Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы “Азбука тендеров”! В ноябре 2018 года был подписан Федеральный закон № 422-ФЗ “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “налог на профессиональный доход”…” или как многие его называют “закон о самозанятых”. С появлением этого закона у многих возник резонный вопрос, а могут ли самозанятые принимать участие в тендерах? Именно на этот вопрос мы и дадим ответ в настоящей статье, а также разберемся чем самозанятые отличаются от физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Итак, давайте начнем…
Кто такой самозанятый?
Согласно ч.1 ст.4 422-ФЗ налогоплательщиками налога на профессиональный доход (“самозанятыми”) признаются физические лица , в том числе индивидуальные предприниматели , перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.7 ст.2 422-ФЗ профессиональный доход — доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества .
Теневая деятельность субъектов малого предпринимательства
То есть это физлицо без работодателя или ИП без работников, которое перешло на специальный налоговый режим и местом ведения деятельности которого является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.
Стоит отметить что 422-ФЗ это экспериментальный закон по использованию специального налогового режима, который изначально распространялся на Москву, Московскую и Калужскую область, а также Республику Татарстан.
Однако 30.10.2019 года на официальном сайте проектов нормативных актов Минфином был опубликован проект закона согласно которому с 1 января 2020 года к эксперименту присоединятся 19 новых субъектов РФ: Санкт-Петербург, Воронежская, Волгоградская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Красноярский и Пермский края, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Башкортостан.
Физическое лицо указывает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, при переходе на специальный налоговый режим. Субъект для ведения деятельности можно менять не чаще 1 раза в год.
Сам же эксперимент проводится до 31 декабря 2028 года включительно.
Кто не может стать самозанятым?
В ч.2 ст.4 422-ФЗ приведен перечень лиц, которые не вправе применять специальный налоговый режим, а именно:
1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке;
2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;
4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;
НОВЫЙ ЗАКОН ПРИРАВНИВАЕТ САМОЗАНЯТЫХ К ИП В РАМКАХ МАЛОФОРМАТНОЙ ТОРГОВЛИ
5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6;
6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;
7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных ч.4 ст. 15 422-ФЗ (ЕСХН, ЕНВД);
8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.
Как перейти на специальный налоговый режим и стать самозанятым?
Статус “самозанятого” постепенно приобретает популярность, поэтому многие физические лица, работающие на себя, задумываются о переходе на специальный налоговый режим.
Тут и правда есть над чем задуматься, налоги ниже (4% при работе с физлицами и 6% при работе с юридическими лицами и ИП), отчисления в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования платить не нужно. Несомненным плюсом также является и тот факт, что “самозанятым” не нужно подавать декларации о доходах и вести бухгалтерию, уплата налога производится автоматически через мобильное приложение “Мой налог”.
Давайте теперь с вами разберемся, как можно зарегистрироваться в качестве самозанятого и что для этого нужно.
Регистрацию можно пройти одним из перечисленных ниже способов:
— через мобильное приложение «Мой налог» от ФНС России (приложение доступно в App Store и Google Play);
— на сайте ФНС России через веб-кабинет «Мой налог» ( https://lknpd.nalog.ru/auth/login );
— через уполномоченный банк (через онлайн-банк или мобильное приложение, например, через Сбербанк-онлайн);
— через портал “Госуслуги”.
Если будете выполнять регистрацию с телефона, то на выбор вам будут доступны три варианта:
- регистрация по паспорту;
- через личный кабинет физлица;
- через портал “Госуслуги”.
Если у вас есть регистрация в ФНС или на сайте “Госуслуги”, то при регистрации вам будет необходимо указать ИНН и пароль от кабинета ФНС или логин и пароль от сайта “Госуслуги”. Паспорт будет не нужен, так как системы автоматически подгрузят необходимую информацию. А вот если у вас нет регистрации на “Госуслугах” или в ФНС, то понадобится скан паспорта.
При регистрации действуйте указаниям системы. Само заявление будет сформировано автоматически. По завершению процедуры подтвердите регистрацию. Регистрация проходит сразу, однако в отдельных случаях срок регистрации может достигать 6 дней.
Если же вы уже находитесь в качестве ИП, но хотите перейти на новый налоговый режим, то сделать это можно следующим образом. Сначала вы регистрируетесь в системе “Мой налог”, а затем подаете заявление в налоговую о переходе на новую систему налогообложения. Сделать это нужно в течение месяца после регистрации в качестве “самозанятого”.
Нюансы участия самозанятых в тендерах
Как вы, наверное, знаете, и 44-ФЗ и 223-ФЗ допускает возможность участия физических лиц в тендерах. Однако с участием физических лиц здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Вы спросите, почему?
Во-первых , физические лица платят самый высокий налог — НДФЛ 13%, который будет удерживаться Заказчиком из суммы выигранного контракта (п.2 ч.13 ст.34 44-ФЗ). Помимо этого Заказчик обязан заплатить за физическое лицо страховые взносы в Пенсионный фонд (ПФР) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).
Во-вторых , физическое лицо может принимать участие в тендерах только на выполнение работ или оказание услуг, но не на поставку товаров. Поскольку перепродажа товара классифицируется как предпринимательская деятельность. А ведение предпринимательской деятельности без соответствующей регистрации и лицензии грозит штрафами, либо арестом (ст. 14.1 КоАП РФ; ч.1 ст.171 УК РФ).
В-третьих , физическое лицо не может принимать участие в тендерах на постоянной основе. Поскольку систематическая деятельность направленная на извлечение прибыли также классифицируется как предпринимательская.
Так согласно ч.1 ст.2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная , осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Соответственно, такая деятельность требует регистрации, в противном случае может грозить штрафами и арестами (ст. 14.1 КоАП РФ; ч.1 ст.171 УК РФ).
В-четвертых , есть ограничение и по сумме контракта — 1,5 млн. рублей. Это ограничение вытекает из норм ст.169 УК РФ.
Согласно ч.1 ст. 171 УК РФ осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере , — наказывается штрафом в размере до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2-х лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до 6-и месяцев.
Понятие «дохода в крупном размере» и «дохода в особо крупном размере» приведено в Примечании к статье 169 УК РФ. Крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 1,5 млн. рублей , особо крупным – 9 млн. рублей.
В-пятых , физическое лицо может принимать участие в тендерах на выполнение работ или оказание услуг, не требующих лицензирования (допуска к работам), т.к. физическим лицам такие документы не выдают (ч.1 ст.2. 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”).
В-шестых , физическое лицо не может принимать участие в закупках, проводимых для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), так как не относится к данным категориям участников закупок.
С физическими лицами мы разобрались, но а что же с самозанятыми?
А с самозанятыми ситуация следующая.
Во-первых , самозанятые платят налог 4% с дохода, полученного от физических лиц и 6% от юридических. А это уже гораздо выгоднее нежели платить НДФЛ — 13%.
Во-вторых , для самозанятых есть территориальное ограничение. Местом ведения деятельности самозанятого может является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенного в эксперимент.
В настоящий момент это Москва, Московская и Калужская область, а также Республика Татарстан. С 1 января 2020 года в этот перечень добавится еще 19 субъектов. О них мы уже говорили выше в этой статье.
Таким образом самозанятый участник закупок может принимать участие в тендерах в том субъекте РФ, где он поставлен на учет. При условии, что этот субъект РФ включен в эксперимент.
В-третьих , для самозанятых установлен лимит по доходам — они не должны превышать 2,4 млн. рублей в год.
В-четвертых , самозанятые также, как и просто физические лица не могут участвовать в тендерах на поставку товаров (т.е. заниматься перепродажей). А также не могут нанимать исполнителей для выполнения работ и оказания услуг.
В-пятых , в отличие от физического лица самозанятый может принимать участие в тендерах на постоянной основе.
В-шестых , правительство подготовило законопроекты о внесении изменений в 44-ФЗ и 223-ФЗ согласно которым самозанятых приравняют к СМП и СОНКО. Что в свою очередь даст им привилегии при участии в тендерах, а именно: квота в отношении закупок, проводимых для СМП и СОНКО; сокращенные сроки оплаты по контракту и возврату денежных средств; меньший размер ОИК; участие в программах партнерства. Эти поправки будут действовать до окончания эксперимента, а точнее до 31.12.2028 г.
Однако эти изменения планируются только с 2020 года.
В-седьмых , в отличие от ИП самозанятые не платят обязательные страховые взносы в ПФР и ФФОМС, что также является определенным преимуществом. Однако есть и минус — период использования специального налогового режима не засчитывается в трудовой стаж.
Поэтому если сравнивать между собой варианты участия в тендерах в качестве физического лица, самозанятого и ИП, то вариант участия в качестве ИП наиболее перспективен.
На этом наша статья подошла к концу. Если остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях, будем рады на них ответить.
Источник: azbukatenderov.ru
Россияне начали переходить из МСП в самозанятые
Россияне стали переходить из малого и среднего предпринимательства (МСП) в самозанятые. Об этом сказано в исследовании РАНХиГС и Корпорации МСП.
Там также отмечается, что самозанятость не сопровождается качественным развитием сферы МСП. Однако, по мнению авторов, в основе роста лежит именно легализация ранее работавших в тени граждан, а не перерегистрация существующих ИП и предприятий.
Руководитель Дирекции организации правовой поддержки субъектов МСП Корпорации Алексей Шестоперов также отметил, что только 5% от общего числа самозанятых зарегистрированы как ИП.
Количество занятых в секторе МСП остается стабильным, заявили «Известиям» в пресс-службе Минэка. При этом в I квартале 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022-го их число упало (с 18,13 до 18,07 млн человек), привели цифры там.
В ФНС «Известиям» сказали, что не фиксируют тенденцию по перетоку МСП в самозанятые. За шесть месяцев этого года прекратили деятельность 285,7 тыс. ИП, что на 7,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, пояснили там.
Тенденция перехода из ИП и МСП есть, уверен эксперт по финансам и инвестициям, основатель финансового клуба «Мультипликатор» Эван Голованов. Одна из причин — отъезд части сотрудников компаний и последующая оптимизация налоговой нагрузки. Другая причина — снижение доходов ООО или ИП, добавил он.
Тренд связан с ухудшением финансовых результатов сектора МСП, а также с более высокой налоговой и административной нагрузкой на малый и средний бизнес, согласен основатель IT-платформы для самозанятых «ЯЗАНЯТ», председатель Комитета по налогам МГО «Опора России» Павел Зюков.
Специальный налоговый режим для самозанятых заработал в 2019 году. Эксперимент будет действовать до 2028 года. В марте премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщил, что режим планируют продлить после 2028-го, но конкретные условия будут обсуждаться.
Источник: pln-pskov.ru
Законопроект в Думе о поддержке самозанятых как субъектов малого предпринимательства (СМП)
В апреле 2019 самозанятые пожаловались, что им при гос.закупках и гос.заказах не дают льготы как субъектам малого предпринимательства. Обещали исправить. И вот, 6 Ноября 2019 года соответствующий законопроект № 831098-7 был передан в Государственную Думу для его рассмотрения.
О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части регулирования участия физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в закупках с участием субъектов малого и среднего предпринимательства. Законопроект состоит из 2 листов:
Статья 1
Внести в статью 8 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЭ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 30, ст. 4571; 2012, № 53, ст. 7649; 2013, № 52, ст. 6961; 2015, № 1, ст. 11; №29, ст. 4375; 2017, №24, ст. 3477; 2018, №1, ст.
89; №27, ст. 3957; 2019, №18, ст. 2194) изменение, дополнив ее частью 15 следующего содержания:
«15. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг, применяются в течение срока проведения эксперимента, установленного Федеральным законом от 27 ноября 2018 года №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)», в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».».
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
2. Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.
Указанный закон вступит не раньше 90 дней после принятия и официальной публикации, ориентировочно Февраль — Март 2020 года.
Зачем нужен этот закон? Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части регулирования участия физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в закупках с участием субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее — законопроект) подготовлен во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2019 г. № СА-П13-49пр (пункт 2 раздела II), а также национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
В настоящее время физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее — «самозанятые» граждане) вправе принимать участие в закупках в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон) на общих основаниях, наряду с иными участниками закупок.
При этом Федеральным законом в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства предусматриваются существенные меры поддержки (льготы) при участии в закупках (в том числе особенности проведения закупок у таких субъектов, обязательная квота закупок, сокращенный срок оплаты за поставленный товар, оказанную работу, выполненную услугу, участие в программах партнерства и развития). Законопроект предусматривает применение положений Федерального закона, касающихся участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, в течение срока проведения эксперимента, установленного Федеральным законом «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)», в отношении «самозанятых» граждан. Принятие законопроекта направлено на создание благоприятных условий для становления и развития деятельности «самозанятых» граждан, путем облегчения доступа к закупкам товаров, работ, услуг, осуществляемым отдельными видами юридических лиц, и будут способствовать достижению целей национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Особый порядок вступления в силу законопроекта обусловлен необходимостью разработки и принятия изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. №1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также обеспечения подготовки к указанным изменениям.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Источник: sznpd.ru