Грузин С.В., директор департамента обучения и правовой экспертизы группы электронных площадок OTC.ru.
Законодательство о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (Закон N 223-ФЗ), в отличие от законодательства о государственных и муниципальных закупках, максимально широко определяет понятие «участник закупки».
Так, в соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком согласно положению о закупке.
Поскольку в определении понятия «участник закупки» законодатель напрямую обязывает заказчика установить и закрепить в положении о закупке требования к участникам закупки, в том числе к коллективным участникам, положение заказчика, равно как и документация о закупках, должно содержать:
44-ФЗ | Правила и особенности проведения закупок у физических лиц
- условия участия в процедурах закупок участников, являющихся группой лиц (коллективными участниками);
- требования, предъявляемые заказчиком к участникам закупки, в том числе к коллективному участнику;
- перечень предоставляемых такими участниками документов и, что крайне важно, порядок определения соответствия таких участников квалификационным требованиям (если такие требования установлены).
В то же время следует предостеречь заказчиков от необоснованного ограничения возможности участия и подачи заявки коллективным участником закупки, поскольку такое ограничение будет расценено контрольным органом как прямое нарушение норм Закона N 223-ФЗ.
Например, решением Свердловского УФАС России от 25.02.2014 по делу N 39А действия заказчика, выразившиеся в установлении в составе конкурсной документации следующих требований к участникам конкурса: «участвовать в конкурсе может любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Привлечение субподрядчиков/соисполнителей/субпоставщиков, участие коллективных участников (группы лиц, простого товарищества и т.п.) не допускается», были признаны нарушением ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
Особенности установления требований к коллективным участникам договоров
До недавнего времени среди заказчиков существовала практика установления требований к коллективному участнику, согласно которой каждый из участников, входящий в состав коллективного участника, должен отвечать требованиям, установленным документацией о закупке.
Однако правоприменительная практика, а также позиции ФАС России и Минэкономразвития России сходятся в противоположном подходе, согласно которому «. в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятое юридическое лицо, выступающее в составе группы лиц» .
Как физлицам участвовать в закупках: самая подробная инструкция
Постановление ФАС России от 29.12.2015 по делу N 223ФЗ-122/15/АК940-15; письмо Минэкономразвития России от 30.10.2015 N Д28и-3153.
Таким образом, требование о соответствии условиям закупочной документации каждого юридического лица, выступающего в составе группы лиц, будет являться нарушением ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, что, в свою очередь, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ: «предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценку и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке» .
Постановление ФАС России от 03.04.2015 по делу N 223ФЗ-91/14/АК110-15.
В целом позиция контролирующих органов и сложившаяся правоприменительная практика, предусматривающая необходимость установления заказчиком требований непосредственно к коллективному участнику, а не к отдельно взятому лицу, входящему в состав коллективного участника, наиболее полным образом выражает непосредственные цели и задачи коллективного участия в закупках — расширение количества участников процедур закупок, обеспечение конкурентной среды и состязательности в сфере закупок.
Аналогичный подход нашел свое отражение и в Постановлении Верховного Суда РФ N 305-АД16-13042 от 17.10.2016 по делу N А40-1962/2016, в котором было отмечено, что «. если участником закупки выступает несколько лиц (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться в совокупности к такой группе лиц, а не к отдельно взятому ее участнику. Установление заказчиком требований к отдельным лицам, входящим в состав коллективного участника закупки, противоречит правовому смыслу коллективного участника закупки, а также целям и принципам Закона о закупках и нарушает положения частей 5, 6 статьи 3 Закона».
Возможные формы участия коллективного участника в закупках
Законодательство о закупках отдельными видами юридических лиц не содержит указаний на возможные формы участия нескольких лиц на стороне одного участника закупки, а также на перечень и состав документов, которые должен предоставить такой участник для подтверждения участия в закупке, с кем из юридических (физических) лиц будет заключаться договор, если на стороне одного участвуют несколько таких лиц.
Закрепление указанных особенностей должно быть отражено в документации о закупке (не лишним будет заказчику в общих чертах отразить указанные вопросы и в положении о закупке).
