Влияние вто на международный бизнес

22 августа 2012 года Россия официально стала полноправным членом ВТО. Переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации велись 18 лет – с 1993 года. Через 2 года на Россию, вопреки правилам ООН посыпались экономические санкции, ограничивающие свободные торговые отношения, но все иски от России ВТО проигнорировало. Зачем мы туда вступали, и нужно ли оттуда выходить?

3557 просмотров
Что такое ВТО?

Всемирная торговая организация была создана 1 января 1995, по состоянию на 2021 год в неё входило 164 государства и территории, и ещё 25 являлись наблюдателями. Создавалась эта организация с целью либерализации межгосударственной торговли и формирования справедливых условий для конкуренции. Основой ВТО послужило ГАТТ от 1947 года — Генеральное соглашение по тарифам и торговле.

Штаб-квартира ВТО находится в столице Швейцарии, высшим органом ВТО является Министерская конференция, которая должна собираться раз за два года, также работают различные комиссии, комитеты и рабочие группы. ВТО должно отвечать за формирование и продвижение новых торговых договоров, она должна контролировать соблюдение её членами всех ратифицированных норм и страны-члены союза обладают относительно высоким уровнем таможенно-тарифной защиты. Основными принципами организации позиционируются взаимность, равенство и прозрачность, при разрешении торговых споров ВТО должна выступать в качестве независимого арбитра. Ну, вроде бы всё хорошо.

17. Всемирная торговая организация (ВТО) и международная торговля

Тогда за что ругают ВТО?

У ВТО есть много критиков с кучей аргументов, как против самой организации, так и против эффективности её работы. Мир то неоднороден, есть страны бедные и богатые, развитые и развивающиеся, одни торгуют готовыми товарами и услугами, а другие в основном сырьём или продовольствием. Развитые страны получают свободный доступ на рынки развивающихся, товары которых не выдерживают конкуренции, а защитных барьеров в виде тарифов и пошлин уже нет. Как в таких условиях развивать свои «молодые» отрасли? К тому же усиливаются позиции транснациональных корпораций в ущерб местному бизнесу.

Торговые споры в ВТО, и так разбиравшиеся годами, вообще зависли потому, что в апелляционном органе ВТО остался один судья, у двух других истекли полномочия, а назначение новых ещё в 2019 году заблокировано США. Кризис ВТО многие связывают с Дональдом Трампом, в частности его не устраивали проигрыши США в торговых спорах, хотя выигрывали они в 6 раз больше, видимо проигрывать американцы вообще не должны.

Вообще правила ВТО соблюдаются всё меньше, некоторые страны заключают различные соглашения в обход правил ВТО.

ВТО критикуют так же за то, что торговые правила по-прежнему неблагоприятны для развивающихся стран. Развитые страны позволяют себе не слабую такую поддержку своих производителей, процветают протекционизм и санкции, направленные в частности против Ирана, Венесуэлы и России.

Претензий к организации ещё очень и очень много, но нас интересует Россия.

А вот теперь о России
Чего мы ждали и что получили от вступления в ВТО?

ВТО – основа международной торговли Всемирная торговая организация

Зачем же Россия вступала в эту проблемную организацию? Ведь многие противники ВТО предупреждали о негативных последствиях, в частности о том, что российские предприятия не выдержат конкуренции с иностранцами, вынуждены будут сократить производство, что грозит ростом безработицы. Сильные удары получат сельское хозяйство, автопром, снижение импортных и экспортных пошлин уменьшит поступления в бюджет страны. Специалисты считали, что выгода отечественных предприятий после вступления в ВТО составит около 30 млрд. долларов, а вот потери – около 90. Противники членства России в ВТО утверждали, что многие отрасли обрабатывающей промышленности, особенно машиностроение, вряд ли готовы к вступлению в ВТО, так как с момента развала СССР промышленность только и делала, что «загибалась».

Но, не смотря ни на что Россия, стала членом ВТО 22 августа 2012 года, с 1993 года велись переговоры о вступлении, их начинал ещё Советский Союз, но против участия СССР тогда выступали США, дескать, плановая экономика не совместима со свободным рынком. Да и вступлению в ВТО России долго противились как зарубежные «партнёры», так и различные партии и деятели внутри страны.

Отбросим в сторону различные пропагандистские лозунги типа «улучшение имиджа страны на мировой арене» и гордость от участия в различных конференциях ВТО и попробуем разобраться в том, чего ожидала и что получила Россия от этой организации.

Членство в организации наложило на Россию определенные обязательства, обязывающиеся снижать импортные пошлины на многие товары, а также уплату членских взносов. Стоит упомянуть, что Россия входила в ВТО, выторговав себе льготные условия, на несколько лет растянув перестройку таможенной политики, но по различным оценкам произошло почти двукратное снижение тарифного барьера, который ранее защищал российских производителей от зарубежных конкурентов внутри страны.

Безусловно, улучшились условия доступа российских товаров и услуг на внешние рынки, Россия приобрела инструмент защиты своего экспорта в виде механизма разрешения споров по правилам ВТО. Расширились возможности российских инвесторов в государствах-членах ВТО, в свою очередь повысилась инвестиционная привлекательность для иностранцев в самой России.

Многим странам пришлось отменить часть своих протекционистских мер по отношении к российским конкурентам. К примеру, США отменили поправку Джексона-Вэника, которая запрещала предоставлять России режим наибольшего благоприятствования в сфере торговли, хотя потом появился «акт Магницкого», но это вообще отдельная история.

В основе ВТО лежат два принципа, первый «о национальном режиме», означающий, что налоговые, процессуальные и частно-правовые правила равнозначны как для граждан своего государства, так и для иностранных лиц. Второй принцип — «о благоприятствуемой нации». Если страна предоставит благоприятный режим для граждан одной страны-члена ВТО, то такой режим автоматически подействует на всех остальных лиц любого другого члена организации. Этот принцип базовый для ВТО, он позволяет исключить дискриминацию между иностранными товарами, услугами и поставщиками, а также ставит их в равные условия. В 2022 году с началом «санкционной войны» многие страны участники ВТО отменили «режим благоприятствуемой нации» в отношении России.

Читайте также:  Экономические решение в бизнесе

ВТО могла бы стать хорошим стимулом модернизации экономики России. Выход на мировой рынок заставил бы производителей обратить более пристальное внимание на качество своей продукции, если бы конечно не похоронил их в условиях жёсткой конкуренции. Были же снижены кредитные ставки для населения и бизнеса. Снижение пошлин на импортные лекарства, одежду, бытовую технику, IT-продукцию и другие товары сделало их доступнее для населения.

Правда России почему-то не получилось изменить структуру экспорта в пользу высокотехнологичной продукции, более половины экспорта по-прежнему приходилось на ресурсы. Каждая страна стремится выступать в качестве производителя и поставщика товаров с высокой степенью обработки, специализация на сырье – признак ее отсталости. Возможно, конечно России рановато вступила в ВТО, осложняя себе возможности по модернизации экономики, и страна вдруг могла бы пережить настоящий экономический подъем. Но…

Случились крымский кризис, украинский конфликт, правила ВТО перестали работать и посыпались санкции на Россию.

Почему ВТО не защищает Россию от санкций?

Вообще-то, ВТО могла бы вмешаться в процесс, было же время, когда она требовала от России ограничить производство «слишком дешевой» гидроэнергии или боролась с Китаем, который поставил на поток производство пиратских копий голливудских фильмов. А касательно санкций против России «томное молчание».

А получилось так, что в деятельность ВТО прочно внедрилась политика, которую вершат США и их сателлиты, которые есть даже в тех организациях, где США формально не состоят, да в 21 веке даже спорт политизирован.

Правила ВТО нарушаются постоянно, западные государства в кризисное время вводят различные ограничения и протекционистские меры для помощи своим экономикам или устранения конкурентов.

К тому же США со времён Трампа блокируют работу апелляционного органа, чем мешают завершить ещё старые споры, в том числе и российские, не говоря уже о новых.

Стоит добавить, что многие члены ВТО не горели желанием прекратить дискриминацию России даже после ее присоединения к организации и в сложившихся условиях рады присоединиться к очередным ограничениям и запретам. Российские ресурсы за недорого нужны всем, только видеть Россию равным партнёром хотят не все.

Далее США и коллективный Запад за ними ввели санкции, по сути, с поправкой на статью ГАТТ (в основе ВТО), по которой они, да кто бы сомневался, имеют право вводить ограничения из соображений национальной безопасности. Пользуются они этой своей «национальной безопасностью» уже не в первый раз, эту формулировку оспаривать в ВТО почти бесполезно. И трактуют они эту свою безопасность, а так же ширину и глубину санкций как захотят в «белом доме», более никто не указ.

Можно долго спорить и о злоупотреблении правом, и о лигитимности односторонних санкций вообще, и о произвольном толковании различных норм, но пока в ВТО не работает защита от любого недобросовестного поведения. К тому же, если не соображения безопасности, так что-нибудь другое, дядя Сэм вытащит «очередного кролика из шляпы».

С другой стороны и по поводу ответных санкций со стороны России ВТО молчит, может быть и потому, что правовые основания для ответных санкций у России есть, хотя организация и про обход своих правил и принципов тоже давно помалкивает. Вообще есть мнения, что ВТО это довольно дохлая организация, которую никто не слушает и от которой остались только штаб, да вывеска.

Уйти нельзя остаться

И вот на фоне потока санкций и бездействия со стороны ВТО опять активизировались противники этой организации с призывами покинуть её. Их аргументы звучат приблизительно так:

  • Россия никакого иска в ВТО не выиграет, против санкций все молчат, и вообще эта организация заточена под американцев. Правила они пишут для других, сами же их не соблюдают;
  • Пользы от ВТО никакой, развиваться она не даёт, а вот выход из ВТО должен помочь российским производителям и сельскому хозяйству. Можно будет принимать меры по защите собственных отраслей производства.

Можно было бы ещё пару страниц аргументов написать, но тут интересно другое – помимо лишения России статуса «наиболее благоприятствуемой нации» довольно много стран предлагали исключить её из ВТО. А вот это уже интересно, и пожалуй, стоит послушать сторонников организации:

  • Помимо санкций супротив российских компаний действует ещё множество ограничений, в рамках ВТО их удаётся постепенно снимать, нельзя лишать их этого инструмента, усугубляя и так сложное положение. К тому же ВТО дает бизнесменам чёткие правила работы на внешнем рынке.
  • ВТО реформируется, идут дискуссии, возможно, будут приниматься новые правила торговли и очень желательно, чтобы Россия участвовала в установлении этих правил.
  • Выход России из ВТО может привести к потере защиты от внутренних торговых барьеров иностранных государств: от высоких налогов, акцизов, таможенных пошлин и т.д., могут появиться ограничения на инвестиции для российского бизнеса.
  • Выход из организации приведет к закрытию внутреннего российского рынка. И некоторые очень заинтересованные иностранные государства могут перестать рассматривать экономику России как рыночную, а это опять различные манипуляции с ценами, претензиями и спорами, ограничения и т.д. и где всё это оспорить?
  • Кроме того это усложнит торговлю и с теми странами, которые не вводили санкции против России, а их большинство.
  • И обращаться в орган по разрешению споров ВТО уже будет нельзя.
  • Российские предприниматели в большинстве своём лишатся возможности продавать свои товары за рубежом, что тогда будет с отраслями?
  • ВТО смогла заменить для России более 120 различных торговых соглашений, неужели придётся опять возвращаться к ним, на подписание таких договоров могут уйти годы.

Где-то правы одни, где-то правы другие, но как «говорил Малдер» — истина где-то рядом. ВТО не помешал вводить против России санкции, угрозой вторичных санкций распугали множество торговых партнёров, однако в условиях санкций Россия может принимать защитные меры, которые в обычных условиях были бы названы протекционистскими.

Санкции нарушают правила ВТО о честной торговле, и мир уже расплачивается за это — растут цены на энергию и продовольствие, растёт инфляции, лихорадит валютные курсы, фондовые рынки. Это цена, которую мир уже платит за нарушения правил торговли.

Читайте также:  Участник бизнес проекта который выступает главным заинтересованным лицом

Никто и никогда ещё не выходил из ВТО, смогут ли исключить Россию без её желания? Пока, наверное, нет. Что ждёт саму организацию? Может медленное затухание, может раскол на несколько региональных блоков, а может быть всё-таки честная игра по правилам, ибо не многие любят игру совсем без правил, тем более в одни ворота.

Как вы считаете, нужно ли России выходить из ВТО или продолжать пользоваться её благами, взаимно игнорируя требования (как это происходит сейчас)? Напишите в комментариях.

И, как обычно, если вам было интересно, подпишитесь на мой канал в Телеграме, там еще больше полезной и интересной информации.

Ваш финансовый консультант

Источник: vc.ru

Товарный контроль: как ВТО за 25 лет изменила мировую торговлю

1 января 1995 года была основана Всемирная торговая организация (ВТО). Новый международный орган пришёл на смену Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), действовавшему с 1947 года. Сейчас 164 страны — участницы ВТО контролируют 98% мирового товарооборота. Многие годы работа организации позволяла государствам торговать друг с другом на равных правах и защищать свои национальные интересы, однако в последние несколько лет тарифные войны и протекционистская политика США ставят под сомнение эффективность ВТО. О том, как организация за 25 лет изменила мировую торговлю, — в материале RT.

1 января 1995 года начала свою работу Всемирная торговая организация. Спустя 25 лет в международную группу входят 164 государства, которые контролируют 98% мировой торговли.

По правилам организации, страны-участницы должны предоставлять друг другу равные условия торговли, решать возникающие споры с помощью консультаций и переговоров, а также открыто публиковать законы и правила, регулирующие внешнеторговую деятельность.

Идея регулирования международной торговли возникла ещё во время Второй мировой войны. Обсуждение наведения порядка в глобальной экономике послевоенного времени прошло летом 1944 года в американском городе Бреттон-Вудс на Валютно-финансовой конференции Объединённых Наций.

Также по теме

Финансовая перестройка: как Бреттон-Вудская валютная система изменила мировую экономику

75 лет назад страны антигитлеровской коалиции утвердили создание Бреттон-Вудской валютной системы. Доллар США был твёрдо привязан к.

«По итогам Бреттон-Вудской конференции планировалось создать три института для обеспечения безопасности мировой экономики. Решение о двух было принято сразу — так появились Международный валютный фонд и Всемирный банк. Переговоры о создании третьего института продолжались с 1946 по 1948 год. Речь шла о Международной торговой организации (МТО)», — рассказал в беседе с RT профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский.

По итогам переговоров страны создали устав МТО и подписали Генеральное соглашение по тарифам и торговле. Работа ГАТТ облегчала торговлю для участников договора за счёт устранения тарифных барьеров и снижения таможенных пошлин. Вместе с тем США не одобрили устав МТО, из-за чего создание Международной торговой организации было заморожено почти на полвека.

«В рамках ГАТТ обсуждение продолжалось 47 лет, и только после окончания Уругвайского раунда переговоров в 1994 году было одобрено создание Всемирной торговой организации», — отметил Портанский.

Первоначально снижение тарифов, пошлин и других барьеров распространялось только на торговлю товарами. Со временем правила ВТО также стали затрагивать сферу услуг и права интеллектуальной собственности.

Сбой системы

Одним из главных преимуществ ВТО эксперты называют возможность стран использовать механизм разрешения споров для отстаивания своих прав. По словам Алексея Портанского, с 1995 года в рамках организации было инициировано около 600 разбирательств.

Впрочем, со временем процесс урегулирования торговых разногласий стал растягиваться на годы. В результате многие государства начали заявлять о необходимости реформировать ВТО.

«В 60—70-е годы участниками соглашения ГАТТ были 50—70 государств. На тот момент развитые страны задавали тон, и решения по спорам принимались быстро с помощью консенсуса. Сегодня ситуация в корне изменилась. В ВТО 164 страны, большая часть из них — развивающиеся. В этих условиях оказалось, что консенсус практически не работает», — добавил Портанский.

В последние годы многие страны начали злоупотреблять правилами ВТО и массово вводить торговые ограничения в отношении своих партнёров. В результате ещё острее стала необходимость реформирования ВТО. Об этом в разговоре с RT рассказала заведующая кафедрой международных экономических отношений и внешнеэкономических связей МГИМО Ирина Платонова.

«Страны начали всё чаще применять защитные меры в соответствии со ст. 21 ГАТТ. Она позволяет государствам вводить торговые ограничения по соображениям национальной безопасности. Но критерии введения этих мер до конца не определены и требуют дальнейшего обсуждения. В противном случае усиливается дискриминация, против которой, по сути, и выступает ВТО», — отметила Платонова.

Также по теме

Вызовы и решения: что происходило с мировой экономикой в 2019 году

За последние 12 месяцев в мировой экономике обошлось без серьёзных потрясений, чего, как отмечают эксперты, не было уже долгие годы.

По словам экспертов, дополнительно работу организации осложнили действия США. Помимо начала торговой войны с Китаем и введения пошлин против ряда других стран, Вашингтон начал блокировать назначение судей в апелляционный орган ВТО, в результате чего решение споров в организации оказалось невозможным.

«На мой взгляд, позиция США неприемлема и только ухудшает общую ситуацию. Результатом действий Соединённых Штатов стало прекращение работы апелляционного органа ВТО, который является определяющим для всего процесса урегулирования споров в рамках организации. Да, у ВТО сегодня есть свои проблемы — поиск решений в спорах занимает годы. Это неприемлемо, и мы должны менять процедуры, чтобы процесс ускорился. Но блокировка апелляционного органа никак не помогает разрешить ситуацию», — рассказал в интервью RT глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

В ноябре 2019 года премьер-министр России Дмитрий Медведев на Восточноазиатском саммите заявил, что политика США начала «расшатывать устои» ВТО. Вместе с тем российские власти не ожидают полного прекращения работы организации. По словам главы кабмина, на сегодняшний день альтернативы ВТО нет.

«Никакой альтернативы многостороннему сотрудничеству, торговым системам, ВТО не просматривается», — констатировал Медведев.

«Да, там много недостатков и недоговорённостей. Но, что бы мы ни говорили, в настоящей современной жизни товарные потоки подчиняются общим закономерностям, и международная торговая система тоже должна регулироваться на основе общих правил», — подчеркнул премьер-министр.

Читайте также:  Сетевой бизнес с чего начать новичку

Россия и ВТО

Россия вела переговоры о вступлении в ВТО на протяжении 18 лет — с 1993 по 2011 год (в 1993—1994 годах речь шла о присоединении к ГАТТ). В 2007 году руководивший в то время организацией Паскаль Лами заявлял, что ВТО не может стать многосторонним международным объединением без участия России. В связи с этим многие государства были всерьёз заинтересованы в том, чтобы РФ была принята в торговую группу.

В декабре 2011-го был подписан официальный протокол о принятии России в ВТО, и 22 августа 2012 года страна стала 156-м участником организации.

Также по теме

«Пока ещё делаем первые шаги»: каких результатов добилась Россия за шесть лет членства в ВТО

С момента вступления России в ВТО прошло шесть лет. За это время страна сумела закрепиться на зарубежных рынках и начать создание.

«Благодаря вступлению в ВТО Россия получила доступ ко многим рынкам на заранее обговорённых условиях. Кроме того, это помогло нам лучше защищать права на глобальном уровне. В рамках ВТО мы выигрываем один спор за другим, и в настоящее время Россия играет одну из важных ролей в определении того, как глобальная торговая система будет функционировать в ближайшие годы», — рассказал RT Максим Орешкин.

По словам экспертов, результатом членства России в ВТО за последние семь лет стал рост поставок за рубеж продукции сельского хозяйства. Как следует из данных ФТС, такая ситуация постепенно начала сказываться на изменении структуры экспорта страны.

Так, с 2012 по 2018 году доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в поставках России за границу увеличилась с 3,2% до 5,5%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий — с 1,9% до 3,1%, металлов и изделий из них — с 8,5% до 9,9%, машин, оборудования и транспортных средств — с 4,2% до 5,1%. Примечательно, что доля поставок минеральной продукции за этот же период, напротив, сократилась с 71,3% до 64,8%.

В то же время пока ещё высокая ориентированность России на экспорт сырья не позволяет стране в полной мере ощутить все преимущества членства в ВТО. По словам Портанского, государству по-прежнему необходимо стремиться к тому, чтобы разнообразить свои поставки и в первую очередь экспортировать «современные готовые товары и услуги», то есть продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Впрочем, власти уже начали принимать необходимые меры. Речь идёт о выполнении национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Согласно указу президента, к 2024 году экспорт несырьевых неэнергетических товаров должен достигнуть $250 млрд. При этом планируется увеличить поставки продукции машиностроения до $50 млрд в год, услуг — до $100 млрд, товаров агропромышленного комплекса — до $45 млрд.

Источник: russian.rt.com

RSS — рассылка Краткая справка

Место расположения: Женева, Швейцария
Основана: 1 января 1995 г.
Создана: по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94)
Членство: 159 страны или таможенные территории (на 2 марта 2013 года)
Штат Секретариата: около 640 сотрудников
Глава: генеральный директор (Паскаль Лами)
Бюджет: 196 млн.швейц.франков.

Цели и принципы:

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:

  • взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;
  • взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;
  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
  • отказ от использования количественных и иных ограничений;
  • транспарентность торговой политики;
  • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Важнейшими функциями ВТО являются:

  • контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;
  • проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;
  • разрешение торговых споров;
  • мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
  • техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;
  • сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;

возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Источник: econom22.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин