Согласование внеплановой проверки с прокуратурой представляет собой ряд обязательных процедур, установленных законодательно. Подробнее о том, в каких случаях и как проводится согласование с прокуратурой внеплановой проверки, будет рассказано в этой статье.
Что такое внеплановые проверки?
Законом «О защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ был определен порядок осуществления контролирующих мероприятий в отношении предпринимателей со стороны госорганов.
В соответствии с этим нормативным актом госорганам делегировано правомочие проводить в отношении предприятий и индивидуальных предпринимателей как запланированные, так и внеплановые проверочные мероприятия. При этом к плановым проверочным процедурам были отнесены проверки, проводимые на основании планов, разрабатываемых государственными и муниципальными структурами (постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489), в процессе которых осуществляются мероприятия, контролирующие соблюдение предпринимателями законодательных норм.
Вебинар на тему «Новое в проведении налоговых проверок»
В свою очередь, проверка вне графика осуществляется не по заранее установленному календарю, а в перечисленных ниже случаях (ст. 10 закона 294-ФЗ):
- Окончание сроков устранения предпринимателем прежде найденных нарушений, отраженных в предписании госоргана.
- Необходимость осуществления незапланированного контроля для выдачи лицензирующей, разрешительной документации или присвоения правового статуса предпринимателю.
- Получение информации о таких фактах, как:
- возникновение угрозы или ухудшение состояния жизни и/или здоровья людей, ущерба фауне или флоре, музейным коллекционным экспонатам;
- несоблюдение прав потребителей.
- Требование прокурора о проведении незапланированных проверочных процедур.
Внеплановые проверочные мероприятия осуществляются в форме:
- проверки документации;
- выездной проверки.
Внеплановая проверка: согласование и уведомление
Процедура проведения незапланированных проверочных мероприятий требует соблюдения ряда формальностей:
- согласования;
- уведомления.
Внеплановые проверочные мероприятия, проводимые по ряду оснований, требуют согласования с прокуратурой по месту нахождения проверяемого предприятия или предпринимателя. К таким проверкам относятся:
- Проверки, проводимые по фактам информирования об угрозах причинения или о причинении ущерба:
- жизни или здоровью людей;
- животному, растительному миру или окружающей среде;
- памятникам истории или культуры народов России;
- музейным ценностям, входящим в Музейный фонд России;
- документации Архивного фонда России;
- документации национального библиотечного фонда, имеющей особое историческое, научное, культурное значение;
- госбезопасности.
Сюда относятся также угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Особенности проведения проверок организаций в 2022 году
Порядок согласования с прокуратурой проведения внеплановой проверки
Порядок согласования внеплановой проверки с прокуратуройопределен приказом Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93 (приложение № 1). В соответствии с этой документацией, заявление о согласовании внеплановой проверки с прокуратурой должно быть составлено по типовой форме. Форма такого заявления утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 (приложение № 2).
Направлять такое заявление с прилагаемым комплектом документации следует одним из названных способов (п. 6 приказа Генпрокуратуры 93):
- непосредственно через канцелярию;
- заказным письмом с уведомлением о вручении;
- в электронном виде, с удостоверением электронной цифровой подписью.
Проверка законности осуществления незапланированных проверочных мероприятий осуществляется в день получения заявления о согласовании внеплановой проверки с прокуратурой. По итогам рассмотрения на следующий день выносится одно из решений:
- о согласовании внеплановой проверки с прокуратурой;
- об отказе в согласовании незапланированных проверочных процедур.
Основаниями для отказа в согласовании выездных проверочных мероприятий являются (п. 11 ст. 10 закона 294-ФЗ):
- Отсутствие документации, прилагаемой к заявлению.
- Отсутствие оснований для проведения внеплановых выездных проверочных мероприятий.
- Несоответствие решения проверяющего госоргана о проведении проверки требованиям законодательства.
- Противоречие такого рода внеплановых проверочных процедур действующему законодательству.
- Несоответствие предмета проверочных мероприятий компетенции проверяющих госорганов.
- Проведение проверки по одним и тем же обстоятельствам в отношении одной и той же организации несколькими проверяющими органами.
В каких случаях согласования не требуется?
В некоторых случаях осуществление выездных проверочных процедур не требует предварительного согласования такой процедуры с прокуратурой. Однако говорить в полной мере об отсутствии обязанности оповестить прокуратуру о проверке нельзя.
Дело в том, что не требуют предварительного согласования только те проверки, которые проводятся незамедлительно по фактам нарушений, которые производятся в момент оповещения контролирующих организаций о них. При этом контролирующая организация обязана незамедлительно сообщить в прокуратуру о проведении такой проверки, направив все необходимые документы в течение суток.
Верховный суд РФ уделяет большое внимание моменту реагирования на нарушения в данной области и незамедлительности оповещения органов прокуратуры о проводимых проверочных мероприятиях (в частности, это следует из постановления ВС РФ от 03.04.2017 № 127-АД17-2). Проверка, проведенная без извещения о ней органов прокуратуры, может быть признана незаконной.
Таким образом, за небольшим исключением согласование внеплановых проверочных процедур с прокуратурой является действием предварительным, и на момент проверки на руках у проверяющих органов должно быть прокурорское решение, разрешающее проведение такого мероприятия.
Источник: xn--h1apee0d.xn--p1ai
Срок уведомления о проведении внеплановой проверки — гражданское законодательство и судебные прецеденты
о грубом нарушении административным органом Федерального закона № 294-ФЗ в части неуведомления общества о проведении внеплановой проверки за двадцать четыре часа до начала ее проведения, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Федеральным законом от 31.12.2014 № 532-ФЗ, вступившим в законную силу 23.01.2015, часть 4 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ дополнена пунктом 35, согласно которому особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении в том числе государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, организацией и проведением
срок законного предписания от 18.04.2019 № 08ОГ/04-689-28-4-2019/1, вынесенного Государственной жилищной инспекцией Московской области. Согласно названному документу обществу в срок до 15.05.2019 надлежало обеспечить выполнение следующих мероприятий (работ) в доме по вышеупомянутому адресу: дверцы электрощитков во всех подъездах обеспечить запирающимися устройствами и закрыть их; очистить лестничные клетки от бытовых вещей; убрать слаботочные электрические провода в защитные короба во всех подъездах; закрепить осветительные приборы в подъездах, установить на них плафоны; обеспечить регулярную уборку мест общего пользования; установить фурнитуру на окнах в подъездах, восстановить исправное состояние дверей на лестничных клетках. Указанные обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности по данному делу, подтверждаются собранными доказательствами, в числе которых указанное выше предписание органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор (л.д. 31), уведомление Государственной жилищной инспекцией Московской области от 20.05.2019 № 08ОГ/04-689-28-4-2019/1 о проведении внеплановой выездной проверки исполнения обществом предписания от 18.04.2019 № 08ОГ/04-689-28-4-2019/1 (л.д. 24), акт проверки от 23.05.2019 (л.д. 6-7), протокол об административном
отсутствует. Также ссылается на несоблюдение порядка привлечения юридического лица к административной ответственности. Подробнее доводы изложены в заявлении, дополнениях к жалобе. Управление надзорной деятельности отделу надзорной деятельности города Новокузнецка ГУ МЧС России по Кемеровской области (далее – ОНД города Новокузнецка) в отзыве с требованием не согласилось.
Поясняет, что проверка исполнения предписания проведена с соблюдением требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» срок уведомления о проведении внеплановой проверки соблюден. При вынесении решения о привлечении юридического лица к административной ответственности объяснения директора ГОУ СПО НТЭТ приняты во внимание, поэтому применена минимально возможная мера административного воздействия. На объекте по адресу г. Новокузнецк, ул. Кутузова 84 дополнительно смонтировано, согласно акта приема, 4 пожарных извещателя и заменено 20 пожарных извещателей, хотя требовалась замена 30-ти пожарных извещателей (п.4 акта проверки №158 от 30.07.12). Сведений об оборудовании АПС помещений общежития не предоставлены. При вынесении определения от
г. Однако постановление №264 датировано 20.09.2012 г. Утверждает, что о дате рассмотрения дела на 20.09.2012 г. юридическое лицо или его законный представитель не были надлежащим образом уведомлены. Подробнее доводы изложены в заявлении, уточнении просительной части жалобы. ОНД г. Новокузнецка УНД Главного управления МЧС России по Кемеровской области в отзыве с требованием не согласилось.
