Взаимодействие государства и бизнеса ксо это

Взаимодействие бизнеса и власти должно осуществляться по следующим направлениям:

 Дерегулирование и дебюрократизация экономики

 Продолжение процесса «равноудаленности» бизнеса

 Создание государством благоприятного климата для обеспечения стабильного притока иностранных капиталов.

Роль государства должна заключаться в:

 выработке новых способов регулирования деятельности предпринимателей с целью повышения их социальной ответственности

 создании стратегии формирования и развития социальной ответственности бизнеса, что позволит ускорить процесс налаживания взаимоотношений власти, бизнеса и гражданского общества

 повышении степени ответственности предпринимателей перед обществом (природоохранное законодательство и т.п.)

 предоставлении предпринимателю большего маневра (льготы на благотворительные отчисления, побуждающие предпринимателей к социальной ответственности)

 создании системы финансирования гражданских инициатив

 выработке инструментов взаимодействия бизнеса и власти

Взаимодействие бизнеса и институтов гражданского общества в процессе реализации принципов КСО

Государству полезно разделить КСО на внутреннюю и внешнюю.

К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести: безопасность труда, стабильность заработной платы, поддержание социально значимой заработной платы, дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников, развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации, оказание помощи работникам в критических ситуациях. Издавая соответствующие законы, нормативные правовые акты, государство может заставлять бизнес реализовывать свою внутреннюю ответственность.

К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести: спонсорство и корпоративная благотворительность, содействие охране окружающей среды, взаимодействие с местным сообществом и местной властью, готовность участвовать в кризисных ситуациях, ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров).

Для того чтобы бизнес с большим желанием и пониманием относился к необходимости реализовывать программы корпоративной социальной ответственности, необходимо создавать мотивирующие условия. К таким мотивам социальной ответственности бизнеса можно отнести:

 развитие собственного персонала, которое позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке,

 рост производительности труда в компании,

 улучшение имиджа компании,

 рост репутации, реклама товара или услуги, освещение деятельности компании в СМИ,

 стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе,

 возможность привлечения инвестиционного капитала для социально ответственных компаний выше, чем для других компаний,

 сохранение социальной стабильности в обществе в целом, налоговые льготы

Модель КСО. Факторы, влияющие на формирования национальной модели корпоративной социальной ответственности.

Параметры сравненияХарактеристика СШАХарактеристика Европейской
Парадигма взаимоотношений государства и обществаВзаимоотношения государства и гражданского общества основаны на свободе индивидуума и недопущении вмешательства государства в жизнь гражданского обществаВзаимоотношения государства и гражданского общества основаны на идее государственного порядка и национального единства, роли государства, обеспечивающего свободу личности
Институциональная средаИнституциональная среда в виде института права и правоприменения, объединений бизнеса и потребителей (СРО), НКО и пр. элементов высокоразвитаРазвитая, зрелые рыночные отношения
Культура и ее влияние на особенности социального капиталаОсобенность США – разветвленная система институтов гражданского общества. Сегодня в США более 70% граждан состоят в различных объединениях и организациях и более 50% активно участвуют в деятельности двух и более ассоциацийЕвропа – родина социалистических утопий, что повлияло на формирование социальных отношений. Для стран Европы в целом характерен высокий уровень социального капитала, включая доверие
Основные носители идей КСОКрупные компании (ТНК) традиционно во всех странах являются носителями передовых технологий и инноваций, в том числе и в социальной сфереКрупные компании традиционно во всех странах являются носителями передовых технологий и разного рода инноваций, включая КСО
Роль НКО или саморегулируемых организацийВысокая активность населения через НКО. Бизнес сам распространяет лучшие практики через свои ассоциации. Роль профсоюзов незначительнаВысокая роль НКО, именно они способствовали давлению на правительства своих стран и ЕС в целом с целью принятия законов, способствующих распространению КСО. Высока роль профсоюзного движения
Взаимоотношения компании (бизнеса) и обществаДо последнего времени отношения строились на признании, что основной задачей бизнеса является повышение прибыли и рост ценности компании для акционеров, ответственность за решение социальных проблем лежит на государстве и на самих гражданах. В последние годы ситуация стала менятьсяОбщество в целом относится с недоверием к бизнесу, ответственность за развитие общества в определенной степени возлагается на бизнес, большая часть отношений регулируется законодательно
Роль государстваТрадиционно невысокая, сотрудничество осуществляется на местном уровне власти с широким использование налоговых стимуловТрадиционно высокая роль государства как в области регулирования социально-трудовых отношений, так и в регулировании КСО в целом
Основная направленность программ КСОЗдравоохранение, образование, спортТак как интересы рабочих законодательно защищены и развито экологическое законодательство, основная направленность программ – местные сообщества
Институциализация концепции КСОЦентр корпоративного гражданства при Бостонском колледже (публикует рейтинг включенности компаний в развитие местных сообществ), Институт КенанаДействует организация Социальная платформа (год создания 1995), сеть европейского бизнеса КСО–Европа (CSR Europe) (год создания 1996), важную роль играет Европейская комиссия и др.
Читайте также:  Бизнес проблемы решаемые проектом

КСО (Корпоративная социальная ответственность) и взаимодействие власти и бизнеса — интервью

Британская модель

КСО в Великобритании сочетает в себе элементы американской и конти­нентальной моделей. Общей чертой с Континентом является, прежде всего, активная поддержка бизнеса со сторо­ны государства. Британия славится хо­рошо разработанной государственной системой социального обеспечение и здравоохранения. Одновременно при­сутствуют и американские элементы КСО, которые особенно четко прояви­лись после реформ Маргарет Тэтчер.

В целом, для британской модели ха­рактерны следующие признаки:

• Широкое развитие сектора незави­симого консалтинга в области КСО;

• Пристальное внимание финансово­го сектора к проектам в области КСО (тенденция роста количества социально ответственных инвести-

• Повышенный интерес СМИ. На­пример, «Таймс» публикует индексы социальной ответственности в сво­ем еженедельном разделе «Профиль Компании»;

• Система бизнес-образования Вели­кобритании однозначно превосхо­дит континентальную Европу по ко­личеству и разнообразию учебных курсов в области КСО.

• Участие правительства в развитии КСО. Это проявляется в создании партнерств с частными предприяти­ями в образовательном секторе, поддержке инициатив в области КСО через со-финансирование проектов, налоговые льготы, про­движение инициатив по соответст­вию национальных стандартов при­нятым международным. О важно­сти КСО для государства говорит и тот факт, что при нынешнем пре­мьере создана должность Министра по КСО.

Принципиальным моментом явля­ется ярко выраженная инициативность самого бизнеса в создании проектов в области КСО, что, по сути, полностью согласуется с принципом добровольно­сти. В целом, процесс развития британ­ской модели КСО носит характер по­степенного развития. Одновременно мы можем выделить несколько внеш­них факторов, повлиявших в последние 20-25 лет на качественные изменения в эволюции КСО.

Российская модель КСО

В отличие от американской и евро­пейских моделей и, видимо, в силу на­личия элементов командной системы, унаследованной с советских времен,

роль государства как двигателя КСО в России трудно переоценить. Данную особенность можно даже рассматривать как едва ли не основную отличитель­ную черту российской КСО по сравне­нию с западными аналогами. В услови­ях отсутствия как опыта в КСО, так и устойчивых традиций в области филан­тропии — по крайней мере, в период по­сле 1917 года — такую тенденцию мож­но считать положительной националь­ной чертой.

Совершенно очевидно, что КСО в России находится пока в начальной стадии своего развития. Поэтому — за некоторыми исключениями — заметно недопонимание чисто практической ценности КСО. В целом, создается впечатление об от­сутствии у большинства российских компаний осмысленной долгосрочной стратегии в КСО.

Таким образом, по источникам ре­гулирования, практике и драйверам российский вариант КСО представляет собой смесь британской модели (доб­ровольное инициирование бизнесом) и континентальной схемы (желание предприятий получить от государства (+ есть таблица в 64 билете)

Источник: infopedia.su

Государственно-частное партнерство как форма взаимодействия бизнеса и государства в области КСО

Одной из наиболее распространенных форм взаимодействия бизнеса и государства в рамках КСО является государственно-частное партнерство (далее – ГЧП), под которым понимается совокупность социально-экономических отношений, складывающихся между государством и частным бизнесом.

Сферу применения ГЧП определяют органы государственного и муниципального управления исходя из региональных возможностей, стратегий развития региональных экономик и других факторов, имеющих определяющее значение при принятии решений о реализации проектов ГЧП. В практике управления наиболее востребованными являются такие формы партнерства государства и бизнеса, как: контрактные формы различных модификаций, аренда, концессии, соглашения о разделе продукции акционирование (включая совместные предприятия), государственные корпорации. Их характеристика и направления реализации принципов КСО представлены в табл. 5.8.

Формы государственно-частного партнерства в рамках реализации концепции КСО

Направление реализации принципов КСО [1]

Административные договоры, заключаемые между государством (органом местного самоуправления) и частным бизнесом на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности

  • 1. Развитие местных сообществ: создание рабочих мест и повышение уровня подготовки кадров в регионах присутствия; поддержка местных поставщиков и производителей; инвестиции в расширение и диверсификацию экономической деятельности в регионах, продвижение инновационных технологий и реализация местных инициатив: инвестиции в решение региональных проблем в области образования, культуры, здравоохранения, жилищного и коммунального строительства и т.д.; соблюдение прав коренного населения и малочисленных народов.
  • 2. Ответственные практики в отношении потребителей: предоставление качественных товаров и услуг, не представляющих угрозы для здоровья
Читайте также:  Когда появилась бизнес информатика

и жизни потребителей; добросовестное информирование о свойствах продукции и услуг: наличие процедур возмещения ущерба в случае предоставления товаров и услуг неудовлетворительного качества; обеспечение конфиденциальности личных данных потребителей; производство и продвижение среди покупателей товаров и услуг, обладающих социальными и экологическими преимуществами (подлежащих переработке и повторному использованию, с более длительным сроком службы, потребляющих возобновляемые источники энергии и ресурсы и т.д.).

Передача государством (муниципальным образованием) на определенных договором условиях частному бизнесу государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату и в форме лизинга, при которой лизингополучатель всегда имеет право выкупа государственного или муниципального имущества

Договор на сдачу в эксплуатацию на определенных условиях природных богатств, предприятий и др. хозяйственных объектов, принадлежащих государству или муниципалитетам

  • 3. Охрана окружающей среды: снижение всех видов загрязнений (выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты, обращение с отходами и т.д.); развитие инновационных технологий, направленных на эффективное использование энергии, воды и других ресурсов; сокращение потребления невозобновляемых ресурсов; сохранение и восстановление биоразнообразия и природных экосистем; противодействие изменению климата и адаптации к нему (сокращение выбросов парниковых газов и учет прогнозов изменения глобального и местного климата при планировании деятельности); учет экологических факторов при организации работы офиса (экономия бумаги, энергии, воды, утилизация отходов, сокращение деловых поездок и замена их видеоконференциями, повышение экологической сознательности сотрудников и т.д.).
  • 4. Добросовестные деловые практики: соблюдение принципов добросовестной конкуренции, антимонопольной и антидемпинговой политики; противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и борьба с коррупцией; создание дополнительных, в том числе материальных, стимулов для интеграции принципов КСО в деятельность поставщиков и деловых партнеров (учет экологических и социальных факторов в рамках закупочной и инвестиционной деятельности); продвижение принципов КСО в деловом сообществе (проведение конференций, обучающих мероприятий, подготовка тематических изданий и т.д.); поддержка публичных политических процессов но разработке и реализации государственной стратегии, направленной на благо общества.
  • 5. Благотворительность н волонтерство: реализация и поддержка социально значимых программ и проектов, направленных на защиту уязвимых групп населения и формирование благоприятной социальной и культурной среды; формирование системы, стимулирующей сотрудников на участие в волонтерской деятельности

Соглашения о разделе продукции

Особый вид договора об учреждении совместного предприятия

Признается нс имеющая членства некоммерческая организация, формирующаяся на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций

Анализ экономической литературы и зарубежного опыта позволил сделать вывод о том, что сферой применения ГЧП являются: природные ресурсы; объекты производственной инфраструктуры, включая автомобильные и железные дороги, трубопроводный транспорт; энергетические предприятия и линии электропередачи, гидротехнические системы, морские, речные и воздушные порты, линии связи и коммуникации; объекты социальной инфраструктуры (в первую очередь здравоохранение, образование); объекты в сфере общественных услуг, включая объекты муниципальной собственности: общественный транспорт, городское хозяйство, коммунальные услуги, объекты экологии.

В России наиболее популярной является такая форма партнерства, как контракты государственных и предпринимательских структур в виде совместных проектов, реализуемых в регионах с использованием государственной поддержки в различных ее формах из Инвестиционного фонда Российской Федерации. Результаты исследования 38 проектов ГЧП, реализуемых в 26 субъектах Российской Федерации при государственной поддержке за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, представлены в табл. 5.9.

Наиболее приоритетными видами экономической деятельности в регионах, в которых реализуются проекты ГЧП, являются производство и распределение электроэнергии, газа и воды (33%), а также транспорт и связь (32%) (рис. 5.1).

Повышение эффективности использования механизма ГЧП крайне необходимо для динамичного социально-экономического развития и обеспечения социальной справедливости в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Вместе с тем реализация принципов концепции КСО, в свою очередь, способствует эффективному развитию взаимосвязи государства и бизнеса, а также общества на территориях ведения хозяйственной деятельности.

Читайте также:  Бизнес модели в сми

При этом более половины проектов ГЧП (53%) реализуется в Центральном и Приволжском федеральных округах, а по совокупной сметной стоимости проектов выделяются Сибирский и Северо-Западный федеральные округа: 528,3 и 349,1 млрд руб. соответственно (рис. 5.2).

Самостоятельная работа

Опираясь на официальные статистические данные, проведите рейтингование регионов РФ по степени развитости государственночастного партнерства.

Структура проектов ГЧП, реализуемых в регионах, по видам экономической деятельности

Рис. 5.1. Структура проектов ГЧП, реализуемых в регионах, по видам экономической деятельности [2]

Распределение проектов ГЧП, реализуемых в регионах, по федеральным округам и их совокупной сметной стоимости

Рис. 5.2. Распределение проектов ГЧП, реализуемых в регионах, по федеральным округам и их совокупной сметной стоимости [3]

Проекты ГЧП, реализуемые в регионах при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации

Название проектов (количество, ед.)

Сметная стоимость проекта (в среднем)

Источники финансирования проекта

Собственные средства частного инвестора

Заемные средства частного инвестора

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

Средства Инвестиционного фонда Российской Федерации

Источник: studme.org

Корпоративная социальная ответственность государства

Само определение социальной ответственности достаточно сложно и разнопланово. Как понятие, оно наиболее применимо к деловой сфере. В этом случае речь идёт о социальной ответственности бизнеса или корпоративной социальной ответственности.

КСО (корпоративная социальная ответственность) – это комплекс обязательств, которые берёт на себя бизнес в отношении всех заинтересованных стейкхолдеров. К ним относятся как внутренние, так и внешние участники проектов.

К главным направлениям КСО относятся следующие:

  • Социальная защита и создание условий для самореализации членов трудового коллектива;
  • Улучшение организации и межличностных отношений в общественной группе;
  • Меры по защите окружающей среды.

Замечание 1

Несмотря на то, что корпоративная социальная ответственность принимается участниками экономических отношений по собственной инициативе, многие её аспекты регулируются государством в соответствии с нормами и требованиями действующего законодательства.

Социальная ответственность, как определение, применимо и к органам государственной власти. Оно подразумевает проведение мероприятий, направленных на защиту, поддержание и укрепление общественного устройства.

banner

Не нашли то, что искали?

Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям

Тип работы
Узнать стоимость
это быстро и бесплатно

Система социальной ответственности государства состоит из нескольких видов:

  • Обязательства по отношению к каждому гражданину;
  • Социальная защита малообеспеченных групп населения;
  • Доступность образования всех уровней;
  • Качественная медицинская помощь.

Несмотря на большое количество видов государственной ответственности, её КСО сводится к общей ответственности государственных предприятий и предприятий с долевым государственным участием.

Государственная корпоративная ответственность

На сегодняшний день бизнес развивается в различных формах. По форме собственности его делят на частный, государственный или смешанный. Такие же формы имеют и корпоративные структуры.

Определение 1

Государственные корпорации – это не коммерческие предприятия, созданные для реализации социальных, управленческих и других общественных функций и учреждённые государством на основе имущественных взносов.

Определение 2

Корпорации с государственным участием – это предприятия, доля акционерного капитала которых принадлежит государству и находится в управлении уполномоченных органов.

В корпорациях такого типа основой акцент ставится на выполнение обязательств по социальной ответственности. При этом на первый план выдвигается ответственность внутренняя, перед сотрудниками и акционерами. С внешней стороны социальная ответственность проявляется участием в разработке и создании масштабных инфраструктурных проектов.

Государственная корпоративная ответственность высокоразвита и неукоснительно функционирует на всех служебных уровнях. Чётко следуя всем нормам и требованиям законодательства, госпредприятия и предприятия смешанного типа гарантируют предоставление социального пакета и своевременной выплаты заработной платы всем своим сотрудникам.

Слаборазвитым направлением социальной ответственности государства считается благотворительность. Такой род деятельности больше присущ частному бизнесу.

В плане защиты окружающей среды действия государственных корпораций определяются сферой их деятельности. Для добывающих и производственных отраслей эта деятельность наиболее актуальна и развита. В последнее время акцентируется внимание на энергосберегающих технологиях.

Государственное регулирование социальной ответственности

Принимая участие и контролируя исполнение всеми экономическим сторонами политики социальной ответственности, государство решает некоторые проблемные моменты:

  1. Соблюдаются нормы и правила законодательства;
  2. Уменьшаются расходы на социальную и природоохранную сферы;
  3. Снимается социальная напряжённость общества;
  4. Активно развивается инфраструктура регионов.

banner

Сложно разобраться самому?

Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям

Источник: spravochnikvs.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин