Является ли самозанятый оператором персональных данных

Самое значимое правовое событие этой осени: с 1 сентября 2022 года персональные данные обрабатывают по новым правилам.

Закон 266-ФЗ (Федеральный закон от 14.07.2022 № 266-ФЗ) внес изменения в федеральный закон о персональных данных (Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ ). Благодаря поправкам, не только обработка персональных данных с 1 сентября 2022 года происходит по новым требованиям. Также обозначены и правила, которые нужно соблюдать с 1 марта 2023 года. Они приняты в то же время, что и правки к закону о персональных данных с 1 сентября, при этом обязательны к исполнению только с 1 марта.

Таким образом, изменения в закон о персональных данных касаются всего порядка работы с ними: от особенностей согласия и уведомления Роскомнадзора до правил трансграничной передачи, прекращения обработки и исполнения новых сроков. За нарушение этих требований грозят не только крупные административные штрафы, но и уголовная ответственность (ст. 13.11, 13.12 и 19.7 КоАП РФ, ст. 137 и 272 УК РФ).

Изменения в обработке персональных данных с 01 марта 2023 года

Каковы же персональные данные – изменения 2022 и как выполнить требования, которые привнесли изменения по персональным данным в работу компаний, обсудим в статье.

Подготовьтесь к успешному прохождению инспекционной проверки Роскомнадзора – узнайте новые требования к обработке персональных данных 2022–2023 с применением (и без применения) информационных систем в нашем практическом курсе .

Скачайте образцы документов для работы:

Персональные данные: изменения 2022

Условно все изменения персональных данных с 1 сентября 2022 (кратко – ПД, персданные) можно отнести к нескольким группам. Рассмотрим основные из них. Начнем с требований, обязательных к исполнению с 1 сентября 2022 года (по 266-ФЗ ).

Обязанности оператора (работодателя)

С 1 сентября 2022 года персональные данные обрабатывают с учетом обязательных требований статьи 18.1 Закона № 152-ФЗ , которые ранее были рекомендательными. В частности, из ее текста удалено слово «могут». Поэтому теперь работодатель не просто вправе, а обязан:

  • назначить ответственное лицо (структурное подразделение) за обработку ПД;
  • издать и опубликовать политику по персданным;
  • осуществлять внутренний контроль (аудит) ПД (способ контроля и подтверждение его проведения нужно прописать в отдельном ЛНА. Его предмет: соблюдение требований законодательства, политики, ЛНА организации по защите ПД);

Чек-лист, какие документы нужно проверить при аудите ПД, скачайте здесь.

  • оценивать вред, который может быть нанесен их субъекту (способ оценки компания выбирает самостоятельно, с 1 марта 2023 года методику определит Роскомнадзор);
  • выполнять другие требования статьи 18.1 Закона № 152-ФЗ.

Изменения в закон о персональных данных дополнили и сам перечень обязанностей оператора (работодателя). Например, установлено правило взаимодействия с государственной системой предотвращения атак на информационные ресурсы (ч. 12-14 ст. 19 Закона № 152-ФЗ).

Новые требования к обработке персональных данных

Также предусмотрена новая обязанность оператора (работодателя) при выявлении неправомерной или случайной передаче ПД: в течение 24 часов сообщить в Роскомнадзор и в течение 72 часов отчитаться о результатах внутреннего расследования (ч. 3.1 ст. 21, ч. 10, 11 ст. 23 Закона № 152-ФЗ).

Какие правовые, организационные и технические меры с учетом изменений по персональным данным должен принимать работодатель при обработке ПД, разъяснят наши опытные консультанты .

Уведомление в Роскомнадзор

В новой редакции Закона № 152-ФЗ утратили силу положения о возможности работать с персданными без уведомления Роскомнадзора (п. 1 – 6 ч. 2 ст. 22). Теперь даже при их обработке во исполнение закона нужно в Роскомнадзор подать уведомление, чтобы попасть в реестр операторов ПД (Письмо Роскомнадзора от 19.08.2022 № 08-75348). Такое уведомление однократное.

Его не нужно предоставлять по каждому работнику.

Новые требования к содержанию уведомления в Роскомнадзор о персональных данных согласно Федеральному закону 266-ФЗ

В уведомлении больше не указывают общие сведения о:

  • категории ПД;
  • категории субъектов ПД;
  • правовое основание обработки ПД;
  • перечень действий с ПД, общее описание используемых оператором способов обработки ПД.

Перечисленные пункты описывают по отношению к каждой цели обработки. Также в уведомление в Роскомнадзор – 2022 добавили новый пункт: фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, имеющих доступ и (или) осуществляющих на основании договора обработку ПД, которые содержатся в государственных и муниципальных информационных системах (ч. 3 ст. 22 Закона №152-ФЗ).

