На территории Российской Федерации к хозяйствующим субъектам относятся: коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта либо группы лиц или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
1 Ип и ООО
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
— доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
— доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:
Во-первых, совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (при этом важно помнить, о
том, что данное положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);
Во-вторых, в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
В каком случае внеплановая проверка предпринимателя является правомерной?
В третьих, реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.
Необходимо знать, что в соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.
городского прокурора С.В. Бесов
И.о. городского прокурора К.Э. Мудрук
Источник: innok-nikol.ru
§ 1. Хозяйствующий субъект и группа лиц
Хозяйствующий субъект — индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
В предыдущей редакции Закона использовалась практически такая же формулировка, за исключением того, что, во-первых, особо подчеркивалось, что в число хозяйствующих субъектов включаются как российские, так и иностранные организации, а во-вторых, для некоммерческих организаций вместо критерия получения дохода использовался критерий осуществления предпринимательской деятельности.
В гражданском законодательстве предпринимательская деятельность определяется через получение прибыли[58]. Поэтому в судебной практике вопрос о том, на какие именно виды деятельности распространяется антимонопольное законодательство, обычно решался на основе двух критериев: извлекает ли некоммерческая организация доход и рассматривается ли он в соответствии с Налоговым кодексом РФ как прибыль, с которой взимается соответствующий налог[59]. В настоящее время в антимонопольном законодательстве закреплена другая норма: в качестве основного критерия указан факт извлечения дохода, но сам он уже не определяется как прибыль.
Действительно, хозяйственная деятельность включает в себя предпринимательство, но не сводится к нему. В силу этого определение хозяйствующего субъекта, основанное на широком понимании хозяйственной деятельности, более точно совпадает с пониманием категории хозяйствующего субъекта в зарубежном конкурентном праве.
В Европейском Союзе (ЕС) понятие «хозяйствующий субъект» и вовсе не закреплено законодательно: его определение формировалось на основе судебных прецедентов. Доктрина конкурентного права за рубежом определяет понятие «хозяйствующий субъект» исключительно на функциональной основе.
Европейские законодатели признают «хозяйствующими субъектами» любых субъектов (вне зависимости от их правового статуса), вовлеченных в хозяйственную деятельность: лиц свободных профессий, торговые ассоциации, саморегулируемые организации, спортивные федерации, публичные образования.
Исключение составляют только наемные рабочие и служащие. В решениях Европейского суда особо подчеркивается, что часть деятельности организации может подпадать под действие конкурентного права, а часть — нет.
Российское законодательство, в отличие от европейского, не игнорирует полностью правовой статус рассматриваемых субъектов. В результате возникают определенные проблемы, например, когда законодательство трактует какую-либо форму деятельности отдельных лиц как квазигосударственную. Так, например, Закон «О нотариате»[60] особо подчеркивает, что деятельность частных нотариусов не является предпринимательской. Это означает, что антимонопольное законодательство к ним не применяется.
Хотя в целом понятие «хозяйствующий субъект» в российском законодательстве соответствует существующему в доктрине европейского конкурентного права понятию undertaking, в одном аспекте они существенно отличаются друг от друга. В российском законодательстве отсутствует концепция единого экономического субъекта (single economic entity), или единого экономического интереса.
В доктрине европейского конкурентного права считается, что дочерние и родительские компании, которые являются самостоятельными юридическими лицами, следует рассматривать в качестве единого экономического субъекта, если дочерние компании не ведут себя независимо и не имеют реальной свободы в определении своего рыночного поведения. В этом случае меры государственного антимонопольного регулирования могут применяться не только к отдельным юридическим лицам, но и ко всем таким компаниям, действующим в едином экономическом интересе и составляющим «единый экономический субъект». Таким образом, в конкурентном праве возникает понимание группы лиц как самостоятельного субъекта рынка.
Российское антимонопольное законодательство разделяет такое понимание. В прежнем российском законе о конкуренции однозначно указывалось, что «положения настоящего Закона, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц»1.
Таким образом, как бы ставился знак равенства между «хозяйствующим субъектом» и «группой лиц». В действующем законодательстве эта формула звучит иначе: «запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц» (ч. 2 ст. 9 Закона о защите конкуренции).
С одной стороны, речь здесь идет исключительно о запретах, с другой — по тексту Закона, там, где говорится о требованиях, практически везде используется формула «хозяйствующий субъект (группа лиц)», т.е. понятие «хозяйствующий субъект» дополняется понятием «группа лиц». Поэтому в российском антимонопольном законодательстве группа лиц фактически рассматривается точно так же, как и отдельный хозяйствующий субъект.
Понятие «группа лиц» подробно раскрывается в ст. 9 Закона о защите конкуренции. Сделано это на основе закрытого перечня формальных признаков (критериев) распорядительного, управленческого, организационно-правового, родственного, а также смешанного характера, которым должны удовлетворять отношения между лицами, чтобы их совокупность признавалась группой лиц.
В отличие от зарубежной практики качественное определение понятия «группа лиц» при этом отсутствует, а требование о едином экономическом интересе или контроле не сформулировано. Закрепленные же критерии таковы, что сформированная в соответствии с ними группа лиц может иметь несколько контролирующих центров. По сути, российский законодатель исходит из определения группы лиц как устойчивого формирования, способного вести скоординированную политику на определенном рынке, а не контролируемого из единого центра структурного образования.
В исследованиях, посвященных сравнительному анализу российского и европейского конкурентного права, также отмечается, что «принятый в российском антимонопольном законодательстве перечень критериев квалификации группы лиц обладает специфическими свойствами; в чем-то он предполагает более широкую, а в чем-то — более узкую трактовку критерия принадлежности к группе.
В европейской практике не принято выделять критерии для включения в группу лиц, связанные с контролем, основанным на «личной унии»»[61].
Критерии формирования группы лиц |
Смысл критерия, отраженного в п. 15 ч. 1 ст. 9, заключается в том, чтобы даже в случае распыления контроля между несколькими дочерними компаниями можно было признать факт установлении контроля со стороны компании^ над компанией Т(рис. 3.1).
![]() |
Смысл критерия, установленного в п. 14, заключается в том, что если компания А контролирует компанию В, а компания В контролирует компанию С, значит, компании А, ВжС входят в одну группу лиц. В настоящее время в Законе о защите конкуренции отсутствует понятие контроля (экономического интереса), однако критерий п. 14 позволяет устанавливать группы связанных между собой лиц, которые имеют общие интересы и при этом — несколько центров контроля (рис. 3.2).
Пример 1 Пример 2
|юо% |юо% А /100%» в 100%» с
В примере 1 компания В является дочерней компанией компании А, компания Б — дочерней компанией компании С. Компания Е исполняет функции единоличного исполнительного органа в компаниях В и Л.
В соответствии с нормами Закона о защите конкуренции все эти пять компаний будут признаны одной группой лиц, несмотря на то что компании А и С друг от друга независимы. Это пример группы с несколькими центрами контроля.
В примере 2 компании В, С ий входят в одну группу лиц, хотя компании В и С не оказывают влияния на компанию Л. В данном случае налицо единый центр контроля — компания А
В первоначальном проекте закона «О защите конкуренции» (он был разработан ФАС России в 2004—2005 годах, широко обсуждался научной и предпринимательской общественностью и вносился на рассмотрение Правительства Российской Федерации) группа лиц была определена как «группа юридических и (или) физических лиц, действующих на товарном рынке в едином экономическом интересе». Далее шло перечисление условий, при выполнении которых считается, что лица объединены единым экономическим интересом. Однако в ходе рассмотрения и принятия закона в него вносили поправки, и из проекта эта формула была исключена.
Важной задачей совершенствования антимонопольного законодательства является сокращение числа и уточнение критериев, на основании которых устанавливается факт образования группы лиц.
Так называемый третий антимонопольный пакет (вносимые в 2011 году поправки в Закон о защите конкуренции) предусматривает, что из Закона должны быть исключены критерии, основанные на предложении какого-либо лица избрать единоличный исполнительный орган или 50% состава коллегиального исполнительного органа, а также на вхождении участников в одну финансово-промышленную группу.
Кроме того, поправки вводят понятия прямого и косвенного контроля (в новой нумерации — п.22и 23 ст. 4):
Прямой контроль — возможность юридического или физического лица определять решения, принимаемые юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:распоряжения более 50% от общего количества голосов, приходящихся на акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица; получения права определять условия ведения предпринимательской деятельности юридического лица; осуществления функций его исполнительного органа.
Косвенный контроль — возможность юридического или физического лица определять решения, принимаемые юридическим лицом, через юридическое лицо или несколько юридических лиц, между которыми существует прямой контроль.
В определении группы лиц (критерий п. 1) также следует обратить внимание на то, что раньше понятие «группа лиц» не ограничивалось правом распоряжения акциями или долями только хозяйственных обществ или товариществ. Контроль мог распространяться на любое юридическое лицо вне зависимости от того, является ли оно обществом, товариществом или компанией. Существующая норма Закона такова, что включение в группы лиц иностранных компаний, не соответствующих закрепленному в ГК РФ понятию «хозяйственное общество (товарищество)», может вызывать проблемы.
Источник: all-sci.net
Индивидуальный предприниматель как субъект хозяйствования.
Хозяйствующий субъект- индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход; юридическое или физическое лицо, ведущее хозяйство от своего имени, осуществляющее экономические, хозяйственные операции.
1. Индивидуальный предприниматель как субъект хозяйствования. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя…………..3
2. Хозяйственный договор: понятие, особенности……………………..9
Практическое задание: Задача……………………………………………12
Список литературы………………………………………………………15
Работа содержит 1 файл
1. Индивидуальный предприниматель как субъект хозяйствования. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя…………..3
2. Хозяйственный договор: понятие, особенности……………………..9
Практическое задание: Задача……………………………………………12
- Индивидуальный предприниматель как субъект хозяйствования. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя.
Хозяйствующий субъект- индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход; юридическое или физическое лицо, ведущее хозяйство от своего имени, осуществляющее экономические, хозяйственные операции. Это осуществляющие производство, реализацию либо приобретение товаров, оказание услуг и выполнение работ частные, государственные и иные предприятия, а также их филиалы и представительства, акционерные общества и иные товарищества, союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий, организации и учреждения, банки, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, иные объединения и граждане, занимающиеся самостоятельной предпринимательской деятельностью.
Таким образом, хозяйствующий субъект может выступать как индивидуум или их группа (ассоциация). В первом случае он проявляет себя через индивидуальную трудовую деятельность, функционирование частной фирмы или на уровне домохозяйства; во втором- через совместную деятельность, партнёрство, предпринимательские и другие структуры, отражающие наличие как минимум двух сфер экономической активности человека, таких как потребление конечных продуктов и услуг, материальное производство. Кроме экономического интереса хозяйствующий субъект должен владеть нормами права, нравственных и этических оценок, уметь общаться и проявлять деловую активность.
К хозяйствующим субъектам в общероссийском классификаторе организационно- правовых форм (ОКОПФ) относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.
Индивидуальным предпринимателем по российскому праву является зарегистрированное в этом качестве в установленном порядке физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), осуществляющее предпринимательскую деятельность непосредственно (от своего имени, без образования юридического лица) и своим самостоятельным трудом, которое в этих целях действует по своему усмотрению, если обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в силу возраста или закона.
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей — это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о госрегистрации (ст. 1 Закона).
Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по общим правилам ст. 1 — 3, 8, 9, 11, 23 — 25 и специальным нормам ст. 22.1 Закона о госрегистрации.
Следует отметить, что процедура государственной регистрации носит сугубо формальный характер. Регистрирующий орган не вправе рассматривать вопросы о целесообразности регистрации, соблюдении физическим лицом правовых норм (кроме относящихся непосредственно к регистрации), готовности гражданина к предпринимательству, наличии у него необходимого имущества, образования, профессиональных навыков и т.п. Его задача состоит в том, чтобы проверить полноту и правильность оформления представляемых для регистрации документов и факт оплаты заявителем государственной пошлины в установленном размере. Поэтому, напомним, регистрирующий орган не вправе потребовать от заявителя какие-либо дополнительные документы, кроме тех, которые исчерпывающим образом перечислены в названном Законе.
В соответствии со ст. 22.1 в регистрирующий орган по месту жительства заявителя представляются:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (по форме N Р21001);
- копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, — для гражданин Российской Федерации;
- копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, — для иностранных граждан;
- копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, — для лиц без гражданства;
- копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством России или международным договором Российской Федерации (если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, не содержит сведений о дате и месте его рождения);
- копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, — для иностранных граждан или лиц без гражданства;
- подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном порядке адрес места жительства физического лица в Российской Федерации (если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, или документа, подтверждающего право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);
- для несовершеннолетних граждан — нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака таким лицом, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении такого лица полностью дееспособным;
- документ об уплате государственной пошлины.
Все перечисленные документы должны быть оформлены в соответствии с ранее изложенными требованиями.
Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя производится в срок не более пяти рабочих дней со дня представления всех необходимых документов в регистрирующий орган (ст. 8 Закона). Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган обязан выдать (направить) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. В данном случае таким документом является свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма N Р61001).
Для того чтобы начать индивидуальную предпринимательскую деятельность необходимо:
- пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;
В соответствии с ФЗ от 08.08.2001, государственная регистрация физического лица изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в России осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Как указано в постановлении Правительства РФ от 17 мая 2002 г. №319[6] , Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, с 1 января 2004 г. – государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.
Однако следует отметить, что после вступления в силу постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506″Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», упразднено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, а её правопреемниками в установленной сфере деятельности являются Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы.
Из этого можно сделать вывод, что на данный момент органом, осуществляющим государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, является Федеральная налоговая служба и её территориальные органы.;
- встать на учет в налоговой инспекции;
- встать на учет в государственных внебюджетных фондах;
- получить коды статистики;
- открыть расчетный счет в банке;
- получить лицензию на выбранный вид деятельности, если это необходимо:
Выбирая направление своей деятельности, будущий предприниматель должен помнить, что согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» некоторые виды деятельности, осуществляемые на территории РФ предприятиями, организациями, учреждениями, а также физическими лицами, ведущими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подлежат лицензированию. Лицензия – официальный документ, который разрешает данному предпринимателю осуществлять указанную в ней деятельность в течение установленного лицензией срока, а также определяет условия её осуществления.
- получить сертификаты соответствия качества услуг или товаров, если это необходимо;
- получить гигиенический сертификат на производство, товары или услуги, если это необходимо;
- получить экологический сертификат на производственные мощности, если это необходимо;
- подготовить экологическое обоснование техники, технологии и материалов для сертификации производства, если это необходимо.
Порядок осуществления государственной регистрации индивидуального предпринимателя определен законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.
- Хозяйственный договор: понятие, особенности
Если рассматривать хозяйственный договор с общеправовой точки зрения то- это хозяйственные правоотношения между двумя или более субъектами, сутью которых есть их договорные обязательства действовать определенным образом: передать и принять имущество, выполнить работу, предоставить услуги и т.д. Хозяйственный договор- это регулятор конкретных (единичных) хозяйственных отношений (связей) между субъектами хозяйственной деятельности, условия действия, которого определяют сами субъекты.
Суть хозяйственных договоров, которые заключаются без государственного заказа, должен отвечать хозяйственным намерениям и юридически выраженному согласию сторон. В теории договоры таки называют регулируемыми, т.е. такими , что регулируются самими сторонами.
Хозяйственный договор — это договоренность субъекта хозяйствования с другим участником (участниками) отношений в сфере хозяйствования, что направлена на установление, изменение или прекращение их прав и обязанностей в сфере хозяйствования.
Хозяйственный договор является разновидностью гражданско-правовой сделки, поэтому при изучении необходимо обратиться к основным положениям о сделках, обязательствах и договорах, известных вам из курса гражданского права. Изучение хозяйственного договора должно основываться на действующем законодательстве, регулирующем общественные отношения в экономической сфере, стержнем которого является новый гражданский кодекс Российской Федерации, и который образно назван второй (экономической) конституцией государства. Значительная часть содержащихся в ГК РФ нормативных положений посвящена именно обязательствам и договорам.
В первой части кодекса установлены общие правила заключения и расторжения договоров, принципы ответственности за их нарушение. Вторая часть регулирует специфические взаимоотношения участников конкретных видов договоров. На основе общих положений первой части здесь установлены развернутые предписания о важнейших типах договоров: купле-продаже, мене, дарении, аренде, подряде, возмездного оказания услуг, перевозки и транспортной экспедиции, займа и кредита, хранения и страхования, поручения и комиссии и т.д.
Предусмотрены и новые виды договоров: финансовая аренда (лизинг), финансирование под уступку денежного требования (факторинг), агентирование, доверительное управление имуществом, коммерческая концессия (франчайзинг), которые найдут широкое применение в хозяйственной практике.
Свобода договоров, как известно, предусмотрена в ст. 421 ГК РФ. Она состоит как минимум в провозглашении прав на: а) инициативу в заключение договора, в соответствии с которым только сам хозяйствующий субъект определяет, когда и какие договоры ему заключать; б) выбор контрагента по договору, согласно которому предприниматель выбирает договорных партнеров самостоятельно, без какого-либо принуждения; в) свободное формирование условий договора, в отношении которых действует только правило о том, что они не должны противоречить требованиям закона; г) выбор договорных конструкций, посредством которых устанавливаются и реализуются договорные правоотношения.
Источник: www.stud24.ru