Выгодно ли сотрудничать с самозанятым

Сотрудничество с самозанятыми позволяет бизнесу снизить налоговую нагрузку. Однако Марина Абрамова («Андрей Городисский и партнеры») предупреждает: если компания оформит отношения с ними неправильно, то ей придется платить штрафы

Предприятиям чрезвычайно выгодно привлекать самозанятых, поскольку они самостоятельно решают все вопросы налогообложения доходов, освобождены от уплаты НДС, а выплаты в их пользу признаются расходами компании. Однако есть некоторые нюансы, которые стоит знать работодателям.

Кто такие самозанятые и где они могут работать

Термин «самозанятые» не используется Федеральным законом от 27 ноября 2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее закон). Однако он широко применяется налоговыми органами, а также в подзаконных нормативных актах. Там самозанятыми называют физических лиц, которые перешли на уплату налога на профессиональный доход (НПД) и встали на налоговый учет в качестве плательщика НПД.

Этот статус экономически привлекателен, так как для его обладателей действуют низкие налоговые ставки (4% на доходы, полученные от физических лиц и 6% на доходы, полученные от юридических лиц и ИП), а также им не нужно предоставлять отчетность и использовать контрольно-кассовую технику (ККТ).

Однако стать плательщиками НПД могут не все. Согласно ч. 2 ст. 4 закона, регистрация в качестве самозанятого и, соответственно, привлечение или наем предприятием или индивидуальным предпринимателем физического лица в качестве самозанятого с применением льготного налогообложения невозможна в отношении следующих видов деятельности:

  • продажа алкоголя, табачной продукции, автомобилей, мотоциклов, бензина и всех других подакцизных товаров (перечень приведен в ст. 181 НК РФ), а также духов, одежды из кожи, верхней одежды, обуви, некоторых продуктов питания и всех иных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (перечень утвержден Распоряжением правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 792-р);
  • оптовая, розничная торговля, то есть перепродажа товаров, имущественных прав;
  • добыча, реализация полезных ископаемых;
  • ведение предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.

При этом закон разрешает самозанятым оказывать в интересах других лиц курьерские услуги. Но в этом случае им необходимо иметь либо выданный продавцом товарный чек, либо ККТ, зарегистрированную продавцом.

НПД не вправе использовать физические лица, которые применяют иные налоговые режимы или ведут предпринимательскую деятельность, если доходы от нее облагаются НДФЛ. Кроме того, право на использование этого льготного налогового режима прекращается, если доход, облагаемый НПД, достигает размера 2,4 млн руб. в календарном году.

При этом закон разрешает физическим лицам работать по трудовому договору, и одновременно осуществлять деятельность и получать доход в качестве самозанятого. Доходы в рамках трудовых отношений подлежат налогообложению НДФЛ и страховыми взносами в общем порядке, отдельно от НПД.

Самозанятый. Плюсы и минусы. Выгодно ли платить НПД?

Нюансы для предприятий

Читайте также:  Как проверить закрыто ИП или открыто

Компаниям необходимо учитывать все указанные ограничения, нанимая самозанятого. Однако помимо этого следует иметь в виду следующее: правоотношения с такими специалистами носят исключительно гражданско-правовой характер (ГПХ). Они должны основываться на договоре, к которому применимы нормы и требования гражданского законодательства, установленные к договорам соответствующего вида, а также требования к письменной форме совершения сделки.

Подмена трудовых отношений на договор ГПХ недопустима, и если правоотношения с самозанятым будут переквалифицированы в трудовые, то для компании наступают негативные финансовые последствия. Среди них доначисление страховых взносов, обязанность уплатить пени и штрафы, в том числе в связи с неудержанием НДФЛ. Кроме того, возникает риск привлечения к административной ответственности за нарушения трудового законодательства вплоть до административной приостановки деятельности.

Одно из важнейших отличий трудового правоотношения от гражданско-правового заключается в том, что работник обязан выполнять трудовую функцию, то есть работать на определенной должности под контролем работодателя, интегрироваться в организационную структуру предприятия, получать заработную плату в соответствии с определенным графиком. Таким образом, трудовые отношения направлены на процесс, тогда как характерный признак гражданско-правовых отношений — нацеленность на конкретный результат, например выполненную работу.

На практике налоговые органы и трудовая инспекция в качестве одного из признаков наличия трудовых отношений с самозанятым рассматривают уникальность предоставления им услуг — только одному предприятию. Также характерной особенностью договора ГПХ является оплата за результат, а не регулярно выплачиваемая абонентская плата, по типу заработной платы.

Принимая решение о заключении гражданско-правового, а не трудового договора с физическим лицом, предприятию необходимо иметь четкое представление о том, какой результат оно хочет получить от сотрудничества с самозанятым, не противоречит ли эта деятельность установленным законом ограничениям. И конечно, необходимо убедиться, что физическое лицо получило указанный статус. Для этого нужно попросить у него справку о постановке на учет и проверить сведения о нем на сайте ФНС.

Обратите внимание: если предприятие заменило трудовой договор с физическим лицом на ГПХ, то в течение двух лет после этого к выплатам предприятия в пользу такого физического лица по договору ГПХ не может применяться обсуждаемый льготный налоговый режим. Очевидно, что данная норма закона призвана удерживать работодателей от соблазна стимулировать штатных сотрудников регистрироваться в качестве самозанятых.

И в заключение отмечу, что работодателю важно получать от самозанятого чек за выплаченное ему вознаграждение. В противном случае его не учтут в качестве расхода предприятия при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Аналогичный порядок применяется и в отношении страховых взносов — они не начисляются на сумму вознаграждения самозанятого при условии, что у предприятия имеется в наличии выданный им чек.

Источник: www.agp.ru

Почему бизнесу выгодно сотрудничать с самозанятым ИП

Почему предпринимателям эффективнее работать именно с самозанятыми (плательщиками НПД), а не с физическими лицами?

Читайте также:  Справка что ИП работает без печати

Вот несколько аргументов:

  1. Не нужно платить страховые взносы в фонды ПФР и ФСС, также не нужно оплачивать подоходный налог в бюджет. Тогда как за обычного «физика» придётся заплатить:

· взносы в Пенсионный фонд — 22%;

· взносы на обязательное медицинское страхование — 5,1%;

· взносы на социальное страхование — 2,9%.

Пример: Директолог Алексей — плательщик НПД. Он настроит рекламную кампанию за условные 8000 ₽. Владелец бизнеса заплатит только эти деньги за его услуги.

Сотрудничая с простым физлицом, потребуется заплатить в бюджет дополнительные 1500 ₽ страховых взносов и 650 ₽ подоходного налога.

  1. Оплату за услуги специалистов-плательщиков НПД можно учитывать:

· Как расходы по Налогу на прибыль для ОСНО (общей системы налогообложения);

· как затраты, вычитаемые из суммы дохода при УСН 15% (доходы – расходы).

Важно подтверждать такие операции перед налоговой. Обязательно запрашивайте с самозанятого чек из приложения «Мой Налог» и акт выполненных работ.

Специалист должен направить документы не позднее 12 числа месяца, следующего за расчётным (за услуги, оплаченные в мае — до 12 июня)

Ещё важно проверять актуальность статуса плательщика НПД.

Это делается через сайт налоговой, достаточно только ИНН.

Иначе, если самозанятый «слетел» с НПД, налоговая доначислит бизнесу за него страховые взносы и подоходный налог на весь период сотрудничества начиная с момента потери статуса.

Отдельная категория СМЗ — это ИП плательщики НПД. Фактически это те же специалисты, но оформленные как юридическое лицо и с расчётным счётом в банке.

У них есть одно важное преимущество перед обычными самозанятыми — они вызывают больше доверия у бизнеса. Так если человек «заморочился»: зарегистрировал ИП, открыл счёт в банке, предоставив для этого все нужные документы, значит, он серьёзно относится к профессии и дорожит своей репутацией.

Плюс у бухгалтерии перед оплатой на р/счёт ИП не будет тех же сомнений, как перед отправкой денег на банковскую карту.

И у Налоговой будет меньше вопросов к бизнесу.

Источник: denis-gaas.ru

Почему бизнесу выгодно работать с самозанятыми

Самозанятый

Про плюсы самозанятости обычно говорят через призму исполнителей-физлиц и гораздо реже упоминают о том, что она выгодна для бизнеса в качестве инструмента масштабирования производства и сокращения финансовых издержек.

О том, какие преимущества самозанятости существуют для ИП и юрлиц, рассказывает Борис Фролов, руководитель отдела по работе с партнерами Самозанятые.рф.

Летом 2021 года число самозанятых граждан в России превысило 2,4 млн человек. Дизайнеры, программисты, копирайтеры и другие специалисты переходят в легальное поле и платят налоги, чтобы официально сотрудничать с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

Радуется не только государство, но и компании: найти подрядчиков для реализации масштабных проектов достаточно просто, все благодаря биржам фриланса, созданным специально для самозанятых исполнителей. Но есть и другие преимущества.

Читайте также:  Как получить лицензию на продажу ветпрепаратов для ИП

Самозанятые — выгода для бизнеса

Главное преимущество налога на профессиональную деятельность (НПД) для организаций — это сокращение налоговых выплат на разовые проекты.

Разберем на примере.

ООО «Аврора» начало работу над разработкой банковского приложения. Штатных кадров для выполнения задачи не хватает, поэтому нужно найти пятерых работников. Срок реализации проекта — 6 месяцев, зарплата одного специалиста около 50 000 рублей в месяц. На внештатных специалистов придется потратить 1 500 000 рублей. Если их устроить официально, то к итоговой стоимости прибавится 450 тысяч рублей страховых взносов.

Если нанять самозанятых специалистов, то страховые взносы платить не придется, а налог с дохода работники платят самостоятельно. «Аврора» сэкономит полмиллиона рублей, предложит заказчику более выгодные условия и укрепит свои позиции на рынке.

Но перед началом сотрудничества нужно проверить регистрацию в качестве плательщика НПД у каждого соискателя. А после выполнения задач и оплаты проконтролировать получение закрывающих документов.

Когда возникает потребность в 2-3 внештатных работниках, запросить справку о постановке на учет и чек не сложно. Но если речь идет о 50-100 и более самозанятых, проверка и контроль становятся неподъемными. Поэтому компании ищут способы автоматизации рутинных, но важных процессов.

Как компании нарастить обороты с самозанятыми

Ручная проверка сотен самозанятых, выплаты, запрос чеков по каждой выполненной работе — все это займет не один час работы.

Поэтому появляются облачные сервисы для автоматизации рутинных процессов. Например, платформа Самозанятые.рф поможет:

▪ создать закрывающие документы;

▪ сформировать счета и чеки;

С похожей проблемой в начале года столкнулись в компании, занимающейся кадровым аутсорсингом.

LPS Outsourcing не хватало ресурсов для работы с десятками самозанятых сотрудников. Наем штатных сотрудников для решения этой задачи нарушал целостность экономической модели бизнеса. Выходом из ситуации стала платформа «Бизнес». За 5 месяцев компания увеличила число самозанятых партнеров на 150%, а объем выплат — на 51%. И за все это они заплатили 2% от суммы переводов плательщикам Налога на профессиональный доход.

Самозанятые — драйвер развития компаний. Пока многие противятся изменениям, другие пользуются возможностями и открывают новые горизонты. Подробно о том, как справиться с дефицитом кадров в ритейле и эффективно взаимодействовать с самозанятыми, будем говорить на вебинаре «Как управлять полевыми сотрудниками. Работа с самозанятыми».

Дата и время: 2 декабря 2021 г в 11.30.

Организатор мероприятия: АМА (Ассоциация Мерчандайзинговых агентств), объединяющая участников рынка мерчандайзинга для решения отраслевых задач.

Борис Фролов, Руководитель отдела по работе с партнерами Самозанятые.рф, ресурса для взаимодействия работодателей и самозанятых.

Вильдар Гатиатуллин, Руководитель коммерческого отдела YouDo, крупнейшей платформы поиска исполнителей.

Ольга Королева, Сооснователь Nerab, социального проекта для работников.

Участие бесплатное, количество мест ограничено. Зарегистрироваться на вебинар

Источник: merchandising.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин