Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,
влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,
влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Комментарий к статье 116 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает ответственность за нарушение срока постановки на налоговый учет.

Ответственность по пункту 1 статьи 116 НК РФ наступает, если в установленный срок организация не сообщила в налоговый орган об обособленном подразделении (не являющемся филиалом или представительством) и представила такое сообщение с нарушением данного срока. Если же организация вообще не сообщала в налоговый орган об обособленном подразделении (не являющемся филиалом или представительством) и факт его наличия без постановки на учет выявлен налоговым органом в рамках проведения мероприятий налогового контроля, организация подлежит привлечению к ответственности по пункту 2 статьи 116 НК РФ.

Вебинар «Что выбрать при регистрации: ИП или самозанятость». Спикер Шкатова Ольга.

НК РФ не выделяет в содержании налогового правонарушения такое основание, как непостановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, что позволяет применять норму пункта 2 статьи 116 НК РФ к любому из указанных в НК РФ оснований (постановки на учет).

В то же время положения пункта 2 статьи 116 НК РФ, как и ранее нормы статьи 117 НК РФ, не позволяют четко ответить на вопрос о наличии оснований для привлечения к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 116 НК РФ организации, поставленной на учет в налоговом органе по месту своего нахождения, в случае ведения деятельности через не поставленное на учет обособленное подразделение.

Поэтому к статье 116 НК РФ следует применять подходы, сформированные в судебной практике применительно к положениям статей 116 и 117 НК РФ (в ранее действовавшей редакции).

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 29.04.2004 N А66-6713-03 отметил, что пунктом 2 статьи 117 НК РФ предусмотрена ответственность только за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе, в связи с чем у налоговых органов отсутствует возможность получать информацию о налогоплательщике и проводить мероприятия налогового контроля, а не за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по одному из оснований, предусмотренных положениями статьи 83 НК РФ.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 02.03.2004 N Ф09-603/04-АК квалифицировал действия налогоплательщика по пункту 2 статьи 117 НК РФ. Как установил суд, в период, когда организация не состояла на налоговом учете по месту нахождения обособленного подразделения, ею осуществлялась деятельность.

Как по незнанию законов ИП не попасть на крупные штрафы

Основным обстоятельством, подлежащим доказыванию в соответствии с пунктом 2 статьи 116 НК РФ, является размер дохода, полученного организацией за ведение деятельности без постановки на учет за проверяемый период.

На это указывает последняя судебная практика (см. Постановление ФАС Московского округа от 25.07.2012 N А40-123199/11-20-500).

Дополнительно отметим, что создание стационарного рабочего места возможно лишь в случае наличия у организации права собственности, права пользования (например, на основании договора аренды) помещения, в котором рабочее место создается. Однако такое толкование не соответствует положениям статьи 11 НК РФ, в соответствии с которой рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. То есть понятие «стационарности» не связано с правами на недвижимость, а определяется сроком, на который создано рабочее место. При этом норма права не придает правового значения форме организации работ (в данном случае командировки), сроку нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте, месту приема на работу и выплаты заработной платы.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 08.08.2012 N А32-4519/2011.

В Письме ФНС России от 27.02.2014 N СА-4-14/3404 рассмотрена ситуация, когда организация, состоящая на учете по месту своего нахождения, осуществляет деятельность на территории другого муниципального образования через свое обособленное подразделение.

ФНС России разъяснила, что налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 НК РФ, если ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика.

Такая же позиция была отражена в Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление N 5), утратившем силу в связи с принятием Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление N 57).

Читайте также:  Может ли ИП оформить налоговый вычет на покупку квартиры

Однако отмена Постановления N 5 не была обусловлена неправильностью толкования норм НК РФ либо изменением позиции ВАС РФ, в том числе в части привлечения организаций к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 116 НК РФ.

Принятие Постановления N 57, в котором не содержится разъяснений норм НК РФ в части применения статьи 116 НК РФ, было обусловлено отсутствием противоречий в судебной практике по указанному вопросу.

В частности, таким доказательством может являться информация (акт о выявлении нового объекта обложения сбором), представленная уполномоченным органом о выявлении нового объекта обложения сбором, если таким плательщиком сбора не было ранее представлено уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Консультации и комментарии юристов по ст 116 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 116 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Источник: onlkrf.ru

Статья 117. НК РФ. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе

1. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей. 2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 рублей. (п. 2 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Комментарии посетителей:

Пока нет комментариев.

