Коммунальная служба вывезла ТКО предпринимателя, стороны рассчитались по фактическому объему мусора. Но потом с бизнесмена потребовали доплату, потому что ТКО надо было считать по нормативам. В деле разбирался Верховный суд.
В 2018 году в Чувашской Республике в соответствии с ФЗ от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» ввели услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). По итогам открытого конкурса статус регионального оператора получила компания «Экоцентр».
В том же году ИП Евгений Лучков направил в «Экоцентр» заявки на вывоз ТКО. Услуга была оказана, бизнесмен заплатил за фактически вывезенный объем мусора. Но спустя год, в декабре 2019-го, «Экоцентр» отправил Лучкову договор на оказание услуг, датированный 2018 годом. В документе было сказано, что если потребитель находится в нежилых помещениях в многоквартирных домах, то объем ТКО высчитывается по нормативам, а не по фактическому объему.
Сославшись на то, что ИП не оплатил услуги по вывозу ТКО, «Экоцентр» подал иск в суд. Компания хотела взыскать с Лучкова 107 459 руб. долга (дело № А79-357/2020). Две инстанции в удовлетворении требований отказали: предприниматель и коммунальная служба не заключали договор на вывоз ТКО. В 2018 году услуги были оказаны на основании заявок Лучкова, а в них указано, что объем ТКО считается из количества и объема принадлежащих предпринимателю контейнеров. Это подтверждают и счета, которые «Экоцентр» выставил, а коммерсант оплатил.
Что ждет предпринимателей за отсутствие договора на вывоз мусора?
Суд округа отменил решения нижестоящих инстанций. Он указал, что считать ТКО по количеству и объему контейнеров можно только при наличии раздельного учета ТКО на территории республики. Но такая система в 2018 году в Чувашии не работала. Предприниматель не согласился с такими выводами и написал жалобу в Верховный суд.
Он отметил, что из-за отсутствия раздельного учета ТКО собственники могут сами выбрать способ его подсчета (подп. «а» п. 5 Постановления Правительства от 03.06.2016 № 505). Лучков решил делать это по количеству и объему контейнеров, о чем и указал в своей заявке к «Экоцентру».
Экономколлегия согласилась с доводами предпринимателя, отменила решение кассационного суда и «засилила» выводы первой инстанции.
Источник: pravo.ru
Нужно ли заключать договор на вывоз мусора ИП если мусора нет
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли заключать договор на вывоз мусора ИП если мусора нет». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Частное лицо, которое не уполномочено государственными органами на осуществление этой деятельностью, не может ею заниматься. То есть, собственник многоквартирного или частного дома не может, например, собрать в течение месяца накопившийся мусор и вывезти его на свалку.
Ситуация, когда население де-факто платит за компании, несправедлива, согласен представитель РЭО. Нужно ввести штрафы за незаключение договоров компаниями, считает он. Также должна появиться обязанность заключать договор в письменной форме, уточняет он.
Кто должен заключать договор?
Но если при заключенном договоре регоператор не выполнял свои обязанности (т.е. не вывозил мусор) — тогда и платить ему жильцы не обязаны.
Факт вывоза мусора подтверждается прежде всего данными спутниковой системы ГЛОНАСС, которые должны быть установлены на всех мусоровозах. Затребовать эти сведения может суд по ходатайству стороны процесса.
Поэтому порядок заключения договоров на обращение с ТКО отличается от порядка заключения договоров ресурсоснабжения.
Управляющие организации и ТСЖ не вправе отказываться от заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случая, предусмотренного п. 1 ст. 157.2 ЖК РФ.
Плату за обращение с твердыми коммунальными отходами должны снизить на 3,3% от размера платы за каждые 24 часа отклонения от нормы суммарно в течение месяца.
Договор на вывоз мусора с юридическим лицом составляется по такому же принципу. Причем за ИП остается право выбрать с какой именно организацией его заключить. По 44-ФЗ принуждений со стороны муниципалитетов быть не должно. В некоторых случаях выгодно заключить договор на вывоз мусора с управляющей компанией, если предприятие расположено на подведомственной ей территории.
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Договор на оказание услуги по обращению с мусором представляет собой утвержденную правительством типовую форму (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами»). Заполнить эту форму несложно. В основном нужно выбрать текст из предложенных в ней вариантов.
Здесь нарушаются права жильцов как потребителей коммунальных услуг (к коим сейчас относится и вывоз ТКО): поскольку они не получают необходимую и достоверную информацию об услуге (состав ст. 14.8 КоАП РФ).
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Промежуточный вывод следующий: владельцы квартир и дом, которые являются собственниками мусора, не имеют права отказаться от заключения договора с региональным оператором ТКО. Последний может в принудительном порядке, через суд, заставить их подписать соглашение и выполнять его условия.
Таким образом, законодательством об обращении с отходами производства и потребления для лиц, являющихся потребителями по договору на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с пунктом 2 Правил, обязанность по наличию лицензии для осуществления указанной в обращении деятельности не предусмотрена.
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
В этом году в квитанциях на оплату коммунальных услуг появилась новая строка – обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Прежде эта услуга входила в перечень общедомовых нужд, но в связи с так называемой мусорной реформой она была из него исключена.
В силу п. 8 Правил коммерческого учета объема ТКО раздельное накопление ТКО является безусловным основанием для расчета платы исходя из объема и количества контейнеров.
Поэтому высока вероятность, что он выбросит мусор в неустановленном месте. Именно поэтому Законодатель обязывает заключать договор на вывоз ТКО с региональным оператором.
В силу п. 8 Правил коммерческого учета объема ТКО раздельное накопление ТКО является безусловным основанием для расчета платы исходя из объема и количества контейнеров.
Для справки! Автомобили региональных операторов ТКО подключены к системе ГЛОНАСС, можно отследить их маршрут движения, установить их местонахождение в конкретный промежуток времени.
Жильцы домов, заводы и предприниматели обязаны заключить договор с региональным оператором своего города и каждый месяц платить по тарифу за очистку уличных контейнеров, в которые выкидывают мусор.
Остались вопросы? Звоните на «Горячую линию»
Эти сведения предоставляются лишь «соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях», а региональный оператор ресурсоснабжающей организацией не является (хотя порой требует от управляющей организации заполнения так называемого «транспортного файла», не желая выполнять эту работу самостоятельно).
Согласно общей норме, при смене способа управления новая управляющая организация в 3-дневный срок обязана уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО (п. 8.2 Порядка 1156).
А также платежи, по которым уже истекла исковая давность (3 года со дня наступления срока оплаты).
В соответствии с п. 2 Порядка № 1156, «потребитель» – это собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В многоквартирных домах каждый собственник жилья обязан заботиться о том, чтобы на контейнерных площадках была чистота, а емкости вовремя очищались.
Какие еще проблемы есть у мусорной отрасли
На ИП распространяются такие же правила: заключить договор с организацией вывозящей отходы или же делать это самостоятельно.
Компании не только не платят, они уклоняются от заключения контракта, что гораздо хуже, считает директор ассоциации региональных операторов «Чистая страна» Руслан Губайдуллин. Операторы практически никак не могут на это повлиять, они пишут письма с просьбой заключить договор, но их просто игнорируют.
Потребителем согласно пункту 2 Правил является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ установлено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО.
Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, сделки юридических лиц между собой и с гражданами.
С января 2019 года у нас в поселке Региональный оператор ЕМУП Спецавтобаза из Екатеринбурга обложила данью предпринимателей. Фактически регоператор не вывозит ТКО, а платежи за якобы оказанные услуги присылает. Договор публичный. Все начисления за вывоз ТКО зависят от площади магазина. Видимо, каждый квадратный метр вырабатывает мусор.
Нужно обратиться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации. Отреагировать на заявку должны в течении двух часов и согласовать с вами дату и время проверки нарушения качества услуги. По окончании проверки составляется акт, который будет являться основанием для перерасчета.
Низами, доброго вечера. Шахты, Ростовская область, аналогичная ситуация, подскажите, пожалуйста пути решения.
Также мы представили суду журнал учета вывоза ТКО, который ведется на нашем предприятии. У нас в штате даже есть работник, в обязанности которого входит осуществление контроля за вывозом ТКО. Согласно сведениям журнала, региональный оператор вывез ТКО в объеме, не превышающем договорной объем.
Для заключения договора предприниматель подаёт заявку региональному оператору, сообщает адрес, размер помещения и вид деятельности. На вывоз отходов классов опасности с первого по четвёртый у оператора должна быть лицензия.
Верховный Суд указал, что договор на оказание услуги по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора, т.е. он не вправе отказать в его заключении собственнику ТКО, места накопления которых находятся в зоне деятельности оператора.
Паспорт и протокол тестирования предприниматель хранит у себя. Если придут с проверкой из Росприроднадзора, спросят именно эти документы.
Какие отходы относятся к твёрдым коммунальным
Спецавтобаза подала иск в арбитражный суд г. Екатеринбурга. Суд встал на сторону регоператора. Судья не приняла во внимание все обстоятельства дела: что вывоза ТКО нет, а платежи есть. Кроме того, Спецавтобаза не представила акт выполненных работ за якобы оказанные услуги, где ИП должен расписаться и поставить печать.
Согласно п. 8.17 Правил № 1156, если регоператор опубликовал предложение о заключении договора на своем официальном сайте, то этот договор вступает в силу на 16-й рабочий день вне зависимости от того, подписал его потребитель, или нет.
Но в таком случае возникает дилемма – если вывозишь отходы сам, то получаешь штраф по факту вывоза мусора в неустановленное место. Если пользуешься контейнером или полигоном для утилизации отходов, требуется заключить договор, иначе последует ответственность.
Сроки заключения договора и вступление его в силу
Выходом из непростой ситуации может стать заключение договора с организацией, которая занимается сбором и вывозом ТКО. Такой договор может быть как коллективным, так и индивидуальным. Для заключения коллективного соглашения на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО жильцы частного сектора должны создать и зарегистрировать товарищество собственников жилья (ТСЖ).
Первый класс — это чрезвычайно опасные отходы, например, ртуть. Пятый — практически неопасные — остатки еды, кассовые чеки, опилки.
Таким образом, плата за услуги по обращению с ТКО, это не налог, не обязательный сбор, как ошибочно полагает региональный оператор, а плата за фактически оказанные услуги. Соответственно, услуги подлежат оплате в том объеме, в котором они оказаны.
Похожие записи:
- Код кбк усн доходы 2021
- Как правильно написать заявление на увольнение в связи с выходом на пенсию
- Уволиться по собственному желанию без отработки пенсионеру
Источник: rybolov174.ru
Когда владелец нежилого помещения вправе платить за ТКО по факту
Верховный суд России формирует судебную практику по вопросу, имеет ли потребитель право выбрать способ учёта ТКО – по объёму контейнеров или исходя из норматива. Читайте обзор нового дела и узнайте, при каких условиях собственник нежилого помещения вправе платить регоператору за фактически вывезенный объём мусора.
Между регоператором и собственником отсутствует подписанный договор на оказание услуг
Индивидуальный предприниматель, владеющий нежилым помещением в многоквартирном доме, в отсутствие договора с региональным оплачивал вывозимый мусор по объёму установленных контейнеров.
Но спустя полтора года исполнитель услуг прислал ИП договор, в котором говорилось об обязанности собственника нежилого помещения оплачивать услугу по нормативам потребления. Поскольку за прошедший период потребитель платил меньше, компания подала в суд, чтобы взыскать с него 109 тысяч рублей долга и неустойку.
Собственник с таким требованием не согласился, указав, что в отсутствие согласованного договора был вправе выбрать, каким способом оплачивать услуги по обращению с ТКО. Он подавал регоператору заявки на вывоз накопленного в контейнерах мусора и оплачивал эти услуги полностью (дело № А79-357/2020).
Регоператор и потребитель договорились о способе учёта отходов
Согласно ч. 1 ст. 24.7 № 89-ФЗ, региональные операторы заключает с собственником договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Такой договор является для регионального оператора публичным. В силу ч. ч. 2, 4 ст. 24.7 № 89-ФЗ, потребители обязаны заключить его с регоператором и оплатить услуги по утверждённому тарифу.
Типовой договор утверждён постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, но может быть дополнен по соглашению сторон положениями, не противоречащими законодательству (ч. 5 ст. 24.7 № 89-ФЗ).
- из нормативов;
- из количества и объёма контейнеров для отходов;
- из массы ТКО.
В соответствии с п. 6 Правил № 505, коммерческий учёт ТКО ведётся согласно пп. «а» п. 5 этих Правил: по нормативам или исходя из количества и объёма установленных контейнеров.
Собственник организовал учёт отходов, ограничив доступ третьим лицам к своим контейнерам
- индивидуальный предприниматель воспользовался правом выбрать способ коммерческого учёта ТКО по нежилому помещению в многоквартирном доме;
- у потребителя были установлены автономные контейнеры, к которым закрыт доступ для других лиц: в них накапливаются отходы, принадлежащие только ИП.
При этом республиканское управление ФАС в отзыве к материалам дела написало, что организации и предприниматели региона не имеют каких-либо ограничений по применению норм учёта ТКО исходя из фактического объёма. На территории субъекта РФ не принято решение об обязательной сортировке отходов.
Сам регоператор после вывоза ТКО оплачивает дальнейшую работу с ним исходя из фактического объёма и массы отходов. Ведя расчёт исходя из нормативов, организация создаёт невыгодные условия договора, что приводит к ущемлению интересов потребителя.
Приняв во внимание мнение УФАС, суд первой инстанции отклонил иск регоператора о взыскании задолженности с предпринимателя, признав право потребителя в отсутствие договора выбрать методику расчётов. Апелляционный суд коллег поддержал.
На территории региона нет организованной сортировки отходов
Кассационный суд встал на сторону регоператора, сославшись на ч. 1 ст. 24.10 № 89-ФЗ. В этой норме указано, что в случаях, определённых Правительством РФ, объём твёрдых коммунальных отходов рассчитывается исходя из нормативов их накопления.
В силу п. 8.18 Правил № 1156, до дня заключения договора регоператор оказывает услуги по обращению с ТКО в соответствии с условиями типового договора, а потребитель их оплачивает. После заключения соответствующего договора исполнитель КУ должен сделать перерасчёт.
Коммерческий учёт отходов проводится исходя из количества и объёма контейнеров только при раздельном накоплении отходов (абз. 3 пп. «а» п. 5 Правил № 505). Поскольку в рассматриваемом споре в регионе нет соответствующего решения, объём ТКО должен определяться исходя из нормативов. Судья направил дело на пересмотр в первую инстанцию, посчитав, что коллеги неправильно применили нормы законодательства.
Потребитель направил регоператору заявку с условиями учёта отходов, а регоператор её исполнил
Предприниматель подал жалобу в Верховный суд России. Он делал акцент на том, что в спорный период договор на оказание услуг по обращению с ТКО не был заключён. Региональный оператор вывозил отходы на основании заявок, в которых определено, что учёт ТКО производится исходя из количества и объёма контейнеров. Баки расположены на специально оборудованной площадке предпринимателя.
Согласно п. 8(4) ПП РФ № 1156, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является письменная заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора. Верховный суд РФ согласился, что такие заявки от ИП являются офертой, акцептованной региональным оператором на условиях, предложенных предпринимателем. Это подтверждалось счетами, которые собственник оплачивал в спорный период.
К тому же на территории республики не организовано раздельное накопление ТКО, поэтому собственник вправе выбрать любой из предусмотренных в пп. «а» п. 5 Правил № 505 способов учёта отходов.
Пункт 8 Правил № 505 о раздельном накоплении мусора «регулирует вопрос осуществления расчётов при способе раздельного накопления и не содержит ограничений по способу коммерческого учёта для других видов накопления ТКО». Верховный суд России оставил в силе решение первой инстанции: предприниматель в данном случае не должен оплачивать вывоз ТКО по нормативу.
На заметку
- может ли ТСЖ платить за вывоз ТКО по факту, а не по нормативам;
- когда регоператор вправе вести расчёт платы за вывоз ТКО по факту.
В рассмотренном выше деле ВС РФ указал на важные аспекты, которые позволяют собственникам нежилых помещений МКД вести учёт отходов по факту: отсутствие подписанного договора и наличие заявки от потребителя с указанием способа определения объёма ТКО. Также существенным в деле стал тот факт, что предприниматель организовал учёт отходов на отдельной площадке с закрытым доступом других владельцев помещений в МКД.
По данному вопросу уже сформировалась практика ВС РФ. В решении от 17.02.2021 по делу № АКПИ20-956 суд отметил, что отсутствие на территории региона организованной сортировки отходов позволяет собственнику выбрать один из указанных в НПА способов расчёта в соответствии с пп. «а» п. 5 Правил № 505. Такая же позиция прописана в определениях ВС РФ от 27.04.2021 по делу № 305-ЭС21-54 и от 16.08.2022 № 303-ЭС22-4152.
Источник: roskvartal.ru