В стране Z основные процессы производства и управления компьютеризированы, активно развиваются наукоемкие производства и средства коммуникации. В структуре экономики высока доля сферы услуг. Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.
В период с 2013 г. по 2018 г. наметился рост популярности дистанционного обучения, в школах страны Z на 25% увеличилось количество занятий с использованием интернет-технологий. В среднем доля учеников, имеющих доступ к видео-урокам, методическим материалам, выросла в 2,5 раза. Социологические опросы позволили установить, что в Z преобладают семьи демократического типа.
К какому типу относится общество страны Z? Каков тип экономической системы страны Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведенные данные? Какие черты характеризуют семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.)
Ответ
В правильном ответе должны содержаться следующие элементы
1 4 Школа цифрового века мнение экспертов eng
1. Ответ на первый вопрос: Z относится к обществу постиндустриального/информационного типа.
2. Ответ на второй вопрос: рыночная.
3. Ответ на третий вопрос: информатизация/компьютеризация образования.
4. Ответ на четвертый вопрос (две характеристики), например:
1) муж и жена обладают в семье равными статусами (являются равноправными партнерами);
2) все виды домашних работ выполняются супругами взаимозаменяемо (нет четкого распределения домашних обязанностей по гендерному признаку);
3) решения по семейным вопросам принимаются совместно.
(Могут быть приведены другие характеристики. Ответ на четвертый вопрос засчитывается только при правильном указании двух или более характеристик.) Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках, не искажающих смысла соответствующих элементов ответа.
Источник: schooltetradi.ru
Задание №12 ЕГЭ по обществознанию
социальные отношения, анализ схем и таблиц
Первичный бал: 1 Сложность (от 1 до 3): 1 Среднее время выполнения: 1 мин.
Двенадцатое задание ЕГЭ по обществознанию завершает микроблок, связанный с темой «Социальные отношения». В нем предстоит анализировать данные, представленные графическим образом – в диаграммах, таблицах и схемах. Подобные задания часто нравятся учащимся – выполнять их легко, можно быстро с ними справиться и получить баллы. Однако очень важно делать это внимательно, вдумчиво читать условие и предложенные варианты – иначе эти самые баллы можно потерять, что будет довольно обидно. 12 задание ЕГЭ по обществознанию относится к базовому уровню сложности, поэтому и максимальный балл, который можно получить, невысок – в случае правильного выполнения экзаменующийся получает всего 1 балл.
1 4 Школа цифрового века мнение экспертов rus
Алгоритм выполнения задания
- Внимательно читаем условие задания;
- Анализируем графический материал и приведенные варианты;
- Проверяем каждый из приведенных вариантов, сверяем его с данными таблицы, графика, схемы;
- Выбираем верные варианты;
- Записываем ответ.
Задание EO1206s
В городе Х провели социологический опрос, в ходе которого респондентам был задан вопрос: «Как должны распределяться домашние обязанности между двумя работающими супругами?». Результаты показаны на диаграмме.Какие выводы следуют из результатов опроса? Цифры, под которыми они указаны, запишите в ответ.
- Мнение о том, что большую часть работы по дому должен выполнять муж, самое непопулярное в обеих группах опрошенных.
- Большинство опрошенных считают, что супруги должны делить домашние обязанности.
- Мнение о том, что основную часть домашней работы должна выполнять жена, более популярно среди работающих респондентов.
- Одинаковое количество респондентов в обеих группах считают, что основную часть работы по дому должен выполнять муж.
- Более трети опрошенных неработающих граждан считают, что основную часть работы по дому должна выполнять жена.
Первое утверждение неверно, поскольку в группе работающих наименее популярным был ответ «затрудняюсь ответить». Второе верно – этот вариант ответа получил больше всего голосов в обеих группах. Третье утверждение тоже верно – этот вариант ответа среди работающих респондентов был популярнее на 5%. Четвертое утверждение ошибочно – в группе неработающих этот ответ выбирали чуть реже. Пятое неверно – таких ответов было менее 30%.Ответ: 23
Задание EO1205s
- За 10 лет усилилась тенденция критического отношения к школьному образованию.
- В 2017 году отношение к техническим средствам стало не столь оптимистичным, как в 2007.
- Родители в 2007 и 2017 году считали, что необходимо расширить учебный план и увеличить количество изучаемых предметов.
- В 2007 году родители были более склонны к тому, чтобы считать систему образования устаревшей.
- В 2017 году число тех, кто считает, что школа дает учащимся все необходимые навыки, снизилось почти на треть.
Задание EO1204s
В городе А был проведен социологический опрос, в ходе которого респондентам задавался вопрос: «Что важнее всего в молодом возрасте?». Результаты показаны на диаграмме.Какие выводы следуют из результатов опроса? Цифры, под которыми они указаны, запишите в ответ.
- Наибольшая доля респондентов в возрасте 40-54 года ответила, что самое важное в молодом возрасте – сделать карьеру.
- Создание семьи – самое важное дело в молодом возрасте по мнению респондентов в возрасте 25-39 лет.
- Наиболее молодые респонденты сочли, что создание семьи и жизнь в свое удовольствие одинаково важны.
- Самым популярным ответом среди респондентов всех возрастов стал «сделать карьеру».
- Одинаковое количество респондентов в возрасте 25-39 и 40-54 года сочли, что самое важное в молодом возрасте – пожить в свое удовольствие.
Для проверки первого утверждения посмотрим на столбики, соответствующие указанному возрасту – видим, что 50% респондентов в возрасте 40-54 года ответили, что сделать карьеру – самое важное, а другие их ответы получили по 40% и 10% соответственно. Значит, первое утверждение верно. Теперь смотрим на ответы респондентов в возрасте 25-39 лет: 50% выбрали «сделать карьеру», а 40% — «создать семью»; значит, второе утверждение неверно. Далее проверяем ответы респондентов возрастом 18-24: 20% выбрали вариант «пожить в свое удовольствие» и столько же – «создать семью» — третье утверждение верно. А вот четвертое ошибочно: среди респондентов старше 55 лет наиболее популярен был ответ «создать семью». Пятое верно, поскольку ответ «пожить в свое удовольствие» выбрали 10% респондентов в возрасте 25-39 лет и столько же респондентов в возрасте 40-54 года.Ответ: 135
Задание EO1203s
В городе Х провели социологический опрос, в ходе которого респондентам был задан вопрос: «Зачем вы смотрите телевизионные новостные программы?». Результаты показаны на диаграмме.Какие выводы следуют из результатов опроса? Цифры, под которыми они указаны, запишите в ответ.
- Большинство респондентов не смотрит новости.
- Треть опрошенных смотрит новостные программы в силу привычки.
- Большая часть опрошенных смотрит новости, так как интересуется происходящим в стране и мире.
- Наименее популярными стали ответы «смотрю новости в силу привычки» и «это важно для моей работы».
- Четверть опрошенных смотрит новости, чтобы отвлечься после рабочего дня.
Первое утверждение неверно – ответ «я не смотрю новости» второй по популярности. Второе тоже неправильно – ответ «в силу привычки» выбрали меньше трети респондентов. А вот третье – верно: этот ответ был самым популярным. Четвертое также верно – видно, что сектора, занятые этими ответами, самые маленькие. Последнее утверждение ошибочно – этот вариант выбрали менее трети респондентов.Ответ: 34
Задание EO1202s
В ходе социологических опросов, проводившихся в двух странах, респондентам был задан вопрос: «Что нужно сделать, чтобы предотвратить возникновение международных конфликтов?». Результаты показаны на диаграмме.Какие выводы следуют из результатов опроса? Цифры, под которыми они указаны, запишите в ответ.
- В стране Z люди демонстрируют больше интереса к проблеме международных конфликтов, чем в стране Y.
- Большинство респондентов в обеих странах считают, что самое важное для предотвращения международных конфликтов – это научиться понимать друг друга.
- Доля граждан, которые считают, что для предотвращения международных конфликтов нужно отказаться от насилия и принуждения, в стране Z совпадает со страной Y.
- Наименее популярный ответ – для предотвращения международных конфликтов необходимо уважать права и свободы.
- Среди граждан страны У мнение о том, что нужно научиться понимать друг друга, более популярно, чем среди граждан страны Z.
Для того чтобы проверить первое утверждение, нужно посмотреть на столбик «не задумываюсь» — в стране Z он несколько выше, чем в стране У, значит, там больше тех граждан, которые выбрали такой вариант – первое утверждение неверно. Второе также неверно – столбик «научиться понимать друг друга» не самый высокий. Третье утверждение подходит – столбики «отказаться от насилия и принуждения» в обеих странах одинаковы. Четвертое неправильно – этот ответ не наименее популярный, а наиболее. Последнее утверждение верно – столбик с таким названием для страны У выше почти в два раза.Ответ: 35
Задание EO1201s
- Доля граждан, которые работают не по специальности, снизилась.
- Доля граждан, которые недовольны своей работой, осталась неизменной.
- Большая часть респондентов работает не по специальности.
- Доля граждан, находящихся в поиске работы по специальности, сократилась почти вдвое.
- Больше половины респондентов довольны своей работой.
Источник: spadilo.ru
Подготовка к ЕГЭ Графики, диаграммы, таблицы. С7. Социологи опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Читаете ли вы регулярно какие-либо ежедневные. — презентация
Презентация по предмету «ЕГЭ» на тему: «Подготовка к ЕГЭ Графики, диаграммы, таблицы. С7. Социологи опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Читаете ли вы регулярно какие-либо ежедневные.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Подготовка к ЕГЭ Графики, диаграммы, таблицы
2 С7. Социологи опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Читаете ли вы регулярно какие-либо ежедневные газеты, и если да, сколько ежедневных газет вы регулярно читаете?» Сформулируйте вывод о результатах опроса. Выскажите 3 предположения о причинах подобного отношения граждан к чтению газет.
3 Результаты опроса показаны в диаграмме в процентах от общего числа участников. 1 – читаю 2 и более газет 2 – читаю 1 газету 3 – не могу сказать, что читаю регулярно 4 – затрудняюсь ответить
4 Ответ: 1) вывод: более половины опрошенных не читают газеты регулярно приблизительно каждый четвёртый читает регулярно одну газету, и чуть более 10% опрошенных читают регулярно две и более газет; 2) предположения: — основную информацию о ситуации в стране и мире опрошенные граждане могут получать из др. СМИ; — большинство опрошенных граждан безразличны к информации о текущих событиях в стране и в мире; — газеты представляют одностороннюю информацию, которая может быть не интересной большинству опрошенных граждан (и др.).
5 А18. Социологи на протяжении нескольких лет наблюдали отношение граждан страны Z к теленовостям. Они предлагали гражданам ответить на вопрос: «Как часто вы смотрите телевизионные новости?» Результаты опроса приведены ниже.
6 Какой вывод можно сделать на основе данных опроса? 1) Смотрели теленовости каждый день наибольшее число опрошенных в 2006 и 2008 гг. 2) Интерес граждан к теленовостям сокращался на протяжении 2004 – 2008 гг. 3) Смотрели теленовости 1 -2 раза в неделю меньше опрошенных в 2004 – 2008 гг., чем реже 1 раза в неделю. 4) Смотрели теленовости раза в неделю около половины опрошенных в 2006 и 2008 гг.
7 А14. Левада-Центр, занимающийся изучением общественного мнения в РФ, проводил социологический опрос на тему: «Какое из следующих мнений о забастовках вам ближе всего?» (Опрос 2004 г., 1600 чел.) Данные приведены в %.
8 Какой вывод можно сделать на основе данных диаграммы? 1) Более половины опрошенных оправдывают забастовку как крайнюю меру. 2) Каждый пятый из опрошенных думает, что забастовка – нормальный способ решения проблем. 3) Каждый третий опрошенный считает, что забастовками ничего нельзя добиться. 4) Каждый двадцатый опрошенный полагает, что забастовки в нашей стране недопустимы.
9 А5. Учёные на протяжении нескольких лет исследовали группу учащихся. В 5 и 10 классе им задавали вопрос: «Какова цель вашей учебной деятельности?» Ответы учащихся приведены в таблице. Варианты ответов учащихся % отвечающих 5 класс 10 класс Больше узнать о мире 6013 Успешнее общаться с окружающими людьми 128 Радовать родителей своими достижениями 207 Поступить в престижный вуз 872
10 Проанализируйте данные опроса и выберите верное утверждение. 1) Мало кто из 5-классников, в сравнении с учениками 10 класса, рассматривает образование как способ познания мира. 2) В 5 классе большая, чем в 10, доля учащихся стремится учиться, чтобы успешнее общаться с окружающими. 3) Процент учащихся, стремящихся радовать родителей своими достижениями, увеличивается в 10 классе в сравнении с 5. 4) Для большинства опрошенных в 5 и 10 классах целью учёбы является продолжение образования.
