Описывая российскую экономику, специалисты редко говорят о рынке. Можно найти как отголоски СССР, так и оставшиеся от 90-х механизмы, которые никуда не делись. Это, в свою очередь, и влияет на то, как устроен рынок в России прямо сейчас. Дело не только в производстве отдельных товаров, но и в мотивации к открытию бизнеса.
Журнал Reconomica пытается понять, куда делась конкуренция и вернётся ли она на российские просторы.
Была ли конкуренция в СССР?
Конечно, в классическом рыночном понимании конкуренции не было. Скорее, это постоянная конкуренция филиалов одной компании. Тем не менее, до определённого момента такая система работала неплохо. ВУЗы соревновались между собой качеством выпускников (преимущественно технических специальностей), заводы соревновались количеством произведённых товаров.
Однако со временем количество «проходных» ВУЗов стало расти, а некоторые фабрики существовали лишь для сохранения рабочих мест. К концу существования СССР эти проблемы попытались решить с помощью внедрения рыночных механизмов, однако существенной пользы это не принесло — СССР распался, и начались девяностые в новых условиях.
Почему в России конкуренции нет? | Бизнес глазами клиента
90-е научили людей конкуренции
К сожалению, конкуренция в 90-х развивалась особыми методами. Большой капитал должен был сотрудничать с государством, в противном случае капитал переходил в другие руки.
С правительством нужно дружить.
Конкуренция возможна лишь на мелком уровне
Когда на одной улице открывается два магазина, продающих пиво, между ними может быть нормальная и честная конкуренция. Они могут придумывать рекламу, проводить акции, удивлять покупателей ассортиментом. Если же на улице появляется третий магазин — сетевик, то два старых конкурента оказываются за бортом. Просто они не могут делать цены такими же низкими, как сетевик.
И всё же, на низком уровне конкуренция действительно возможна, однако главная борьба проходит на другом уровне.
Там, где появляется сетевик, небольшие продуктовые магазины оказываются за бортом.
Компании воюют за дружбу с государством
В данный момент российское государство — главный капиталист в стране. Оно имеет не только деньги, но и рычаги давления на всех остальных. Зато при дружбе с государством можно зарабатывать намного больше, чем с помощью стандартного и сложного развития компании в обычных рыночных условиях.
Выполнение госконтрактов принесёт намного больше денег, чем что-либо другое. По этой причине 90% крупных российских компаний с удовольствием занимаются государственными проектами.
Как это влияет на потребителя
Проблема в том, что отсутствие конкуренции бьёт по потребителю. Если нужно взять кредит, то основные банки предложат примерно одинаковые условия (маленькие банки предложат гигантские проценты). Банкам просто нет смысла изворачиваться и как-то привлекать людей особыми условиями. По этой причине льготная ипотека в 6,5% годовых считается чем-то выгодным. То же самое происходит и в других отраслях.
ТОП-10 НОВИНОК БИЗНЕС ИДЕИ БЕЗ КОНКУРЕНЦИИ! У НАС ТАКОГО ЕЩЕ НЕ БЫЛО. УСПЕЙ НАЧАТЬ ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ!
Не нравятся цены на билеты в Аэрофлоте? Посмотрите на цены в двух других авиаперевозчиках. Вы поймете, что вам банально не из чего выбирать. В случае железнодорожного движения всё ещё прозаичнее.
При дружбе с государством можно зарабатывать намного больше.
Когда всё изменится?
До тех пор, пока крупный бизнес не может существовать без государства, ситуация не изменится.
Единичные примеры таких случаев говорят о том, что изменения могут наступить, но очень не скоро. Государство, в свою очередь, не заинтересовано в либерализации рынка, ведь удобнее всё контролировать и держать на коротком поводке.
При этом и малый бизнес существует по такой же схеме. Как только предприниматель открывает для себя удивительный мир госзаказов, прежние действия кажутся глупостью. В случае, если он обрастает связями в местной мэрии, то госзаказы и вовсе становятся золотой жилой, которая может кормить компанию годы. Зачем в такой ситуации работать на клиента?
Опубликовано 7 ноября, 2020 Обновлено 7 ноября, 2020 Пользователем Ирина Грозина
Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!
Источник: reconomica.ru
«Придут и затопчут»: почему стартапы не выдерживают конкуренции с «Яндексом», Mail.ru Group и Сбербанком
Первопроходцами в сфере доставки продуктов на дом в России стали небольшие стартапы. Но вскоре в отрасль пришли крупные компании — скупили успевших подрасти игроков и запустили собственные проекты. Почему конкурировать с гигантами оказалось не под силу почти никому из независимых игроков?
Для фудтех-рынка начало 2020 года ознаменовалось смертью сразу четырех стартапов, которые доставляли продукты из магазинов и фермерских хозяйств. 13 января о закрытии объявил сервис доставки фермерских продуктов ресторанам Foodza, 14-го — Golama, который привозил продукты из столичных магазинов на дом, 16-го — его аналог Superbro, а 22-го о заморозке проекта в этой же сфере отчиталась петербургская компания «Достаевский». Официальными причинами ухода с рынка были нехватка средств для развития и недостижение запланированных результатов.
На деле проблема оказалась шире: основным препятствием на пути всех закрывшихся проектов стала олигополия технологических гигантов, которые, по выражению основателя Golama Евгения Львова, «создают что-то свое, не оставляя шансов на конкуренцию, и заливают рынок деньгами». «Они ведут себя как слоны в посудной лавке. Стартаперы уже боятся делать то, что потенциально может быть интересно для интернет-гигантов, — понимают, что большие игроки придут на поляну и затопчут их», — рассуждает предприниматель.
Forbes изучил, действительно ли конкуренция с интернет-гигантами не оставляет шансов независимым стартапам и так ли плохо для молодых компаний «лечь под корпорацию».
Первый на выход
Парад ушедших в небытие стартапов открыл проект Foodza Владимира Холязникова, совладельца и бывшего гендиректора онлайн-магазина KupiVip. Сервис искал региональные фермерские хозяйства, а также дистрибьюторов бакалеи, закупал у них продукты и продавал общепиту в режиме одного окна. Идею Холязников и его партнеры Дмитрий Боев и Павел Власов в 2017 году подсмотрели у китайской Meicai и американского GrubMarket. Вложили «несколько сотен тысяч долларов» собственных средств и запустили IT-платформу, соединяющую фермеров и общепит.
Зарабатывал проект на комиссии 12-18% с каждой покупки, а также на плате за доставку. Но этого не хватало, чтобы выйти в операционный плюс: по итогам первого года работы ООО «Фудза Про» зафиксировал убыток в 12,8 млн рублей при выручке в 16,7 млн рублей. Это не стало красным флагом для инвесторов и основателей, уверяет Холязников, «инвестиционная модель предполагает операционную убыточность». Тем не менее свои деньги заканчивались, и обеспечивать рост можно было только за счет сторонних вложений.
Максимально сократить время доставки удалось благодаря большому количеству складов, разбросанных по разным районам города, их компания открыла уже 60 (по похожей схеме с готовыми блюдами работают проекты модели dark kitchen — например, «Кухня на районе»). «Как сделать столько локальных складов — это вопрос денег. Как получить столько локальных клиентов — это вопрос трафика. И то и другое у корпорации, несомненно, есть», — объясняет причины успеха проекта основатель венчурного фонда the Untitled Ventures Константин Синюшин.
Он особенно подчеркивает роль бесплатного трафика, которым обладают «Яндекс» и Mail.ru Group. «Имея прямой контакт с покупателем, корпорации поняли, что могут выстроенную логистическую инфраструктуру тех же «Яндекс.Еды» и Delivery Club «натягивать» на новый продукт. С такими сервисами очень сложно конкурировать: трафик, который есть у корпораций, конкурентам нужно закупать за большие деньги», — объясняет инвестор.
Ставки сделаны
Бороться за внимание одного из трех технологических гигантов бессмысленно — на рынке есть и другие крупные компании, готовые вложиться в перспективную фудтех-сферу, решил сооснователь сервиса Golama Евгений Львов. Он действительно договорился о транше на 500 млн рублей от ВЭБ.РФ, но это не спасло компанию от закрытия.
Для Львова доставка продуктов не единственный и не главный проект: он является акционером и председателем совета директоров сервиса заказа такси «Везет». Golama предприниматель запустил во время зарождавшегося хайпа вокруг модели с доставкой продуктов — в марте 2018-го. Разработка обошлась ему и партнерам Андрею Толмачеву, Владимиру Долгих и Сергею Моисееву в 75 млн рублей личных средств. Golama привозила клиентам продукты из Metro Cash https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/393105-pridut-i-zatopchut-pochemu-startapy-ne-vyderzhivayut-konkurencii-s» target=»_blank»]www.forbes.ru[/mask_link]
В России нет конкуренции, выбирайте любую сферу и продавайте
Более 11 лет я серьезно занимаюсь продажами, несерьезно — начал ещё в 3-м классе — успешно продавал открытки одноклассникам.
219 просмотров
Почему выбрал именно продажи? Выбирал между 2-мя сферами: наукой и продажами. Они очень похожи — и там, и там итог работы — это результат и признание окружающих. Только в науке ты продаёшь не товар или услугу, а идею, открытие, новизну темы. Также как и в продажах нужно убедить целевую аудиторию (научное сообщество), что твои открытия им понадобятся.
В итоге выбрал продажи, потому что там хорошо платят. И не пожалел.
Взгляд со стороны покупателя
Тем, кто работает в продажах, бывает очень сложно понять, что чувствует покупатель, когда хочет совершить покупку. Позже поймал себя на очень интересной мысли – когда я выступаю в качестве покупателя и пытаюсь что-то приобрести, то всегда возникают сложности. Всегда. Будь то покупка входной двери, заказ строительства загородного коттеджа или оформление банальной страховки. Нужно очень сильно постараться и приложить немыслимые усилия, чтобы купить то, что ты хочешь.
Однажды я занимался закупками (да, мне интересно было побывать в противоположном лагере и понять, как закупщик принимает решение о покупке). Передо мной поставили задачу – приобрести для проекта дорогостоящее оборудование. Причём на рынке было штук 5 производителей этого оборудования.
И что вы думаете? Звоню я в 1 компанию и спрашиваю: «можете посчитать и отправить КП на это оборудование?». А цена, чтобы вы понимали, около 70 млн. руб. А в ответ слышу: «сотрудник, который занимается этим направлением, сейчас отошёл. Позвоните после обеда».
Не узнал мои контакты, не предложил перезвонить мне. Либо эта компания гребёт деньги лопатой, либо продажи организованны как у большинства. Точнее неорганизованы как у большинства. Кстати, остальные 4 компании поступили почти аналогичным образом.
Проработав 9 лет в продажах, я решил помогать собственникам увеличивать продажи и делать процесс продажи результативным. Во время общения с собственниками часто слышу «у нас низкие продажи», «нам сложно продавать», «вокруг большая конкуренция». Я говорю: «хорошо, давайте посмотрим».
При заказе у нас услуги по настройке отдела продаж, мы в обязательном порядке звоним всем конкурентам и анализируем, как они продают и что предлагают.
И что вы думаете? По статистике из 10 компаний более-менее удовлетворительно продаёт 1 компания. 1 из 10. Только задумайтесь. Вы можете увеличить продажи только за счёт правильного общения по телефону.
Ничего сложного.
Во всем этом есть положительная сторона вопроса — продажи это не искусство, а ремесло. А ремеслу можно научиться. И если вы умеете продавать и знаете, как выстроить сильный отдел продаж, то выбирайте любую нишу и развивайтесь. Никакие конкуренты вам не помешают.
Источник: vc.ru