Уведомление направляют в управление ведомства в субъекте России по месту регистрации работодателя в налоговом органе (Письмо Роскомнадзора от 19.08.2022 № 08-75348, далее – Письмо № 08-75348). Сделать это можно через портал Роскомнадзора: в виде электронного уведомления, подписанного УКЭП, с помощью средств аутентификации ЕСИА, а также – на бумажном носителе. Также допустимо составить уведомление по старой форме (по Приказу Роскомнадзора от 30.05.2017 № 94). При появлении новой формы отправьте информационное письмо о внесении изменений в реестр (Письмо № 08-75348).

Ждать решения Роскомнадзора не нужно. Порядок уведомительный – обрабатывать ПД можно после получения сведений ведомством.

В Роскомнадзор подать уведомление об обработке персданных не потребуется, если (п. 8 ч. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ ):

  • оператор обрабатывает данные без автоматизации (например, компания с численностью до 25 человек);
  • ПД содержатся в информационных системах по защите безопасности государства и общественного порядка;
  • ПД используют по закону о транспортной безопасности.

Сокращенные сроки

Закон 266-ФЗ сократил сроки, в течение которых оператор должен предоставить субъекту ПД информацию об их обработке: 10 рабочих дней вместо 30. Все сведения предоставляют, ориентируясь на форму запроса (ч. 3 и 7 ст. 14, ст. 20 Закона № 152-ФЗ ).

В итоге, сокращены сроки на (ст. 20 Закона № 152-ФЗ):

  • ответ на запросы субъекта ПД;
  • отказ субъекту в предоставлении ПД;
  • ответ на запросы Роскомнадзора.

Содержание согласия на обработку ПД

Федеральный закон 266-ФЗ ввел дополнительные требования к содержанию согласия на обработку ПД . Теперь оно должно быть «предметным» и «однозначным». Новые требования относятся к таким условиям согласия (ч. 1 ст. 9 Закона № 152-ФЗ ):

  • цель обработки персональных данных;
  • перечень ПД, на обработку которых дается согласие их субъекта;
  • наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, которое осуществляет обработку ПД по поручению оператора (если она поручена такому лицу);
  • перечень действий с ПД, на совершение которых дается согласие, а также – общее описание способов обработки ПД, которые использует оператор;
  • срок, в течение которого действует согласие субъекта ПД и способу его отзыва.

Если субъект ПД отказывается предоставить обязательные персданные, нужно разъяснить последствия отказа от предоставления ПД и (или) согласия на их обработку (ч. 2 ст. 18 Закона № 152-ФЗ).

Важно! Когда субъект ПД – выгодоприобретатель или поручитель, допускается обработка ПД без согласия. Обработка персданных несовершеннолетних без согласия возможна в случаях, установленных законом (ч. 3.1 ст. 4, ст.

6 Закона № 152-ФЗ).

Изменения – персональные данные 1 сентября обрабатывают по новым требованиям. Уточните алгоритм работы с персональными данными и их виды.

Правила работы с биометрическими данными

Закон о персональных данных 2022 ужесточил правила работы с биометрией. Теперь оператор не может требовать предоставления биометрических сведений и осуществлять их обработку без согласия субъекта.

Исключение – случаи, предусмотренные законами по вопросам: обороны, безопасности, противодействии терроризму и коррупции, транспортной безопасности, оперативно-розыскной деятельности, государственной службы, уголовно-исполнительного законодательства России, порядка выезда и въезда в нашу страну, гражданства России и нотариата (ч. 2 и 3 ст. 11 Закона № 152-ФЗ ).

Требования к политике в отношении обработки ПД

Новый закон о персональных данных 2022 разъяснил требования к политике в отношении обработки ПД. Теперь в этом документе для каждой цели обработки должны быть отдельно указаны (ст. ст. 18.1, 21 Закона № 152-ФЗ ):

  • категории и перечень ПД;
  • категории субъектов ПД;
  • способы и сроки их обработки и хранения;
  • порядок уничтожения ПД.

Также внесено уточнение, что размещение политики в отношении обработки ПД возможно в том числе на страницах сайта, принадлежащего оператору в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Правила поручения обработки другому лицу

Оператор может поручать обработку ПД другому лицу. Для этого нужно:

  • согласие субъекта;
  • договор с лицом, которому передается обработка;
  • перечень ПД в поручении;
  • документы и иная информация, которые предоставляются по запросу (в том числе до обработки) и подтверждают принятие мер и соблюдение требований закона в целях исполнения поручения оператора.

При этом на поручителя перекладывают все обязанности по защите ПД как на оператора (ч. 3–5 ст. 6 Закона № 152-ФЗ ).

