С 1 января 2019 года начал действовать закон о самозанятых. Его активно обсуждали последние полгода, и сейчас, казалось бы, дискуссии должны утихнуть. Но споры стали еще ожесточеннее.
Одни фрилансеры уже зарегистрировались: это те самые люди, которые хотят заплатить налоги и спать спокойно. Другие не могут разобраться: действительно ли это выгодно? или лучше оставаться ИП? Третьи продолжают наблюдать за ситуацией: а нет ли какого-то подвоха? стоит ли выходить из сумрака и отдавать часть заработанных денег? Давайте разбираться вместе.
Самозанятые (официально их называют плательщиками налога на профессиональный доход) — предприниматели с небольшим доходом (до 200 000 рублей в месяц), у которых нет наемных работников.
Преимущества очевидны:
- регистрация в приложении «Мой налог» занимает меньше 10 минут, подтверждение регистрации — в течение 6 рабочих дней (отменить регистрацию можно также в приложении и, если продолжите работать на себя, в течение 20 календарных дней нужно зарегистрироваться как ИП);
- все доходы проводятся через приложение: не надо нанимать бухгалтера или самим разбираться в налоговых вопросах, ежегодную отчетность подавать тоже не надо;
- не нужно платить никаких пенсионных взносов, только 4% налога при сделках с физлицами и 6% при работе с юрлицами (т.е. с компаниями).
Режим самозанятых: преимущества и подводные камни
Подводные камни, конечно, есть. Вы обязательно должны быть гражданином России, Беларуси, Армении, Казахстана или Киргизии — тут все понятно. А также жить в Москве, Татарстане, Московской или Калужской областях. И вот тут начинается самое интересное. Первоначально в законе эти регионы были указаны в качестве места ведения деятельности.
Такая формулировка вызвала много вопросов. Место ведения деятельности — это там, где прописан фрилансер? где живет? или там, где находится его клиент? Позже налоговая дала расшифровку — речь идет о том, где вы находитесь и оказываете услуги. Т.е. если вы живете, например, в Санкт-Петербурге, а ваш заказчик — московская фирма, платить налоги по льготной схеме не удастся.
Самозанятыми также не могут стать курьеры (если только ваши клиенты не пробивают вам чеки), посредники и те, кто занимаются перепродажей товаров.
ВАЖНО! Даже став самозанятым, вы не сможете получать деньги от бывшего работодателя (если вы уволились меньше двух лет назад).
Основным недостатком называют приличное количество ограничений, отсутствие пенсионных отчислений и пенсионного стажа. Да, пенсионная тема тоже достаточно горяча. Мы не знаем, что будет с пенсиями через несколько лет и тем более — через несколько десятилетий. Но подстраховаться, на наш взгляд, все-таки стоит.
«Подводные камни» налога для самозанятых граждан
С 2019 года в России появился новый налог на профессиональный доход. На него могут перейти самозанятые граждане, работающие только на себя, и которые хотели бы показать свой доход.
Все о налоге на самозанятых. Подводные камни. Что нужно учесть?
Этот доход позволит им получать налоговые вычеты, упрощает оформление кредитов, создаёт возможность самостоятельно формировать будущую пенсию. Некоторые категории самозанятых могут претендовать на налоговые каникулы и абсолютно законно не платить никаких налогов.
Объявить себя самозанятым можно добровольно, зарегистрироваться как самозанятый может житель любого региона России (даже иностранец), который работает на себя, подав уведомление в ФНС. Это могут сделать даже ИП, если у них нет наёмных сотрудников. Налог небольшой — 4-6% от дохода. Страховые взносы могут уплачиваться добровольно, по желанию.
С 2017 года самозанятыми считались лишь несколько категорий граждан: репетиторы, няни и гувернантки, уборщики, сиделки, а также другие категории, установленные в регионах страны по решению местных властей. Именно для этих работников действуют налоговые каникулы. В 2019 году новый налог их не касается!
Новый налог для самозанятых граждан называется налогом на профессиональный доход. Это экспериментальный сбор, который вводится на 10 лет в четырёх регионах страны: Москва, Московская и Калужская области, Татарстан. Налог могут платить граждане и индивидуальные предприниматели, которые зарегистрировались как самозанятые и размер дохода которых не превышает 2,4 млн рублей в год.
При этом специализация самозанятых не имеет значения. Главные условия: человек работает сам, не имеет наёмных сотрудников, ведёт деятельность в любом из четырёх экспериментальных регионов. При этом проживать в этих регионах не обязательно. Можно продавать там товар или оказывать какие-то услуги.
Доцент Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Илья Шалаев, оценивая текущую ситуацию с введением налога для самозанятых граждан, отмечает, что некоторые предприниматели, имеющие наёмных работников, начали выстраивать «серые» схемы с его применением. В частности, стали увольнять своих сотрудников и оформлять их как самозанятых граждан, желая сэкономить на НДФЛ и на отчислениях в фонды социального страхования.
Однако такой подход противоречит многих нормам нового налога. Так, например, доход, получаемый гражданином от бывшего работодателя, не попадает под льготный режим. Работодатель может нанять своего бывшего работника в качестве самозанятого только через 2 года после увольнения. Скрыть, кто платит самозанятому, не получится.
Платёжные переводы будут находиться в поле зрения налоговых органов. Чем это грозит работодателю? При проверке ФНС придёт к выводу, что происходит нарушение закона в части сокрытия трудовых отношений. При этом доначислится всё, что работодатель не доплатил сотруднику: страховые взносы, отпускные, НДФЛ. А также придётся уплатить штрафные санкции.
Кроме того, при проверке могут найтись и другие нарушения.
В качестве рекомендации для работников, которым может поступить предложение от работодателя перейти в категорию самозанятых, следует отметить, что, не смотря на некоторые заманчивые предложения по увеличению заработка, не очевидные потери могут быть для них гораздо большими. У самозанятых граждан не формируется будущая пенсия, не будет оплачиваемых больничных, декретных и отпуска. Кроме того, эти работники не будут защищены трудовым законодательством. Поэтому крайне непредусмотрительным будет согласие на участие в этих схемах.
Источник: regionorel.ru
Всем выйти из тени: эксперт о преимуществах и подводных камнях статуса самозанятого
Количество самозанятых в России достигло 3,5 млн человек, что в два раза больше, чем в начале 2021 года. Тогда этот статус имели около 1,6 млн человек. О том, почему растет популярность такого вида занятости, какие преимущества он дает, и с какими трудностями сталкиваются предприниматели, специально для ИА KrasnodarMedia рассказал эксперт по налогам и финансист Дмитрий Гарматюк.
«Самозанятость — это выгодный налоговый режим для тех, кто работает сам на себя. В Краснодарском крае он начал действовать с лета 2020 года. Главное отличие от близкого статуса индивидуального предпринимателя — крайне упрощенная система налогообложения. Специалист платит 6% с дохода, если что-то продает или оказывает услуги юрлицам, или всего 4% для сделок с обычными людьми.
Кроме того, для самозанятых есть ещё налоговый вычет в размере 10 тысяч рублей, что де-факто снижает размер отчислений для выбравших этот статус людей. Больше нет никаких других обязательных платежей, и перечислений в фонды тоже не требуется. Это сильно упрощает жизнь самозанятых.
Оговорюсь, что воспользоваться данным режимом можно, если доход специалиста за год не превышает 2,4 млн рублей и нет наёмных работников. Кроме того, самозанятый не может вести деятельность, подлежащую лицензированию,
Зачем выходить из тени
По моему мнению, этот налоговый режим придуман властями не от хорошей жизни. У нас есть огромное количество людей, которые занимаются своим микробизнесом: пекари, парикмахеры, создатели хэнд-мейда, копирайтеры, строители, владельцы сдаваемых в аренду квартир, фотографы и видеооператоры, массажисты, мастера маникюра, швеи, визажисты, есть даже частные бухгалтера.
Все они раньше не спешили становиться на налоговый учет, не желая платить множество разнообразных отчислений и тратить силы на многочисленные документы. Эти люди оставались в тени, что несло серьезные издержки. Например, при конфликте с клиентами, или при развитии своего бизнеса. Да и кредит в банке такие граждане получить не могли.
Отмечу, что самозанятыми являются люди с небольшим доходом, либо лица, имеющие помимо основной работы попутный, но относительно регулярный заработок. Или же хобби, которое с какого-то момента стало приносить доход.
В конце прошлого десятилетия государство поняло, что «загнать» всех представителей этой сферы под статус ИП не получится. Они работают «в чёрную», либо «в серую». Однако, совокупно в этих микробизнесах занято очень много людей. А значит, они генерируют ощутимую прибыль.
Ощутимые преимущества
Введение статуса самозанятых — это своеобразный компромисс между обществом и государством. Власть создала инструмент, который сейчас позволяет нескольким миллионам людей работать легально, платить небольшие отчисления и получать возможность для развития бизнеса. В обмен власть получила контроль за этой сферой и финансовые поступления от самозанятых.
Начнем с того, что стать самозанятым достаточно просто. Например, это можно сделать через раздел в приложении «СберБанк Онлайн» (6+), продукты других банков или через приложение «Мой налог» (6+) (от ФНС России). Через них вы сможете оформлять чеки для ваших партнеров и платить налоги. Делать это достаточно легко. Но вам потребуется ввести свой ИНН и паспортные данные, а также расчетный счет.
Добавлю, что статус самозанятых сильно облегчил жизнь арендаторов жилья. Раньше у них часто возникали проблемы с клиентами, которые не решались в суде из-за нелегальной работы. Теперь же за 4 % от дохода владельцы квартир могут работать «в белую». А значит, у них появилась возможность официально защищать свои права в суде в случае нарушений — например, порчи имущества или неисполнений обязательств по срокам проживания.
Вторая карточка «на всякий случай» и обязательный налог
Принято считать, что самозанятые в обязательном порядке должны иметь вторую карту. На самом деле это не так. Закон не требует отдельной карты. Да и при регистрации через «Мой налог» многие указывают основную карту.
Однако плательщики НПД предпочитают оформлять вторую карту для удобства — чтобы минимизировать риск блокировки. Если у самозанятого в день проходят десятки операций с небольшими суммами, то банк может посчитать это отмыванием денег и заблокировать карту. В таком случае действительно лучше оформить отдельный счет или воспользоваться банковскими виртуальными сервисами для самозанятых.
Но если ваш доход поступает нерегулярно, то риск блокировки невелик. Вопрос здесь в том, окупится ли приобретение второй карты.
Формально вопросы могут возникнуть и у налоговой, когда вы на одну карту получаете оплату за товары/услуги и зарплату от основного работодателя. Но пока таких проблем нет. ФНС очень сложно отслеживать и администрировать такие транзакции. Да им это не и нужно. Тем более, что речь идет о мелких суммах.
А сам факт вашей регистрации в качестве самозанятого и периодической уплаты взносов показывает, что вы — добросовестный налогоплательщик.
А вот в случае неуплаты налога у вас могут возникнуть проблемы. Самозанятого, как и любого другого бизнесмена, ждет штраф на 20% от дохода. Кроме того, саму выручку придётся задекларировать и оплатить сбор. Но у меня нет данных о том, какую активность сейчас налоговики проявляют в данной сфере.
Подводные камни
Для самозанятых де-факто снижены требования по санитарным нормам. Де-юре они действуют так же, как и для ИП и бизнеса. Однако, в силу сложностей администрирования у самозанятых значительно меньше шансов нарваться на проверку контролирующих органов. Тем более, требования разработаны для нежилых помещений. Их выдерживать достаточно сложно тем, кто оказывает услуги у себя дома.
Интересно, что еще в 2019 года в Татарстане (одном из пилотных регионов по внедрению НПД) республиканский совет предпринимателей совместно с региональным Роспотребнадзором разработал упрощенные санитарные правила работы для самозанятых кондитеров. Эти правила передали на рассмотрение федеральному Роспотребнадзору. Но с тех пор о них ничего не слышно.
Однако, в случае возникновения спора с клиентом, никто от ответственности за некачественно оказанную услугу вас освобождать не будет. Стоит это помнить и стараться придерживаться правил. Даже если вас не проверяют.
Впрочем, сейчас основная проблема заключается в другом. Как оказалось, многие юридические лица не очень любят работать с самозанятыми. По старинке они предпочитают искать контрагентов среди ООО и ИП. То есть тех, кто работает с полным пакетом документов и имеет возможность заниматься лицензированной деятельностью.
Поэтому если вы собираетесь работать с юрлицами (например, в качестве бухгалтера или юриста), то лучше регистрироваться в качестве ИП.
Кроме того, если после старта ваше дело оказалось доходным сверх меры, то тоже стоит задуматься о статусе индивидуального предпринимателя. Планка дохода в 2,4 млн рублей на самом деле не такая уж большая. И если вы ее превысили, являясь плательщиком НПД, то налоговая гарантированно заинтересуется вами, сочтя это нарушением.
Впрочем, для тех, кто любит «подстилать соломку» — есть возможность зарегистрировать оба статуса. Но делать это стоит только тогда, когда у вас есть гарантированно высокая прибыль. Иначе статус ИП себя не окупит.
Ну, а людям, занимающимся бизнесом периодически или имеющим стандартно небольшие доходы, статус плательщика НПД дает хорошую возможность работать легально, но иметь минимальные издержки по налогам и оформлению документов», — рассказывает Дмитрий Гарматюк.
Источник: krasnodarmedia.su