ФНС РФ старается заниматься проверками только недобросовестных компаний, поскольку физически не может уделить внимание абсолютно всем налогоплательщикам. Однако поводов заподозрить вашу организацию в недобросовестности очень и очень много.
Зачем нужны выездные проверки
Представители ФНС утверждают, что их главная задача – создание таких условий существования, когда для организаций не останется другого выбора, кроме как действовать в рамках НК РФ. Для контроля деятельности организаций налоговые органы осуществляют камеральные проверки, под которые попадают абсолютно все налогоплательщики. В случае, если в ходе такой проверки к организации возникают какие-либо вопросы или выявляются ошибки в отчетах, назначается выездная налоговая проверка. Каждый раз методы проведения налоговиками проверок меняются. Сейчас внимание налоговиков направлено прежде всего на изучение финансово-хозяйственной деятельности организации, а значит, стоит задуматься о дополнительных мерах предосторожности в этой сфере и научиться самостоятельно оценивать риски для своего бизнеса.
Выездная налоговая проверка | Как правильно платить налоги | Проверка налоговой инспекции
Меры предосторожности
Почти для каждой компании назначение выездной налоговой проверки ассоциируется с большими испытаниями и доначислениями. Как показывает практика, для налогоплательщиков, действующих по определенным правилам, не составит труда избежать оплошностей и успешно пройти проверку. Для этого необходимо, в первую очередь, регулярно оценивать риски для своего бизнеса и предпринимать необходимые действия для их минимизации.
Для качественной оценки рисков налогоплательщик может привлечь аудиторов и экспертов, а также провести аналог выездной налоговой проверки. Эту услугу оказывают многие аудиторские фирмы, и она представляет собой нечто вроде «генеральной репетиции» налоговой проверки. Такие услуги включают в себя, как правило, анализ и обнаружение налоговых рисков, а также проработку мероприятий по их нейтрализации. Основная цель таких мероприятий – поиск и предварительное устранение ошибок.
Что же такое налоговые риски, и чем они грозят организации? Это, как правило, неблагоприятные последствия, выражающиеся в:
- доначислениях налогов, штрафов и пеней;
- аресте банковского счета;
- назначении выездной налоговой проверки.
Необходимо внимательно проверять контрагентов и следить за тем, чтобы имеющаяся у нас информация всегда была актуальна. Для этого можно воспользоваться базами ФНС и сервисами от фирмы «1С» («1С:Контрагент» и «1СПАРК Риски»). Важно помнить, что документы, подтверждающие должную осмотрительность налогоплательщика, должны быть непременно на бумажных носителях, поскольку отсутствие таковых определенно скажется негативно на результатах налоговой проверки.
Для контроля за сделками разного рода можно также разработать специальный регламент проверки контрагентов и не забывать сохранять доказательства реальности сделок. Составление такого регламента можно поручить квалифицированному консультанту. Кроме того, не стоит забывать и об экономическом обосновании сделок. Очень важно уметь доказать наличие деловой цели в каждой сделке с любым из ваших контрагентов. Доказать деловую цель могут:
Выездная налоговая проверка — как налоговая принимает решение и что делать бизнесу?
- лучшие цены;
- выгодные условия (наличие скидок, бонусов);
- известность поставщика;
- отсутствие альтернативных поставщиков;
- давние отношения с контрагентом и др.
Такая подготовка дает организации возможность минимизировать налоговые риски, а также поможет выстроить надежную линию защиту при дальнейшем разборе возражений в любом органе.
Ход выездной проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа. Затем об этом решении сообщают организации-налогоплательщику и просят предоставить документы за проверяемый период. Данные документы организация предоставляет в надлежаще оформленном виде. Выездная налоговая проверка проводится непосредственно на территории налогоплательщика. Продолжительность проверки, как правило, составляет два месяца, хотя предусмотрена возможность ее продления на четыре (в редких случаях шесть) месяцев, если имеют место следующие условия:
- организация относится к крупнейшим;
- в организации более четырех обособленных подразделений;
- налогоплательщиком не предоставляет требуемых документов;
- в ходе проверки получены данные, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком законодательства;
- имеют место какие-либо форс-мажорные обстоятельства на месте проведения проверки и др.
Сотрудники ФНС, проводящие выездную проверку, имеют право:
- осматривать территорию, помещения;
- производить инвентаризацию;
- опрашивать сотрудников организации;
- вызывать налогоплательщиков в налоговые органы на основании письменного уведомления.
Во время выездной проверки нередки случаи сокрытия или уничтожения организациями документов, иных доказательств возможных нарушений. Поэтому, если налоговики допускают возможность таких действий со стороны налогоплательщика, вправе привлекать сотрудников полиции или же производить выемку документов самостоятельно.
Ко всем документам и другим данным, которые вы предоставляете проверяющим, следуют относиться очень внимательно, чтобы не допустить их несогласованности или даже противоречий. Все переданные вами документы, пояснения и регистры должны быть четко согласованы между собой. Вышесказанное подтверждает, что готовиться к выездной проверке нужно готовиться основательно.
Стоит также отметить, что к заявлениям о том, что документы сгорели, утонули или с ними произошло что-нибудь еще, налоговики воспринимают довольно настороженно. Скорее всего проверяющие тут же запросят у вас справки, подтверждающие данный факт или даже осмотрят место происшествия, чтобы удостовериться в правдивости ваших слов. На практике, если организация смогла доказать, что такая чрезвычайная ситуация на самом деле произошла, то штраф за непредставление документов ей не грозит. Однако и на этом все не заканчивается и, если вы доказали, что пожар или потоп действительно были, то придется потрудиться, чтобы доказать, что в результате него были утеряны именно требуемые документы. Существующая сейчас судебная практика показывает, что доказать, что в результате происшествия были утрачены именно требуемые документы, практически невозможно.
Выездные налоговые проверки могут неоднократно назначаться и приостанавливаться по решению руководителя налогового органа. Количество приостановлений законодательством не ограничено, однако их срок не должен превышать шесть месяцев. Это время можно использовать для проработки всех «зависших» вопросов с контрагентами.
Однако и тут нужно оставаться предельно осторожными, поскольку налоговики предполагают возможные действия недобросовестных налогоплательщиков. Такие как, например, попытки согласовывать свои действия с контрагентами. ФНС вправе запросить у сотрудников полиции переписки с компьютеров и расшифровки телефонных разговоров.
В последний день проверки налогоплательщику вручается справка, в которой описаны предмет проверки и сроки проведения. Стоит особо внимательно контролировать даты начала, окончания проверки (учитывая приостановления), ведь несоблюдение налоговиками сроков может стать веским аргументом в вашу пользу, если вы решите оспаривать результаты выездной проверки.
Документом, подтверждающим завершение выездной проверки, является акт налоговой проверки. Он содержит в себе выводы, к которым пришли проверяющие, информацию о выявленных фактах нарушения налогового законодательства (документально подтвержденные) или об отсутствии таковых, и, кроме того, рекомендации по ликвидации обнаруженных правонарушений с указанием нормативных актов, в которых предусмотрены меры наказания за такие нарушения.
Если вы убеждены, что итоги налоговой проверки не соответствуют действительности, ущемляют ваши интересы или же сама проверка не соответствует правилам налогового законодательства, вы можете обратиться за помощью к налоговым консультантам. На самом деле, даже если вы так не думаете, обратиться к квалифицированным специалистам все же не будет лишним. Они помогут проанализировать акт налоговой проверки и заключить, стоит ли подавать на него возражение. Возражение налогоплательщик может подать в письменном виде в налоговый орган в течение двух недель с момента получения акта. Формулировать возражения нужно четко и последовательно, для точности можно также ссылаться на конкретные пункты акта.
Юлия Антонцова, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ».
Источник: buhguru.com
Изменения в порядке проверок ККТ с 17 июля 2023 года: как подготовиться организациям и ИП
С 17 июля 2023 года для организаций и ИП изменяются правила проведения проверок онлайн-касс. Рассказываем, к чему готовиться бизнесу и какие дополнительные основания для проведения внеплановых проверок ККТ появятся у налоговиков.
Что меняется в проверках ККТ
17 июля 2023 года вступает в силу приказ Минфина России от 06.06.2023 № 88н, фактически расширяющий перечень оснований для проведения проверок соблюдения законодательства о применении ККТ.
Сейчас плановые проверки онлайн-касс налоговиками не проводятся, а контроль за соблюдением требований о применении ККТ осуществляется исключительно в рамках внеплановых проверок (Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ). В 2023 году продолжается мораторий на проведение внеплановых проверок ККТ (постановление Правительства РФ от 29.12.2022 № 2516). Соответственно, для налоговиков сейчас действуют ограничения на организацию и проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в рамках госконтроля за соблюдением законодательства о применении ККТ, а также за полнотой учета выручки в организациях и у ИП.
Но это не значит, что в 2023 году налоговики не смогут провести внеплановую выездную проверку ККТ. В частности, такая проверка в качестве исключения может быть проведена в отношении как организации, так и ИП, применяющих онлайн-кассы, при выявлении специальных индикаторов риска (пп. «а» п. 3 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336). Перечень таких индикаторов риска как раз и был утвержден приказом Минфина России от 06.06.2023 № 88н.
В отличие от предыдущего перечня, в котором был только один индикатор риска в виде отсутствия кассовых чеков при наличии зарегистрированной кассы, в новом перечне таких индикаторов уже три. По новым правилам налоговики смогут провести внеплановую проверку ККТ, в том числе при наличии у пользователя ККТ большого количества кассовых чеков с возвратом денежных средств, а также кассовых чеков коррекции.
Новые основания для проведения внеплановых проверок
К числу индикаторов риска, которые послужат основанием для проведения внеплановой проверки ККТ, с 17 июля 2023 года отнесены:
- отсутствие у пользователя ККТ в течение 60 календарных дней сформированных кассовых чеков при наличии зарегистрированной онлайн-кассы;
- доля кассовых чеков коррекции (бланков строгой отчетности коррекции) составляет 30% и более от общего количества фискальных документов, сформированных в течение 30 календарных дней;
- доля кассовых чеков с признаком расчета «Возврат прихода» составляет 30% и более от общего количества кассовых чеков с признаком расчета «Приход», сформированных в течение 30 календарных дней.
Что касается последнего индикатора риска, то налоговики не смогут его применять в отношении кассовых чеков, сформированных пользователями ККТ, оказывающими услуги ломбардов. Ломбардам не грозит проверка при наличии у них в течение 30 дней 30% чеков с возвратом прихода. Во всех других случаях, если налоговики выявят любой из перечисленных выше признаков или их совокупность, они смогут провести в отношении пользователя ККТ внеплановую проверку (п. 26 постановления Правительства РФ от 28.02.2022 № 272).
Проведение внеплановой проверки ККТ
В ходе выездной внеплановой проверки инспекторы могут совершать такие контрольные действия, как осмотр, опрос, получение письменных объяснений и истребование документов. Кроме того, в рамках выездной проверки разрешается проводить экспертизу и эксперимент. Выездную проверку могут провести как по месту нахождения налогового органа и пользователя ККТ, так и по месту установки ККТ, в том числе в жилых помещениях, принадлежащих ИП.
Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, но контролируемое лицо не уведомляется о проведении внеплановой выездной проверки (п. 2.2 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ»).
Общий срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный период не включаются выходные, а также праздничные нерабочие дни. При этом если проверка проводится в отношении субъекта малого бизнеса, то срок ее проведения не может превышать 50 часов. Для микропредприятий предельный срок проверки еще меньше — 15 часов.
К микропредприятиям относят организации и ИП со средней численностью работников до 15 человек и годовой выручкой до 120 млн рублей. Кроме того, к микропредприятиям приравнены вновь созданные организации и вновь зарегистрированные ИП, а также ИП, применяющие исключительно патентную систему налогообложения (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).
В отношении пользователей ККТ, осуществляющих свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, предельный срок проверки устанавливают отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.
По завершении проверки будет составлен акт проведенного контрольного мероприятия. Если по итогам проверки налоговики выявят нарушение правил применения ККТ, компании выдадут предписание об устранении нарушений с указанием сроков их устранения и привлекут ее к административной ответственности.
Ответственность за нарушение правил применения ККТ
Нарушение правил применения ККТ грозит организациям и ИП привлечением к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Величина штрафа зависит от вида допущенного нарушения в сфере применения ККТ. Самые большие штрафы назначаются за неприменение онлайн-касс. Такое нарушение влечет наложение административного штрафа в следующих размерах (ч.
2 ст. 14.5 КоАП РФ):
- от ¼ до ½ размера суммы расчета, но не менее 10 000 рублей – для должностных лиц организаций и ИП;
- от ¾ до одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 рублей – для организаций.
Повторное неприменение ККТ, если сумма расчетов, осуществленных без применения онлайн-кассы, составит 1 млн рублей и более, повлечет в отношении должностных лиц компаний дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. При этом деятельность самих ИП и организаций будет приостановлена на срок до 90 суток (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ).
Применение ККТ, которая не соответствует требованиям, грозит административными штрафами в размере (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):
- от 1 500 до 3 000 рублей – для должностных лиц организаций и ИП;
- от 5 000 до 10 000 рублей – для организаций.
Непередача покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности влечет наложение административного штрафа на ИП в размере 2 000 рублей, а на организацию – в размере 10 000 рублей (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).
Источник: buh.ru
Как проходит предпроверочный анализ компании для выездной налоговой проверки
Решение ФНС о проведении выездной проверки компании принимают после проведения предпроверочного анализа. Главный отслеживаемый показатель – разрывы по НДС. Информация, собираемая в системе «Налог 3», позволяет выявить проблемные факторы, которые и становятся поводом для назначения ВПН.
Обращают внимание на активы и денежные потоки не только налогоплательщика, но и аффилированных лиц. Смотрят на динамику налоговой нагрузки, связи с контрагентами, уровень зарплаты, счета. По итогу компанию относят к определенной группе риска, при выявлении недочетов проводят доначисления и принимают решение о целесообразности проведения ВНП. Данные такого анализа хранят 5 лет и могут использовать при следующих ревизиях.
Эксперт Анна Лескович. Стаж ‒ более 15 лет в области налогообложения, бухгалтерского и управленческого учета. Действующий член ИПБ РОССИИ. Член Ассоциации предпринимательских организаций «Деловая Петербурженка». Дипломированный налоговый консультант.
Владелец бухгалтерского агентства «ПитерКонсалт».
«К нам едет ревизор!» – эта фраза вгоняла в ступор еще наших достаточно далеких предков. А как же подготовиться к встрече такого ревизора, чтобы не оказаться в гоголевской ситуации?
Во-первых, давайте поговорим о том, какова вероятность такого контроля.
На графике отражено число выездных налоговых проверок за последние 2 года. Как видите, их количество очень сильно отличается и зависит от того, где зарегистрирована компания.
Тут, безусловно, лидирует Москва, хотя можно четко проследить тренд к уменьшению выездных ревизий в последнее время. А вот в Питере при его 300 тысячах ООО в 2019 г. было всего 60 таких проверок. Хотя сумма доначислений тут рекордная по стране.
Что еще это может означать? Что даже для малого бизнеса в небольшом городе выездная налоговая проверка – это серьезно.
На что обратить внимание
В первую очередь рекомендуем тщательно контролировать разрывы по НДС – на сегодня это один из главных поводов для выездной проверки ФНС.
Как инспекторы ФНС узнают о разрывах? Наверняка кому-то демонстрировали этот экран:
АИС «Налог 3» нередко налоговики показывают бухгалтерам, когда приглашают в инспекцию. Постепенно объем информации, передаваемой в систему, нарастает, и инспектору уже не надо собирать на вас компромат – он прямо на экране виден.
Чего тут нужно бояться? Мы уже упоминали в своих публикациях про «светофор». И выглядит он вот так:
Вот его-то и надо бояться. Красным выделены именно те проблемные зоны (разрывы НДС), которые являются поводом и для ВНП, и для пристального внимания к компании до скончания ее века. И именно их надо стараться избегать.
Как же выглядит предпроверочный анализ
Пример отчета вы можете посмотреть на рисунке:
Сейчас его часто используют не только для проверки наличия разрывов по НДС, но и для анализа на дробление бизнеса.
Причем, в этом отчете отражены не только денежные потоки и активы компании, но и связи с ближайшими родственниками и выявленными аффилированными лицами.
Соответственно, необходимо обращать внимание на то, чтобы доход всех аффилиатов был подтвержденным.
Дальше проверяют наличие имущества:
Следующий важный момент – это динамика налоговой нагрузки:
Причем, налоговиков интересует именно динамика. Если при сохранившихся оборотах нагрузка существенно снижается, это означает, что вы где-то химичите. А это уже повод для проверки.
Далее сравнивают с аналогичным (схожим) налогоплательщиком:
Следующий блок – это выявление взаимосвязей с контрагентами и денежных, товарных и грузовых потоков.
Чаще всего смотрят через систему СПАРК.
После этого анализируют налоговую нагрузку по региону и долю вашей компании.
Важно! Опять это проверяют в динамике, поэтому, если применяете схемы оптимизации, и анализ покажет резкое сокращение доли компании в налоговой нагрузке региона, – ждите гостей.
В принципе, эти показатели в общем анализе не являются решающими для назначения проверки, но дополняют общую картину о компании.
Следующий блок – это заработные платы сотрудников.
Тут есть один интересный момент – налоговая разделяет зарплаты «обычного» персонала и высокооплачиваемого. Поэтому, если высшее руководство получает в миллионах, а все остальные – по одному МРОТ, то в целом нагрузка по НДФЛ будет достаточно высокой.
Но при детальной проверке оказывается, что большинство заработных плат явно не соответствует реальным размерам.
Исходя из собранных данных налоговая присваивает группы риска компании. Во многом, эта технология не разглашается, либо вообще субъективный фактор имеет большое значение – механизм присвоения той или иной группы риска не раскрывается.
Дальше анализируют, где хранятся деньги компании, в каких банках открыты счета, какова динамика движения и т.п.
Проверяют встречки, скорость ответа на встречные запросы от контрагентов и т.п.
Далее анализируют удельный вес каждого из контрагентов в денежных и материальных потоках компании:
Из этой схемы сразу же можно выявить наличие «любимых» партнеров, на которых идет основной слив денег. В частности, эта схема очень хорошо позволяет отследить дробление бизнеса. Особо выделяются компании-однодневки и выявленные в ходе других проверок недобросовестные фирмы, имеющие красный уровень «светофора».
Ну а дальше – самое «приятное» – производят расчет доначислений.
Далее уже принимают решение – организовывать проверку либо нет. Но даже если проводить контроль не будут (например, ввиду слишком малых сумм доначислений либо еще по каким-то показателям), то присутствует еще один момент.
Источник: Nakigitsune Sama /freepik.com
Эти отчеты хранят 5 лет, и они могут быть использованы при следующих проверках. А это уже может повлечь за собой предъявление рецидива, т.е. систематического уклонения и недобросовестности. А это уже призрак уголовки.
Так что – будьте бдительны и аккуратны в ведении отчетности!
Источник: moneymakerfactory.ru