В современном мире услуги имеют важное значение. В цивилистике известно, что понятие «услуга» входило в качестве неотъемлемой части в состав древнеримского частного права и называлось договором найма102. Сегодня существует большое количество разнообразных услуг. Например, когда у физического лица возникает потребность в посещении театра, музея, библиотеки, кинотеатра, циркового представления и прочих видов культурно-зрелищных услуг, он покупает билет для удовлетворения своих нематериальных потребностей. Спрос на посещение зрелищных мероприятий является достаточно высоким, существует многообразие культурно-зрелищных организаций, как государственных, так и частных103.
Интерес вызывают театрально-зрелищные услуги, поскольку они, на наш взгляд, еще недостаточно исследованы, и почти у каждого физического лица возникает потребность в посещении театральных организаций для удовлетворения своих нематериальных потребностей. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ)104 не закрепляет основные положения данного договора.
Сцена из спектакля «Фантазии Фарятьева» в постановке театра «Современник» (1977)
Предметом договора возмездного оказания театрально-зрелищных услуг является совершение исполнителем определенной деятельности. Для театральной деятельности характерна реализация услуги по проведению публичных представлений, шоу с живым восприятием.
Приобретение билета на театрально-зрелищное мероприятие является заключением договора на возмездное оказание театрально-зрелищных услуг. В билете должны быть указаны название и адрес театрально- зрелищной организации; наименование услуги; место (подъезд, трибуна, ряд, место) оказания услуги; дата; время; цена; сведения о возврате билета; возрастные ограничения для зрителей; серия и номер билета, а также иная дополнительная информация организации.
Стороны договора именуются как исполнитель и заказчик. Исполнителем по договору возмездного оказания театрально-зрелищных услуг является организация (юридическое лицо), которые осуществляют услуги в культурно-зрелищной сфере для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей. Заказчиком по договору возмездного оказания театрально-зрелищных услуг является гражданин как потребитель (зритель, посетитель) культурно-зрелищных услуг.
102 Ситдикова Л.Б. Теоретические и практические проблемы правового регулирования информационных и консультационных услуг в гражданском праве России. – М.: Издательская группа «Юрист», 2008. С. 16.
103 Халудорова С.В. История развития и современное состояние возмездного оказания услуг // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2014. № 3 (125). С. 54-57.
104 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 29.06.2015 г.) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
Содержание сторон по оказанию театрально-зрелищной услуги на основании Постановления Правительства Российской Федерации «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации»105 видится следующим: театр имеет право: использовать результаты интеллектуальной деятельности; самостоятельно определять порядок реализации билетов, услуг и продукции, устанавливать на них цены; нанимать и увольнять работников в соответствии с трудовым законодательством и пр. Театр обязан предоставить потребителю (зрителю) предусмотренное в билете место в зале, отвечающим различным требованиям и правилам. Зритель обязан соблюдать правила работы театральной организации и общественный порядок. Зритель вправе соблюдать театральный этикет, вправе потребовать возврата денег за предварительно приобретенные билеты в случае замены (отмены) предварительно заявленного спектакля.
Театр. Что такое театр. Виды театров
В «Концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года» даются понятия «театральное дело» (организационно-экономическая система, которая обеспечивает осуществление театральной деятельности) и «театральная деятельность» (деятельность, которая направлена на создание и (или) показ спектаклей)106. Но понятие «театральная услуга», «театрально-зрелищная услуга» законодатель не раскрывает.
Также, законодатель практически не говорит об ответственности сторон в договоре возмездного оказания услуг в главе 39 ГК РФ, в том числе и об ответственности по театрально-зрелищным услугам. Но в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей»107 предусматривается ответственность исполнителя за ненадлежащую информацию об услуге; ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков услуги.
Например, в одном судебном деле истица считала, после посещения театрально-зрелищного представления, что сюжет оперы противоречит принципам нравственности, что является некачественным оказанием услуги108. Так, суд установил, что в программе театрального сезона была указана информация об опере, о том, что постановка является новой, которая представит современный взгляд. Ответчиком была размещена полная и достоверная информация относительно премьеры оперы, указан режиссер-постановщик, дирижер, лица, задействованные в постановке, также указано, что данная постановка является новой, сведений об идентификации премьеры классической постановке ответчиком не сообщалось, в связи с чем у истицы не имелось оснований полагать, что новая постановка оперы будет соответствовать классической. То обстоятельство, что сюжет новой постановки оперы отличается от классического не свидетельствует о наличии недостатков в предоставленной услуге, а являются субъективным мнением истицы.
Указанная услуга оказана истице ответчиком в установленный срок и предоставленной услугой истица воспользовалась. Достоверных доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком прав истицы на получение полной и достоверной информации о предоставляемой услуге, а также предоставления услуг ненадлежащего качества, истицей суду не представлено.
Таким образом, вопрос о качестве театрально-зрелищной услуги является спорным. Если сюжет новой постановки театрально-зрелищного представления отличается от классического, это не свидетельствует о наличии недостатков в предоставленной услуге, а является субъективным мнением потребителя услуги.
На основании вышеизложенного и в целях формирования понятийного аппарата гражданского законодательства, мы попытались внести свои уточнения в понятие «театрально-зрелищная услуга»: театрально- зрелищная услуга – это разновидность культурно-зрелищных услуг, осуществляемая культурно-зрелищными организациями по организации и проведению театрально-зрелищного представления для удовлетворения нематериальных потребностей граждан (зрителей, потребителей).
105 Постановление Правительства РФ от 25 марта 1999 г. № 329 (в ред. от 23.12.2002 г.) // «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1615.
106 Распоряжение Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1019-р «О Концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2011. № 25. Ст. 3650.
107 Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I (в ред. от 13.07.2015 г.) «О защите прав потребителей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 766.
108 См.: Определение Московского городского суда от 17 декабря 2012 г. по делу № 4г/8-11710 // Консультант плюс. Судебная практика.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 29.06.2015 г.) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
2. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I (в ред. от 13.07.2015 г.) «О защите прав потребителей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 766.
3. Постановление Правительства РФ от 25 марта 1999 г. № 329 (в ред. от 23.12.2002 г.) // «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1615.
4. Распоряжение Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1019-р «О Концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2011. № 25. Ст. 3650.
5. Ситдикова Л.Б. Теоретические и практические проблемы правового регулирования информационных и консультационных услуг в гражданском праве России. – М.: Издательская группа «Юрист», 2008.
6. Халудорова С.В. История развития и современное состояние возмездного оказания услуг // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2014. № 3 (125). С. 54-57.
Источник: izron.ru
«Истории успехов предпринимателей Урала» на театральной сцене
Истории выдающихся уральских предпринимателей прошлых столетий теперь можно увидеть на театральной сцене. Как это поможет современным бизнесменам начать собственное дело?
Действие театральной постановки разворачивается в импровизированном доме известного уральского фотолетописца и предпринимателя Вениамина Метенкова. По сценарию в гости к нему заглядывают такие же как и он предприимчивые люди — начинающие торговцы и состоятельные купцы Екатеринбурга XIX столетия. Среди них первый хозяин автосалона на Урале Рихард Штроль, владельцы торгового дома братья Агафуровы, модистка Екатерина Захарова. Именно она шила наряды и для знатных особ, и для обычных барышень.
Все эти люди остались в истории Екатеринбурга не иначе как успешные предприниматели, построившие свой бизнес с ноля. Столь стремительный карьерный взлёт заставил авторов постановки взять эти известные имена за основу необычного произведения под названием «Истории успехов предпринимателей Урала». Основная идея постановки — на примере бизнесменов прошлых столетий вдохновить современных уральцев на создание своего дела. «Мы изучили историю, погрузились в персонажи, подобрали персонажи, которые можно было бы сопоставить с самозанятыми. Провели фотосессию, подобрали парики, усы, бороды, чтобы они соответствовали персонажам историческим, о которых рассказывают», — говорит руководитель театральной студии Юлия Сметанина.
Идейным вдохновителем творческого проекта стало Управление федеральной налоговой службы по Свердловской области. Такая постановка должна продемонстрировать, как новаторские решения предпринимателей и активность малого бизнеса в целом влияет на развитие региона. За последние годы на Урале появилось почти 200 тысяч самозанятых. «Быстрая регистрация — это 15 минут. В данном проекте как раз самозанятый фотограф будет об этом говорить — о том, что это все быстро и просто. За 15 минут в приложении «Мой налог» можно зарегистрироваться, не вставая с дивана», — сказала начальник отдела работы с налогоплательщиками УФНС по Свердловской области Елена Степанова.
После этой постановки, уверены ее создатели, успешных историй станет больше. Но теперь они будут звучать на современный лад.
Кнопки радио
Радио Online
Кнопка онлайн-видео
Источник: vesti-ural.ru
Современные драматурги требуют у театров миллионы, а платит за это зритель
Два года в театре им.Вахтангова идет спектакль «Бенефис» по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Пьеса незатейливая, однако популярная. Ее многократно ставили на разных сценах и под разным названием. Олег Янковский снял по ней фильм «Приходи на меня посмотреть». Театральной публике сюжет хорошо известен.
Тем не менее зритель все равно спешил на Арбат, потому что в главной роли — народный артист СССР, полный кавалер ордена за «Заслуги перед Отечеством», фронтовик и народный любимец 96-летний Владимир Абрамович Этуш. В этом спектакле он в роли пожилой Софьи Ивановны, женщины со следами былой красоты, которая сидит в инвалидном кресле за вязанием и мечтает устроить личную жизнь единственной дочери. Есть в ней и женское кокетство, и шарм. Участие Этуша, демонстрирующего исключительную острохарактерность, сделало спектакль хитом.
И вдруг драматург Надежда Птушкина решила успешный проект «зарубить». Сравнение с курицей, которая несет золотые яйца совершенно уместно, поскольку Надежда Михайловна с каждого показа получает хорошие авторские отчисления. Не будет спектакля — не будет денег. Тем не менее она подала иск в суд и требует отобрать у театра им.Вахтангова лицензию на ее пьесу.