11 А5. Учёные опросили 25-летних и 60-летних жителей России. Им задавали вопрос: «Природа или общество определяют, по-вашему мнению, способности человека?» Результаты опроса представлены (в % от общего числа участников) в гистограмме.
12 Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение. 1) Доля опрошенных, считающих, что способности определяются природой, с возрастом уменьшается. 2) Около трети опрошенных в обеих группах затруднились ответить на вопрос. 3) Процент людей, уверенных, что окружение определяет способности человека, с возрастом уменьшается. 4) Около четверти опрошенных в обеих группах считают, что природные задатки могут быть не востребованы человеком.
13 А23. Учащиеся 9 «А» и 9 «Б» классов решали обществоведческую задачу: «Школьник без спроса взял из открытой сумки одноклассника мобильный телефон, поиграл и положил обратно. Хозяин телефона не узнал об этом. Совершил ли школьник, взявший телефон, правонарушение?» Результаты выполнения задачи (в % от общего числа учащихся класса) приведены в диаграммах.
14 Проанализируйте результаты выполнения задачи и выберите верное утверждение. 1) Доля учащихся, связывающих правонарушение с причинением материального ущерба, в 9 «Б» больше, чем в 9 «А». 2) Доля учащихся, считающих, что действия школьника являются правонарушением, в 9 «А» больше, чем в 9 «Б». 3) Около четверти учащихся каждого класса уверены, что действия школьника не являются правонарушением. 4) Большинство учащихся обоих классов не знают признаков правонарушения.
15 А14. В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что вам важнее всего в молодости?» Полученные результаты в % представлены в виде гистограммы.
16 Какой вывод можно сделать на основании данных гистограммы? 1) Респонденты в возрасте 18 – 24 лет считают, что в молодости жизнь в своё удовольствие предпочтительнее, чем создание семьи. 2) Респонденты в возрасте 25 – 39 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в своё удовольствие, и сделать карьеру. 3) Респонденты в возрасте старше 55 лет считают, что в молодости самое важное – сделать карьеру. 4) Респонденты в возрасте 40 – 54 лет считают, что в молодости создание семьи предпочтительнее, чем карьера.
17 А18. В стране Z по инициативе большинства граждан произошёл переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Социологи опросили граждан страны по вопросу: «В чём вы видите преимущества мажоритарной системы?» Полученные результаты (в % от общего числа участников опроса) представлены в графической форме.
18 Какой вывод может быть сделан на основании данных опроса? 1) Около половины опрошенных отметили, что при мажоритарной системе граждане будут понимать, за кого голосуют на выборах. 2) Каждый четвёртый опрошенный считает ответственность депутатов перед избирателями преимуществом мажоритарной системы. 3) Считают, что мажоритарная система исключит дискриминацию малых партий, больше опрошенных, чем тех, кто отмечает рост разнообразия политических идей в парламенте. 4) Отметили, что при мажоритарной системе большее число граждан включится в политическую жизнь, столько же опрошенных, сколько тех, кто считает, что данная система больше учитывает интересы общества.
19 С7. Социологи опросили несовершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Результаты каких выборов в наибольшей степени влияют на вашу жизнь, на положение дел в стране?» Варианты ответов Влияют (% от числа опрошенных) На мою жизнь На жизнь страны Президентские выборы 2354 Парламентские выборы 411 Выборы в законодательные собрания регионов 53 Выборы в органы местного самоуправления 2710 Никак не влияют 2012 Все влияют 73 Затрудняюсь ответить 147
20 Сделайте выводы о влиянии выборов различных уровней а) на жизнь граждан; б) на жизнь страны. Объясните отличие в оценке гражданами влияния различных выборов на их жизнь и жизнь страны.
21 Ответ: 1) выводы: а) о влиянии выборов на жизнь граждан: мнение опрошенных разделилось: приблизительно одинаковые группы (20-27%) признали влияние на свою жизнь президентских выборов и органов местного самоуправления, а также высказали мнение, что выборы никак не влияют на их жизнь; б) о влиянии выборов на жизнь страны: более половины опрошенных признали определяющее влияние президентских выборов на жизнь страны (и др.); 2) объяснения отличия: решение многих повседневных проблем граждан связано с органами местного самоуправления, поэтому иногие отметили их значение; поскольку президент страны определяет основные направления внешней и внутренней политики, его влияние на судьбы страны было признано большинством граждан (и др.).
22 А14. Социологи опросили совершеннолетних жителей города Z. Им задавали вопрос: «Каков, по-вашему, наиболее эффективный способ разрешения социальных конфликтов?» Результаты опроса (в %) представлены в графической форме.
23 Проанализируйте результаты опроса. Какой вывод можно сделать на основе данных диаграммы? 1) Более половины опрошенных считают, что посредничество государства необходимо для разрешения конфликта. 2) Абсолютное большинство опрошенных не считают уступку эффективным средством разрешения конфликтов.
3) Больше опрошенных считают эффективным длительное противоборство в конфликте, чем отказ всех конфликтующих сторон от взаимных претензий. 4) Меньше опрошенных считают эффективным «замораживание» конфликта, чем уступку одной из сторон конфликта.
24 С7. Социологи страны Z изучали тенденции развития института брака. Были получены следующие статистические данные о количестве разводов на каждую тысячу зарегистрированных браков: Используя данные графика, сделайте вывод о тенденциях развития института брака в стране Z. Привлекая обществоведческие знания и личный социальный опыт, выскажите три предположения о причинах подобной тенденции.
25 Ответ: 1) вывод Ответ: 1) вывод: в стране Z в гг. резко увеличилось количество разводов, что свидетельствует о кризисе института брака; 2) предположения: — страна переживает экономический кризис; — общество стало намного терпимее относиться к разводу как к способу решения проблем семьи; — у части населения вступление в брак не было осмысленным и продуманным шагом (и др.).
26 С7. На графике показано изменение уровня безработицы среди различных групп населения страны Z в 2004 – 2008 гг. Используя данные графика, определите, какая тенденция наблюдается в 2004 – 2008 гг. на рынке труда страны Z. Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения о причинах подобной тенденции.
27 Ответ: 1) тенденция: существенный рост безработицы среди всех групп трудоспособного населения; 2) предположения: — ситуация экономического кризиса; — трудоспособные граждане страны Z не выдерживают конкуренцию с зарубежными работниками, приехавшими в страну (трудовыми эмигрантами); — структурная перестройка экономики страны Z (и др.).
28 А14. В ходе социологического опроса, проводившегося в 2005 г., предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «В каком возрасте начинается старость?» Полученные данные представлены в таблице. Старость начинается в возрасте Число выбравших это мнение (в %) мужчинженщин 25 – 39 лет – Затрудняюсь ответить 67 Среднее значение возраста старости 57 лет 59 лет
29 Какой вывод можно сделать на основании приведённых в таблице данных? 1) Четвёртая часть опрошенных женщин считает, что старость наступает в возрасте 65 – 90 лет. 2) Средние оценки возраста наступления старости у мужчин и женщин значительно расходятся. 3) Менее трети опрошенных мужчин считают, что старость наступает в диапазоне 40 – 59 лет. 4) Большинство опрошенных (независимо от пола) оценивают наступление старости в диапазоне 65 – 90 лет.
30 А5. В ходе социологических опросов 2004 и 2005 гг. респондентам предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования в России?» Результаты опроса отражены в таблице. Варианты ответов % от числа опрошенных 2004 г г. Определённо да/скорее да 2318 Ни да, ни нет 2022 Скорее нет/определённо нет 5050 Затруднились ответить 710
31 Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы? 1) Более половины россиян не смогли определить своё отношение к проблеме. 2) Значительно выросло количество россиян, удовлетворённых качеством образования. 3) По мнению половины опрошенных, качество образования в России остаётся неудовлетворительным. 4) Сокращается число россиян, которые не интересуются проблемами отечественного образования.
Источник: www.myshared.ru