Влияние христианства на бизнес

Конференция дает повод для размышления над важными вещами, в нашем случае над ролью христианской этики в экономической жизни современного общества, а точнее возможности создать соответствующую времени христианскую этику, которой могли бы руководствоваться христиане (и работодатели и наемные труженики). Это частный случай вечной проблемы, как быть, или как состояться христианином в мире.

Однажды возникшая, эта проблема в той или иной степени находила свое решение в разные эпохи нашей христианской истории. Одним из вариантов решения было бегство из мира (в пустыню). Но бегство было отрицательным ответом Богу на Его призыв осваивать данный Им человеку мир.

Мы говорим о положительном ответе и положительных результатах этого ответа Богу. Их дало европейское Cредневековье, сформулировав христианскую этику труда, позволившую создать высшие достижения средневековой цивилизации. В ее основе бенедиктинское «Ора эт лябора». «Молись и трудись». Или русский принцип северных монастырей, согласно которому труд приравнен к молитве. «Работай так, как если бы ты работал на Христа» — сказал настоятель монастыря молодому монаху. «Труды без молитвы не принимаются, как и молитва без трудов».

Результаты этой работы и сегодня потрясают воображение. В истории нашей страны монахи были среди пионеров, осваивавших с 11 века русский Север. Столетия спустя, для нового, сталинского, освоения Севера понадобился подневольный труд миллионов заключенных.

Наиболее впечатляющим примером монашеского труда является история расположенного в Белом море Соловецкого монастыря. Он был основан в первой трети 15 в. Сто лет спустя, в 16 веке на территории главного острова[1] были прорыты каналы, соединяющие многочисленные пресноводные озера, возведен величественный и третий по величине монастырский комплекс России.

В 19 -начале 20 вв. у монастыря было образцовое хозяйство. В канун закрытия монастыря в нем проживало более 400 монахов. В летний период монастырь был способен ежедневно прокормить до 600 паломников. Для сегодняшних Соловков это невозможные цифры.

Для другого, расположенного на каменистом острове Валаам на Ладожском озере монастыря необходимо было завозить землю. И монастырский комплекс, и леса, и прекрасный монастырский сад — все это результат труда монахов подвижников.

Монашеский труд в средневековых монастырях был живым примером, образцом христианского отношения к природе, к труду, к человеку.

Эпоха капитализма вновь поставила проблему христианской этики применительно к новым условиям. Молитва индивидуальна, как и труд монахов и монастырских послушников, даже если они работали вместе или вместе молились. Труд, как и молитва, были их личным ответом Богу. Этот ответ предполагал добровольно взятые на себя обязательства и добровольно принятое самоограничение.

Взамен они получали сознание выполненного долга перед Богом. Долг — основополагающее понятие в христианской этике. Символом преображения земли в результате такого труда были монастырские сады — напоминание об утраченном райском саде. Все это исчезнет в капиталистическом производстве.

Макс Вебер сформулировал и обосновал роль протестантской этики в становлении и развитии европейского капитализма. Он показал религиозную составляющую этого нового отношения к труду и его оценке. Этот труд должен быть угодным Богу. Но его уже ничто не связывает с молитвой. Острое чувство греха у предпринимателей-протестантов способствует развитию системы благотворительности.

В ее основе не столько исполнение заповеданного Евангелием долга, сколько скрытое чувство вины за совершенно не христианские, нарушающие понятие о справедливости, принципы организации труда на капиталистическом производстве. В Священном Писании о поддержании справедливости — как основной добродетели, говорится более 800 раз[2].

Капитализм — это не только организация коллективного труда, целью которого является производства товара на рынок ради достижения прибыли. Капитализм — это новая система взаимоотношений человека с природой и другим человеком. Меняет свой характер сам труд. Теряется личный творческий элемент труда.

Да и не всякий труд теперь можно приравнять к молитве или рассматривать в категориях исполнения заповеди Божьей, например, производство средств массового уничтожения. Но даже в тех случаях, когда речь идет о производстве общественно-полезных товаров, сама организация труда ведет к отчуждению работника от его результатов и разрушению межчеловеческих отношений.

Но уже в следующем поколении русских предпринимателей и русских рабочих патриархальные связи будут естественным образом разорваны. Этого требует технология производства и условия конкурентной борьбы.

«Иной старик-фабрикант с полным убеждением в своей правоте говорил: «Много у меня грехов, но одно себе в заслугу ставлю: фабрику учредил и дело развил: теперь 10 000 народу кормлю… Но шли годы, и в глубокой старости тому же хозяину во время забастовок приходилось слышать, как ему из толпы рабочей молодежи кричали: «Нас 10 000, а мы тебя одного, толстопузого, кормим»[3].

Я сознательно обращаю Ваше внимание на попытку создания христианских отношений на производстве, где и хозяева и рабочие, оставаясь членами одной Церкви, переставали быть членами одной общины-семьи. Патриархальные отношения не выдерживали новых технологий. Первая в русской истории масштабная забастовка (Морозовская стачка) была именно у такого верующего предпринимателя. Это был протест против нарушения этики патриархальных отношений.

