Виды систем управления бизнесом

Специалисты области управления выдвигают различные формулировки термина «система управления». Самой емкой, на наш взгляд, является такая: система управления – это совокупность элементов, которые образуют иерархию контуров циркуляции и преобразования информации при реализации концепции управления, и которая направлена на обеспечение соответствия действий установленному плану организации.

Критерий принадлежности определенной системы к системе управления — это следующее положение: если эта система в организации является неотъемлемой частью, а действиями ее осуществляется управление организацией и задач, отличных от управленческих, она не решает, то ее можно рассматривать как специализированную систему или как систему управления. Иными словами, управление осуществляется только в случае, если реально существует действующая система, решающая управленческие задачи.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

В самом общем виде управление – это некоторый тип взаимодействия между участниками, один из которых является субъектом управления, а второй – объектом управления (рис. 1).

Система управления бизнесом

Субъект и объект управления

Рис. 1. Субъект и объект управления

В организации субъект управления, или носитель власти — это руководитель, который в силу концепции управления, принятой в организации может делиться ответственностью и полномочиями с нижестоящими по иерархии руководителями.

Что же касается систем управления, то в качестве объектов управления выступают подразделения организации, специалисты, правила организационного функционирования, используемые ресурсы и т. п.

Типы систем управления

Системы управления могут быть двух типов: открытые и закрытые. Ключевое различие между этими видами систем управления заключается в том, что в закрытой системе блок управления — составная часть той системы, которой он управляет, а в открытой — нет.

«Системы управления»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

В значительной мере эффективность работы открытой системы зависит от тех свойств, которыми управляющее устройство обладает. Если система управляема человеком, ее эффективность определяется человеком. Если на управленческий процесс существенное влияние оказывает ход самой управляемой операции, нежели чем влияние внешней среды, то такая система — закрытая.

Для закрытой системы характерно наличие обратной связи. Это значит, что на входе системы измеряются постоянно значения параметра, выбранного как управляемого, а на выходе системы производятся те изменения, цель которых состоит в ликвидации отклонений или ошибок от заданной заранее величины. Но не во всех случаях система в состоянии произвести полную коррекцию. Некоторые информационные потоки, имеющие место в системе управления организацией, имеет вид замкнутого контура.

Александр Высоцкий. Система управления бизнесом. Как стать эффективным менеджером?

Принцип обратной связи основывается на обратном воздействии результатов управления системы на процесс самого управления, или использование информации, которая поступает от объекта управления. Обратная связь может быть как внешняя, так и внутренняя, а также положительной и отрицательной.

Положительная действие выходного сигнала усиливает — имеет одинаковый знак с ним; отрицательная наоборот входной сигнал ослабляет. Положительная связь положение системы ухудшает. Отрицательная связь способствует восстановлению равновесия при нарушении его воздействиями. Если на выходе системы результат меньше, чем требуется, то блок регулирования дает сигнал, усиливающий интенсивность процесса; если результат эталона больше, то управляющий процесс затормозится.

Читайте также:  Лучшие платформы для бизнеса

Открытые и закрытые системы управления классифицируются в зависимости от характера чувствительного элемента или управляющего воздействия, или вместе того и другого. В зависимости от характера управляющего воздействия системы управления бывают:

  • программные или жесткие;
  • регулируемые;
  • саморегулирующиеся;
  • адаптивные.

Определение

Программные или жесткие – это те системы управления, в которых действует одна прямая связь между субъектом и объектом управления, посредством которой поступают управляющие воздействия, к исполнению обязательные.

Разновидностями ее являются административно-командные системы. Регулируемая система применяет информацию о реакции объекта на управление, экономические и административные методы управления, интересы людей. Саморегулирующиеся системы управления основаны на регулировании без вмешательства внешних сил. Адаптивные системы управления являются открытыми системами, в которых объект управления подвергается возмущающему воздействию внешней среды и адекватно на них реагирует; субъект управления же находится за пределами объекта или по отношению к нему является вышестоящим.

Также выделяют процессы управления в зависимости от того, в какой системной точке происходит выработка управляющего воздействия. К первой группе относят системы, имеющие или устройства типа «черного ящика», или же людей, которые непосредственно способны в месте возникновения первичной информации ее воспринимать, сравнивать с эталоном и корректировать отклонение. Ко второй группе — системы, где все управление сосредотачивается в центре. При этом по каналам обратной связи информация поступает из периферии в центр, а далее, когда необходимо это, корректирующее воздействие передается к месту выполнения операции.

Параметры системы

Можно выделить следующие ключевые параметры систем:

  • структура;
  • связь;
  • организованность;
  • состояние системы;
  • поведение системы (рис. 2).

Ключевые параметры системы

Рис. 2. Ключевые параметры системы

Структура системы представляет собой совокупность элементов системы, а также связей между ними, которые определяют ее базовые свойства. Структура в общем виде включает в себя элементы, подсистемы, компоненты.

Определение

Организованность – это внутренняя упорядоченность, или согласованность при взаимодействии частей системы, которая проявляется в ограничении разнообразия состояний их системе.

Связь рассматривается как форма ограничений, взаимно накладываемых на поведение частей целого. Но связь тоже отсутствует при отсутствии ограничений.

Состояние системы является известным вектором значений определенных параметров, которые характеризуют систему в некоторый момент времени.

Определение

Поведение системы – это совокупность некоторых действий, изменений системы, реакций ее на внешнее воздействие, режимы жизнедеятельности.

Определение

Система управления – это неотъемлемая часть организации и одновременно относительно самостоятельная система в совокупности систем, составляющих организацию.

Система управления организацией осуществляет некоторые взаимосвязанные действия по формированию и использованию организационных ресурсов для достижения ею своих целей. Управление является эквивалентом всей деятельности организации по достижению конечной цели, а включает в себя те действия и функции, которые связаны с координацией и установлением внутри организации взаимодействия, с побуждением к осуществлению производственных и других видов деятельности, с целевой ориентацией разных типов деятельности и т.п.

Источник: spravochnick.ru

2.2.3. Виды и основные параметры систем управления. Место и роль системы управления в организации

Системы управления, как об этом уже говорилось, имеют два вида:открытые и закрытые. Основное различие между этими двумя видами систем управления заключается в том, чтов закрытых системах блок управления является составной частью той системы, которой он управляет, а в открытых не является. Примером открытой системы может служить кухонный вентилятор. Управляющее воздействие (в данном случае включение и выключение вентилятора в соответствии с необходимостью) создается за счет энергии человека или какого-то прибора, который не входит в состав вентилятора. В этом качестве, скажем, может выступать некий часовой механизм.

Читайте также:  Авто в раскат как бизнес

Эффективность работы открытой системы в значительной мере зависит от свойств, которыми обладает управляющее устройство. Если система управляется человеком, ее эффективность зависит от человека.

Если на процесс управления большее влияние оказывает ход самой управляемой операции, чем влияние внешней среды, то такая система является закрытой.Классический пример управляющего устройства такого типа – комнатный обогреватель с термостатом, автоматически регулирующим температуру по установленным заранее параметрам.

Для закрытых систем характерно наличиеобратной связи. Это означает, что на входе системы постоянно измеряются значения параметра, выбранного в качестве управляемого, а на выходе системы производятся такие изменения, цель которых состоит в ликвидации возможных ошибок или отклонений от заранее заданной величины.

Однако не во всех случаях автоматическая система в состоянии произвести полную коррекцию. Часть информационных потоков, имеющих место в системе управления организациями, имеет вид замкнутого контура. Это утверждение станет понятным, если согласиться с тем, что любая система, которая стремится к заранее заданной цели, должна в любой момент времени располагать показателем меры достижения этой цели. Вообще каждая замкнутая система имеет внутри себя замкнутые цепи управления, т.е. обратную связь.

Принцип обратной связиоснован на обратном воздействии результатов управления системы на процесс этого управления, т.е. использование информации, поступающей от объекта управления. Обратная связь может бытьглавной (внешней) и внутренней (местной), а такжеотрицательной и положительной.

Последняя усиливает действие выходного сигнала, т.е. имеет с ним одинаковый знак; первая ослабляет входной сигнал. Положительная связь ухудшает положение системы. Отрицательная связь способствует восстановлению равновесия при его нарушении возмущающими воздействиями. Если результат на выходе системы меньше, чем требуется, то блок регулирования подает сигнал, увеличивающий интенсивность процесса; если результат больше эталона, то управляющий процесс затормозится.

Открытые и закрытые СУ могут быть классифицированы в зависимости от характера управляющего воздействия или чувствительного элемента, или того и другого вместе. Например, функция датчика может выполняться не одним, а несколькими чувствительными элементами или несколькими лицами. Известна классификация СУ в зависимости от характера управляющего воздействия:

Источник: studfile.net

Системы управления бизнесом

Это специально разработанная долгосрочная стратегия, основанная на процессе непрерывного совершенствования и постоянного улучшения.

Она включает глубокое изучение и понимание целей бизнеса, его места на рынке, реакции на факторы внешнего воздействия, ограничивающие развитие. И, конечно, стратегическую сессию с участием руководства и персонала, без вовлечения которого, практически невозможно добиться поставленных целей.

Обратная связь Здесь вы можете задать вопрос по теме

Виды систем управления бизнесом

Для повышения эффективности работы бизнеса и упрощения принятия грамотных управленческих решений в мире были разработаны современные системы.

Напомним о самых известных из них:

  • Lean (бережливое производство), основоположником которого является производственная система Toyota Production System (TPS). Система этой азбуки бережливого производства основана на теории ускоренного потока по созданию ценностей. Иными словами, деятельность, не участвующая в создании ценностей для потребителей, считается потерями (по-японски это звучит, как «муда»), а значит, подлежит устранению. Всего Toyota выделила семь муда или видов потерь.
Читайте также:  Деловая статистика и вероятностные методы в управлении и бизнесе

Нередко складывается ошибочное мнение, что эта концепция, получившая название Lean, предполагает исключительно борьбу с издержками и использование жесткой экономии. Что в итоге чревато довольно большим процентом неудач и существованием устойчивого мнения о том, что бережливые принципы Lean, к примеру, не работают на просторах России ввиду особенностей местного менталитета.

  • СМК, представляющая собой систему менеджмента качества, действие которой основано на международных стандартах управления качества – ISO 9001:2008. Суть управления бизнесом по этой системе заключается в максимальном удовлетворении, как клиентов, так и сотрудников, руководства, владельцев, да и общества в целом, за счет неустанного повышения такого показателя, как качество создаваемой продукции. Что в итоге ведет к полной уверенности потребителей, «голосующих рублем» (простите, шекелем), в надежности продукции, а значит, и процветанию самой компании. В свою очередь развитие бизнеса стимулирует благосостояние сотрудников, которые еще больше ценят свое рабочее место и еще усерднее вовлекаются в процесс совершенства качества.
  • Six Sigma, представляющая собой систему управления бизнесом и являющаяся продуктом американской мультинациональной корпорации Motorola, которая в свое время была лидером в сфере интегрированных телекоммуникаций, а также встроенных электронных систем. Цель этой системы управления заключается в минимизации вероятностей возникновения каких-либо отклонений или дефектов в деятельности компании. Был разработан даже такой плановый показатель достойного качества, как наличие не более 3,4 изъянов на один миллион совершаемых операций.
  • TOC – Theory of Constraints, она же теория системных ограничений – детище, созданное в образе бизнес-романа израильским магистром, доктором философии Элияху Моше Голдраттом. Эта знаменитая, весьма популярная и, пожалуй, самая эффективная в мире теория была разработана еще в 80-е годы прошлого века в качестве методологии управления системами для применения в различных сферах деятельности. Система базируется на поиске и последующем управлении ключевым ограничением, предопределяющим успех и эффективность ее работы в целом. Так, согласно ТОС каждое предприятие, в определенные моменты времени, имеет свой «камень преткновения», узкое место, «слабое звено», «тормоз», мешающий ему развиваться. Таким образом, вычисление и нахождение этого изъяна позволит предприятию «расправить крылья» и выйти на более высокий уровень развития.

При этом именно ТОС является отличным дополнением к любой из вышеперечисленных управленческих бизнес-методик.

Эта теория ограничений в короткий период времени позволяет сконцентрировать внимание на главном и, что крайне важно, дает в итоге быстрый эффект, работающий годами.

Так, крупнейший японский холдинг – компания Toyota Motor Corporation, после внедрения ТОС всего за 6 дней увеличила производительность потока на внушительные 60%. И это при том, что уже действующий в компании производственный процесс TPS до того считался самым совершенным в отрасли.

Важно знать, что использование ТОС предполагает рассмотрение бизнеса исключительно, как единой системы, в которой будут неэффективны локальные улучшения и совершенствования отдельных ее составляющих и участков.

Источник: israexpert.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин