Внутренний контроль является бизнес процессом

В статье на основании обобщения различных точек зрения авторов представлена и обоснована авторская точка зрения о месте и роли внутренне-го контроля, направленного на обеспечение выработки качественных управленческих решений, а также улучшение финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.

Ключевые слова

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ, КОНТРОЛЬ, УПРАВЛЕНИЕ, МЕНЕДЖМЕНТ

Текст научной работы

Экономисты рассматривают контроль как одну из основных стадий управленческого процесса (чаще всего завершающей стадией), что является наиболее распространенной точкой зрения на контроль. Контроль, присутствующий на каждой стадии управленческого процесса проявляется через состояние контрольной среды, поэтому можно отметить, что объектом контроля являются все хозяйственный процессы, происходящие в деятельности экономического субъекта, а субъектами являются все работники организации, участвующие в нем.

Некоторые авторы считают, что контроль является процессом, но в этом случае речь о контроле идет уже в прикладном аспекте. Эта точка зрения широко распространена и сегодня по отношению к практической деятельности, которая связана с управлением качества, т.к. обеспечивая качество продукции (работ, услуг) экономический субъект будет организовывать, и осуществлять управление всеми процессами, которые взаимосвязаны между собой.

Внутренний контроль как важная часть бизнес процесса

Сущность контроля в отечественной литературе по вопросам контрольно-ревизионной деятельности определяется как регулярная проверка соблюдения требований действующего законодательства, а также внутренних регламентов хозяйствующего субъекта и установлению существующих нарушений.

Контроль с позиции менеджмента как науки — проверка достижения поставленных целей, и возможная корректировка действий, запланированных для реализации данных целей, следовательно, собранная контролем информация используется для принятия качественных управленческих решений, таким образом, поддерживая систему управления в надлежащем состоянии.

Являясь самостоятельной функцией управления, контроль имеет место быть и при осуществлении всех других функций управления. Установим взаимосвязь контроля с другими функциями управления.

Планирование в практическом аспекте — разработка плана действий по достижению поставленной цели. Поэтому при планировании необходима определенная информационная база, которую и предоставляет контроль, как процесс сбора, передачи и обработки информации о состоянии объекта контроля, а также обеспечения субъектов управления необходимым количеством качественной информацией, которая бы давала возможность определять оптимальные цели, оценивать выполнение принятых ранее управленческих решений. При этом на этапе планирования в процессе разработки плана и в ходе оценки его выполнения, контроль, используя учет и анализ как средства выполнения контрольной функции, дает возможность получить необходимую информацию для принятия качественного управленческого решения.

Взаимосвязь функций контроля и организации прослеживается через функционирование субъектов контроля. Для осуществления непосредственного воздействия на объект управления и контроля, необходимо наличие определенного кадрового состава, являющегося субъектом контроля, который в свою очередь знает и умеет применять в различных ситуациях соответствующие приемы и способы контроля. На достижение поставленных целей оказывает влияние, в том числе и организация контроля. Необходимо обеспечить наличие такой организационной структуры контроля, которая бы обеспечивала эффективное взаимодействие элементов организационной структуры и достижение поставленных целей контроля. Обеспечение оптимальности организации деятельности всех субъектов контроля даст возможность, предупреждая появление негативных ситуаций в деятельности экономического субъекта, повысить эффективность и контроля, и деятельности экономического субъекта в целом.

Мошенничество в бизнесе: внутренний контроль

В исследовании внутреннего контроля необходимо обратить внимание на две производные функции контроля: учет и анализ. Являясь элементами, которые обеспечивают контроль необходимой информацией, они также являются и объектами и субъектами контроля [2]. Считаем, что анализ — инструмент, методическая основа контроля, а учет — информационный поставщик для контроля абсолютно за всеми процессами, происходящими в деятельности экономического субъекта, являющейся объектом управления. Контроль, учет и анализ являются глубоко интегрированными, т.к. информация, собранная учетом — основа для проведения анализа, а результаты, полученные анализом необходимы для того, чтобы реализовать контрольные функции управления в полной мере.

Обобщая выше сказанное можно сделать вывод о том, используя учетную информацию, а также информацию, представленную в отчетности и других источниках с помощью различных методов экономического анализа, осуществляется контроль выполнения поставленных целей.

