Пример АВС-анализа товарного ассортимента — задача с решением
Произвести оптимизацию товарного ассортимента компании.
Известны следующие данные по деятельности предприятия за октябрь 2013 года
Цена единицы, рублей
Решение задачи по АВС-анализу
АВС-анализ является одним из самых известных и самых применяемых методов для формирования и оптимизации ассортимента. Однако не менее известным является и метод анализа ассортимента Маркон .
АВС-анализ основывается на принципе Парето. Принци Парето подразумевает, что 20% товарных позиций могут приносить 80% прибыли (или выручки) предприятия, а 80% товарных позиций приносят лишь 20% прибыли (выручки). Таким образом, с помощью АВС-анализа можно определить более прибыльные ассортиментные позиции, а неприбыльные можно исключить из ассортимента.
Условно при АВС-анализе продукцию можно разделить на три группы: A, B и C.
Позиции А – это более доходные для предприятия ассортиментные позиции, которые приносят порядка 80% выручки (прибыли).
Матрица BCG и как использовать ее правильно
Позиции В – это менее доходные позиции, которые приносят предприятию порядка 15% выручки (прибыли).
А позиции С приносят предприятию только 5% выручки (прибыли). Поэтому следует задуматься об исключении товаров из группы С из ассортимента.
Для определения доли выручки от продажи каждого из товаров, посчитаем сначала общую выручку, а затем найдем долю выручки от продажи каждой ассортиментной позиции в общей выручке предприятия.
Доля продаж в общем объеме продаж, %
Цена единицы, рублей
Доля выручки в общей выручке предприятия %
Источник: www.goodstudents.ru
Выберите бизнес единицы или ассортиментные группы товары для анализа
Рассчитав индекс темпов роста рынка по каждой группе СХП и относительную часть, которая занимает сеть O’STIN на рынке по каждому виду продукции и услуг (табл.3.2) построена матрица ОДР (рис.1).
Таблица 3.2. Исходные данные для построения матрицы «Бостон консалтинг групп» сети O’STIN
Объем продаж, тыс. руб. в прошлом году
Объем продаж, тыс. руб. в текущем году
Расчет роста рынка
Доля рынка организации, %
Доля рынка основного конкурента, %
На горизонтальной линии матрицы откладывается диапазон изменения относительной доли рынка, а на вертикальной линии темп роста рынка (в направлении от наибольшего к наименьшему).
Какие значения темпа роста рынка и относительной доли рынка принять за центральные значения, делящие оси матрицы БКГ пополам? Значения следующие: для темпа роста рынка — 140%, для относительной доли рынка — 140%. Эти значения берутся исходя из данных в таблице 3.2 Что бы определить среднее значение роста рынка, нам необходимо его перевести в процентное соотношение, для сравнения с относительной долей ранка, так как она выражена в процентах. Затем берем наибольшее и наименьшее значение темпа роста рынка из указанных выше данных и делим пополам, получаем среднее значение темпа роста рынка матрицы БКГ. Таким же образом рассчитываем среднее значение относительной доли рынка.
Рисунок 1. Матрица БКГ магазина O’STIN
Из матрицы БКГ видим, что исследуемое предприятие имеет:
«Дикие кошки» — куртка женская, джинсы женские, брюки женские, пиджак мужской.
«Звезды» — платье женское, рубашка мужская, пальто мужское и шорты женские.
«Дохлые собаки» — брюки мужские, джинсы женские, футболка женская, полупальто женское, ремень мужской.
«Дойные коровы» — куртка мужская, футболка женская
На основе проведенного исследования можно прийти к заключению относительно решений относительно структуры продуктового портфеля:
1) сохранить существующий уровень реализации «дойных коров», поддержание его конкурентных преимуществ;
2) направить средства, которые будут получены от их реализации на интенсификацию маркетинговых усилий относительно реализации «Дикие кошки», для перевода их к «звездам»;
3) исключить «Дохлых собак» из состава портфеля бизнеса предприятия.
Стратегический вывод относительно продуктового портфеля предприятия: реализацию всех продуктов нужно развивать и интенсифицировать маркетинговые усилия для расширения их рынка сбыта, то есть применять стратегию развития и глубокого проникновения на рынок.
Анализ товарной единицы
Трехуровневый анализ товара предложен Ф. Котлером, как многоуровневая модель, в которой выделяют: сущность товара, фактический товар, добавленный товар. Рассмотрим каждый из уровней подробно на примере джинс.
1. Сущность товара — это удовлетворение потребностей потребителей. В недвижимости — это удовлетворение потребностей людей в жилой недвижимости, в хорошем местоположении квартиры, в низких ценах и улучшении качества жизни.
2. Фактический товар — это форма, которую принимает товар, который обладает следующими характеристиками:
3. Добавленный товар — это всевозможные дополнительные услуги, которые предприятие оказывает потребителю сверх основной услуги (информационные и консультационные услуги, справки).
Рис.2. Трехуровневый анализ Ф. Котлера.
Сущность товара магазина одежды — это удовлетворение потребностей потребителей (решение их проблем). В данном случае — удовлетворение потребности нуждающихся.
Фактический товар — это форма, которую принимает товар (услуга). Обладает пятью характеристиками: качество, дизайн, потребительские свойства, упаковка, марочное название.
Добавленный товар — предоставляет различные дополнительные услуги, например услуги по хранению.
Источник: studbooks.net
Матрица БКГ: пример построения и анализа в «Экселе» и «Ворде»
Предприятия, выпускающие товары или предоставляющие услуги в большом ассортименте, вынуждены проводить сравнительный анализ бизнес-единиц фирмы для принятия решения о распределении инвестиционных ресурсов. Максимальные финансовые вложения получает приоритетная сфера деятельности фирмы, которая приносит максимальную прибыль. Инструментом для управления товарным ассортиментом выступает матрица БКГ, пример построения и анализа которой помогает маркетологам принять решения о развитии или ликвидации бизнес-единиц фирмы.
Понятие и сущность матрицы БКГ
Формирование долгосрочных планов компании, правильное распределение финансовых ресурсов между составляющими стратегического портфеля фирмы происходит посредством применения инструмента, созданного Бостонской консалтинговой группой. Отсюда название инструмента – матрица БКГ. Пример построения системы основан на зависимости относительной доли рынка от темпов его роста.
Конкурентоспособность товара выражена показателем относительной доли рынка и откладывается по оси Х. Высоким считается показатель, значение которого больше единицы.
Привлекательность, зрелость рынка характеризуется значением темпа его прироста. Данные по этому параметру откладываются на матрице по оси У.
После расчета относительной доли и темпов прироста рынка по каждому благу, которое производит фирма, данные переносятся в систему под названием матрица БКГ (пример системы будет рассмотрен ниже).
Квадранты матрицы
Когда товарные группы распределены по модели БКГ, каждая ассортиментная единица попадает в один из четырех квадрантов матрицы. Каждый квадрант имеет свое название и рекомендации о принятии решений. Ниже представлена таблица, состоящая из таких же категорий, как и матрица БКГ, пример построения и анализа которой не проделать без знаний особенностей каждой зоны.
- Зона новых товаров.
- Высокий уровень сбыта.
- Потребность в инвестициях для дальнейшего развития.
- В краткосрочном периоде, низкая норма прибыли.
- Лидеры растущего рынка.
- Высокий уровень сбыта.
- Растущая прибыль.
- Вложение значительных инвестиций.
- Бесперспективные товары: новая группа, потерпевшая неудачу или товары непривлекательного (падающего) рынка.
- Низкий доход.
- Желательное избавление от них или прекращение инвестирования.
- Товары рынка с падающим уровнем продаж.
- Стабильная прибыль.
- Отсутствие роста.
- Минимальные расходы на удержание позиций.
- Распределение дохода на перспективные группы товаров.
Объекты анализа
Пример построения и анализа матрицы БКГ невозможен без определения товаров, которые могут быть рассмотрены в проекции данной системы.
- Направления бизнеса, которые не связаны между собой. Это могут быть: парикмахерские услуги и производство электрочайников.
- Ассортиментные группы фирмы, реализуемые на одном рынке. К примеру, продажа квартир, аренда квартир, продажа домов и тому подобное. То есть рассматривается рынок недвижимости.
- Товары, классифицируемые в одну группу. Например, производство посудохозяйственных товаров из стекла, металла или керамики.
Матрица БКГ: пример построения и анализа в Excel
Для определения жизненного цикла товара и стратегического планирования маркетинговой деятельности предприятия будет рассмотрен пример с вымышленными данными для понимания темы статьи.
Первым этапом является сбор и сведение данных в таблицу по анализируемым товарам. Эта операция несложная, необходимо создать таблицу в «Экселе» и ввести в нее данные по предприятию.
Второй шаг – расчет показателей рынка: темпа прироста и относительной доли. Для этого в ячейки созданной таблицы потребуется вписать формулы для автоматического расчета:
- В ячейке Е3, в которой будет значение темпов роста рынка, эта формула выглядит так: =С3/В3. Если получилось много знаков после запятой, тогда надо уменьшить разрядность до двух.
- Процедура аналогична для каждого товара.
- В ячейке F9, отвечающей за относительную долю рынка, формула выглядит так: = C3/D3.
В итоге получается такая заполненная таблица.
По данным таблицы видно, что продажи первого товара упали на 37% в 2015, а на товар 3 увеличились на 49%. Конкурентоспособность или относительная доля рынка по первой категории товара ниже, чем у конкурентов на 47%, однако по третьему и четвертому товару выше на 33% и 26% соответственно.
Графическое отображение
Исходя из данных таблицы, строится матрица БКГ, пример построения в экселе которой основан на выборе диаграммы по типу «Пузырьковая».
После выбора типа диаграммы появляется пустое поле, нажатием правой кнопки мыши на которое необходимо вызвать окно по выбору данных для заполнения будущей матрицы.
Добавив ряд, заполняются его данные. Каждый ряд – это товар предприятия. Для первого товара данные будут следующие:
- Имя ряда – ячейка А3.
- Ось Х – ячейка F3.
- Ось У – ячейка Е3.
- Размер пузырька – ячейка С3.
Так создается (по всем четырем благам) матрица БКГ, пример построения остальных товаров аналогичен первому.
Изменение формата осей
Когда на диаграмме графически отображены все товары, предстоит разбить ее на квадранты. Этим разграничением выступают оси Х, У. Потребуется только изменить автоматические настройки осей. Кликая мышкой на вертикальную шкалу, выбирается вкладка «Формат» и слева на панели вызывается окно «Формат выделенного».
Изменение вертикальной оси:
- Минимальное значение принимается «0».
- Максимальное значение – это среднее ОДР, умноженное на 2: (0,53+0,56+1,33+1,26)/4=0,92; 0,92*2=1,84.
- Основные и промежуточные деления – это среднее ОДР.
- Пересечение с осью Х – среднее ОДР.
Изменение горизонтальной оси:
- Минимальное значение принимается «0».
- Максимальное значение принимается «2».
- Оставшиеся параметры – это «1».
Получившаяся диаграмма – это и есть матрица БКГ. Пример построения и анализа такой модели даст ответ о приоритетном развитии ассортиментных единиц фирмы.
Подписи
Для окончательного завершения построения системы БКГ остается создать подписи осей и квадрантов. Необходимо выделить диаграмму и обратиться в раздел программы «Макет». Воспользовавшись пиктограммой «Надпись», подводится курсор к первому квадранту и пишется его название. Такая процедура повторяется в последующих трех зонах матрицы.
Для создания названия диаграммы, которое располагается по центру модели БКГ, выбирается одноименная пиктограмма, следующая от «Надписи».
Следуя слева направо на панели инструментов Excel 2010 раздела «Макет» аналогично предыдущим надписям, создаются подписи осей. В результате матрица БКГ, пример построения в Excel которой был рассмотрен, имеет следующий вид:
Анализ ассортиментных единиц
Построение диаграммы зависимости доли рынка от темпов его роста – это половина решения задачи стратегического маркетинга. Ответственным моментом является правильная трактовка положения товаров на рынке и выбор дальнейших действий (стратегий) их развития или ликвидации. Матрица БКГ, пример анализа:
Товар №1, расположен в зоне низких показателей роста рынка и относительной доли. Эта товарная единица уже прошла свой жизненный цикл и прибыль компании она не приносит. В реальной же ситуации было бы необходимо провести детальный анализ таких товаров и определить условия их выпуска при отсутствии от их реализации прибыли. Теоретически данную товарную группу лучше исключить и высвободившиеся ресурсы направить на развитие перспективных благ.
Товар №2 находится на растущем рынке, но требует инвестиционных вложений для увеличения конкурентоспособности. Является перспективным товаром.
Товар №3 находится на пике своего жизненного цикла. Данный вид ассортиментной единицы имеет высокие показатели ОДР и темпов роста рынка. Требуется увеличение инвестиций, чтобы в дальнейшем бизнес-единица фирмы, выпускающая этот товар, приносила стабильный доход.
Товар №4 – генератор прибыли. Денежные средства, поступающие в фирму от реализации этой категории ассортиментной единицы, рекомендуется направлять на развитие товаров №2, 3.
Стратегии
Пример построения и анализа матрицы БКГ способствует выделению следующих четырех стратегий.
- Увеличение рыночной доли. Такой план развития приемлем товарам, находящимся в зоне «Дикие кошки», с целью их перехода в квадрант «Звезды».
- Сохранение рыночной доли. Для получения стабильного дохода от «Дойных коров» рекомендуется применять данную стратегию.
- Уменьшение рыночной доли. Применим план к слабым «Дойным коровам», «Собакам» и малоперспективным «Диким кошкам».
- Ликвидация – это стратегия для «Собак» и бесперспективных «Диких кошек».
Матрица БКГ: пример построения в ворде
Метод построения модели в «Ворде» более трудоемкий и не совсем четкий. Будет рассмотрен пример по данным, что были использованы для построения матрицы в «Экселе».
Товар
Выручка, ден.ед.
Объем продаж ведущего конкурента, ден.ед.
Расчетные показатели
Темп прироста рынка, %
2014 г.
2015 г.
Темп роста рынка
Относительная доля рынка
Источник: fb.ru