Мифы, стереотипы, заблуждения… называйте как хотите, но то, что многие несведущие люди думают именно так – чистая правда, подтвержденная многолетним опытом общения с новичками вендинга.
Некоторые из этих мифов прямо противоположны друг другу, другие – кажутся человеку опытному просто абсурдными, от третьих – начинается нервный смех и дергается глаз. Если расположить эти самые мифы по популярности, то, пожалуй, первое место займет утверждение:
Вендинг – это когда ты поставил торговый автомат и потом раз в месяц забираешь прибыль.
Ну, чисто теоретически, все именно так, вот только, сплошь и рядом под этой фразой скрывается примерно следующий смысл: автомат зарабатывает, а я лежу на пляже и пью коктейль; закончился коктейль – сел в самолет, снял выручку с автомата – отдых продолжается. В невиртуальной реальности, вендинг как бизнес заключается не в снятии выручки с автомата, основная работа – обслуживание установленных автоматов и поиск новых мест для расширения сети и увеличения прибыли, каждодневно и кропотливо. Потому что вендинг – это сетевой бизнес. Нет хотя бы небольшой сети автоматов – нет достойной прибыли, нет работы по поиску лучших мест – нет нормальной прибыли, нет отлаженного регулярного обслуживания автоматов – нет никакой прибыли.
Начиная бизнес с торговыми автомата, нужно понимать, что как и в любом бизнесе, вам потребуются такие качества как целеустремленность, деловая хватка и коммуникабельность. А для варианта с коктейлем нужно лишь уметь изображать Ждуна.
Про коммуникабельность уже упомянули, остановимся тут чуть подробнее, так как из этого качества робко выглядывает миф №2, который звучит примерно так:
Вендинг – это бизнес, где нет человеческого фактора.
И опять вроде бы все именно так и есть – вендинг же бизнес без продавца… Так-то оно так, без продавца, конечно, иначе какой же это вендинг. Однако пресловутый человеческий фактор в нашем бизнесе не сводится только лишь к этой роли. Нет продавца, но есть арендодатель (с которым надо вести переговоры по установке автомата и потом поддерживать более-менее приличные отношения), есть обслуживающий арендное место персонал (уборщица, охрана), есть наемный обслуживающий персонал (не сразу, но рано или поздно должен появиться). Со всеми этими людьми владельцу вендингового бизнеса нужно будет контактировать, а некоторыми даже руководить, увольнять, решать конфликты. Об этом следует подумать…
Разбирая миф №1, мы затронули тему сетевого характера бизнеса с торговыми автоматами. Не очень плавно, но подходим к мифу №3:
Купил торговый автомат, поставил и разбогател
Мало того, что с одного автомата нельзя разбогатеть, скорее всего такой бизнес будет убыточен (и это даже без учета нового закона о ККТ и затрат на его выполнение).
Миф №4 – полная противоположность мифа №3.
В вендинге нельзя заработать: прибыль копеечная, все места давно заняты.
Занимаясь бизнесом с торговыми автоматами, некоторые люди зарабатывают миллионы, другие — довольствуются малым, третьи – разочаровываются и закрываются. Все так же, как в любом другом бизнесе. С одного автомата получать приличные деньги действительно сложно, а вот 5 автоматов, которые установлены в хороших местах – вполне дадут заработать на хлеб с маслом. Сотня автоматов, даже с «копеечной прибылью», при правильной организации работы наемного персонала, правильной логистики и т.д. способна сделать вендингового бизнесмена весьма состоятельным человеком с перспективами…
Про места – отдельная песня. Почему-то у новичков хорошими местами считаются исключительно сверхпроходные точки, например, в аэропортах или на вокзалах. На самом деле, это не всегда так – порой арендная ставка за такое место может сделать его убыточным. Аренда на такие лакомые места достигает 20-30, а иногда и 50 тысяч рублей. Добавим сюда увеличенную нагрузку на автомат, повышенную вероятность вандализма, отсутствие мусорных корзин (в целях безопасности), отсутствие нормальных парковочных мест для подвоза ингредиентов – стоит задуматься, а надо ли нам это.
Причем на такие места часто устраиваются тендеры или их предлагают локаторы с завышенной ставкой и вероятностью, что кто-то другой, готовый заплатить больше, займет ваше место совершенно неожиданно для вас… Так к чему все это… Мест много – и не все они на виду. Есть места негромкие, середнячки, без ажиотажа – стабильные в стоимости аренды, в размере выручки. На них и надо делать ставку.
В заключении, остановимся на еще одном противоречивом мнении, которое можно услышать от только интересующихся вендингом людей. Одна их часть уверена, что любые автоматы, кроме кофейников и снеков заведомо убыточное предприятие, другая часть считает, что реально заработать можно только на чем-то новом, чего еще не было. Вторая категория особенно интересна: придумают идею автомата по продаже веревочек для воздушных шаров и считают, что дело в шляпе, и что каждый производитель будет счастлив разработать и собрать этот шедевр. На моей памяти ни один кустарный проект, основанный на любительской вау-идее без собственной производственной базы широкого распространения не получил.
Что касается кофейных и снековых автоматов, то они действительно наиболее безопасный вид капиталовложения на начальном этапе. Главное, относиться к вендингу серьезно, без иллюзий, как к каждодневной кропотливой работе – вот тогда результат не заставит себя ждать.
Удачного бизнеса!
Источник: www.vendoved.ru
Плюсы и минусы вендингового бизнеса
О том, что такое вендинговый бизнес и как его начать, мы уже писали. Бизнес на торговых автоматах прибыльный и не сложный, но, как и всё в мире, имеет свои недостатки. Вендинговый бизнес – один из тех, в которых полезно обращать внимание на реальный опыт предпринимателей, уже задействованных в этом деле. Это поможет вам решить или даже предупредить многие потенциальные проблемы. В этой статье мы рассмотрим преимущества и недостатки вендингового бизнеса, а также отзывы и советы от опытных бизнесменов.
Содержание скрыть
Достоинства вендингового бизнеса
- Не нужно содержать большой штат сотрудников. Вам будет нужен только человек, обслуживающий автоматы (он же инженер), водитель, развозящий партии товара, и бухгалтер. Хотя и этот набор сотрудников не является обязательным. При желании и возможности, вы и сами можете выполнять одну или несколько из этих обязанностей. Так вы сможете экономить на заработной плате и ваш бизнес не будет зависим от человеческого фактора.
- Исключается риск некомпетентного обслуживания клиентов. В этом бизнесе нет продавцов, ведь автомат и сам является продавцом. В торговом деле бизнесмены часто борются с воровством продавцов, их непрофессиональным обращением к клиентам, невежливостью и не дружелюбностью. А для успешной торговли это всё очень важно. К тому же, продавец может заболеть, захотеть в отпуск или уволиться, не предупредив. Автомат же таких проблем вам никогда не доставит.
- Маленькая торговая площадь. Для установки одного автомата вам потребуется торговая площадь в среднем размером 1-1,5 метра квадратных. Есть и нестандартные вендинговые аппараты, которые занимают несколько больше, однако, они менее распространены, и вы вряд ли с ними столкнетесь на первых порах. Соответственно, и стоимость аренды такой небольшой площади будет низкой.
- Автомат работает круглые сутки, в выходные и праздники. Конечно, сейчас многие магазины тоже работают круглосуточно и в любые дни, однако, продавцы за это берут дополнительную оплату. Также автомат никогда не ошибется со сдачей, и не примет фальшивых или порванных купюр. А быть на 100% уверенным в том, что живой продавец этого не сделает, вы не можете. Тут опять же начинает вмешиваться человеческий фактор – продавец может быть уставшим или невнимательным, и просто не заметить «подставы».
- Не нужно организовывать складские и производственные помещения. Все расходные материалы для бизнеса вы можете хранить просто у себя дома или в любом свободном помещении в ящиках или коробках.
- Не нужно тратиться на рекламную кампанию. Вы можете выделить минимальную сумму на рекламу своего бизнеса, однако, чаще всего вендинговые автоматы не нуждаются в рекламе. Они рекламируют сами себя. Вы просто устанавливаете их в удачных местах, и они начинают работать.
- Не нужно покупать и регистрировать кассовые аппараты. Автомат ведет финансовую отчетность с помощью установленной в него платежной системы.
- Относительная новизна вендинга в странах СНГ. В Америке, Европе, странах Азии вендинговые автоматы встречаются гораздо чаще, чем у нас. Азиаты и вовсе видят их практически на каждом шагу, и для них такие автоматы являются вполне привычным делом. У нас же пока этот бизнес не достиг такого развития. Для многих людей вендинговые аппараты до сих пор являются какой-то интересной диковинкой, особенно, если продают они не кофе или жвачки, а что-то пооригинальнее. Детям тоже интересно купить что-то именно в автомате, самостоятельно опустив монетку и забрав конфету или игрушку в специальном отсеке. Даже если через 5 метров стоит киоск с точно таким же товаром, ребенок выпросит у родителя купить это именно в автомате, потому что интересен сам процесс.
- Короткие сроки окупаемости и низкий стартовый капитал. Как показывает практика, средние сроки окупаемости вендингового бизнеса – 5-10 месяцев, в зависимости от вида товара/услуги и количества торговых точек. По сравнению со многими другими видами бизнеса, это очень неплохие показатели. Радуют также и стартовые затраты на открытие бизнеса – если вы начинаете с небольшого количества автоматов, то вполне можете обойтись суммой не больше четырех-пяти тысяч долларов, что значительно ниже, чем во многих других видах бизнеса.
Недостатки вендингового бизнеса
- Вероятность поломки торгового аппарата. Как и любая техника, вендинги могут поломаться. В этом случае вы проигрываете по нескольким направлениям: 1) теряете часть прибыли, которую могли бы получить за период ремонта; 2) тратитесь на обновление сломавшихся запчастей автомата. А если автомату не повезло сломаться так, что ремонту он уже не подлежит, то ничего не остается, как покупать новый – и это тоже влечет за собой дополнительные расходы.
- Вандализм. Особенно, если ваш аппарат расположен просто на улице. Прохожие будут попадаться разные, и кому-то наверняка захочется что-нибудь отломать от автомата или разрисовать его красками. Увы, от этого никто не застрахован. Чтобы хоть как-то обезопасить себя от вандалов, размещайте свои автоматы в помещениях – торговых центрах, учебных заведениях и т.д. Так вероятность порчи автомата будет гораздо ниже.
- Проблемы с водоснабжением и электричеством. Все автоматы требуют подключения к источнику электроэнергии, а некоторые и к водоснабжению. Например, автоматы с кофе и чаем. Соответственно, если возникнут не зависящие от вас перебои с поставкой электричества или воды – работа автомата на время застынет, и вы потеряете часть прибыли.
- Частые проверки от госслужб. Впрочем, этот минус касается не только вендингового бизнеса, но и многих других. Но не упомянуть его здесь мы не можем, так как большинство владельцев вендингового бизнеса считают это существенным недостатком. Сами автоматы, а также товар, который они продают, будет тщательно и довольно часто проверяться санитарно-эпидемиологической службой, потребительским надзором и другими проверяющими организациями.
- Большая зависимость от места расположения. С этой проблемой, увы, сталкиваются многие бизнесмены в этом деле. Выбрать удачное место расположения – это очень важно для дальнейшего успеха бизнеса. Автомат нужно ставить там, где наблюдается большое скопление людей. Однако, лучше свой выбор остановить на тех местах, где люди находятся больше в статике, чем в динамике. То есть, учебные заведения, торгово-развлекательные комплексы, гипермаркеты, автозаправки подойдут отлично. А вот станции метро – не лучший выбор. Хоть там и много людей, но большинство из них куда-то спешат, и им не до покупок. Исключение составляют только автоматы пополнения мобильного счета. В общем, предугадать на 100% будет ли автомат пользоваться спросом в конкретном месте, у вас вряд ли получится, поэтому будьте готовы к тому, что оборудование придется передвигать в более перспективное место.
- Автомат требует ухода за собой. Вы или ваш сотрудник время от времени должны посещать все точки с автоматами и мыть их. К грязному и неаккуратному автомату и подойти будет неприятно, не то, что к нему прикасаться. Все процедуры чистки автомата и поддержания его в надлежащем виде требуют затрат времени и средств.
Отзывы владельцев вендингового бизнеса
Сергей, участник форума о вендинге:
«Моей самой большой проблемой стало воровство от наемных работников, которые извлекали выручку из автоматов. Стал замечать, что периодически пропадает вся или часть выручки из автоматов, причем то из одного, то из другого. После собственного расследования выяснил, что инкассатор сделал себе копию ключей, и время от времени опустошал автоматы. Теперь беру на эту должность только проверенных людей, или провожу инкассации сам».
Светлана Тимошенко, руководитель Vendorus Group:
«В вендинговый бизнес меня привело желание ощущать свободу в принятии решений и делах. Но через время я поняла, что и степень ответственности тут немаленькая. Когда я начинала, автоматов было еще меньше, чем сейчас. Почувствовала весь потенциал роста и понеслось».
Алексей, владелец вендинговой сети:
«Вендинг можно отнести к интеллектуальному бизнесу. Я начал экспериментировать с разными платежными системами, и понял, насколько всё взаимосвязано. Сделал круглые цены на товар – закладывать монет для сдачи пришлось гораздо меньше. Поставил систему, позволяющую автомату принимать купюры в сто рублей – объем продаж сразу же вырос на 7%».
Milma, участник форума о вендинге:
«По собственному опыту могу сказать, что лучше сторонитесь от автоматов китайского производства. Да, цена у них более, чем привлекательная, но и качество соответствующее. Качественные автоматы у китайцев есть, только они их не отправляют на экспорт. Причем, если автомат сломается сразу же после покупки, с ума сойдете, пока заставите китайцев принять их обратно по гарантийке».
Mikhael-83, участник форума о вендинге:
«Для меня настоящим открытием стали сувенирные автоматы, в частности «Монетные аттракционы» и «монетодавилки». Живу в полукурортном городке, но туристов полно, которые хотят забрать на память монету с символикой города. На прибыль не жалуюсь».
Ф. Маринин, участник форума о вендинге:
«У меня стоят автоматы с детскими игрушками в кинотеатрах. Спрос, в целом, хорош, но не устраивает высокая арендная плата. Думаю над тем, чтобы сменить место расположения автоматов. Последнее время интересуют игровые вендинги. По типу «очков виртуальной реальности» и прочее.
Такие стоят во многих развлекательных зонах, и как вижу, пользуются популярностью и у взрослых, и у детей».
Возможно, вам будет интересна и эта статья: Нестандартные вендинговые автоматы.
Источник: dengodel.com