В каких произведениях русских писателей изображены герои-представители «уходящих» эпох – и в чем эти персонажи можно сопоставить с чеховским Гаевым?
Гаев. Крошка моя. (Целует Ане лицо, руки.) Дитя моё… (Сквозь слёзы.) Ты не племянница, ты мой ангел, ты для меня всё. Верь мне, верь…
Аня. Я верю тебе, дядя. Тебя все любят, уважают… но, милый дядя, тебе надо молчать, только молчать. Что ты говорил только что про мою маму, про свою сестру? Для чего ты это говорил?
Гаев. Да, да… (Её рукой закрывает себе лицо.) В самом деле, это ужасно! Боже мой! Боже, спаси меня! И сегодня я речь говорил перед шкапом… так глупо!
И только когда кончил, понял, что глупо.
Варя. Правда, дядечка, вам надо бы молчать. Молчите себе, и всё.
Аня. Если будешь молчать, то тебе же самому будет покойнее.
Гаев. Молчу. (Целует Ане и Варе руки.) Молчу. Только вот о деле. В четверг я был в окружном суде, ну, сошлась компания, начался разговор о том, о сём, пятое-десятое, и, кажется, вот можно будет устроить заём под векселя, чтобы заплатить проценты в банк.
Что русская классическая литература рассказывает об экономике / Татьяна Трофимова/Экономика на слух
Варя. Если бы господь помог!
Гаев. Во вторник поеду, ещё раз поговорю. (Варе.) Не реви. (Ане.) Твоя мама поговорит с Лопахиным; он, конечно, ей не откажет… А ты, как отдохнёшь, поедешь в Ярославль к графине, твоей бабушке. Вот так и будем действовать с трёх концов — и дело наше в шляпе.
Проценты мы заплатим, я убеждён… (Кладёт в рот леденец.) Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! (Возбуждённо.) Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!
Аня. (спокойное настроение вернулось к ней, она счастлива). Какой ты хороший, дядя, какой умный! (Обнимает дядю.) Я теперь покойна! Я покойна! Я счастлива!
Фирс. (укоризненно). Леонид Андреич, бога вы не боитесь! Когда же спать?
Гаев. Сейчас, сейчас. Ты уходи, Фирс. Я уж, так и быть, сам разденусь. Ну, детки, бай-бай… Подробности завтра, а теперь идите спать. (Целует Аню и Варю.) Я человек восьмидесятых годов… Не хвалят это время, но всё же могу сказать, за убеждения мне доставалось немало в жизни. Недаром меня мужик любит.
Мужика надо знать! Надо знать, с какой…
Аня. Опять ты, дядя!
Варя. Вы, дядечка, молчите.
Фирс. (сердито). Леонид Андреич!
Гаев. Иду, иду… Ложитесь. От двух бортов в середину! Кладу чистого… (Уходит, за ним семенит Фирс.)
А. П. Чехов, «Вишнёвый сад»
«Холера в Москве!»: Александр Герцен на карантине
Алексей Збруев. Портрет Александра Герцена (фрагмент). 1830-е. Государственный исторический музей, Москва
В 1830–1831 годах Россию охватила первая в ее истории эпидемия холеры. В городах остановилась торговля, а границы населенных пунктов закрывали на карантин. Александр Герцен в это время был в Москве. В мемуарной хронике «Былое и думы» он писал:
ТОП-50 величайших книг русской классики
Холера –– это слово, так знакомое теперь в Европе, домашнее в России до того, что какой-то патриотический поэт называет холеру единственной верной союзницей Николая, — раздалось тогда в первый раз на севере. Все трепетало страшной заразы, подвигавшейся по Волге к Москве. Преувеличенные слухи наполняли ужасом воображение. Болезнь шла капризно, останавливалась, перескакивала, казалось, обошла Москву, и вдруг грозная весть «Холера в Москве!» — разнеслась по городу.
В это время писатель учился в Московском университете. Когда холера добралась до учебного заведения — умерло несколько учащихся и служащих, — его закрыли, а студентов отправили по домам.
А дома всех встретили вонючей хлористой известью, «уксусом четырех разбойников» и такой диетой, которая одна без хлору и холеры могла свести человека в постель.
Александр Герцен так описывал в мемуарах «Былое и думы» столицу:
Москва приняла совсем иной вид. Публичность, не известная в обыкновенное время, давала новую жизнь. Экипажей было меньше, мрачные толпы народа стояли на перекрестках и толковали об отравителях; кареты, возившие больных, шагом двигались, сопровождаемые полицейскими; люди сторонились от черных фур с трупами. Бюльтени о болезни печатались два раза в день. Город был оцеплен, как в военное время, и солдаты пристрелили какого-то бедного дьячка, пробиравшегося через реку. Все это сильно занимало умы, страх перед болезнию отнял страх перед властями, жители роптали, а тут весть за вестью — что тот-то занемог, что такой-то умер…
Древнерусская литература
Под понятием «древнерусская литература» понимают письменные произведения, которые были созданы на территории Киевской и Московской Руси, в промежутке между 11-17 веком. Основные особенности древнерусской литературы:
- произведения носили религиозный или исторический характер
- отсутствие авторства, были лишь составители, летописцы
- свод правил по которым формировались произведения (ход событий, поведение, характеристики героя
- медленное развитие (связанно с тем, что книги были рукописными, недостаток грамотных людей).
Жанры древнерусской литературы так же были немногочисленными и отличались от современных, к ним относились:
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Периоды русской литературы 460 руб.
- Реферат Периоды русской литературы 280 руб.
- Контрольная работа Периоды русской литературы 210 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
- летопись (например, «Повесть временных лет»)
- житие (например, «Житие Сергия Радонежского»)
- поучение (например, «Поучение Владимира Мономаха»)
- хождение (например, «Хождение за три моря»)
- слово (например, «Слово о Законе и Благодати»)
- воинская повесть (например, «Сказание о Мамаевом побоище»)
Письменность пришла на Русскую землю вместе с христианством, затем появилась письменная литература. Древнерусская литература подразделяется на два периода:
- Киево-Новгородский период (10-12 век, известное произведение того периода «Слово о полку Игореве»)
- Период Московской Руси (13-17 век, известные произведения – «Сказание о мамаевом побоище», «Хождение за три моря», «Житие Сергия Радонежского»).
«Я почти никуда не хожу»: каторга Достоевского
Гелий Коржев. Федор Достоевский на каторге (фрагмент). 1986. Частное собрание
Федору Достоевскому повезло гораздо меньше. В 1849 году его арестовали за связь с тайным кружком петрашевцев, планирующих государственный переворот. С этого момента он пережил восемь месяцев ареста в Петропавловской крепости, смертный приговор и его отмену, а затем ссылку и каторгу.
По пути на каторгу в 1850 году Достоевский на несколько дней остановился в Тобольске. Там благодаря женам сосланных декабристов писатель встретился с другими петрашевцами, и все они получили по Евангелию со спрятанными в переплет десятью рублями. Свой экземпляр Достоевский очень берег от острожных воров. А позже вписал эту деталь в «Записки из Мертвого дома»:
Вообще все воровали друг у друга ужасно. Почти у каждого был свой сундук с замком для хранения казенных вещей. Это позволялось; но сундуки не спасали. <…>У меня один арестант, искренно преданный мне человек (говорю это без всякой натяжки), украл Библию, единственную книгу, которую позволялось иметь на каторге.
Весной 1855-го Достоевский хоть и получил частичное помилование от нового императора Александра II, но был под тайным надзором. Летом того же года он писал русскому дипломату Александру Врангелю:
Я почти никуда не хожу. Право, на каждого нового человека, по-моему, надо смотреть как на врага, с которым придется вступить в бой.
С тех пор почти все герои Достоевского были немного каторжниками. У любого за душой обнаруживался какой-то тяжкий грех, нерассказанная тайна или проступок. В повести «Записки из подполья», изданной в 1864 году, писатель сказал об этом так:
Есть в воспоминаниях всякого человека такие вещи, которые он открывает не всем, а разве только друзьям. Есть и такие, которые он и друзьям не откроет, а разве только себе самому, да и то под секретом. Hо есть, наконец, и такие, которые даже и себе человек открывать боится.
«Печальный дух изгнанья»: ссылка Лермонтова
Петр Кончаловский. Лермонтов на Кавказе (фрагмент). 1940-е. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
Свободомыслие писателей часто приводило к ссылкам, вынужденной эмиграции и даже арестам. Неудивительно, что герои произведений выражали авторские мысли и настроения.
Ссылки хоть и были строгими, но не всегда ограничивали свободу. Отправленный на Кавказ Михаил Лермонтов посещал лечебные воды, чтобы поправить пошатнувшееся в дороге здоровье. А после выздоровления познакомился с доктором Николаем Майером и встретился со старым приятелем, поэтом-переводчиком Николаем Сатиным. Оба стали прототипами персонажей в романе «Герой нашего времени». Из кавказской ссылки Лермонтов писал близкой подруге Марии Лопухиной:
Каждое утро из своего окна смотрю на всю цепь снежных гор и на Эльбрус. Ежедневно брожу по горам и уж от этого одного укрепил себе ноги; хожу постоянно: ни жара, ни дождь меня не останавливают… Вот вам мой образ жизни, милый друг; особенно хорошего тут нет, но… когда я выздоровлю… отправлюсь в осеннюю экспедицию против черкесов.
Из всех этих впечатлений в первую очередь появился Печорин — погруженный в себя, путешествующий по Кавказу в поиске новых ощущений, но достаточно замкнутый, отстраненный и даже черствый в общении с людьми:
Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже.
Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть.
Но это не единственный лермонтовский персонаж, на который повлияла ссылка автора. Демон в одноименной поэме, написанной в 1829–1839 годах, так же отстранен от других и привык к одиночеству.
Давно отверженный блуждал В пустыне мира без приюта: Вослед за веком век бежал, Как за минутою минута, Однообразной чередой. Ничтожной властвуя землей, Он сеял зло без наслажденья. Нигде искусству своему Он не встречал сопротивленья — И зло наскучило ему.
«…Роковым образом отделен от всего»: эмиграция Набокова
Джеральд де Роуз. Портрет Владимира Набокова (фрагмент). 1969. Частное собрание
По-своему изоляция коснулась и Владимира Набокова. После Октябрьской революции 1917 года он с семьей перебрался в Крым, а в 1919-м, когда большевики получили и полуостров, покинул Россию и никогда не возвращался.
Вынужденные переезды и тоска по родине отразились в первом романе писателя «Машенька»:
Он стал быстро и неразборчиво бросать в открытые чемоданы: комья грязного белья, русские книжки, Бог весть откуда забредшие к нему, и все те мелкие, чем-то милые предметы, к которым глаза и пальцы так привыкают и которые нужны только для того, чтобы человек, вечно обреченный на новоселье, чувствовал себя хотя бы немного дома, выкладывая в сотый раз из чемодана легкую, ласковую, человечную труху.
В 1922 году умер отец Владимира Набокова, когда заслонил собою от пули кадета Павла Милюкова. Гибель отца стала одним из самых тяжелых ударов для писателя:
Эту ночную поездку я вспоминаю как что-то вне жизни, чудовищно длительное, как те математические задачи, которые томят нас в бредовом полусне. Я глядел на проплывающие огни, на белесые полоски освещенных тротуаров, на спиральные отражения в зеркально-черном асфальте, и казалось мне, что роковым образом отделен от всего этого, что фонари и черные тени прохожих — случайный мираж, и единственное, что значительно и явственно и живо, — это скорбь, цепкая, душная, сжимающая мне сердце. «Папы больше нет».
Некоторое время после трагедии Набоков жил бедно и зарабатывал публикациями шахматных задач и частными уроками. В 1925 году писатель женился на Вере Слоним, петербурженке русско-еврейского происхождения. А с 1937 по 1940 год семья снова была вынуждена бежать — сначала в Париж, а оттуда в США, на этот раз от германской антисемитской кампании.
К 1937 году Набоков закончил восемь романов. Ощущение одиночества и нависшей опасности, необходимость противостоять обстоятельствам и защищать себя повлияли на многих персонажей его произведений. В «Защите Лужина» Набоков писал:
Он [Лужин] остался один. Становилось все темней в глазах, и по отношению к каждому смутному предмету в зале он стоял под шахом, — надо было спасаться. Он двинулся, трясясь всем своим полным телом, и никак не мог сообразить, как делают, чтобы выйти из комнаты.
Роман «Приглашение на казнь» и вовсе о герое, попавшем в картонные декорации. Изоляция в нем очевидная: Цинциннат находится в тюрьме, дни однообразны, происходящее вокруг бессмысленно и кажется плохим спектаклем. Единственный, кто есть у персонажа, — он сам:
Я окружен какими-то убогими призраками, а не людьми. Меня они терзают, как могут терзать только бессмысленные видения, дурные сны, отбросы бреда, шваль кошмаров — и все то, что сходит у нас за жизнь.
Источник: ref31.ru
Тема: «Герои-антиподы». АРГУМЕНТ. А.С. Грибоедов. «Горе от ума».
В каких произведениях русских писателей изображены герои-антиподы и в чём этих героев можно сопоставить с данными героями (по отрывку из какого-либо произведения)?
АРГУМЕНТ.
А.С. Грибоедов. «Горе от ума».
Герои – антиподы – это герои, противопоставленные друг другу по своим взглядам, убеждениям, образу мыслей, целям. Создавая подобные образы, авторы преследуют определённые творческие цели. Каковы они в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
В пьесе автор противопоставляет Александра Андреевича Чацкого и Алексея Степановича Молчалина. Они – примерено одного возраста, принадлежат к одному сословию: оба – дворяне. Правда, Молчалин стал представителем данного сословия совсем недавно, благодаря своему начальнику Фамусову, а Чацкий – потомственный дворянин. Но как же противоположны герои буквально во всём: по взглядам на цель, на смысл жизни, по отношению к службе и многому другому. Герои так различны, что Молчалина можно отнести к представителям «века минувшего» — к «фамусовскому обществу», а Чацкого – к «веку нынешнему», то есть новому, нарождающемуся поколению.
В чём же различие героев?
Чацкий – самостоятельный, целеустремлённый человек, искренний человек. Даже Софья, которая предпочла ему Молчалина, говорит о герое: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…», Чацкий независим в своих взглядах, он не подстраивается под общество, под его законы, если не принимает их. Герой «вольность хочет проповедать», за что и был признан в обществе сумасшедшим, так как такие взгляды, как у него, противоречат устоявшимся веками традициям. Он правдив, привык говорить открыто, что не всем нравится. В любви герой искренен, он по-настоящему любит Софью и очень переживает её холодность, а тем более увлечение Молчалиным.
Молчалин глубоко убеждён, что ««надобно зависеть от других». Он угодлив, льстив, прагматичен, хитёр, никогда не высказывает своего мнения, лучше промолчит («В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.» Молчалин следует заветам отца – угождать всем людям без исключения («без изъятья»).Герой чётко понимает, чего хочет добиться (признания, звания, богатства) и идёт к намеченной цели, используя любые пути и способы, даже унижаясь перед власть имущими. Любовь к Софье – это игра, один из способов достичь своей цели. И он дойдёт до неё, так как, по словам Чацкого, «ведь нынче любят бессловесных», он уже «три награжденья получил».
Чацкий и Молчалин никогда не были друзьями, поэтому читателям понятна такая их непохожесть друг на друга. А вот Платон Михайлович Горич – старый приятель Чацкого, однако как различны пути, по которым они пошли по жизни.
Чацкий – активен, стремится быть полезным обществу, получив образование за границей, мечтает служить «делу, а не лицам», ему «прислуживаться тошно»). Платон Михайлович же ничем не занимается, опустился, обрюзг, ни к чему не стремится. Он зависит от своей молодой жены, считает, что женитьба – причина такого его состояния. Он говорит Чацкому:
Брат, женишься, тогда меня вспомянь!
От скуки будешь ты свистеть одно и то же…
Однако это лишь стремление оправдать свою несостоятельность, свою лень. А ведь когда-то он был храбрым и талантливым офицером.
Таким образом, А.С. Грибоедов при помощи изображения героев-антиподов особенно ярко подчёркивает социальный конфликт, обозначенный в пьесе, в основе которого лежат совершенно различные понимания героями целей жизни.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
«Слово о полку Игореве». АНАЛИЗ.
—
А.А. Ахматова. СТИХИ. АУДИО.
—
А.И. Куприн. «Гранатовый браслет». Цитатная характеристика героев.
—
ОГЭ-2024. ЛИТЕРАТУРА. Демонстрационный вариант.
—
ЕГЭ-2024. ЛИТЕРАТУРА. КОДИФИКАТОР.
—
ЕГЭ-2024. ЛИТЕРАТУРА. Демонстрационный вариант.
—
А.С. Пушкин. БИОГРАФИЯ.
—
А.С. Пушкин. «Деревня». АНАЛИЗ стихотворения.
Источник: literatura-ege.ru
Презентация на тему ЕГЭ по литературе. Подготовка к заданию 9 (С2): сопоставление произведений
Типы проблемных героев в русской литературе Вопрос В каких произведениях русских писателей отображены нравы чиновников и что сближает эти произведения с пьесой Н. Гоголя «Ревизор»?
- Главная
- Разное
- ЕГЭ по литературе. Подготовка к заданию 9 (С2): сопоставление произведений
Слайды и текст этой презентации
Источник: mypreza.com