Порядок обработки ПД иностранными лицами

Иностранные лица могут обрабатывать персональные данные с 1 сентября 2022 на основании согласия гражданина России (ч. 1.1 ст. 1 Закона № 152-ФЗ ).

При передаче ПД иностранному лицу ответственность перед их субъектом – солидарная. Поэтому за нарушения при обработке переданных иностранным юридическим и физическим лицом можно привлечь к ответственности и оператора (работодателя) в том же размере, как если бы он совершил их сам (ч. 6 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

Правила прекращения обработки ПД

Установлены новые правила при обращении субъекта ПД с требованием о прекращении их обработки.

Если такое обращение поступило, оператор по общему правилу обязан в срок 10 рабочих дней прекратить их обработку (обеспечить ее прекращение). Указанный срок может быть продлен, но не более чем на пять рабочих дней: при направлении оператором в адрес субъекта ПД мотивированного уведомления с указанием причин продления срока (ч. 5.1 ст. 21 Закона № 152-ФЗ, пп. «б», п. 13 ст. 1 Закона 266-ФЗ ).

Перечень нормативных правовых актов, которые обязательны при обработке ПД, скачайте по ссылке

Совет

Разработайте отдельные акты (ЛНА): по вопросам обработки ПД (под каждую цель), по процедурам выявления и предотвращения нарушений и политику в отношении обработки ПД. Проверьте, соответствуют ли ваши ЛНА требованиям Закона 266-ФЗ.

Выясните, почему опасно использовать типовые шаблоны при работе с персданными.

Уточните общие требования по составлению ЛНА об обработке ПД.

Требования закона о персональных данных: изменения с 1 марта 2023 года

С 1 марта 2023 года вступят в силу изменения по работе с ПД, которые коснутся вопросов уведомления Роскомнадзора, работы с инцидентами в области ПД, порядка уничтожения ПД и их трансграничной передачи.

Читайте также:  Как узнать про патент для ИП выдан налоговой или нет

Форма уведомления Роскомнадзора и сроки подачи

  • исключения данных из реестра операторов, если оператор отправит уведомлении о прекращении обработки ПД: само исключение – в течение 30 дней, подача заявления о прекращении – в течение 10 рабочих дней (пп. «б» п. 14 ст. 1 Закона 266-ФЗ);
  • уведомления оператором в случае изменения сведений (не позднее 15 числа, следующего за месяцем, в котором возникли изменения (пп. «д» п. 14 ст. 1 Закона 266-ФЗ).

Всего будут применяться три формы уведомлений Роскомнадзора:

  • уведомление до начала обработки ПД;
  • уведомление о прекращении обработки ПД (в течение 10 рабочих дней с даты прекращения обработки персданных);
  • уведомление об изменении данных по обработке (до 15 числа следующего месяца)

До 1 марта 2023 года будут установлены требования к подтверждению уничтожения ПД ( Проект Приказа Роскомнадзора (подготовлен 19.08.2022), пп. «г» п. 13 ст. 1 Закона 266-ФЗ).

Порядок работы с инцидентами в области ПД

Изменения с сентября 2022 – персональные данные нужно усиленно защищать и сообщать об их утечке. Информация о компьютерных инцидентах по случайной передаче ПД (а также – их предоставлении, распространении, доступе) будут передавать в специальный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности по защите прав субъектов ПД (пп. «г» п. 15 ст. 1 Закона 266-ФЗ ).

Такой орган будет вести реестр учета инцидентов в области персданных и определять порядок и условия взаимодействия с операторами (работодателем) в рамках его ведения.

Ограничения при трансграничной передаче

Определен перечень иностранных государств, которые обеспечивают адекватную защиту прав субъектов ПД. К ним относят государства – стороны Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке ПД. Помимо них, будут допускаться государства – не участники при условии соответствия их норм права и применяемых мер по обеспечению конфиденциальности и безопасности при обработке ПД указанной Конвенции (п. 7 ст. 1 Закона 266-ФЗ ).

Важно! Страны, которые обеспечивают адекватную защиту прав субъектов ПД, уточните в « Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» (заключена в Страсбурге 28.01.1981) и в Приказе Роскомнадзора от 15.03.2013 № 274 . Проводите проверку перед каждой передачей ПД.

При намерении передать ПД трансгранично будет нужно информировать Роскомнадзор в виде отдельного уведомления, которое первоначально должно быть подано до 1 марта 2023 года (п. 7 ст. 1 Закона 266-ФЗ).