«Заказчик должен предусмотреть это в документации о закупке (например, путем установления определенной формы заявки для участников, в которой несколько лиц могли бы посредством проставления подписей уполномоченных лиц засвидетельствовать, что они участвуют в закупке на стороне конкретного участника, подавшего заявку; пункта о том, что среди нескольких юридических (физических) лиц должно быть названо (самими участвующими лицами) одно лицо, с которым и будет в дальнейшем заключен договор, и именно оно будет нести ответственность перед заказчиком за неисполнение, ненадлежащее исполнение его условий)» .
Письмо Минэкономразвития России от 30.10.2015 N Д28и-3153.
Относительно установления требований о возможной форме объединения участников для участия в закупке заказчик может ограничиться установлением общих требований к возможной форме такого объединения, не устанавливая его конкретной формы.
Так, например, заказчик может установить следующие общие требования к форме соглашения между участниками, входящими в состав коллективного участника:
- соответствие нормам ГК РФ;
- в соглашении должны быть четко определены права и обязанности членов коллективного участника как в рамках участия в закупке, так и в рамках исполнения договора;
- распределение номенклатуры, объемов, стоимости и сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг между членами коллективного участника; при этом соглашением должно быть предусмотрено, что поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, требующих специальной правоспособности, а также реализация прав и обязанностей, требующих специальной правоспособности, осуществляются исключительно лицами, входящими в состав коллективного участника и обладающими необходимой правоспособностью;
- в соглашении должен быть определен лидер, который в дальнейшем будет представлять интересы каждого из лиц, входящих в состав коллективного участника;
- в соглашении должен быть предусмотрен механизм установления ответственности коллективного участника за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора с заказчиком, в том числе объем ответственности каждого лица, входящего в состав коллективного участника или порядок его определения, а также порядок предъявления и рассмотрения претензий заказчика;
- соглашением должно быть предусмотрено, что каждое из лиц, входящих в состав коллективного участника, согласно на заключение с заказчиком по итогам закупки отдельного договора в случае, если заказчик примет такое решение, однако оно не вправе требовать от заказчика заключения отдельных договоров по итогам закупки; в случае принятия заказчиком решения о заключении по итогам закупки нескольких договоров по числу членов коллективного участника (с каждым членом коллективного участника) объем принимаемых обязательств и предоставляемых прав определяется в соответствии с распределением номенклатуры, объемов, стоимости и сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг между членами коллективного участника, указанным в соглашении; в случае, если заказчиком не принято такое решение, договор заключается с лидером или со множеством лиц на стороне поставщика (включая всех лиц, выступающих на стороне коллективного участника) согласно условиям документации о закупке .
Исходя из сложившейся практики одной из допустимых и приемлемых как для заказчика, так и для участников закупки форм коллективного участия является объединение юридических лиц на основе заключения договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), согласно которому «двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации» .
Статья 1041 ГК РФ.
При установлении заказчиком требований к содержанию и составу заявки, подаваемой коллективным участником, заказчику необходимо предусмотреть следующее:
- подаваемая таким участником заявка должна соответствовать общим требованиям к участникам закупки и составу заявки на участие в закупке, установленным заказчиком в закупочной документации;
- заявка на участие в закупке должна включать сведения, подтверждающие соответствие коллективного участника требованиям, предъявляемым к участникам закупки в части правоспособности, наличия допусков СРО, лицензий, сертификатов, сведений об опыте и ресурсном обеспечении участника;
- заявка подготавливается и подается лидером от своего имени со ссылкой на то, что он представляет интересы коллективного участника ;
- в состав заявки дополнительно включается нотариально заверенная доверенность или копия соглашения между организациями, входящими в состав коллективного участника;
- заявка дополнительно должна включать сведения о распределении обязанностей между организациями, составляющими коллективного участника.
Логично предположить, что любая организация может входить в состав только одного коллективного участника. Организация, входящая в состав коллективного участника, не имеет права самостоятельно принимать участия в процедуре закупки в качестве участника или на стороне другого участника закупки. Несоблюдение данного требования является основанием для отклонения заявок как всех участников закупки, на стороне которых выступает такое лицо, так и заявки, поданной таким лицом самостоятельно .
