Требования эффективности деятельности службы внутреннего контроля холдинга
доктор экономических наук, профессор Поволжского государственного технологического университета
(Перепечатано с: «Новый университет», 2013, N6-7 (28-29). С. 29-35. Статья приводится в сокращении.)
Управление холдингами имеет отличия от управления отдельными компаниями, поэтому организация внутреннего контроля в холдингах представляет собой достаточно сложную задачу, требующую комплексного подхода. Укрупнение бизнеса сопряжено с необходимостью усиления контрольной деятельности, осуществляемой с целью устойчивого развития всех структурных единиц и головной организации. Внутренний контроль можно рассматривать как систему, организованную материнской или управляющей компанией, в интересах участников холдинга и регламентированную его внутренними документами. Система внутреннего контроля должна обеспечить: соблюдение установленного порядка ведения бухгалтерского учета и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности), соблюдения законодательных и внутренних регулятивов; эффективность деятельности организации.
Какие обязательные документы по промбезопасности должны быть в организации
К институтам внутреннего контроля относятся назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние контролеры или внутренние аудиторы.
Система внутреннего контроля, реализуемая в холдинге, является необходимым условием эффективной деятельности группы разнопрофильных компаний и основой для создания в холдинге единой комплексной системы управления финансами, которая охватывает все сферы бизнеса. Это позволит создать систему менеджмента, способную дать руководству холдинга исчерпывающую информацию о финансовых результатах в каждом сегменте бизнеса, координировать денежные потоки между компаниями холдинга с учетом их специфики и потребности в финансировании, контролировать расходы каждой бизнес-единицы и осуществлять как краткосрочное, так и стратегическое планирование.
Организация эффективного внутреннего контроля холдинга возможно при четком определении требований к внутреннему контролю.
В настоящее время отсутствует единство в подходах к определению термина «внутренний контроль» на законодательном, нормативно-правовом уровне, а также в работах экономистов. Дословно термин «внутренний контроль» — «internal audit» в переводе с английского означает внутреннюю проверку счетов, ревизию.
В современном понимании задач управления это определение не раскрывает сущность и место контроля. Необходимо отметить, что в настоящее время в действующем законодательстве Российской Федерации чаще используется системный подход к пониманию сущности внутреннего контроля как части системы управления организацией. С этой точки зрения целесообразно проанализировать трактовку данного термина содержится в нормативных документах федеральных органов, федеральных стандартах аудиторской деятельности, в документах профессиональных общественных организаций аудиторов.
Понятие, общие положения и формы таможенного контроля
Можно отметить, что в документах, регламентирующих деятельность банков и кредитных организаций, финансовых институтов имеются требования, определяющие вопросы организации внутреннего контроля.
Анализ положений этих документов свидетельствует о том, что создание системы внутреннего контроля и системы внутреннего аудита имеют своей целью защиту инвестиционных интересов таких участников рыночных отношений и установлены для организаций, деятельность которых связана с привлечением средств юридических и физических лиц.
В федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности дается определение и характеристика системы внутреннего аудита. Внутренний аудит — это контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением ? службой внутреннего аудита. В функции службы внутреннего аудита входит мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля. Объем и цели внутреннего аудита в каждом случае различны и зависят от размера и структуры аудируемого лица и требований его руководства. Кроме того, в этих стандартах можно выделить требования, непосредственно связанные с организацией внутреннего контроля и аудита.
Как правило, в структуру службы внутреннего аудита включены один или несколько следующих элементов:
мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля. Постановка необходимых систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание. На службу внутреннего аудита обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию;
исследование финансовой и управленческой информации. Оно включает обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, в том числе детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур;
контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля организации;
контроль за соблюдением законодательства РФ, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.
