Семейные фирмы вкладывают до 90% в мировую экономику, при этом именно в развивающихся странах «династические» компании имеют особое значение.
Например, в Индии на семейные фирмы приходится до 90% выпуска промышленной продукции страны и 27% занятости согласно данным KPMG. Семейные компании в Индии могут быть как крупными, так и средними и маленькими.
«Большинство людей этого не понимают, но семейный бизнес является двигателем экономики. Несмотря на такую популярность открытых компаний, на самом деле именно семейный бизнес стоит у власти», – говорит Николас Муди, директор издательства Campden Wealth.
Ниже представлено несколько фактов о том, чем семейные компании на развивающихся рынках отличаются от западных и что у них общего.
Сохранение внутри семьи Компании на развивающихся рынках чаще остаются внутри семьи, чем в англосаксонском мире.
«Это основная разница между компаниями в развитых и развивающихся странах. Компании в развивающихся странах стремятся остаться внутри семьи, даже если они становятся очень большими, даже если они выходят на биржу, – говорит Самон Баумик, преподаватель в Шеффилдском университете, Великобритания. — Например, в Великобритании многие начинают свой бизнес как семейная фирма, но ко второму поколению почти треть компаний перестают быть семейными… В Азии семейные компании остаются внутри семьи в течение более длительного периода – на многие поколения вперед».
Семейный бизнес | Возможен ли бизнес с женой?
Энни Ко, доцент Сингапурского университета управления (Singapore Management University), заявила в интервью CNBC, что семейные компании в Юго-Восточной Азии остаются внутри семьи в течение двух-трех поколений, некоторые европейские компании остаются семейным бизнесом в течение 15 и более поколений.
«На большей части Юго-Восточной Азии бизнес и семья неотделимы друг от друга, как, например, в Индии, семейный бизнес – это источник социальной идентичности людей, принадлежащих к семье», – говорит Ко.
Однако семейные компании развивающегося мира все чаще оглядываются на европейскую модель управления, где семейная собственность идет в комплексе с сильным профессиональным управлением.
Например, после 41 года во главе United Overseas Bank in Singapore Ви Чо Яо назначил председателем совета директоров человека, не являющегося членом его семьи, вместо своего сына Ви И Чонг.
«Агрессивные» планы по расширению Семейные фирмы развивающихся стран с большей вероятностью будут стремиться к быстрому расширению, чем к стабильному росту, который предпочитают западные компании.
Согласно отчету, опубликованному PwC в прошлом месяце, 57% семейных фирм в Китае и 40% на Ближнем Востоке и Индии стремятся к «агрессивному» расширению в течение пяти лет по сравнению с 5% в Германии, 8% в Великобритании и 16% в США.
Кроме того, компании развивающихся рынков могут быть более открытыми для развития различных направлений бизнеса, следуя примеру таких гигантов, как южнокорейская Samsung, которая начинала как фирма по продаже продовольственных товаров, диверсифицируя свой бизнес, впоследствии сосредоточившись на электронике.
Отличие Семейного бизнеса от Бизнеса одиночек.
«Семьи Юго-Восточной Азии стремятся диверсифицировать бизнес, частично чтобы снизить риски, частично, чтобы развивать различные направления бизнеса. А когда они выходят на мировую арену, они стремятся найти другие семьи в различных регионах, так как фактор доверия очень важен», – говорит Ко.
В долгосрочной перспективе Успешные семейные фирмы во всем мире объединяются в долгосрочной перспективе, считает Эндрю Портер, директор по науке в Campden Wealth.
«Одна из типичных черт семейных фирм Европы – это долгосрочность, так как им не приходится отчитываться перед акционерами каждый квартал, – говорит Портер. — В Азии, Африке и на Ближнем Востоке успешные семейные компании в первом, второй и третьем поколениях заявляют, что они все еще строят основу бизнеса, 20 или 30 лет они строят бизнес… Действительно, у них такое восприятие жизни».
Планирование бизнеса включает в себя подготовку следующего поколения к работе в фирме. Это особенно непростой вопрос для жителей Китая, где политика одного ребенка может оставить бизнес без наследника.
Подготовка может включать в себя время, потраченное на работу в компании-конкуренте или в родственной компании, а также образование за рубежом.
Ко говорит, что в Юго-Восточной Азии период обучения может занять от 5 до 10 лет и может включать помощь при выходе компании на новые рынки.
«Это азиатский способ подготовки следующего поколения к тому, чтобы оно смогло прийти на смену в управлении компанией», — отметила она.
А как у нас? Основные примеры семейного бизнеса в нашей стране следует искать в прошлых веках. Базировались они в основном на торговой деятельности, а также на малых производственных мануфактурах, выросших впоследствии в крупные заводы и фабрики, как, например, знаменитая династия Демидовых, владевшая металлургическими предприятиями на Урале.
Мало кто в России не знает о купце Морозове и об известном поставщике импортных товаров Елисееве.
После революции 17-го года большинство семейных компаний в России были национализированы, и мы на долгие годы забыли, что такое семейный бизнес.
Множество возможностей для развития семейного бизнеса в России появилось в период с конца 80-х до середины 90-х гг. прошлого века, хотя экономика в то время переживала сложнейший период, связанный с распадом Советского Союза.
Залогом успеха для небольших семейных предприятий стало обеспечение рынка теми услугами и товарами, от производства которых отказались крупные фирмы вследствие падения потребительского спроса.
В настоящее время большинство семейных компаний в России находятся на стадии зарождения или имеют сравнительно молодой возраст.
Речь пока идет о занятости в бизнесе членов семьи, а не о преемственности дела.
57% частных компаний в России планируют полную или частичную продажу своего бизнеса. Аналогичный международный показатель составляет лишь 17%.
10% представителей частного бизнеса планируют передачу владения и управления компаниями своим наследникам, в то время как еще 14% планируют передачу владения бизнесом следующему поколению, но с привлечением к управлению сторонних менеджеров.
Источник: Вести Экономика
Источник: investfuture.ru
Чем семейный бизнес отличается от просто бизнеса?
Я, как бизнес-психолог, за последние годы частной работы провела достаточное количество консультаций
• для жен успешных предпринимателей, которые считаются просто домохозяйками, а на самом деле работают вместе с мужьями,
• для мужей, где жена не присутствует в консультации, но эмоционально и физически присутствует в решении бизнес-задач поднимаемых на консультациях,
• для пар уже активно строящих свои бизнес-проекты и тех, кто только-только формируют новый совместный бизнес.
Разница в бизнес-ситуациях, точках развития проектов могут быть разными, но есть очень похожая часть: помимо бизнеса есть семья и отношения.
Сложность всего происходящего кроется именно в том, что эти две темы взаимодействия должны ужиться и помогать друг другу в целях, развитии и строительстве семейного счастья. Зачастую бизнес выталкивает на второй план отношения. Это очень ярко проявлено в семьях, которые совместно ведут совместные проекты и договариваются о бизнес-партнерстве.
Что же неприятного происходит в этом случае? Куда идет семья активно включенная в деньги и бизнес? Зачастую отношения превращаются в бизнес, мужско-женские отношения исчезают, а бытовые вопросы и нужда в личных потребностях заменяется бизнес-задачами.
Это решаемая задача. Есть много семей, которые находят личную динамику отношений и приходят к семейному счастью и успешному бизнес-управлению. Но! Это достаточно серьезная задача, которую необходимо решать, чтобы не потерять семью как таковую.
Как вы думаете сколько времени (сессий) нужно, чтобы пройти путь с парой в бизнес вопросах и выйти на уровнь желания разбирать личные потребности и выстраивать уже личные семейные отношения?
Источник: dzen.ru
Семейные фирмы большому бизнесу
При словах «семейный бизнес» у многих сразу же возникает образ маленькой или средней компании, которая работает на внутреннем рынке. Да и проблемы, с которыми она сталкивается, все представляют себе одинаково: это что-нибудь вроде препирательств по поводу того, кому из родственников возглавлять бизнес. Семейные предприятия часто и правда соответствуют такому описанию, но оно ничего не говорит об их роли в мировой экономике. А ведь кроме того, что в их число входят такие гигантские, расползающиеся по всему миру корпорации, как Walmart, Samsung, Tata Group и Porshe, — к ним, по данным Boston Consulting Group, относится 30% всех компаний, объем продаж которых в денежном выражении превышает $1 млрд.
Считается, что семейные предприятия отличаются от обычных публичных компаний нацеленностью на долгосрочную перспективу, и такую разницу в мировоззрении объясняют особой структурой собственности. Но, кроме этого, чем и почему семейные предприятия не похожи на остальные, никто не знает. Одни исследователи утверждают, что на больших отрезках времени они в среднем превосходят предприятия иного типа, другие говорят прямо обратное.
Чтобы разрешить это противоречие, мы с Софи Миньон, научным сотрудником Центра управления и экономических исследований парижской Политехнической школы, составили список из 149 публичных семейных компаний с оборотом более $1 млрд. Это были американские, канадские, французские, испанские, португальские, итальянские и мексиканские предприятия. В каждом случае значительная (но всегда бóльшая) доля акций принадлежит семье, члены которой активно участвуют в управлении бизнесом и в работе совета директоров. После этого мы отобрали для сравнения компании примерно такой же величины из тех же стран и отраслей, но не семейные. (Мы не рассматривали азиатские фирмы: среди них так велика доля семейных, что трудно сформировать контрольную группу.) Затем мы изучили, как управляются компании обеих групп и к каким финансовым результатам это приводит.