Услуга — любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном не осязаемы и не приводят к завладению чем-либо.
Бытовую услугу можно представить как совокупность предметно или технологически законченных операций или трудовых приемов, производимых над объектами труда с целью удовлетворения определенной бытовой потребности человека в соответствии с его личными запросами.
Бытовым услугам, как и услугам в целом, присущи следующие свойства:
- неосязаемость, что затрудняет процесс потребительского выбора;
- неотделимость от источника;
- несохраняемость (проявляется в невозможности хранения и транспортировки услуг).
В настоящее время насчитывается свыше 900 возможных видов бытовых услуг, охватывающих различные стороны жизни, быта и отдыха человека. Поскольку бытовые потребности зависят от социально-экономических условий жизни людей, то круг услуг, направленных на их удовлетворение, меняется, постоянно расширяясь по мере улучшения условий жизни.
Новые правила оказания отдельных видов услуг ( работ)
Бытовые услуги, близкие по потребительскому значению для целей учета, контроля, планирования, объединяют в группы. Характер производства отдельных групп услуг имеет много общего с точки зрения технологии и организации их выполнения, что позволяет объединить подобные группы по отраслевому принципу.
Выделяют две основные группы бытовых услуг:
1. Услуги, действие которых направлено на предметы потребления и эффект действия которых может фиксироваться, накапливаться, перемещаться вместе с предметами потребления и может выступать как товар либо входить в состав товара, следует относить к материальным (производственным). К этой группе можно отнести: пошив и ремонт обуви по индивидуальным заказам; пошив и ремонт одежды, головных уборов и корсетных изделий по индивидуальным заказам; пошив, вязание и ремонт трикотажных изделий по индивидуальным заказам; ремонт бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий; ремонт холодильников; ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, принадлежащих населению; химическая чистка и крашение одежды и других изделий; строительство и ремонт жилищ (квартир); услуги фотостудий, фотографий, фото — и кинолабораторий; услуги прачечных; прочие производственные (материальные) услуги.
2. Услуги, действие которых направлено либо непосредственно на человека, либо на окружающие его условия, следует называть нематериальными (непроизводственными). В эту группу входят: услуги парикмахерских; услуги бань и душей; услуги проката; ритуальные и обрядовые услуги; прочие непроизводственные (нематериальные) услуги.
Подобная группировка бытовых услуг имеет определенное практическое значение, например, для составления прейскурантов и перечней видов бытовых услуг, при решении вопросов специализации их производства и др. Кроме того, возможна классификации бытовых услуг, основанная на многообразии форм и способов обслуживания потребителя.
Форма обслуживания — это организационная система доведения услуги до потребителя, которая определяется рядом признаков:
А вы включены в Реестр бытовых услуг?
1) местом приема и выдачи заказов: прием и выдача заказов в стационарных предприятиях бытового обслуживания и их приемных пунктах; прием и выдача заказов на дому; прием заказов на дому с получением выполненного заказа на предприятии бытового обслуживания, в приемном пункте; прием и выдача заказов в учреждениях, на предприятиях, в учебных заведениях, гостиницах и других местах; прием и выдача заказов передвижными мастерскими, приемными пунктами в сельской местности;
2) местом выполнения заказов: выполнение заказов на дому у заказчика (фотоработы, ремонт и уборка квартир, ремонт и установка бытовых машин и приборов, радиотелеаппаратуры, ремонт и сборка мебели и др.); выполнение заказов сельского населения на месте передвижными мастерскими;
3) сроками выполнения заказов: в сроки, установленные отраслевыми правилами приема и выдачи заказов; срочное выполнение заказов в течение 1-3 суток; срочное выполнение заказов в присутствии заказчика; экспресс-выполнение заказа;
4) особыми условиями: обмен неисправных изделий на заранее отремонтированные или новые; абонементное обслуживание (владельцев бытовых машин и приборов, радиотелевизионной аппаратуры); выполнение заказов самообслуживанием (химчистка одежды, стирка белья и др.); прием заказов по телефону путем предварительной записи; отправка индивидуальных заказов почтой в адрес заказчика и др.
Данная классификация услуг важна при решении организационных проблемах их производства, размещения предприятий бытового обслуживания, что особенно важно, так как услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них, и получение их не должно быть связано с большими затратами времени.
Кроме того, существует ряд особенностей, которые присущи непосредственно услугам бытового характера. Так как одной из причин потребления бытовых услуг является увеличение свободного времени, то в этом случае важными потребительскими свойствами услуги будут ее доступность потребителю и минимизация времени обслуживания.
Поскольку многие услуги быта связаны с каким-то материальным объектом, то ценообразование на них зависит от уровня цен на реальный товар. Например, стоимость ремонта аналогичных товаров отечественного и импортного производства, как правило, выше для последних. Такое влияние обусловливается тем, что восстановление или создание более дорогой потребительной стоимости оценивается высоко, а также и по причине большей ответственности исполнителя работ в этом случае. Следует отметить, что в настоящее время бытовые услуги используются в качестве способа повышения конкурентоспособности товаров. В качестве примера можно привести организацию сервиса по обслуживанию сложной бытовой техники фирм-производителей.
Дополнительные материалы по теме
- Задачи и функции социальной сферы
- Факторы функционирования и развития социальной сферы города
- Принципы размещения объектов социальной сферы
- Организация материально-технического обеспечения на предприятиях социальной сферы
- Бытовое обслуживание в социальной сфере
- Отраслевые особенности бытового обслуживания
- Функции торговли на потребительском рынке
- Общественное значение развития отрасли связи
- Некоторые особенности и тенденции развития услуг связи в России
- Бесплатные услуги в здравоохранении
Источник: investobserver.info
Какие помещения можно отнести к объектам бытового обслуживания
Чиновники финансового ведомства рассказали, какие помещения относятся к объектам бытового обслуживания (ОБО) в целях налога на имущество организаций (ст. 378.2 НК РФ).
Чтобы определить ОБО, нужно применять правила, прописанные в ГОСТ Р 57137-2016 и Приказе Минпромторга РФ от 10.05.2016 № 1471.
Согласно вышеназванному ГОСТу бытовое обслуживание населения является отраслью экономики, которая складывается из организаций и ИП, оказывающих бытовые услуги и выполняющих работы. Деятельность регламентируется и подтверждается документами, например, договором, кассовым чеком и др.
Потребителями данных услуг в большинстве случаев являются граждане, иногда – компании.
При определении ОБО важно также принимать во внимание приказ Минпромторга № 1471, в котором прописаны классификационные группировки:
— видов экономической деятельности «Бытовые услуги» по ОКВЭД2;
— товаров и услуг «Бытовые услуги» по ОКПД2.
Такую позицию Минфина разделяет и налоговое ведомство.
Источник: www.v2b.ru
Относится ли парикмахерская к организации коммунально бытового назначения?
Добрый день, хочу открыть небольшую парикмахерскую в Симферополе, 4 кресла, приэтом выбрать ЕНВД, однако в налоговой мне объясняют, что парикмахерская не относится к предприятиям коммунально-бытового назначения. В таком случае к каким организациям она относится? И что делать в данном случае.
11 декабря 2014, 04:41 , Оксана, г. Москва
Ответы юристов
Сергей Сыроватский
Юрист, г. Ростов-на-Дону
Общаться в чате
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности переводится предпринимательская деятельность в сфере оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.
К бытовым услугам согласно ст. 346.27 Кодекса относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.
С 1 апреля 2011 г. в Общероссийский классификатор услуг населению, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее — ОКУН), Приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 1072-ст (далее — Приказ N 1072-ст) внесен ряд изменений и поправок, в частности, в разд. 010000 «Бытовые услуги» ОКУН.
В связи с тем что Приказ N 1072-ст приводит к изменению налоговых обязательств по единому налогу на вмененный доход, его следует относить к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, на которые распространяются положения ст. 5 Кодекса.
Исходя из ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Приказ N 1072-ст опубликован в ИУС «Национальные стандарты», март 2011 г., N 3.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными правовыми актами (законами) которых на уплату единого налога на вмененный доход переведена предпринимательская деятельность в сфере оказания бытовых услуг (без выделения конкретных видов услуг), по видам бытовых услуг, включенным в ОКУН с 1 апреля 2011 г., обязаны перейти на уплату единого налога на вмененный доход с начала очередного налогового периода по единому налогу на вмененный доход, то есть с 1 июля 2011 г.
В отношении порядка налогообложения предпринимательской деятельности в сфере оказания населению парикмахерских и косметических услуг следует учитывать следующее.
С 1 апреля 2011 г. в соответствии с Приказом N 1072-ст в разд. 010000 «Бытовые услуги» ОКУН выделена отдельная группа услуг — «Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения» (код 019300 ОКУН), которые относятся к подразделу 019000 «Услуги бань, душевых и саун. Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения. Услуги предприятий по прокату. Ритуальные, обрядовые услуги».
При этом с 1 августа 2010 г. действуют Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги» (далее — Санитарные правила), которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 59 (зарегистрировано в Минюсте России 06.07.2010 N 17694).
В соответствии с п. 2.1 указанных Санитарных правил организации коммунально-бытового назначения, оказывающие парикмахерские и косметические услуги, могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям (в составе предприятий бытового обслуживания и общественных торговых центров, центров красоты и здоровья, бань, гостиниц и других общественных зданий).
Допускается размещение организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, на первых этажах жилых зданий при наличии изолированного входа от жилой части и автономной системы вентиляции, в подвальных и цокольных этажах зданий, в торговых центрах и комплексах без естественного освещения при условии соблюдения гигиенических требований к воздухообмену помещений и параметров микроклимата, использования ламп дневного света с улучшенной цветопередачей и выполнения мероприятий, предусмотренных гигиеническими требованиями к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту.
Данные положения Санитарных правил, а также отсутствие классификации организаций коммунально-бытового назначения в действующем законодательстве позволяют сделать вывод, что каких-либо конкретных критериев (признаков) отнесения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оказания парикмахерских и косметических услуг, к указанному типу организаций не предусмотрено.
Учитывая изложенное, предпринимательскую деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, связанную с оказанием парикмахерских и косметических услуг, предусмотренных по коду 019300 ОКУН — «Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения», независимо от того, относятся ли такие хозяйствующие субъекты к организациям коммунально-бытового назначения или нет, в целях применения гл. 26.3 Кодекса следует относить к предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг, которая, соответственно, подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Также следует отметить, что услуги соляриев предусмотрены по коду 019339 ОКУН, а услуги по уходу за телом и массажу тела — по коду 019338 ОКУН.
В связи с этим предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг соляриев и услуг массажных кабинетов относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг и переводится на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Одновременно обращаем внимание, что виды услуг, предоставляемые медицинскими и санаторно-оздоровительными учреждениями, предусмотрены в разд. 080000 ОКУН — «Медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги». В частности, в данном разделе предусмотрены косметические услуги (код 081501 ОКУН), а также прочие санаторно-оздоровительные услуги (код 082200 ОКУН), к которым могут быть отнесены услуги массажного кабинета.
Учитывая изложенное, считаем, что организации, за исключением медицинских и санаторно-оздоровительных учреждений (профилактории, санатории, физкультурно-оздоровительные и иные лечебно-оздоровительные организации), а также индивидуальные предприниматели, предоставляющие населению услуги, предусмотренные в подразделе 019000 ОКУН — «Услуги бань, душевых и саун. Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения. Услуги предприятий по прокату. Ритуальные, обрядовые услуги», вправе применять начиная с 1 июля 2011 г. в отношении такой деятельности систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно пп. 3 п. 2.2 ст. 346.26 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с гл. 26.2 Кодекса на упрощенную систему налогообложения на основе патента по видам предпринимательской деятельности, которые по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 346.25.1 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, осуществляющим, в частности, предпринимательскую деятельность, связанную с предоставлением услуг парикмахерскими и салонами красоты (пп. 37 п. 2 ст. 346.25.1 Кодекса), и в отношении услуг бань, саун, соляриев, массажных кабинетов (пп.
51 п. 2 ст. 346.25.1 Кодекса).
В случае когда в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по одному и тому же виду предпринимательской деятельности возможно применение упрощенной системы налогообложения на основе патента и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, индивидуальный предприниматель вправе сам выбирать применяемую им систему налогообложения.
Таким образом, внесенные Приказом N 1072-ст в ОКУН Изменения не влияют на возможность применения налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения на основе патента.
Также сообщаем, что согласно п. 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» (далее — Положение), определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 10 указанного Положения установлено, что предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба государственной статистики — в отношении всех общероссийских классификаторов.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
Источник: pravoved.ru