С принятия Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее — Закон о налоге на профессиональный доход), легализующего деятельность самозанятых, прошло почти два года, и, как показывает практика, данный эксперимент довольно неплохо себя показал.
Особенности указанного налогового режима самозанятых заключаются в уплате фиксированной ставки налога, отсутствии необходимости ведения бухгалтерского учета, уплаты страховых отдельных обязательных взносов в ПФР и ФОМС, для учета пенсионного стажа данная категория налогоплательщиков уплачивает взносы добровольно, по желанию. При этом плательщику налога на профессиональный доход совсем не обязательно открывать специальный счет для ведения расчетных операций, его операции, по сути, нигде не отражаются, что и представляется весьма интересным для недобросовестных участников оборота.
При этом уже в октябре 2019 года министр финансов РФ А.Г. Силуанов в ходе первого чтения проекта бюджета на 2020 — 2022 годы в Госдуме объявил, что Федеральная налоговая служба с 2020 года начнет выявлять фирмы, нанимающие самозанятых вместо штатных сотрудников, и будет доначислять им страховые выплаты и подоходный налог . Также он указал, что данные ситуации уже отслеживаются налоговой службой.
Вероятно, принимаемые меры по борьбе с распространением коронавируса несколько отсрочили обещанные проверки Федеральной налоговой службой, поскольку в настоящий момент не имеется судебной практики по подобным спорам с налоговой, зато уже имеется по искам об установлении факта трудовых отношений между самозанятыми и фирмой, заключившей с физическим лицом гражданско-правовой договор. Вместе с тем практика пока единичная, что связано, на наш взгляд, с постепенным введением данного специального налогового режима на территории Российской Федерации. Исходя из п. 1 ст. 1 Закона о налоге на профессиональный доход, данный режим применяется на всей территории страны только лишь с 1 июля 2020 года.
По нашему мнению, ситуация, когда работодатель просто отказывается заключать трудовой договор и заключает гражданско-правовой, вероятно, станет еще более популярной, поскольку с обычным физическим лицом у работодателя остаются обязанности налогового агента, а в случае с самозанятым и она отсутствует — данные субъекты сами платят налоги, как и индивидуальные предприниматели. Как итог, очевидна экономия и на самом налоге, и на трудовом ресурсе за счет сокращения бухгалтерского учета операций налогового агента.
Таким образом, используемая сторонами договорная конструкция будет играть первостепенную и определяющую роль при установлении правовой природы отношений субъектов.
Нам представляется, что самозанятость в данном контексте, безусловно, будет применяться предпринимателями также и для формального дробления бизнеса в целях уменьшения налогооблагаемой базы и возможности применения упрощенных систем налогообложения. В целом данное явление существовало и ранее, при этом сейчас оно может получить новое наполнение. Так, разделив одно ключевое юридическое лицо посредством создания еще одного и регистрации подконтрольных лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, которым будут переданы функции осуществления той же деятельности, инициатор добьется более простых способов ведения налогового учета и уменьшения сумм самих налогов путем обхода закона и злоупотребления правом, что недопустимо. Безусловно, все лица в рамках раздробленного бизнеса фактически будут управляться одним и тем же лицом (или группой лиц), штаты работников будут разделены не только между обществами и предпринимателями, но и некоторые работники пойдут в самозанятость.
Так, исходя из совокупности имеющейся судебной практики (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.04.2019 N 81-КГ19-1, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.03.2019 N 86-КГ18-14), налоговые инспекции будут определять и доказывать наличие между компанией и плательщиком налога на профессиональный налог трудовых правоотношений. Еще проще осуществить подобное возможно по результатам проверок иных уполномоченных органов, например Государственной трудовой инспекции. Так, признаками трудовых правоотношений будет наличие оплаты труда самозанятого независимо от объема и характера выполненной работы, оплата за выполненные работы на зарплатную карту, наличие постоянного пропуска к рабочим местам, направление в служебные командировки, наличие подчинения как директору, так и внутренним локально-нормативным актам.
Тонкости бизнеса: как предпринимателю учитывать расходы на самозанятого

Индивидуальным предпринимателям РФ доступны несколько видов льготного налогообложения, самым известным из которых является так называемая «упрощенка» – «Доходы» и «Доходы минус расходы». Введение в 2017 году статуса самозанятого в российское юридическое поле повлекло ряд изменений в деловых отношениях ИП и самозанятых. Так, самозанятые не обязаны платить страховые взносы и могут сотрудничать с любыми физлицами, ИП и организациями.

При приеме на работу самозанятого у индивидуальных предпринимателей возникает вопрос, можно ли оформлять заработную плату исполнителя как расходы на самозанятого при УСН, ведь заработная плата может стать существенной статьей «оттока» денег, что значительно повлияет на налоговую базу при типе «Доходы минус расходы». Подробно этот вопрос был разъяснен в Письме ФНС от 20 февраля 2019 года № СД-4-3/2899. Оно гласит, что зарплату самозанятого разрешено оформлять как расходы. Более того, это необходимо, если самозанятый и ИП хотят работать прозрачно.
В первую очередь работодатель (заказчик) должен проверить статус самозанятого. Ведь если физлицо утеряло этот статус, при переводе денежных средства сумма будет облагаться НДФЛ и страховыми взносами, платить за которые придется самому заказчику. Лучше не верить потенциальному исполнителю на слово и проверять статус контрагента самостоятельно.

Сделать это можно двумя способами:
- зайти на официальный сайт ФНС и проверить самозанятого в базе по ФИО или ИНН и дате регистрации самозанятого;
- потребовать у исполнителя выписку из приложения «Мой налог».
Если самозанятый предоставит чек компании-заказчику, его заработную плату предприниматель сможет оформить как расходы. Самозанятый должен оформлять чек самостоятельно в приложении «Мой налог» и отравлять заказчику через мессенджер, электронную почту или распечатать и передать лично. Самозанятый обязан передать чек до 9-го числа месяца, следующего за тем, когда ему была произведена оплата.
Чек является достаточным основанием, поэтому при сотрудничестве с самозанятым не обязательно заключать договор. Если же дополнительная подстраховка необходима (при выполнении масштабного и дорогого заказа), можно оформить договор ГПХ, авторского заказа или возмездного оказания услуг, подробно описав условия выполнения работы и оплату. Можно прописать в договоре штрафные санкции, если самозанятый потеряет статус во время выполнения заказа и не предупредит об этом предпринимателя.
В случае, если по различным причинам чек был аннулирован, а деньги – возвращены заказчику, ИП придется сделать коррекцию налоговой базы. Расходы будут уменьшены, поэтому при режиме «Доходы минус расходы» налоговая база станет выше, соответственно, налог за отчетный период – больше.
Источник: vv-mvd.ru
Что нужно знать при сделках с самозанятыми?
В какой момент учитывать расходы по сделкам с самозанятыми?
Расходы нужно признавать в зависимости от метода, по которому организация ведет учет затрат (метод начисления или кассовый метод) и от способа оплаты по договору (предоплата либо постоплата). Однако обязательно в наличии должен быть чек от самозанятого физлица.
Поясним такие выводы
Для организаций и ИП наличие чека, сформированного плательщиком НПД, является обязательным для учета расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль, единому налогу при УСН, ЕСХН, НДФЛ. Если выплата самозанятому вознаграждения происходит в момент приобретения товара, работы или услуги, то проблем с признанием расходов не возникает.
В момент передачи денег, совпадающий с приобретением товара (работы или услуги), самозанятый выдает чек. Именно в этом периоде можно учесть расходы на выплату самозанятому. В отношении налога на прибыль законодательство не содержит ответа на вопрос, когда можно учесть расходы по договорам с самозанятыми в виде предварительной (аванс) или последующей оплаты (постоплаты).
Есть общие правила признания расходов в соответствии с НК РФ: При методе начисления расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся исходя из условий сделок. Другими словами, на дату подписания документа, на основании которого происходит передача товаров (работ, услуг). Например, договора, акта приема-передачи.
При кассовом методе расходы признаются по мере их фактической оплаты. Из совокупности положений НК РФ и Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ не следует однозначного вывода о дате, на которую учитываются расходы при сделках с плательщиками НПД.
По нашему мнению, до уточнения норм законодательства либо появления официальных разъяснений контролирующих органов безопасно действовать следующим образом. Если договором предусмотрена предоплата, то при методе начисления такой аванс не учитывается при расчете налоговой базы. Соответственно, даже при наличии чека учесть понесенные затраты не получится.
Необходимо дождаться подписания акта выполненных работ и на дату подписания и при наличии чека учесть эти расходы. При кассовом методе затраты признаются после их фактической оплаты. Следовательно, поскольку наличие чека является обязательным, нужно признать расходы на дату получения чека от самозанятого.
Если дата перечисления аванса и получения чека от физлица совпадают, то оплата признается в расходах на дату осуществления платежа. Когда эти даты разные, расход следует признать на дату получения чека. Если договором предусмотрена постоплата, то при методе начисления целесообразнее учесть расходы в периоде получения чека от самозанятого. При этом, по нашему мнению, расходы можно включить в декларацию прошедшего отчетного периода, если чек получен до истечения срока сдачи отчетности за этот период.
Нужно ли подавать на самозанятых персонифицированную отчетность?
Подавать персотчетность на самозанятого не нужно при условии, что на дату сделки с ним действовал его статус как плательщика НПД. Персонифицированная отчетность (СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ) подается на лиц, застрахованных в сфере обязательного пенсионного страхования.
Это (в частности) те, с кем заключены трудовые договоры или гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) и выплаты по которым облагаются взносами. К застрахованным не относятся плательщики НПД, получающие выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающие по трудовым договорам.
На дату сделки с самозанятым, а также по итогам каждого месяца следует проверять, действует ли его статус плательщика НПД на сайте ФНС России. Если статус действующий, в форму СЗВ-М по итогам такого месяца сведения о самозанятом не включаются и не отражаются в отчетности СЗВ-СТАЖ за этот год. Если при проверке окажется, что статус утрачен, это означает, что при сделке такой гражданин выступал как физлицо, застрахованное в сфере ОПС в связи с заключением ГПД. Значит, сведения о нем нужно включить в СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, а также в расчет по страховым взносам (поскольку в этом случае с суммы его вознаграждения потребуется исчислить взносы).
В каком случае организации придется платить НДФЛ и страховые взносы с выплат самозанятому физлицу?
- не удерживают с выплачиваемых сумм НДФЛ;
- не начисляют на такие выплаты страховые взносы.
Но, как только физлицо утратит право на НПД, заказчику услуг (либо покупателю товаров) потребуется в общем порядке платить взносы и НДФЛ с выплат и вознаграждений в его пользу.
Право на спецрежим физ. лицо утрачивает по разным основаниям.
Одно из них – это получение в текущем году дохода свыше 2,4 млн рублей. Физлицо перестает быть плательщиком НПД с даты, когда превышен упомянутый лимит дохода и налоговый орган по собственной инициативе снимает его с учета. И с этой же даты организация должна платить взносы и НДФЛ за такого гражданина.
Включать в базу по НДФЛ и взносам нужно суммы, начисленные физлицу, начиная с упомянутой даты.
Вопрос в том, как организация должна узнать точную дату утраты самозанятым лицом права на спецрежим, если гражданин самостоятельно не сообщит об этом?
Полагаем, что в подобной ситуации нужно учитывать факт выдачи или невыдачи чека, сформированного с помощью приложения «Мой налог». В чеке есть указание на то, что физ. лицо применяет спецрежим НПД.
Как проверить статус самозанятого?
Проверить регистрацию физлица (в т.ч. ИП) в качестве самозанятого можно несколькими способами.
Физлица встают на учет в качестве плательщиков НПД с помощью мобильного приложения «Мой налог». Уведомление о такой регистрации в бумажном виде налоговая инспекция не выдает. Однако в мобильном приложении физлицо может самостоятельно сформировать справку о постановке на учет. Она формируется в электронном виде и приравнивается к справке, выданной на бумажном носителе налоговым органом.
Соответственно, заключая договор с физлицом, можно потребовать от него указанную справку.
Кроме того, есть специальный сервис на сайте ФНС России для проверки статуса плательщика НПД. Для получения информации следует ввести ИНН проверяемого физлица и дату, по состоянию на которую необходимы сведения (например, дата подписания договора).

Рисунок 1 — Пример проверки статуса самозанятого
Источник: mcob.ru