Считает, что юридическое лицо надлежащим образом уведомлялось о проведении проверки. Проверка исполнения предписания проведена с соблюдением требований Закона №294-ФЗ. Срок уведомления о проведении внеплановой проверки соблюден. Соблюдены процессуальные требования при вынесении решения о привлечении юридического лица к административной ответственности.
Подробнее доводы изложены в отзыве. Рассмотрев имеющиеся в деле и дополнительно представленные доказательства, заслушав объяснения представителя заявителя, суд установил следующее. На основании распоряжения начальника ОНД г. Новокузнецка УНД Главного управления МЧС России по Кемеровской области № 300 от 13.08.2012 г. проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения предписания № 12/1/10 от 17.02.2012 года в отношении ООО «Новотехника»,
294-ФЗ относится к грубым нарушениям, влекущим недействительность результатов проверки. Административным органом в материалы дела не представлены доказательства уведомления заявителя о проведении внеплановой проверки в установленный законом срок.
Из представленной в материалы дела копии акта проверки следует, что представитель общества уведомлен о проведении проверки 21.05.2014 в 11 часов 40 минут (л.д. 90-93), то же следует из распоряжения (л.д. 116-118).
При указанных обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что Управлением Роспотребнадзора нарушен срок уведомления о проведении внеплановой проверки , что влечет недействительность результатов проверки. Кроме того административным органом не представлены доказательства соблюдения прав юридического лица на защиту при производстве по делу об административном правонарушении. Из представленной в материалы дела копии уведомления о необходимости явки представителя для рассмотрения протокола об административном правонарушении не усматривается, когда и кому оно было направлено. В протоколе об административном правонарушение указано, что рассмотрение дела назначено на 02.06.2014, протокол составлен в присутствии представителя общества (л.д. 113-115). Фактически,
относится к грубым нарушениям, влекущим недействительность результатов проверки. Административным органом в материалы дела не представлены доказательства уведомления заявителя о проведении внеплановой проверки в установленный законом срок. Из представленной в материалы дела копии акта проверки следует, что представитель общества уведомлен о проведении проверки 21.05.2014 в 11 часов 40 минут, то же следует из распоряжения (том 2 л.д. 94, 98). При указанных обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что административным органом нарушен срок уведомления о проведении внеплановой проверки , что влечет недействительность результатов проверки. Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к
требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, поскольку результаты проверки получены Ростехнадзором с грубым нарушением требований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон № 294-ФЗ), полагает, что у Ростехнадзора отсутствовали основания для проведения внеплановой проверки, поскольку в Ростехнадзор не поступало сообщений от конкретных физических или юридических лиц, содержащих сведения о нарушениях, кроме того, нарушен срок уведомления о проведении внеплановой проверки , Ростехнадзором затребованы документы, не относящиеся к проверке, фактически в отношении АО «Завод «Экран» Ростехнадзором проводится плановая проверка, не включенная в ежегодный план проведения плановых проверок. Заявитель считает, что выводы Ростехнадзора, содержащиеся в пунктах 4. 5, 6 акта проверки и предписания являются недостоверными, существующая система электроснабжения позволяет обеспечивать непрерывность технологического процесса работы стекловаренной печи № 5. Оспариваемое, неясным неисполнимым, следовательно, незаконным. В дополнениях к заявлению АО «Завод «Экран» указывает, что в нарушение
выездной, проводилась в здании АМС . При проведении проверки присутствовал начальник отдела земельных отношений С. Мистулов. В акте проверки сделана ссылка на распоряжение о проведении проверки от . №. Однако данное распоряжение не было представлено АМС . Должностным лицом ответчика было представлено распоряжение от . №. Данное распоряжение было получено АМС вместе с уведомлением о проведении проверки . (то есть после окончания проверки, так как акт проверки был составлен . ). Нарушен срок уведомления о проведении внеплановой проверки . В распоряжении от . № указано, что задачами проверки является соблюдение земельного законодательства при рассмотрении обращения Гурцишвили при предоставлении ему земельного участка. Однако фактически в акте проверки отражены совсем другие обстоятельства, не относящиеся к предмету проверки. В уведомлении о проведении проверки также указано, что АМС необходимо предоставить «все имеющиеся заявления физических и юридических лиц с требованиями о предоставлении прав на земельные участки, также вынесенные постановления и распоряжения в отношении земельных
режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, обозначения буквенные дымовых и ручных пожарных извещателей в проекте (цокольный этаж) не соответствуют требованиям РД 25.953-90 (план сетей АПС цокольного этажа не представлен) (п. 14 предписания).
