Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме в соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Правил № 491, входит в состав работ, услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
В этой связи в первую очередь требует решения вопрос идентификации отходов, возникающих в результате деятельности организаций, занимающих нежилые помещения, то есть проблема увязки результатов естественного оборота материальных ресурсов именно с бытовыми отходами.
Понятие «твердые бытовые отходы» законодательно не определено. Из-за отсутствия определения данного понятия первостепенное значение приобретает правильная его трактовка, а также четкое разграничение и структурирование отходов, возникающих в процессе деятельности организаций, расположенных в нежилых помещениях.
Рассмотрим, являются ли отходы, образующиеся в нежилых помещениях, бытовыми.
Жильцы дома отказались платить за вывоз мусора, поскольку не подписывали договор: что решил суд
Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст) содержит следующие понятия:
Отходы, под которыми понимаются остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. При этом под определенной деятельностью понимается производственная, исследовательская и другая деятельности, в том числе потребление продукции. Соответственно различают отходы производства и отходы потребления.
Отходы производства — остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.
Отходы потребления — остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации. К отходам потребления в основном относят твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в населенных пунктах в результате жизнедеятельности людей.
Под определение понятия «отходы потребления» также подходит (или является его частным случаем) понятие «бытовые отходы» — отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения.
Вместе с тем ГОСТ 30772-2001 относит к отходам потребления не только отходы потребления от домовладений, но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях. Для указанных отходов еще используется термин «муниципальные, или коммунальные отходы» (Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02 декабря 2002 г. N 786. Согласно указанному Каталогу в состав твердых коммунальных отходов входят следующие виды:
Решение суда по взысканию задолженности за вывоз мусора исходя из площади помещения
— отходы от жилищ;
— отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, в том числе: мусор от бытовых помещений организаций, включая крупногабаритный, мусор строительный, мусор от разборки зданий;
— отходы кухонь и предприятий общественного питания;
— отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными и промышленными товарами;
— отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений
— отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий;
— др.
Аналогичный подход к классификации отходов содержится в Санитарных правилах СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения РФ (Главного государственного врача РФ) от 30 мая №16, и Санитарных правилах и нормах СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88).
Так, согласно СП 2.1.7.1038-01: на полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смёт, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3 — 4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с центром госсанэпиднадзора в территории (п.2.4).
Обезвреживание твердых, жидких и пастообразных отходов, обладающих радиоактивностью, осуществляется на специальных полигонах, организованных в соответствии с основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности (2.5).
Захоронение и обезвреживание твердых, пастообразных отходов промышленных предприятий (1 — 2 класса опасности), в которых содержатся токсичные вещества, тяжелые металлы, а также горючие и взрывоопасные отходы, должно производиться на полигонах, организованных в соответствии с санитарными правилами о порядке накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов (2.6).
Прием трупов павших животных, конфискатов боен мясокомбинатов на полигоны твердых бытовых отходов не допускается (2.7).
На полигоны твердых бытовых отходов осуществляется прием твердых отходов лечебно — профилактических учреждений (ЛПУ) в соответствии с правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно — профилактических учреждений (п.2.8) и т.д.
СанПиН 42-128-4690-88 к бытовым отходам отнесены хозяйственно-бытовые отходы, образующиеся на территориях жилых и общественных зданий, объектах культурно-бытового назначения, территориях различных учреждений и организаций торговли, общественного питания, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха; жидкие отходы из неканализованных зданий; уличный мусор и смет).
Таким образом, СП 2.1.7.1038-01, СанПиН 42-128-4690-88, ГОСТ 30772-2001 и Федеральный классификационный каталог отходов относят (приравнивают) неопасные и малоопасные отходы, образовавшиеся в результате деятельности непромышленных (недобывающих, необрабатывающих) организаций, к бытовым отходам (или к отходам потребления).
Как правило, именно такие организации и занимают нежилые помещения в многоквартирных домах, поскольку промышленное и тем более опасное производство в жилых зданиях запрещено. К таким организациям относятся: кредитные, торговые организации, организации общественного питания, бытового обслуживания и другие, а также любого профиля деятельности, размещающие офисы на первых этажах многоквартирных домов. Однако в ряде случаев в нежилых помещениях многоквартирных домов могут располагаться организации, образующие в процессе своей деятельности не относящиеся к категории бытовых опасные химические, биологические и иные отходы, для которых должен быть установлен особый режим сбора, вывоза и (или) захоронения (например, медицинские, биологические, химические лаборатории, химчистки и т.п.).
Сбор и вывоз отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности организаций, использующих нежилые помещения в многоквартирных домах, специальные требования к сбору, вывозу и захоронению которых отсутствуют и которые признаются бытовыми, в том числе, образовавшиеся в результате деятельности по уборке и ремонту служебных и иных помещений, в результате жизнедеятельности сотрудников (потребления на личные нужды), в результате производственной деятельности (например, бумажные отходы, типографские изделия, деловые бумаги), осуществляется в общем порядке, установленном договором управления для всех собственников помещений в данном доме, и оплачивается в счет содержания общего имущества пропорционально доле в праве общей собственности на общее имущество собственника каждого нежилого помещения.
Организации, для которых установлен особый режим сбора, вывоза и (или) захоронения образующихся у них отдельных видов отходов, не относящихся к категории бытовых, обязаны самостоятельно организовать сбор и вывоз таких отходов, в т.ч. заключить отдельный договор со специализированной организацией на оказание соответствующих услуг и оплачивать их в соответствии с условиями такого договора.
Источник: jilkom.ru
Генеральная уборка на «упрощенке»
Оплата услуг по уборке помещений может «съедать» немало средств налогоплательщиков-«упрощенцев». Конечно, самым логичным для «15-процентщиков» было бы учесть такие расходы при расчете единого налога. Остается лишь сверить такое закономерное желание с возможностями, которые им диктует Минфин.
Стремление налогоплательщиков учесть при отчислениях средств в пользу государственной казны суммы, которые они истратили на уборку помещений, вполне понятно. Ведь применять в повседневной практике так называемые «клининговые» услуги – объективная необходимость. И уж точно никакой связи между налоговым режимом и необходимостью убирать лестницы, коридоры и уборные нет: тех же «упрощенцев» в не меньшей степени терзают желания сэкономить если и не на уборке, то хотя бы на налогах.
Ситуация значительно усложняется, если «спецрежимщик» заключает договор с другой организацией на оказание клининговых услуг для содержания в нормальных санитарно-гигиенических условиях арендованных помещений. Можно ли такому налогоплательщику учесть затраты на подобные услуги при исчислении базы по единому налогу?
Недавно эту проблему осветило главное финансовое ведомство страны. В результате творческих усилий из-под пера чиновников Минфина вышло письмо от 15 ноября 2007 г. № 03-11-04/2/277. Итак, какой образ действий предлагают финансисты?
«Клининга» в перечне нет
Первой идеей, которая может прийти в голову бухгалтеру фирмы, применяющей УСН с объектом «доходы минус расходы», – отнести клининговые затраты к материальным (ст. 254 НК), обладающим наравне с перечисленными в статье 346.16 Налогового кодекса «снижающими» свойствами с целью исчисления «упрощенного» налога. Например, в качестве расходов на услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК).
Однако Минфин подобный маневр не одобряет. Чиновники считают, что уборка коридоров и лестниц не носит производственный характер. И действительно, трудно было бы представить, что санитарно-гигиенические процедуры можно поставить на одну планку с производством продукции или обработкой сырья.
А вот отнести «уборочную» деятельность к техническому обслуживанию основных средств и другим подобным работам – запросто. Однако и здесь финансисты не согласились с логикой налогоплательщиков. На сей раз в обоснование своей позиции специалисты ведомства указали, что расходы на те услуги, которые напрямую не указаны в законодательстве, не могут быть включены в налоговую себестоимость. А об уборке помещений в Кодексе не сказано ни слова. Разумеется, «упрощенцы» могут и не послушаться рекомендаций Минфина, однако в этом случае налогоплательщиков, скорее всего, будут ждать неприятности в виде претензий со стороны инспекторов.