Письмо Минэкономразвития России от 30.10.2015 N Д28и-3153.
Особенности заключения договора с коллективным участником
Вопрос относительно особенностей и порядка заключения договора с коллективным участником закупки — победителем процедуры закупки также вызывает у заказчиков определенные сложности.
В частности, возникает резонный вопрос: нужно ли заключать договор с лидером коллективного участника или же с каждым из лиц, входящих в состав коллективного участника?
В разъяснениях Минэкономразвития России по этому вопросу указывается, что «. в случае, если победителем в процедуре закупки признан участник закупки, на стороне которого выступали несколько физических или юридических лиц, заказчиком должен быть заключен один договор со всеми юридическими или физическими лицами, выступавшими на стороне победившего участника закупки, при этом непосредственно подписание договора может осуществляться одним лицом, действующим от имени всех остальных лиц по доверенности или на основании договора простого товарищества, совершенного в письменной форме. Указанные лица солидарно отвечают перед заказчиком за исполнение обязательств, предусмотренных договором, заключенным по результатам процедуры закупки в соответствии со ст. ст. 321 — 325, 1047 ГК РФ» .
Письмо Минэкономразвития России от 30.10.2015 N Д28и-3153.
В целом с точки зрения ГК РФ допустимы оба случая заключения договора (договоров) с коллективным участником, однако с точки зрения защиты прав и законных интересов заказчика, минимизации его юридических и финансовых рисков целесообразно «. заключение договора, в котором ответственность лиц, выступающих на стороне коллективного участника, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств не индивидуализирована и участники несут ее солидарно (то есть заказчик вправе предъявить требование об исполнении, а следовательно, и об ответственности как ко всем должникам совместно, так и к любому из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга), что прямо соответствует п. 2 ст. 1047 ГК РФ» .
Кошелева В.В. Сложные вопросы заключения и исполнения договоров, заключенных по результатам закупки // Корпоративные закупки — 2015: практика применения Федерального закона N 223-ФЗ. Сборник докладов. М.: Юриспруденция, 2015. С. 48 — 57.
Необходимо обратить внимание читателей, что приведенные в данной статье требования к особенностям участия в закупках «коллективного участника» носят рекомендательный характер и заказчик при установлении подобных требований в положении о закупке или в закупочной документации должен принимать во внимание как особенности и предмет проводимой закупки, так и требования и условия собственных документов, регламентирующих порядок проведения закупок.
Однако представляется бесспорным, что ясные и подробные требования к коллективным участникам, изложенные заказчиком в документации о закупке (положении о закупке), в последующем позволят ему избежать возникновения спорных ситуаций, жалоб в контролирующие органы, судебных разбирательств.
Как принять участие в госзакупках и электронных торгах по 44-ФЗ и 223-ФЗ?
Государственные закупки путем проведения аукциона позволяют ИП, организациям и физическим лицам стать поставщиками продукции, работ, услуг для госорганов и муниципальных учреждений. В тендере участвует заказчик и поставщик. Чтобы выиграть торги необходимо изучить ФЗ №44 и ФЗ №223, ГК ст. 448, как принять участие в госзакупках и электронных аукционах.
Согласно законодательству участие в госзакупках могут принимать юридические лица, ИП, самозанятое лицо, предложившее минимальную стоимость на продукцию, работы или услуги и ставшим победителем тендера. По итогам аукциона подписывается контракт, регулирующий дальнейшие взаимоотношения между поставщиком и заказчиком.
Какие бывают тендерные торги?
Существуют открытые и закрытые аукционы. Торги проходят в несколько или один тур. Закрытые аукционы могут быть единичными либо осуществляться путем запроса котировок. Став победителем торгов, поставщик заключает контракт. Для начинающих бизнесменов – это возможность заявить о себе на рынке и стать сильным конкурентом, повысить свою конкурентоспособность.
Некоторые компании, не участвуют в тендерах из-за сложности процедуры. Но изучив подробные инструкции, как принять участие в электронных аукционах и торга, можно заключить выгодный контракт.
Участие в госзакупках регулируется ФЗ №44 «О закупках по контрактам для обеспечения потребностей госорганизаций и муниципальных органов, ФЗ №223 «О государственных закупках отдельными юридическими лицами» и ст. 449 ГК РФ.
Особенности осуществления отдельных аукционов, представлены в таблице:
Все конкурсы на закупку товаров, услуг и работ заказчики проводят с учетом своих требований, условий. Выбор поставщика по тендерным закупкам зависит от пожеланий организатора тендерных закупок, установленных им правил.
Организовать аукцион могут компании любой формы собственности. Принимать участие в тендере имеют право все желающие, на практике заказчики отдают предпочтение крупным организациям, проверенным контрагентам.
Участие в госзакупках самозанятых — можно или нельзя?
Законодательством предусмотрены общие правила для проведения торгов. Принять участие в тендере могут и лица, зарегистрированные в качестве самозанятых. Но часто организаторы допускают только некоторых поставщиков.
Физические лица (самозанятые) могут стать участниками конкурса, по ряду категорий:
- создание, продвижение сетевых сервисов, сайтов;
- предоставление образовательных услуг;
- производство сувениров, украшений;
- нотариальные услуги, переводчики, фотографы;
- ремонтно-монтажные работы;
- поставка продукции собственного производства.
Прежде чем принять участие в торгах, необходимо учесть и некоторые риски: нет обеспечения по контракту, отклонение заявки из-за того, что у самозанятого нет лицензии.
В некоторых аукционах принять участие невозможно, если работы очень сложные и могут представлять опасность для физлица.
Может ли принять участие в госзакупках индивидуальный предприниматель
Исполнение государственного или муниципального заказа – коммерческая деятельность. ИП может стать участником конкурса. При этом предприниматель должен соблюсти ряд условий:
- документация, соответствует действующим правилам;
- ИП должен представить доказательства, что он сможет выполнить поставку, работы на должном уровне.
Индивидуальный предприниматель должен хорошо подготовиться к тендерным торгам. Заявления будет недостаточно. От его подготовки, наличия обеспечения и возможности предложить более выгодные условия зависит результат торгов.
Участие в госзакупках — необходимые документы
Список справок, выписок зависит от того, на какой стадии процедуры находится участник аукциона. Для аккредитации на онлайн торговых площадках потребуются:
- копия устава, предварительного заверенного в нотариальной конторе;
- ИП копия паспорта всех страниц;
- индивидуальный номер налогоплательщика;
- выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- доверенность, если в аукционе принимает участие представитель поставщика;
- гарантии о возможности заключения крупных сделок (с суммой).
Самозанятым понадобится только копия паспорта. Участники заполняют заявку на аккредитацию по форме ЭТП. После отправляют ее и ждут результата проверки.
Чтобы принять участие в госзакупках самозанятому потребуется:
- копия всех страниц паспорта;
- электронная цифровая подпись;
- СНИЛС;
- декларация, на основании которой он сможет подтвердить, что отвечает условиям торгов;
- регистрация на электронной торговой площадке;
- банковские гарантии.
ИП дополнительно прикладывают выписку из единого реестра предпринимателей или юридических лиц (срок действия 30 дней). Помимо аккредитации на выполнение определенных типов работ, потребуется лицензия или допуск саморегулирующейся организации.
Заказчик может потребовать от организатора и другую информацию в форме заявления или декларации:
- деятельность компании не запрещена Федеральной службой судебных приставов, организация не имеет долгов и не банкротится;
- отсутствуют невыплаченные налоги, другие обязательные сборы;
- организация не находится в списке ненадежных поставщиков;
- у руководителя фирмы, владельца, главного бухгалтера и исполнителей нет судимости по экономическим преступлениям;
- справка, что фирма – малый бизнес, общество, где работают люди с ограниченными возможностями, некоммерческие фонды;
- имеются инструкции на технически сложные изделия;
- решение о том, что предприниматель может осуществить крупные поставки.
Вся информация проверяется уполномоченными лицами. Если будет обнаружен подлог, обман, претендента могут занести в реестр ненадежных поставщиков. ФЗ №44 ограничивает список документов, если заказчик требует предоставить дополнительную информацию, участник конкурса имеет право подать жалобу в ФАС.
Участие в госзакупках начинающего предпринимателя — есть ли ограничения?
Новички подают документы на одинаковых условиях, что и крупные компании, уже являющиеся поставщиками продукции, услуг. Здесь разницы нет.
Участие в тендерных закупках проходит в несколько этапов:
- выбор выгодного конкурса;
- покупка электронной цифровой подписи;
- проверка на электронной торговой площадке;
- предоставление гарантии от банка по контракту;
- оформление документов;
- отправка заявление на участие в аукционе;
- конкурс: изучение поданных заявок, выбор поставщика;
- заключение контракта на выполнение работ, предоставление услуг, закупку товара или продукции.
Изучив каждый этап аукциона более подробно, начинающий сможет стать участником торгов и подписать с организатором контракт на крупные поставки.
Как найти интересующий конкурс?
Все государственные закупки есть на сайте – www.zakupki.gov.ru. Начинающим предпринимателям и компаниям, не принимавшим участие в торгах самый доступный вариант – запросы котировок и электронные торги. Это быстрые аукционы, гарантии от поставщика не понадобятся, выигравшего конкурс выбирают по цене, установленной на товары или услуги, работы.
При помощи системы поиска можно выбрать аукционы¸ удовлетворяющие требованиям соискателя:
- начальная стоимость;
- город и место поставки;
- название заказчика;
- ключевые слова: ремонт, услуга;
- иные характеристики;
- убрать фильтры (заявления не принимаются) и окончание закупки (проект выполнен).
Требования к составлению документов изучаются детально. Просмотрев стоимость, условия, поставщик сможет определиться, может ли он рассчитывать на выигрыш. Если шансов нет, тратить время не стоит. Оформление документов потребует и определенных затрат.
Получение ЭЦП для предпринимателя
Электронная подпись необходима для подтверждения справок, выписок онлайн. Для получения ЭЦП понадобится:
- устав организации или паспорт ИП, самозанятого;
- свидетельство о госрегистрации, выписка из ЕГРЛЮЛ или ЕГРИП;
- доверенность, если в аукционе участвует представитель компании;
- разрешение от соискателя на участие в тендерных государственных закупках.
Электронная подпись выдается на представителя организации, участвующего в конкурсе. ЭЦП оформляется в течение 2-х дней. Для этого потребуется обратиться в специализированный аккредитованный центр.
Аккредитация на электронной торговой площадке
После того, как бизнесмен определился с выбором ЭТП, он обязан пройти проверку. Для этого предпринимателю потребуется:
- заполнить заявление, запрос на получение счета;
- загрузить документацию;
- скачать на компьютер необходимую программу.
- электронной почтой — подписываются при помощи ЭЦП;
- почтой с описью вложения и уведомлением о получении;
- лично по адресу нахождения организатора конкурса.
После подтверждения соискатель выбирает нужный ему аукцион (на это потребуется около 5 дней).
Обеспечение по госконтракту
После прохождения аккредитации на электронной площадке, бизнесмен регистрирует счет в финансово-кредитной организации, на который зачисляются денежные средства для обеспечения заявки по тендерным закупкам. Ее размер заказчик устанавливает на свое усмотрение: 0,5-5% от минимальной цены контракта.
Если поставщик выиграл аукцион и не стал исполнять контракт, деньги переводятся на счет организатора. До аукциона средства на счет блокируются. Если предприниматель проиграл, деньги поступают ему обратно на протяжении 5 рабочих дней.
Как правильно оформить запрос на участие в госзакупках?
Заявка – согласие на участие в аукционе, который проводится на определенных условиях. Единой формы не существует, ее выбирает заказчик. Если она не будет соответствовать образцу, организатор имеет право заявку не принимать.
Оформляя запрос необходимо соблюдать основные правила:
- использовать только установленные документами, нормативно-правовыми актами обозначения, наименования;
- исключить неточные разъяснения.
Запрос на участие в тендере подается в сроки, предусмотренные извещением. Чтобы стать поставщиком понадобится предоставить некоторую информацию:
- согласие, что условия государственного контракта устраивают;
- товарный знак, названием товаров;
- количество продукции на основании извещения, характеристики;
- подтверждение, что поставщик соответствует требованиям заказчика;
- сделать предложение относительно стоимости продукции, с учетом налогов и сборов.
Информация о компании, контактные данные указываются в анкете. Она прикладывается к общему пакету документов.
Предоставление документации на тендер
Запрос отправляется в установленные сроки, если их нарушить, он принят не будет. Согласно федеральному закону они могут быть разными:
- цена контракта более 3 млн – 20 дней;
- стоимость проекта меньше 3 млн – 7 дней.
В извещении указываются сроки предоставления заявки. Если они будут нарушены, то поставщик к аукциону допущен не будет. Исполнитель может направить только одну заявку относительного каждого отдельного лота.
Документы и запрос прошиваются, проставляется нумерация страниц, заверяется представителем компании, печатью, запечатываются и направляются организатору конкурса. При подаче заявки онлайн, письмо отправляется в закрытом доступе, до начала тендера просмотрено быть не может.
Проведение государственных закупок
Получив пакет документации, представитель организатора конкурса ставит на конверте название и номер лота, указывает данные лица, отправившего заявку, наименование предприятия и юр. адрес. Выдается расписка о получении.
При подаче документации онлайн, присваивается номер, пронумерованный запрос отправляется поставщику. Во время проведения конкурса заявители предлагают свою стоимость контракта.
Поставщика выбирают путем голосования. Если голоса разделились, то решающее мнение остается за председателем конкурса или организатором. Озвучивается итог аукциона и проигравшим компаниям обеспечение перечисляется обратно.
Подписание контракта по тендерным закупкам
После тендера, заказчик направляет проект документов. Прежде чем заключить контракт его нужно внимательно прочитать и просмотреть сроки исполнения государственного заказа, штрафы, варианты оплаты.
Если необходимо внести правки, поставщик оформляет протокол и отправляет заказчику. Внести исправления исполнитель может только 1 раз (ст. 83.2 ФЗ №44).
Как правильно работать с сервисом Госзакупок?
Чтобы зарегистрироваться на сайте потребуется специальное программное обеспечение и сертификат. Для его получения потребуется направить заявление от компании в Федеральное казначейство. Персональный компьютер должен соответствовать требованиям сервиса.
Пользователям, прошедшим авторизацию смогут воспользоваться функционалом сайта Госзакупок:
- внесение данных о контракте, участниках, сроках, документах;
- размещение государственных заказов различными вариантами;
- получение информации о партнерах;
- оформление протоколов, загрузка документов;
- контроль поставок;
- доступ к реестру неблагонадежных исполнителей;
- поиск заказов;
- настройка уведомлений о новых лотах.
На сайте Госзакупок пользователь может пользоваться расширенным или быстрым поиском интересующих тендерных госзакупках.
Принимать участие в госзакупках могут юридические лица, ИП и самозанятые лица. Став поставщиком государственного или муниципального учреждения, исполнитель увеличивает базу клиентов. Контрагентом крупного заказчика, заключают выгодные контракты, что положительно сказывается на репутации, рентабельности предприятия.
Электронные аукционные и тендерные торги – выбор поставщиков товаров, исполнителей работ, отвечающих требованиям организатора конкурса. Участники закупок предлагают свои условия. Они не должны противоречить требованиям, заявленным заказчиком.
Организатор конкурса выбирает исполнителя, предложение которого для него самое выгодное по стоимости и условиям. Чтобы принять участие в госзакупках необходимо внимательно изучить законы, иметь ресурсы для обеспечения контракта и выполнения работ, и знать, как подать заявку на участие в госзакупках.
Вы можете разобраться в этом сами или обратиться к профессиональным юристам, которые сделают участие в госзакупках более простым и значительно увеличат шансы на выигрыш тендера.
Если вам нужно сопровождение при государственных закупках по 44-ФЗ или 223-ФЗ, то обращайтесь в нашу юридическую фирму. Мы возьмем на себя все заботы об участии в торгах. Вам останется только качественно выполнить работы по контракту. Гарантии предоставляются. Чтобы получить подробную информацию, оставьте заявку на консультацию с нашим юристом по закупкам:
Источник: shmeleva-partners.ru
Может ли ИП участвовать в тендерах, какие документы для этого нужны?
В статье выясним, может ли ИП участвовать в тендерах.
Термин «тендер» в переводе с английского означает «торг», «конкурс». То есть это процедура реализации услуги и товара, которая основана на отборе: поставщики предлагают услуги, а заказчик отбирает то, что ему подходит лучше всего. Само мероприятие проводится довольно прозрачно. Заказчики тендеров не заинтересованы в обмане, особенно при проведении крупных торгов. При любом нарушении правил конкурса последует серьезное наказание и в первую очередь от этого страдает репутация предприятий.
О тендере
Тендер может назначать как государственная, так и частная организация. Причина проведения в обоих случаях проста: поиск самого выгодного предложения. Тендер государственного типа проводится согласно положениям 94-ФЗ и состоит из: запросов котировок, конкурсов и аукционов. Все это производится на бюджетные средства. Тендер коммерческого типа самоокупается, то есть существует за счет собственных денег компании.
Кто может принять участие?
Предложить товары или услуги могут и физические лица, и организации, в том числе ИП, если они соответствуют требованиям заказчика.
Многие люди считают, что тендерные аукционы проводятся только для крупных организаций, и поэтому задают специалистам вопрос — можно ли ИП участвовать в тендерах? Ответ на него положителен – любой заинтересованный индивидуальный предприниматель может принимать участие в торгах, причем это не зависит от разновидности его коммерческой деятельности.
Подготовка
Как участвовать в тендере ИП? Для любого участника торгов, в том числе для индивидуального предпринимателя, участие в открытом аукционе должно начинаться с подготовки. В начале подготовительного процесса бизнесмену необходимо получить цифровую электронную подпись. Такая подпись является важнейшей деталью в любом документообороте, проходящем в электронном виде, и без нее для предпринимателя участие в тендере становится невозможным.
Что еще нужно ИП для участия в тендерах?
После того как предприниматель получил личную цифровую подпись, он должен пройти процедуру по аккредитации на какой-либо электронной площадке, где размещаются тендеры для индивидуальных предпринимателей.
С этой целью можно прибегнуть к помощи специалистов, которые помогут обеспечить клиента необходимым ПО для компьютера, и помогут при аккредитации на различных тендерных площадках. Когда предприниматель определился с подбором аукциона, ему необходимо внимательно изучить документацию, предоставленную организационной комиссией от имени заказчика тендера. В этом случае любой бизнесмен вправе уточнять условия торгов или выражать свое мнение насчет договора об участии.
Подача заявки
Решив принять участие в конкурсе, индивидуальный предприниматель должен правильно оформить запрос и подготовить необходимый пакет документов. Перечень необходимых документов для тендера для ИП может несколько изменяться каждый раз, и это напрямую зависит от требований, представленных заказчиком.
В заявке на участие в аукционе в обязательном порядке следует указать следующие пункты:
- персональные сведения индивидуального предпринимателя;
- правовая и организационная форма деятельности;
- серийные номера документов, подтверждающих качество предоставляемых предпринимателем услуг или реализуемых товаров;
- серийные номера документов, которые подтверждают законность деятельности бизнесмена;
- наименование компании и ее адрес.
После заполнения формы заявки она должна заверяться электронной подписью индивидуального предпринимателя либо его доверенного лица.
Набор документов для участия
Помните, что сбор документов для участия в тендере для ИП является важнейшим этапом. В список бумаг, которые требуется предоставить одновременно с заявкой, входят следующие:
- нотариально заверенные копии учредительной документации ;
- список лиц, которые на тендерных торгах имеют право представления интересов индивидуального предпринимателя, а также копии приказов о назначении таких лиц;
- нотариально заверенные копия свидетельства о регистрации ИП и копии документов, подтверждающих факт включения компании в регистр налогоплательщиков;
- копии бухгалтерских документов о финансовом балансе, копия выписки о расходах и прибыли за последние отчетные периоды с пометкой от налогового инспектора о том, что долги перед государством отсутствуют;
- выписки из банковских организаций о наличии у бизнесмена банковских счетов;
- отчетность об общем использовании денежных средств компании.
ИП могут участвовать в аукционах только в тех случаях, когда пакет предоставленных документов соответствует документации тендера. Если же список документов неполный, то заявка на участие в открытых конкурсах будет отклонена.
Тендерные гарантии для ИП
В РФ любой индивидуальный предприниматель, желающий участвовать в тендере, обязан предоставить комиссии по его организации финансовое подтверждение своей платежной состоятельности, что выступает основным способом обеспечения тендерной гарантии. Данная сумма должна составлять от 0,5 до 5% от денежной суммы лота. Гарантом может выступать любая банковская организация, которая предоставляет услуги тендерного кредитования, и в подобном случае клиент может пользоваться весьма выгодным для него предложением и подать запрос на любой интересующий его тендер, предусмотренный для индивидуальных предпринимателей.
Преимущества кредитования
Преимуществами применения кредитования на участие в тендерах являются:
- отсутствие необходимости извлекать оборотные финансовые средства из собственного бюджета;
- минимальные процентные ставки на использование тендерного кредитования;
- наличие возможности подавать запросы на участие одновременно в нескольких торгах;
- быстрое оформление документов;
- отсутствие ограничений в финансовом плане на участие в тендерах с большими суммами контрактов.
Победа в тендере: всегда ли все проходит гладко
Помимо ответа на вопрос, может ли ИП участвовать в тендерах, многие новички беспокоятся о развитии событий после победы в аукционе. После победы на тендере необходимо обратиться к специалистам, которые будут контролировать правильность составления договора, и сверять его соответствие правовым нормам государства. Для исполнения всех условий тендерного договора между заказчиком тендера и победителем исполнителю требуется предоставить обеспечение контракта (как и в случае с подачей запроса на участие в тендере). В основном размер такого гарантийного обеспечения контракта колеблется в пределах 30% от цены заказа – эти финансовые средства перечисляются на расчетный счет заказчика исполнителем.
Такие денежные средства считаются гарантией того, что исполнитель со своими обязанностями справится, а их выплата для всех индивидуальных предпринимателей, которые победили на тендере, является обязательной процедурой.
Для того чтобы не попасть в неприятную ситуацию, перед тем как предпринимателю участвовать в тендерах, он должен с максимальной точностью ознакомиться со всеми требованиями организационной комиссии. Ему также рекомендуется рассчитать свои финансовые возможности и только после этого подавать запрос.
Для ИП выиграть тендер мало. Если в этот момент у него не имеется финансовых средств на гарантийное обеспечение контракта, решение организатора будет отменено, и индивидуальный предприниматель лишится возможности заключения выгодного договора с заказчиком. Поэтому перед подачей заявления вам стоит решить, может ли ИП участвовать в тендерах, достаточно ли средств?
Тендерное сопровождение
Сопровождение тендера – это услуга, которая направлена на обеспечение процесса участия в аукционе. Основной целью тендерного сопровождения является создание на правовом уровне всех условий для того, чтобы клиент такой организации, участник тендера, одержал победу на аукционе. Тендерное сопровождение наиболее актуально, если индивидуальный предприниматель:
- не имеет опыта или вовсе не принимал участия в государственных тендерах ранее;
- не хочет рисковать и действовать наугад;
- не хочет потерпеть неудачу на ответственном тендере.
Тендерное сопровождение в несколько раз увеличивает вероятность попасть в конкурс и выиграть его, поскольку специалисты, которые этим занимаются, могут глубоко, качественно и объективно оценивать ситуацию, делая все возможное для победы. Мы рассмотрели, может ли ИП участвовать в тендерах.
Источник: businessman.ru