Бартош, А. А. Об эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства / А. А. Бартош, Е. Н. Верхушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 691-693. — URL: https://moluch.ru/archive/94/21225/ (дата обращения: 01.06.2023).
Статья посвящена вопросам поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства и ее эффективности в Российской Федерации.
Дана характеристика ряда мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. На основе проведенного исследования выявлен ряд существующих проблем в данной сфере. Предложено решение этих проблем, в том числе путем структурных изменений в деятельности организаций, формирующих инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса.
Также государство может оказать положительное воздействие на малый и средний бизнес не только через поддержку кредитования, но и путем развития доступного бизнес-образования.
Ключевые слова: государственная поддержка, малый и средний бизнес, социально-экономическое развитие, регионы.
Антон Купринов. Эффективность поддержки малого бизнеса, мониторинг
В связи с новыми вызовами экономика и общество России находятся на стадии новых трансформаций. Необходимость диверсификации промышленного производства, обеспечения эффективной занятости населения, повышения производительности труда, осуществления импортозамещения, ориентированного, в том числе, на экспорт, проведения модернизации и перехода к инновационному типу развития экономки обуславливают усиление роли малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии России и ее регионов.
Содействие развитию малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в России путем создания благоприятной деловой среды является в настоящее время ключевой задачей для всех регионов [5]. Актуальность этой темы в очередной раз подтверждает обсуждение проблем развития бизнеса на заседании Государственного совета от 07 апреля 2015 года. В то же время проблема поиска эффективных форм поддержки и стимулирования развития малого бизнеса в регионах России требует дополнительной научной проработки.
Эффективность мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства с точки зрения социологии управления следует рассматривать в формате взаимного соответствия и увязки целей и интересов государства и бизнеса. В этой связи становится важным, насколько формулируемые и реализуемые государством направления поддержки соответствуют ожиданиям предпринимателей и современному состоянию развития данного сектора экономики.
В целом в Российской Федерации в настоящее время созданы ключевые организационные и правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства [3]. Однако развитие бизнеса в стране по-прежнему осуществляется медленно.
Анализ статистических данных свидетельствует о неравномерности пространственного развития малого предпринимательства в регионах России [1]. В результате проведенного распределения субъектов Российской Федерации в зависимости от количества малых предприятий в расчете на 1000 жителей по итогам 2014 года наиболее многочисленной стала группа с результатом 7,9–13,7 единиц — 43 региона страны (в среднем по России показатель составил 14,3 ед.). Следующая по величине группа регионов (22 субъекта Российской Федерации) имеют значение показателя в диапазоне 13,7–19,3.
Борис Титов оценил эффективность поддержки малого бизнеса в Волгоградской области
В группы регионов с наиболее высокими значениями показателя количества субъектов малого предпринимательства на 1000 человек населения (от 19,3 ед. до 41,9 ед.) вошли 7 субъектов Российской Федерации, при этом лидирующие позиции по данному показателю занимают г. Санкт-Петербург (41,9 ед.) и Новосибирская область (27,8 ед.)
В группу регионов, в которых число субъектов малого предпринимательства в расчете на 1000 жителей по итогам 2014 года менее 7,9 ед. вошли 11 субъектов Российской Федерации (в основном — это регионы Северо-Кавказского и Сибирского федеральных округов), в том числе Забайкальский край.
По данным Министерства экономического развития Забайкальского края за 2014 год количество субъектов малого и среднего бизнеса (включая микропредприятия) выросло на 6,5 %. Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий составила 104,9 % к уровню предыдущего года, на 4,1 % вырос оборот малых и средних предприятий. Негативные тенденции сохраняются в динамике числа индивидуальных предпринимателей края. В связи с увеличением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование продолжается сокращение численности предпринимателей: в 2013 году снижение составило 14,9 %, в 2014 году — 2 %.
Кроме того, ужесточение денежно-кредитной политики в связи с падением рубля, а также ограниченный доступ крупных российских банков к иностранному финансированию стали причиной осложнения доступа малого предпринимательства к кредитным ресурсам.
В настоящее время в большинстве регионов России создана обширная инфраструктура поддержки предпринимательства. В ее составе: муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, бизнес-инкубаторы, лизинговые компании, кредитные кооперативы, действующие преимущественно в сфере сельского малого бизнеса, фонды развития малого предпринимательства, инвестиционного развития, микрофинансовые центры, гарантийные фонды Забайкальского края, центры инжиниринга.
В соответствии с реализуемыми государственными программами субъектов Российской Федерации основными направлениями деятельности органов власти в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства, как правило, являются: развитие лизинга, социального предпринимательства, начинающего бизнеса, микрофинансирования, возмещение процентной ставки по кредитам. Реализуются меры, направленные в первую очередь на поддержку модернизации производства: компенсацию расходов на приобретение оборудования; субсидирование расходов по лизингу оборудования; возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам. Вместе с тем, отсутствует комплексный подход к развитию предпринимательской среды.
В апреле — мае 2015 года в ходе исследования был проведен опрос среди предпринимателей Забайкальского края (в том числе муниципальных районов). По результатам опроса, на первый вопрос о том, какие факторы препятствуют предпринимательской деятельности, ответы распределились следующим образом:
— недостаток собственных средств — по мнению 57,0 % опрошенных;
— высокий уровень налогообложения — 52,7 %;
— рост (высокий уровень) тарифов — 46,2 %;
— дефицит квалифицированных кадров — 33,3 %.
— слабая информированность об оказываемой государственной поддержке — 31,2 %.
Меньшее влияние на предпринимательскую деятельность оказывает фактор «административные барьеры» (23,7 % опрошенных отдали высокий ранг, 28 % поставили низкую степень влияния).
На вопрос, что необходимо сделать для эффективного развития бизнеса:
— 72,0 % считают, что необходимо снизить налоговое бремя;
— 58,1 % — необходимо оказать финансовую поддержку со стороны государства;
— 30,1 % — предоставлять помещения в аренду;
— 23,7 % — устранить бюрократические проволочки.
Единичные ответы: «обеспечить муниципальный заказ», «решить вопросы с землей». Представители сферы торговли предложили «платить населению заработную плату», «повысить платежеспособность населения».
Среди организаций, представляющих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, наиболее часто опрошенные сотрудничали с:
— Фондом поддержки малого предпринимательства — 24,7 %;
— Инвестиционным фондом — 12,9 %;
— лизинговой компанией — 9,7 %;
— около 30 % опрошенных не сотрудничали и не знают организации инфраструктуры поддержки МСП.
Анализ ответов на данный вопрос демонстрирует низкую информированность предпринимателей, особенно муниципальных районов, о предоставляемой государственной поддержке. Кроме того, данные объекты инфраструктуры зачастую работают, конкурируя друг с другом, в то время как в регионах необходимо создание взаимоувязанной системы поддержки: от начинающих предпринимателей до бизнеса, направленного на дальнейшее развитие.
На каждом этапе жизненного цикла субъекта малого предпринимательства должна быть обеспечена соответствующая поддержка предпринимателя. Организации инфраструктуры поддержки бизнеса должны последовательно и комплексно встраиваться в общую систему. Так, на сегодняшний день в большинстве регионов в соответствии с действующей нормативной правовой базой государственные бизнес-инкубаторы только предоставляют площади в аренду с минимальным набором услуг по сопровождению. При этом само понятие «инкубирование» предполагает «взращивание», создание комфортной среды и условий для начинающих, в том числе полное сопровождение до того уровня, когда предприниматель готов устойчиво и полноценно функционировать.
Особое значение для развития предпринимательства приобретает бизнес-образование. По результатам того же опроса в Забайкальском крае, о необходимости системы бизнес-образования заявили 87 % респондентов (в формате краткосрочных курсов, информационных семинаров-встреч, тренингов, обучающих бизнес-семинаров, вебинаров).
В настоящее время образовательную нагрузку несут инкубаторы при крупных образовательных организациях, а также частные инкубаторы, примеры которых в России единичны. В Забайкальском крае с 2014 года функция по обучению предпринимательству, формированию позитивного имиджа и коуч-сопровождению бизнеса возложена на региональный бизнес-инкубатор. Самостоятельно и консолидированно с другими организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства проводится ряд обучающих семинаров, интенсивов, информационные встречи, выездные мероприятия в муниципальные образования, направленные, в том числе на формирование и объединение бизнес-сообщества.
Кроме того, уже на начальном этапе, как только бизнес-идея проработана и готова к реализации, должны подключаться все механизмы поддержки МСП, как государственные, так и коммерческие и общественные (менторство). Это позволит уйти от «точечной» помощи и рассеивания поддержки, что снижает её эффективность, а также повысить жизнеспособность молодого бизнеса, тем самым, увеличивая количественные и качественные показатели, характеризующие развитие предпринимательства.
1. Официальный сайт Федеральной государственной статистики [электронный ресурс]. URL: http:// gks.ru (дата обращения 06.06.2015)
2. Постановление Правительства Забайкальского края от 23 апреля 2014 года № 220 «Об утверждении государственной программы Забайкальского края «Экономическое развитие» [электронный ресурс]. URL: http:// минэконом.забайкальскийкрай.рф/gosprogrammy.html (дата обращения 25.06.2015)
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [электронный ресурс]. URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70544224/ (дата обращения 25.06.2015)
4. Распоряжение Правительства Забайкальского края от 04 марта 2015 года № 83-р «Об утверждении отчета о результатах деятельности Правительства Забайкальского края за 2014 год» [электронный ресурс]. URL: http:// правительство.забайкальскийкрай.рф/deyatelnost_pravitelstva/otchet_o_deyatelnosti.html (дата обращения 25.06.2015)
5. Стенограмма заседания Госсовета по поддержке малого и среднего бизнеса // Интернет-портал «Российской газеты». 2015. URL: http:// www.rg.ru/2015/04/07/putin-stenogramma.html (дата обращения 25.04.2015)
Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, Российская Федерация, Забайкальский край, среднее, бизнес, группа регионов, государственная поддержка малого, предпринимательская деятельность, процентная ставка, Россия.
Источник: moluch.ru
В чем эффективность поддержки малого бизнеса
Статья посвящена анализу эффективности мер государственной финансовой поддержки малого предпринимательства. Предпринимательство на всех этапах становления российской государственности играло важную роль и пользовалось поддержкой властных структур.
Такая поддержка всегда имела различные формы и была направлена на решение актуальных для каждого исторического периода государственных задач. В современной России задача развития малого бизнеса признается одной из приоритетных задач и вопросы его стимулирования и поддержки остаются актуальными.
В то же время экономический вклад малого бизнеса в России пока отстает от аналогичных показателей в этой области для наиболее экономически развитых стран. В работе анализируется период с 2010 по 2019 г. В качестве данных для проведения исследования используются статистические данные государственной статистики социально-экономического развития регионов.
В качестве методов исследования использованы методы статистического анализа, корреляционный и кластерный анализы. В ходе исследований выполнен анализ эффективности финансовых мер поддержки малых предприятий. Результаты исследования выявили основные временные тенденции анализируемых показателей за рассматриваемый период.
Для проведения кластерного анализа использованы методы k-means и алгоритм иерархической кластеризации. Кластерный анализ по трем показателям на основе статистических данных по регионам России позволил выделить шесть кластеров, характеризующих уровень развития малого предпринимательства. Анализ выделенных кластеров позволяет сделать вывод о связи показателей развития малого предпринимательства с развитием промышленности региона. Этот вывод подтверждается проведенным исследованием корреляционной зависимости числа малых предприятий региона на 100 тыс. населения с валовым региональным продуктом.
малый бизнес
предпринимательство
статистический анализ
кластерный анализ
корреляционный анализ
1. Никифоров О.А., Боркина Н.В., Першиков А.Н. История российского предпринимательства: учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 270 с.
2. Иванова Р.М. История российского предпринимательства: учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 303 с.
3. Девлетов О.У. История отечественного предпринимательства. М.: «Директ-Медиа», 2015. 340 с.
4. Семьин Д.В. Становление и развитие предпринимательства и предпринимательской деятельности в России в XVII–XXI вв. // Некоторые аспекты экономики и управления на предприятиях и в организациях России: сборник научных статей. М., 2021. С. 135–140.
5.Артели и кооперативы в СССР. [Электронный ресурс]. URL: https://pikabu.ru/story/malyiy_i_sredniy_biznes_arteli_i_kooperativyi_v_sssr_4340869?utm_source = linksharehttps://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=43269″ target=»_blank»]fundamental-research.ru[/mask_link]
Повышение эффективности государственной поддержки малого бизнеса в РФ
Государственная поддержка малого бизнеса в РФ – это специальная управленческая деятельность должностных лиц, органов публичного управления федерального, регионального и местного уровней, направленная на формирование благоприятной экономической среды для реализации населением своих экономических прав, в том числе права реализовывать предпринимательскую деятельность.
Она осуществляется для повышения конкурентоспособности российской экономики, российского продукта и инновационного обновления российской экономики и, как следствие, обеспечения занятости населения, его благосостояния и социально-экономического развития муниципальных, региональных и федеральной территорий.
Сущность и значение государственной поддержки малого бизнеса в РФ
Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой
Малое предпринимательство, как демонстрируют экономическая практика всех развитых государств, выступает важнейшим элементом рыночной экономики, обеспечивающим сбалансированное гармоничное социально-экономическое развитие государства.
Малые коммерческие организации по сравнению с крупными организациями более склонны к рисковым управленческим решениям, а значит к внедрению и развитию инноваций, чем определяется их значительная роль в обеспечении экономического роста, высокое влияние на структуру экономики и конкурентоспособность национального продукта.
Малые коммерческие организации решают и другие важные социально-экономические задачи, в частности, они формируют среду для обеспечения занятости населения, не позволяют крупным компаниям монополизировать рынок, его отдельные секторы.
Кроме того, малый бизнес склонен к быстрой адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней экономической среды.
Также необходимо подчеркнуть, что создание малой коммерческой организации требует меньше финансовых, организационных и иных ресурсов, что, в свою очередь, делает этот инструмент наиболее доступным для населения при реализации предпринимательских прав.
«Повышение эффективности государственной поддержки малого бизнеса в РФ»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
В контексте российских экономических реалий малые коммерческие организации способны обеспечить преодоление российской экономикой сырьевой зависимости, обновить экономику за счет разработки и внедрения инноваций и пр.
Указанными обстоятельствами обусловлено значение поддержки малого бизнеса со стороны государства. Поскольку малые коммерческие организации решают важнейшие социально-экономические задачи для прогрессивного развития экономики и ее обновления, государством разрабатывается и реализуется на всех уровнях публичного управления система стратегий, программ, мероприятий по поддержке малых коммерческих организаций.
Содержание системы поддержки малого бизнеса в РФ
В России последние десятилетия разрабатываются и реализуются стратегии, программы и мероприятия, направленные на поддержку и развитие малых коммерческих организаций, для решения задач инновационного обновления экономики, повышения конкурентоспособности отечественной экономики, отечественного продукта, в том числе на международном рынке, и, как следствие, обеспечение благосостояния российского населения.
В развитых экономиках европейских государствах доля малых коммерческих организаций в формировании внутреннего валового продукта составляет от 50 процентов и выше.
В России малый бизнес фактически только начинает формироваться, поэтому крайне важно развивать систему государственной поддержки малых коммерческих организаций.
Поддержка малого бизнеса в РФ реализуется по следующим направлениям:
- поддержка вновь созданных малых коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей;
- стимулирование к использованию форм малого предпринимательства молодежи;
- формирование эффективной инфраструктуры поддержки предпринимателей малого уровня, прежде всего, организация консалтинговой помощи;
- создание и внедрение специальных инструментов поддержки малых предпринимателей, которые занимаются разработкой и внедрением инновационных технологий, в том числе информационных технологий;
- имущественная поддержка субъектов малого бизнеса посредством предоставления на льготных условиях в аренду нежилой недвижимости, техники и пр.;
- обеспечение поручительства по кредитным обязательствам малых коммерческих организаций;
- поддержка малых коммерческих организаций, функционирующих в социально значимых сферах и пр.
Основные направления повышения эффективности поддержки малого бизнеса в РФ
В качестве приоритетных направлений повышения эффективности поддержки малого бизнеса следует назвать:
- стимулирование деловой активности населения, в том числе посредством предоставления государственных консалтинговых услуг. Это направление может быть реализовано посредством организации эффективных информационных ресурсов, где население может получить исчерпывающую информацию относительно инструментов и процедур поддержки малого предпринимательства;
- повышение доступности финансовых ресурсов для малых коммерческих организаций. Названное направление может быть реализовано, прежде всего, посредством стимулирования банковских и иных кредитных организаций к кредитованию малых коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей. Государство должно расширять систему инструментов в гарантировании кредитных обязательств представителей малого бизнеса;
- сокращение налогового бремени. Давление налоговых обязательств на малый бизнес в России остается достаточно высоким, что актуализирует разработку и внедрение инструментов налоговой поддержки малых предпринимателей в виде льготных режимов. Так, в частности, субъекты малого бизнеса вынуждены оплачивать значительные взносы во внебюджетные фонды в отношении собственных работников, что не позволяет расширить штат, обеспечить необходимый уровень оплаты труда и пр.;
- сокращение административных барьеров для развития малого предпринимательства. Указанное направление, в частности, требует формирования набора инструментов, способных обеспечить оперативную защиту в административном и судебном порядках предпринимательских прав граждан в спорах с органами и должностными лицами публичного управления и др.
Источник: spravochnick.ru