Помню, в школе нас всегда поправляли, если кто-то произносил «шинЭль». Говорили, что правильно мягко — «шинЕль». А что говорят об этом нормы русского языка?
Отслеживать
637 9 9 золотых знаков 27 27 серебряных знаков 36 36 бронзовых знаков
задан 22 мар 2012 в 11:20
438 11 11 золотых знаков 29 29 серебряных знаков 40 40 бронзовых знаков
5 ответов 5
Сортировка: Сброс на вариант по умолчанию
Если речь шла о гоголевских временах, то тогда, если ни с чем не путаю, произношение было твердым. Вообще большинство французских (отчасти и других заимствований) слов тогда следовали фонетике языка-источника.
Правда во французском Н там полумягкое (chinille), но русским ухом воспринимается скорее как твердое. Кстати, не в последнюю очередь поэтому «шиниль» и превратилось в «шинель».
Но это все — история. Сейчас в любом словаре есть помета типа «шинель (не Э)».
Отслеживать
ответ дан 22 мар 2012 в 11:56
behemothus behemothus
77.3k 22 22 золотых знака 72 72 серебряных знака 160 160 бронзовых знаков
Поправочка: не «chinille», a «ChEnille».
30 сен 2015 в 19:20
Аптечное ПО и оценка способности сети управлять продажами
Добавлю . В заимствованных словах после согласных на месте буквы Е обычно произносится Э. По мере освоения слова произношение меняется и становится. как в руссских словах — перед Е произносится мягкий. В разных конкретных случаях это занимает разный промежуток времени. Слово свитер, например, по рекомендациям словарей, надо произносить с твердым Т.
Отслеживать
ответ дан 22 мар 2012 в 12:06
33k 8 8 золотых знаков 56 56 серебряных знаков 113 113 бронзовых знаков
Правильно поправляли, в этом слове звук Н — мягкий.
Отслеживать
ответ дан 22 мар 2012 в 11:24
33k 8 8 золотых знаков 56 56 серебряных знаков 113 113 бронзовых знаков
Произносится мягко: шинЕль.
Отслеживать
ответ дан 23 мар 2012 в 9:55
Марина Куликова Марина Куликова
53 5 5 бронзовых знаков
Всегда знала и прозношу шинЕль, так в школе учили.
Отслеживать
ответ дан 1 фев 2013 в 8:06
Правильно, только не стоит ссылаться на школу. Это не тот источник, который тут будет считаться авторитетным.
Источник: rus.stackexchange.com
Тест по орфоэпии егэ 2022
Вводные слова и предложения
Второстепенные члены предложения
Где поставить ударение? Орфоэпические нормы
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое
Деепричастие
Когда ставить двоеточие
Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами
Орфоэпический словарь (Орфоэпический минимум)
Паронимы, словарь паронимов
Правописание НН и Н в причастиях, отглагольных прилагательных и их производных
Приставки пре- и при-
Склонение числительных
Способы подчинительной связи в словосочетании
Спряжение глаголов
Суффиксы -чив, -лив
Типы односоставных предложений
Типы речи
Учимся говорить правильно
Работа над произношением
Орфоэпия достаточно сложная тема школьного курса русского языка. К сожалению, учащиеся не часто слышатречь, в которой соблюдаются орфоэпические нормы, к тому же произношение многих слов не регулируетсяправилами. Предлагаемые за-дания помогут повысить уровень речевой культуры школьников.
Задания к текстам
1.Подготовьтесь к чтению текста (в случае затруднений обратитесь к
орфоэпическому словарю).
2. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.
3. Выполните тестовые задания.
Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены вщегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами.
Безудержный смехто и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял ополоснутые бокалы,ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщицабыла красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.
1. В каком слове ударение падает не на последний слог?
А. Начался. Б. Жалюзи. В.Включен. Г. Торты.
2. В каком случае ударный гласный выделен неверно?
А. Откупоренный. Б. Банты. В. Шарфы. Г. Завсегдатай.
3. В каком из этих слов постановка ударения определяется контекстом?
А. Избалованный. Б. Ирис. В. Красивее. Г. Туника.
4. В каком из этих слов ударение падает на второй слог?
А. Бармен. Б. Банты. В. Танцовщица. Г. Начался.
5. В каком из этих слов ударный гласный выделен верно?
А. Декольтированный. Б. Досуг. В. Избалованный. Г. Красивее.
6. В каком из этих слов возможны два варианта постановки ударения?
А. Ополоснутый. Б. Безудержный. В. Закружится. Г. Щегольские.
7. В скольких словах ударение падает на второй слог?
Туника, красивее, танцовщица, избалованный.
А. В одном. Б. В двух. В. В трех. Г. В четырех.
Ключ к тесту:
1Г, 2В, ЗБ, 4В, 5А, 6В, 7В.
Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старая ворожея знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить ее стра-дания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы,щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюлькуна огонь.
Когда вода закипела, старушка стала с сосредоточением помешивать варево. И вот наконец все былоготово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побежден. Потом повеселевшая старушка се-ла обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смот-рела на заиндевевшие окна, вспоминая теплые августовские вечера.
1. В каком из этих слов ударение падает на третий слог?
А.Запломбированный. Б. Ворожея. В. Знахарка. Г. Облегчить.
2. В каком из этих слов ударный гласный выделен неверно?
А. Средства. Б. Зубчатый. В.Кухонный. Г. Недуг.
3. В каком из этих слов постановка ударения определяется контекстом?
А. Свекла. Б. Щавель. В. Камбала. Г. Рожки.
4. В каком из этих слов ударный гласный выделен верно?
А. Сосредоточение. Б. Свекла. В. Приняла. Г. Налила.
5. В каком из этих слов ударение падает не на первый слог?
А. Сливовый. Б. Августовский. В. Средства. Г. Кедровый.
6. В каком из этих слое ударный гласный выделен неверно?
А. Щавель. Б. Приняла. В. Свекла. Г. Щепоть.
7. В какой строке во всех словах ударение падает на один и тот же слог?
А. Сосредоточение, ворожея, запломбированный. Б. Сливовый, свекла, недуг.
В. Кедровый, кухонный, зубчатый. Г. Средства, недуг, облегчить.
Ключ к тесту:
1Г, 2Г, ЗГ, 4А, 5Г, 6В, 7А.
Была последняя декада месяца. Старший менеджер сидел за компьютером. Он работал в очень быстром темпе, ожидая, что позвонит шеф и потребует отчет за третий квартал текущего года. Молодой человек занимался обеспечением оптовых поставок мальчиковой одежды, и последний договор, заключенный им, был признан экспертами самым выгодным для фирмы.
За успешную работу менеджера должны были премировать, и мысль об этом была очень приятной для него. Отправив шефу отчет, молодой человек быстро просмотрел рекламный каталог, надел пальто, похожее шинель, и на вышел из офиса.
1. В каком из слов выделенный согласный является мягким?
А. Темп. Б. Шинель. В. Компьютер. Г. Менеджер.
2. 6 каком из слов ударный гласный выделен верно?
А. Квартал. Б. Премировать. В. Оптовый. Г. Позвонит.
3. В скольких словах ударение падает на последний слог?
Позвонит, каталог, квартал, эксперт.
А. В одном. Б. В двух. В. В трех. Г. В четырех.
4. В скольких словах выделенный согласный является мягким?
Декада, менеджер, компьютер, шинель.
А. Ни в одном. Б. В одном. В. В двух. Г. В трех.
5. В скольких словах выделенный согласный является ударным?
Каталог, позвонит, эксперт, договор.
А. В одном. Б. В двух. В. В трех. Г. В четырех.
Ключ к тесту: 1Б, 2В, ЗГ, 4В, 5В.
Источник: testirovanie24.ru
Олимпиада по русскому языку для 7-8 классов
Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку для 7-8 классов. Олимпиада состоит из 8 заданий с ответами. Задания разные по характеру и уровню сложности. Олимпиада включает в себя задания следующего характера: тест,
подберите к каждому из следующих слов синоним, укажите, какие слова имеют одинаковое окончание, замените данные слова фразеологизмами. с 1-2 фразеологизмами составьте предложение, найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки, укажите различия в значении слов и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
![]()
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
![]()
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
![]()
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
![]()
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
![]()
Наладить дисциплину на своих уроках.
![]()
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку для 7-8 классов »
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7-8 КЛАССЫ
Задание 1. Выберете один правильный ответ. 15 баллов – за каждый правильный ответ 1 балл
1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) Эксперт; 2) кухОнный; 3) ходатАйство; 4) закУпорить.
2. В каком слове буква, обозначающая ударныйгласный, выделена ВЕРНО?
1) Посадить ирИс; 2) знамЕние; 3) балОванный; 4) звОнит.
3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) КвАртал; 2) катАлог; 3) укрАинский; 4) премировАть.
4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) НефтепрОвод; 2) газопрОвод; 3) магнитопрОвод; 4) путепрОвод.
5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) ОблЕгчить; 2) кухОнный; 3) икОнопись 4) кладовАя.
6. Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Конечно [чн]; 2) скучно [чн]; 3) девичник [чн]; 4) ничто [шт].
7. Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Ильинична [чн]; 2) нарочно [чн] 3) нечто [шт]; 4) двоечник [шн].
8. Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Шинель [н’]; 2) бизнес [н’]; 3) энергия [н’]; 4) бутерброд [т’].
9. Выберите правильный вариант произношении слова:
1) Антитеза [т’э]; 2) кофе [фэ]; 3) опека [п’о]; 4) декольте [дэ].
10. Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Фонетика [н’]; 2) кортеж [тэ]; 3) рандеву [д’]; 4) интервью [т’].
11. Подберите существительное к прилагательному подвижнОй:
1) Состав; 2) человек; 3) ребенок; 4) танец.
12. Подберите существительное к прилагательному призЫвный:
1) Клич; 2) пункт; 3) возраст; 4) плакат.
13. Подберите существительное к прилагательному развИтые:
1) Страны; 2) локоны; 3) дети; 4) игры.
14. Подберите существительное к прилагательному бронирОванные:
1) Места; 2) номера; 3) билеты; 4) машины.
15. Подберите существительное к прилагательному языковАя:
1) Колбаса; 2) система; 3) начинка; 4) нарезка.
Задание 2. Подберите к каждому из следующих слов синоним с таким расчетом, чтобы, поставив их в том же порядке, можно было по начальным буквам прочесть пословицу. О какой пословице идет речь?
Тын, поощрение, войска, мелодия, чужеземец, кушанье, физкультурник, хата, шлюпка, иносказание.
Задание 3 . Укажите, какие слова имеют одинаковое окончание.
Ковров, голов, столов, коров, основ, степей, ножей, юношей,
Задание 4. Замените данные слова фразеологизмами. С 1-2 фразеологизмами составьте предложение.
Опытный, плачущий, молчать, хвалить, обманывать, исчезать.
Задание 5. Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.
- Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
- У меня сегодня праздное настроение.
- Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
- Открывая окно, в класс влетел воробей.
Задание 7. Замените заимствованные слова русскими синонимами. Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог.
Ответ: Актуальный – важный, антракт — перерыв, ситуация — обстановка, лозунг — призыв, миссия — представительство, финал — завершение, эпилог – заключительная часть, имитация — подражание, пролог – вступительная часть.
Задание 8. Прочитайте стихотворение Б.Пастернака «Март». Определите его тему, основную мысль. Найдите и выпишите фразеологизм, подчеркните как член предложения. Запишите ряд синонимов к словам греет, работа, воздух. Подберите однокоренные слова к наречию бессильно. В каком значении употребляется в тексте многозначное слово дело?
Выпишите из текста служебные части речи, укажите их классификацию.
Солнце греет до седьмого пота, И бушует, одурев, овраг. Как у дюжей скотницы работа, Дело у весны кипит в руках. Чахнет снег и болен малокровьем В веточках бессильно синих жил. Но дымится жизнь в хлеву коровьем, И здоровьем пышут зубья вил. Эти ночи, эти дни и ночи! Дробь капелей в середине дня, Кровельных сосулек худосочье, Ручейков бессонных болтовня!
Настежь все, конюшня и коровник. Голуби в снегу клюют овес, И всего живитель и виновник – Пахнет свежим воздухом навоз.
Ответы
Задание 1. Выберете один правильный ответ. 15 баллов – за каждый правильный ответ1 балл 1 –4 2 -3 3 -4 4 -3 5 -4 6 -4 7 -4 8 -1 9 -4 10 -2 11 -1 12 -1 13 -2 14 -4 15 -2
Задание 2. Подберите к каждому из следующих слов синоним с таким расчетом, чтобы, поставив их в том же порядке, можно было по начальным буквам прочесть пословицу. О какой пословице идет речь? 12б
Ответ: за каждое правильное слово – 0,5 б, за пословицу — 2 б Забор Награда Армия Напев Иностранец Еда Спортсмен Изба Лодка Аллегория (Знание – сила.)
Задание 3 . Укажите, какие слова имеют одинаковое окончание. 3б
Ответ. Одинаковые окончания имеют следующие слова : ковров, столов, степей, ножей, юношей, Голов, коров, основ.
Задание 4. Замените данные слова фразеологизмами. С 1-2 фразеологизмами составьте предложение. 8 баллов – за каждый правильный ответ 1 балл.
Ответ. Опытный – собаку съел, плачущий – глаза на мокром месте, молчать – в рот воды набрать, хвалить – петь диферамбы, обманывать – обвести вокруг пальца, исчезать – как сквозь землю провалился.
Задание 5. Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки, по 0,5 балла за каждое предложение (макс. – 2 б.)
Ответ 1) Из-за пожара, вспыхнувшего от костра, сгорел большой участок леса. 2)У меня сегодня праздничное настроение. 3)Хороший руководитель должен во всем показывать пример своим подчиненным. 4) Через открытое окно в класс влетел воробей.
- Между приведёнными словами существуют следующие различия:
Задание 8. Прочитайте стихотворение Б.Пастернака «Март». Определите его тему, основную мысль. Найдите и выпишите фразеологизм, подчеркните как член предложения. Запишите ряд синонимов к словам греет, работа, воздух. Подберите однокоренные слова к наречию бессильно.
В каком значении употребляется в тексте многозначное слово дело? Выпишите из текста служебные части речи, укажите их классификацию.
Солнце греет до седьмого пота, И бушует, одурев, овраг. Как у дюжей скотницы работа, Дело у весны кипит в руках. Чахнет снег и болен малокровьем В веточках бессильно синих жил. Но дымится жизнь в хлеву коровьем, И здоровьем пышут зубья вил. Эти ночи, эти дни и ночи! Дробь капелей в середине дня, Кровельных сосулек худосочье, Ручейков бессонных болтовня! Настежь все, конюшня и коровник.
Голуби в снегу клюют овес, И всего живитель и виновник – Пахнет свежим воздухом навоз.
Ответ: 1 Тема стихотворения Б. пастернака «Март» — весна с ее красотой, силой обновления. 1б Основная мысль – описание природы, состояние души человека в период возрождения природы. 1б Ф
разеологизмы: (греет) до седьмого пота; (дело) кипит в руках 2б
Греет – согревает, нагревает, обогревает, пригревает и др. по 0,2 б за каждое слово Работа – функционирование, действие, жизнедеятельность. Воздух – атмосфера, среда. Бессильно – сильный, усилить, сила, пересилить, обессилеть Дело – работа, занятие, деятельность. Служебные части речи: предлоги – в,у,до,к; союзы – и, но, как. 2б
Максимальный балл – 70
М
КОУ «НИЖНЕГРИДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ школьный этап 7-8 КЛАССЫ
Составила Полунина Елена Николаевна учитель русского языка и литературы МКОУ «Нижнегридинская средняя общеобразовательная школа»
2015
Источник: kopilkaurokov.ru