В стандартах Международного института внутренних аудиторов дается следующее определение: внутренний аудит (контроль) является деятельностью по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование хозяйственной деятельности организации. Внутренний аудит призван содействовать достижению поставленных целей организации, используя систематизированный и последовательный подход к оценке, и повышению эффективности систем управления рисками, контроля и корпоративного управления. В функции внутреннего аудита входят: оценка достоверности отчетности (как внешней, финансовой, так и внутренней, управленческой), проверка целесообразности и экономической эффективности операций, сохранности активов, соблюдения законодательства, требований нормативных документов, регулирующих деятельность органов и договорных обязательств.
По нашему мнению, перечисленные требования эффективного функционирования внутреннего контроля можно дополнить следующими:
своевременности — информация по результатам контроля должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения, в максимально короткие сроки. Если сообщение запаздывает, то нежелательные последствия отклонений усугубляются, кроме того, объект переходит уже в другое состояние (действие), что лишает смысла сам проведенный контроль. При предварительном контроле несвоевременное сообщение о возможности возникновения отклонений также лишает смысла проведенный контроль.
взаимосвязи — решение задач, связанных с контролем, должно создавать надлежащие условия для взаимодействия работников различных функциональных направлений.
приемлемости — означает рациональность контрольных целей и задач, целесообразное распределение контрольных функций, целесообразность программ внутреннего контроля, а также применяемых методов.
актуальности — со временем даже самые прогрессивные методы управления устаревают, поэтому система внутреннего контроля должна быть построена таким образом, чтобы можно было ее изменять в соответствии с внешними и внутренними факторами.
важности — абсолютный контроль над обычными незначительными операциями (например, мелкие расходы) не имеет смысла и будет только отвлекать силы от более важных задач. Но если высшее руководство считает, что какие-либо области деятельности организации имеют стратегическое значение, то в каждой такой области обязательно должен быть налажен контроль, даже если эта область с трудом поддается измерению по принципу ?затраты-эффект?.
целостности — объекты различного типа должны быть охвачены адекватным контролем, нельзя добиться общей эффективности, сосредоточив контроль только над относительно узким кругом объектов.
взаимодействия и координации — контроль необходимо осуществлять на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб организации.
В практической деятельности служба внутреннего контроля холдинга обычно является структурным подразделение материнской (управляющей) компании. Одна из часто применяемых на практике организационных схем управления головной организации холдинга представлена ниже.
Департамент по внутреннему контролю холдинга проводить следующие виды контроля:
Операционный (управленческий) контроль деятельности;
Контроль на соответствие требованиям законодательства и внутренних регулятивов;
Контроль финансовой, управленческой и налоговой отчетности.
Непосредственная подчиненность департамента внутреннего контроля совету директоров способствует:
Источник: www.bbdoc.ru
Сущность, цель, задачи, принципы и функции внутрихозяйственного контроля
Хотелось бы начать с того, что учет затрат на производство и реализацию продукции, является одной из немногих тем, которая касается любого хозяйствующего субъекта, начиная от индивидуального предпринимателя и заканчивая предприятием крупносерийного производства.
Расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы в процессе производства, предприятие формирует себестоимость изготовленной продукции, что, в конечном счете, при прочих равных условиях существенно влияет на финансовый результат работы предприятия. Комплексное использование материальных ресурсов, их рациональный расход, применение более дешевых и эффективных материалов способствует увеличению объема выпуска продукции, снижению ее себестоимости, и как следствие улучшению финансового состояния предприятия — росту прибыли и рентабельности.
Правильная организация учета затрат на производство, с одной стороны, обеспечивает действенный контроль за эффективным использованием на предприятии материальных, трудовых и финансовых ресурсов а, с другой стороны, позволяет предприятию избежать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с налоговыми органами при решении вопросов налогообложения прибыли. Поэтому для принятия оптимальных управленческих и финансовых решений необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Кроме того, анализ издержек помогает выяснить их эффективность, установить, не будут ли, они чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно установить цены, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства.
Сущность, цель, задачи, принципы и функции внутрихозяйственного контроля
Контроль — одна из основных функций управления. Контроль — это проверка результатов какой-либо деятельности на соответствие целям и нормам, принятым в организациях, сообществах и государствах, а также ценностям, вошедшим в индивидуальное и коллективное сознание как внутреннее убеждение, регулирующее поведение людей. В процессе контроля собирается информация о траектории движения управляемого объекта, сопоставляется с заранее определенными параметрами, выявляются отклонения, их оценка и принятие решения о корректирующих воздействиях.
Контроль может включать в себя различные виды специальных проверок: состояния технологических процессов, окружающей среды, зданий и сооружений, различного рода устройств и т.п. Для контроля технических систем используются методы специальных наблюдений — степени их износа, усталости металла, состояния материалов и конструкций.
В общественных системах контролю подвергается деятельность отдельных людей, их профессиональных и пространственных сообществ, организаций и государств. В отдельных странах в этих целях активно используется коллективный разум членов того или иного сообщества, которые сообща обсуждают состояние дел, выявляют ошибки и недостатки, вносят предложения по их устранению. Однако в сложных системах углубленный или специальный контроль может эффективно выполняться главным образом профессионалами и структурами, наделенными на то соответствующей властью и полномочиями, представляющими легитимный источник контроля.
Содержанием контроля является наблюдение, сбор, систематизация и обработка различных сведений, характеризующих состояние, динамику и векторы объектов контроля, выявление причин несоответствия ожидаемых (запланированных, желательных) результатов и обоснование мер корректирующего воздействия.
Процесс контроля начинается с установления целей. Затем следует стадия выработки стандартов, оценочных показателей и размеров допустимых отклонений. Далее выработанные стандарты доводятся до сотрудников, и организуется процесс измерения оценочных показателей.
После сравнения оценочных показателей со стандартами процесс контроля разветвляется: либо значимые отклонения отсутствуют, и тогда на этом заканчивается данный цикл контроля, либо зафиксированы значимые отклонения. В случае, если в процессе измерения происходит отклонение от стандартов, то процесс контроля опять ветвится. Далее либо производятся корректирующие воздействия и устраняются отклонения, либо пересматриваются стандарты. В любом случае цикл контроля затем повторяется вновь. [1]
Внутрихозяйственный контроль в условиях функционирования автоматизированной системы обработки информации организуется в интересах предприятия и с целью помочь ему эффективно выполнять свои функции.
Организационное построение системы внутрихозяйственного контроля на разных предприятиях может иметь свои отличия и особенности. Не существует единственной унифицированной структуры внутрихозяйственного контроля, которая была бы приемлемой для любого субъекта ведения хозяйства и способствовала повышению эффективности его хозяйственной деятельности. Это предопределено тем, что на организационную структуру системы внутрихозяйственного контроля влияет ряд факторов, которые в сущности, является критериями ее построения.
Формирование и обеспечение действенной систем внутрихозяйственного контроля требует разработки, утверждения и внедрения в действие соответствующего регламентного обеспечения, которое будет определять основные критерии деятельности службы внутрихозяйственного контроля. При этом необходимо исходить из особенностей организационно-правовой формы ведения хозяйства предприятия, размера, специфики его деятельности но др. То есть для регламентного обеспечения системы внутрихозяйственного контроля разных субъектов ведения хозяйства присущи некоторые характерные положения.
Вместе с тем, должно быть обеспеченно единство цели, задач, принципов, требований относительно проведения контроля внутренними подразделами и должностными лицами. Отдельные требования к созданию и функционированию службы внутрихозяйственного контроля зафиксированы в действующих нормативно правовых документах. В частности, в Хозяйственном кодексе Украины отмечено, что одним из принципов деятельности производственного кооператива есть принцип контроля, и для его реализации формируется правление, наблюдательный совет и ревизионная комиссия. Наблюдательный совет предназначен для контроля за деятельностью исполнительного органа (дирекции, правления). Ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
Гражданским кодексом определенно организационные принципы внутрихозяйственного контроля общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества.
Однако в результате отсутствия единственного нормативного акта по вопросам внутрихозяйственного контроля невозможно полностью обеспечить соблюдение единства организационных и методических подходов. Кроме того, высокое качество внутрихозяйственного контроля может быть обеспечено за счет соблюдения регламентированных требований, принципов и процедур. В свою очередь, эффективность и целесообразность применения регламентного обеспечения зависит от его качественного содержания, четкости и логичности выписанных норм.
Таким образом, контроль играет важную роль в системе управления предприятием и его подразделами. Внутрихозяйственный контроль — это проверка соответствия фактических характеристик (процессов, деятельности, объектов) установленным требованиям (ограничением).
В процессе контроля собирается и анализируется необходимая информация, оказываются отклонения фактических показателей от установленных (плановых, стандартных) и их причины. Объект внутрихозяйственного контроля — это то, которое подлежит проверке. Субъект внутрихозяйственного контроля — это отдельная должностная личность, службы (отделы) или внутрихозяйственные подразделы предприятия, которые проверяют тот или другой объект.
Сущность внутрихозяйственного контроля в хозяйственной деятельности заключается в обеспечении сбалансированного состояния протекания фактов хозяйственной жизни при эффективном и законном использовании экономических ресурсов, с осуществлением учета, анализа и контроля для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования экономического субъекта. [2]
Система внутрихозяйственного контроля предприятия включает три основных элемента: среду контроля, учетную систему и процедуры контроля. В сочетании все элементы системы контроля обеспечивают предприятию снижение риска в деловой и финансовой деятельности, а также в бухгалтерском учете.
В концепции внутрихозяйственного контроля, необходимость определения принципов обуславливается тем, что они представляют собой начало суждений, на котором построена любая теория или концепция.
Основные принципы внутрихозяйственного контроля:
принцип ответственности: каждый субъект внутреннего контроля, работающий в организации, за ненадлежащее выполнение контрольных функций должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность. Ответственность должна быть формально установлена за выполнение каждой контрольной функции, ясно очерченной и формально закрепленной за конкретным субъектом. В противном случае субъект не будет в должной мере осуществлять контроль.
принцип сбалансированности, неразрывно связанный с предыдущим, означает: субъекту нельзя предписывать контрольные функции, необеспеченные средствами для их выполнения; не должно быть средств, несвязанных той или иной функцией. При определении обязанностей субъекта контроля должен быть предписан соответствующий объем прав и возможностей и наоборот.
принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем: степень сложности системы внутреннего контроля должна соответствовать степени сложности подконтрольной системы. Успешно справиться с разнообразием в подконтрольной системе может только такое контролирующее устройство, которое само обладает достаточным разнообразием. Необходимо, чтобы адекватность достигалась в главном, в принципиальном, чтобы звенья системы внутреннего контроля могли гибко настраиваться на изменения соответственных звеньев системы объектов внутреннего контроля организации.
принцип постоянства: постоянное адекватное функционирование системы внутреннего контроля позволит вовремя предупреждать о возможности возникновения отклонений и своевременно их выявлять.
принцип комплексности: объекты различного типа должны быть охвачены адекватным контролем; нельзя добиться общей эффективности, сосредоточив контроль только над относительно узким кругом объектов.
принцип согласованности пропускных способностей различных звеньев системы внутреннего контроля. В различных сопряженных звеньях системы внутреннего контроля должно обеспечиваться согласование передачи данных.
Все перечисленные выше принципы взаимосвязаны, порядок их сочетания зависит от конкретных обстоятельств.
Цель внутрихозяйственного контроля достигается проведением политики в области обеспечения хозяйственной безопасности, системой мер экономического, правового, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным циклам хозяйственной сферы. [2]
Следует отметить задачи внутрихозяйственного контроля:
своевременное пресечение нарушений и злоупотреблений;
регулярное рассмотрение на производственных совещаниях основных финансово-экономических показателей работы;
анализ причин при возникновении убытков либо снижении рентабельности;
разработка путей и методов совершенствования хозяйственной деятельностью;
прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, перспектив его развития и выявление внутренних резервов.
Подводя итоги, следует сказать, что организация эффективной системы внутреннего контроля позволит:
обеспечить эффективное функционирование, устойчивость и максимальное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях конкуренции;
сохранить и эффективно использовать ресурсы и возможности организации;
своевременно выявлять и минимизировать коммерческие, финансовые и внутрифирменные риски в управлении организацией;
сформировать адекватную современным перманентно меняющимся условиям хозяйствования систему информационного обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.
Для обеспечения наибольшей эффективности организации внутрихозяйственного контроля, а также для работы аудитора или ревизора необходимо сочетать ее с передовой методологией финансово-экономического контроля, которая основывается на применении новейших технических средств, программного обеспечения и преобразовании на ЭВМ учетно-экономической информации для осуществления ее контроля. [3]
Источник: megaobuchalka.ru
Внешний и внутренний контроль в менеджменте
В соответствии с назначением и направленностью контроль бывает двух видов — внутренний и внешний.
Определение 1
Внутренний контроль представляет собой контроль внутри ведомства, производства, организации (фирмы), обеспечивающий необходимую работу организации и ее управления.
Внутренний контроль на предприятии осуществляется субъектами посредством следующих действий:
- определяется фактическое состояние предприятия (объект контроля),
- сравниваются фактические данные с планируемыми,
- оцениваются выявляемые отклонения и степень их воздействия на аспекты функционирования компании,
- выявляются причины выявленных отклонений.
Замечание 1
Целью внутреннего контроля является информационное обеспечение управляющей системы путем получения возможности принятия в дальнейшем эффективных управленческих решений.
Внешний контроль
Цель внешнего контроля – защита общества, предприятий и государства от вероятных отрицательных последствий, которые могут наступить при несоблюдении установленных правил в процессе осуществления соответствующей деятельности или при невыполнении субъектами общественных отношений их обязанностей. Внешний контроль должен обеспечивать безопасность субъектов общественных отношений, защиту их прав и свобод.
Внешний контроль проводится государственными контрольными организациями, общественными организациями и аудиторскими фирмами. Общими целями внешнего государственного контроля являются:
- найти нарушения при документировании хозяйственных операций,
- установить законность их проведения,
- определить правильность различных отчислений и др.
Отклонения в процессе внутреннего и внешнего контроля
Определение 2
Процесс контроля — основа управления по отклонениям, суть которой в том, что все цели, которые стоят перед компанией и ее отделами, формализуются посредством системы нормативов. Отклонения от нормативов выявляются в процессе контроля и служат дальнейшим основанием процесса принятия управленческого решения.
«Внешний и внутренний контроль в менеджменте»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
- непредвиденная ситуация, возникающая в процессе выполнения плана,
- отрицание исполнителем требуемых действий по небрежности,
- усталость, вызванная перегрузками,
- некомпетентность, недобросовестность, злоупотребление.
Возникающее отклонение может быть разным по масштабам и последствиям. Для правильного определения момента, когда необходимо вмешательство руководителя, отклонения классифицируют в соответствии с качественными и количественными параметрами, сроками, причинами возникновения, степенью опасности. Если они будут превзойдены, то появляется потребность вмешательства руководства в управленческий процесс.
Управление по отклонениям применяют в процессе обучения подчиненных, для расширения их кругозора, подготовки к высокой должностью в будущем. Управление по отклонениям содержит определен¬ные сложности и негативные последствия, культивируя у руководителей и исполнителей формальный подход в оценке события, дела, принятии решений. В итоге при существующей нехватке информации, появлении нестандартных ситуаций, которые не связаны с психологическими аспектами поведения сотрудников, в его реализации возникают серьезные препятствия.
При внедрении управления по отклонениям требуется создать специальную систему учета отклонений, а также оповещение о них руководителей, что может привести к повышенной бюрократизации процесса управления.
Управление отклонениями может усыпить бдительность, особенно по отношению к незначительным на первый взгляд отклонениям, имеющим самые неблагоприятные последствия.
Источник: spravochnick.ru