§ 2. Обеспечение экологической безопасности:
понятие и структура
За последние годы в Российской Федерации наблюдается значительный рост требований к обеспечению экологической безопасности как со стороны власти, так и общества. Президент РФ в ежегодных посланиях Федеральному собранию неизменно обращается к этой теме, отмечая необходимость формирования цивилизованной, безопасной системы обращения с отходами, перевода предприятий ЖКХ, энергетики, транспорта на наилучшие доступные технологии и строгие природоохранные стандарты, создания полноценной системы экологического мониторинга, перехода на экономику замкнутого цикла, обозначая как цель уже с 2021 года применение механизма так называемой расширенной ответственности производителей. При этом подчеркивается, что «при принятии подобных решений мы должны руководствоваться не корпоративными интересами, не интересами отдельных уважаемых людей и компаний, а интересами народа России» .
———————————
Обеспечение экологической безопасности систем экологического контроля | «ТехноПрогресс»
Послание Президента Федеральному Собранию // URL: http://special.kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения: 13.05.2021).
Источником и основой таких высказываний служит Конституция РФ, уже в преамбуле которой утверждаются права и свободы человека, стремление обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями. Кроме того, провозглашая Россию демократическим правовым государством, высшей ценностью в Основном Законе признается человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства (ст. 2).
Обеспечение экологической безопасности на современном этапе — одна из основных функций российского государства. Деградация, загрязнение и чрезмерная эксплуатация природных ресурсов создают угрозу разрушения природной среды, которое может оказаться необратимым и приведет к ухудшению здоровья и снижению качества жизни, повышению смертности населения, что в свою очередь повлечет нарушение конституционных прав человека: право на жизнь (ст.
25), право на охрану здоровья (ст. 41), право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Таким образом, говорить о надлежащем обеспечении экологической безопасности мы можем только в том случае, если качество окружающей среды находится на уровне, не представляющем опасности для человека, реализации его прав и свобод и удовлетворения его потребностей в нормальном физиологическом, интеллектуальном и духовно-нравственном развитии, обеспечиваемое непрерывным мониторингом и оперативным реагированием на возникновение угроз и поражающих последствий.
В то же время, несмотря на конституционно значимую ценность обеспечения экологической безопасности, данная категория упоминается в Конституции РФ лишь единожды как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. «д» п. 1 ст. 72). При этом категории «охрана окружающей среды» и «обеспечение экологической безопасности» в Основном Законе разграничены и рассматриваются как два самостоятельных вида деятельности, однако, в чем заключаются различия между ними, остается неясным. Проблема заключается также в «неопределенности разграничения по ним конкретных полномочий федеральных и региональных органов государственной власти» .
Что нужно знать про обучение по экологической безопасности? || ЦОПО
———————————
Нарутто С.В. Единство и многообразие российского федерализма // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 9. С. 60.
Еще более интересующим нас вопросом в связи с проводимым исследованием является неясность конституционных основ правового механизма обеспечения экологической безопасности, позволяющего установить: каким образом должно осуществляться правовое регулирование общественных отношений, возникающих в данной сфере, а также в каком направлении должно развиваться законодательство и правоприменительная деятельность. В соответствии со ст.
3 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О безопасности» деятельность по обеспечению безопасности включает в себя, в том числе, правовое регулирование в области обеспечения безопасности. К совместному ведению РФ и ее субъектов отнесены природоресурсное законодательство (земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах), определенно точно устанавливающее правовой механизм природопользования, и законодательство об охране окружающей среды (ч. «д» п. 1 ст. 72). Являются ли экологическая безопасность и охрана окружающей среды предметами самостоятельного правового регулирования, предполагается ли формирование самостоятельной системы законодательства в сфере обеспечения экологической безопасности, а также каково должно быть распределение законодательных полномочий между центром и регионами в данной сфере, в Конституции РФ не конкретизировано.
Обеспечению реализации указанных конституционных положений, как справедливо отмечает И.О. Краснова, не способствует и Федеральный закон «Об охране окружающей среды», поскольку понятие «экологическая безопасность» в нем сформулировано настолько абстрактно, что не позволяет из всего многообразия отношений в области охраны окружающей среды выделить отношения именно экологической безопасности, определить особые права и обязанности субъектов, построить эффективный механизм реализации правоотношений, включая меры юридической ответственности . Требование же обеспечения экологической безопасности упоминается в данном Законе фрагментарно при регулировании экологического нормирования (ст. 19), экологической сертификации (ст. 31) и установлении требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (ст. ст. 34, 35, 40, 44, 50).
———————————
См.: Краснова И.О. Экологическая безопасность как правовая категория // Lex russica. 2014. N 5. С. 545.
Отдельные ответы на возникшие вопросы можно найти в многочисленных толкованиях конституционных положений Конституционным Судом РФ, однако в них прослеживается и широкий, и узкий подход к содержанию правового механизма обеспечения экологической безопасности. Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 30.09.2010 N 1421-О-О указывается, что федеральный законодатель в целях обеспечения экологической безопасности должен создать эффективный правовой механизм рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий. Это дает повод предположить, что законодательство в сфере природопользования и в сфере охраны окружающей среды в совокупности и составляют законодательство в сфере обеспечения экологической безопасности. Однако в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П закреплено, что достижение баланса частных и публичных интересов в экономической сфере и в сфере обеспечения экологической безопасности предусматривается путем установления правового регулирования, ориентированного на профилактику экологических правонарушений и на стимулирование щадящих по отношению к окружающей среде методов хозяйствования в целях так называемого экосовместимого экономического развития, что предполагает использование как частноправовых, так и публично-правовых методов регулирования, включающих широкий набор правовых средств (административных, фискальных и др.). Здесь уже правовой механизм обеспечения экологической безопасности ограничен системой правовых средств, направленных на предупреждение, выявление и своевременное устранение угроз от экологических правонарушений, а также на стимулирование рациональных способов использования природных ресурсов в экономической сфере.
———————————
См.: Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2010 N 1421-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Кулаковой Натальи Анатольевны и Лисицыной Наталии Александровны на нарушение их конституционных прав статьей 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2011. N 2.
См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений Постановления Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Заполярнефть» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2015. N 4.
В конечном итоге такая ситуация обусловила и в научной литературе многочисленные дискуссии по поводу разграничения категорий «охрана окружающей среды» и «обеспечение экологической безопасности» и их правовых механизмов. Так, Д.С.
Велиева полагает, что природоохранная деятельность является лишь одной из составляющих механизма обеспечения экологической безопасности . По мнению Т.В. Петровой, задачи обеспечения экологической безопасности напротив несколько уже, чем задачи охраны окружающей среды, поскольку считает их не связанными с восстановлением природной среды, обеспечением рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Автор сводит их к сохранению такого состояния природной среды, при котором не нарушаются жизненно важные интересы человека, проживающего в этой среде . Н.Г. Жаворонкова, Ю.Г. Шпаковский отмечают, что правовое обеспечение экологической безопасности не может рассматриваться вне контекста общих требований экологического законодательства, но в то же время обеспечение экологической безопасности преследует особые цели и задачи, обусловленные повышенной степенью опасности .
———————————
См.: Велиева Д.С. Конституционно-правовые основы экологической безопасности в Российской Федерации: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. Саратов, 2011. С. 10.
См.: Петрова Т.В. Техническое регулирование как часть системы правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды // Экологическое право. 2005. N 1. С. 80.
См.: Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г. Правовое обеспечение экологической безопасности в условиях экономической интеграции Российской Федерации: Монография. М.: Проспект, 2017. 160 с.
Таким образом, нормативными правовыми актами, и в первую очередь Конституцией РФ, закреплена необходимость обеспечения экологической безопасности, однако не определен его конституционный смысл (что это: цель, задача, принцип, обязанность). По мнению С.Н. Русина, требуется разработка ясных представлений о конституционном термине «обеспечение экологической безопасности» и о его содержании. Ученый справедливо подчеркивает, что без этого невозможны ни разработка научно обоснованной государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, ни совершенствование государственного управления в области охраны окружающей среды и кодификация законодательства об охране окружающей среды .
———————————
См.: Русин С.Н. Концептуальные проблемы экологической безопасности и государственная экологическая политика (правовой аспект) // Экологическое право. 2010. N 5. С. 12 — 18.
В научной литературе высказываются различные точки зрения по поводу определения термина «обеспечение экологической безопасности» ввиду отсутствия дефиниции в законодательстве.
По мнению М.М. Бринчука, к обеспечению экологической безопасности относятся два вида деятельности:
— в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, отвечающего интересам сохранения благоприятного состояния окружающей среды;
— в сфере защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц .
———————————
См.: Бринчук М.М. Роль государства в обеспечении экологической безопасности // Экологическая безопасность, проблемы, поиск, решения. М., 2001. С. 106 — 119.
По мнению Н.Г. Жаворонковой, обеспечение экологической безопасности связано с соблюдением экологических требований законодательства в области размещения и эксплуатации хозяйственных и иных объектов, могущих оказать или оказывающих существенное негативное воздействие на окружающую среду, а также обращения с опасными веществами, микроорганизмами, ядерными объектами, объектами генно-инженерной деятельности .
———————————
Жаворонкова Н.Г. Эколого-правовые проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Дис. . докт. юрид. наук. М., 2007. С. 83 — 84.
Источник: kommentarii.org
Правовое обеспечение экологической безопасности на уровне организации
1. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
3. Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
(п. 3 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
4. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
(п. 4 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
5. При осуществлении производственного экологического контроля измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).
(п. 5 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
6. Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию:
о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
об обращении с отходами производства и потребления;
о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.
(п. 6 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
7. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(п. 7 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
8. Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(п. 8 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ пункт 9 вступает в силу с 1 января 2018 года.
9. На объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Требования к автоматическим средствам измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
(п. 9 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
10. Перечень стационарных источников, предусмотренный пунктом 9 настоящей статьи, включая перечень загрязняющих веществ, контролируемых автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов, сбросов и концентрации загрязняющих веществ, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности
1. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
2. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Источник: megaobuchalka.ru
Нарушение природоохранного законодательства
В соответствие с действующим законодательством ежегодно на сайте Генеральной прокуратуры РФ публикуется план проверок контролирующими органами на текущий год. Используя онлайн-ресурс «Сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2019 год» можно узнать, предстоит ли в ближайшее время вашей организации пройти проверку. Если природопользователь находит себя в списке проверок на текущий год, то не лишнем будет знать какие требования необходимо соблюдать и какие санкции могут быть применены, в случае обнаружения несоответствий законодательству.
Нарушения и санкции за них
- предупреждение;
- штраф;
- изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
- конфискация незаконно выпущенной продукции;
- лишение права на занятие определенной деятельности.
КоАП РФ предусмотрены штрафные санкции до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на 90 суток, за несоблюдение природоохранного законодательства.
Если же правонарушение квалифицируется как экологическое преступление, в результате правонарушение был нанесен существенный вред флоре и фауне, либо нанесен вред здоровью людей, может наступить и уголовная ответственность, с мерой пресечения вплоть до лишения свободы.
Необходимая природоохранная документация
Для успешного прохождения проверки необходимо иметь документальное подтверждения того, что осуществляемая деятельность соответствует экологическим требованиям. В Российском законодательстве предусмотрен дифференцированный подход к объектам природопользования, в зависимости от степени оказываемого ими негативного воздействия на окружающую природную среду. Наиболее жесткие требования предъявляются к объектам I и II категории, соответственно для III и IV категории требования мягче.
Для каждого предприятия список разрабатываемой экологической документации свой и зависит от специфики деятельности предприятия, ну и конечно категории объектов негативного воздействия на ОС. В общих же чертах список документации можно представить так:
- Паспорта опасных отходов (ОО);
- Таблицы и журналы учета в области обращения с ОО;
- Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении
- отходов;
- Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
- воздух;
- Копии документов о прохождении обучения должностных лиц;
- Комплексное экологическое разрешение;
- Декларация о воздействии на окружающую среду (ОС);
- Программа производственного экологического контроля (ПЭК);
- Технологические нормативы;
- Нормативов допустимых выбросов (ПДВ), нормативов допустимых сбросов
- (НДС);
- Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ПНООЛР);
- Программа повышения экологической эффективности;
- План мероприятий по охране окружающей среды;
- Разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду;
- Отчеты № 2-ТП (воздух) № 2-ТП (водхоз); 2-ТП (отходы);
- Отчеты № 4-ОС, № 2-ОС;
- Сведения 6.1, 6.2, 6.3;
- Сведения 3.1, 3.2, 3.3.
В каких случаях возникает штраф
На организацию может быть наложен административный штраф, если в ходе плановой или не плановой проверки были выявлены следующие нарушения:
- отсутствует необходимая природоохранная документация;
- лица, допущенные до работ по обращению с опасными отходами, не пошли
- соответствующее обучение;
- не ведутся журналы;
- нет приказов о назначение ответственных лиц; несвоевременно была
- предоставлена отчетность или плата за негативное воздействие на окружающую
- среду;
- выявлены факты несанкционированного загрязнения атмосферного воздуха,
- почвы, водоемов;
- и т. д.
Отчет для субъектов МСП
До 2019 года субъекты малого и среднего предпринимательства МСП, предоставляли в территориальный орган Росприроднадзора, отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства (отчет МСП) в уведомительной форме. Отчет МСП должен содержать в себе следующую информацию за календарный год:
- наименование всех образующихся отходов;
- количество каждого отхода;
- сведения о специализированных организациях, которым эти отходы переданы для размещения (захоронения), использования, обезвреживания либо утилизации.