Ст. 346.12 НК РФ ч. 2 в последней действующей редакции от 1 января 2020 года.
Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.
Части статьи: 1 2 2.1 3 4
Сравнить с редакцией статьи от
Статья 346.12. Налогоплательщики
1. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие её в порядке, установленном настоящей главой.
2. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьёй 248 настоящего Кодекса, не превысили 112,5 млн. рублей.
Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.
Установленное абзацем первым настоящего пункта ограничение по доходам не применяется в отношении организаций, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», подающих уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года.
2.1. Утратил силу с 1 октября 2012 года. — Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ.
3. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
- 1) организации, имеющие филиалы;
- 2) банки;
- 3) страховщики;
- 4) негосударственные пенсионные фонды;
- 5) инвестиционные фонды;
- 6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- 7) ломбарды;
- 8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, за исключением подакцизного винограда, вина, игристого вина (шампанского), виноматериалов, виноградного сусла, произведенных из винограда собственного производства, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
- 9) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
- 10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
- 11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
- 12) утратил силу. — Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ;
- 13) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса;
- 14) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется:
- на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов;
- на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
- на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» бюджетными и автономными научными учреждениями хозяйственные общества и хозяйственные партнёрства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами);
- на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, хозяйственные общества и хозяйственные партнёрства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами);
4. Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, а предельная величина доходов, установленная пунктом 2 настоящей статьи, определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.
Комментарии к ст. 346.12
Другие статьи раздела
- Статья 346.11. Общие положения
- Статья 346.12. Налогоплательщики
- Статья 346.13. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения
- Статья 346.14. Объекты налогообложения
- Статья 346.15. Порядок определения доходов
- Статья 346.16. Порядок определения расходов
- Статья 346.17. Порядок признания доходов и расходов
- Статья 346.18. Налоговая база
- Статья 346.19. Налоговый период. Отчетный период
- Статья 346.20. Налоговые ставки
- Статья 346.21. Порядок исчисления и уплаты налога
- Статья 346.22. Утратила силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ.
- Статья 346.23. Налоговая декларация
- Статья 346.24. Налоговый учет
- Статья 346.25. Особенности исчисления налоговой базы при переходе на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения
- Статья 346.25.1. Утратила силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ.
Источник: dogovor-urist.ru
Департамент общего аудита об условиях применения УСН индивидуальными предпринимателями
1. Распространяется ли норма подпункта 16 пункта 2.1. статьи 346.12 НК РФ на индивидуальных предпринимателей?
2. Какие критерии перехода индивидуальных предпринимателей на УСН действуют в настоящее время?
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками налога на упрощенной системе налогообложения (далее по тексту – УСН) признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2.
Согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применят УСН организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей. В целях настоящего подпункта учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ.
Таким образом, нормой подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ прямо предусмотрено, что она распространяется только на организации.
В соответствии со статьей 11 НК РФ организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, НК РФ разделяет понятие «организации» и «индивидуальные предприниматели».
Поскольку в приведенной норме речь идет только об организациях, считаем, что на индивидуальных предпринимателей указанная норма не распространяется.
Дополнительным аргументом в пользу приведенной позиции является также анализ иных положений пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, в которых прямо указано, что они распространяются как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей (подпункты 8, 9, 13, 15).
Кроме того, как было отмечено выше, в соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ стоимость основных средств и нематериальных активов должна определяться на основе данных бухгалтерского учета.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
Иными словами, обязанность по ведению бухгалтерского учета на них не возлагается, а, следовательно, у них в принципе будут отсутствовать данные о стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета.
Следует отметить, что позиция Минфина РФ по данному вопросу противоречива.
Так в письме от 11.12.08 № 03-11-05/296 указано:
«Для перехода на упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей не установлено ограничений по размеру доходов и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов.»
В то же время в письмах, касающихся критериев, в которых налогоплательщик (организация или индивидуальный предприниматель) утрачивают право на применение УСН, Минфин РФ распространяет положения подпункта 16 пункта 3 статьи 246.12 и на индивидуальных предпринимателей.
В частности, в письме Минфина РФ от 21.05.10 № 03-11-11/147, в частности, указано:
«В соответствии с пп. 16 п. 3 ст. 346.12 Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб.
Согласно п. 4.1 ст. 346.13 Кодекса, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 Кодекса, превысили 60 млн руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст.
346.14 Кодекса, такой налогоплательщик (то есть как организация, так и индивидуальный предприниматель) считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
По нашему мнению, определение остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов индивидуальным предпринимателем в целях п. 4 ст. 346.13 Кодекса производится по правилам, установленным пп. 16 п. 3 ст. 346.12 Кодекса для организаций. При этом учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 Кодекса.»
Аналогичные выводы были сделаны в письмах Минфина РФ от 22.09.10 № 03-11-11/249, от 27.10.09 № 03-11-09/357, от 11.12.08 № 03-11-05/296.
Иными словами, Минфин РФ не оспаривает, что при переходе на УСН нормы подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не распространяются. Однако в случае, если в периоде применение УСН предпринимателем допущено нарушение подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12, то он утрачивает право на применение УСН.
По нашему мнению, позиция Минфина РФ неправомерна, поскольку положения пункта 4.1. статьи 346.13 НК РФ действительно касаются всех налогоплательщиков, однако налогоплательщики утрачивают право на применение УСН в тех периодах, в которых допущено несоответствие требованиям пункта 3 статьи 346.12.
Поскольку на индивидуальных предпринимателей положения подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не распространяются, то несоответствие требованиям указанной нормы у них возникнуть не может.
Кроме того, если законодателем было принято решение не распространять требования подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ на индивидуальных предпринимателей при переходе на УСН в связи с тем, что обязанность по ведению бухгалтерского учета на них не распространяется, то применение указанной нормы после перехода на УСН, представляется сомнительным в связи с тем, что после перехода на УСН на индивидуальных предпринимателей также не возлагается обязанность по ведению бухгалтерского учета.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона № 129-ФЗ организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Таким образом, обязанность по ведению бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов в периоде применения УСН возлагается только на организации.
Указанные нормы, по нашему мнению, согласуются с положениями пункта 4.1. статьи 346.13 НК РФ, согласно которым организации обязаны отслеживать соответствие стоимости основных средств и нематериальных активов критерию, определенному в подпункте 16 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ.
Учитывая все вышеизложенное, считаем, что индивидуальные предприниматели не должны учитывать критерий, установленный подпунктом 16 пункта 3 статьи 346.12 ни при переходе на УСН, ни в периоде применения УСН.
Однако, учитываю позицию Минфина РФ, мы не можем исключить риск, что налоговые органы будут распространять указанную норму и на индивидуальных предпринимателей.
Какая-либо арбитражная практика в настоящее время отсутствует. Вследствие этого предположить исход судебного разбирательства в случае его возникновения не представляется возможным. Однако считаем, что учитывая нормы налогового законодательства у Вашей организации есть все шансы отстоять свою позицию в судебном порядке.
Вопрос 2: Какие критерии перехода индивидуальных предпринимателей на УСН действуют в настоящее время?
Как было отмечено выше, в соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками налога на УСН, признаются организации и индивидуальные предприниматели.
При этом статьей 346.12 НК РФ предусмотрен ряд критериев для применения УСН как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.
Поскольку, как было отмечено выше, НК РФ разделяет понятия «организация» и «индивидуальный предприниматель», последний для определения критериев перехода на УСН должен рассматривать нормы, в которых прямо указано, что они распространяются на индивидуальных предпринимателей.
В связи с этим считаем, что вправе перейти на УСН все индивидуальные предприниматели за исключением:
— индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых (подпункт 8 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ).
— индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом (подпункт 9 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ);
— индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса (подпункт 13 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ);
— индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек (подпункт 15 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ).
Обращаем Ваше внимание, что норма пункта 2.1[1] статьи 346.12 НК РФ, касающаяся величины доходов при переходе на УСН, относится только к организациям. Соответственно, на индивидуального предпринимателя указанная норма не распространяется.
Аналогичный вывод был сделан в письме Минфина РФ от 11.12.08 № 03-11-05/296.
Однако обращаем Ваше внимание, что в отношении индивидуальных предпринимателей действует ограничение по размеру доходов, определенное в соответствии с пунктом 4.1. статьи 346.13 НК РФ (с 01.01.13 – пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ) в периодах, когда индивидуальные предприниматели уже применяют УСН.
[1] Действует до 30.09.2012 г. С 30.09.2012 – 15 млн. руб., увеличенных на коэффициент – дефлятор (пункт 2 статьи 346.12 НК РФ).
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit
Источник: www.mosnalogi.ru
Ст. 346.13 НК РФ. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения
1. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
Налогоплательщики — организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в уведомлении о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября 2014 года не указывают.
2. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года, вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 февраля 2015 года.
Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» с учетом части 4 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 апреля 2015 года.
Организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании уведомления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход. В таком случае налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате единого налога на вмененный доход.
3. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
4. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 150 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
В случае, если налогоплательщик применяет одновременно упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного настоящим пунктом, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.
При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.
Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 настоящего Кодекса.
4.1. Если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, не превысили 150 млн. рублей и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствия требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик вправе продолжать применение упрощенной системы налогообложения в следующем налоговом периоде.
5. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.
6. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
7. Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.
8. В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.
Законодательство по Статья 346.13 НК РФ
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»
Источник: nalogcodex.ru