Рейтинг статьи0
Количество проголосовавших0
Сумма балов статьи0

Я согласен с условиями пользовательского соглашения —>

Ответы юристов:

У нас в компании была недавно выездная проверка. Сотрудники налоговой говорили о том, что нашли несколько ошибок в начислении налога, и теперь мы ждем, когда же будет оглашено наказание за эти ошибки, какой штраф нам назначат. Но прошли все сроки, данные налоговой для оформления результатов проверки и вынесения решения, но ни о каких санкциях нам не сообщили. Значит ли это, что штрафа не будет?

Неделю назад подал налоговую декларацию, составлял ее в спешке. Так как срок подачи истекал на следующий день. И допустил ошибку, на самом деле я получил больший доход, следовательно, должен уплатить и налога больше, чем указано в декларации. Как исправить ошибку, и какое наказание мне светит за промашку?

Я не согласен с результатами выездной проверки, которая состоялась в прошлом месяце на моем предприятии. Можно ли ее обжаловать сразу в суд, чтобы не связываться больше с налоговыми органами, не сильно-то я им доверяю.

У нас на предприятии была налоговая проверка, в ходе которой были изъяты некоторые документы. Вместо этих документов нам ничего не оставили, мы хотим обжаловать противоправные действия сотрудников налоговой. Какой есть для этого повод?

Существует ли у организации ответственность за не создание обособленных подразделений, в случае ведения бизнеса вне местонахождения организации?

Ст. 11 Налогового кодекса РФ дает определение обособленного подразделения организации (далее — ОП) — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В решениях арбитражных судов (в частности, в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.07.2004 N КА-А41/6389-04, в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А, от 29.11.2006 N Ф08-6161/2006-2552А) отмечается, что под оборудованностью стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения (Письмо Минфина России от 13.11.2015 N 03-02-07/1/65879).

Читайте также:  Что такое ИП и рп

То есть, ОП будет считаться открытым со дня оборудования рабочих мест по адресу, отличному от адреса места нахождения организации. Как только ОП начинает осуществлять деятельность предприятие должно:

  1. Встать на налоговый учет по месту нахождения ОП (п. 1 ст. 83 НК РФ) в течение 1 месяца с момента создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ, п. 2 ст. 23 НК РФ).
  2. Известить налоговый орган по месту нахождения организации о создании ОП в течение 1 месяца с момента создания обособленного подразделения (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Приведем примеры ситуаций, в которых, по мнению арбитров, не возникает стационарных рабочих мест, контролируемых работодателем, и, соответственно, обособленных подразделений:

— при работе в полевых условиях в силу разъездного характера работ установить относимость работника к тому или иному месту проведения работ как стационарному рабочему месту не представляется возможным (см. Постановление АС СЗО от 02.03.2016 N Ф07-2270/2016 по делу N А42-8726/2014, разъяснения Минфина, приведенные в Письмах от 03.11.2009 N 03-02-07/1-493, от 01.03.2012 N 03-02-07/1-50);

— в месте, куда сотрудник направлен в командировку — направление сотрудника в командировку для выполнения работ не является созданием в месте командировки обособленного структурного подразделения (см. Постановление АС УО от 16.06.2015 N Ф09-3302/15 по делу N А60-35435/2014, Письмо Минфина России от 25.12.2009 N 03-02-07/1-572).

Ответственность за нарушения при постановке на учет в налоговых органах:

Также не исключено наложение штрафа в размере 5 000 рублей за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 129.1 НК РФ) и привлечение к ответственности по ст. 15.6 КоАП РФ за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Обращаем внимание на следующее.

По вопросу о возможности применения положений п. 2 ст. 116 НК РФ к случаям неуведомления об открытии обособленного подразделения существует противоречивая практика (см., например, информацию ФНС по ссылке: https://www.nalog.gov.ru/rn12/news/activities_fts/8886186/).

В Письме ФНС от 27.02.2014 N СА-4-14/3404 было указано, что за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов и (или) иных сведений, предусмотренных в данном случае пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, организация подлежит привлечению к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. Налоговым органом было отмечено следующее:

— «НК РФ не предусмотрено освобождение российской организации от исполнения обязанности, установленной пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, в случае, если обособленное подразделение организации расположено на территории, подведомственной налоговому органу, в котором указанная организация состоит на учете по месту своего нахождения»;

— «…налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, если ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика.

Такая же позиция была отражена в Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление N 5), утратившем силу в связи с принятием Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление N 57). Однако отмена Постановления N 5 не была обусловлена неправильностью толкования норм НК РФ либо изменением позиции ВАС РФ, в том числе в части привлечения организаций к налоговой ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ. Принятие Постановления N 57, в котором не содержится разъяснений норм НК РФ в части применения ст. 116 НК РФ, было обусловлено отсутствием противоречий в судебной практике по указанному вопросу».

В Письме Минфина России от 17.04.2013 N 03-02-07/1/12946 было отражено следующее: «Кодексом не предусмотрено освобождение российской организации от исполнения обязанности, установленной пп. 3 п. 2 ст.

23 Кодекса, в случае, если обособленное подразделение организации расположено на территории, подведомственной налоговому органу, в котором указанная организация состоит на учете по месту своего нахождения. Согласно п. 1 ст. 126 Кодекса непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы сведений, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 и 129.4 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ».

Читайте также:  Для чего ИП первичные документы

А в Письме Минфина России от 03.09.2012 N 03-02-07/1-211 указано следующее: «…полагаем, что деятельность организации в срок более одного месяца по месту нахождения арендованного ею помещения, территориально обособленного от места нахождения организации и в котором оборудовано стационарное рабочее место, приводит к созданию обособленного подразделения организации вне зависимости от фактического времени нахождения конкретного работника на рабочем месте в этом арендованном помещении.

В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом (п. 9 ст. 83 Кодекса). Для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации налоговыми органами учитываются существенные условия договоров, заключенных между организацией и ее работниками, и другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения, включая урегулированность условий труда должностных лиц, ответственных за получение, хранение и отпуск с соответствующих складов материальных ценностей.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на налогоплательщика обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с Кодексом. Ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Кодексом, влечет взыскание штрафа, предусмотренного п. 2 ст. 116 Кодекса». (В вопросе рассматривалась ситуация о постановке на налоговый учет подразделения, уже осуществляющего производственную деятельность).

Правоприменительной практике известны судебные акты, в которых было признано правомерным применение санкции, установленной п. 2 ст. 116 НК РФ, при обнаружении факта ведения деятельности в обособленном подразделении.

К примеру, АС УО в Постановлении от 01.06.2015 N Ф09-2846/15 по делу N А60-45857/2014 пришел к выводу о том, что ведение деятельности через незарегистрированное обособленное подразделение образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 2 ст. 116 НК РФ.

В Постановлении ФАС ЗСО от 26.12.2013 по делу N А81-5088/2012, ФАС МО от 25.07.2012 N А40-123199/11-20-500 сделан вывод об обоснованном применении вышеуказанной санкции в ситуации, когда организация осуществляла деятельность через обособленное подразделение, расположенное на подведомственной другому налоговому органу территории, и не подала сообщение о его создании.

Однако также следует обратить внимание на Постановление АС УО от 28.12.2015 N Ф09-10484/15 по делу N А60-4800/2015. Так, основанием для привлечения организации к налоговой ответственности по п. 2 ст.

116 НК РФ послужили выводы материалов проверки об установлении факта ведения деятельности обособленным подразделением юридического лица без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 23 НК РФ. Суды трех инстанций пришли к выводу о том, что отсутствие сообщения о создании обособленного подразделения диспозицией ст. 116 НК РФ не охватывается.

Указанное нарушение образует событие налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ. Судами отмечено, что ответственность за ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе в виде взыскания штрафа в размере 10% от доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет, предусмотрена п. 2 ст. 116 НК РФ.

При этом объектом налогового правонарушения являются отношения, складывающиеся в процессе налогового контроля, а именно возникающие по поводу соблюдения налогоплательщиками требований о порядке постановки на налоговый учет. Соответственно, объективную сторону данного правонарушения образует ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе, когда обязанность по совершению таких действий возложена Налоговым кодексом на налогоплательщика.

В 2017 году спор о том, какой штраф грозит организации в рассматриваемой ситуации, рассмотрел Верховный суд (Определение ВС РФ от 26.06.2017 N 303-КГ17-2377). Суд указал, что в указанном случае нельзя применять п. 2 ст. 116 НК РФ независимо от срока опоздания с уведомлением.

Организация обязана просто проинформировать налоговый орган о создании подразделения — поэтому штрафовать нужно как за несообщение об открытии ОП по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Иными словами, ВС РФ был сделан вывод о том, что в п. 2 ст. 116 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности без постановки на учет самой организации, а не ее подразделений.

Исходя из вышесказанного, если организация осуществляет деятельность и имеет оборудованные рабочие места по адресу, отличному от основного места нахождения организации, она обязана создать ОП, известив об этом налоговый орган. В противном случае налоговым органом к организации могут применяться меры, установленные ст. 116 и ст. 126 Налогового кодекса РФ.

За данное нарушение также предусмотрена административная ответственность по ст. 15.3 КоАП РФ.

Дополнительно отметим, что некоторые эксперты отмечают о возможности применения к рассматриваемому нарушению нормы ст. 129.1 НК РФ и ст. 15.6 КоАП РФ.

Источник: www.audar-urist.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин