Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом о ее проведении. Датой начала проверки необходимо считать дату вынесения решения. Форма решения о проведении выездной налоговой проверки стандартная и утверждена ФНС. В ней, в обязательном порядке указывается следующая информация:
- наименование проверяемой организации
- налоги, проверка которых будет осуществлена. Как правило, в этом пункте значится «по всем налогам и сборам». Это значит, что проверять будут всё. Если проверка назначена лишь по одному либо нескольким налогам, то они все будут перечислены в обязательном порядке.
В этом пункте есть одно исключение: Коснуться оно может Юридических лиц и Индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в части НДС. Дело вот в чем: несмотря на то, что организации и ИП на УСН не являются плательщиками НДС, если они выставляли своим покупателям счета-фактуры с НДС, они обязаны перечислить налог на добавленную стоимость в бюджет. Таким образом, в решении о проведении выездной проверки организации или ИП на УСН в списке проверяемых налогов НДС значиться не может ( ведь эти налогоплательщики освобождены от уплаты НДС), тем не менее доначислении налога на добавленную стоимость вполне возможно.
НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ УСН В 2021 году
- в обязательном порядке указывается налоговый период, за который проводится проверка. Как правило, под проверку попадает максимально возможный период — это три года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Т.е. если решение вынесено в 2018 году, то проверить имеют право 2015, 2016 и 2017 года. Теоретически, период налоговой проверки может быть и меньше, например, два года или год.
Ещё один момент: Бывают случаи, когда представители ИФНС вручают решение о проведении проверки, вынесенное в прошлом году. Например: решение вынесено 20.12.2017 г., период проверки три года (2014, 2015, 2016 гг), а вручили решение 12.01.2018 г. В подобной ситуации действия сотрудников налоговой считаются законными.
- должности и ФИО инспекторов, которые будут проводить проверку.
- решение подписывает руководитель ИФНС (или его заместитель), печать на решении НЕ ставится
Если решение о проведении проверки принято, то никакие изменения в части проверяемых периодов и налогов не допускаются. В решении возможно только изменение, касающееся состава проверяющих налоговых инспекторов. Связано это может быть, например, с болезнью сотрудника. Решение о внесении изменений оформляется отдельным документом.
Для ознакомления с решением о проведении выездной проверки сотрудники ИФНС используют один из следующих способов:
- Инспектора приедут к вам по юридическому адресу и вручат лично
- Вызовут вас в ИФНС
- Копию решения направят по почте
- Копию решения направят по телекоммуникационным средствам связи (электронно)
С другими статьями о выездных налоговых проверках вы можете ознакомиться здесь
Запишитесь на бесплатную налоговую консультацию к нашим юристам.
Источник: support-nalog.ru
Какой период может быть охвачен налоговой проверкой?
Какой период может быть охвачен налоговой проверкой нужно понимать руководству проверяемой фирмы, ИП и физическим лицам, чтобы определить, какой промежуток времени может интересовать должностных лиц ФНС при проведении проверочных мероприятий.
Общие положения о налоговых проверках
В силу требований ст. 31 НК РФ проверочные мероприятия производятся налоговыми инспекциями с целью проверки соблюдения субъектами проверок требований налогового законодательства в части правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налоговых платежей.
Могут проводится как камеральные, так и выездные мероприятия. Их порядок в корне отличается (как и проверяемый период). Отличаются и сроки проверок. Камеральные длятся 3 месяца, а выездные – от 2 до 6 месяцев (в зависимости от того, продлевался ли срок проверки).
Если налогоплательщик не согласен с итоговым актом, либо с какой-либо его частью, на него могут подаваться возражения .
Период камеральной налоговой проверки
В ходе проверочных действий сотрудники ФНС анализируют декларации, представленные налогоплательщиками. Отчетность сопоставляется с данными, отраженными в иных документах, которые уже находятся в ФНС.
За какой период могут проверять при налоговой проверке деклараций? Может анализироваться только период, охватываемый предоставленной налогоплательщиком отчетностью. Например, подается декларация по налогу на прибыль за 2016 год. Налоговый орган может проверять только налоговый период 2016 года.
При проверке определенного налогового периода сотрудники ФНС вправе сопоставлять представленную декларацию с иными документами, которые не относятся к периоду проверки.
В случае, если плательщик налога по итогам проверки привлекается к ответственности за иной налоговый период – это нарушение закона. Имеется возможность оспорить акт проверки и решение о привлечении к ответственности путем подачи возражений и жалоб. По результатам рассмотрения жалобы решение о привлечении к ответственности должно быть отменено (в части, относящейся к периоду, не охваченному проверкой), а по результатам рассмотрения возражений из акта должны быть исключены суждения о допущенных нарушениях (также за период, который не должен был охватываться).
За какой период сотрудники ФНС могут проверять при проведении выездной проверки?
Выездные проверочные мероприятия куда более объемные, нежели камеральные. Более длительным является и период выездной налоговой проверки. В силу требований п. 3 ст. 89 НК охват проверки не может превышать трехлетний срок до момента вынесения решения о проведении проверочных мероприятий. Например, решение о проверке вынесено 17 февраля 2017 года.
Это означает, что проверяться должен период с 17 февраля 2014 года до 17 февраля 2017 года.
По этому же принципу определяются проверочные периоды при:
- проведении повторных проверок вышестоящей ФНС нижестоящей. Должностные лица, проводя повторные проверочные мероприятия в отношении налогоплательщика устанавливают, не допущено ли нарушений при ранее проведенной нижестоящей ФНС проверке, и в случае обнаружения нарушений со стороны налогоплательщика, не выявленных ранее, вправе привлечь его к налоговой ответственности.
- проведении повторной проверки в случае реорганизации или ликвидации налогоплательщика. Такая проверка может проводиться вне зависимости от того, когда производилась предыдущая.
Возможны ли выездные проверки, охватывающие период более трех лет?
Законом предусматриваются исключения из общего правила, касающиеся проверяемого периода. В некоторых случаях проверяющим можно выходить за рамки трехлетнего периода, что позволяет привлечь налогоплательщика за старые нарушения.
К таким исключениям относится:
- Случай, когда налогоплательщик направляет в ФНС уточненную декларацию в ходе проведения выездной проверки и данной декларацией охватывается период, выходящий за трехлетние рамки. При таких обстоятельствах сотрудники ФНС должны проверить правильность уплаты налогов за период, находящийся за рамками проверочных мероприятий (п. 4 ст. 89 НК РФ).
- Случай, когда проверка уже завершена, однако налогоплательщик представляет уточненную декларацию, в которой отражена меньшая сумма налога, подлежащего уплате. В такой ситуации может быть принято решение о повторной проверке налогового периода, указанного в уточненной декларации (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).
- Случай, когда проверка проводится в соответствии с требованиями главы 26.4 НК РФ, когда плательщик налогов применяет специальный режим налогообложения при исполнении им соглашений о разделе продукции, что предусмотрено ст. 346.2 НК РФ.
Трехлетний период проверки исчисляется не до даты вручения решения о проверочных мероприятиях налогоплательщику, а до момента его вынесения. Например, если решение было вручено в 2018 году, а вынесено в 2017 году, проверкой не может дополнительно охватываться период с момента вынесения решения до момента его вручения.
Итак, в публикации дан исчерпывающий ответ на вопрос о том, за какой период проводится выездная налоговая проверка (а также камеральная). Как правило, ответ на данный вопрос однозначен, однако закон предусматривает некоторые исключения, оговоренные выше.
- Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ?
- Сроки проведения камеральной и выездной налоговых проверок
- Приостановление срока налоговой проверки
- Порядок проведения камеральной налоговой проверки
Источник: zakoved.ru
Риск возникновения налоговой проверки
Как своими действиями не спровоцировать налоговую проверку? Читайте подробнее в нашей статье.
Задумывались ли Вы:
- Над рисками, с которыми можно столкнуться в процессе своей деятельности?
- Правильно ли оптимизировано налогообложение?
- Когда может нагрянуть налоговая проверка?
- Какие налоговые риски грозят при возникновении налоговой проверки?
Рано или поздно каждому налогоплательщику приходится сталкиваться с налоговой проверкой. Это довольно непростое испытание и сильнейший стресс как для собственника бизнеса, так и руководителя и главного бухгалтера предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, вида предпринимательской деятельности, размера предприятия. Налоговая проверка практически всегда грозит доначислением налогов и штрафных санкций налогоплательщику.
Существуют общедоступные критерии оценки налоговых рисков, наличие которых может спровоцировать налоговую проверку. Ориентируясь на эти критерии, можно самостоятельно управлять налоговыми рисками.
Разберемся подробнее в этих критериях
признаки для проверки
Рисунок 1 – Критерии, которыми руководствуется налоговый орган для назначения проверки
- Прежде всего, это показатель налоговой нагрузки, который должен соответствовать среднеотраслевому уровню по видам экономической деятельности. Определяет, сколько уплаченных налогов приходится на полученную выручку. Если при расчете этот показатель получается ниже среднеотраслевого, необходимо принять меры по его увеличению.
- Отражение в налоговой отчетности более чем в двух налоговых периодах убытка. При наличии такового, налоговая инспекция обязательно пригласит вас на «убыточную комиссию» и попросит аргументированно объяснить причины убыточности. Наличие убытков прямо противоречит гражданскому законодательству, ведь цель создания предприятия – получение прибыли.
- Наличие значительных сумм вычетов по НДС. Сумма вычетов НДС от суммы начисленного налога не должна превышать порог в 89% за период 12 месяцев. При принятии НДС к вычету следует строго соблюдать все условия приобретения права на вычет (наличие счета-фактуры, принятие товара на учет).
- Расходы не должны расти быстрее доходов. Рост их должен быть пропорционален. В идеале же темпы роста доходов должны увеличиваться, а расходы уменьшаться.
- Размер среднемесячной зарплаты, приходящегося на одного работника ниже среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности по региону. Этот риск, как правило, присутствует в тех организациях где размер заработной платы не превышает или равен прожиточному минимуму соответствующего региона Российской Федерации.
- Организации, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, сельскохозяйственный налог) не должны приближаться к предельным значениям, установленным Налоговым кодексом, дающим право применять спецрежимы налогообложения. Приближение в данном случае должно составлять неоднократно менее 5% к установленному предельному значению величины показателей, оказывающих влияние на исчисление налога предприятий, применяющих спецрежимы.
- Индивидуальные предприниматели отражают суммы расходов, приближенные к суммам доходов, полученным предпринимателем за год. Иными словами, доля вычетов, связанных с профессиональной деятельностью не должна превышать 83%, от суммы полученного дохода.
- Заключение договоров при ведении финансово-хозяйственной деятельности с контрагентами, без учета принципа разумности и деловой цели. Как правило, с контрагентами или цепочкой контрагентов, которые могут иметь признаки недобросовестных налогоплательщиков. Итогом может быть обвинение в получении необоснованной налоговой выгоды.
- Своевременное реагирование на требования налоговых о даче пояснений при выявлении ошибок в ходе камеральных поверок, или при выявлении несоответствия сведений, имеющихся у налоговых органов со сведениями, содержащими в документах, полученных в ходе налогового контроля отраженных органов о предоставлении каких-либо пояснений может снизить риск включения плательщика в план налоговых проверок.
- Частая смена местонахождения организации (юридического адреса), неоднократная «миграция» между налоговыми органами, более чем два раза с момента регистрации организации, особенно если адрес регистрации является «массовым», дает повод налоговикам уделить повышенное внимание компании.
- Рентабельность предприятия должна соответствовать уровню рентабельности, характерному для данной сферы деятельности по статистическим данным. Именно показатель рентабельности отражает эффективность работы организации. Допускается отклонение данного показателя лишь на 10% от показателей статистики по видам деятельности.
- Особое же внимание налоговики уделяют, организациям, которые ведут свою финансово-хозяйственную деятельность с высоким налоговым риском, иными словами, в своей деятельности используют наиболее типичные схемы ухода от налогообложения (фирмы-однодневки, вексельные схемы, схемы с инвалидами в штате компании).
Зная перечень рисков, которыми инспекции руководствуются при принятии решения о назначении выездной налоговой проверки, нужно вовремя проверять свою организацию на их наличие.
Стоит отметить, что сам факт проведения проверок в большинстве случаев означает, что при разработке схем оптимизации налогообложения, вопросу обеспечения экономической безопасности должное внимание не уделялось или были допущены серьезные ошибки в данном направлении.
Для управления налоговыми рисками необходимо выявить объективные и субъективные причины их возникновения, проводить их анализ, что часто очень сложно сделать, используя только внутренние источники организации. Как правило, за вопросы управления налоговыми рисками отвечает главный бухгалтер, который в силу и так огромной загруженности хоть и быстро реагирует на изменения в финансовой сфере, но не всегда может оперативно внедрить эти изменения в компании. В таком случае вполне возможно, что у компании существуют налоговые риски, о которых она даже не подозревает. Порой именно взгляд специалистов со стороны, которые в силу свей специфики деятельности, ежедневно сталкиваются с проблемами налоговых рисков способен выявить и оценить риски, а также помочь найти системный подход к их разрешению.
Только систематическое и комплексное проведение оценки рисков по результатам финансово-хозяйственной деятельности, позволит руководителям и собственникам бизнеса своевременно оценить налоговые риски и избежать нежелательного общения с налоговыми органами.
Оказывая полный комплекс услуг по налоговому сопровождению, наша компания сведет к минимуму возникновение спорных ситуаций в сфере налогообложения. Убедитесь сами — закажите консультацию налогового консультанта!
MCOB Риск возникновения налоговой проверки
Источник: mcob.ru