Контроль с позиции теории менеджмента обладает некоторой особенностью, которая состоит в его двойственности — с одной стороны, контроль является самостоятельной, завершающей функцией управления, с другой — контроль осуществляется и при выполнении всех других функций управления. С одной стороны, контроль осуществляется непрерывно, т.к. применяется на каждой стадии управленческого процесса, но с другой стороны, контроль осуществляется и периодически, т.к. контрольные функции могут реализовываться путем организации специальных контрольных подразделений.

Поэтому можно согласиться с точкой зрения В.В. Бурцева, который рассматривает понятие «внутренний контроль» с двух позиций. Во-первых, в широком смысле контроль — система, которая входит в систему управления экономическим субъектом, которая в свою очередь состоит из ряда элементов. Во-вторых, в узком смысле контроль — это один из этапов управления.

Понимание внутреннего контроля только как вид деятельности, которая осуществляется каждым работником экономического субъекта, было бы не совсем правильно — слишком упрощенно, точно также как и понимать контроль только как деятельность, которая осуществляется специальным органом (службой) контроля.

Существуют точка зрения ученых, например Скобары В.В., что внутренний контроль должен выполняться ежедневно штатными работниками экономического субъекта. Данная точка зрения, по нашему мнению, не учитывает двойственность внутреннего контроля. Если речь идет о работнике, осуществляющем контроль на своем рабочем месте, то его контрольные функции, как правило, не будут осуществлять внешними контролерами, если только в случае возникновения необходимости оценить качество выполнения контрольных действий работником. А вот для осуществления контроля в рамках заключительной функции управления возможно привлечение и независимых экспертов. Однако внешние контролеры, в отличие от внутренних, как правило, защищают интересы третьей стороны (государства, инвесторов, кредиторов и др.).

По нашему мнению достаточно дискуссионным является вопрос отнесения контроля, осуществляемого собственниками экономического субъекта к внутреннему. Вследствие того, что собственники осуществляют контроль эффективности системы менеджмента собственной организации лично, либо путем участия в наблюдательных органах, либо путем привлечения специальных органов (ревизионные комиссии), то следует признать, что собственники в этом случае выступают как внешние контролеры, при этом они, конечно же, заинтересованы в эффективности менеджмента, а как следствие и эффективности деятельности экономического субъекта, но собственники все-таки не относятся к менеджменту. Данная точка зрения согласуется с Лимской декларацией руководящих принципов контроля.

Сущность внутреннего контроля можно определить как совокупность приемов и способов, которые применяются в организации для осуществления контрольных мероприятий по оценке эффективности использования ее ресурсов. Сегодня внутренний контроль ассоциируется со сбором информации о контролируемом объекте. Такой контроль осуществляется в пределах своих выполняемых функций всеми работниками организации, и прежде всего, менеджерами.

Дискуссии о сущности внутреннего контроля ведутся специалистами различных научных дисциплин, таких как экономика, теория предпринимательства, бухгалтерский и управленческий учет, аудит и др. Большинство специалистов считают, что внутренний контроль — это система действий субъектов управления, направленная на постоянное выявление соответствия функционирования управляемого объекта заданным параметрам, планируемому его состоянию, выявлению имеющихся отклонений, их оценку и принятие необходимых решении.

Проблемам организации внутреннего контроля посвящены работы таких ученых-экономистов, как Алборов Р.А., Бутынец Ф.Ф., Бурцев В.В., Данилевский Ю.А., Мельник М.В., Письменная Д.Н., Подольский В.И., Сотникова Л.В., Штейман М.Я. и др.

Обобщив мнения и позиции по рассматриваемой проблеме ученых-экономистов можно сформулировать следующее определение внутреннего контроля. Внутренний контроль — подсистема, которая является составной частью системы управления и обеспечивает повышение качества и эффективности управления путем своевременного выявления отклонений от запланированных результатов (нарушений в деятельности организации) на всех стадиях и уровнях процесса управления и немедленного информирования соответствующих подсистем управления о необходимости принятия определенных корректирующих действий (мер) по устранению выявленных нарушений и предотвращению их появления в будущем [1].

Организация и функционирование внутреннего контроля определяют, на сколько оперативно будут решаться многие управленческие, правовые и другие проблемы, в конечном счете — успешность деятельности экономического субъекта на рынке.

Управление сопротивлением

  1. Гайирбекова Д.Г.

Совершенствование аналитического обеспечения внутреннего контроля

  1. Касюк Е.А.

Источник: novainfo.ru

Организация внутреннего контроля в ключевых бизнес-процессах акционерного общества

Кочетов, А. М. Организация внутреннего контроля в ключевых бизнес-процессах акционерного общества / А. М. Кочетов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 427-429. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70100/ (дата обращения: 31.05.2023).

Читайте также:  Категория бизнеса что это

Данная статья посвящена актуальной теме — организации системы внутреннего контроля ключевых направлений деятельности хозяйствующего субъекта. Ни для кого ни секрет, что своевременно и правильно организованный внутренний контроль способствует эффективному функционированию предприятия и позволяет рационально использовать имеющиеся ресурсы (материальные, кадровые, финансовые), обеспечивать сохранность имеющихся активов хозяйствующего субъекта независимо от формы собственности и осуществляемого вида деятельности.

Ключевые слова: хозяйствующий субъект, акционерное общество, внутренний контроль, бизнес-процесс.

В данной статье нет стремления показать, как должна быть выстроена система внутреннего контроля, так как практически каждый хозяйствующий субъект создает свою систему контроля в зависимости от целей, задач и возможностей предприятия, от воздействия внутренних и внешних факторов. В обозначенной теме попытаемся показать, преимущественно каким ключевым бизнес-процессам необходимо уделять особое внимание при организации внутреннего контроля. Для примера возьмем крупное акционерное общество, выполняющие задачи в интересах государства.

Так, действующее законодательство в статье 87.1. Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предписывает организовать в публичном обществе управление рисками и внутренний контроль.

Следуя букве закона и здравому смыслу, в своей организационной структуре общество создает Службу внутреннего контроля, которая возглавляется его руководителем, функционально подчиненным генеральному директору. Руководство общества перед Службой ставит основные задачи, направленные на достижение определенных результатов. Это может быть повсеместный контроль финансового состояния, в том числе, соблюдение режима экономии и обеспечение сохранности и обоснованности расходования денежных средств и материальных ценностей; проведение мероприятий по охране имущества и возмещению причиненного материального ущерба; предоставление достоверной и значимой информации руководству общества по управлению бизнес-процессами, возникающим рискам и другое.

Итак, в каких же основных бизнес-процессах общества должен присутствовать внутренний контроль.

Во-первых, система внутреннего контроля должна присутствовать в закупочных процедурах. Данный бизнес-процесс для общества является достаточно сложным, так как зависимость от поставщиков, зачастую иностранных, создает предпосылки к отклонениям от нормального протекания хозяйственной деятельности в случаях с несвоевременными поставками или перебоями в них.

В настоящее время, в связи с проводимой государственной политикой импортозамещения, общество, как и многие российские производители технически сложной продукции, переходит на использование отечественных комплектующих, что позволяет в масштабах государства сохранять в какой-то мере денежный капитал внутри страны и использовать продукцию российского производства. Но вместе с тем, с процессом перехода на отечественные товары (например: в области производства электронных комплектующих) сохраняется потребность в импортных компонентах, которые в настоящее время могут быть по разным причинам не доступны для общества.

Огромную роль на свободную продажу импортных товаров сыграла, конечно же, санкционная политика ЕС и США по отношению к России. Структурным подразделениям общества, в данном случае, приходится приложить немало усилий, чтобы найти нужные варианты требуемой продукции. В данном направлении деятельности общества, важным аспектом является именно взаимодействие Службы внутреннего контроля с подразделениями по организации закупок и обеспечения качества, т. к. в последнее время, как на отечественном, так и зарубежном рынках появилось большое количество предприятий, реализующих контрафактную или некачественную продукцию. Ключевым аспектом в отборе поставщиков является формирование определенных критериев, которым они должны соответствовать.

Что это за критерии, и кто должен отвечать за их внедрение в закупочной деятельности?

Является очевидным, что за применение подобных критериев отвечает Служба внутреннего контроля, которая совместно со службой закупок и другими заинтересованными подразделениями разрабатывает набор параметров, которым должны отвечать потенциальные поставщики. Важным обстоятельством является то, что здесь могут быть сложности в наборе таких критериев, так как многие общества осуществляют свою закупочную деятельность в рамках Федеральных законов:

– Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ-44);

– Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее-ФЗ-223).

Указанные законы определяют порядок осуществления закупок, в том числе и набор критериев, которым должны соответствовать потенциальные поставщики. Зачастую, этих критериев недостаточно, потому что законодатель подошел к данному процессу не ограничивать конкуренцию. Поэтому на локальном уровне, внутренними службами с целью минимизации рисков для общества, разрабатываются дополнительные стандарты, которым должны соответствовать поставщики.

Важно отметить, что в данном бизнес-процессе, непосредственно сам контролер — специалист службы закупок, должен осуществлять мониторинг поставляемой продукции, искать возможные альтернативные варианты для того, чтобы не допускать нарушения исполнения договорных обязательств с заказчиком.

Во-вторых, служба внутреннего контроля акционерного общества должна принимать участие в проверке планируемых к привлечению контрагентов. Данное мероприятие играет важную роль в экономической деятельности хозяйствующего субъекта, так как своевременное реагирование на неблагонадежного контрагента, позволяет впоследствии минимизировать экономические риски для хозяйствующего субъекта.

Указанный процесс сопровождается набором стандартов, по которым специалист внутреннего контроля проверяет благонадежность привлекаемого лица. Как показывает практика, зачастую организации, соответствующие критериям благонадежности (регистрация более 2 лет, наличие складских, производственных и кадровых возможностей, наличие опыта выполнения работ и оказания услуг, участие в исполнении государственных контрактов), налоговыми и иными органами относятся к «сомнительным» организациям. В связи с этим, с целью заинтересованности в данном контрагенте, ввиду его индивидуальных особенностей (например, официальный дистрибьютор, производитель уникальной аппаратуры или оборудования, электронных комплектующих и т. д.) контролеру Службы требуется больше времени и сил потратить на то, чтобы провести более углубленную проверку контрагента и подтвердить его благонадежность и возможность сотрудничества. Но, тем не менее, сохраняется высокий риск того, что налоговые и иные надзорные органы при проведении проверки общества, могут указать на взаимодействие общества с «сомнительными» организациями.

Контроль за соблюдением действующего законодательства в сфере закупочной деятельности, федерального антимонопольного законодательства и т. п., в том числе и за внутренними нормативно-правовыми актами, также входит в сферу деятельности Службы внутреннего контроля.

Как отмечалось, акционерное общество работает, в частности, по ряду федеральных законов — ФЗ-44, ФЗ-223 и др., которые предписывают, как нужно осуществлять закупочную деятельность. В указанных нормативных актах закрепляется порядок осуществления такой деятельности, проведение конкурсных процедур, публикаций конкурсной документации на электронных торговых площадках. При работе с указанными законами непосредственно сам контролер, участник процесса (например, специалист проведения конкурсных процедур) осуществляет контроль за сроками подачи заявок на участие в конкурсе, подведение итогов по результатам состоявшегося или не состоявшегося конкурса, соблюдает сроки и порядок заключения договоров с участниками конкурсов и т. д. Важным на данном этапе является соблюдение антимонопольного законодательства, направленного на не допущение ограничения конкуренции. Правильно выстроенная система внутреннего контроля позволяет минимизировать возможные неблагоприятные последствия при каких-либо отклонениях от заданных целей.

Наконец, Служба внутреннего контроля обязательно должна присутствовать при осуществлении непосредственно самой производственно-хозяйственной деятельности. Но важно отметить, что внутренний контроль должен быть не слишком жестким, он не должен «зажимать» производственный цикл предприятия.

В данном направлении является важным создание в локальной информационной системе предприятия программы компетенций производственных цехов и направлений, где сводятся достигаемые показатели в сравнении с изначально заданными. Здесь могут отражаться какие — либо нестандартные происшествия или отклонения от заданных стандартов. Впоследствии сам контролер (например, начальник или специалист производственного цеха, отдела) анализирует, по необходимости вместе со Службой внутреннего контроля, чем именно вызвано отклонение от заданного стандарта, насколько сильно пострадал от этого производственный процесс, насколько сдвинулись сроки выпуска продукции. Результаты проверки докладываются генеральному директору и вносятся предложения для исправления ситуации.

Пятым блоком, где присутствует служба внутреннего контроля, является направление по проверке кандидатов на работу. Помимо общепринятых стандартов при приеме на работу (направление резюме, заполнение соответствующей анкеты, собеседование и т. д.) участие службы внутреннего контроля дополняется теми мероприятиями, которые не проводит служба подбора персонала.

Читайте также:  Понятие конверсия в бизнесе

Это может быть предоставление каких-то дополнительных сведений в отношении образования, мест работы и т. п. Помимо этого может быть проведено дополнительное собеседование с кандидатом. Важным обстоятельством при приеме кандидатов является соблюдение антикоррупционного законодательства, о котором будет сказано ниже. Но в части касающейся кадрового подразделения, на его специалиста, являющегося непосредственным контролером это процесса, возлагается обязанность уведомления предыдущего работодателя о приеме на работу гражданина, ранее замещавшего должность государственной или муниципальной службы. Если своевременно не уведомить предыдущего работодателя, то на должностное лицо или акционерное общество может быть наложен штраф.

В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в России активно проводится государственная политика по соблюдению антикоррупционных норм.

Акционерное общество во исполнение требований федерального законодательства разрабатывает и утверждает локальные документы, направленные на профилактику коррупционных проявлений. Это могут быть следующие документы:

– план по противодействию и профилактике коррупционных нарушений;

– положение о порядке уведомления о возникновении конфликта интересов;

– предоставление в надзорные органы сведений о доходах лиц, включенных в перечни, утвержденные государственными органами;

– положение о порядке уведомления о получении подарка в связи с участием в официальных мероприятиях и тд.

Также, для кадрового подразделения является важным соблюдение требований по повышению квалификации работников общества по разным направлениям деятельности, т. к. не соблюдение этих стандартов, влечет за собой административную ответственность.

И наконец, Служба внутреннего контроля наряду с финансовыми подразделениями, бухгалтерией, внутренним аудитом выполняет функции контроля за своевременным проведением финансовых операций (например, отправление платежей за выполненные работы, поставленную продукцию и т. д.), участие в проведении инвентаризации. Специалисты внутреннего контроля могут осуществлять проверку обоснованности и назначения платежей.

Процессы, в которых может принимать участие служба внутреннего контроля могут быть разнообразны, как говорилось выше, все зависит от масштабов организации, целей и задач, которые возлагаются на внутренний контроль.

В заключении важно отметить, что эффективность правильно организованного внутреннего контроля будет зависеть от его достаточности и в тоже время ненавязчивости присутствия в том или ином бизнес-процессе.

Основные термины (генерируются автоматически): внутренний контроль, хозяйствующий субъект, акционерное общество, закупочная деятельность, сам контролер, служба, генеральный директор, кадровое подразделение, организованный внутренний контроль, предыдущий работодатель.

Источник: moluch.ru

Внутренний контроль является бизнес процессом

В статье авторами были проанализированы способы формирования эффективной системы внутреннего контроля для малого предприятия и возможные проблемы и ошибки, с которыми оно может столкнуться. Помимо этого была выявлена и обоснована необходимость организации внутреннего контроля. В результате анализа были изучены основные принципы, руководствуясь которыми следует делать выбор в пользу того или иного вида контроля: внутренний контроль, аутсорсинг, косорсинг. На основе проведенного исследования авторами были выделены методы аутсорсинга и косорсинга, как наиболее подходящие для структуры малого предприятия, было дано их определение, сравнительная характеристика.

внутренний контроль
малое предприятие
контрольная среда
управленческий учет
аутсорсинг

1.Агафонова М. С., Кузнецова У. В. Теоретические особенности стратегической реорганизации предприятий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 441–445.

2.Агафонова М. С., Половинкин И. С., Баскакова В. В. Модернизации предприятий промышленного сектора и перспективы иннновационно-инвестиционного развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 451–455.

3.Агафонова М. С., Турищева Е. С. Механизм устойчивого развития экономики предприятия и его стабилизация // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 421–425.

4.Федеральный закон. О бухгалтерском учете от 06.12.2011 № 402-ФЗ
5.Алибеков, Ш. И. Ревизия и контроль. / Алибеков Ш. И. СПб.: Издательство СПбГУЭФ,2012.— 51с.

6.Кузнецова, О. Н. Организация управленческого учета на малых предприятиях. Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 433–436.

7.Кузнецова О. Н. Контроль и ревизия деятельности организаций: теория и практика // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 480-483.

Актуальность: Не секрет, что для каждого конкретного субъекта большое значение имеет подбор оптимального варианта функционирования средств контроля и ревизии. В настоящее время существует множество вариантов создания системы внутреннего контроля на предприятии. Однако прежде чем делать упор на какой-либо из методов внутреннего контроля, руководителю необходимо ответить на следующие вопросы: к какому типу относится предприятие? насколько точным и жестким должен быть контроль? сколько готово потратить руководство предприятия на организацию внутреннего контроля? что именно необходимо контролировать? кто это должен делать? И только ответив на эти вопросы руководитель предприятия сможет сделать верный выбор в пользу того или иного типа контроля.

Целью работы является анализ подходов для правильной подготовки системы внутреннего контроля.

Малое предпринимательство — область экономики, в которой имеет место деятельность субъектов малого бизнеса на рынке товаров, работ и услуг. Малое предприятие является субъектом малого предпринимательства.

Для осуществления эффективной деятельности предприятие нуждается во внутреннем контроле. Внутренний контроль — это такая система специальных мер, непосредственно организованных руководителями предприятия, которые функционируют на нем для эффективного исполнения каждым работником должностных обязанностей, которые прописаны в соответствующих должностных инструкциях. В этом случае понимают не только деятельность контрольно-ревизионного подразделения предприятия, а разработка такой системы тотального контроля, чтобы он являлся делом как ревизора, так и административного аппарата управления организации.

Стоит отметить, что внутренний контроль функционирует непрерывно. Но каждое контрольное мероприятие проводится только по мере необходимости. Руководители организации сами определяют состав, сроки, периодичность процедур контроля. Документы внутреннего контроля строго конфиденциальны. Назначение внутреннего контроля лежит в организации его структуры и поддержке ее в таком состоянии, чтобы в любой момент она могла соответствовать целям организации. [1]

Целесообразность и экономичность являются главными принципами внутреннего контроля.

Элементы внутреннего контроля:

Контрольная среда — позиция, осведомлённость и конкретные действия владельцев и руководителей хозяйствующего субъекта, которые нацелены на становление и сохранение системы внутреннего контроля. Такая система насчитывает три элемента: стиль управления, кадровая политика, организация бухгалтерской отчётности для сторонних пользователей.

Цель управленческого учёта — обеспечение субъектов необходимыми данными для планирования, управления и контроля.

К контрольным процедурам относятся бухгалтерский контроль, который осуществляется службами бухгалтерского учета и отчетности в процессе анализа хозяйственной информации, а также внутренний управленческий контроль, осуществляемый в виду функционирования органов управления.

Управленческий учёт обращает основное внимание на центры ответственности — это такие структурные подразделения, которые возглавляют руководители предприятия, они несут ответственность за продукт своей деятельности. При этом в область ответственности руководителя какого-либо подразделения вносятся лишь те из них, на которые он действительно может воздействовать. [6]

Контрольно-ревизионные мероприятия на предприятии являются залогом принятия объективно правильных управленческих решений. Система управления состоит из совокупности взаимосвязанных функций. К числу таких функций относят: анализ, учет, контроль, планирование. Важнейшее место здесь имеет функция контроля.

Слово «контроль» в переводе с французского «сопtrоlе» означает «пересмотр», «проверка». В широком смысле, контроль — это проверка финансово-хозяйственных операций для выявления их законности, правдивости и экономической целесообразности. Контроль содействует достижению целей предприятия, с которыми оно создавалось. Чаще всего такой целью является получение прибыли.

Главным методом финансового контроля считается ревизия, которая в переводе с позднелатинского «revisio», означает «пересмотр». Сегодня ревизия – это проверка финансово-хозяйственной деятельности как экономических субъектов, так и должностных лиц за конкретный период. Производство контрольно-ревизионных процедур на предприятии возможно только при наличии системы внутреннего контроля. Она представляет собой набор правил, в который входят организационная структура и процедуры, утвержденные административным аппаратом предприятия в роли средств для согласованного, упорядоченного и экономически эффективного ведения экономической деятельности.

Система внутреннего контроля малых предприятий носит следующие особенности:

• Отсутствие или ограничение разделения полномочий сотрудников бухгалтерского отдела;

• Собственник имеет основополагающее влияние на все плоскости деятельности предприятия, которым владеет.

Из-за этого на малом предприятии появляются следующие факторы риска:

Читайте также:  Изготовление столов как бизнес

• Оплошности и искажения при ведении бухгалтерского учета (бухгалтерские записи могут вестись, нарушая строгую периодичность, без соблюдения общепринятых требований, они могут не отражать настоящего положения дел фирмы, что увеличивает риск фальсификации бухгалтерской отчетности);

• Низкое количество учетных работников, что влечет неправильное разделение обязанностей и ответственности по очевидным причинам (чаще всего имеется один бухгалтер, который по совместительству является кассиром);

• Возможность совершения преступлений (у малых предприятий бывают ситуации, когда бухгалтеры имеют прямой доступ к активам, которые без труда могут быть сокрыты, украдены или использованы, что, естественно, способствует появлению злоупотреблений на рабочем месте);

• Налоговые нарушения (если малое предприятие производит большое число операций наличным расчетом, может возникнуть ситуация, когда выручку не отражают или преуменьшают, а расходы — увеличивают);

• Отсутствие возможностей сравнения данных внутри учета (при малом числе сотрудников в отделе бухгалтерского учета затруднены постоянные взаимные сверки данных).

Малые предприятия также не застрахованы от дополнительного риска средств контроля при реализации компьютерной программы, которая анализирует учетные данные. Риск заключается в том, что при использовании единичного компьютера при единичном бухгалтере (или малом количестве учетных работников), у этого бухгалтера появляется удобный случай для:

• Ввода противоречащих данных в систему учета;

• Замена программной оболочки и баз данных;

• Внесение данных в систему «задним числом»;

• Проводка операций, не одобренных или не утвержденных в установленном порядке.

Следующий риск внутреннего контроля на малом предприятии связан с всеобъемлющим влиянием собственника или единоначального руководителя на все плоскости функционирования такого предприятия. Такое влияние может носить в себе как положительное, так и отрицательное действие на систему внутреннего контроля, правдивость и правильность бухгалтерской отчетности. Положительное действие связано с тем, что персональный контроль руководителя способствует увеличению надежности учета в ситуации, если противоположные средства внутреннего контроля маловероятны или невозможны.

Отрицательным действием может являться преобладание влияния руководителя, которое может поспособствовать:

• Отступлению от общепринятых процедур контроля;

• Увеличению риска пресечения законодательства;

• Появлению специально спланированных фальсификаций бухгалтерской отчетности.

Правильно подготовленная система внутреннего контроля малого предприятия имеет ряд элементов. По концептуальным основам внутреннего контроля, разработанным Кабашкиным В. А. и Мышовым В. А., к ним относят:

Внутреннюю контрольную среду (набор корпоративных традиций, сформированных руководством предприятия);

Оценку рисков (определение внутренних и внешних рисков, их анализ и управление в плоскости финансовой стратегии малого предприятия);

Информационное обеспечение и информационная безопасность (их центр — бухгалтерский учет, который предоставляет финансовую отчетность)

Повседневное формирование учетной и внеучетной информации руководителям высшего звена для принятия управленческих решений;

Контрольные мероприятия (набор мероприятий в рамках контроля всех областей финансовой деятельности организации);

Оценка средств контроля (исследование системы внутреннего контроля, результатом которого будет установление ее эффективности).

Главной причиной слабой развитости системы внутреннего контроля отечественных предприятий остается то, что длительный период времени в России не было соответствующих нормативно-правовых документов, которые обязывали бы создавать такую систему. [3]

До 2013 года вопрос создания системы внутреннего контроля считали правом предприятия (кроме кредитных учреждений). Начиная с 01.01.2013 года ситуация повернулась в другую сторону в связи с принятием в силу Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.11 года. В соответствии со ст. 19 «Внутренний контроль» были внесены следующие поправки: экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, экономический субъект, бухгалтерская отчетность которого подлежит обязательному аудиту, должен организовать и вести внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (помимо случаев, если его руководитель принял на себя обязанность ведения бухгалтерского учета). [4]

Других нормативных актов по этому вопросу не было утверждено и конкретные способы для осуществления системы внутреннего контроля в организации в имеющемся законе не отражены.

Отсюда следует, что формы и методы для создания внутреннего контроля любой экономический субъект в праве избирать самостоятельно. Сегодня выделяют три подхода к созданию внутреннего контроля на предприятии:

Создание службы внутреннего контроля своими силами, если у предприятия достаточно для этого финансовых средств;

Аутсорсинг, когда внутренний контроль производится сторонней специализированной организацией (на основании заключения специального договора);

Косорсинг – один из подходов к созданию внутреннего контроля, когда он организуется внутри самого экономического субъекта, но к выполнению контрольных процедур также приглашаются сторонние специалисты, то есть в плоскости косорсинга переплетаются первый и второй подходы.

В таблице 1 проиллюстрирована их сравнительная характеристика.

Сравнительный анализ различных подходов к организации внутреннего контроля в организации

Служба внутреннего контроля

1. Знания и опыт остаются внутри предприятия.

2. Итоги работы службы внутреннего контроля неизвестны для субъектов извне.

3. Работники организации отлично знакомы с корпоративной культурой и особенностями ведения деятельности предприятия.

1. Большие затраты при создании такой службы.

2. Недостаточная профессиональная подготовка персонала для осуществления контрольных мероприятий.

3. Возможность «размыливания» результатов проверки по просьбе коллег-друзей.

1. Получение более качественных услуг привлекаемых экспертов.

2. Независимый контроль.

3. При косорсинге имеет место возможность перенятия опыта.

1. Привлекаемые эксперты могут не заметить уникальных особенностей проверяемой организации.

2. Знания специалистов не являются собственностью предприятия.

На практике служба внутреннего контроля чаще всего создается крупными и средними организациями.

Основания для организации службы внутреннего контроля:

– Предприятие носит в себе сложную структуру управления (здесь имеют место создание филиалов, дочерних фирм);

– Предприятие работает одновременно в нескольких областях деятельности;

– Владельцы или руководители хотят получить правдивую информацию и оценку деятельности менеджеров на всех уровнях управления. [7]

При создании собственной службы внутреннего контроля в организации следует обратить внимание на:

– Локальное нормативно-правовое обеспечение системы внутреннего контроля;

– Численность персонала службы внутреннего контроля;

Локальные нормативные документы могут содержать:

– Положение о службе внутреннего контроля;

– Внутренние стандарты, которые управляют порядком проведения каждой контрольной процедуры;

– Должностные инструкции контролирующих работников.

Аутсорсинг и коcорсинг подходят для малых организаций, поскольку они не располагают крупными финансовыми возможностями для создания своей службы внутреннего контроля.

Многочисленность персонала службы внутреннего контроля определяется размерами предприятия, его организационной структурой, родом деятельности, уровнем умений сотрудников. В следствие того, что на практике службой внутреннего контроля чаще всего является Ревизионная комиссия, то в роли локального нормативного документа в организациях создается положение о Ревизионной комиссии. Состав этой комиссии в разных случаях от 3 до 6 человек.

Чаще всего службы внутреннего контроля обнаруживают такие нарушения:

– Недостачи или излишки в результате инвентаризации;

– Различие величин дебиторской и кредиторской задолженностей при взаимных сверках расчетов;

– Срыв платежной дисциплины дебиторов и кредиторов;

– Нехватка необходимой внутренней документации;

– Отсутствие каких-либо реквизитов в первичных документах;

– Ошибки и просчеты в бухгалтерских отчетностях.

– Самые большие отклонения, как правило, выявляются по следующим позициям:

– Несоблюдение платежной дисциплины дебиторов;

– Несоблюдение платежной дисциплины перед кредиторами. [5]

Следовательно, чтобы повысить эффективность контрольно-ревизионных мероприятий всем предприятиям необходимо организовывать систему бухгалтерского и управленческого учета. Особенно это будет полезным для малых предприятий. Система управленческого учета для субъектов малого бизнеса в начале своего функционирования должна основываться на информации, поступающей из налогового учета, так как налоговый анализ является для малых предприятий самым актуальным вектором финансово-хозяйственной деятельности.

Затем аналитические механизмы необходимо расширять до порога финансового анализа. В системе управленческого учета предприятия финансовый анализ носит в себе особенное значение. Он необходим для изучения основных показателей и параметров, дающих общее представление о финансовом положении и денежных потоках предприятия. Именно поэтому его инструменты следует активно реализовывать в системе внутреннего контроля малого предприятия. [2]

Таким образом, создание системы внутреннего контроля включает анализ, оптимизацию и стандартизацию бизнес-процессов предприятия. Воспользовавшись этой системой, результаты не заставят себя долго ждать: предприятие получит стандартизированные бизнес-процессы, которые будут направлены на повышение сохранности активов и высокую эффективность деятельности предприятия.

Источник: science-economy.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин