Рассказываем, как правильно подать в суд на ИФНС в 2019 году.
Основные обязанности налоговых органов в РФ
В соответствии с действующим налоговым законодательством налоговые органы Российской Федерации обязаны:
- Соблюдать законодательство о налогах и сборах;
- Соблюдать налоговую тайну;
- Контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах;
- Вести учет индивидуальных предпринимателей, организаций и физлиц;
- Бесплатно информировать налогоплательщиков об их правах и обязанностях;
- Представлять налогоплательщикам формы налоговых деклараций и разъяснять порядок их заполнения;
- Представлять налогоплательщикам справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам и процентам;
- Представлять налогоплательщикам справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов;
- Представлять индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРИП и ЕГРЮЛ);
- Выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении налогоплательщиков.
Основные права налогоплательщика в РФ
Теперь поговорим о налогоплательщиках. Согласно положениям ст. 21 НК РФ каждый налогоплательщик (ИП, юридическое или физическое лицо) имеет право:
Что НЕЛЬЗЯ говорить налоговой по телефону? #налоговая #адвокат #фнс
- Бесплатно получать от налоговых органов всю необходимую информацию (о полномочиях налоговых органов, правах и обязанностях налогоплательщиков, действующих налогах и т.д.);
- Получать решения налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
- Использовать налоговые льготы;
- Получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;
- Возвращать суммы излишне уплаченных налогов, пени, штрафов;
- Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
- Требовать от сотрудников ИФНС соблюдения законодательства о налогах и сборах;
- Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов;
- Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
- Получать возмещение убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Кто может подать в суд на налоговую инспекцию?
У вас есть претензии к работе ИНФС? Ст. 137 НК РФ указывает, что каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, если, по его мнению, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
При этом право на обжалование может быть реализовано налогоплательщиком как путем подачи письменной жалобы в ИФНС, так и путем обращения в суд с соответствующим исковым заявлением.
Как подать в суд на налоговую инспекцию? Пошаговая инструкция в 2019 году
Если вы планируете самостоятельно обратиться в суд с жалобой на ИФНС, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:
Так как в России предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров, в первую очередь вам необходимо подготовить претензию в адрес налогового органа. В тексте жалобы необходимо указать:
- Наименование и адрес ИФНС, в который подается жалоба;
- Сведения о заявителе (ФИО, место жительства, контактный телефон и адрес электронной почты);
- Суть вашего обращения (изложите обстоятельства, которые стали причиной для подачи жалобы);
- Ваши требования (например, отменить обжалуемое решение ИФНС);
- Способ получения решения по жалобе (на бумажном носителе, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика);
- Список прилагаемых документов (к жалобе можно приложить любые документы, способные подтвердить ваши доводы);
- Дата составления жалобы.
Далее вам необходимо подать жалобу в налоговый орган, чьи документы, действия или бездействия вы хотите обжаловать. Сделать это можно любым удобным для вас способом:
Решение по вашей жалобе должно быть вынесено вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы.
В том случае, если вы не согласны с вынесенным решением, у вас есть право обратиться в суд.
Как и любое другое исковое заявление, иск с жалобой на ИФНС обязательно должен соответствовать требования, установленным ст. 131 ГПК РФ.
Обратите внимание! Типового образца искового заявления не существует, так как каждый случай индивидуален и требует особого подхода. Обратитесь за помощью к юристу, чтобы правильно составить заявление с учетом вашей конкретной ситуации.
По общему правилу исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения инспекции ФНС. О дате и времени проведения судебного заседания вас уведомят в течение 5 рабочих дней с момента поступления иска в судебный орган.
Если налоговый орган принял неверное решение или допустил ошибку в своей работе, что сразу же сказалось на вас как на налогоплательщике, то не стоит бояться обращения с жалобой в суд или иную контролирующую организацию.
Судебная практика по налоговым спорам вносит существенные поправки в работу ФНС и позволяет ей корректировать свою деятельность в точном соответствии с текущими требованиями закона.
Обычно необходимость подачи судебного иска на налоговую возникает в случае, когда решение вышестоящего налогового органа полностью или частично не удовлетворило налогоплательщика. И в этой ситуации крайне важно знать о сроках рассмотрения иска, основных этапах этой процедуры и ее правильном документальном сопровождении.
Основания для подачи жалобы на налоговую службу
Перечислим самые основные виды нарушений закона со стороны ИФНС:
- неправильное начисление налогов;
- отказ в возврате переплат по налоговым начислениям;
- налоговая проверка организаций или ИП была сделана с нарушениями;
- отказ в предоставлении налогового вычета лицам, которые имеют на него право;
- незаконное начисление штрафов и пени;
- отказ в предоставлении налоговых льгот;
- несвоевременное выполнение законных обязанностей.
Как подать жалобу на действия налогового органа?
Если речь идет о камеральной, выездной или внеплановой проверке, то на составленном акте необходимо сделать запись о том, что документ непременно будет обжалован. Вначале жалоба подается в тот орган, который проводил проверку. В случае, когда письменный ответ на жалобу не устроил налогоплательщика, предстоит обращение в вышестоящий налоговый орган.
Оспорить действия налоговой службы, если письменное общение с ней не принесло нужного результата, можно не только в суде, но и в прокуратуре. Обращаться с жалобой в прокуратуру стоит только в том случае, если в действиях ИФНС или ее отдельных сотрудников намечены признаки уголовного преступления. В иных случаях стоит обращаться в районный суд по месту нахождения ИФНС, с которой предстоит судиться.
В какие суды подавать иск на ИФНС?
- В районные суды – при нарушении прав физического лица;
- В арбитражные суды – при нарушении прав организаций и ИП.
Составление искового заявления
В соответствии с законом в основной части иска к ИФНС должна быть следующая информация:
- наименование налогового органа, чьи решения оспариваются;
- полные сведения об оспариваемом акте, решении (название, номер, дата принятия) или совершенном действии;
- перечисление прав и законных интересов, которые были нарушены;
- указание на конкретные статьи нормативных актов, которые подтверждают нарушение прав заявителя со стороны налоговой службы;
- требования признать решение налогового органа или действия должностного лица незаконными.
Какими документами дополнить судебный иск?
Какие это документы?
- Квитанция об оплате государственной пошлины за подачу иска;
- Любые документы, которые подтверждают законность требований истца;
- Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или ИП;
- Доверенность, заверенная у нотариуса (при подаче заявления через представителя);
- Копии предыдущих судебных решений;
- Документы, подтверждающие попытки досудебного урегулирования конфликта (жалоба в налоговую инспекцию);
- Выписка из ЕГРП или ЕГРИП для юридических лиц и предпринимателей.
Отвечая на вопрос, можно ли подать иск на ИФНС, стоит принять во внимание, были ли изначально попытки разрешить ситуацию в самой ИФНС. Зачастую решить конфликт можно уже при обращении с жалобой в местный отдел налоговой службы или ее региональное отделение. Судебные разбирательства, связанные с нарушениями в области налогового законодательства, могут идти несколько месяцев. Тогда как ответ на жалобу налогоплательщиков в ИФНС обязаны предоставить всего в течение 30 дней.
Ответы юристов ( 3 )
административный иск на действия сотрудников ИФНС подается физическим лицом в районный суд по месту нахождения ИФНС.
Спасибо за ответ!
Хотелось бы уточнить. Действия ИФНС № 34 г.Москвы обжаловались в вышестоящих органах: УФНС по г.Москве, а затем в Федеральной налоговой службею Это разные территории. С иском нужно обращаться именно по месту нахождения ИФНС № 34 г. Мосвкы? И ответчиком указывать ИФНС?
И ещё пара вопросов. Если нужно уплачивать гос. пошлину, то в каком размере? Можно ли требовать с ИФНС возмещение морального вреда или лучше с этим не связываться (например, если на практике такие требования к ИФНС суды не удовлетворяют)?
- 10,0 рейтинг
- 1808 отзывов эксперт
Марат, добрый вечер. Вам нужно обращаться в районный (не мировой) суд по месту нахождения ответчика. Вы не являетесь собственником данного объекта. Кроме того, сроки давности вышли для того, чтобы требовать с Вас этот налог. Обращайтесь с жалобой на действия ИФНС, требовании удалить информацию с сайта и компенсации морального вреда по чести и достоинству.
Удачи Вам.
Спасибо за ответ!
Госпошлина в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными составляет для физических лиц — 300 рублей.
Также необходимо отметить следующее, что ваш вопрос должен рассматриваться в порядке административного судопроизводства, а для него установлены иные сроки для подачи жалобы на действия (бездействия) должностных лиц государственных органов.
Кодекс об административном судопроизводстве в РФ устанавливает :
Статья 219. Срок обращения с
административным исковым заявлением в суд
1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Поэтому вам скорее всего будет отказано в принятии вашего заявления в суде.
Источник: nalog-plati.ru
72. Подведомственность и подсудность налоговых споров.
Подведомственность налоговых споров определяется в ст. 138 НК РФ. В частности в ней предусмотрено, что акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц. Судебное же обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями
и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции (ст. 28 ГПК РСФСР).
Подсудность налоговых споров определяется в соответствующих статьях гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства.
По общему правилу, дела, подведомственные судам общей юрисдикции, рассматриваются районными (городскими) народными судами (ст. ИЗ ГПК РСФСР). Однако республиканский, краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа вправе с согласия сторон изъять любое гражданское дело из районного (городского) народного суда, находящегося на территории соответственно края, области, города, автономной области, автономного округа, и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции (ст. 114-115 ГПК РСФСР).
Верховный Суд РФ, согласно ст. 116 ГПК РСФСР, рассматривает по первой инстанции дела об оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан.
Дела, подведомственные арбитражным судам, согласно ст. 24 АПК РФ, рассматриваются арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
73. Административный (внесудебный) порядок рассмотрения налоговых споров.
В административном (внесудебном) порядке рассматриваются налоговые споры, возникшие в результате подачи налогоплательщиком (налоговым агентом) жалобы на незаконные решения или действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).
Административный (внесудебный) порядок рассмотрения налоговых споров основывается на подаче налогоплательщиком (налоговым агентом) или иным лицом жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу.
По общему правилу жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение 3 месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.
Жалоба подается в произвольной письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу. Лицо, подавшее жалобу, до принятия по ней решения может ее отозвать на основании письменного заявления.
По итогам рассмотрения жалобы на ненормативный акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
— оставить жалобу без удовлетворения;
— отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
— отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
— изменить решение или вынести новое решение.
По итогам же рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу.
Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (ст. 140 НК РФ).
74. Рассмотрение налоговых споров в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Постановление Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ- как источники разрешения налоговых споров.
Законодательством РФ предусмотрены следующие способы судебной защиты прав налогоплательщиков:
признание неконституционным законодательного акта полностью или в части Конституционным Судом РФ;
признание судом общей юрисдикции закона субъекта РФ, противоречащим федеральному закону и, следовательно, недействующим или не подлежащим применению;
признание арбитражными судами или судами общей юрисдикции недействительным нормативного либо ненормативного акта налогового органа, иного государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и нарушающего права и законные интересы налогоплательщика;
неприменение судом нормативного либо ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления или иного органа, противоречащего закону;
пресечение действий должностного лица налогового органа или иного государственного органа, нарушающих права или законные интересы налогоплательщика;
принуждение налоговых органов, иных органов государственной власти или их должностных лиц к выполнению законодательно установленных обязанностей, от выполнения которых они уклоняются;
признание не подлежащим исполнению инкассового поручения (распоряжения) налогового или другого органа на списание в бесспорном порядке сумм недоимок, пени, штрафов за нарушения налогового законодательства с банковского счета налогоплательщика;
возврат из бюджета необоснованно списанных в бесспорном порядке сумм недоимок, пени, штрафов;
взыскание процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, пеней;
возмещение убытков, причиненных незаконными решениями, действиями или бездействием налоговых органов или их должностных лиц.
Одновременно названные способы судебной защиты являются предметами исковых требований налогоплательщиков.
Статья 138 Налогового кодекса устанавливает, что дела по обжалованию нормативных и ненормативных актов налоговых органон, а также действия или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями подведомственны арбитражным судам, а физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, — судам общей юрисдикции.
Нормы Налогового кодекса о судебном порядке защиты нарушенных прав налогоплательщиков нашли развитие в совместном постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9. В постановлении разъясняется, что налоговые споры подлежат рассмотрению арбитражными судами на общих основаниях в соответствии с АПК РФ и судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном гл. 24.1 ГПК РФ и Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Арбитражными судами рассматривается значительная часть дел, возникающих из налоговых правоотношении. Статьей 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесено рассмотрение экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Арбитражные суды рассматривают следующие категории дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания;
об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Деятельность арбитражных судов по защите нарушенных прав налогоплательщиков шире, чем деятельность судов общей юрисдикции. так как количественный состав субъектов, обращающихся в данные суды, намного больше.
Кроме того, подлежат восстановлению арбитражным судом конституционные права налогоплательщиков, нарушенные неправильным применением закона.
ВАС РФ в информационном письме от 21 июля 1999 г. № 42 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога» указал, что «споры между индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами, возникшие в связи с исчислением подоходного налога, подведомственны арбитражным судам независимо от основании возникновения спора».
В соответствии с ст. 35 АПК РФ иск предъявляется по месту нахождения налогового органа, акты, действия или бездействие которого обжалуются. Иски, вытекающие из налоговых правоотношений к государственным органам и органам местного самоуправления, предъявляются в арбитражный суд соответствующего субъекта РФ, а не по месту нахождения органа, принявшего оспариваемое решение.
Статьей 138 Налогового кодекса устанавливается правило судебного рассмотрения налоговых споров принцип определения нагл ежащего ответчика. В соответствии с ним, по делу об обжаловании акта налогового органа ответчиком налоговый орган следует привлекать независимо от того, кем именно он подписан руководителем налогового органа, его заместителем или иным должностным лицом. По делу об обжаловании действий или бездействия должностных лиц налогового органа ответчиком будет именно то должностное лицо, которое осуществило оспариваемые действия или которое бездействовало.
Анализ правоприменительной практики рассмотрения налоговых споров показывает, что судебным процессом неизбежно рассматриваются вопросы:
применения материальных норм законодательства о налогах и сборах;
применения процессуальных норм, послуживших поводом для обращения налогоплательщика в суд: порядок проведения налоговой проверки, производство по делу о налоговом правонарушении, порядок взыскания недоимки, пени и т.д.;
юридической квалификации статуса, характера финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика в целях выявления налоговых последствий этих операций.
Составной частью судебного порядка защиты прав налогоплательщиков является исполнение судебных решений. Общие правила исполнения судебных решении установлены Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с п. 5 ст. 79 Налогового кодекса сумма излишне взысканного налоговым органом налога и проценты, начисленные на эту сумму, подлежат возврату налоговым органом в течение одного месяца после вынесения судебного решения. Важной гарантией реальности восстановления нарушенных прав налогоплательщиков является положение о начале течения срока возврата денежных средств — один месяц со дня вынесения, а не вступления в законную силу решения суда. Соответствующие денежные суммы, присужденные к возмещению налогоплательщику, выплачиваются за счет бюджетных средств, что также гарантирует реальность исполнительного производства.
В практике деятельности налоговых органов возникают ситуации. когда у налогоплательщика имеется недоимка по уплате налогов и сборов или задолженность по пеням, причитающихся тому же бюджету, из средств которого подлежат возмещению излишне взысканные налоги и пени. В таких случаях п. 1 ст. 79 Налогового кодекса предписывает сначала произвести зачет в счет погашения недоимки. а затем возвратить налогоплательщику оставшуюся разницу по излишне взысканным денежным суммам.
Источник: studfile.net
Как подать в суд на налоговую инспекцию
Телефон горячей линии: +7(812) 603-49-78 или Подайте жалобу онлайн
О правах и обязанностях налогоплательщиков и налоговых органов в РФ
- своевременное получение решений, налоговых уведомлений и требований;
- использование налоговых льгот, предоставление отсрочек, рассрочки и налогового кредита;
- возврат излишне удержанных налогов, штрафов и пени;
- возмещение убытков, причиненных неправомерными актами или действиями налоговых органов.
Также налогоплательщик вправе присутствовать при проведении налоговой проверки, требовать соблюдения законодательства и не выполнять неправомерные требования налоговых.
Налоговые органы, в свою очередь, обязаны предоставлять полную и достоверную информацию, соблюдать законодательство и хранить налоговую тайну, по требованию налогоплательщиков предоставлять им справки об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов, выписки из ЕГРИП и ЕГРЮЛ и т.п.
Порядок подачи иска в суд
Прежде чем подавать исковое заявление в суд, по закону гражданин обязан направить претензию в налоговую инспекцию — то есть, предпринять попытку урегулировать противоречия в досудебном порядке.
Срок подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган — 1 год с момента, когда был обнаружен факт нарушения прав налогоплательщика. Срок может быть продлен при наличии уважительных причин, для некоторых случаев законом предусмотрены другие сроки рассмотрения жалоб.
Если требование по претензии не удовлетворено (решение вышестоящим налоговым органом должно быть вынесено в течение месяца со дня получения жалобы), возникает возможность судебного разбирательства.
Исковое заявление с жалобой на ИФНС (как, впрочем, и любой другой иск) должно соответствовать требованиям, установленным ГПК РФ (ст. 131). Основные правила подготовки иска установлены в Кодексе административного судопроизводства РФ (ст. 125), а также:
- при оспаривании нормативного акта — в ст. 209;
- при оспаривании решений, действий или бездействия налоговиков — в ст. 220.
Учитывая серьезность стороны обвинения самостоятельно составлять такой иск нецелесообразно и бесперспективно.
Если вы хотите играть на равных с ИНФС и гарантированно отстоять свои права, мало просто уверенности в своей правоте — необходима серьезная юридическая поддержка, которую вы можете получить прямо сейчас:
Источник: prava-potrebitela.ru