Вопрос: Организация на УСН («доходы минус расходы») перечислила предоплату поставщику. После этого был заключен договор о переводе долга по поставке товаров покупателю на другого поставщика. Новый поставщик вернул аванс; договор поставки расторгнут.
Возникает ли у организации на УСН доход при возврате аванса новым поставщиком?
Ответ: Денежные средства, полученные налогоплательщиком, применяющим УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», от нового продавца на основании соглашения (договора) о переводе долга, в состав доходов не включаются, в случае если ранее суммы авансов не были учтены в составе расходов.
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 487 Гражданского кодекса РФ, если договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи продавцом товара (предварительная оплата), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором.
В рассматриваемой ситуации поставщик (должник) перевел свое обязательство по поставке товаров покупателю (кредитору) на нового должника. Между первоначальным и новым должниками заключено соглашение (договор) о переводе долга в письменной форме (п. 4 ст. 391, п. 1 ст. 389 ГК РФ).
Переход и возврат на УСН.
При переводе долга происходит замена должника в обязательстве по договору купли-продажи, то есть у поставщика прекращается обязательство по поставке товара покупателю и эта обязанность возникает у нового должника. При этом новый должник получает от поставщика предоплату, ранее перечисленную ему покупателем.
Исходя из положений ст. 346.15 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
Доходы от реализации, согласно положениям ст. 249 НК РФ, определяются исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Как разъясняется в Письме Минфина России от 16.06.2010 N 03-11-06/2/93, если суммы произведенных налогоплательщиком авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) при определении налоговой базы в составе расходов не учитывались, то и суммы возвращенных авансов не должны учитываться в составе доходов налогоплательщика при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В связи с этим в случае возврата покупателю уплаченного им аванса новым продавцом на основании соглашения (договора) о переводе долга такие суммы не увеличивают налогооблагаемую базу у покупателя, поскольку не являются доходами в смысле ст. ст. 249, 41 НК РФ.
Е.М.Зацепина
Возврат аванса от поставщика: отражаем в 1С
Аудиторско-консалтинговая группа «АВУАР»
13.04.2015
Источник: enterfin.ru
Как оформить и учесть возврат товара поставщику
Физические и юридические лица наделены правом вернуть продавцу приобретенный ранее товар, если на то есть основания. Возврат продукции важно правильно оформить и отразить в бухучете. Отношения между поставщиком и покупателем регулируются ГК РФ. Какими документами оформить возврат товара поставщику?
Законодательная база
- Отсутствуют все необходимые документы.
- Обнаружен дефект.
- Срок годности продукции истек.
- Поставщик прислал продукцию в меньшем, чем было обговорено, объеме, или был поставлен не тот товар (согласно статьям 466 и 468 ГК РФ).
- Неудовлетворительное качество продукции (статья 475 ГК РФ).
- Нет тары, если она должна быть (статья 482 ГК РФ).
При приемке товара покупатель должен тщательно осмотреть его. Если были обнаружены недочеты, оформляется возврат.
Порядок возврата товара при различных основаниях
Все случаи возврата товаров поставщику можно рассматривать как одну из трех частностей.
- Ненадлежащее качество, брак, несоответствие по ассортименту, комплекту или таре обнаружены при приемке – тогда возврат оформляется без передачи товара покупателю , он сразу же возвращается поставщику, так как приемки не происходит.
- Несмотря на обнаруженные недостатки, приемщик вынужден принять товар, зная, что придется оформлять возврат позднее. При этом продукция принимается покупателем на ответственное хранение.
- Плановые возвраты непроданной в срок продукции – так называемая обратная реализация.
Основания возврата принципиальны при оформлении операции. От них зависят используемые бухгалтерские проводки. Ключевой момент – успело ли право собственности перейти от поставщика к покупателю, или же еще нет.
Возврат некачественной продукции
Если покупатель обнаружил низкое качество товаров, он может выбрать один из нескольких путей:
- Возврат продукции с возвратом уплаченных средств.
- Возврат некачественных товаров для обмена их на качественные.
Процедура регулируется статьями 518 и 475 ГК РФ. Она отличается рядом нюансов:
- Если на продукции обнаружены несущественные недочеты, которые можно быстро исправить, для покупателя возможен только один вариант – возврат товара с целью устранения недостатков.
- Если дефект выявлен не на всей продукции, а лишь на части комплекта, заменяется только эта часть.
- Если товар приобретается ЮЛ с целью перепродажи (к примеру, продукция закупается розничным магазином), действовать будут только положения ГК РФ, а не Закон о защите прав потребителей. Порядок возврата, актуальный для розничных покупателей, в данном случае не применяется.
Возврат может быть осуществлен в течение срока гарантии или годности. Однако существуют исключения. Вернуть продукцию можно в течение 2 лет при следующих обстоятельствах:
- Покупатель может доказать, что деформация возникла до получения им товара (согласно статьям 471 и 477 ГК РФ).
- Если продукция не предполагает срока годности или срока гарантии.
Доказать наличие деформаций можно при помощи фото, видео и свидетельских показаний.
Оформление возврата некачественного товара
Если покупатель обнаружил какие-либо недочеты, он должен незамедлительно сообщить об этом поставщику. Данный порядок оговорен в статье 483 ГК РФ. Если никакого уведомления продавцу направлено не было, то он имеет право отказать в возврате.
ВАЖНО! Покупатель, согласно статье 514 ГК РФ, должен принять некачественную продукцию на ответственное хранение до ее фактического возврата. До этого момента именно он отвечает за сохранность товара.
Если поставщик согласен с предъявленными ему претензиями, составляются следующие документы:
- Акт об обнаруженных дефектах (может составляться по форме ТОРГ-2), в котором излагаются существующие претензии.
- Возвратная накладная на товар (может оформляться по форме ТОРГ-12).
Если дефекты незначительные, продукция возвращается для их устранения. Имеет смысл составить документ, в котором будет прописан срок исправления всех обнаруженных дефектов.
Если поставщик обязуется устранить дефекты в самое минимальное время, можно не оформлять возвратную накладную. Правило оговорено статьей 518 ГК РФ.
Поставщик может также отрицать низкое качество продукции. В этом случае необходимо доказать наличие дефектов при помощи следующих документов:
- Претензии.
- Уведомления поставщика о дате проведения экспертизы.
- Протокола о подготовке к экспертизе.
- Экспертного заключения.