На современном этапе развития образования учителю необходимо продумывать построение образовательных отношений таким образом, чтобы удовлетворить запросы как отдельного ученика, его законных представителей, так и запросы государства в целом. Внедрение ФГОС на всех уровнях образование, инклюзия, достижение не столько предметных, сколько метапредметных и личностных результатов обучения, формирование компетентностей личности – вот те ориентиры, которые направляют деятельность учителя. В альтернативу индивидуальному подходу уже достаточно давно ставятся принципы индивидуализации.
Проблема разграничения индивидуализации и индивидуального подхода широко рассматривается в современной педагогической теории. И, хотя, некоторые специалисты не выделяют принципиальной разницы между двумя этими понятиями, разница все-таки есть, и достаточно существенная. Индивидуализация не просто предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся для достижения тех или иных результатов, а построение индивидуального образовательного маршрута обучающегося с созданием определенных условий для его личностного развития.
Прообраз#20 Индивидуализация — а оно нам надо?
По словам Инге Унт процесс индивидуализации обучения, направленный на личностное развитие каждого отдельного обучающегося, будет возможен, если:
Обучение будет приспособлено к уровню развития данного обучающегося;
Процесс индивидуализации будет обеспечен соответствующими средствами обучения;
Будут применяться педагогические технологии, способствующие индивидуализации.
В рамках первого условия уместно говорить о возможности организации обучения учащихся по индивидуальному учебному плану, создании индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика. В соответствии с этим одним из компонентов индивидуализации является тьюторская деятельность, в которую заложены следующие функции: ориентировочная, образовательная, социальная, корректирующая и воспитательная.
Роль учителя меняется на роль тьютора. Конечно, в большей степени классный руководитель является в данной ситуации тьютором (при отсутствии таковой должности в школе), но и учитель – предметник должен переориентировать свою работу не просто на обучение, а на педагогическое сопровождение каждого обучающегося.
Еще одним компонентом индивидуализации в данном направлении является свободный выбор предметов для изучения, т.е. для обучающихся должен быть представлен реальный выбор дополнительных (элективных) курсов для изучения помимо предметов, обозначенных в инвариантной части учебного плана. Именно избыточная образовательная среда предоставляет возможности для обучающихся простроить свою образовательную траекторию, особенно на уровне среднего общего образования, как это делается в нашей школе. Третьим компонентом индивидуализации должна стать разработка и реализация в школе адаптированных образовательных программ. Сейчас это – не просто «прихоть» или веяние моды в образовании, это реальность, которая продиктована инклюзией. Именно возможность реализации адаптированных образовательных программ позволяет претворить принцип индивидуализации обучения в широком смысле слова в жизнь.
Технология индивидуализации обучения | Подкаст «Педагогический»
В рамках второго условия необходимо понимать, что индивидуализация обучения требует создания специальных условий, создания особой образовательной среды. Современным направлением является виртуальная образовательная среда, обеспечение возможности включения курсов дистанционного обучения (что опять же приведет к созданию избыточной образовательной среды).
Данные курсы, разработанные учителем – предметником могут преследовать несколько целей: от поддержки очного обучения до индивидуальной работы с одаренными детьми, обучающимися с ОВЗ и т.д. В рамках предмета «Иностранный язык» одним из требований ФГОС по оснащению кабинета является наличие лингафонной системы.
Казалось бы, разве лингафонный кабинет имеет какое-то отношение к реализации принципа индивидуализации? Он больше подходит для осуществления индивидуального подхода к обучению! Однако, этот вопрос можно рассмотреть и с другой точки зрения. Именно возможность выбора темпа работы, средства обучения, уровня сложности задания для индивидуальной, парной и групповой работы формируют ту самую избыточную образовательную среду, которая способствует индивидуализации обучения. И дело здесь может касаться не только лингафонного кабинета или курсов дистанционного обучения, которые мы используем в нашей школе, а любых доступных на сегодняшний момент учителю средств обучения и даже оформления кабинета.
В рамках третьего условия не стоит забывать о структуре урока, педагогических технологиях, приемах и методах, способствующих индивидуализации обучения. Можно ли выделить таковые из огромного разнообразия в современной педагогике? В принципе все современные технологии, направленные не только на достижение обучающимися предметных, но и метапредметных и личностных результатов, способствуют реализации принципа индивидуализации обучения. В данном ракурсе можно рассмотреть технологию проблемно – диалогического обучения на уроках английского языка, технологию профессиональных проб, использование приемов и методов ТРИЗ, эдьютейнмент и коллаборацию в обучении.
Таким образом, мы видим, что реализация принципа индивидуализации обучения зависит как от конкретных управленческих решений (например, организация обучения в форме индивидуального учебного плана), так и от материального и педагогического потенциала школы и учителя. И, наверно, главную роль в процессе индивидуализации обучения, все-таки необходимо отдать современному учителю, который должен и может пересмотреть свою роль на уроке, подобрать педагогические технологии, приемы, методы и средства обучения, может стать обучающемуся куратором и тьютором, готовым помочь каждому ученику в определении и реализации его образовательной траектории.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Принцип индивидуализации
В настоящее время в исследованиях советских психологов и дидактиков, отмечается, что без учета индивидуальных особенностей обучаемого невозможно подлинное развивающее обучение, а оно является одной из целей нашего предмета в школе, который вносит свою лепту в воспитание активной, всесторонне развитой личности, что является стратегией обучения в настоящее время.
При осуществлении всеобщего среднего образования особенно остро проявляется противоречие в учебном процессе между коллективной системой обучения и индивидуальным характером усвоения знаний и формирования на их основе навыков и умений.
В психологии указывается, что среди людей одни — экстраверты, т.е. люди, которые больше любят общаться, чем предаваться собственным мыслям и чувствам, легко входят в контакт, а другие — интроверты, им сложнее входить в общение.
Обучение иностранному языку в большей степени, чем какому-либо предмету, требует индивидуального подхода, так как при обучении иностранному языку индивидуален не только сам процесс овладения, но и объект усвоения — речь человека, как способ выражения мысли средствами языка.
Индивидуализации в обучении основана на хорошем знании учителем учащихся, каковы природные данные учащихся, что каждый из них может, к чему проявляет особый интерес, с кем каждый из них дружит, что не мало важно, например, при организации парной работы. Нередко учитель предлагает учащимся, которые не проявляют друг к другу интереса, составить диалог. Едва ли в этом случае можно ожидать успеха в беседе. Особенно хорошо осуществляется индивидуальный подход при работе учащихся с раздаточным материалом. Каждый может получить карточку с заданием, выполнение которого, хотя и потребует напряжения умственных сил, будет доступно и посильно для ученика.
При реализации принципа индивидуального подхода в обучении иностранному языку можно исходить из следующих правил:
- 1. Детальное изучение учащихся, выяснение их возможностей, интересов, увлечений.
- 2. Использование дифференцированных заданий с учетом возможностей и интересов учащихся.
- 3. Учет индивидуальных особенностей учащихся и их возможностей при выполнении коммуникативных заданий.
- 3. Формирование личностного отношения учащихся к знаниям при обучении иностранному языку. [ 7 ]
В ходе работы над первой главой было выяснено, что методика как наука не может существовать без дидактическо — педагогических принципов, которые в свою очередь отражают как уже открытые педагогической наукой и сформулированные ею закономерности учебно — воспитательного процесса, так и обобщенный, многократно проверенный в течении длительного времени практический опыт работы учителей.
Одним из таких принципов и является принцип индивидуализации, т.е. принцип учета индивидуальных особенностей обучаемого. Также можно сказать, что наиболее ярко, реализовать принцип индивидуализации можно применив, личностно — деятельностный подход в обучении иностранному языку.
Источник: vuzlit.com
Как добиться индивидуализации образования без тьюторов, психологов и социальных педагогов
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Базовая проблема, о которую разбивается модная идея индивидуализации образования, — педагог недостаточно хорошо знает своих учеников — их способности, скорость усвоения материала, каналы восприятия, — поэтому учит всех одинаково, по стандарту. Эксперт лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ и автор курса Яндекс.Учебника об индивидуальной образовательной траектории Максим Буланов рассказывает, как прийти от «уравниловки» к индивидуальной траектории образования.
Стандарт vs «уравниловка»
Образовательный стандарт, созданный как общий язык учителей из разных регионов и школ, на практике превращается инструмент «причесывания» всех под единую «гребенку», где ученикам с их особенностями места не остается. Ориентируясь на стандарт, программы и календарно-тематические планы, педагоги от Калининграда до Владивостока проводят контрольные на определенную тему чуть ли не в один и тот же день. Если за пять уроков, запланированных учителем на освоение раздела, школьник тему не понял и получил за контрольную неудовлетворительную оценку, к нему появляются вопросы: почему недостаточно старался, отнесся к учебе легкомысленно, не открывал учебник? О том, что ему не подошел используемый педагогом метод обучения, речи, как правило, не идет.
Хорошо бы ученику до конца разобраться с неясностями, прежде чем «бежать» дальше, но и такой возможности обычно нет — впереди маячит новая контрольная…
Максим Буланов:
«Контрольная должна случаться тогда, когда школьник к ней готов. В идеале педагог должен понимать, кто его ученики, и подбирать метод и темп обучения, опираясь на это представление. Даже проводить проверку знаний на одну и ту же тему для разных детей можно в разные дни».
Понять, в чем разница между учениками, и выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого поможет образовательный профиль.
Получите профессию педагога-организатора с дополнительной квалификацией «Социальный педагог» в Учебном центре Педсовета.
Что в программе?
— Практико-ориентированные методики работы социального педагога и педагога-организатора.
— Методы социально-педагогической работы с детьми, оставшихся без попечения родителей, и неблагополучными семьями.
— Поддержка кураторов и обратная связь от преподавателей.
А что в итоге?
Новая профессия и диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
Доступна рассрочка.
Что нужно знать про учеников
Образовательный профиль — это совокупность сведений об учащемся. Он состоит из четырех категорий данных.
1. Академическая информация.
С ней педагоги уже привыкли работать, пусть и не всегда осознанно. Они отмечают:
- что ученик уже знает, умеет;
- какими компетенциями обладает как в предметном, так и в личностном фокусе;
- каков его учебный прогресс.
К академической информации относятся успеваемость и учебное портфолио, понимание педагогического подхода, программы, в рамках которой обучался ребенок. Все это в совокупности позволяет выстроить для него индивидуальную систему обучения в дальнейшем.
2. Способность к обучению.
Сюда входят следующие учебные навыки:
- умение школьника организовать домашнюю работу;
- конспектировать;
- работать в группе;
- анализировать информацию;
- проводить исследования.
В этой категории есть проблемы с объективностью оценки. Ученик может не задумываться о том, что он умеет делать хорошо, и жить с искаженным представлением о своих навыках. У учителя могут сложиться неверные представления о способностях ребенка, скажем, из-за его поведения.
«Важно, чтобы учитель перестал оценивать личность и задумался, какие объективные преимущества и проблемы есть у школьника. Тогда он может начать диалог с ним, предложить пути решения. Например: «Я вижу, что тебе пока сложно выполнять лабораторную работу в паре, потому что приходится искать общий язык с окружающими. Предлагаю обсудить это с нашим школьным психологом».
3. Демографическая информация.
Включает такие понятия, как национальная и социальная идентификация. В современной российской школе об этих вещах не принято упоминать либо на них не акцентируют внимание. Сюда относятся:
- возраст;
- пол;
- место и условия проживания;
- этническая (культурная) принадлежность;
- родной язык;
- наличие болезней/инвалидности;
- уровень образования семьи.
«Я проходил педагогическую практику в школе с этнокультурным компонентом. Там учителя не ждали особых успехов от детей-мигрантов, общались с ними совершенно ужасно, но, если вдуматься, 15-летние школьники, которые в седьмом классе не могут написать по-русски свое имя, в этом не виноваты», — говорит Максим Буланов.
В противовес строгости и унижению существует так называемая «теплая требовательность» — когда учитель помогает ученику задать более высокую образовательную планку с учетом его жизненных обстоятельств. То есть, например, детей-мигрантов будут учить русскому языку не по стандартному учебнику, а по адаптированному для иностранцев. Или организуют в школе место для выполнения домашней работы ученику из неблагополучной семьи.
4. Интересы и устремления.
Уже в средних классах подросток задумывается о том, что его больше всего интересует в жизни. В идеале школа должна учитывать это в учебном процессе и способствовать самоопределению.
«У меня была ученица, которая в восьмом классе занималась английским, испанским, немецким и проходила сертификацию как тренер по серфингу. Между занятиями и тренировками она два года координировала онлайн-группу подростков, которые оформляли на русском вступительные заставки аниме — переводили, рифмовали, монтировали субтитры. Ей было сложно определиться с профилем, поэтому она распылялась.
Я как тьютор обратил внимание на увлечение аниме, всячески начал ее поощрять. В итоге она выбрала дизайнерский профиль, осваивала графические и видеоредакторы и итоговый индивидуальный проект делала по аниме».
Как прийти к индивидуализации в обычной школе
В идеале составлять индивидуальный образовательный профиль ученика педагог должен вместе с другими школьными специалистами — психологом, тьютором, социальным педагогом. Во многих школах их просто нет.
Но и в этом случае преподаватель может многое переформатировать, если будет соблюдать три принципа.
- Экспериментировать с подходами, заданиями, методами работы.
В классе у Максима Буланова дети параллельно работают индивидуально и в группе — в зависимости от предпочтений. Для этого организовано зонирование, используются звукопоглощающие перегородки, чтобы никто друг другу не мешал.
Обычно в школе мотивированные ученики сидят в классе за первыми партами, а шалопаи — сзади. Возможно, учителю так проще, но верный ли это посыл? Максим предлагает сажать ближе как раз тех ребят, которые мало интересуются предметом.
- Учитывать специфику личности ребенка.
Это дает возможность обучать школьника целенаправленно, прицельно, вести по индивидуальному маршруту:
«У меня был ученик, который прекрасно осваивал естественно-научные предметы, а с русским языком не дружил. Я долго думал, как его заинтересовать. Выяснил, что он любит компьютерные игры и ведет на Ютубе канал, для которого снимает видео с распаковкой игр. Я предложил ему помощь со сценариями для роликов, и мы начали работать: он присылал в мессенджере фрагменты, я помогал редактировать. Он увидел, что русский нужен ему для удержания внимания подписчиков, заинтересовался стилистикой, начал расти».
- Анализировать обратную связь.
Чтобы получать отклик учеников и корректировать педагогические гипотезы, можно просить ребят самостоятельно оценивать уроки:
- с каким заданием лучше справились;
- в какой момент занятия чувствовали прилив энергии;
- когда становилось скучновато.
Классный руководитель может раз в два месяца проводить интервью с каждым учеником: какие были сложности в школе, что хотелось бы изменить. Вопросы меняются в зависимости от целей интервью. Даже если потом это никак не использовать, рефлексия приносит пользу ученикам и помогает почувствовать, что их мнение важно.
Собрав данные за разные дни недели, после спаренных и обычных уроков, проще отследить, когда лучше дать новую тему, а когда — проверочную работу.
«Учителя часто жалуются, что преподавание напоминает хождение по мукам или круги ада — каждый день одно и то же, слишком мало отдачи. Поэтому индивидуализация образования нужна не только ученикам, но и преподавателям. Она позволяет увидеть, наконец, в школьниках живых людей и сделать работу по-настоящему интересной и захватывающей».
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Источник: pedsovet.org