Сегодня технологии дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR) выходят за рамки игрового мира. Они получают все большее распространение в различных отраслях, в частности, в обрабатывающей промышленности. В эпоху, в которой огромную роль играют данные, и все вокруг очень быстро меняется, а специалистам приходится постоянно осваивать новые навыки, эти развивающиеся технологии могут существенно изменить производственную отрасль, какой мы ее сегодня знаем.
Что же такое на самом деле AR? Это технология, которая позволяет увидеть продукт в своем относительном окружении. Он накладывается на созданный компьютером образ в представлении человека о реальном мире, дает расширенную версию реальности. С другой стороны, когда речь заходит о VR, можно надеть гарнитуру VR и погрузиться в полностью виртуальный мир и взаимодействовать с объектами в этом виртуальном мире так, как это происходит в мире реальном.
AR/VR позволяет работникам нового поколения быть эффективнее, умнее, действовать быстрее и точнее. Эта новая волна иммерсивных технологий предоставляет им оперативный доступ к техническим знаниям и данным, дает возможность взаимодействовать с 3D-моделями, на новом уровне сотрудничать с коллегами, а также погружаться в цифровую среду, которая качественно улучшает взаимодействие и обучение специалистов. Помогая сотрудникам делать больше и быть продуктивнее, технологии AR/VR позволяют предприятию решать разного рода проблемы, порой неожиданным и инновационным образом.
Сегодня, когда обрабатывающая промышленность готовится адаптироваться к новым вызовам и возможностям, AR/VR может стать для нее хорошей основой.
Новая реальность производства
Сейчас в Соединенных Штатах в обрабатывающей промышленности работают 11,5 млн. человек, что составляет 8,8% рабочей силы, и их число продолжает расти. Во всем мире в обрабатывающей промышленности прогнозируется дефицит в 7,9 млн. работников к 2030 году, что приведет к нереализованному экономическому эффекту в размере 607,1 млрд. долл., если текущие инициативы останутся неизменными.
Согласно исследованию Korn Ferry «Будущее работы» («Future of Work»), «развивающиеся страны с сильными промышленными центрами могут начать конкурировать из-за значительной нехватки производственных кадров. По прогнозам, к 2030 году Бразилии потребуется 1,7 миллиона рабочих на производстве, а в Индонезии дефицит кадров может достичь 1,6 миллиона человек. Соединенные Штаты уже борются с нехваткой высококвалифицированных производственных кадров, и ожидается, что этот дефицит в течение следующего десятилетия значительно увеличится, достигнув к 2030 году 383 000 человек, что эквивалентно более 10% высококвалифицированной рабочей силы».
В результате, стремясь устранить дефицит квалифицированных кадров, обрабатывающая промышленность, которая традиционно развивалась достаточно медленно, быстро переходит к интеграции технологий AR/VR. По прогнозам IDC, мировые расходы на AR/VR к 2023 году достигнут 160 млрд. долларов, что значительно выше прогноза в 16,8 млрд. долларов на 2019 год, а за пятилетний период совокупный ежегодный рост расходов на AR/VR может достичь 78,3%. Коммерческие сценарии использования этих технологий, которые, как ожидается, получат самые крупные инвестиции в 2023 году, включают такие направления как обучение (8,5 млрд долларов) и техническое обслуживание (4,3 млрд долларов).
Темпы роста таких сценариев использования AR/VR как сборка на объектах и безопасность будут опережать темпы роста игр AR (IDC).
С увеличением числа предприятий, использующих технологии AR/VR для различных сценариев использования, рынок AR/R ожидает рост, уверены в IDC. Эти технологии будут играть важнейшую роль в расширении кадрового потенциала. Текущие достижения в области аппаратного и программного обеспечения-инициативы и усилия технологических гигантов, таких как Google (ARCore), Apple (ARKit 3) и Microsoft (HoloLens) – откроют больше возможностей и подтолкнут широкое распространение AR/VR.
Аппаратное обеспечение будет составлять более половины всех расходов на AR/VR. Наиболее высокими темпами будут расти расходы на услуги системной интеграции (94,8% в год), опережая консультационные услуги и разработку приложений, в то время как расходы на программное обеспечение будут расти ежегодно на 70%, прогнозирует IDC.
Сильный рост расходов на AR-оборудование, программное обеспечение и услуги (135,5% в год) приведет к значительному опережению общих расходов на AR затрат на VR к концу прогнозного периода (до 2023 года).
Расширение использования AR/VR предприятиями станет прямым следствием роста объемов производства, когда компании внедряют новые технологии для повышения производительности труда, безопасности и достижения высокой точности.
Практическое обучение
По данным Deloitte, ожидается, что число новых рабочих мест в производственной отрасли увеличится и к 2028 году на 1,96 млн. Это требует, чтобы промышленность не отставала от спроса на новые кадры, быстро адаптировалась и интегрировала новые технологии с целью повышения как доходов, так и производительности труда.
Технические специалисты должны уметь быстро приспосабливаться к этой среде и определять потенциальные точки повышения эффективность во всей своей деятельности. Одним из способов как раз и является использование новых технологий, которые дают возможность усовершенствовать методы обучения сотрудников.
В большинстве производственных сред проводить обучение на практике достаточно трудно, потому что отключать оборудование или производственную линию для инструктажа новых сотрудников нереально. Кроме того, есть виды оборудования, приобретать которые исключительно для обучения специалистов было бы слишком расточительно.
Между тем с помощью VR вполне можно проводить обучение на местах: новые сотрудники оказываются в виртуальной среде. Эта среда имитирует работу, которую они будут выполнять на своих рабочих местах. Возможность учиться на реальных примерах приводит к повышению уровня закрепления знаний и дает возможность практиковать сложные сценарии, к которым обучаемые обычно не имеют доступа в традиционных учебных средах.
Технология также позволяет сотрудникам воспринимать информацию с помощью приложений в реальном времени, экономить время на традиционных формах обучения и дает им опыт, необходимый для восполнения пробелов. Компании также выигрывают, потому что виртуальное обучение предотвращает прерывание нормальных рабочих процессов и производственных циклов.
Уже в ближайшие несколько месяцев может возникнуть острая необходимость в повышении квалификации с помощью AR/VR. По данным Международной организации труда, 21 миллион работодателей в мире входят в число наиболее пострадавших от экономического кризиса компаний, вызванного глобальной пандемией COVID-19.
Сейчас предприятия возобновляют и наращивают производство после внезапного и продолжительного закрытия в начале года. Вероятно, миллионы рабочих и служащих вернутся на свои рабочие места. Это будет происходить более быстрыми темпами, чем когда-либо в истории, и потребует ускоренной переподготовки или переобучения по мере внедрения новых производственных процессов и процедур.
Компании могут совмещать аудиторное и рабочее обучение в виртуальной среде, где пользователи узнают о продукте/оборудовании и могут сразу же пройти практическое обучение на виртуальных 3D-моделях. Повторение станет важной практикой для беглого выполнения рабочих задач.
Безопасность и обслуживание
Возможность дистанционно обучать сотрудников выводит процесс на качественно новый уровень, в долгосрочной перспективе экономит деньги работодателей и, что самое важное, обеспечивает более безопасную среду. Несмотря на наличие руководств и учебных курсов, сотрудники должны использовать для эффективной подготовки к различным ситуациям высокого риска, с которыми они могут столкнуться в течение своей карьеры, и другие ресурсы. Благодаря технологии AR они могут многократно проходить потенциально опасные сценарии, что помогает избежать производственных травм и повреждения оборудования.
Например, производители аэрокосмической техники используют технологию AR для повышения эффективности и улучшения контроля качества на своих установочных и инспекционных площадках. Сотрудники используют очки дополненной реальности для просмотра цифровых макетов поверх изображений реальных систем, чтобы найти неисправные детали. Это помогает обеспечить безопасность и ускоряет процесс технического обслуживания. AR помогает добиться высокой точности, а также ускоряет процессы ежедневных проверок и контроля.
Специалисты сборочных линий, как правило, делают ошибки в сложных сборках, а стоимость повторной сборки продукта подчас очень велика. AR поможет собирать продукт со 100% точностью. С ее помощью компании могут намного упростить и процесс обслуживания. В реальном времени пользователи будут проходить по шагам процесс ремонта машины, применять цифровое моделирование для устранения проблемы.
Производительность труда и эффективность бизнеса
Результатом ориентированного на практику процесса адаптации и обучения становится лучшая и ускоренная подготовка специалистов к выполнению своих ежедневных задач, что приводит к повышению производительности труда. Помимо обучения, решения AR/VR помогают предприятиям работать «умнее» и эффективнее. Например, руководители производственных компаний могут использовать VR для повышения квалификации своих сотрудников, чтобы получить новые навыки, или же решения AR могут предоставить инженерам доступ к интерактивной 3D-визуализации для более быстрой сборки определенных компонентов.
Уже не один год эти технологии развиваются, чтобы помочь предприятиям стать еще более эффективными. Например, чтобы приспособиться к растущей мобильности и технологичности рабочей силы, эти решения теперь представлены в виде очков и шлемов, которые можно использовать для развертывания как простых, так и сложных инсталляций AR для предприятий. Результат — снижение вероятности ошибок, сокращение времени развертывания системы и сокращение затрат. Кроме того, непосредственные руководители могут дать конкретные инструкции подчиненным, чтобы те лучше выполняли свою работу. При использовании виртуальной реальности для обучения на каждом этапе процесса – от начального проектирования до оптимизации сборки – можно значительно повысить производительность и продуктивность.
Всякий раз, когда мы покупаем определенный продукт, мы хотим опробовать его. С помощью AR и VR можно видеть, как продукты вписываются в среду клиента, их внешнюю и внутреннюю работу. Комбинируя AR/VR с геймификацией и игровым дизайном, пользователи могут лучше работать в моделируемой среде, лучше запоминать и лучше выполнять задачи.
Заглядывая в будущее
Существующие платформы AR/VR предлагают проверенный, масштабируемый и оптимизированный путь от проверки концепции до развертывания корпоративных приложений AR/VR. В частности, они дает сотрудникам возможность сократить время ремонта, оптимизировать рабочие процессы, улучшить качество обучения, устранить ошибки и многое другое.
ThinkReality — масштабируемая облачная и программно-независимая платформа AR/VR, поддерживаемая Lenovo. Системы ThinkReality предназначены для создания, развертывания и управления корпоративными решениями виртуальной/дополненной реальности.
Хотя технологии AR/VR по-прежнему сталкиваются с препятствиями на пути их интеграции в отрасли, они сыграют важную роль в развитии промышленности уже в ближайшие годы. Обеспечение требуемой подготовки, должной продуктивности работы и безопасности сотрудников является лишь отправной точкой для перспективного будущего AR/VR в обрабатывающей промышленности. Строя планы на будущее, предприятия по-прежнему видят ценность и широкие возможности AR/VR в улучшении операций. Внедряя более интеллектуальные технологии в корпоративную экосистему, предприятия будут преобразовывать, трансформировать обрабатывающую промышленность, что мы сегодня и наблюдаем.
- Блог компании Lenovo
- AR и VR
Источник: habr.com
Виртуальная реальность во спасение:
29 сентября 2020
Виртуальная реальность во спасение:
как бизнес использует технологии VR/AR
Независимый автор, пишущий о хайтеке в бизнесе
Многочисленные научные исследования показали, что среди различных терапевтических программ виртуальная и дополненная реальности представляют собой эффективные инструменты для лечения проблем психического здоровья, включая стресс, депрессию и тревожные расстройства. Таким же эффективным средством технологии VR/AR могут стать для повышения тонуса современной экономики. Лучшего всего они справляются с задачами визуализации сложных концепций и объектов, восполнения информации и обучения на примерах.
Попытки использовать технологии VR для практических задач предпринимались давно. Так, еще в 1999 году был создан международный консорциум для изучения возможностей использования решений виртуальной реальности. Однако на тот момент они оказались слишком сложными и дорогими в реализации и обслуживании. Теперь же, особенно благодаря доступности приложений дополненной реальности на мобильных устройствах возникли необходимые предпосылки для широкого использования иммерсивных технологий. Предприятия находят и тестируют все более разнообразные применения для технологий дополненной и виртуальной реальности, включая проектирование, совместную работу, наставничество, обучение и другие.
Забудьте о видеоконференциях
Вынужденная изоляция привела не только к росту спроса на шлемы виртуальной реальности для игр и развлечений, но и расширению использования технологии для организации удаленного взаимодействия при помощи социальных VR-платформ таких как AltspaceVR, Bigscreen, Rec Room, VRChat и других. Так, использование виртуальных переговорных компании Spacial, VR-аналога Zoom, выросло с марта на 1000%. Для участия в виртуальном совещании можно использовать любой VR- или AR-шлем, а также обычную Web-камеру на ноутбуке.
Производитель VR-шлемов HTC провел свою первую виртуальную конференцию VIVE Ecosystem Conference, в которой приняли участие более 1000 человек, исключительно с помощью VR. Это стало первым подобным масштабным событием в отрасли, но вскоре за ним последовали и другие. Институт инженеров электротехники и электроники IEEE, под чьим патронажем разрабатывались такие стандарты как Wi-Fi и USB, организовал конференцию по виртуальной реальности и пользовательским 3D-интерфейсам на VR-платформе Mozilla Hub. Однако, гораздо более эффективны VR-инструменты для организации небольших встреч, для которых многие компании используют сейчас видеоконференции.
Формат видеоконференций не позволяет передать многие невербальные сигналы, которые помогают людям эффективно общаться. Эти недостатки открывают перспективы для применения VR-технологий.
Такие инструменты как Zoom или Microsoft Team стали палочкой-выручалочкой для организации коммуникаций в период пандемии, но они не обеспечивают того же эффекта присутствия как совещание в реальной переговорной. Формат видеоконференций не позволяет передать многие невербальные сигналы, которые помогают людям эффективно общаться. Эти недостатки открывают перспективы для применения VR-технологий.
Иммерсивные системы не только помогают поддерживать связь с коллегами, но и позволяют воспроизвести мельчайшие детали офиса, лаборатории или производственного цеха. Кроме того, ведущие производители VR-оборудования начинают интегрировать в свои шлемы и контроллеры камеры и инерциальные сенсоры для отслеживания жестов, взгляда и выражения лица. Это позволяет воспроизвести множество социальных сигналов, таких как зрительный контакт с собеседником или бурная жестикуляция в другом конце комнаты. Данные функции должны стать стандартными уже в следующем поколении шлемов, это должно сделать VR-совещания еще более реалистичными.
С постепенным переходом от централизованных офисов к распределенным командам использование голографических 3D-изображений, аватаров и других технологий виртуальной реальности должно стать более привычным. Так, Facebook намерена интегрировать средства VR/AR в свои инструменты коллективной работы. В соответствии с планами Facebook в течение ближайших 5-10 лет половина штата социально сети должна быть полностью переведена на удаленную работу. В компании считают, что применение VR/AR сделает удаленную работу более жизнеспособной опцией, поскольку она дает сотрудникам ощущение присутствия во время встреч и других совместных действий.
Для профессионального использования требуются дорогие модели VR-шлемов, но они лишь часть стоимости решения. Необходимо и другое дорогостоящее оборудование — высокопроизводительные компьютеры, эффективные графические карты, высокоточные трекинговые системы, дисплеи с высоким разрешением и т. д.
Дополненная реальность в промышленности
В отличие от удаленных встреч и совещаний на производстве более востребованы технологии дополненной реальности (AR). Эффект полного погружения, как при использовании шлемов виртуальной реальности, здесь для многих задач не нужен. На первый план выступают такие преимущества технологии дополненной реальности как возможность отображения информации вместе с реальными объектами. Например, наложение 3D-модели на строящееся здание позволяет быстро увидеть, что уже сделано, а что еще предстоит сделать. В свою очередь, технологии VR могут эффективно использоваться для проектирования или обучения.
Согласно исследованию, спонсированному GridRaster, промышленные предприятия используют технологий VR/AR для следующих целей:
- 60% для оказания помощи при выполнении различных работ;
- 53% для проектирования и конструирования изделий;
- 53% для осуществления виртуальных экскурсий по предприятию и встреч с клиентами;
- 26% для обучения сотрудников.
Дополненная реальность на сборочных линиях. Одно из очевидных применений AR — на сборочных производствах, где требуется собирать десятки, сотни и даже тысячи деталей в правильном порядке. Письменные инструкции неудобны в использовании, к тому же быстро устаревают. Приложения AR позволяют выводить актуальную информацию через очки шаг за шагом по мере выполнения работ и при этом сборщик не отвлекается на поиск инструкций, а его руки свободны. Некоторые модели позволяют воспроизвести видеоинструкцию, как произвести ту или иную операцию.
Так, Airbus использовал приложение смешанной реальности MiRA для предоставления работникам на производственной линии доступа к полным трехмерным моделям самолетов. В первую очередь с его помощью проверялась целостность вспомогательных структурных кронштейнов для крепежа гидравлики на фюзеляже A380. По данным Airbus, это позволило сократить время, необходимое для проверки кронштейнов, с трех недель до трех дней.
По данным опроса GridRaster у 29% предприятий, использующих AR/VR, производительность выросла на 25%, а 61% из них сэкономили порядка 20% затрат.
Проектирование и визуализация. Технологии VR и AR помогают проектным бюро конструировать и даже тестировать новые изделия без создания дорогостоящих прототипов. Трехмерная модель в виртуальной реальности помогает получить наглядное представление о будущем продукте до того, как будет затянут первый винт.
Например, госпиталь Kaiser Permanente заказал разработку 3D-модели кабинета инвазивной радиологии. Каждый из хирургов мог оценить освещение, расположение столов и другого оборудования с точки зрения удобства использования. Их предложения позволили улучшить планировку в кабинете, в котором им предстоит работать долгие годы.
Обслуживание, ремонт и контроль качества. Контроль поступающих деталей и готовой продукции традиционно осуществляется с помощью чертежей или даже простых списков. Но с помощью AR-приложений модели САПР можно точно наложить на видеоизображение в реальном времени, что позволяет мгновенно выявить любые расхождения. Помимо контроля геометрии контролер также может получить всю нужную информацию об изделии, такую как стандарты ISO, метаданные и т. д. без необходимости использования какого-либо другого носителя. Все это позволяет ускорить и упростить проверку.
Для технического обслуживания эксперту не обязательно даже оставлять свой офис. Подключенные очки виртуальной реальности позволяют ему видеть на компьютере все то же, что и техник, который выполняет работы на месте. Он может руководить его действиями, подавая команды или передавая информацию. Помимо сокращения времени и затрат на привлечение дорогостоящих специалистов, это позволяет сократить растущий разрыв в навыках, привлекая экспертов извне.
По данным опроса GridRaster у 29% предприятий, использующих AR/VR, производительность выросла на 25%, а 61% из них сэкономили порядка 20% затрат.
Взаимодействие виртуальных и реальных объектов в случае AR было далеко от реалистичного. Для промышленного применения, где требуется визуальная точность и аккуратность, это весьма существенный недостаток.
Обучение вприглядку
Обучение оказалось в конце списка целевых применений VR/AR в промышленности, но в действительности — это один из драйверов развития направления VR/AR. Согласно недавнему опросу 900 разработчиков решений AR, VR и смешанной реальности, треть из них фокусируется именно на образовательных продуктах. А по данным ABI Research рынок корпоративного обучения с использованием средств AR достигнет 6 млрд долларов к 2022 году.
Вследствие реалистичного характера виртуальная реальность позволяет компаниям создавать сценарии и ситуации, которые невозможно — или очень дорого — воспроизвести в реальной жизни. В российской компании Biocad на виртуальном тренажере практиканты получают практические навыки работы с биореактором (установкой для выращивания биологических культур). Новые сотрудники могут отрабатывать навыки до автоматизма, не боясь повредить дорогостоящее оборудование. Как правило, им хватает двух-трех повторений, чтобы перестать допускать критические ошибки.
Благодаря ускоренному освоению навыков время вхождения в должность сократилось с трех месяцев до трех недель. При этом создание виртуального тренажера обошлось Biocad в три раза дешевле, чем приобретение отдельного реактора для целей обучения (а ведь для него еще надо выделить помещение, проводить регулярную дезинфекции и т.д.). Обучение может проводиться в любое удобное время, а для его проведения не требуется наставник, что также сокращает расходы на подготовку специалистов.
Чтобы виртуальная и дополненная реальность была более эффективным инструментом, чем интерактивный 2D-контент, необходима подготовка соответствующих учебных программ.
Помимо теоретических знаний, тренажер помогает практикантам приобрести практические навыки в ходе самостоятельных занятий. У обучающегося есть возможность ошибаться и видеть результаты своих действий, при этом ни ему самому, ни установке не наносится никакого ущерба. Конечно, это не отменяет необходимости обучения «в поле», но благодаря ускоренному освоению навыков время вхождения в должность сократилось с трех месяцев до трех недель.
AR/VR-приложения позволяют учащимся проводить исследования, видеть результаты своих действий и получать обратную связь. Это дает им более глубокое понимание содержания, а не просто запоминание фактов, что повышают ценность обучения. Например, приложение Virtual Speech позволяет практиковать свои навыки межличностного общения в виртуальной среде, такой как комнаты для семинаров и аудитории. Приложение собирает данные о поведении и позволяет получить обратную связь по сделанной презентации.
Технологии AR/VR помогают ускорить и упростить введение новых сотрудников в курс дела —обучение можно совместить с выполнением реальных задач. В кадровом агентстве Quess проводят виртуальные тренинги для обучения тысяч нанимаемых сотрудников продажам по телефону. Искусственный интеллект с функцией чтения по лицу позволяет им получить обратную связь о том, насколько хорошо они говорят и что можно улучшить.
Но не все в этой области зависит от разработчиков — чтобы виртуальная и дополненная реальность была более эффективным инструментом, чем интерактивный 2D-контент, необходима подготовка соответствующих учебных программ.
Ключевую роль в распространении AR/VR будут играть конечные пользователи — если разработчикам удастся найти привлекательные сценарии использования этих технологий в повседневной жизни, то пользователи станут более активно поддерживать их внедрение на предприятиях.
Что мешает распространению технологий VR/AR?
Пока продажи VR-шлемов у многих производителей ограничиваются сотнями тысяч вместо прогнозируемых несколько лет назад десятков миллионов штук. Согласно прошлогоднему прогнозу PwC к 2030 году во всем мире технологии VR/AR будут использоваться на 23,5 млн рабочих мест для обучения, проведения рабочих встреч и улучшения взаимодействия с клиентами. Цифры, что и говорить, скромные, но с учетом всплеска интереса в последние месяцы можно ожидать более широкого применения технологий.
Для этого, прежде всего, необходимо преодолеть свойственные им ограничения. Например, взаимодействие виртуальных и реальных объектов в случае AR было далеко от реалистичного. Для промышленного применения, где требуется визуальная точность и аккуратность, это весьма существенный недостаток. При наложении интерфейса дополненной реальность на физический мир возникают серьезные риски, поскольку пользователь может отвлечься от окружающей обстановки и своими действиями подвергнуть себя и других опасности.
Еще один важный фактор популярности технологии — цена. До недавнего времени цена VR-шлема была сопоставима со стоимостью мощного компьютера. Теперь VR-шлемы начального уровня Oculus Go можно приобрести за сумму менее 150 долларов. Для профессионального использования потребуются более дорогие модели, но они лишь часть стоимости решения.
Для его реализации в зависимости от области применения необходимо и другое дорогостоящее оборудование такое как высокопроизводительные компьютеры, эффективные графические карты, высокоточные трекинговые системы, дисплеи с высоким разрешением и т.д. Плюс разработка программного обеспечения — так стоимость одной минуты создания фильма с круговым обзором может доходить до 10 тыс. долларов.
Предыдущие годы распространение виртуальной и дополненной реальности шло медленно и тяжело еще и потому, что опыт их использования часто не отвечал ожиданиям. Существующие шлемы были громоздки, а их дизайн не способствовал комфортному использованию. Длительное ношение VR-шлемов приводило к напряжению глаз и даже способно было вызвать тошноту.
Постоянные опасения вызывают и вопросы информационной безопасности. AR/VR-приложения предполагают обработку значительных объемов персональных данных, включая идентификационные данные пользователей, внешний вид, движения тела, местоположение, общение и другое поведение. Многие приложения VR/AR предполагают использования встроенной камеры. При подключении к интернету это создает риски нарушения конфиденциальности и утечки данных.
Опасения усиливаются тем, что для сокращения требований к памяти и вычислительным мощностям многие AR-приложения используют в облако. Впрочем, это скорее отголоски прежнего предубеждения против облаков — согласно опросу Boost VC число тех, кто называет безопасность и конфиденциальность данных, главным риском использования иммерсивных технологий снизилось с 61% в прошлом году до 49% в этом.
В конечном итоге ключевую роль в распространении AR/VR будут играть конечные пользователи — если разработчикам удастся найти привлекательные сценарии использования этих технологий в повседневной жизни, то пользователи станут более активно поддерживать их внедрение на предприятиях, как происходило со смартфонами, да и сами решения при массовом использовании станут дешевле.
Источник: upr.ru