Аппарат кривых спроса-предложения позволяет отдельно рассмотреть воздействие либерализации торговли на производителей товаров, потребителей и благосостояние страны в целом. Эта постановка вопроса интересна тем, что позволяет не только решить, выгодна ли для страны специализация и внешняя торговля, но и найти незаинтересованные во внешней торговле стороны, в интересах которых проводится протекционистская защита. С помощью данного анализа можно также соотнести выигрыши и проигрыши от внешней торговли и определить ее общее влияние на национальную экономику.
Проанализируем результаты внешней торговли по отношению к потребителям, производителя и стране в целом на примере страны-импортера и страны-экспортера какого-либо товара. Предположим, что Россия импортирует сукно, а остальной мир его экспортирует.
Рассмотрим, как установится общее равновесие в условиях самообеспечения и мировой торговли (рис.3.1.).
В отсутствии внешней торговли в стране П и стране О равновесие спроса и предложения на рынках сукна устанавливалось при различных ценах. В стране П при цене равновесия 4 производилось 23 единицы сукна, а в стране О – при цене равновесия 3 производилось 17 единиц сукна. После установления торговых отношений цены установятся где-то между 3 и 4 . С помощью графика мирового спроса на сукно (избыточного спроса страны П) и мирового предложения сукна (избыточного предложения страны О) можно точно определить окончательную мировую цену на сукно – 3,6 . Таким образом, цена равновесия в условиях мировой торговли – 3,6, количество сукна, реализуемого на мировом рынке (т.е. в процессе международной торговли) – 1,8.
Н.В.Соммер о магистратуре «Экосистема международной торговли»
Влияние внешней торговли на страну-импортера.
Как известно, кривая спроса, если взглянуть на нее с точки зрения поведения потребителей, является кривой частной предельной выгоды: на вертикальной оси нанесены размеры предельной выгоды от добавочной единицы сукна, а на горизонтальной оси – объемы его закупок. Поэтому площадь под кривой спроса до линии цены измеряет, как расценивают потребители саму возможность приобретения сукна. Это – излишек потребителя. Повышение цены означает потерю части выгод, связанных с приобретением сукна (излишек потребителя уменьшается), снижение цены – увеличение выгод (излишек потребителя увеличивается).
При отсутствии внешней торговли, когда потребители ежегодно приобретали 23 единицы сукна по 4 ден.ед. за каждую единицу, излишек потребителя был равен площади с (рис.3.1.). Установление торговых отношений позволило увеличить излишек потребителя. При цене 3,6 ден.ед. он равен площадям (а+б+в+с). чистый выигрыш от торговли для потребителей составил площадь (а+б+в).
О том, как производители оценивают возможность производства и реализации продукта, судят по излишку производителя, т.е. его прибыли. В отсутствии внешней торговли выгоды производителей оцениваются следующим образом:
Общие издержки производителя это площадь области под кривой предложения между точками 0 и 23.
Малый бизнес и внешняя международная торговля. Коллегия Адвокатов Best Advice & Co / Бест Адвайс
Общая выручка производителя это общее количество проданного сукна умноженное на цену единицы сукна ( 23 х 4 =92)
Излишек потребителя это (общая выручка – издержки), т.е. площадь а + к.
В результате международной торговли происходит сокращение доходности национального производства сукна. В результате начинается отток ресурсов в производства пшеницы, а производство сукна сокращается. При цене 3,6 сукна производится меньше при меньших издержках, чем при цене 4. Излишек производителя сокращается до размеров площади к. Таким образом, в результате внешней торговли национальные производители потеряли область а.
Благосостояние страны в целом. В результате внешней торговли потребители выигрывают области а+б+в, а производители теряют область а. Как оценить чистый выигрыш страны? Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, какие критерии будут положены в основы оценок.
Одно из оценочных суждений в качестве критерия использует «равноценность денег», когда к каждому рублю выигрыша относятся так же, как к рублю проигрыша, вне зависимость от того, чьи они. Исходя из этого критерия, страна от внешней торговли будет иметь чистый выигрыш, т.к. выигрыш потребителя больше проигрыша производителя. Поэтому благосостояние страны в целом увеличится, несмотря на проигрыш производителей. Увеличение благосостояния составит: (а + б+ в) – а = б + в. Это площадь двух треугольников. Чтобы ее подсчитать, необходимо:
(Импорт х разница цен) / 2 = (1,8 х 0,4) / 2 = 0,36 (1)
В то же время могут существовать и другие оценочные суждения. Вполне вероятно, что страна оценивает убытки производителей сукна значительно выше, чем выигрыш потребителей сукна (например, производители – малоквалифицированные рабочие, имеющие низкий уровень жизни; лишаясь работы, т.к. суконное производство сокращается, они теряют последний источник существования; а потребители относятся к слоям населения с высоким уровнем дохода). Но даже в этом случае количественные оценки воздействия внешней торговли с помощью кривых спроса и предложения будет полезными.
На рисунке 3.1. (в) показаны результаты влияния внешней торговли на страну-экспортера (в нашем примере –страна О). Они являются зеркально противоположными по сравнению со страной-импортером по отношению к производителям и потребителям, т.к. в данном случае происходит повышение цен на экспортируемый товар на внутреннем рынке (с 3 ден.ед. до 3,6 ден.ед.). Поэтому выигрыш будет у производителя (площади а+б+в), проиграют потребители (их потери – площадь а). Страна же в целом от внешней торговли выиграет, т.к.
Выигрыш страны можно определить количественно:
(экспорт х разница цен) / 2 = (1,8 х 0,6) / 2 = 0,54 (2)
Источник: studfile.net
Влияние торговли на экономику — понятия и определения
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. Торговля составляет около 80 процентов от общего объема международных экономических отношений.
Теории международной торговли, зародившиеся в английской классической политэкономии, по мере развития мировой экономической мысли прошли ряд этапов развития. Однако их центральные темы были и остаются следующими:
- что лежит в основе международного разделения труда?
- Какая международная специализация наиболее эффективна и выгодна для отдельных стран и регионов?
- Какие факторы определяют конкурентоспособность страны в мировой торговле?
Роль внешней торговли трудно переоценить ни для одной страны. По словам Дж. Сакса, экономический успех любой страны основан на внешней торговле. Ни одной стране никогда не удавалось построить здоровую экономику, изолировавшись от глобальной экономической системы.
В современных условиях активное участие страны в мировой торговле имеет значительные преимущества: оно позволяет стране более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, учиться на мировых достижениях науки и техники, в более сжатые сроки перестраивать свою экономику, более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
Мировая экономика и международная торговля
Международная торговля — это форма коммуникации между производителями товаров разных стран, возникающая в результате международного разделения труда и выражающая их взаимную экономическую взаимозависимость.
Структурные сдвиги в экономиках стран под влиянием научно-технической революции, специализации и кооперации промышленного производства усиливают взаимодействие национальных экономик. Это способствует интенсификации международной торговли.
Международная торговля, которая является посредником в перемещении всех потоков товаров между странами, растет быстрее, чем производство. Исследования, проведенные Всемирной торговой организацией, показывают, что на каждые 10% увеличения мировой продукции приходится 16% роста мировой торговли. Это создает более благоприятные условия для его развития. Когда торговля нарушается, производство замедляется.
Термин «внешняя торговля» относится к торговле страны с другими странами, которая состоит из платного импорта (импорта) и платного экспорта (экспорта) товаров.
В соответствии с товарной специализацией, диверсифицированная внешняя торговля разделена: Торговля промышленными товарами, Торговля машинами и оборудованием, Торговля сырьем и Торговля услугами.
Международная торговля определяется как вся торговля между всеми странами мира. Однако термин «международная торговля» используется и в более узком смысле. Под ним понимается, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран континента или региона, например, восточноевропейских стран и т.д.
Влияние оптовой торговли на экономику
Оптовая торговля является неотъемлемой частью системы экономических отношений. Она объединяет регионы страны, отрасли промышленности, производителей и торговцев.
Этот вид торговли является прохождением отечественных и импортных товаров на внутренний рынок и заставляет отечественные компании повышать качество производимой продукции для достижения и сохранения прочных позиций на внутреннем и внешнем рынках.
Оптовая торговля влияет на ассортимент и объем выпускаемой продукции. Когда спрос на определенный продукт снижается, оптовик может потребовать замены на новый продукт. Это свидетельствует о том, что оптовики стремятся повысить качество и количество производимых товаров. Оптовикам не разрешается принимать на продажу продукцию низкого качества, что побуждает производителей улучшать потребительские характеристики производимой продукции.
Развитие оптовой торговли регулируется определенными принципами:
- Формирование ресурсной базы для достижения баланса денежного и товарного предложения, определяющего платежеспособный спрос населения;
- Создание необходимых элементов рыночной инфраструктуры, способствующих свободному выбору партнеров и формированию торговых отношений для успешного завершения торговой сделки;
- Создание системы финансовых и ценовых регуляторов на всех этапах оптовой торговли с элементами материального стимулирования и ответственности, направленной на максимизацию прибыли и удовлетворение потребностей потребителей.
Современная оптовая торговля позволяет обеспечить высокую интенсивность и ускорение движения товаров, создает потенциальные возможности для роста обменных процессов товаров на международных рынках за счет развития логистической, многоканальной системы поставок, транспортной и складской инфраструктуры. Для этого необходим гибкий механизм, учитывающий вопросы стабильности и экономической безопасности потребительского рынка.
Несмотря на то, что оптовый рынок представлен в основном малыми и средними предприятиями, именно крупные независимые оптовики являются приоритетными для экономики. Они выступают в качестве основного регулятора процесса оптового товарооборота, организуют процесс рекламы товаров, применяя современные логические методы и инструменты.
Влияние международной торговли на экономику страны
Одной из форм торговли является внешняя или международная торговля. Это отношения между производителями товаров/услуг разных стран, основанные на международном разделении труда.
Активное участие страны во внешней торговле связано с необходимостью расширения рынков и получения дополнительной прибыли. Таким образом, преимущества международной торговли заключаются в следующем:
- Эффективное использование имеющихся в стране ресурсов;
- Способность использовать преимущества научно-технического прогресса в мире;
- Трансформация экономики с учетом специфики внешнего рынка и потребностей иностранных потребителей.
Причины возникновения и развития международной торговли: неравномерное распределение природных ресурсов между странами; наличие абсолютных преимуществ в производстве товаров; появление относительных преимуществ отдельных государств в производстве товаров в результате НТП.
Международная торговля оказывает значительное влияние на национальную экономику:
- Стимулирует конкуренцию и повышает эффективность производства;
- Расширяет конкуренцию за счет появления иностранных производителей аналогичной продукции;
- Поддерживает расширение политических отношений между странами;
- Изменения в экспорте и импорте влияют на уровень национального дохода страны (сдвиги в уровне доходов населения, занятости, цен на товары и услуги).
Влияние розничной торговли на экономическое развитие страны
Розничная торговля оказывает значительное влияние на экономическое развитие. Это влияет на основные бизнес-процессы, связанные с продажей товаров и услуг и их доставкой конечному потребителю. Розничная торговля способствует устойчивости государства, так как вносит значительный вклад в государственный бюджет.
С началом экономических реформ в России розничная торговля стала одним из основных двигателей экономики. Рост розничных продаж в основном зависит от потребительского спроса, что способствует сглаживанию направления экспорта на внутреннем рынке.
Сектор розничной торговли выполняет различные функции, необходимые для активного развития рынка и создания спроса. Непосредственно в интересах государства и развития экономики страны оптовая торговля выполняет следующие функции:
- Привлечение иностранных инвестиций;
- Развитие региональной инфраструктуры (быстрое развитие торговых сетей в регионах).
В процессе развития розничной торговли крупные участники экономических отношений вытесняют мелких и в короткие сроки выходят на рынок, формируют и развивают всю инфраструктуру территории (области, города). Это обстоятельство выгодно для экономики страны. Розничная торговля принимает участие в формировании экономики, и в то же время напрямую зависит от ее состояния.
Кроме того, развитие розничной торговли, расширение торговых сетей в городах и регионах решает главную проблему государства — проблему безработицы. Именно сектор розничной торговли способен обеспечить достаточное количество рабочих мест для различных сегментов трудоспособного населения. В среднем в секторе розничной торговли занято около 20% всего населения государства трудоспособного возраста.
Розничная торговля является связующим звеном между производителем и потребителем через операторов товарно-денежной биржи для получения максимальной прибыли.
- Экономическая теория
- Экономика
- Экономическое развитие после войн — концепция и развитие стран мира
- Командная и рыночная экономическая система — понятия и особенности
- Факторы экономического кризиса — причины, основа феномена, характеристики и функции
- Экспорт капитала — причины, сущность и формы
- Монетарная экономика в Древней Руси — история, концепция и развитие системы
- Экономические отношения и право — регулирование, сущность правовые основы и влияние закона
- Потенциал экономической безопасности — определение, оценка и характер
- Проблемы оффшорного бизнеса — принципы, особенности и виды
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Источник: www.evkova.org
Влияние торговли на экономику
Оптовая торговля имеет существенное значение в системе экономических взаимоотношений. Она объединяет регионы страны, отрасли производства, производителей и предприятия розничной торговли.