ГКБУК «Пермский краеведческий музей» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей. В жалобе заявитель просит отменить указанное постановление мирового судьи, как незаконное и необоснованное, поскольку при проведении проверки нарушен срок уведомления о проведении внеплановой проверки юридического лица. Копия распоряжения № 743 от ДД.ММ.ГГГГ с установленным сроком проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была вручена представителю Учреждения только ДД.ММ.ГГГГ, а не за 24 часа до начала ее проведения, что является грубым нарушением, влекущим недействительность проверки. Суд не дал указанному факту правовую оценку. Проверка осуществлена в период с 11:00 ДД.ММ.ГГГГ по 16:00 ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного распоряжением № 743 от ДД.ММ.ГГГГ срока проверки без соответствующего распоряжения о
которой просит обжалуемое постановление отменить, считая, что привлечение его к административной ответственности (наложенное наказание) является неправомерным, так как о предстоящей проверке он не был уведомлен в установленный законом срок. В своей жалобе заявитель указывает, что ему руководителем было поручено сопроводить проверяющих лиц на причал №. Доверенность на представление интересов предприятия при проведении проверки на него не оформлялась. С распоряжением или приказом руководителя государственного контроля (крымской транспортной прокуратуры) о проведении проверки не ознакомлен. Срок уведомления о проведении внеплановой проверки (выездной) был нарушен, поскольку решение о проведении проверки было вручено ДД.ММ.ГГГГ, а проверка была начата ДД.ММ.ГГГГ (копия прилагается), что является грубым нарушением со стороны проверяющих. Проверяющими не были внесены данные в Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (копия прилагается) в нарушении ст.16 закона № 294-ФЗ. Результаты проверки (акт, протокол осмотра и т.д.) не были должным образом оформлены и представлены под расписку в соответствии
является нарушением ст. 11, ст. 22, п.3 ст. 39 Федерального закона от г. № ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.3, 3.1, 3.3, 3.5., 3.6 СанПиН 2. -03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», п.2.10 СП 2. -03 «Санитарные правила по определен класса опасности токсичных отходов производства и потребления.
ИП «ИРБ» в обосновании своей жалобы указал, что не был соответствующим образом уведомлен о начале проверки с соблюдением срока, уведомление о проведении внеплановой проверки не направлено, правонарушение является малозначительным и поэтому просит суд постановление по данному делу отменить и производство в отношении общества прекратить. В судебном заседании представитель ИП «ИРБ» жалобу поддержал. Представитель Управления Роспобнадзора просил суд постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Республики Татарстан, от в отношении ИП «ИРБ» оставить без изменения, а жалобу ИП «ИРБ» — без удовлетворения. Судом были исследованы следующие доказательства: акт проверки от
Источник: lawnotes.ru
Уведомление о проведении проверки
Согласно ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя данных органов о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
Если в отношении юридического лица проводится внеплановая проверка, то о ее проведении, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 10 данного закона, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе, при указанных обстоятельствах, посредством электронного документа.
Однако, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление таких лиц о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Коми
Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.
Уведомление в виде копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного или муниципального контроля (надзора) должно быть направлено заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Другой срок уведомления установлен в отношении проведения внеплановой выездной проверки (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Оно должно быть осуществлено не позднее чем за 24 часа до проверки. Однако необходимо иметь ввиду, что из данного правила есть исключения.
Не требуется предварительное уведомление юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой проверки при поступлении в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
При этом необходимо иметь ввиду, что нарушение сроков и порядка уведомления о проведении плановой проверки является грубым нарушением законодательства о защите прав хозяйствующих субъектов при осуществлении государственного контроля.
В качестве санкции за такое нарушение в ч. 1 ст. 20 Закона N 294-ФЗ устанавливается невозможность использовать органами государственного или муниципального контроля (надзора) незаконно полученные данные в качестве доказательств нарушения законодательства проверяемыми хозяйствующими субъектами. Результаты таких проверок подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя.
На основании статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
На основании изложенного следует, что лицо, в отношении которого осуществляются контрольные мероприятия, должно быть уведомлено о проведении проверки не менее чем за три рабочих дня до ее начала. Нарушение данного срока является грубым нарушением законодательства при осуществлении контроля. Результаты проверки, проведенной органом государственного надзора с нарушением требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ (в части срока уведомления о проведении проверки), не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене.
Кроме того, необходимо отметить, что согласно судебной практике нормы Закона N 294-ФЗ о порядке уведомления о предстоящей плановой проверке распространяются также и на специально выделенные виды государственного контроля (надзора), в отношении которых могут устанавливаться особенные правила проведения проверок.
Так, в ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ закреплено, что в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора) могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок, но лишь в части, касающейся:
— оснований проведения проверок,
— сроков и периодичности проведения проверок;
— уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок;
— согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.
Такое специальное регулирование может устанавливаться, в частности, в отношении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, лицензионного контроля, контроля (надзора) в сфере миграции, в сфере рекламы, в области безопасности дорожного движения, промышленной безопасности и т.д. Однако в судебных актах отмечается, что Закон N 294-ФЗ не позволяет устанавливать какие-либо особенности в отношении порядка уведомления о проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора) в области указанных видов деятельности.
Прокуратура
Республики Коми
Прокуратура Республики Коми
10 апреля 2012, 00:00
О порядке уведомления субъектов предпринимательства о проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) и муниципальному контролю
Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.
Уведомление в виде копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного или муниципального контроля (надзора) должно быть направлено заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Другой срок уведомления установлен в отношении проведения внеплановой выездной проверки (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Оно должно быть осуществлено не позднее чем за 24 часа до проверки. Однако необходимо иметь ввиду, что из данного правила есть исключения.
Не требуется предварительное уведомление юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой проверки при поступлении в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
При этом необходимо иметь ввиду, что нарушение сроков и порядка уведомления о проведении плановой проверки является грубым нарушением законодательства о защите прав хозяйствующих субъектов при осуществлении государственного контроля.
В качестве санкции за такое нарушение в ч. 1 ст. 20 Закона N 294-ФЗ устанавливается невозможность использовать органами государственного или муниципального контроля (надзора) незаконно полученные данные в качестве доказательств нарушения законодательства проверяемыми хозяйствующими субъектами. Результаты таких проверок подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя.
На основании статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
На основании изложенного следует, что лицо, в отношении которого осуществляются контрольные мероприятия, должно быть уведомлено о проведении проверки не менее чем за три рабочих дня до ее начала. Нарушение данного срока является грубым нарушением законодательства при осуществлении контроля. Результаты проверки, проведенной органом государственного надзора с нарушением требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ (в части срока уведомления о проведении проверки), не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене.
Кроме того, необходимо отметить, что согласно судебной практике нормы Закона N 294-ФЗ о порядке уведомления о предстоящей плановой проверке распространяются также и на специально выделенные виды государственного контроля (надзора), в отношении которых могут устанавливаться особенные правила проведения проверок.
Так, в ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ закреплено, что в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора) могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок, но лишь в части, касающейся:
— оснований проведения проверок,
— сроков и периодичности проведения проверок;
— уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок;
— согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.
Такое специальное регулирование может устанавливаться, в частности, в отношении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, лицензионного контроля, контроля (надзора) в сфере миграции, в сфере рекламы, в области безопасности дорожного движения, промышленной безопасности и т.д. Однако в судебных актах отмечается, что Закон N 294-ФЗ не позволяет устанавливать какие-либо особенности в отношении порядка уведомления о проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора) в области указанных видов деятельности.
О сроках уведомления о начале проведения проверки
Согласно части 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора).
Согласно части 16 статьи 10 вышеуказанного закона о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения, также любым доступным способом.
При этом, проведение внеплановой выездной проверки без уведомления о ее проведении возможно в случаях, если такая проверка проводится на основании результатов анализа мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц.
Также исключения могут составлять внеплановые выездные проверки, особенности организации и проведения проверок которых, в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, устанавливаются другими федеральными законами.
Так например, статьей 13 Федерального закона от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» установлено, что при организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Источник: erikadmin.ru