Надо сказать, что подобное мнение озвучивается представителями министерства отнюдь не в первый раз, что, впрочем, неудивительно: чиновники имеют определенную страсть урезать список дозволенного к списанию в качестве «налоговых» расходов. Примером послужит письмо от 9 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/95, в котором финансисты запретили организации учитывать в составе затрат расходы на вывоз мусора и отходов с принадлежащей ей территории.
Добро на «материальность» затрат
Интересно, что Минфину претит списание отнюдь не всех «очистительных» затрат налогоплательщиков. Так, если организация самостоятельно закупает моющие средства и инструменты для проведения уборки, то такие траты учесть при обложении все-таки можно. Свое одобрение на отнесение покупку таких ценностей к затратам, снижающим «упрощенную» базу, чиновники подтвердили письмом от 1 сентября 2006 г. № 03-11-04/2/182. Именно в указанном комментарии разъясняется, что данные покупки совершаются для хозяйственных нужд, а, значит, соответствуют требованиям подпункта 2 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса.
В заключение хотелось бы отметить еще один приятный момент: оплата клининговых услуг отдельных организаций все же признается материальными расходами. Так, эксперты журнала «Нормативные акты для бухгалтера» напомнили, что если помещение «чистят» сотрудники Госсанэпиднадзора, то такие действия напрямую связаны с контролем за соблюдением технологических процессов. Кстати, об этом извещают и сами финансисты (письмо Минфина от 6 сентября 2005 г. № 03-11-04/2/66).
Федерального агентства финансовой информации, 2007-12-26
Источник: www.cleannow.ru
Как правильно решить вопрос с вывозом строительного мусора: опыт реконструкции частного дома
Правильно ли я могу требовать от подрядчиков убрать за собой строительный мусор, если в договоре на реконструкцию частного дома не было указано про вывоз мусора и после выполненных работ на моей территории накопилось много мусора?
| Артемий , Москва
Ответы юристов (1)
Ермаков Ярослав Юрист,
Москва На сайте: 1592 дня
Ответов: 4612 Рейтинг: 10
Согласно статье 738 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором не предусмотрено иное, обязанность по вывозу мусора из зоны строительства возлагается на подрядчика. Следовательно, заставить подрядчика убрать за собой мусор после произведенных работ является правом Заказчика.
#2884930 2022-10-07 01:11:14
Ермаков Ярослав Юрист,
Москва На сайте: 1592 дня
Ответов: 4612 Рейтинг: 10
Для ответа на вопрос необходимы следующие документы: — Договор о реконструкции частного дома между Заказчиком и Подрядчиком; — Документы, подтверждающие произведенные работы и состав работ; — Акт приема-передачи выполненных работ; — Корреспонденцию между Заказчиком и Подрядчиком по поводу уборки строительного мусора.
#2986386 2022-10-07 01:11:14
Ермаков Ярослав Юрист,
Москва На сайте: 1592 дня
Ответов: 4612 Рейтинг: 10
Статьи, которые могут применяться в данном случае:
- Статья 702 Гражданского кодекса РФ «Договор возмездного оказания услуг»
- Статья 708 Гражданского кодекса РФ «Передача выполненной работы»
- Статья 768 Гражданского кодекса РФ «Условия договора подряда»
- Статья 768.1 Гражданского кодекса РФ «Права и обязанности подрядчика»
- Статья 768.2 Гражданского кодекса РФ «Права и обязанности заказчика»
- Статья 768.4 Гражданского кодекса РФ «Ответственность сторон подряда»
- Статья 394 Жилищного кодекса РФ «Содержание и ремонт жилого помещения»
- Статья 20 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (№ 89-ФЗ) «Обязанности организаций и физических лиц по обращению с отходами»
- Статья 13.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (№ 195-ФЗ) «Нарушение экологических требований при обращении с отходами».
Источник: prav.io