Для повышения качества готовой продукции Т.С. Морозов ввел систему штрафов. Рабочие же заподозрили своего хозяина в том, что штрафы введены для увеличения прибыли. Сегодня мы знаем, что это не так. Морозов в своей домашней молельне «часами со слезами отмаливал грех штрафования»[4].

И как говорит его современник, если бы он присвоил штрафные деньги, то его духовный отец не допустил бы его до причастия.

Те, патриархальные отношения, которые не смогли сохранить ни российские христиане=капиталисты первой волны, ни западные капиталисты-протестанты, с момента возникновения капиталистического производства сохраняются в производственных отношениях в странах конфуцианской культуры: Китай, Япония, страны Юго-Восточной Азии.

Ту Вей-Минг, из Гарвардского университета, на семинаре у папы Иоанна ПавлаII в Кастель Гондольфо утверждал, что важным наследием традиционного конфуцианства является не его политическое учение, а личная этика, формирующая отношение к семье, работе, образованию и другим элементам повседневной жизни, наделяемая особым значением и важностью в китайском обществе. Именно эти отношения, а не унаследованные идеи относительно политической власти, лежат в основе экономического успеха китайцев за границами Китая[5]. Здесь выражена важная мысль о первенстве межчеловеческих отношений для достижения экономического успеха. Мысль, как кажется, долгое время совершенно чуждая экономической мысли Европы.

Парадоксально, но в качестве сторонников восстановления разрушенных и религиозно обоснованных традиционных связей в конце ХХ века выступили давние противники христианства — авторитетные идеологи либерализма.

Именно они в конце ХХ века обращают внимание на то, что только религиозно мотивированная мораль (как система общепринятых ценностей) обеспечивает существование и развитие социальных связей, вне которых и без которых ни человек, ни демократия, ни рыночная экономика существовать не могут. По словам лорда Ральфа Дарендорфа на семинаре в /Кастель Гондольфо, «К тому же выясняется, что механизмы открытого общества могут разладиться, если человеку не удается сохранить ощущение слияния с обществом.

Демократия и хаос в области морали и права неохотно делят между собой ложе. Хаос уничтожает свободу хотя бы потому, что своей моральной пустотой он притягивает к себе фальшивых богов и лжепророков»[6]. Великие демократии Запада: США, Англия, Швейцария выработали гражданские религии, позволившие им создать на время новые социальные связи. Сегодня эти связи разрушаются, и перед демократиями встает вопрос об их Попытка разрешения этой проблемы при помощи создания социального государства не решила проблемы будущем.

Поиски средств восстановления общественных связей приводят либералов к признанию социальной значимости религиозных ценностей. По словам Эрнеста Геллнера: «Если из всего этого и можно сделать какой-то вывод, то тот, что будущее скорее принадлежит не какому-нибудь светскому контр-Откровению, а скорее какому-то двузначному, меняющемуся и непростому союзу между Верой, Равнодушием и Ответственностью»[7]. К аналогичному выводу пришел и другой не менее известный либерал — Фридрих фон Хайек (1899−1992). Необходимости религиозной веры он посвятил специальную (9) главу «Религии и блюстители традиций» в своей последней книге «Пагубная самонадеянность»[8].

ХХ век обострил все проблемы и отношения, сделав невозможным компромисс между религиозными заповедями и нормами жизни западного общества. Нельзя служить двум господам: Богу и мамоне.

В современном католическом богословии труду, формам социального служения бизнеса посвящено много внимания. Более ста лет существует социальная доктрина Католической церкви. Основы социальной концепции сформулировала Русская Православная церковь.

Но упор на социальную ответственность бизнеса как средство разрешения существующих проблем не приносит желаемого результата. Социально ответственный бизнес не способствует распространению христианских ценностей и тем самым восстановлению разрушенных социальных связей.

Автор статьи «Влияние христианства на экономику» диpектоp боннского Института экономики и общества М. Мигель[9], весьма скептически оценивает масштабы христианского влияния. Он считает, что экономические стpуктуpы современного мира вышли из-под контроля церквей и учение Иисуса с ними вряд ли совместимо. Он цитирует довольно циничное замечание английского теоpетика-экономиста Денниса Робеpтса о том, что экономический пpинцип главным образом экономит на любви к ближнему, а запасы последней столь скудны и столь ценны для частной жизни, что их не следует тратить на экономику, где эта любовь скоpее пpиносит вpед[10]. Христианство, заключает Мигель, в экономической сфере занимает пpоигpышную позицию.

О том, что социально ориентированный бизнес не разрешает проблем восстановления человеческих отношений, говорил во время своего последнего визита в Баварию папа Римский Бенедикт XV. Во время мюнхенской проповеди папа рассказал об истории некоего епископа из Африки, пожаловавшегося ему на то, что когда он предлагает в Германии социальные проекты, то перед ним открываются все двери, а когда он предлагает проекты евангелизаторские, то чаще всего сталкивается со сдержанностью». Бизнес готов жертвовать, но не готов перестраиваться по нормам Евангелия.

Проблему социальной этики капитализма нельзя сводить к религиозно мотивированному нормированию поведения предпринимателей. Не меньшую проблему представляет социальная этика трудящихся. С разрушением традиционных связей именно они потеряли религиозную мотивацию своего труда, став евангельскими наемниками. И никакое повышение зарплаты, никакие социальные выплаты не вернут им ощущения труда как молитвы и долга перед Богом.

Мы живем в секуляризованном мире, т. е. в мире закрытом для непосредственного религиозного влияния. И поэтому, обращенный к этому миру призыв должен содержать не только проповедь и перечень принципов. Призыв должен заключать в себе конкретный пример конкретной жизни в соответствии с живой верой. Другого примера секулярный мир не поймет и не примет.

Читайте также:  Что будет с строительным бизнесом в России

[1] Большой Соловецкий остров — примерно 25 километров в длину и 16 в ширину (246 кв. км).

[2] Лортц Й. История Церкви. Т.1. М.2000. С. 120.

[3] Рябушинский Вл. Старообрядчество и русское религиозное чувство. М.-Иерусалим, 1994. С. 159.

[5] Tu Wei-Ming. Humanizm konfucjanski a demokracja. Europa i spoleczenstwo obywatelskie: Rozmowy w Kastel Gandolfo. Krakow, 1994. S. 201−222.

[6] Dahrendorf R. Wolnosc i wiezi spoleczne. Uwagi o strukturze pewnej argumentacji // Spoleczenstwo liberalne: rozmowy w Castel Gondolfo. — W-wa, 1996. — S.9.

[8] Хайек Ф., фон. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. — М., 1992.

[9] Мiegel M. Der EinfluB des Christentums auf der Wirtschaft // Merkur — 1995, H 7.

Источник: rusk.ru

Можно ли вести бизнес по-христиански? — опрос экспертов

Можно ли вести бизнес по-христиански? Каким должен быть этический кодекс православного предпринимателя? Отвечают эксперты.

4 октября, 2012
4 октября, 2012. Редакция «Правмира»

Можно ли вести бизнес по-христиански? Каким должен быть этический кодекс православного предпринимателя? Отвечают эксперты.

Можно ли вести бизнес по-христиански? Каким должен быть этический кодекс православного предпринимателя? Отвечают эксперты.

Фото: Александр Тер-Нерсесян, photosight.ru

Фото: Александр Тер-Нерсесян, photosight.ru

Игумен Филипп (Симонов), начальник инспекции контроля расходов федерального бюджета на науку и образование Счетной палаты Российской Федерации, профессор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации и Высшей школы бизнеса при Экономическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова:

Действуют только правила, имеющие прямую санкцию

Вопрос о «кодексе этики православного предпринимателя» мне кажется «отголовным», оторванным от жизни. Сусальную сказку про честь русских купцов рассказывают до сих пор, но известно, что стандартное правило русского купца – это «объегорить», и кто больше объегорил, тот этим и бахвалился. Какая здесь честь, кто с ним дальше «не имел дела»? Ведь все обманывали.

Я не знаю ни одного кодекса, который бы реально действовал, кроме тех, которые имеют прямую санкцию. Например, если ты нарушаешь то или иное правило, то тебя выгоняют с Нью-Йоркской биржи. Для того, чтобы сохранить свой бизнес, люди вынуждены соблюдать правила. Если нет прямых санкций, то говорить о каких-то кодексах, правилах и моралях — это очередная сказка, которую мы можем читать, если нам надо отвлечься от нужных дел и заняться очередной прекраснодушной Панамой. Если нам нужна сказка, то давайте, конечно, о ней поговорим.

  • Что такое ‑ отдельный кодекс православного предпринимателя?
  • Чем православная честь отличается от католической или магометанской?
  • Если человек – православный, то что ему еще нужно, кроме Христовых заповедей?

Мы придумываем для себя очередной повод поговорить. В 1917 году, когда случился коммунистический переворот, то некто на него среагировал так: он сказал – «проболтали страну».

Мы в очередной раз собираемся ее проболтать. Народ этим хорошо занимался и после развала Союза в 1991 г, мы ее забалтываем и дальше, утешаясь тем, что мы делаем доброе дело. 20 лет говорится о какой-то странной категории «православный предприниматель», и что изменилось за эти годы? Возникла ли у нас новая Третьяковская галерея, новые богадельни, подобные тем, которые строили Морозовы, новые благотворительные больницы, как 1-я Градская, 4-я Градская?

Нет, но мы собираемся на заседания, принимаем резолюции… А кто их выполняет?

Я 20 лет нахожусь и в обществе бизнесменов, и в церковной среде, и сморю, что происходит на стыке этих двух сред. В начале 1990-х говорили, что православным предпринимателям не хватает богословского образования. Ну, во-первых, какое нужно образование, чтобы быть честным человеком, помогать людям и любить их? Во-вторых, многие уже закончили Свято-Тихоновский университет, и теперь у них есть это образование.

Где бесплатные богадельни?

Есть одна-единственная ‑ у владыки Пантелеимона (Шатова). Вот обычная ситуация для современности – на приходе появилась старушка, которую выживают дети из квартиры, гонят на улицу. Денег, чтобы платить, естественно, нет, завещать тоже нечего. Мы исследовали Москву и Подмосковье на предмет богаделен ‑ и не нашли ни одной бесплатной…

Несомненно, у нас много верующих бизнесменов. И есть Евангелие. Видимо, нужно их как-то в бизнесе соединить, а не изобретать нечто новое «от ветра главы своея», как любил говорить покойный патриарх Алексий.

Протоиерей Александр Миняйло, ректор Уральского института бизнеса имени И.А.Ильина:

Христианский смысл для всего

Протоиерей Александр Меняйло

Протоиерей Александр Миняйло

Христиане должны стараться все наполнить христианским смыслом. Если православные христиане занимаются хозяйственной деятельностью, то они должны стремиться к нравственности и в этой деятельности.

Например, я знаю несколько бизнесменов, которые в Москве открыли фирму по переработке яиц. Голландская фирма предложила им покупать добавки, которые улучшают потребительские качества яичного порошка и смесей, используемых в кондитерской промышленности. Но когда они узнали, что эти добавки могут быть вредными для здоровья, то они отказалась. Их конкуренты предложат товар более хорошего внешнего вида и может быть, эти православные предприниматели потерпят какой-то убыток, но я верю, что Господь их не оставит.

Или другой пример. Директор завода построил на своем заводе храм. Сотрудники могут начать день с молитвы. Если рабочие будут тратить пол часа в день на общение с Богом, то это будет отражаться на качестве работе, потому что они будут ответственнее относиться к своему труду, как послушанию. Воспринимать труд не как зарабатывание денег, а как служение — одна из основ христианской этики труда.

Священник Дмитрий Березин, настоятель Казанского храма села Молоково Московской области, секретарь Миссионерского отдела Московской епархии, кандидат экономических наук:

Запреты и обязанности

Священник Дмитрий Березин

Священник Дмитрий Березин

Православный предприниматель, как любой верующий человек, в первую очередь православный, а уж потом предприниматель. Целью бизнеса чаще всего считается получение прибыли, хотя специалисты по управлению уже достаточно давно говорят о социальной цели бизнеса – удовлетворять определенные запросы общества, в том числе собственных сотрудников. Думается, для православного бизнесмена такая цель будет более правильной.

Этический кодекс православного предпринимателя, несомненно, возможен и нужен. Я бы разделил его на запреты и обязанности. Начну с первого.
Нельзя допускать в деятельности ложь по отношению к клиентам. По отношению к клиентам-предприятиям ложь — выставление заведомо завышенных счетов, осознанное снижение качества работы по сравнению с обещанным, заведомо ложные обещания, клевета на конкурентов, «откаты» сотрудникам клиентов, если этого можно избежать.

По отношению к физическим лицам — обман упаковкой (надписи вроде «Только натуральное», «100%», «Повышает…», «Тонизирует…» и многие другие редко когда соответствуют истине), обман обещанием высокого качества или пользы при отсутствии таковых, обман со сроками хранения, потребительскими свойствами и т.д.

Также недопустимо лгать партнерам: не соблюдать устные обязательства, подставлять партнеров путем перекладывания на них всех рисков, заведомо должных случиться, клеветать на них.

Православный предприниматель не имеет права платить свои сотрудникам зарплату ниже обещанной устно, заставлять их работать сверхурочно без дополнительного поощрения, задерживать выдачу зарплаты, необоснованно сокращать сотрудников. Должен следить за моральным состоянием коллектива и поддерживать его на уровне.

Владимир Савочкин, староста храма Воскресения Христова в Кадашах:

Кодекс чести – быть честным человеком

С Патриархом Кириллом. Фото Патриархия.ru

С Патриархом Кириллом. Фото Патриархия.ru

У христиан-бизнесменов не должно быть особого кодекса чести – достаточно быть христианином и просто честным человеком, не обманывать ближнего, жить по-христиански.

Я сам некоторое время занимался бизнесом в конце 1980-х — начале 1990-х годов, еще до того, как крестился. И всегда старался быть честным до конца. Но часто из-за этого проигрывал. Несколько раз я стоял перед искусительным выбором — «обмани и станешь миллионером». В конце концов я вылетел из бизнеса, как пробка.

Но это уже моя личная, особенная ситуация. Дело в том, что когда, наконец, придя к Богу и встретившись с человеком святой жизни, старцем Ипполитом, настоятелем Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря Курской губернии, поговорил с ним, то он мне дал понять, что не было воли Божией лично мне быть бизнесменом. Но есть люди, о которых есть воля Божия, чтобы они были богатыми людьми. Я убежден, что если такой человек будет исполнять заповеди Божии, если он будет честным и добрым, то Бог покроет его: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь (Пс 1).

Бог раздает людям различные таланты. Так есть и люди, которым Бог дал дар имения, чтобы они служили Ему своим имением. И эти люди тоже должны исполнять заповеди Божии. Допустим, что такой человек не украл и не приобрел по этой причине лишние 20 миллионов, но Господь даст ему в другом месте, там, где он не ожидал. Только нельзя забывать о Боге.

Когда мы подходим к любой ситуации с духовной точки зрения, то все складывается, все управляется как нельзя лучше. Может быть, нет Божьего благословения, чтобы некий человек стал миллиардером, а оставался бы миллионером. Но перед ним вдруг встает искусительная ситуация: если сейчас «немножечко» обмануть, то я получу громадную прибыль и стану миллиардером. Обманул и стал, но его деньги уже не праведные — он подпадает под проклятие Божие.

В Церкви есть много святых, которые обладали большим богатством. Преподобный Серафим Вырицкий был в миру очень богатым человеком и известным меценатом. В Кадашах был свой святой мученик — купец Николай Григорьев, который был крупным предпринимателем, на долю его фабрики колбасно-гастрономических изделий приходилось свыше 40 % всей продукции, вырабатываемой в Москве.

Он был необыкновенным благотворителем – щедро кормил огромное количество людей, делал тайные вспоможения прихожанам храма. На своей родине в Ярославской губернии построил каменный храм в честь свт. Николая, помогал крестьянам родной деревни и всех соседних сел и деревень.

Читайте также:  Определение срока окупаемости в оценке бизнеса

И, представьте себе, о нем вспоминают, что любой нуждающийся мог обратиться с просьбой и никогда не имел отказа. Ежегодно из Москвы на родину по большим церковным праздникам отправлялись огромные обозы с подарками. Невесты из бедных семей получали приданое к свадьбе. Там же он построил больницу. Это примеры для современных православных предпринимателей, чтобы они не сильно унывали, когда теряют деньги из-за своей честности.

В наше время есть подобные примеры. Не буду называть имен, но меня недавно познакомили с одной богатой женщиной, о которой мне было известно, что старец Ипполит благословил ее отдавать на Церковь не десятину, а 90 % своих доходов. Себе же оставлять только десятину. И теперь почти вся ее прибыль идет на благотворительность. Ее рачением возникло несколько монастырей.

Важная тема — честные отношения предпринимателей с государством. В России бизнесмены стоят перед тупиковыми, как кажется, вопросами, например, налогообложения. Мне кажется, что во всех подобных вопросах деловые люди должны советоваться со своими духовными отцами. Предприниматель знает ситуацию со своей точки зрения, а духовник с духовной.

Может быть, бизнесмену лучше отказаться от своего бизнеса и перейти в другую область рынка. Вообще, в любой ситуации лучше отдавать кесарю — кесарево, а Божие — Богу. Если же кесарь так управляет вверенной ему Богом страной, что у предпринимателя вообще ничего не остается, если он честно заплатит все налоги, то получается, что нас обманывает кесарь.

Но если духовник говорит: «Знаешь что – поживи честно, как Господь даст, а я буду за тебя молиться». То человек, послушавшись духовника, за послушание получит множество милостей Божиих. Преподобный Силуан Афонский говорил, что «послушливый велик перед Богом, послушанием хранится человек от гордости, за послушание дается молитва, за послушание дается и благодать Святаго Духа. Вот почему послушание выше поста и молитвы».

Еще один вопрос, который касается всех – грех или не грех – платить взятки? Мне кажется, платить взятки это страшный грех – ты сам согрешаешь и вводишь в грех другого человека. А если ты христиан и даешь взятку, то ты еще и соблазняешь людей, которые говорят: «Если верующий человек дает взятку, то нам-то и подавно можно давать взятки».

Передо мной подобные вопросы, слава Богу, не встают и поэтому мне трудно судить об этом. Впрочем, как у автомобилиста бывали у меня данные искушения. Например, оформляют на меня протокол за превышение скорости, и есть большая вероятность, что могут лишить прав. Но я сейчас могу заплатить 3000 рублей инспектору, и все будет «шито-крыто».

Лично я уже походил год без прав и почувствовал, сколько сразу возникло проблем и у меня, и у храма. Ведь я работаю на Церковь, делаю хозяйственные, продовольственные закупки. Кроме этого, вожу больных, инвалидов, многодетные семьи. Вожу батюшку на требы к тяжелобольным людям.

И вот передо мной стоит выбор: если я сейчас заплачу 3000, и меня не лишат прав, то я смогу сделать много-много добрых дел. Но для этого надо совершить грех — дать взятку. Но виноват-то я был. Я нарушил правило дорожного движения, тоесть совершил грех, который порождает новый грех. Ужасный выбор.

Я прихожу к выводу, что надо жить по закону, который дал нам кесарь.

Сейчас есть люди, которые делают огромное множество добрых дел, выделяют большие деньги на благотворительность, и, по-возможности, стараются все это делать тайно. Мне известно об одном миллиардере, который все свои расходы обсуждает с духовным отцом. И мало кто вокруг догадывается о его духовной жизни.

Честный верующий деловой человек привлекает людей к Богу, у него будет хорошая репутация, и Бог, в свою очередь, будет привлекать к нему людей. Все будут знать, что он человек слова. А когда люди узнают, что он, оказывается, верующий человек, ходит в храм, да еще и алтарничает, то есть надежда, что кто-то задумается о смысле жизни, о Боге, о Церкви.

Я знаю, что миллиардеры братья Ананьевы, владельцы Промсвязьбанка и одной из крупнейших в России компаний «Техносерв», активные прихожане храма на Яузе, а один из них там алтарничает. Они известны своими добрыми делами. Подобные им люди должны быть, по слову Писания, как свечи, стоящие на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.

Предприниматель должен быть просто христианином. Он должен соблюдать главную заповедь, дарованную нам Спасителем, заповедь о любви, в которой, как Он Сам сказал, «весь Закон и пророки».

Честно сказать, мне жалко православных предпринимателей, они, наверное, каждый день стоят перед выбором, иногда тяжелейшим выбором. Ведь мы не представляем, сколько несчастных людей у них просит денег. И многим надо бы помочь – у этих сгорел дом, эти живут за чертой бедности, а у тех операция на 100 000 евро. И если ты им дашь эту громадную сумму, то их больной может быть выживет. У тебя в руках, порой, жизнь и судьба человека.

Не зря Господь сказал, что трудно богатому войти в Царство Небесное. Это можно понимать еще и так, что богатый человек стоит перед сложным выбором. Поэтому, главное, это понять, что богатство не должно обладать человеком.

Святитель Василий Великий говорит: «Знаю многих, которые постятся, молятся, вздыхают, являют всякого рода неубыточное благочестие, но не дают ни единого гроша теснимым нуждой! Какая же для них польза от прочих добродетелей? Их не приемлет Царствие Божие».

Подготовили Александр Филиппов и Леонид Виноградов.

Источник: www.pravmir.ru

10 ценностей христианина в бизнесе

10 ценностей христианина в бизнесе

Есть над чем подумать, потому что не знаю, как вы, но вот лично я даже не задумывался над этим… А вопрос на самом деле важный.

Прежде всего, лично я обычно отношусь к таким вопросам с установкой, что в эти десять пунктов Бог не должен входить. Поясню почему: Если речь про Христианина, то надо отталкиваться от того, что Бог не может занимать первое место в жизни Христианина – Он занимает главное место! Другими словами, если Бог вездесущий, то для Христианина Он должен пронизывать, пропитывать все десять пунктов, которые мы назовём.

Иначе как-то получается, что если на первом месте мы напишем Бога, а на втором, любовь, например, то как будто в любви Бога нет. А ведь можно «любить» и так, что Бога действительно в этой любви нет – люди очень изворотливые создания, мы умеем. Например, Бог показывает пример любви требовательной и строгой, а сегодня в основном проповедуется любовь вседозволяющая и попустительствующая. Есть ли в этой любви Бог? Кто-то уклонится от ответа, сказав, что «это и не любовь тогда». Может быть верно…

Короче говоря, дальнейшее я хочу писать исходя из моей установки, что Бог должен быть во всех пунктах, а не отдельным пунктом. Повторюсь, Он не на первом месте для меня, Он – на ГЛАВНОМ месте!

Ещё один момент: в связи с тем, что я не являюсь сторонником приоритетов, во многих аспектах, я даже считаю их вредными, я не хочу вообще расставлять их по номерам «первое-второе-третье». Я многое воспринимаю через метафору радуги: скажите мне, какой из семи цветов первый или второй, или третий? Не по порядку, а по важности, по приоритетности? Невозможно сказать, какой из них самый важный, но однозначно, убери один из цветов, и радуга уже не радуга! Поэтому, я их просто расставлю по алфавиту, а не по приоритетам.

  • Качество. Можно было бы назвать этот пункт «товар или услуга», однако, я выбираю слово качество. Просто сам по себе товар или услуга сегодня уже давно не являются уникальными. А вот качество исполнения сегодня играет большую роль, чем уникальность товара. И опять же, как поставить этот пункт по приоритетам, если он невероятно сильно зависит от того, какие у меня работники, какие у меня партнёры, какие у меня клиенты, какая у меня репутация? Как последнее влияет на качество? Очень просто. Если клиент покупает «Роллс-ройс», то скрипящая панель торпеды будет воспринята как брак. Если клиент покупает «жигуля», то… ))) Понимаете. И то и другое – автомобиль. Однако, один производитель имеет репутацию такую, что многое ему прощается. Из того, что не простится другому. Надо понимать, что качество намного выше ожиданий вашей целевой аудитории (клиента) не будет ими оценено, и будет пустой тратой средств, завышающей цену товара, и уменьшающей прибыль. Однако, если в качестве опуститься ниже ожиданий своих клиентов, то даже среди них легко потерять репутацию.
  • Клиенты. Кто-то сказал бы сказать, что «клиенты – это наше всё!» Ведь, без них, какая бы крутая у нас не была продукция или услуга, бизнеса не будет. Как я отметил в разделе «Прибыль», последняя появляется только когда произошла продажа, а продажа не возможна без клиентов. Однако, я не соглашусь с тем, что «клиенты – это наше всё», потому что наличие клиентов при тухлом товаре или тухлой команде сотрудников – это явление временное. Когда-то мы обслуживались у одного оператора интернета. Цена была запредельная, потому что они через откаты монополизировали арендуемый нами торговый центр. Клиенты были им «гарантированы», однако, технологии не стоят на месте. Они давно уже потеряли нас, как клиентов. Эта же фирма предоставляет и услуги мобильной связи, у нас совместно по бизнесу и на семье около 16 номеров. Как вы думаете, этот мобильный оператор возникает в списке «кандидатур», когда мы думаем перейти на другого оператора связи? Конечно нет! Почему? Потому что их сотрудники показали отношение компании к клиентам. Недавно всплыли на поверхность данные о том, что компания не первый год убыточна, и её в очередной раз спасли от банкротства, но ведь когда-то лохи среди инвесторов кончатся, их (инвесторов) не так-то и много… Поэтому, поставить клиентов на первое место нельзя, однако – они очень важны! Настолько же важны, как и сам товар/услуга, настолько же важны, как и сотрудники.
  • Партнёры. Партнёрами в бизнесе я называю не тех, кто входит в совет директоров или состав учредителей. Это – соучастники (извините за невольный каламбур, но реально – у нас с ними общая участь, и в процветании, и в разорении – это со-участь-ники). Партнёры, это наши поставщики. В нормальном положении дел – они от нас не совсем зависят. Мы от них – тоже. Не зависим в том плане, что они на рынке не одни, и мы можем уйти к другим поставщикам. Однако, мы от них всё-таки зависим. Зависим, потому что от того, как качественно они обслуживают нас, мы способны обслуживать своих клиентов. И тут очень интересно получается, что в бизнесе, нередко, наша репутация зависит от наших партнёров, а не только от нас. Если наши партнёры подставляют нас, то в глазах наших клиентов виноваты оказываемся именно мы, а не они. И это правильно – мы выбрали этого партнёра, мы выстроили отношения таким образом, что они посчитали, что нас можно «опрокинуть» или «слить» нам отходы производства, а не качественный товар. В бизнесе, всё-таки не часто бывает так, что нас «кидают» без повода с нашей стороны. Где-то мы показали себя «червями, ничего не значащими», где-то мы показали себя «надменными фраерами», где-то мы вообще не произвели никакого впечатления. Поэтому, мы не имеем права пренебрегать партнёрами. Это – тоже одна из ключевых ценностей бизнесмена, тем более верующего.
  • Прибыль. Да, конечно, многие скажут, что это – не духовный пункт. Те, кто никогда не задумывался, откуда берутся зарплаты для столь ценных наёмных работников и откуда берутся средства на благотворительность, и откуда берутся средства на строительство церквей и приютов. Нравится вам это или нет, но вы должны понять, что деньги появляются только исключительно в результате прибыли. Нет ни одного другого инструмента, увеличивающего денежную массу. Я сейчас не говорю про купюры – монетный двор может их штамповать сколько угодно, только денег от этого в стране больше не становится. Именно поэтому мы и видим обвалы курса рубля и так далее. Этот пункт в списке – очень конфликтный сам по себе. Потому что если я ставлю ценность работников выше, чем ценность прибыли, то я начинаю потакать их лени (человек по умолчанию греховен, и старается делать как можно меньше, любой человек, это – аксиома). Если я ставлю прибыль намного выше, чем ценность работника, я начинаю зверствовать и это тоже неправильно. Мы не имеем права приносить прибыль в жертву ради того, чтобы угодить чаяниям работников, по одной простой причине – без прибыли бизнес закроется, и работники останутся безработными – невнимание к прибыли, это удар в первую очередь по ним. Если не будет прибыли, не будет зарплаты. Не будет зарплаты, ни владелец бизнеса, ни его работники не смогут содержать свои семьи, не смогут жертвовать в церковь, и так далее. Да, многим кажется, что это очень недуховный момент. Пока не задумаешься над его важностью…
  • Работники. К сожалению, сегодня по-прежнему не редко можно услышать вопль сердца от наёмных работников, работающих в компаниях, управляемых Христианами. Да, мы избавились от рабовладения, но, избавились ли мы от основной проблемы рабовладения? От понукания своими работниками? Увы. Так часто бывает, когда мы, верующие, клюём на подмену ценностей, которую подсовывает нам лукавый, чтобы отвлечь нас от исполнения Слова Божьего. Я много уже говорил о том, что Библия нигде не говорит против рабовладения, но много чего говорит против злоупотребления положением. Нам подсунули «христианскую ценность» свободы человека, чтобы мы отвлеклись от более серьёзной проблемы. И поэтому, она не решена по сей день – работники для верующего предпринимателя должны быть среди важнейших ценностей. Согласен, это очень сложно. Нередко у меня было состояние «Уволить!». Однако, нам важно понимать, что все, абсолютно все ситуации в нашей жизни – допущены до нас Богом. Для того, чтобы мы развивались и становились лучше. Поэтому, важно видеть наших подчинённых инструментами в руках Бога, который шлифует нас.
  • Репутация. Конечно, Апостол Павел говорил, что ему не важно, как о нём судят другие, что и он сам о себе не судит, ему было важно, как судит о нём Господь. Однако, нам с вами не стоит превращать скромность и решимость Павла нести непорочное слово Божье, в лицензию для нашей беспечности. Давайте помнить, что то, как мы себя ведём в бизнесе – влияет на то, какие выводы окружающие делают о церкви и Боге. Тот же самый Апостол Павел говорил, что даже зная свои свободы, если его поведение может послужить преткновением для другого, то он лучше ограничит свои свободы. В нашей стране, ещё не много было таких ситуаций, однако, в США, например, скандалы вокруг крупных компаний принимают особо истерический настрой, когда выясняется, что компания – «Христианская». Когда вклад бизнесменов Христиан в ВВП нашей страны станет внушительным, это придёт и к нам. Один мой знакомый как-то сказал сильные слова, которые засели у меня глубоко: «Репутация, она быстро мокнет, но долго сохнет». Мы должны помнить это, потому что «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота». (Прит.22:1) и «Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти — дня рождения». (Екл.7:1). Важно понимать, что моя репутация будет влиять на то, кто увидит себя моим клиентом, и сколько у меня будет клиентов. Репутация Роллс-ройса настолько высока, что у них очень мало клиентов. Зато репутация Роллс-ройса такова, что эти клиенты приносят им большую прибыль.
  • Самооценка. Вернее будет сказать – «сбалансированная самооценка». Деньги и позиция власти могут сыграть жёсткую шутку с человеком, и сегодня мы это не редко видим. Все помнят «малиновые пиджаки» 90-х, сегодня, конечно, их уже намного меньше, и проявляются они иначе, в виде «бентлей»… Верующие в унисон осуждают это, и… вдаются в другую крайность. Один мой знакомый, управляющий довольно крупным бизнесом, начитавшись книг о смирении, начал заниматься самоуничижением. Думаю, все слышали слова «я прах земли, червь, ничего не значащий». Да, эти слова есть в Библии. Посмотрите на контекст! Если ты – червь ничего не значащий, то почему тогда ты – соль земли и свет миру? Черви не светят, они едят навоз. Да, получив в свою жизнь позицию власти над другими людьми (работники-то есть), трудно придерживаться баланса. Именно для этого нам и дано Слово Божье и Дух Святой! Низкая самооценка настолько же вредна, как и зазнавшееся эго. Мы должны иметь отвагу принять данную нам Богом власть, при этом понимать, что это не наша власть, а Его полномочия. Нам даны полномочия служить этому миру. Для этого требуется понимание и того, что мы наделены властью повлиять на деловые круги общества, и того, что без Бога мы не справимся.
  • Семья. Это один из элементов в неуравниваемом уравнении, в вопросе: Что важнее, семья или работа. Если ради семьи принести в жертву работу, то семью не на что будет содержать. Если ради работы принести в жертву семью, то зачем зарабатывать? Однако, семья – не зря является Божьим установлением для человека. Во-первых, Божье повеление человеку, одно из первых, было размножаться и наполнять землю. Это Его план. Дружба, хоть и важна, но не способна так раскрыть настоящего человека, как семья – я могу встать и уйти с вечеринки, когда друзья «достали уже», но в семье никуда не уйдёшь, и вынужден преодолевать себя, учиться удерживать отношения, учиться не уклоняться от «неудобных» тем, а наоборот, погружаться в них, и обсуждать, решать проблемы.
  • Церковь. В данном случае, я не имею в виду церковь, как собрание верующих. Я имею в виду церковь, как конкретную организацию. Потеря ценности брака сегодня привела нас к тому состоянию, когда мы не понимаем вообще какой-либо долгосрочный союз. Да, сегодня в каждом городе церквей как… можно выбирать, можно менять их как перчатки, если искренне верить, что церковь – это вселенское тело верующих. Однако, вы замечали, что семейная жизнь сильно отличается от того, что мы видим в «конфетно-букетном» периоде отношений? Только длительные, неизбежные отношения способны вытащить из-под рекламного фасада жениха – настоящего человека. Точно также и в отношении с церковью, как с конкретной организацией. Если ты обручил себя к конкретной организации, окружающие тебя люди рано или поздно достучатся до настоящего «ты», и ты сам увидишь, что тебе нужно изменять, чтобы быть непорочным пред Богом.
  • Отношения. Этот пункт я намеренно не стал сортировать по алфавиту. Чтобы подчеркнуть, что все остальные пункты зиждутся на этом пункте – всё пронизывают отношения. Надо понимать, что абсолютно всё, что мы делаем, происходит в океане отношений. Если вы ведёте себя как акула, то океан поблизости окрашен кровью ваших жертв, и отпугивает от вас. Если вы ведёте себя отношениях, как морской котик, то океан вокруг вас окрашивается вашей кровью, и долго вы не проживёте. Будьте дельфинами! Они не сильнее акул, но акулы почему-то их боятся. Почему? Потому что дельфины – это создания отношений!
Читайте также:  Управление в бизнесе анри файоль утверждал что пять функций

Поделиться с друзьями

P.S. Я не претендую на то, что это — всеобъемлющий список. Можно было бы ещё несколько пунктов добавить. Например «Маркетинг», который многие считают «Исскусством разводить лохов», но я счтаю, что Христианская этика должна оставаться и в маркетинге верующего предпринимателя. Мы совсем не рассмотрели такое понятие, как «этика», хотя она пронизывает все эти пункты и так далее.

Просто первые десять пунктов, что пришли в голову в ответ на заданный вопрос.

Источник: v-boge.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин