Вред окружающей среде причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем возмещается

Ново-Савиновский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Курбановой Р.Б.,

при секретаре Шептур А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в лице Юго-Восточного территориального управления к обществу с ограниченной ответственностью «Акмаль-Транс» о возмещении вреда, причиненного окружающей среде,

Истец обратился в суд с иском к ответчику о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

В обоснование исковых требований указано, что государственным инспектором Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Юго-Восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан выявлено нижеследующее: 15 февраля 2016 года в 03 часов 30 минут на прилегающей территории к предприятию ООО «Акмаль-Транс» не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления, а именно предприятием ООО «Аксаль-Транс» допущен сброс отходов производства и потребления на почву – отходы отработанного масла (ФККО 4611001313), площадь захламления составила 60 кв.м., объемом 2 куб.м., что является нарушением ст. 13 и ст. 42 Земельного Кодекса РФ и ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды».

🔴Возмещение вреда, причиненного окружающей среде при осуществлении хозяйственной деятельности

Истец указывает, что ответчик был привлечен к административной ответственности, в отношении него был составлен протокол и 19 мая 2016г. постановлением судьи Альметьевского городского суда РТ ответчик был признан виновным в совершении административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 рублей.

Нарушение ответчиком природоохранного законодательства причинило вред окружающей среде на сумму 157675 руб. 68 коп.

В адрес ответчика истцом была направлена претензия о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде от 05 апреля 2017г., которая была получена ответчиком 25 апреля 2017г.

Однако ответчиком в добровольном порядке ущерб не возмещен.

На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика 157675 руб. 68 коп. в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

Представители истца в судебном заседании исковые требования поддержали.

Представитель ответчика с иском не согласен.

Выслушав представителей истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с п. «д» ст. 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; вред окружающей среде — негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Целями охраны земель согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно пп. 1, 2, 7 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в том числе мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются, в том числе, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В силу п. 3 вышеназванной статьи вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Читайте также:  ИП признан банкротом можно ли списать дебиторскую задолженность

Согласно ст. 78 ФЗ от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в случае отсутствия фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, либо проекта рекультивационных и иных восстановительных работ предусмотрен расчет подлежащего возмещению вреда в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденным органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В судебном заседании установлено, что государственным инспектором Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Юго-Восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан выявлено нижеследующее: 15 марта 2016 года (при этом, в судебном заседании представители истца подтвердили факт наличия описки в исковом заявлении в части указания «15 февраля») на прилегающей территории к предприятию ООО «Акмаль-Транс» не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления, а именно предприятием ООО «Аксаль-Транс» допущен сброс отходов производства и потребления на почву – отходы отработанного масла (ФККО 4611001313), площадь захламления составила 60 кв.м., объемом 2 куб.м., что является нарушением ст. 13 и ст. 42 Земельного Кодекса РФ и ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Постановлением судьи Альметьевского городского суда РТ от 19 мая 2016г. ответчик был признан виновным в совершении административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемилогических требований при сбросе отходов производства и потребления на почву и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 рублей.

Истцом в подтверждение причиненного ущерба на сумму 157675 руб. 68 коп., представлен расчет, который был произведен в соответствии со сведениями государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением КМ РТ от 25 ноября 2013 года № 957 и Порядком определения размера взыскания за вред, причиненный земельным ресурсам и растительности, утвержденным приказом министра экологии и природных ресурсов РТ от 08 апреля 2002 года № 314, зарегистрированный Минюстом РТ 22.08.2007 года за № 287.

Как следует из пояснений представителя ответчика, причиненный ответчиком 15 марта 2016 г.ущерб окружающей среде в результате не соблюдения экологические и санитарно-эпидемиологические требования, ответчиком возмещен добровольно на основании направленной истцом 23 августа 2016г. в адрес ответчика претензии с приложенным расчетом ущерба на сумму 117000 рублей.

Указанные представителем ответчика обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Как следует из претензии №25 от 23 августа 2016г., истцом в адрес ответчика направлена претензия о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, согласно которой следует, что 15 марта 2016г. ответчиком в результате загрязнения земельного участка нефтепродуктами (отработанное масло) площадью 60 кв.м., объемом 2 куб.м. причинен вред окружающей среде в размере 117000 рублей, который был рассчитан истцом в соответствии с Методикой расчета вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие нарушения природоохранного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 года N 238 (л.д.48-51).

Судом установлено, что согласно платежному поручению №49950 от 13 сентября 2016г. ответчиком оплачена сумма ущерба, нанесенного природным ресурсам в размере 117000 рублей (л.д.52).

Указанные обстоятельства представителями истца в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Вместе с тем, представители истца пояснили суду, что поскольку ответчиком было допущено нарушение в области охраны окружающей среды и природопользования, которое образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.ст.8.2 и 8.6 КоАП РФ, а потому ущерб на сумму 117000 рублей был предъявлен ответчику по основаниям привлечения ответчика к административной ответственности по ст. 8.6 КоАП РФ, тогда как, ущерб, предъявленный в настоящем иске основан на нарушении ответчиком нормы ст. 8.2 КоАП РФ.

Однако, указанные доводы представителей истца не могут быть приняты во внимание судом, поскольку она основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Поскольку материалами дела подтверждается возмещение ответчиком причиненного окружающей среде ущерба, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика 157675 руб. в качестве возмещения вреда, причиненного окружающей среде, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

В удовлетворении исковых требований Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в лице Юго-Восточного территориального управления к обществу с ограниченной ответственностью «Акмаль-Транс» о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья: Курбанова Р.Б.

РЕШЕНИЯ СУДОВ О ВОЗМЕЩЕНИИ УЩЕРБА:

Решение суда о взыскании вреда, причиненного окружающей среде (почвам)

Министерство экологии и природопользования Московской области обратилось в суд с иском к Нуруллову Р.Р. о взыскании вреда, причиненного окружающей среде (почвам), мотивируя свои требования следующим.Постановлением Министерства экологии и природопо.

Решение суда об освобождении самовольно занятого земельного участка

Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура в интересах Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к закрытому акционерному обществу «Уралмостострой» об освобождении самовольно занятого земельного участ.

Источник: sud-praktika.ru

Статья 285 ГК РФ (последняя редакция с комментариями). Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства Российской Федерации

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению, или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде, или на участке возведена или создана самовольная постройка и лицами, указанными в пункте 2 статьи 222 настоящего Кодекса, не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.

Комментарий к Ст. 285 Гражданского кодекса РФ

1. Земельный участок может быть изъят в случае его использования с нарушением требований законодательства РФ:

Читайте также:  Как вернуть деньги самозанятому за неоказанные услуги

1) если участок используется не по целевому назначению (о целевом назначении см. ст. 7 ЗК РФ, комментарий к ст. ст. 260, 284 ГК РФ);

2) если использование участка приводит:

— либо к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

— либо к причинению вреда окружающей среде.

В п. 2 ст. 6 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» также закреплено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством РФ, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. При этом конкретизировано, что:
———————————
За исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве.

а) критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 22.07.2011 N 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»);

8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

б) определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В ст. 77 данного Закона установлено, что:

— юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством;

— вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;

— вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (см., например, Приказ Минприроды России от 08.07.2010 N 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», письмо Минприроды России от 27.12.1993 N 04-25/61-5678 «О порядке определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами» и др.).

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Порядок такой компенсации предусмотрен ст. 78 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ в качестве основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком предусмотрено использование земельного участка с нарушением требований законодательства РФ, а именно:

— использование земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;

— невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

— невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

— неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Как можно заметить, указанный перечень нарушений объединяет основания, предусмотренные ст. ст. 284 и 285 ГК РФ.

Что касается непосредственно самого порядка изъятия земельного участка, используемого с нарушением законодательства РФ, то он определен нормами ст. 286 ГК РФ (см. комментарий к данной статье).

2. Судебная практика:

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 N 11АП-7273/2015 по делу N А55-3049/2015 (об обязании потребительского общества привести земельный участок в соответствие с разрешенным использованием путем расторжения договора аренды);

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2011 N 07АП-11496/10 по делу N А45-16456/2010 (об изъятии земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием собственником, а именно: не выполнены обязательные мероприятия по улучшению, сохранению земель и их плодородию);

— Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 27.04.2016 по делу N 33-24/2016 (о признании незаконным действия по изъятию земельного участка, возмещении стоимости земельного участка).

Источник: grazhkod.ru

Особенности возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде

Специфика отношений по поводу охраны окружающей среды, условий причинения вреда природным объектам и его содержания в случаях нарушения законодательства об охране окружающей среды определяет особенности правового регулирования этих вопросов [1] .

Общие нормы, регулирующие порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде, отражены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». В ст. 77 Закона закреплен принцип полного возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства об охране окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.

Важно отметить, что вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе деятельностью, на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Читайте также:  Рейтинг ИП по ИНН

Как предусматривает ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», компенсация вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии — в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда причиненный вред окружающей среде может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Важной является норма о том, что иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Нередки случаи причинения вреда окружающей среде источником повышенной опасности. Статья 1079 ГК РФ регулирует вопросы ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. Так, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. п.; осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 1083 ГК РФ.

Освобождение от ответственности в этом случае возможно, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда. Суд может также уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т. п.).

Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» урегулировал вопросы возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды. Так, вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством (ст. 79 названного Закона).

Вред, причиненный окружающей среде, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (п. 3 ст. 77 указанного Закона).

Особо следует коснуться вопроса определения размера возмещения убытков, причиненных в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды, путем применения такс и специальных методик. Например, действуют таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам, лесным насаждениям, деревьям и кустарникам, методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденные приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238 [2] [3] ; Методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания, утвержденная Госкомэкологии России 28 апреля 2000 г. [4] ; Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений, утвержденные Госкомэкологии России 6 сентября 1999 г. [5] ; Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод, утвержденная приказом Госкомэкологии России от 11 февраля 1998 г. № 81 [5] ; таксы для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, утвержденные приказом Минприроды России от 1 августа 2011 г. № 658 [7] .

  • [1] См.: Нарышева Н. Г. Особенности определения размера убытков, причиненныхэкологическими правонарушениями // Экологическое право России на рубеже XXI века. М., 2000; Она же. Об ответственности за вред, причиненный окружающей природной среде государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами //Законодательство. 2000. № 8. С. 35; Она же. Тенденции дифференциации правового регулирования возмещения вреда, причиненного окружающейсреде // Экологическое право. 2005. № 1; Она же. Правовые проблемы возмещения вреда окружающей среде в научных исследованиях кафедры экологического и земельногоправа юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова // Экологическое право.2012. №4.
  • [2] СЗ РФ. 2007. № 20. Ст. 2437.
  • [3] Б НА. 2010. № 40.
  • [4] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  • [5] Там же.
  • [6] Там же.
  • [7] См.: РГ. 2011. 28 сент.

Источник: studref.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин