Увеличение роли человеческого капитала при цифровой трансформации бизнеса

В условиях цифровой экономики человеческий капитал является основным элементом богатства, от состояния и наличия которого зависят все производимые материальные и духовные блага. Человеческий капитал предполагает наличие качеств работников, которые определяют производительность и являются источником потенциальных доходов при их возможной реализации в трудовой деятельности. Этот комплекс включает в себя здоровье, врожденные физические и умственные способности, профессиональные навыки и умения, мобильность.

Человеческому капиталу присущи следующие характерные свойства [1] :

  • — человеческий капитал неотделим от его носителя — человека;
  • — человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом;
  • — человеческий капитал может физически и морально изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;
  • — инвестиции в человеческий капитал дают своему обладателю, как правило, в будущем более высокий доход. Для общества вложения дают экономический и социальный эффект;
  • — функционирование человеческого капитала обусловлено индивидуальными интересами и волей самого субъекта, а также его моральной и материальной заинтересованностью, мировоззрением, общим уровнем его культуры;
  • — человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности;
  • — в современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным, основополагающим фактором устойчивого развития.

Цифровой этап экономического развития предусматривает максимальную степень реализации полезного потенциала, которым обладает экономика, и в первую очередь способностей и знаний человека.

В дискуссиях о том, какие профессиональные знания и навыки человека востребованы в цифровой экономике, сформировалась следующая парадигма терминов: жесткие навыки (англ, hard skills), мягкие навыки (soft skills), цифровые навыки (digital skills). Первая группа компетенций — это профессиональные навыки, которые можно довести до автоматизма и которые можно измерить, например, при помощи экзамена. Вторая группа компетенций относится к категории личных качеств, приобретаемых в процессе социализации человека и овладения профессиональным опытом, позволяющих человеку быть успешным независимо от специфики его основной деятельности. Третья группа — цифровые навыки — это определенный стандартный набор компетенций, необходимых специалисту как рядовому члену современного сетевого цифрового общества 1 . Однако для технической элиты общества digital skills приобретают значение hard skills и имеют продвинутый пакет навыков. Так же как, например, для элиты педагогического и управленческого сообществ «мягкие» навыки входят в пакет hard skills наряду с узкопрофессиональными навыками.

В проекте «Атлас новых профессий» [2] [3] , реализованном Московской школой управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив, на основе масштабного исследования «Форсайт Компетенций — 2030» были описаны специфические наборы навыков профессионалов, которые называют надпрофессиональными навыками, или навыками XXI в. Эти навыки являются универсальными для специалистов самых разных областей:

  • • мультиязычность и мультикультурность. В будущем все чаще придется работать в международных офлайн- и онлайн-командах. Важным будет не только свободное владение английским языком, но и понимание национального и культурного контекста стран- партнеров;
  • • навыки межотраслевой коммуникации. Многие передовые продукты производятся на стыке разных отраслей: IT и медицины, строительства и нанотехнологий, науки и искусства. Специалистам необходимо понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в смежных и даже несмежных отраслях;
  • • клиентоориентированность. В дальнейшем конкуренция за избалованного разнообразными сервисами потребителя будет только расти, поэтому все работодатели захотят видеть у себя клиентоориентированных сотрудников;
  • • умение управлять проектами и процессами. Этот навык перестает быть прерогативой специально подготовленных менеджеров. Компании будут уходить от строгой иерархической структуры, поэтому лидерские качества, способность расставить приоритеты и подобрать нужную команду нужны будут многим;
  • • работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач. В стремительно меняющемся мире необходимо быстро принимать решения и реагировать на изменения, эффективно распределять свои ресурсы и управлять временем в условиях неполной информации. К ресурсам относится способность контролировать свое состояние, например, уметь концентрироваться на конкретной задаче и успокаивать себя во время стрессов;
  • • способность к художественному творчеству. Алгоритмы и автоматизированные решения не способны заменить творческого работника, при этом растет спрос на персонализированные товары и услуги, и, как следствие, увеличивается потребность в нестандартных решениях. В этой связи работодатели будут ценить творческое мышление и развитый эстетический вкус;
  • • умение работать с людьми. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать с людьми в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности и эффективно разрешать конфликты — важные навыки, которые пока что доступны только человеку;
  • • программирование IT-решений / управление сложными автоматизированными комплексами / работа с искусственным интеллектом. В настоящее время необходимым является освоение базового уровня программирования, так как стандартного набора компьютерной грамотности становится недостаточно. Важно научиться настраивать роботов и системы искусственного интеллекта под выбранные человеком задачи;
  • • системное мышление. Люди будут реже заниматься одним делом всю жизнь, чаще — переходить из проекта в проект и даже менять сферу деятельности. Для того чтобы оперативно включаться в работу, нужно мыслить системно: быстро разбираться в сложных процессах, механизмах или организациях, а при необходимости — переводить свои соображения на язык, понятный коллегам из других отраслей;
  • • навыки бережливого производства. Бережливое производство (LEAN production) — это подход к управлению производственным процессом, основанный на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь;
  • • экологическое мышление включает в себя бережливое отношение к используемым природным ресурсам (снижение энергопотребления, расхода воды или природного сырья), уменьшение объема производимых отходов (повторную переработку отходов, применение биоразлагаемых материалов);
  • • управление вниманием. Для того чтобы быстро и эффективно действовать в окружающем нас мире, в котором ведется постоянная и агрессивная борьба за наше внимание, нужно научиться выделять из потока информации главное. При этом важно уметь и концентрироваться на работе, и расслабляться во время отдыха;
  • • критическое мышление. Объем информации постоянно растет, но не вся информация является достоверной и объективной. Необходимо научиться с недоверием относиться даже к авторитетным источникам, находить подтверждение или опровержение получаемым новостям или знаниям;
  • • эмоциональный интеллект. В мире технологий возрастает запрос на человечность — то, чего мы не сможем получить от технологий — человеческое тепло, юмор, коммуникацию. Тем более, когда технологии освободят наше время для общения с близкими, еще сильнее потребуется эмоциональный интеллект — умение определять и распознавать эмоции, сопереживать другому человеку, находить с ним общий язык, создавать комфортную атмосферу.
Читайте также:  Амортизационные отчисления это источник финансирования бизнеса

В докладе The Boston Consulting Group «Россия 2025: от кадров к талантам» 1 целевая модель компетенций предполагает наличие когнитивных навыков (саморазвитие, организованность, управленческие навыки, достижение результатов, решение нестандартных задач, адаптивность); социально-поведенческих навыков (коммуникация, межличностные навыки, межкультурное взаимодействие) и цифровых навыков (создание систем, управление информацией).

В профессиональном стандарте руководителей среднего и высшего уровней управления, разработанном U. S. Office of Personnel Management [4] [5] , зафиксировано пять ключевых компетенций: лидер изменений (творчество и инновации, гибкость, стрессоустойчи- вость, стратегическое мышление); лидер для людей (управление конфликтами, развитие подчиненных, формирование команды); двигатель результатов (ответственность, предприимчивость, клиентоориентированность); бизнес-проницательность (управление человеческим капиталом, финансовый менеджмент, управление технологиями); создатель альянсов (партнерство, политическая смекалка, ведение переговоров).

Таким образом, инновации в управлении человеческими ресурсами должны быть направлены на развитие и поддержание вышеперечисленных компетенций персонала, а также на отбор кадров, соответствующих современным запросам общества.

  • [1] Акъюлов Р. И. Человеческие ресурсы как комплексная экономическая категория // Журнал экономической теории. 2009. № 4. С. 11.
  • [2] Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения : монография / Г. Н. Андреева[и др.]. Н. Новгород : Профессиональная наука, 2018. С. 61—62.
  • [3] Атлас новых профессий. URL: http://atlaslOO.ru/catalog/ (дата обращения:04.05.2020).
  • [4] Россия 2025: от кадров к талантам / В. Бутенко [и др.]. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/perspectives/188095 (дата обращения: 02.05.2020).
  • [5] Senior Executive Service. Executive Core Qualification. URL: https://www.opm.gov/policy-data-oversight/senior-executive-service/executive-core-qualifications/#url=Overview (дата обращения: 03.05.2020).

Источник: studme.org

Увеличение роли человеческого капитала при цифровой трансформации бизнеса

Инвестиции в личность: зачем компаниям человеческий капитал в цифровую эпоху

Четвертая промышленная революция, интернет вещей, тотальная роботизация всех сфер жизни — такую картину недалекого будущего предрекают нам гуру футурологии. Но какое место в этом новом мире будет играть человек и его творческий потенциал? Ценится ли человеческий ресурс в эпоху цифровизации? И как защитить свои права изобретателя, если вы работаете на крупную корпорацию? Объясняют эксперты в области цифрового права, венчурных инвестиций, консалтинга, урбанизма и государственных инициатив, выступавшие на Международном стратегическом форуме IPQuorum.

Под щитом креативности

«Человеческий капитал и человеческий ресурс — разные вещи. И если человеческим ресурсом мы кое-как управлять научились, то с капиталом нам только предстоит разобраться», — считает президент ассоциации IPChain Андрей Кричевский. Он отметил, что знание скрытых компетенций человека — это ключ к эффективному управлению любым социумом.

Чтобы проиллюстрировать этот тезис, Кричевский привел в пример Стаса Намина, лидера группы «Цветы», который оказался слушателем дискуссии. «Анастас Алексеевич — звезда, легенда музыкального мира. Но вряд ли кто-то знает, что он еще и крутой художник, музыковед, что он пишет симфоническую музыку, которую исполняют лондонские оркестры. Он знает сферу культуры от и до, и, если бы мне нужен был эксперт в этой сфере, Стас — лучший, к кому можно обратиться, — говорит Кричевский. — Но всё это — знание узкого круга людей, имеющих счастье быть знакомым со Стасом лично. Этот пример ярко показывает, что мы очень мало знаем о скрытых компетенциях друг друга, а без этого выстроить систему управления человеческим капиталом крайне сложно».

Чтобы понять, как человеческим капиталом управлять, нужно уловить его основную сущность. Ею, по словам Кричевского, является творчество. «Есть прекрасная книга Гэри С. Бекера «Человеческий капитал», в которой подробно разобрано выстраивание системы управления человеческим капиталом в США, много внимания уделено образованию, медицине, эффективности труда. А вот про творчество сказано очень мало», — продолжает Кричевский.

Питательная среда

Творческая личность — это основа, но залог реализации ее потенциала — развитая инфраструктура. «Чудес не бывает, — категоричен гендиректор Инновационного инжинирингового центра Николай Колпаков. — Без системы невозможно создавать серьезные продукты». Чтобы пройти путь от идеи до реального продукта, нужна еще и соответствующая среда, отмечает советник ректора Московского университета Правительства Москвы Алексей Потапкин: «Не зря в офисах крупных IT-компаний есть спортзалы, фреш-бары и гибкий график работы. Говорят, мол, это они с жиру бесятся, смузи в коворкингах пьют вместо того, чтобы работать, а на самом деле такая среда очень повышает эффективность». По словам Потапкина, молодые специалисты не готовы ехать на хорошие зарплаты в госкорпорации в регионах просто потому, что «там нет модных кафе», и это неудивительно — для представителей поколений X, Y и Z средовые факторы очень важны.

Формировать питательную среду для генерации идей нужно не только в офисах, но и в городском пространстве. Город — важная составляющая нашего ежедневного быта, которая влияет на желание людей жить и работать, а значит, опосредованно и на общую экономическую ситуацию в стране. «Вспомнить хотя бы Парк Горького: кого он притягивал в 90-е и кого — сейчас. Состояние городской среды всегда связано с общим уровнем развития общества», — считает Потапкин. По его мнению, большую роль в организации «дружелюбного города» сыграли сервисы для обратной связи («Активный гражданин», «РосЯма» и др.), с помощью которых можно напрямую рассказать о проблеме властям.

Читайте также:  Миндаль как бизнес в Крыму

Формированием питательной городской среды занимается еще один спикер форума — брендинговое агентство Ampersand.fm. Его специализация — создание брендов городов и отдельных районов и интеграция этого стиля в городское пространство: парки, вывески, навигацию.

Управляющий партнер агентства Талли Кельми считает одной из главных проблем человеческого капитала его отток из России, особенно из небольших городов. Она приводит в пример Фирсановку — микрорайон Химок с 3500 жителей. «Мы определили главную идею Фирсановки как территорию загородной жизни, — рассказывает Кельми. — Эта идея становится центром притяжения и сквозит во всем: в архитектуре, в маркетинге, в привлечении инвестиций. Мы помогаем самим жителям понять, о чем то место, где они живут». По словам Кельми, базовая концепция тащит за собой частные — к ней начинает подстраиваться малый бизнес: ретейл, местное производство, ярмарки.

Изменение атмосферы места неизбежно влечет сохранение и развитие человеческого капитала,Талли Кельми

Часть целого

Стремление к индивидуальному творчеству не всегда способствует реализации человеческого капитала, отмечает Евгения Коновалова из Science Guide. Например, чтобы вывести на массовый рынок новую медицинскую разработку, необходима синергия ученых и бизнеса.

А понять, насколько реализуема идея и как должен выглядеть пилот, который можно показывать инвесторам, очень помогает такой инструмент, как хакатон. Это слёт разработчиков (изначально в хакатонах участвовали только программисты, сегодня — люди любой профессии, способные быстро создать новый продукт), которые за один-три дня с минимальными перерывами на сон и еду создают работающий продукт с нуля. Команды для хакатонов могут собираться прямо на месте: у кого-то есть идея, но он не знает, как ее реализовать, кто-то — хороший исполнитель, готовый взяться за понравившуюся концепцию. Нередко на хакатонах присутствуют представители инвестфондов или крупных корпораций, которые могут вложиться в перспективный продукт.

О своем опыте работы со стартапами рассказала Клара Орен, руководитель бизнес-инкубатора Израиля. «У нас почти нет полезных ископаемых, мы не можем позволить себе жить на их продаже. Поэтому вся экономика Израиля держится на человеческом капитале. Надеюсь, найденный газ нас не развратит», — смеется Орен.

При оценке потенциальных портфельных проектов она как глава бизнес-инкубатора обращает внимание не только на сам продукт и емкость рынка, на который целится стартап, но и на команду. Слишком сильная личность основателя может легко убить бизнес; изобретатели-одиночки могут сделать классную технологию, но масштабировать ее им не под силу. Крупный бизнес — это командный результат.

«Даже ведьма без социума — это набор дешевых трюков», — шутит Леонид Григорьев, признавая необходимость работать в команде. Но не стоит забывать о роли автора идеи, и не только в частных проектах, но и внутри корпораций.

В связи с этим встает вопрос защиты авторских прав на изобретения, разработанные внутри компаний. «По закону все просто — любой продукт, созданный сотрудником в рабочее время, принадлежит работодателю, если в договоре не прописано иное. Работодатель выплачивает создателю продукта авторское вознаграждение, но обычно его размер не особенно мотивирует», — рассказывает старший юрист Deloitte Legal Артемий Иванюшин. Чтобы заинтересовать работника в изобретении нового, стоит отдельно обговорить размер этого вознаграждения в зависимости от характера продукта или рассмотреть альтернативные способы мотивации: слава, признание или другие нематериальные бонусы. Есть и другая крайность, отмечает ведущий консультант ООО «Бренды и патенты» Ирина Морозова: когда креативный процесс поставлен на поток и в ходе работы регистрируются сотни мелких патентов на изобретения, сотрудник может буквально «раздеть» компанию.

Чтобы конфликтов между работодателем и автором не возникало, нужно помнить, что люди не просто рабочий ресурс. Это творческие единицы, даже если они не пишут музыку, а создают чертежи,Артемий Иванюшин

Источник: www.forbes.ru

Человеческий капитал в цифровой экономике — роль капитала, понятие и смысл

Увеличенная скорость передачи данных, интенсивное использование программируемых устройств, 3D-печать, BigData, новые материалы изменят образ жизни и структуру многих экономических отношений в течение одного-двух десятилетий. Для рынка труда это означает сокращение рутинной работы и более широкое применение интеллекта и новых цифровых навыков. Скорость изменений в отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) создает проблемы для российской системы образования. Для участия в глобальной цифровой экономике России нужны не только программисты, но и целая армия инженеров, а также несколько десятков принципиально новых профессий.

Новые технологии позволят значительно сократить занятость по многим профессиям, а затем полностью ликвидировать их. Вместо этого потребуются новые специалисты для поддержки цифровой экономики.

Роль человеческого капитала в формировании цифровой экономики

В первую очередь, нам нужны разработчики и инженеры в области ИКТ, а также высококвалифицированные специалисты различного профиля с развитыми цифровыми навыками.

На Западе мы уже начинаем прогнозировать примерный кадровый потенциал для процесса цифровизации в различных отраслях экономики. Например, по подсчетам британского правительства, стране необходимо удвоить (до 1,86 млн.) количество выпускников с техническими и цифровыми навыками, а также инвестировать 2,5 млрд. фунтов стерлингов, чтобы к 2020 году подготовить достаточное количество ученых, конструкторов и инженеров с новыми навыками. Аналогичный план для России потребует 4-6 миллионов новых выпускников.

Уровень цифровых навыков, необходимых не только для работы, но и для повседневной жизни, неуклонно растет: простого использования электронной почты, поисковых систем и онлайн-приложений будет недостаточно. Развитые страны осуществляют общенациональные проекты по обучению населения конкретным навыкам работы с ИКТ (например, в США — «Компьютерные науки для всех»). В данном случае речь идет не только о компьютерной грамотности, но и о продвинутых цифровых навыках. Программирование постепенно включается в стандартную подготовку промышленных профессий, так как большинство из них связано с работой на станках с числовым программным управлением. Растет самозанятость, а это означает, что предпринимательские навыки нуждаются в дополнительной поддержке.

Читайте также:  Как установить плагин втб бизнес

Взаимосвязь между цифровой экономикой и человеческим капиталом

Цифровые технологии, способствующие увеличению скорости передачи информации, активное внедрение программируемых устройств в повседневную жизнь, применение технологий 3D-печати BigData, способствуют очень быстрому изменению образа жизни и структуры большинства экономических отношений. С точки зрения рынка труда, влияние цифровых технологий будет выражаться в сокращении доли рутинной деятельности и поглощении различных областей работы интеллектом и новыми цифровыми навыками. Развитие цифровых технологий предъявляет новые требования к системе формирования человеческого капитала, т.е. к образованию в частности. Необходимость участия в глобальной цифровой экономике требует подготовки не только программистов и инженеров, но и принципиально новых типов специалистов.

В то же время применение цифровых технологий приведет к сокращению занятости по многим профессиям, а в будущем даже к их полному исчезновению. Их заменит потребность в специалистах, способных обслуживать цифровую экономику.

Западные специалисты по прогнозированию рабочей силы пытаются предсказать возможности рабочей силы в отношении цифровых технологий. Например, по оценкам британских экспертов, к 2020 году их стране необходимо будет удвоить количество подготовленных инженеров и специалистов по цифровым технологиям, в то время как российские ученые определили потребность в 4-6 миллионах новых специалистов.

Цифровые навыки — это не только потребность в работе, но и необходимость в повседневной жизни.

Навыков, таких как поисковые системы, электронная почта или интернет-магазины, уже недостаточно. Развитые страны постепенно реализуют общенациональные программы по передаче цифровых технологий людям, обученным использованию передовых программных продуктов. Основы программирования постепенно включаются в обучение студентов трудовых профессий, так как в будущем им придется работать на приборах, управление которыми основано на численном программировании. Кроме того, активно развивается самостоятельная занятость, которая требует от предпринимателей овладения цифровыми технологиями.

Основной задачей государства в этих условиях является переориентация системы образования на подготовку квалифицированных рабочих, отвечающих требованиям рынка. Необходимо внедрить в образовательную практику современные образовательные технологии в виде дистанционного обучения, длительных стажировок, краткосрочных учебных модулей и др.

По популярности профессия IT-специалиста в настоящее время занимает седьмое место в рейтинге, в то время как первое место занимают государственные служащие. Влияние демографического кризиса будет способствовать только ухудшению ситуации на рынке труда в будущем.

Российская государственная программа подготовки кадров нацелена на подготовку 60 тыс. ИТ-специалистов к 2020 году и 100 тыс. специалистов к 2025 году.

Понятие и смысл цифровой экономики

Истоки термина «цифровая экономика» восходят к 1995 году, когда американский ученый Николас Негропонте, объясняя коллегам преимущества новой экономики по сравнению со старой, использовал этот термин для интенсивного развития информационных и коммуникационных технологий.

В российской нормативной практике была предложена следующая формулировка концепции цифровой экономики:

Цифровая экономика — это отрасль, в которой цифровые данные являются важным фактором производства, позволяющим значительно повысить эффективность технологий, производства, хранения, оборудования, продаж и доставки услуг и товаров за счет их обработки, анализа и использования.

Таким образом, под цифровой экономикой можно понимать деятельность, основанную на развитии цифровых компьютерных технологий (онлайн-сервисов, интернет-коммерции, краудфандинга, электронных платежей и т. д.).

В качестве основных элементов цифровой экономики можно выделить следующие:

  • Электронная торговля;
  • Интернет-банкинг;
  • электронная платежная система;
  • Интернет-реклама;
  • Онлайн-игры.

Разработка и внедрение цифровых технологий в повседневную жизнь позволяет исключить посредников из многих сделок. При необходимости оплаты нет необходимости идти в банк, готовые блюда и продукты можно заказать дома, кредит можно погасить через интернет и так далее. Положительное влияние цифровой экономики на жизнь человека можно увидеть в следующем:

  • Во-первых, потребители быстрее получают необходимые им товары и услуги;
  • Во-вторых, потребитель экономит деньги, покупая товары через интернет по более низким ценам;
  • В-третьих, потребитель имеет возможность вести бизнес из дома.

Всемирный банк определяет следующие преимущества цифровой экономики:

  • Во-первых, повышение производительности;
  • во-вторых, повышение конкурентоспособности экономических агентов;
  • В-третьих, снижение себестоимости продукции;
  • Четвертое: создание новых рабочих мест
  • Пятое: ликвидация социального неравенства и нищеты.

Однако, помимо положительных аспектов, цифровая экономика имеет и некоторые недостатки, к числу которых можно отнести следующие:

  • Наличие киберугрозы из-за проблемы защиты персональных данных;
  • проблема «цифрового рабства» в связи с использованием информации о людях для контроля за их поведением; и
  • Рост безработицы в связи с отъездом представителей определенных профессий.
  • Цифровой разрыв, т.е. расслоение общества из-за различий в доступе к цифровым технологиям.

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник: www.evkova.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин