Ни одна компания не может существовать в вакууме. Внешняя среда подкидывает множество различных факторов, которые влияют на ситуацию на рынке и сам бизнес. Эти факторы могут благоприятно воздействовать на игроков, предоставляя новые возможности для роста, а могут создавать ограничения и ослаблять потенциал компаний. Поэтому внешнюю среду компании очень важно учитывать при построении структуры и стратегии.
50 просмотров
Внешнее воздействие невозможно контролировать. Зато можно быстро реагировать на угрозы, приспосабливаться к изменениям, корректировать бизнес-процессы и задачи. Только так компания сможет выжить в этом изменчивом, непредсказуемом и сложном мире. Для описания его сложности даже существует отдельный термин – VUCA-мир. Это акроним английских слов:
- Volatility — нестабильность;
- Uncertainty — неопределенность;
- Complexity — сложность;
- Ambiguity — неоднозначность.
Хоть мы и не сможем предсказать многие явления, мы можем их изучить, чтобы помочь бизнесу развиваться. Разные факторы могут влиять на бизнес в разной степени:
- факторы косвенного воздействия,
- факторы прямого воздействия.
Косвенное влияние на бизнес оказывают экономика, политика, технологии, социально-культурные факторы и природная среда. Вот примеры такого влияния:
- Снижение покупательной способности через какое-то время может снизить объемы выручки компании;
- Изменение технологий может повысить производительность или, наоборот, вытеснить с рынка предприятия, на которых преобладает ручной труд;
- Изменение законодательства может создавать преграды для входа игроков в отрасль или, наоборот, открывает перспективы для открытия новых направлений.
Напрямую на устойчивость бизнеса и его прибыльность влияют действия конкурентов, поведение потребителей, сотрудничество с проверенными поставщиками, помощь партнеров и влияние общественности.
Для грамотного анализа рынка важно понимать особенности всех этих факторов и степень влияния на компанию. Поэтому дальше перейдём к методике оценки косвенных факторов, которая поможет нам это сделать.
PEST-анализ для исследования внешней среды
Факторы внешней среды можно проанализировать как для отрасли в целом, так и для компании в частности. Для анализа внешних факторов мы предлагаем воспользоваться инструментом под названием PEST-анализ.
PEST-анализ назван по первым буквам таких показателей:
- P – политические факторы,
- Е – экономические факторы,
- S – социально-культурные факторы,
- Т – технологические факторы.
Суть PEST-анализа состоит в том, чтобы описать важные факторы в каждой группе, представить их возможное развитие, изменения и оценить влияние на компанию.
Давайте разберёмся, какие показатели важно отслеживать в каждой группе.
P: Политические факторы
Политика и законодательство формируют климат для развития бизнеса на уровне региона, страны или мира. Внешняя политика государства может создавать возможности для партнерства и появления инноваций, а отдельные нормативные акты или налоговое законодательство – так или иначе влиять на развитие малого бизнеса.
Ключевые показатели для анализа:
- изменения во внешней и внутренней политике государства,
- налоговое законодательство,
- влияние государства на вашу отрасль,
- региональные особенности на законодательном уровне или субсидии для предприятий этих регионов.
Например, в некоторых регионах можно получить гранты на открытие бизнеса, скидки при покупке оборудования или даже бесплатные образовательные услуги. Об этом я писал в этой статье.
E: Экономические факторы
Эти факторы оказывают огромное влияние на компанию, поэтому их нужно рассматривать особенно внимательно.
Важные экономические показатели:
- уровень развития экономики,
- изменение ВВП,
- инфляция и курсы валют,
- уровень цен,
- размеры заработной платы и уровень безработицы.
Например, при открытии IT-компании следует учесть высокий спрос на программистов и, как следствие, уровень зарплат этих специалистов. А если перепродаёте китайские товары на маркетплейсах, то важно закладывать в расчёты изменения курса валют.
S: Социально-культурные факторы
Под воздействием культурных особенностей, моральных и этических норм формируется поведение потребителей. А изменения численности населения и его структуры влияют на спрос на определенные товары и услуги. Например, «старение населения» приводит к росту оздоровительных и косметологических услуг.
Наиболее важные социально-демографические показатели:
- демографические изменения: рост или убыль населения, структура по полу и возрасту,
- уровень образования и наличие квалифицированных кадров,
- культурные обычаи, ценности и их изменение,
- предпочтения и сложившиеся стереотипы.
Со сменой поколений меняются вкусы в одежде, потребление технологий и отношение к работе. Если поколение 80-х с удовольствием работало в офисе по 8-10 часов в день, то сейчас есть тренд на удаленную работу со свободным графиком.
T: Технологические факторы
Исследовать технологические изменения, внедрение новых разработок и политику в отношении интеллектуальной собственности важно для любого бизнеса, даже в сфере услуг. Современный мир развивается за счёт технологий, которые затрагивают все сферы жизни человека.
Среди технологических факторов можно выделить:
- существующие и возможные изменения в технологиях на рынке,
- степень использования и передачи технологий,
- инновации и доступ к ним в вашей отрасли.
Раньше в маркетинге многие показатели были разрозненными. Но потом появились сквозная аналитика и CRM-системы, которые связали все метрики воедино. Теперь, благодаря развитию технологий, можно отследить действия клиента во всех точках контакта с компанией и выстроить путь от возникновения потребности до покупки.
Как провести PEST-анализ
Сам анализ включает этапы:
- Сбор информации из различных источников по факторам внешней среды, которые оказывают влияние на вашу компанию или бренд.
- Разделение факторов на группы: политические, экономические, социально-культурные и технологические.
- Описание и оценка влияния каждого из факторов на деятельность, прибыльность или развитие бизнеса.
- Ранжирование факторов по степени влияния, где вверху списка будут наиболее серьезные тренды и тенденции.
После того, как вы определите какие факторы и в какой степени могут повлиять на ваш бизнес, вы должны определить наиболее важные факторы, с которыми стоит работать в первую очередь. Опирайтесь на опыт вашего бизнеса, мысли вашей команды и мнение отраслевых экспертов.
Рекомендую подписаться на мой телеграм-канал Точка роста | Алексей Бондарев, там много полезных статей о бизнес-инструментах. Буду рад вашим комментариям по теме!
Источник: vc.ru
Семь внешних факторов влияющих на бизнес.
После того, как вы выстроите финансирование, найдёте подходящее место, наймёте персонал и составите потенциально успешный бизнес план, чтобы эффективно предсказать своё будущее, вы должны обратиться к внешним факторам. Есть множество факторов, которые следует принимать во внимание, и которые обычно находятся вне вашего контроля. Хотя у вас может быть план на случай непредвиденных обстоятельств, чтобы справиться с внешними воздействиями, которые влияют на ваш бизнес, иногда лучшее, что вы можете сделать – это импровизировать, когда они происходят.
Экономика и колебания рынка
Глобальная экономика является одним из крупнейших внешних факторов, который в какой-то момент может повлиять на ваш бизнес. Колебания рынка, основанные на политике, террористических атаках, войнах и девальвации валюты, в конечном итоге сказываются на большинстве коммерческих предприятий.
Финансы и кредит
Финансовая олигархия и платежеспособность крупных банков и финансовых учреждений, возможно, не имеют большого отношения к вашему бизнесу, но в конечном итоге они могут повлиять на вашу способность продолжать вести свой бизнес. Процентные ставки, доступность кредитов и потребительские кредиты – это внешние факторы, которые вы редко можете контролировать.
Воздействия от суровой погоды
Если бы человек мог контролировать погоду, на курортах знали бы точно, когда брать самые высокие цены за номера. Штормы, торнадо, ураганы и лесные пожары находятся за пределами вашей компетенции контролируемых факторов бизнеса. В дополнение к прямому влиянию шторма на вашу способность открывать свои двери в любой момент времени, широко распространённые погодные явления часто несут существенный эффект замедления для широкого круга предприятий.
Изменения в локальной инфраструктуре
Законы о зонировании, строительство автомагистралей и жилищное строительство особенно важны для предприятий розничной торговли, ресторанов, производителей и других предприятий, которые рассчитывают на успех. Изменения в местной инфраструктуре могут оказаться катастрофическими или случайными для вашей компании.
Изменения в законах
Государственные, местные или федеральные изменения в законодательстве могут оказать прямое влияние на ваш бизнес, если услуга или продукт станут строго регулируемыми или запрещёнными. Производители сигарет усвоили этот урок, когда общественное курение было запрещено во многих районах, а курение в помещениях стало практически несуществующим. Правительственные постановления, такие как те, которые влияют на окружающую среду или коммуникацию, находятся вне вашего контроля и могут оказать непосредственное влияние на ваш бизнес.
Изменение тенденций и технологий
Хотя вы можете потратить значительную часть своей прибыли на маркетинг в надежде благоприятно повлиять на тенденции, некоторые из них находятся вне вашего контроля. Увеличение использования технологий вашими клиентами может быть встроено в ваше стратегическое планирование, но вы, возможно, не планировали широкое использование социальных сетей, которое может повлиять на ваш бизнес. Знаменитости, которые становятся сторонниками какого-либо дела или решают бойкотировать определенную деловую практику, могут начать тенденцию, которая может серьёзно повлиять на ваш бизнес, если вы не на той стороне этой тенденции.
Изменение клиентской базы
Ваша целевая клиентская база может внезапно или медленно меняться в течение определенного периода времени. Изменяющийся состав вашего района, который привлекает больше одиноких или молодых арендаторов, может повлиять на ваш бизнес, например, если вы обслуживаете более мобильную, ориентированную на семью клиентскую базу. Культурные последствия изменяющегося соседства могут отрицательно или положительно повлиять на ваш бизнес в зависимости от вашей способности удовлетворять потребности меняющейся демографии.
Источник: finance-obzor.ru
Внешние факторы, влияющие на бизнес
Независимо от того, большой у вас бизнес или маленький, знание того, куда вы идете, является ключом к успеху, а стратегия играет важную роль. Этот список подсказок полезен для составления карты о факторах, которые могут повлиять на успех или неудачу ваших стратегических инициатив.
Вы можете подумать, что это немного похоже на определение рисков проекта, связанных с вашими стратегическими инициативами, но это не так: это упражнение направлено на понимание факторов вне бизнеса, которые вы не можете контролировать.
Это действительно важно, потому что, не зная об этих вещах, вы можете реализовать неправильную стратегию или обнаружить, что некоторые инициативы терпят неудачу, потому что они просто не могут процветать в бизнес-контексте.
Политические факторы
Смена правительства может вызвать изменения в политике, которые могут повлиять на стратегию. Люди высказывают разные мнения о руководящих должностях в странах, и вы можете обнаружить, что бизнес-среда выглядит совершенно по-разному с другим набором руководителей.
Изменения в политике могут порождать новые стратегические инициативы, поскольку предприятия пытаются не отставать, а это, в свою очередь, означает, что некоторые другие инициативы и проекты, над которыми вы хотите работать, должны отойти на второй план.
Экономические факторы
Экономический контекст – это, вероятно, тот, о котором ваша исполнительная команда будет думать больше всего. Все это связано с тем, что происходит на рынках, что может повлиять на цену акций, покупательские покупки, процентные ставки и т. д.
Социальные факторы
Эта область связана с изменениями в обществе, которые могут повлиять на развитие бизнеса. Например, можно наблюдать рост количества приложений и увеличение количества сайтов, к которым обращаются мобильные пользователи. Если эта социальная тенденция сохранится, какое влияние она окажет на вашу бизнес-модель?
Вы также можете подумать о людях, вовлеченных в ваш бизнес: и о сотрудниках, и о клиентах. По мере того как молодое поколение приходит на рабочее место, с ними приходят и их ожидания в отношении работы: каковы ваши возможности для привлечения и удержания лучших талантов? Чего ждут ваши клиенты через 5 лет? Если подумать об ответах на эти вопросы сейчас, вы сможете защитить свой бизнес на долгие годы.
Технологические факторы
Быть в курсе технологических тенденций важно для всех предприятий, и понимание этих тенденций может помочь сформировать стратегию.
Например, подумайте, что большие данные могут сделать для вашего бизнеса или конкурентов. Технологический контекст вашей стратегии, вероятно, будет относительно изменчивым, но это не значит, что вам не следует пытаться оставаться в курсе событий.
Ищите тенденции и принимайте информированные, разумные решения о том, какие из них использовать.
Юридические факторы
Поговорите с юридическими консультантами о предстоящем законодательстве или изменениях, которые могут повлиять на бизнес в ближайшем будущем. Какие планы вам нужно внедрить сейчас, чтобы иметь возможность справляться с изменениями, когда они происходят, или есть ли какие-либо законы, влияющие на вашу деловую практику или ограничивающие ее прямо сейчас?
Окружающая среда
Какие факторы окружающей среды нужно учитывать? Это может быть что угодно: от законодательных изменений, которые вы должны соблюдать в отношении переработки или утилизации отходов, до управления выбросами углерода в качестве предприятия как по финансовым причинам, так и в рамках обязательств по охране окружающей среды.
Источник: biznes-russia.ru