Алгоритм действий работодателя при планируемой трансграничной передаче скачайте здесь

Содержание уведомления в Роскомнадзор о намерении передать ПД трансгранично (п. 7 ст. 1 Закона 266-ФЗ , будущие ч. 4 ст. 12 Закона № 152-ФЗ ):

1) наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора, а также дата и номер уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных, ранее направленного оператором в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона;

2) наименование (фамилия, имя, отчество) лица, ответственного за организацию обработки персональных данных, номера контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты;

3) правовое основание и цель трансграничной передачи персональных данных и дальнейшей обработки переданных персональных данных;

4) категории и перечень передаваемых персональных данных;

5) категории субъектов персональных данных, персональные данные которых передаются;

6) перечень иностранных государств, на территории которых планируется трансграничная передача персональных данных;

7) дата проведения оператором оценки соблюдения органами власти иностранных государств, иностранными физическими лицами, иностранными юридическими лицами, которым планируется трансграничная передача персональных данных, конфиденциальности персональных данных и обеспечения безопасности персональных данных при их обработке.

Право оператора на трансграничную передачу зависят от того, входит ли страна для передачи ПД в перечень Роскомнадзора. Если да, передача возможна сразу после отправки уведомления. Если нет – только по истечении 10 рабочих дней после отправки уведомления и неполучения запрета или ограничения на передачу (п. 7 ст. 1 Закона 266-ФЗ , будущие ч. 10 – 15 ст.

12 Закона № 152-ФЗ).

Сведения от иностранной организации и органов власти до трансграничной передачи ПД:

  • данные о принимаемых органами власти иностранного государства, иностранными физическими лицами, иностранными юридическими лицами, которым планируется трансграничная передача ПД, мерах по защите ПД и об условиях прекращения их обработки;
  • информация о правовом регулировании в области ПД иностранного государства, под юрисдикцией которого находятся его органы власти, иностранные физические и юридические лица, которым планируется трансграничная передача ПД;

Примечание. Пункт применяется, если предполагается трансграничная передача ПД органам власти иностранного государства, иностранным физическим и юридическим лицам, которые находятся под юрисдикцией иностранного государства – не участника Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке ПД и не включены в перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов ПД.

  • сведения об органах власти иностранного государства, иностранных физических и юридических лицах, которым планируют трансграничную передачу ПД (наименование либо фамилия, имя и отчество, а также номера контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты).

При этом на поручителя перекладывают все обязанности по защите ПД как на оператора (ч. 3–5 ст. 6 Закона № 152-ФЗ ).

Изменения – персональные данные 1 сентября обрабатывают по новым требованиям. Как уведомлять Роскомнадзор, что изменить в Политике по обработке персданных и в Положении о персданных, что учесть при разработке нового согласия на обработку персданных, узнаете на нашем курсе .

Источник: profkadrovik.ru

Персональные данные: что это такое, как обрабатывать и защищать по закону

Изображение записи

Когда сайт или приложение собирает информацию о пользователях (физических лицах), то владелец ресурса считается оператором персональных данных (ПДн). Попробовали разобраться, как это сделать правильно и в рамках действующего законодательства.

Что относится к персональным данным, а что нет

Чтобы определить, что такое ПДн и как с ними работать, обратимся к Федеральному закону №152-ФЗ «О персональных данных». В законе есть следующее определение персональных данных:

«Персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу»

Телефон, email, фотография, ФИО — все это может считаться ПДн.

Также к ПДн можно отнести:

  • национальность;
  • политические, философские и религиозные взгляды;
  • место регистрации;
  • информацию о здоровье, отпечатки пальцев и образцы голоса;
  • информация о судимостях;
  • номер телефона и электронная почта;
  • СНИЛС, ИНН и паспортные данные;
  • ссылки на личные страницы и cookies.

Аналогично с телефоном — сам по себе номер это не ПДн. Но если в базе телефонного оператора указано, что владелец номера +7999-999-99-99 — Петров Петр Петрович, то это уже персональные данные. По ним оператор идентифицирует владельца.

Фотографии человека всегда является ПДн, однако они не всегда являются биометрическими ПДн, на обработку которых требуется письменное согласие. К примеру, фото в скане паспорта в личном деле сотрудника. Такая фотография не будет являться биометрией, поскольку не используется для идентификации.

Фамилия, имя и отчество тоже не всегда ПДн. Например, когда мы не знаем человека и без дополнительной информации затруднительно его идентифицировать. Информация «Петров Петр Петрович» ничего нам не говорит — полных совпадений может быть сотни. Но если у нас есть сопоставление, что у Петрова Петра Петровича номер телефона +7-999-999-9999, то это уже ПДн.

Часто ФИО задает контекст и становится ключевой частью в персональной информации, без которой большая часть данных теряет смысл. Например, когда мы анонимно опрашиваем посетителей сайта о размере зарплаты, то не собираем ПДн. Но если через опрос мы выясняем фамилии и имена, то эта информация уже ПДн.

