Предпринимательство может развиваться при наличии в стране определенных внешних и внутренних факторов (условий), в совокупности обеспечивающих благоприятные возможности для развития цивилизованного преуспевающего предпринимательства, т.е. если сформирована определенная предпринимательская среда.
Под, предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью и позволяющая предпринимателям добиваться успехов в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров и получении ими прибыли (дохода).
Как интегрированная сложная система предпринимательская среда подразделяется на:
1. внешнюю, как правило, не зависимую от самих предпринимателей,
2. внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями.
Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (экономических) отношений, создания благоприятного общественного и государственного менталитета, формирования рынка как среды существования (деятельности) предпринимателей и других важнейших условий.
Что такое внешние и внутренние факторы? Как определить их влияние?
Состояние внешней предпринимательской среды имеет определяющее влияние на развитие предпринимательства в стране в целом и в отдельных регионах.
Под внешней предпринимательской средой понимается совокупность внешних факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на становление и развитие предпринимательства.
Внешняя среда по отношению к предпринимателям является средой объективной и действует независимо от их желаний. Чтобы добиваться успехов, предприниматели должны хорошо знать все внешние факторы и условия, чтобы в своей деятельности предвидеть их влияние на конечные результаты своего бизнеса.
Внешняя предпринимательская среда включает следующие подсистемы:
• экономическое положение в стране и регионах;
• политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью развития общества и государства;
• правовая среда, четко устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимательской и других субъектов рыночной экономики;
• государственное регулирование и поддержка предпринимательства;
• социально-экономическая обстановка, связанная с уровнем платежного спроса населения (потребителей), уровнем безработицы;
• культурная среда, обусловленная уровнем образования населения, обеспечивающая возможность заниматься определенными видами предпринимательского бизнеса;
• научно-техническая, технологическая среда;
• наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых для развития определенных видов деятельности;
• физическая среда, связанная с климатическими (погодными) условиями, влияющими на процесс функционирования предпринимательских организаций; отсутствие проявления природных катаклизмов;
QNET Патман Сенатираджа — 8 основ создания бизнеса
• институционально-организационная среда, свидетельствующая о наличии достаточного числа организаций, обеспечивающих возможность осуществления коммерческих операций, деловых связей и т.д.
Приведем краткую характеристику отдельных подсистем, в совокупности составляющих интегрированную внешнюю предпринимательскую среду.
Экономическое положение характеризуется формированием условий для становления конкурентного рынка как среды существования предпринимателей, а также осуществление экономических реформ, обеспечивающих возможность доступа предпринимателей ко всем видам ресурсов (кроме запрещенных законом), необходимых для развития их деятельности.
На развитие предпринимательства положительно (или отрицательно) влияют следующие экономические инструменты:
— уровень ставки рефинансирования, устанавливаемый Национальным Банком;
— число налогов (обязательных сборов, платежей) и размеры налоговых ставок;
— уровень ликвидности хозяйствующих партнеров (компаний, фирм);
— уровень цен (тарифов) на определенные виды ресурсов, особенно продукцию (услуги) естественных монополий;
— недопущение установления монопольно высоких или монопольно низких цен, ограничивающих конкуренцию на товарных рынках.
Все более значимыми становятся стабильность национальной денежной единицы, повышение уровня ее покупательной способности и другие экономические факторы и условия.
Успешному развитию предпринимательства способствует льготное кредитование предпринимательских проектов, сокращение числа налогов, сборов, обязательных платежей, уменьшение налоговых ставок и др.
Развитие предпринимательства тормозят экономические и финансовые кризисы, возникающие не только в собственной стране, но и в других странах и регионах.
Несомненно, что для развития предпринимательства требуются стабильность политической обстановки в стране и в отдельных регионах, согласие между всеми ветвями власти, признание ими того факта, что без развития цивилизованного предпринимательства невозможны экономический рост, эффективное развитие всех отраслей экономики и повышение благосостояния общества.
Развитие предпринимательства возможно только при создании адекватной перспективному развитию страны правовой среды, устанавливающей права, обязанности и гарантии дееспособным гражданам на занятие предпринимательской или иной законной экономической деятельностью, защищающей цивилизованных предпринимателей от противоправных действий государственных органов должностных лиц, криминальных структур.
Необходимо четкое установление ответственности предпринимателей за нарушение законодательных и нормативных актов, регламентирующих хозяйственную (предпринимательскую) деятельность.
В связи с вышеизложенным на нынешнем этапе развития экономики большое значение, на наш взгляд, имеют усиление регулирующей роли государства в процессе становления цивилизованного предпринимательства, защита законных интересов предпринимателей, обеспечение им гарантий как гражданам и организациям. Государство не должно вмешиваться в конкретную предпринимательскую деятельность, поскольку по своей сути предпринимательство — это свободная деятельность дееспособных граждан, но вместе с тем государство должно обеспечивать защиту экономической и политической свободы.
Институционально-организационная среда. Ее развитие является важнейшим условием формирования предпринимательства, поскольку многие институты (организации) являются предпринимательскими и с учетом специализации своей деятельностью оказывают соответствующие услуги другим предпринимательским организациям.
К таким институтам относятся:
— коммерческие банки и другие кредитно-финансовые организации;
— специализированные организации по представлению таких профессиональных услуг, как аудит, консалтинг, защита интересов предпринимателей и др.;
— учебные заведения по подготовке кадров для предпринимательских организаций;
— компании по изучению рынка, проведению специализированных маркетинговых исследований;
— компании (организации) — поставщики сырья, материалов, энергии, топлива и других услуг;
— оптовые и розничные продавцы;
— транспортные компании и др.
Несомненно, значительная роль в развитии предпринимательства принадлежит различным фондам поддержки предпринимательства,
Большое влияние на развитие предпринимательства оказывает формирование положительного общественного мнения в средствах массовой информации (радио, телевидение, периодическая печать), поддерживающих положительный опыт хозяйствования цивилизованных предпринимателей, критикующих негативные явления ведения бизнеса, разоблачающих воров, казнокрадов.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Внешние факторы формирования бизнес-среды предприятия
Факторы эти называются внешними, поскольку формируются внешней средой предприятия. Само предприятие повлиять на природу или проявление внешних факторов не может или его влияние оказывается незначительными. Мы не будем здесь останавливаться на характеристике других факторов внешней среды, так как в таблице 1 приведена наиболее распространенная характеристика факторов.
Он включает в себя[9, c. 198]:
— анализ внутренней среды организации.
Анализ внешней среды — процесс, посредством которого разработчики стратегии определяют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Обычно анализ внешней среды происходит по трем
1. Оценка изменений и их воздействие на различные аспекты выбранной стратегии и цели;
2. Определение какие факторы представляют угрозу для текущей деятельности фирмы и выбранных целей;
3.Определение какие факторы представляют дополнительные возможности для достижения поставленных целей.
Материалы анализа внешней среды дают организации время для прогнозирования возможностей и для составления плана действий на случай непредвиденных обстоятельств, а также время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, которая может нейтрализовать угрозы или даже превратить их в выгодные возможности.
Таким образом, анализ внешней среды включает 2 основные составляющие[9, c.206]:
1) определение возможностей;
2) определение угроз.
К возможностям относят:
— ускорение роста рынка;
— выход на новые рынки или сегменты рынка;
— увеличение ассортимента производимой продукции;
— благоприятная политика правительства;
— “спокойное” поведение конкурентов; и другие.
К угрозам относят:
— замедление роста рынка;
— изменение потребностей и вкусов покупателей;
— рост продаж замещающего продукта;
— появление новых конкурентов;
— сокращение платежеспособного спроса населения;
— рост цен у поставщиков;
— неблагоприятная политика правительства.
После анализа внешней среды и получения данных о возможностях и угрозах, руководство организации должно оценить свои внутренние силы, которые позволяют воспользоваться предоставленными возможностями и предотвратить угрозы.
Компоненты внутренней среды
Внешние факторы влияющие на организацию Внешняя среда организации
Скачать презентацию Внешние факторы влияющие на организацию Внешняя среда организации 2. Внешн факт.pptx
- Количество слайдов: 23
Внешние факторы, влияющие на организацию. Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне.
Все факторы внешней среды можно разделить на две группы. Факторы прямого воздействия 1. поставщики материалов; 2. поставщики трудовых ресурсов; 3. поставщики капитала (денежного); 4. законы и органы регулирования; 5. потребители; 6. конкуренты.
1. Поставщики материалов Это материальные ресурсы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Важно найти поставщика, который будет поставлять качественные материалы в заранее оговоренные сроки.
2. Поставщики трудовых ресурсов. Развитие ряда отраслей в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов. (нет высококвалифицированных управленцев, техников, опытных программистов и т. д. )
Поставщиками трудовых ресурсов являются учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования.
3. Поставщики капитала. Потенциальных инвесторов несколько: банки, программы федеральных учреждений по представлению займов, акционеры и частные лица.
4. Законы и органы регулирования Существует множество законов, регулирующих действие организаций (трудовое законодательство, гражданский процессуальный кодекс).
Недостатки законов: -имеют множество подзаконных актов, противоречащих другу. — законы местных органов власти могут входить в противоречие с федеральными законами.
5. Потребители, решая какие товары и услуги и по какой цене для них предпочтительнее, определяют для организации многое. Их воздействия на внутренние структуры значительны.
• 6. Конкуренты. Они во многих случаях даже больше влияют на результаты деятельности и величину цены, запрашиваемую на товар и услуги.
Факторы косвенного воздействия 1. Технология; 2. Состояние экономики; 3. Социально-культурные факторы ; 4. Политическая обстановка.
1. Технология Анализ технологии позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции.
Скорость изменения технологий в последние десятилетия очень высокая и исследователи утверждают, что данная тенденция усилиться.
2. Состояние экономики. Руководство должно оценивать то, как сказывается на организации общее изменение состояния экономики. Состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определённые товары и услуги.
Если прогнозируется инфляция руководство может увеличить запасы поставляемых организации ресурсов, заморозить з/плату, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем.
• Если прогнозируется экономический спад – нужно уменьшить запасы готовой продукции, сократить работников, отложить планы расширения производства.
Одни и те же изменения в экономике могут оказать положительное воздействие на одни и отрицательное на другие организации.
3. Социально-культурные факторы. Любая организация действует в какой-либо культурной среде. Эта среда влияет на развитие организации, выпуск продукции и оказываемые услуги.
Дача взятки для получения выгодного контракта или политических выгод, фаворитизм вместо поддержки компетентности, распространение порочащих конкурентов слухов считается действиями неэтичными и аморальными, даже когда их невозможно считать, по сути противозаконными. В некоторых странах подобная ситуация считается нормальной и принята на вооружение предприятиями, поскольку социальнокультурная среда здесь иная.
Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги компании. (Люди зачастую готовы платить за дорогой автомобиль поскольку, как им кажется, это придаёт им дополнительный вес в обществе. )
4. Политические факторы. Такие политические факторы, как политическая стабильность, установление налоговых льгот, таможенных пошлин, законодательство по защите прав потребителей, контроль цен государством, создание свободных экономических зон влияют на развитие организации.
В стране-хозяине для иностранного инвестора или для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности для иностранцев или установлению специальных пошлин на импорт.
Почти в каждой местности существуют конкретные законы и установки по отношению к бизнесу. Некоторые города, к примеру, не жалеют усилий для создания стимулов, привлекающих промышленные предприятия в черту города. Другие, напротив, годами бьются в суде, чтобы не допустить в город промышленное предприятие.
Источник: present5.com