Взыскание с ИП как с физического лица

Доклад на конференции «Налоговое право в решениях Конституционного суда РФ», 20 — 29 апреля 2022 г. Вы можете принять участие в конференции, оставив комментарий к этому докладу и к докладам других участников конференции. Программа конференции по этой ссылке.

Проблема существования различного порядка взыскания налоговой задолженности, с одной стороны, для организаций или индивидуальных предпринимателей (во внесудебном порядке в соответствии со статьями 46 и 47 НК РФ) и, с другой стороны, с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (исключительно в судебном порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ) традиционно является одной из наиболее спорных и обсуждаемых в теории налогового права, а также влечет ряд сложностей при осуществлении налогового правоприменения.

Зачастую последние годы исследователи-налоговеды, признают очевидную нелогичность существования двух различных механизмов взыскания налоговой задолженности, применяемых с учетом субъектного критерия, а логику законодателя, пытающегося сохранить существующий механизм – не поддающейся пониманию.

Взыскание долгов с физических лиц

Как справдливо отмечает М.В. Юзвак, анализируя переспективы введения внесудебного порядка взыскания обязательных платежей с физических лиц без статуса ИП, международный и зарубежный опыт демонстрирует однозначную возможность перехода от исключительно судебного порядка взыскания налоговой задолженности с физических лиц к внесудебным процедурам[1]. Сходная по сути позиция о бесперспективности сохранения судебного взыскания налогов с физических лиц высказана Д.В. Тютиным в учебнике по налоговому праву при анализе истории правового регулирования порядка взыскания налоговых недоимок также подчеркивается: «Судебное взыскание налога с физических лиц без статуса индивидуального предпринимателя производится в силу определенной традиции… В настоящее время исключительно судебный порядок взыскания налогов (пеней, санкций) с физических лиц без статуса индивидуального предпринимателя является анахронизмом»[2].

На сегодняшний день подобная проблема актуализировалась для обсуждения юридическим сообществом, прежде всего, в связи с принятием в 2021 году двух Определений КС РФ[1], в которых обсуждался вопрос о том, не ставит ли в неравное положение участников налоговых отношений применение различного порядка взыскания налоговых платежей, в том числе с точки зрения правомерности существования в судебной практике случаев допущения внесудебного порядка взыскания налога с организации, если ее обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки налогоплательщика.

Важно отметить, что ранее вопрос адекватности применения судебного порядка при взыскании налоговой задолженности с физических лиц неоднократно являлся предметом рассмотрения КС РФ. Существенное значение в этой ситуации сыграло Постановление КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П, а позднее сделанные КС РФ выводы нашли свое подтвеждение и развитие, например, в Определениях КС РФ от 15 января 2009 г. № 242-О-П и от 4 июня 2009 г. № 1032-О-О. По этой причине, а также в силу того, что КС РФ разъяснял положения Постановления № 20-П, считаем целесообразным дать системную оценку содержания указанных документов.

Взыскание долга по исполнительному листу

На наш взгляд, вызывают вопросы, а значит и заслуживают комментария следующие основные правовые позиции КС РФ, связанные с оценкой правомерности существования общего правила о необходимости применения судебного порядка взыскания налоговой задолженности с налогоплательщиков-физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя:

1. Указание на публично-правовой характер налоговых отношений, который, по мнению КС РФ, предполагает наличие особенностей при реализации таких отношений. В совокупность с ранее высказанными КС РФ позициями это означает противопоставление в процедуре взыскания публичного интереса государства частному интересу налогоплательщика, приводящее к изначальной конфликтности налоговых отношений.

Прежде всего отметим, что подобное суждение сформулировано КС РФ, на наш взгляд, без учета высказанной им же еще в 2016 году позиции, в соответствии с которой «разумное соотношение фискально-бюджетных интересов и экономических интересов налогоплательщиков, обеспечиваемое государством, должно учитывать не только объективные различия этих интересов, но и их общность, обусловленную тем, что справедливая обоснованность налоговых обязательств, установленных в умеренном и предсказуемом объеме, образует необходимую предпосылку их добросовестного исполнения»[2].

Помимо этого, суждения об особом публичном характере налоговых отношений и их конфликтности, содержащиеся в ряде актов КС РФ, в том числе не связанных в смысловом плане со взысканием налогов, не соответствуют общим тенденциям развития налогового законодательства и практики его применения, предполагающих масштабную конвергенцию частных и публичных начал. Подобная тенденция подтверждается многочисленными научными исследованиями, основанными на тенденциях развития налогового законодательства Российской Федерации, прежжде всего, в силу максимальной подвижности границы частного и публичного интереса, а также возможности частного интереса также иметь публичное значение.

В связи с этим, поагаем, что КС РФ было бы правильно постепенно отказываться от подобных формулировок и выводов, сформулированных на их основе.

2. В качестве причины существования различий в порядке взыскания налогов (судебный или внесудебный) КС РФ указывает на критерий личного использования имущества физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, что, по мнению Суда, предполагает «повышенный уровень» гарантий в виде использования судебного порядка взыскания. На наш взгляд, такой аргумент не может использоваться в качестве общего правила, поскольку не является объективно оправданным. Например, такое имущество как автомобиль может использоваться организацией для целей предпринимательской деятельности, являясь при этом личным имуществом ее руководителя. Что касается имущества индивидуального предпринимателя, то оно так же как и имущество физического лица, не имеющего такого статуса используется в равной мере и лично, и для извлечения прибыли, а, пользуясь терминологией КС РФ, юридически не разграничено. Соответственно, с применением подобной аргументации нелогичным является использование в отношении индивидуальных предпринимателей внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, что демонстрирует порочность соответствующего аргумента КС РФ.

Дополнительно считаем принципиально важным указать нелогичность суждения КС РФ о «сочетании порядков взыскания», поскольку в буквальном этимологичском смысле сочетание означает соединение чего-либо, образующее системное единство. В контексте механизма взыскания налога понятие «сочетание» логично было бы использовать в ситуации применения как судебного, так и внесудебного порядка ко всем субъектам налоговых отношений, указывая при этом на условия «запуска» процедуры, которыми, например, могут стать сумма задолженности или периоды просрочки. Однако налоговый законодатель демонстрирует обратное – не сочетание, а параллельное существование двух механизмов взыскания налоговой задолжености, основанное на обособлении по лицам. В этой связи стоит также отметить, что критерий вида субъекта, которому принадлежит имущество, не используется в процедурах взыскания, которые регулируются иными отраслями права.

Таким образом, для возможности использования понятия «сочетание» в контексте правового регулирования порядка взыскания было бы логично сформулировать в НК РФ критерии, при наличии или отсутствии которых применяется судебный или внесудебный порядок взыскания недоимки как к организациям и предпринимателям, так и к физическим лицам. Применение таких критериев (оснований) равным образом к любому субъекту как раз и обеспечит равенство их прав и законных интересов независимо от организационно-правовой формы, статуса и вида и других потенциально дискриминирующих обстоятельств.

Читайте также:  Можно ли заключить ГПХ с самозанятым

В качестве вывода важно отметить, что на сегодняшний день различие в порядках взыскания налоговой задолженности с организаций и физических лиц не подкреплено какой-либо адекватной современным условиям официальной позицией госудерственных органов, в силу чего соответствующие нормы требуют безусловной актуализации.

[1] Определение КС РФ от 11.02.2021 № 180-О-Р «По ходатайству Правительства Новгородской области о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года № 20-П» // Документ опубликован не был. Режим доступа СПС КонсультантПлюс; Определение КС РФ от 28.12.2021 № 2965-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы сельскохозяйственного производственного кооператива «Рассвет» на нарушение его конституционных прав подпунктом 3 пункта 2 статьи 45, пунктами 1 и 8 статьи 46, пунктом 2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктами 1-3 статьи 2, частью 4 статьи 170 и статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса» // Документ опубликован не был. Режим доступа СПС КонсультантПлюс.

[2] Постановление КС РФ от 05.07.2016 № 15-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования города Братска» // Вестник КС РФ. 2016. № 6.

[1] Юзвак М.В. Перспективы введения внесудебного порядка взыскания обязательны платежей с физических лиц без статуса ИП // Налоговед. 2022. № 1. С. 20.

[2] Тютин Д.В. Налоговое право: учебник // Режим доступа СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 11.04.2022).

Источник: zakon.ru

Статья 48 НК РФ. Взыскание задолженности за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем (действующая редакция)

1. В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье — физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. Копия решения о взыскании направляется физическому лицу в течение шести дней со дня принятия такого решения через личный кабинет налогоплательщика (при отсутствии (прекращении) у налогоплательщика доступа к личному кабинету налогоплательщика — по почте заказным письмом).

3. Налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:

1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;

2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.

В случае внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об утрате силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя заявление о взыскании задолженности, в отношении которой в реестре решений о взыскании задолженности не размещены поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности и (или) постановление о взыскании задолженности, подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя либо в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения налогового органа об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае, если соответствующее решение вступило в силу после дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

4. Рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

5. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании, предусмотренный пунктами 3 и 4 настоящей статьи, может быть восстановлен судом. К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа о принятии мер предварительной защиты.

6. Взыскание задолженности за счет имущества физического лица производится последовательно в отношении:

1) денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке;

2) наличных денежных средств;

3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Взыскание задолженности за счет имущества физического лица, которое производится в отношении денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, осуществляется налоговым органом посредством размещения соответствующего поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности в реестре решений о взыскании задолженности и исполняется банком в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Не допускается взыскание задолженности за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

8. Взыскание задолженности за счет иного имущества физического лица осуществляется на основании информации о вступившем в силу судебном акте, содержащей в том числе требование о взыскании задолженности и направленной в форме электронного документа в течение трех лет со дня вступления в законную силу такого судебного акта судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» для исполнения судебных актов. При поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста и (или) постановления об обращении взыскания на денежные средства (электронные денежные средства) физического лица, находящиеся в банке, действие поручения налогового органа на перечисление соответствующей суммы задолженности, размещенного в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса, приостанавливается до исполнения указанного постановления в полном объеме или его отмены.

Читайте также:  Если ИП снимает по чеково

Формат электронного документа, указанного в абзаце первом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

9. Денежные средства, поступившие в счет исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов в соответствии с настоящей статьей, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса.

10. Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество физического лица, реализуемое в порядке исполнения судебных актов о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица.

Постоянная ссылка на документ
URL документа [ скопировать ]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ]
BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ]
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ]
Скачать документ в формате

Комментарий к ст. 48 НК РФ

Комментируемая статья посвящена обращению взыскания на имущество физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Положения статьи 48 НК РФ отдельно подчеркивают необходимость соблюдения дополнительных гарантий при осуществлении взыскания недоимки (пеней, штрафов) с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

В письме Минфина России от 05.06.2015 N 03-02-08/32732 отмечено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора) — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных указанной статьей.

Заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 НК РФ.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов с учетом следующих особенностей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В случае если судом вынесено определение об отмене судебного приказа, на основании пункта 3 статьи 48 НК РФ налоговым органом может быть предъявлено требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом указанного определения.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи вышеуказанных заявлений о взыскании может быть восстановлен судом.

1. Перед направлением в адрес территориальных органов Федеральной службы судебных приставов на исполнение судебных приказов, исполнительных листов о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов, процентов за счет имущества физического лица налоговый орган проводит проверки соответствия следующих реквизитов:

— сумм задолженности (в том числе путем инвентаризации невыясненных платежей);

2. Налоговый орган в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Кодекса при условии, что сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 тыс. рублей, одновременно с направлением в адрес территориальных органов Федеральной службы судебных приставов вступившего в силу судебного акта направляет ходатайство о наложении ареста на имущество должника.

3. В случае если сумма задолженности превышает 10 тыс. рублей, налоговый орган в соответствии со статьей 67 Закона направляет судебному приставу-исполнителю заявление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

6. Налоговые органы формируют списки должников, имеющих задолженность более 50 тыс. рублей — по имущественным налогам, более 250 тыс. рублей — по НДФЛ, находящуюся на исполнении в ФССП России, и в отношении которых имеется информация о наличии имущества, и по согласованию с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов организуют проведение совместных рейдов по наложению ареста на имущество должника в рамках исполнительных производств, возбужденных на основании судебных актов.

7. В случае поступления от ФССП России постановления о наложении ареста на имущество должника, сумма задолженности которого составляет более 50 тыс. рублей — по имущественным налогам, более 250 тыс. рублей — по НДФЛ, и отсутствия информации о произведенной оценке налоговый орган направляет судебному приставу-исполнителю запрос о причинах непредставления информации либо отсутствии оценки арестованного имущества должника.

8. При отсутствии в налоговом органе постановления о передаче на реализацию арестованного имущества и отсутствии спора о стоимости имущества должника, задолженность которого составляет более 50 тыс. рублей — по имущественным налогам, более 250 тыс. рублей — по НДФЛ, налоговым органом направляется запрос о пояснении причин неисполнения статьи 87 Закона.

9. В случае отсутствия у должника имущества, на которое возможно обратить взыскание, налоговому органу необходимо ознакомиться с материалами исполнительного производства с целью установления наличия проведенных судебным приставом-исполнителем мероприятий по получению информации о месте работы должника и обращения взыскания на заработную плату и иные периодические выплаты.

10. В случае если сумма задолженности не превышает 25 тыс. рублей, налоговый орган в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» после получения из судебных органов исполнительного листа или судебного приказа, вступивших в законную силу, и информации Пенсионного фонда Российской Федерации о страхователе, осуществляющем уплату обязательных платежей (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование), направляет не позднее 10 рабочих дней в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, исполнительный документ о взыскании денежных средств.

Читайте также:  Что является главной целью предпринимателя

11. В случае неисполнения организацией или иным лицом, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, обязанности по перечислению денежных средств в бюджет налоговый орган направляет в структурное подразделение территориального органа ФССП России по месту нахождения работодателя заявление о неисполнении последним судебных актов более 2-х месяцев.

12. Налоговые органы ежеквартально направляют в адрес структурных подразделений территориальных органов ФССП России списки исполнительных производств о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика — физического лица, находящихся на исполнении в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России более 2 месяцев.

13. Один раз в полугодие начиная с 01.01.2016 налоговые органы совместно с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов осуществляют сверку исполнительных производств о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, возбужденных на основании судебного акта. Результаты сверки управления ФНС России по субъектам Российской Федерации представляют в Управление по работе с задолженностью ФНС России.

14. При установлении фактов, свидетельствующих о неисполнении пунктов Плана совместных мероприятий Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов по повышению эффективности взыскания задолженности по обязательным платежам и Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», налоговые органы не реже одного раза в квартал через управление ФНС России по субъекту Российской Федерации направляют в соответствующее управление ФССП России по субъекту Российской Федерации информацию об исполнительных производствах о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, длящихся более 6 месяцев и в отношении которых взыскание задолженности не производится.

15. Совместно с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов и Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации налоговые органы участвуют в рейдовых мероприятиях по взысканию задолженности по имущественным налогам с физических лиц в наиболее посещаемых общественных местах (аэропортах, крупных торговых точках и т.д.).

16. В случае, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, процентов, подлежащая взысканию с физического лица в бюджетную систему Российской Федерации, превысила 200 тыс. рублей (для г. Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга — 300 тыс. рублей), контроль за ходом исполнительного производства осуществляется управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации.

При необходимости управления ФНС России по субъектам Российской Федерации могут осуществлять контроль по суммам задолженности, подлежащей взысканию, менее вышеуказанных размеров.

Если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, процентов, подлежащая взысканию с физического лица в бюджетную систему Российской Федерации, превысила 3 млн. рублей, контроль за ходом исполнительного производства осуществляется Управлением по работе с задолженностью ФНС России.

Источник: www.zakonrf.info

Блокировка счета физлица за долги ИП — так нельзя, сказал ВС РФ

Из-за налоговых долгов нередко блокируются не только счета ИП, связанные с его предпринимательской деятельностью, но и личные счета предпринимателя как физлица. Теперь эта практика будет прекращена: создан прецедент, в рамках которого ВС РФ запретил налоговой блокировать личные счета граждан во внесудебном порядке.

  • Как налоговая списывала средства со счетов ИП
  • Налоговики не вправе более блокировать счета физлиц за долги ИП
  • Итоги

Как налоговая списывала средства со счетов ИП

У индивидуального предпринимателя, согласно законодательству, должны быть разделены банковские счета. Для движения средств, связанных с ведением предпринимательской деятельности, должен быть открыт отдельный счет, а для ИП как физлица – другой. Поступление денег от предпринимательской деятельности ИП на личную карточку запрещено. Это сделано для разграничения поступлений налогооблагаемых доходов ИП от тех, которые физлицо получает от иной деятельности.

Но при наличии проблем с ИФНС (чаще всего из-за наличия налоговой задолженности), налоговики блокируют все счета физлица, в т.ч. и личные. Средства для погашения задолженности списываются также с личных счетов физлица в бесспорном порядке.

Налоговики в своих действиях опираются на ст.76 НК РФ, которая регламентирует порядок приостановления операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и ИП.

Проверить факт наличия блокировки можно на сайте налоговой службы по ИНН лица. Там же можно подать электронное заявление на снятие блокировки.

Все подробности блокировки счетов налогоплательщика, включая блокировку личных счетов ИП, изложены в системе КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к К+, получите его бесплатно на временной основе и переходите к разъяснениям экспертов.

Однако, в ходе анализа правоприменения ст.76 НК РФ, Верховный суд РФ вынес решение, что блокировка личных счетов граждан за налоговую задолженность в рамках ведения ими предпринимательской деятельности неправомерна, поскольку нарушает права граждан и ряд норм законодательства.

Налоговики не вправе более блокировать счета физлиц за долги ИП

Теперь практика блокировки всех без исключения счетов ИП за налоговую задолженность, совершенная во внесудебном порядке, признана незаконной. ВС РФ принял прецедентное решение, вынеся Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 23.08.2021 № 305-ЭС21-6579.

ВС РФ напомнил налоговой службе, что согласно ст. 48 НК РФ взыскание налоговой задолженности с физлиц возможно только в судебном порядке. Это значит, что с личных счетов не могут быть в бесспорном порядке списаны налоговые долги, которые возникли у физлица в рамках ведения им предпринимательской деятельности. Обратить взыскание на деньги на личных счетах гражданина налоговая вправе только через суд и по исполнительному листу.

Также ВС РФ отметил, что в п. 11 ст. 76 НК РФ не указаны физлица. Статья регламентирует порядок блокировки счетов исключительно организаций, ИП, нотариусов и адвокатов.

Кроме того, до 01.10.2022 действует Инструкция Банка России № 153-И от 30.05.2014 «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов». Данным документом также разграничиваются счета физлица, предназначенные и не предназначенные для ведения предпринимательской деятельности.

Итоги

Налоговая инспекция не вправе блокировать и списывать деньги с личных счетов физлиц без решения суда. Даже при наличии долгов у ИП и недостаточности средств на счете ИП, ИФНС не вправе в бесспорном порядке списать недостающую сумму с личного счета предпринимателя. Обязательно наличие решения суда, что позволит списать деньги в рамках исполнительного производства.

Подробнее о порядке и особенностях блокировки счета налоговой узнайте в нашей рубрике «Блокировка счета».

Источник: nalog-nalog.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин