Штатное расписание — важный нормативный документ в организации. В нем всегда прописана структура отдела или всего предприятия, определены должности, зарплаты и норма работочасов. По этому документу можно понять, стоит ли расширять штат или, наоборот, сократить. Любой кадровик знает, что к составлению «штатки» нужно отнестись серьезно.
Форма
Штатное расписание — это локальный нормативный акт организации. Кадровик может воспользоваться одним из двух бланков.
Первый – унифицированный бланк Т-3, если его использование утвердил руководитель организации.
Второй – собственный бланк, в котором есть все необходимые реквизиты первчики. Шаблон должен утвердить руководитель.
Важно: если использовать форму Т-3, то ее нужно заполнять полностью. То есть, кадровик должен заполнить информацией все графы, в том числе — «Надбавка» и «Разряд».
Срок действия
Определенного срока действия у штатного расписания нет. После того как его утвердил руководитель, в него просто вносят изменения по мере необходимости.
Вебинар «Штатное расписание без истории изменения в 1С:Зарплата и управление персоналом». Часть 1
Каждый год утверждать или пересматривать штатное расписание организация не обязана. Но если очень хочется — ограничений и запретов нет.
Правила заполнения
Какой бы бланк ни выбрала компания, штатное расписание требует соблюдения ФЗ «О бухгалтерском учете». Это значит, что в штатке должны быть все необходимые данные и информация. Если документ разработан с учетом всех требований — ошибки не будет.
Когда впервые составлять и утверждать штатку?
Как только компания заключила первый трудовой договор. Даже если он один — теперь в компании есть самый настоящий штат сотрудников. Если штатного расписания еще нет, то займитесь его оформлением с текущего момента. При этом помните: штатку нельзя утвердить «задним числом».
На что обратить внимание при заполнении?
Когда появляется необходимость в сокращении штата при отсутствии вакансий, то нужно обратить внимание на дату утверждения штатного расписания. Она должна быть на два месяца раньше, чем дата вступления его в действие. То есть, если расписание утвердили в апреле, то его действие начнется в июне. Эти два месяца нужны для того, чтобы сотрудники, попавшие под сокращение, начали искать новую работу.
Важно: если на предприятии проходит массовое сокращение, то руководство должно об этом сообщить в службу занятости. Сотрудники должны получить специальные справки.
Если в компании вакансии есть, нужно либо менять штатку, либо ежемесячно сообщать в органы службы занятости о наличии свободных рабочих мест.
Как заполнять поля?
В штатном расписании важно заполнить все поля, без пропусков. В шапке — наименование, ОКПО, а также номер и дата Приказа на утверждение.
В первых двух графах таблицы указываются названия структурных подразделений, отделов, служб и их номер. Важно обратить внимание на «вредников» и «льготников». Их лучше выделять в отдельные подразделения.
В каждом подразделении — перечень специальностей и должностей. Кадровик не обязан переписывать названия из справочника квалификаций — можно придумать свои наименования. Но все должности должны быть прописаны русскими буквами. Мерчендайзер — годится. Оператор call-центра — нет.
Штатное расписание в 1С 8.3 Бухгалтерия — где найти, как составить
Количество единиц штатного расписания можно указывать в коэффициентах — 0,25 уборщицы или 2,75 бухгалтера — или в процентах — 250% курьеров. Эти цифры зависят от условий работы: на полставки, по совместительству и им подобные.
Оклад (тариф) необходимо указывать из расчета полной ставки.
Далее прописывают надбавки — это коэффициент трудового участия, выслуга, прочие доплаты. В штатке важно отразить наименование и размер надбавки по каждой позиции.
Важно: нельзя устанавливать разные надбавки для одной штатной единицы, но для разных работников. Это нарушение их прав.
В графу «Всего» в рублях вписывают общую сумму фонда оплаты труда. В примечаниях можно указать дополнительную информацию.
Штатное расписание готово. Его можно хранить в печатном виде с реальными подписями или в электронном виде с отметками ЭП.
Кто вправе затребовать штатное расписание?
В основном штатное расписание требуют при проверке зарплат. То есть кадровик должен предоставить документ по требованию:
- трудовых инспекторов
- контролеров ФСС или ПФР
- налоговых инспекторов
- прокуратуры
- судей.
Источник: astral.ru
Как правильно составить штатное расписание на 2023 год
Штатное расписание — это документ, которым оформляется структура, численность и размер заработной платы как в целом по предприятию, так и по каждой отдельной должности. Но его необходимость часто вызывает споры в организации.
Что это за документ
Штатное расписание (штатка) определяет структуру предприятия, его кадровый состав и численность. Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 определен бланк штатного расписания — это унифицированная форма № Т-3. Это рекомендованный шаблон, предприятие вправе разработать собственную форму, отличную от унифицированной.
Что касается споров о необходимости этого документа в организации, то мы рекомендуем иметь штатное расписание (ШР), поскольку о нем упоминается в статьях 15 и 57 ТК РФ. На них и будут ссылаться инспекторы, составляя протокол об АП по 5.27 КоАП РФ. Да, микропредприятия и НКО, которые по характеристикам сходны с микробизнесом, избавлены от лишних документов, в том числе ПВТР, ШР, различного рода положений, — они эту информацию «зашивают» в трудовые договоры. Но им это позволяет глава 48.1 ТК РФ, а остальным организациям мы рекомендуем ШР иметь под рукой.
На картинке — образец штатного расписания сотрудников ООО по унифицированной форме № Т-3.
Если руководство решило разработать собственную форму штатного расписания для ООО, то обратите внимание на обязательные реквизиты. В документе должны быть указаны:
- наименование подразделения;
- наименование должностей;
- количество штатных единиц;
- размер оклада;
- надбавки, если они предусмотрены положением об оплате труда.
Скрывать какие-либо сведения в ШР любого предприятия нельзя. Если единица есть, то она обязательно указывается в форме.
Для чего готовят штатное расписание
Этот локальный нормативный акт необходим в связи с тем, что он:
- дает возможность наглядно сравнивать подразделения по численности работающих, их квалификации, уровню оплаты труда;
- используется при оценке эффективности существующей структуры предприятия;
- полезен для анализа трудовой загрузки сотрудников, оценки объема выполняемых ими работ, уточнения и изменения должностных инструкций;
- необходим при взаимодействии с проверяющими органами — его обычно требуют трудовые и налоговые инспекции при проверках. Отсутствие в организации правил, как составлять штатное расписание на 2023 год, и самого документа рассматривается как нарушение законодательства о труде и охране труда, что влечет за собой наложение штрафа, который, согласно ст. 5.27 КоАП РФ, составляет 1000–5000 рублей — с должностного лица и от 30 000 до 50 000 рублей — с организации;
- требуется для обоснования увольнения сотрудников по сокращению штата в случае рассмотрения дела в суде. Без него работодателю сложно доказать оправданность увольнения и отсутствие доступных вакансий для сокращаемых сотрудников (ТК РФ обязывает работодателя предоставлять сокращаемому работнику подходящую ему вакантную должность на предприятии при наличии таковой).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как оформить сокращение 0,5 ставки в штатном расписании. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как оформить по всем правилам
Подробная инструкция, как составляется штатное расписание по форме Т-3, пошагово.
Шаг 1. Заполняем шапку
Все стандартно: указываем полное наименование организации в соответствии с уставными документами. На этом же этапе указываем и период, на который составляется этот документ. Период указывают либо на год (как в нашем примере штатного расписания организации), либо просто пишут, что он применяется с определенной даты, без указания терминального срока.
Шаг 2. Указываем штатные единицы
В ШР вносятся все наименования профессий и должностей, которые есть в организации. Здесь они подлежат своеобразному учету и компоновке по подразделениям, если они, конечно, есть. Обратите внимание на наш образец штатки: если по профессии подразумевается применение профессионального стандарта или должность указана в списке, который позволяет досрочно уйти на пенсию, то вписывают наименования должности или профессии строго по профстандарту или списку.
Шаг 3. Прописываем должностные оклады и надбавки
Указываем конкретные цифры. Если у вас используются только оклады, как демонстрирует наш образец заполнения штатного расписания, то разделы о надбавках и компенсациях не заполняются. Пусть вас не смущают пустые клетки, закон это позволяет. Такая у вас система оплаты труда.
Шаг 4. Подписываем
Сводные сведения, как правило, подписывают два человека: кадровик и бухгалтер. Но в небольших компаниях за двоих разрешено расписаться и одному — например, тому же бухгалтеру.
Шаг 5. Утверждаем
Утверждает генеральный директор своим приказом, который составляется в свободной форме. В дальнейшем все изменения в ШР вносятся исключительно приказами.
Когда составляется и как внести изменения
Расписание составляется и утверждается, как правило, при открытии предприятия. В дальнейшем коррективы и изменения при необходимости установить новые оклады или добавить новые единицы вносятся в него новыми приказами.
Изменения вносятся, как правило, в случае:
- переименования структурных подразделений или должностей;
- изменения оклада;
- реорганизации предприятия;
- сокращения численности или штата работников.
Разница между последними двумя пунктами состоит в том, что при сокращении численности исключаются отдельные единицы (то есть происходит реорганизация), а при сокращении штата — отдельные подразделения. Работники, замещающие сокращаемые должности, подлежат увольнению по соответствующим статьям ТК РФ.
Вносятся изменения исключительно тем же способом, что и утверждались, то есть приказами. В качестве основания указывается одна из следующих причин:
- усовершенствование организационной структуры компании;
- улучшение работы отдельных структурных подразделений;
- реорганизация компании;
- расширение или сокращение компании;
- изменение законодательства;
- оптимизация организационных процессов;
- планово-экономические расчеты отдела по работе с персоналом;
- устранение дублирования функций.
Все работники, которых затронули изменения, обязаны ознакомиться с приказом под подпись. Но перед этим работодатель обязан сделать официальное объявление о предстоящих изменениях и уведомить своих работников о грядущих переменах не менее чем за два месяца. Особенно это касается ситуаций с увольнениями работников, где каждое действие подлежит документальному подтверждению.
Источник: clubtk.ru
Изменение штатного расписания — что нужно знать
Предприятие представляет собой живой организм, поэтому нуждается в корректировках расписания и графика работы. Не является исключением такой документ, как штатное расписание. Необходимость внесения в него поправок (переименование должности, добавление или сокращение) связано с рядом причин: реорганизацией структуры, изменением фонда оплаты труда, модернизацией или спадом производства. В этом есть свой порядок действий и типовые образцы приказов.
Штатное расписание — основа деятельности предприятия
Именно внесение изменений в штатное расписание является отправной точкой для осуществления конкретных преобразований на предприятии. Речь идёт не только об изменениях в графике работы, ведь при любых переменах в системе очень важно учитывать продуктивность и результативность работников — эти показатели не должны быть ниже предыдущих за аналогичный период.
Руководство компании может избежать неприятных ситуаций, в частности трудовых споров, претензий со стороны контролирующих органов, если отнесётся с ответственностью к процессу оформления изменений в штате.
Когда меняется штатное расписание, издаётся соответствующий приказ.
На каких основаниях изменяют штатное расписание
Изменения в штатное расписание вносят в следующих случаях:
- Преобразование (модификация) компании, что требует исключения некоторых должностей или введения новых.
- Уменьшение масштабов деятельности, когда появляется необходимость в сокращении численности штатных сотрудников.
- Развитие бизнеса, которое влечёт набор новых работников.
- Повышение или понижение фонда заработной платы.
- Реорганизационные процессы на предприятии.
- Корректировка наименований должностей.