Полного списка ПДн нет. Данные из списка не всегда относятся к ПДн. Поэтому в 152-ФЗ нет эталонного перечня информации, или законченного списка, по которому было бы понятно, из чего состоят персональные данные. Причина в том, что они зависят от контекста.

Если по набору информации можно идентифицировать человека, как личность, то это ПДн. Если для идентификации нужна дополнительная информации — набор данных уже не ПДн.

Примечание. 152-ФЗ не уникален. В Европе действует его аналог — Общий регламент по защите данных (GDPR). GDPR похож на 152-ФЗ, но есть и некоторые различия. Для начала взглянем на типы ПДн.

Типы персональных данных

152-ФЗ делит ПДн на 4 категории:

  • общедоступные;
  • специальные;
  • биометрические;
  • иные.

Общедоступные

Кажется, что данные, которые известны родным, друзьям или работодателю, однако это в корне неверно. По закону ПДн из общедоступных источников — это только справочники и адресные книги, данные в которые заносятся только с согласия субъекта ПДн. Данные, которые можно найти в интернете общедоступными не являются (за исключением случаев, когда пользователь дал согласие сделать их общедоступными).

Специальные

Определенные ПДн входят в категорию специальных, а именно информация о:

  • расе, национальности и религии;
  • политических и философских взглядах;
  • здоровье;
  • подробностях личной жизни;
  • судимостях.

Биометрические

Это информация о физиологических и биологических особенностях человека:

  • отпечатки пальцев;
  • генетическая информация;
  • рисунок радужной оболочки глаз;
  • образцы голоса;
  • фотографии, если они используются для идентификации.

Но есть нюанс. В 2013 году Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций разъяснила, что здесь тоже важен контекст:

Если вы сдали кровь для анализов, то это не биометрические данные — информация с результатами не используется, чтобы выяснить личность. Но отпечатки пальцев, которые требуются для входа офис, уже биометрические данные — узоры на пальце используются для опознания личности.

Иные

Сюда входят ПДн, что не относятся ко всем предыдущим. Например:

  • фамилия, имя, отчество;
  • паспортные данные;
  • электронная почта или геолокация;
  • информация о принадлежности к определенной социальной группе;
  • стаж работы.

Субъекты и операторы

В законе есть две сущности: субъект и оператор ПДн.

Субъектом персональных данных считается человек, чьи персональные данные обрабатывает оператор ПДн.

Субъект — это физическое лицо: владелец аккаунта в соцсети, посетитель сайта или покупатель в магазине. Например, клиент интернет-магазина заказал ноутбук, а чтобы его получить, выбрал курьерскую доставку, оставив фамилию, имя, адрес и телефон. По этим данным можно определить личность покупателя (субъекта ПДн), а магазин таким образом становится оператором.

Читайте также:  Как оптимизировать налоги на УСН 6

Оператор — это физическое лицо или организация (государственная или частная), которая организует обработку и обрабатывает ПДн, а также определяет цели обработки, состав данных и совершаемые с ними действия.

Например, операторами становятся работодатели, когда соприкасаются с личными данными сотрудников. Даже если сотрудник всего один — работодатель уже оператор.

Как оператору работать с персональными данными

Рассмотрим, как оператору обрабатывать и защищать ПДн.

Сбор

Условия. Если на сайте или в приложении есть возможность зарегистрироваться, заполнить анкету, заказать товар или подписаться на рассылку — это ресурс уже собирает ПДн. В 9 статье 152-ФЗ сказано, что обрабатывать персональные данные можно только с согласия пользователей (кроме исключений, указанных в статье 6). В интернете согласие получают с помощью конклюдентного действия, а письменную форму согласия заменяют на электронную с помощью усиленной квалифицированной ЭП.

Согласие – документ, где указаны конкретные категории ПДн и конкретные цели обработки, для которых осуществляется сбор. Общий подход компании к обработке всех ПДн для всех целей регламентируется документом «Политика конфиденциальности». В электронном виде под каждой формой необходимо добавить чекбокс с текстом: «Даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности». Без «галочки» пользование ресурсом должно быть невозможно.

Для сбора Cookies в рамках соблюдения GDPR тоже понадобится разрешение.

Обычно новым пользователям показывается всплывающее окно с предупреждением, что сайт собирает Cookies, IP и геолокацию, а если пользователь не согласен, то может не пользоваться сайтом.

Исключения. Согласие на обработку ПДн нужно не всегда. Случаи, при которых обработка персональных данных допускается без согласия субъекта персональных данных, предусмотрены пунктами 2-11 части 1 статьи 6 152-ФЗ, но если кратко, то согласие не обязательно для обработки общедоступных данных, обезличенной статистики и СМИ (при условии соблюдения прав субъекта). При этом все данные, естественно, не должны передаваться третьим лицам. Чаще всего, на сайты, приложения и, в целом, на коммерческие ресурсы в интернете, исключения не распространяются.

Примечание. Когда оператор передает ПДн в облако, у оператора должно быть согласие субъекта на передачу, а также обязательно нужно удостовериться, что инфраструктура соответствует 152-ФЗ по требуемому уровню защищенности и заключить поручение на обработку. Это гарантия спокойной работы и отсутствия в дальнейшем проблем с Роскомнадзором. Например, облако на базе VMware и Облачные серверы в Selectel соответствуют требованиям по 3 уровню защищенности ПДн.

Обработка

Все, что происходит с ПДн — это обработка:

  • передача;
  • запись;
  • хранение;
  • извлечение;
  • изменение;
  • обезличивание;
  • анализ;
  • удаление.

Сбор — это тоже обработка.

Обработка бывает трех видов:

  • Автоматизированная — с помощью СВТ (средств вычислительной техники). Это компьютеры, телефоны и другие электронные устройства, базы данных, программы, скрипты.
  • Смешанная — обработка человеком при участии СВТ. Например, когда в бухгалтерии вбивают в программу данные из бумажного заявления на отпуск.
  • Неавтоматизированная — без автоматизации, на бумажных носителях.

Условия. Обработка ПДн должна проходить с согласия субъектов. Для обработки должны быть четкие цели, например, для рассылки. В соответствии с целями, можно обрабатывать только ограниченный набор данных и не больше. Например, для рассылки не нужны паспортные данные и ИНН.

Хранение

Если информация о субъектах хранится на серверах, жестких дисках, флешках, в облаке или даже в распечатанном виде — это называется хранением персональных данных.

Условия. К обработке ПДн много требований со стороны 152-ФЗ.

  • Данных нужно хранить столько, сколько достаточно для выполнения целей обработки.
  • Информация должна храниться так, чтобы можно было определить субъекта, не дольше, чем того требуют цели обработки.
  • Если данных не хватает или они неточные, то оператор обязан их уточнить или удалить.
  • Если есть базы данных с разными ПДн, собранными для разных целей, их нельзя объединять.
  • После обработки ПДн должны быть уничтожены или обезличены.
  • Если ПДн передаются в другую страну, нужно удостовериться, что там есть подходящая система защиты, а субъект дал на это отдельное согласие (если страна не входит в перечень стран, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов ПДн).

Субъект может в любой момент запросить у оператора (в письменном или электронном виде с помощью усиленной квалифицированной ЭП) какие данные на него есть, цели обработки и состав данных. А если информация неточная или старая — может потребовать ее обновить.

Защита

Согласно 152-ФЗ, оператор отвечает за все, что происходит с ПДн, даже если привлек сторонних лиц для обработки. Например, если банк собрал базу скан-копий паспортов клиентов, а она попала к мошенникам — отвечает банк. Поэтому информационные системы персональных данных (ИСПДн) должны быть хорошо защищены. Критерий «хорошо» означает в соответствии с уровнем защищенности обрабатываемых данных (УЗ). Уровни защищенности определены в постановлении Правительства 1119 и связаны с категорией ПДн.

Каждый оператор обязан самостоятельно определить уровень защищенности ПДн и настроить IT-инфраструктуру, в соответствии с требованиями. Чтобы было проще ориентироваться, используйте таблицу определения УЗ.

Примечание. Если храните данные в ЦОД, то инфраструктура должна соответствовать требованиям приказа ФСТЭК. Соответствие подтверждается оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности ПДн. Аттестованный сегмент ЦОД Selectel соответствует требованиям по 1 уровню защищенности ПДн и 1 классу защиты государственных информационных систем.

Операторы обязаны (кроме случаев, указанных в части 2 статьи 22 152-ФЗ) подать уведомление в Роскомнадзор, чтобы организацию внесли в реестр операторов ПДн. В заявлении обязательно указать какие меры предприняты для защиты, какие ПДн и где будете хранить.

Документы

Подготовить оборудование, ПО и инженерные системы недостаточно. Для обработки ПДн нужно еще много документов:

  • Политика в отношении обработки персональных данных. Общедоступный документ, отражающий политику компании в части обработки ПДн.
  • Модель угроз безопасности информации. В документе описываются актуальные для информационной системы персональных данных угрозы.
  • Приказ о назначении ответственного за обеспечение безопасности персональных данных — обычно назначают сотрудника службы информационной безопасности. Он будет отвечать за обеспечение безопасности ПДн.
  • Приказ о назначении ответственного за организацию обработки персональных данных – обычно назначают сотрудника юридического отдела, который отвечает за правильную организацию процесса обработки ПДн и соблюдение прав субъектов.
  • Акт оценки вреда субъектам ПДн. Документ, в котором производится оценка вреда, который может быть причинен субъектам ПДн в случае нарушения требований 152-ФЗ.

Это неполный список из организационных документов. Список названий займет слишком много места, поэтому оставим ссылку на большой список.

Ответственность

Роскомнадзор проверяет компании — собирают ли они ПДн и зарегистрировались ли как оператор, если это необходимо. За нарушения штрафует, согласно статье 13.11 КоАП РФ.

Например, за незаконную обработку без согласия штраф от 1 до 30 тысяч рублей, в зависимости кто нарушил: физлицо, юрлицо или должностное лицо. Также штрафуют, если оператор не защищает информацию или не обеспечивает запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных в базах данных, находящихся на территории России.

Штрафы можно получить не только за халатное отношение к ПДн, но и если не разработать соответствующую документацию или приказы. Например, если нет «Политики в отношении обработки персональных данных» возможен штраф от 700 рублей до 30 тысяч. А если нет «Модели угроз безопасности» — штраф от 1 тысячи для физлиц до 50 тысяч рублей для юрлиц.

Примечание. Хранение данных в облаке не снимает ответственности с оператора. ЦОД — промежуточное звено, третье лицо. Инфраструктура, соответствующая требованиям, помогает оператору не беспокоиться о требованиях регулятора в зоне ответственности провайдераа. Но вся ответственность перед субъектом лежит на операторе.

Краткий чек-лист для обработки ПДн

Персональные данные — информация, которая относится к конкретному человеку: ФИО, номер телефона, e-mail, группа крови или фотография.

При обработке ПДн, нужно соблюдать требования 152-ФЗ:

  • Зарегистрироваться в Роскомнадзоре, как оператор (кроме исключений, перечисленных в части 2 статьи 22)
  • Получать согласие у субъекта и не собирать лишние данные.
  • Отвечать на обращения субъектов и предоставлять всю информацию.
  • Собирать и хранить информацию только для достижения определенных целей в определенный срок.
  • Защищать ПДн по закону.
  • Уточнять, блокировать или уничтожать ПДн по заявлению субъектов или когда достигли целей.

В законе, постановлениях и других документах, связанных со 152-ФЗ, нет четких указаний или чек-листов, что делать в разных случаях, чтобы работать по закону. Поэтому у нас есть только примерные списки действий при работе с ПДн, которые можете использовать.

Источник: selectel.ru

«Шпаргалка» от Роскомнадзора: как защищать права субъектов персональных данных

Роскомнадзор опубликовал на своем официальном сайте www.rsoc.ru информацию, в которой содержатся ответы на часто задаваемые вопросы в сфере защиты персональных данных. Например, в каких случаях операторы не обязаны обеспечивать конфиденциальность таких данных, когда на их обработку не требуется согласия субъекта персональных данных, можно ли представить такие данные за родственника, является ли веб-сайт информационной системой обработки персональных данных. Подобные разъяснения ведомство вправе давать как уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных на основании постановления Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».

Кто может являться оператором персональных данных?

При этом операторами указанные органы и лица являются независимо от включения в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор.

В каких случаях операторами не должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных?

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о персональных данных обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется:

1) в случае обезличивания персональных данных;

2) в отношении общедоступных персональных данных.

В каких случаях для обработки персональных данных не требуется согласия субъекта персональных данных?

Согласно ч. 2 ст. 6 Закона о персональных данных согласия субъекта персональных данных не требуется в следующих случаях:

Читайте также:  Зарплатный проект для ИП отзывы

1) обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;

1.1) обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;

2) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;

3) обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;

4) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

5) обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;

6) обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

7) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

Кто должен запрашивать согласие работников предприятия на обработку персональных данных при их передаче для обработки другому оператору?

Получить согласие работника на передачу его персональных данных для обработки другому оператору должна администрация предприятия, на котором работает субъект персональных данных.

В каких случаях оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных?

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о персональных данных оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных.

Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи, при обработке персональных данных:

1) относящихся к субъектам персональных данных, которых связывают с оператором трудовые отношения;

2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;

3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством РФ, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

4) являющихся общедоступными персональными данными;

5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;

6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;

7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус федеральных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;

8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных.

Уведомление должно быть направлено в письменной форме и подписано должностным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством РФ.

Образец формы уведомления об обработке персональных данных и методические рекомендации по его заполнению размещены на официальном сайте Роскомнадзора www.rsoc.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Кроме того, на портале «Персональные данные» реализована функция по заполнению уведомлений об обработке персональных данных в электронной форме.

Вправе ли физическое лицо представлять персональные данные своих близких родственников?

Предоставление физическим лицом оператору персональных данных близких родственников возможно только при наличии письменного согласия указанных лиц либо в случаях, установленных федеральными законами.

Вправе ли кредитная организация обрабатывать персональные данные физических лиц, получивших отказ в предоставлении кредита? Возможно ли хранить формы анкет-заявок на получение кредита в формате цифровых копий?

Персональные данные субъектов персональных данных, полученные кредитной организацией при рассмотрении заявок на получение кредита, в случае отрицательного решения кредитной организации подлежат уничтожению в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.

Обращаем ваше внимание, что типовые формы документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных, могут храниться в формате цифровых копий при соблюдении требований к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.11.2007 № 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Возможно ли получение согласия на обработку персональных данных по телефону? Что является доказательством получения согласия на обработку персональных данных при покупке товаров в интернет-магазинах?

При заполнении веб-формы заявки на покупку товара на сайте интернет-магазина в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» критерием, свидетельствующим о получении оператором согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, является файл электронной цифровой подписи.

Кроме того, предложение оператора о продаже товара в отдельных случаях может рассматриваться как публичная оферта.

Таким образом, субъект персональных данных, акцентируя указанную оферту, тем самым осуществляет конклюдентные действия, выражающие его волю и согласие на обработку его персональных данных, предоставленных при заполнении заявки на покупку товаров.

Получение согласия на обработку персональных данных по телефону, посредством СМС-сообщений действующим законодательством РФ не установлено.

Вправе ли оператор запрашивать сведения о судимости?

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона о персональных данных обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством РФ, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

Какие иностранные государства обеспечивают адекватную защиту персональных данных?

До начала осуществления трансграничной передачи персональных данных оператор, осуществляющий обработку персональных данных на территории РФ, обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных.

Критериев, определяющих адекватность защиты прав субъектов персональных данных на территории иностранного государства, действующим законодательством РФ не предусмотрено.

Оператору, осуществляющему трансграничную передачу персональных данных, необходимо руководствоваться законодательством иностранного государства, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, законодательством РФ в области защиты прав субъектов персональных данных, а также международными нормативными актами, в том числе Конвенцией о защите прав физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28.01.81 ETS № 108 с учетом перечня стран, подписавших и ратифицировавших данную Конвенцию. Это Австрия, Бельгия, Болгария, Дания, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония.

Вторая группа, которая может претендовать на статус стран, обеспечивающих адекватную защиту персональных данных, это страны, имеющие общенациональные нормативные правовые акты в области защиты персональных данных и уполномоченный надзорный орган по защите прав субъектов персональных данных. Это Андорра, Аргентина, Израиль, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Норвегия, Сербия, Хорватия, Черногория, Швейцария, Южная Корея, Япония.

Распространяются ли требования Закона о персональных данных на юридическое лицо иностранного государства?

Требования Закона о персональных данных распространяются на представительства юридических лиц иностранных государств, осуществляющих деятельность по обработке персональных данных на территории РФ.

Является ли веб-сайт информационной системой обработки персональных данных?

Согласно п. 9 ст. 3 Закона о персональных данных информационная система персональных данных — информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.

В случае соответствия веб-сайта указанным требованиям он является информационной системой.

Как документально оформить факт уничтожения персональных данных субъекта?

Порядок документальной фиксации уничтожения персональных данных субъекта определяется оператором персональных данных самостоятельно. Уничтожение персональных данных субъекта осуществляется комиссией либо иным должностным лицом, созданной (уполномоченным) на основании приказа оператора.

Наиболее распространенными способами документальной фиксации уничтожения персональных данных субъекта является оформление соответствующего акта о прекращении обработки персональных данных либо регистрация факта уничтожения персональных данных в специальном журнале. Типовая форма акта и журнала утверждаются самим оператором.

  • за неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо представление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации (ст. 5.39 КоАП РФ);
  • разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность) (ст. 13.14 КоАП РФ);
  • нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11 КоАП РФ);
  • непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7 КоАП РФ).
  • стандарты и рекомендации в области стандартизации Банка России — www.cbr.ru/credit/Gubzi_docs/;
  • концепция защиты персональных данных в информационных системах персональных данных оператора связи — www.minkomsvjaz.ru/3495/8317/8319/8322/;
  • методические рекомендации для организации защиты информации при обработке персональных данных в учреждениях здравоохранения, социальной сферы, труда и занятости — www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/informatics/5, www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/informatics/4.

Источник: www.eg-online.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин