Конкуренция и ее виды: по составу участников борьбы (Внутриотраслевая, Межотраслевая); по методам соперничества (Ценовая, Внеценовая).
Конкуренция и ее виды
Взаимоотношения предприятий, действующих в условиях рыночной экономики, объективно приобретают форму конкурентной борьбы или конкуренции. Конкуренция означает соперничество предприятий, каждое из которых руководствуется своими экономическими интересами, за объемы производимых товаров и условия их реализации.
По составу участников борьбы конкуренция бывает:
1. Внутриотраслевая. Это соперничество предпринимателей одной отрасли за более выгодный доступ к сырью и другим условиям производства и реализации товаров. Результатом этой конкуренции является формирование продажной цены товара. При этом производители, имеющие более низкие индивидуальные затраты, получают дополнительный доход; имеющие более высокие – разоряются, а средняя группа постоянно расслаивается. Внутриотраслевая конкуренция – это мощный стимул для предприятий к восприимчивости достижений научно-технического прогресса, усилению деловой активности, поиску новых рынков сбыта своих товаров.
Экономика 10 класс (Урок№10 — Конкуренция и ее виды.)
2. Межотраслевая. Это соперничество предпринимателей разных отраслей экономики за сферы более выгодного производственного использования своих средств (инвестиций). Результатом конкуренции является перелив ресурсов из отрасли в отрасль и проявление тенденции усреднения доходов (по закономерности: равный доход на равную инвестицию).
По методам соперничества различают следующие виды конкуренции:
1. Ценовая. Это борьба в области ценовой стратегии предприятий. В зависимости от конкретных условий, складывающихся на рынке, предприятия могут применять высокие или низкие (демпинговые) цены. Ее целью является заставить конкурентов свернуть производство из-за нехватки сырья, перекупленного по высоким ценам, сделать производство убыточным из-за низких продажных цен и т.п. Ценовая конкуренция – это наиболее жесткий вид конкурентной борьбы.
2. Внеценовая. Этот вид конкуренции включает разнообразные формы борьбы за потребителя, например путем улучшения качества товаров, их дифференциации (разнообразия) в производстве и потреблении, использования системы контрактов (договоров о реализации), рекламной деятельности, сервиса и т.п.
Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны в разных рыночных структурах. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.
Примерно до середины ХIХ века для экономически развитых стран была характерна совершенная (свободная) конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Однако со второй половины столетия картина начала резко изменяться: крупные предприятия постепенно начали захватывать все большую долю рынков отдельных товаров. Наряду с совершенной конкуренцией появляется несовершенная конкуренция. Ее разновидности: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
(Наиболее глубокий и полный анализ новой рыночной конъюнктуры был дан в фундаментальных работах Джоан Робинсон и Эдварда Чемберлина).
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входа в отрасль, доступность информации.
Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирм воздействовать на рынок и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.
Источник: www.nalogi.ru
Конкуренция
Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. Нет конкуренции – нет нормального функционирования рынка. Конкуренция принимает различные формы, каждая из которых является действенным рычагом регулирования экономики.
Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции; это завоевание и удержание доли рынка, стремление склонить покупателя к приобретению продукции именно данной фирмы. Внутриотраслевая конкуренция может проходить в двух формах:
а) путем снижения цен на товар (очевидно, чтобы фирма не потеряла прибыль, она должна снижать издержки производства и реализации продукции; это возможно путем как жесткого учета всех затрат, так и с помощью новых энерго- и материалосберегающих технологий, дешевого, но качественного сырья);
б) путем повышения качества товара (известная своим высоким качеством торговая марка товара позволяет удерживать более высокие цены).
Межотраслевая конкуренция – это соперничество между предпринимателями, вложившими средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции. Каждый предприниматель оценивает результаты своей деятельности, прежде всего, по норме прибыли. У тех, кто оказался менее удачливым, возникает естественное желание не отставать от более преуспевающих в других отраслях. Это стимулирует перетекание капитала и рабочей силы из одних отраслей в другие, что обеспечивает постоянную корректировку отраслевой структуры экономики (подпитка капиталом тех отраслей, где выше прибыль, т.е. стимулирование выпуска той продукции, которая более всего нужна рынку).
Положительный эффект от конкуренции зависит от условий её существования, от количества соперников, степени открытости экономики и экономической свободы. Различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная (чистая) конкуренция:
- существует множество мелких фирм, предлагающих однородную продукцию, потребителю безразлично, у кого покупать продукцию;
- доля каждой фирмы в общем объеме продукции на рынке мала, и ее решение о повышении или снижении цены не отразится на общем уровне;
- вход на рынок и выход с него абсолютно свободны;
- всем участникам рынка доступна информация о состоянии рынка (цены, затраты, качество, технологии).
Конкуренция, связанная с ограничением свободы предпринимательства, называется несовершенной:
- жесткие барьеры для проникновения на рынок новых участников;
- отсутствуют заменители продукции.
Смесь совершенной и несовершенной конкуренции называется монополистической:
- большое количество мелких фирм, предлагающих разнородную продукцию одного назначения;
- вход на рынок и выход с него не связаны с трудностями;
- развита неценовая конкуренция;
- существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, хотя эти товары и взаимозаменяемы.
Существуют некоторые крайние формы конкурентной среды:
Монополия – ситуация, когда на рынке существует единственная фирма-продавец данной продукции; барьеры для проникновения на рынок практически непреодолимы; товар не имеет близких заменителей.
Монопсония – существует единственный покупатель продукции при множестве продавцов; весьма вероятна дискриминация продавцов, подкуп покупателя.
Иногда встречается двухсторонняя монополия (один продавец и один покупатель), чаще – в военной отрасли.
Олигополия – вид конкуренции, когда на рынке существует несколько крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (например, автомобили), так и однородной (например, сталь). Вступление на рынок новых участников затруднено. Особенность олигополии – взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах и объемах выпуска продукции.
Поскольку «свободное течение» рынка неизбежно приводит к возникновению монополистических образований (а это, в свою очередь, потеря всех преимуществ от конкуренции), то конкурентную среду необходимо поддерживать с помощью государства.
Вернуться в оглавление: Экономическая теория
Источник: www.yurii.ru
Внутриотраслевая конкуренция это соперничество между предпринимателями
webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.
Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.
Чем может быть полезен webkonspect.com:
- простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
- просмотр конспекта без выхода в интернет.
- удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
- конструирование одного конспекта совместно с другом, одногрупником.
- webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.
Обзор сайта:
Источник: webkonspect.com